Научная статья на тему '«Изба-читальня» Натальи лесцовой'

«Изба-читальня» Натальи лесцовой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
204
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Изба-читальня» Натальи лесцовой»

Читаем книги

В.Г. Останина

«ИЗБА-ЧИТАЛЬНЯ» НАТАЛЬИ ЛЕСЦОВОИ

«Не позволяй душе лениться» - эти слова поэта Николая Заболоцкого, ставшие крылатыми, особенно актуальны в наши дни и обращены они прежде всего к молодым людям, родившимся в 2000-е годы. Всё большую тревогу вызывает нежелание юных граждан читать и перечитывать классическую литературу, интересоваться современными произведениями, продолжающими славные традиции отечественной прозы и поэзии. Процесс чтения требует определённых условий: уединения, сосредоточенности, затрат времени. А кроме этого, что очень важно, требует душевных усилий: сопереживания, сострадания, самооценки, самопознания, а без этой работы души не возможно нравственное и духовное развитие личности. В современном обществе молодые люди, особенно живущие в городах, постоянно подвергаются влиянию (агрессии) со стороны рекламы, попадают в различные стрессовые ситуации и конфликты, и поэтому, защищаясь, тяготеют к тусовочному образу жизни, к легкодоступным развлечениям, заряжаются негативными эмоциями от телесериалов и компьютерных игр. Утратив потребность в чтении, они стандартно мыслят, с трудом находят нужные слова для общения, они беспомощны и малограмотны, несмотря на обучение в школе. К чтению также не располагает изобилие низкопробного чтива на книжном рынке. Здесь уместно напомнить слова В.М. Шукшина: «Настоящая литература рассчитана на неодноразовое прочтение». А кто может научить отличать настоящее от второсортного? Любовь к хорошей книге должна прививаться ребёнку с раннего возраста чтением в семейном кругу, а затем закрепляться в школе на уроках литературы, в библиотеке.

Недавно я прочла в журнале «Наш современник» (2018. № 11) повесть оренбургской писательницы Натальи Лесцовой «Изба-читальня», и мне как читателю захотелось поделиться своими впечатлениями от прочитанного и раз© Останина В.Г., 2019

мышлениями о великой роли литературы и проблемах, затронутых автором. По итогам года за эту повесть автору присуждена ежегодная премия журнала «Наш современник».

Не стану пересказывать сюжет повести Натальи Лесцовой «Изба-читальня», чтобы не оттолкнуть читателя. Ведь это будет всё равно, что срубить молодую берёзку, отсечь у неё все сучочки и вершинку, обтесать ствол с двух сторон и в результате получить жердь для ограды. В сюжете невозможно передать живую пахучую речь персонажей, болезненные точки соприкосновения судеб, все переживания человеческой души. Надо как-то иначе рассказать о произведении, а это не так-то просто. Ведь о полюбившемся предмете сколько ни говори, а всё кажется мало или недостаточно хорошо. Начну, пожалуй, с главной героини повести. Эта поистине героическая женщина пенсионного возраста, живущая в современной деревне, разорённой и обездоленной разбойничьим переделом собственности, обладает большой внутренней силой, надёжностью и решительностью в непростых ситуациях.

Лесцова Наталья - врач, кандидат медицинских наук, в прошлом преподаватель Оренбургской государственной медицинской академии. В 2016 году окончила Высшие литературные курсы Литературного института им. А.М. Горького. Член Союза писателей России. Повести и рассказы публиковались в газете «Литературная Россия», журналах «Наш современник», «Литературная учёба», «Московский вестник», на болгарском языке в журнале «Литературен Свят». Лауреат VI Международного Славянского литературного форума «Золотой Витязь» (2015). Автор трёх книг прозы: «Седьмая рана» (2016), «Музыка для мамы» (2017), «Изба-читальня» (2018). Живёт в Оренбурге.

2221-7711 Национальные приоритеты России. 2019. № 1 (32)

У Тамары Исаевны и прозвище деревенское соответствует её характеру - Томка Чисто Чёрт. «Не баба - вулкан! Камчатка! Канонада, извержение, если рот откроет! - так только про неё в деревне и говорили». Личная жизнь героини сложилась не лучшим образом: мужья не прижились, что объяснимо сильным требовательным нравом женщины, две дочери живут в городе, а сама работы лишилась за год до пенсии. Библиотеку закрыли одновременно с клубом, книги погрузили на тракторную тележку и под дождём увезли в райцентр за ненадобностью. Пыталась что-то доказать начальству, но её не слушали. Без клуба, школы и больницы деревня состарилась и притихла. Молодёжь уехала в город за призрачным счастьем, остались в ней спивающиеся без работы мужики да бабы и старухи, изношенные трудом и заботами, со своими болезнями и печалями. А что же даёт силы Тамаре и её соседкам продлевать беспросветную, однообразную жизнь? Это дом, это земля под огородом, это двор и хозяйство, требующие ежедневного ухода, корма, чистоты и распорядка. И надо изо дня в день, превозмогая накопившуюся многолетнюю усталость и хворь, вставать и делать привычное дело, а иначе нельзя, иначе всё пойдёт прахом.

«...деревенский простой нескончаемый труд давал осознание своей ценности и полезности для той жизни, которою Томка жила. Ещё он давал уверенность в том, что всё тут держится на ней и станет без неё невозможным, да, собственно, и ненужным. Тихая радость в её душе поднималась каждый раз, когда она видела, как жадно едят коровы и свиньи, как чисто у них в стойлах и клетях, как лоснится шерсть на спине у любимицы Марты и как быстро набирают вес и растут поросята и телята. Труд приносил свои многострадальные и благословенные плоды, и Томкина жизнь была в свете этого труда исполнена величайшего смысла».

А сколько замечательных строк в повести посвящено деревенским хлопотам накануне Пасхи. И хотя иконы с ладанками в домах перекочевали из переднего угла в комоды и ящики, а потолки заклеили плиткой, пол, чтоб легче мыть застелили линолеумом и окна поставили пластиковые, как у городских, но уборка к Пасхе - святое! Не терпящая никакой нечистоты вокруг себя Томка «драила, мыла-скоблила, стирала, отбеливала, крахмалила,

гладила - наводила порядок. Основательно, сосредоточенно, с упоением». А с каким старанием она готовила по субботам баню! И тут ей не было равных.

Томкина соседка Зинаида Андреевна такого рвения в уборке проявить не могла, остатки своих сил она отдавала уходу и сбережению своего бесценного богатства - книгам. Собранная за долгие годы личная библиотека бывшей учительницы помещалась в трёх огромных книжных шкафах во всю стену до самого потолка. Все книги Зинаида Андреевна с наступлением тепла постепенно небольшими стопочками выносила и раскладывала на свежем лёгком ветерке, обмахивала пыль, проветривала, а затем возвращала на чистые полки. Многотрудная эта процедура при больных ногах и гипертонии занимала не один день, но своей заботе о книгах хозяйка не изменяла, чем вызывала недоумение и сочувствие соседей.

Перемены в однообразную устоявшуюся жизнь пришли неожиданно. Умирает Зинаида Андреевна и её библиотека по завещанию переходит к Тамаре, которая много лет заботилась об одинокой бывшей учительнице, привозила продукты, навещала и находила в ней близкого человека. Переживая боль утраты, Тамара выполняет волю умершей, переносит книги к себе, с трудом находит им место в доме и тем самым спасает их от неминуемой гибели в жилище, перешедшем в чужие нерадивые руки. Ведь настало такое помрачение в человеческих душах, при котором книги сжигались или просто выбрасывались. И приходилось видеть у городских контейнеров для мусора груды книг. Так «новые хозяева жизни» освобождали от ненужного «хлама» квартиры, перешедшие к ним от родителей, дедушек и бабушек или же отобранные у стариков обманом. А чем же стали спасённые книги для Тамары Исаевны и её односельчан? А случилось непредвиденное. Во время обострения сезонной хвори, сковавшей могучее тело нашей героини, фельдшер Алёна посоветовала ей что-нибудь почитать и подала первую попавшую книгу. Чтение увлекло больную, заслонило собой телесериалы и выздоровление пошло, вроде, быстрее. «В книжках, как оказалось, написано было куда интересней, и про самую что ни на есть настоящую жизнь. Всё было правда - смешная и грустная, от которой у неё то слёзы наворачивались, то прорывался смех, и телевизор она включала уже реже.».

Читаем книги

Придётся Тамаре пережить ещё пожар, случившийся в её бане по вине непутёвого сожителя и его собутыльников, будут тщетные попытки спасти никчёмного бомжа, но без чтения она уже не представляла себя, оно стало светлой частью её жизни. «Стоило лишь открыть книгу, как она возносилась к таким вершинам, что могла уже видеть перед собой разные страны, разных людей, разную жизнь, и, что удивляло её больше всего, - это было не так, как по телевизору, совсем иначе. Книги давали совсем другое ощущение жизни. Томка читала и сама творила силой своего ума и воображения тех героев и те обстоятельства, про которые вещал автор».

О её запойном чтении вскоре узнают все и расценят как непозволительную причуду и глупую трату времени. Тамара уже и не скрывала своего пристрастия от любопытных глаз. И когда у неё собрались женщины на вечеринку по поводу избавления от неисправимого сожителя, она между делом рассказала им о судьбе Катерины из прочитанной повести Василия Белова «Привычное дело». Эта печальная судьба так растрогала всех, что книгу попросила почитать одна и другая. А после снова собрались за чаем, рассуждали о прочитанном, удивлялись способности писателя так вот просто рассказать всю правду о деревенской жизни, ничего не утаивая. И вот как одна из женщин признаётся: «Я и не знала, что так про деревню написано бывает. Я-то со школы ничего больше и не читала. Думала, что в книжках только про городских пишут. Про нас-то чего писать: про картошку што ли, или про сараи - не интересно, а гляньте-ка, как оно тут... Прям роман. Про меня будто, и я сроду, как эта баба за своим мужиком, маялась: и на ферме, и дом на мне, и дети, и огород, и картошка... Приду с работы, в сарай надо, и сварить на ужин, и бельишко простирнуть, и у ребят уроки проверить, и...». И люди потянулись к Томке на врачующий свет живого слова чтобы отдохнуть, послушать, отвлечься от мрачных мыслей, приносили с собой вязание и штопку, чтобы не сидеть без дела и слушали, слушали. А расходились по домам уже в темноте и переговаривались между собой радостные. Мужикам она читала о войне, о героизме и подвигах, а потом бралась за рассказы Чехова о горьких пьяницах и недотёпах. И они то-

Останина Валентина Григорьевна - член Союза писателей России; пос. Таврическое Омской области.

же слушали. Деревенская изба собирала всех желающих с трёх улиц и превращалась в избу-читальню. А её хозяйка как-то похорошела и перестала глядеть на себя как на одинокую бабу-пенсионерку.

Читая повесть, я ясно вижу эту многострадальную российскую деревню, состарившуюся, забывшую вековые традиции, живущую по инерции со спивающимися без работы мужиками и постаревшими усталыми женщинами. И понимаю, что эти женщины и эта деревня и есть наш сегодняшний тыл, родственный тылу военных сороковых, когда матери этих женщин, тётки, старшие сёстры и братья на своих плечах вынесли всю тяжесть войны и спасли Родину.

В Томке я узнаю мою старшую сестру Любу, которую поминаю в своих молитвах. В те тяжёлые годы она, девчонка 1930 года рождения, работала в Павлоградском Загот-зерно, таскала на себе мешки с зерном, и когда удавалось принести немного промёрзшего зерна за пазухой, подкармливала двух младших братьев, сестру, мать и отца, израненного и контуженного на Волховском и Ленинградском фронтах. Зерно мололи дома на ручной мельнице в постоянном страхе, ожидая прихода участкового. А в летнюю пору Люба, не дойдя до дома, падала от усталости в огороде и засыпала на земле до следующей смены.

И теперь мы узнаём из повести: «Ну и ладно, - спокойно подумала Томка, - нам, русским бабам, доля такая - сама себе и мужик, и баба! Как наши бабки да матери после войны жили, так и нам, видать, придётся. И не гляди, что нету щас войны, а легче не стало. Мужиков и не стреляет никто, а они сами куда-то переводятся...».

Наталья Лесцова своей повестью поставила деревенскую женщину-труженицу на пьедестал почёта, посвятив её терпению, трудолюбию, душевной красоте много благодарных страниц. А рядом с ней водрузила трепетное, неувядаемое знамя великой русской литературы, на котором сияют имена наших писателей: Льва Толстого, Антона Чехова, Василия Белова, Василия Шукшина, Валентина Распутина. Повесть «Изба-читальня», опубликованная в журнале «Наш современник» (2018. № 11), шагнула под этим знаменем к читателям и требует неодноразового прочтения.

Valentina Grigorievna Ostanina - Member of the Writers' Union of Russia; Tavricheskiy settlement, Omsk region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.