Научная статья на тему '"ИЗ ЖИЗНИ ДУХА" И.А. НОВИКОВА КАК НЕОРЕАЛИСТИЧЕСКИЙ РОМАН'

"ИЗ ЖИЗНИ ДУХА" И.А. НОВИКОВА КАК НЕОРЕАЛИСТИЧЕСКИЙ РОМАН Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОМАН / NOVEL / НЕОРЕАЛИЗМ / РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ НАЧАЛО / REALISTIC BASIS / МОДЕРНИСТСКАЯ ПОЭТИКА / MODERNIST POETICS / ЛИРИЗМ / LYRICISM / NEO-REALISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Калинина Крестина Сергеевна

В статье анализируется роман И.А. Новикова «Из жизни духа» как неореалистическое произведение, в котором представлены реалистическое начало и черты модернистской поэтики; выявлены философский смысл романа, отход от позитивизма, лиризм и синкретизм повествования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Novel "Of the Life of Spirit" by LA. Novikov as a Neo-realist Novel

The article considers the novel «Of the Life of Spirit» by I.A. Novikov as a Neo-realist piece of writing. The study reveals the novel's realistic origin and features of modernist poetics, elicits its philosophical idea, lyricism, syncretism of narration and retreat from positivism.

Текст научной работы на тему «"ИЗ ЖИЗНИ ДУХА" И.А. НОВИКОВА КАК НЕОРЕАЛИСТИЧЕСКИЙ РОМАН»

К.С. Калинина

«Из жизни духа» И.А. Новикова как неореалистический роман

В статье анализируется роман И.А. Новикова «Из жизни духа» как неореалистическое произведение, в котором представлены реалистическое начало и черты модернистской поэтики; выявлены философский смысл романа, отход от позитивизма, лиризм и синкретизм повествования.

The article considers the novel «Of the Life of Spirit» by I.A. Novikov as a Neo-realist piece of writing. The study reveals the novel's realistic origin and features of modernist poetics, elicits its philosophical idea, lyricism, syncretism of narration and retreat from positivism.

Ключевые слова: роман; неореализм; реалистическое начало; модернистская поэтика; лиризм.

Keywords: novel; Neo-realism; realistic basis; modernist poetics; lyricism.

Исследователи русской литературы начала ХХ века относят раннее творчество И.А. Новикова к «новому реализму». Так, Е. Колтонов-ская в статье «Возрождение романа» (1916) отмечает присущие писателю особенности модернистской поэтики и традиционного реализма, «изысканность приёмов» и «обстоятельность... психологического анализа и внешней обрисовки лиц» [5: с. 29].

В начале XXI века интерес к этому художественному феномену возрождается на новом витке. М.В. Михайлова говорит о «новом Новикове» — «Новикове эпохи всеединства и неореалистических принципов творчества», который оказался с трудом «внедряемым» в современное литературоведение. «Неореалистические основы художественной системы писателя, — по словам исследователя, — верность которым он сохранил и в первое советское десятилетие», были заложены благодаря религиозно-мировоззренческому кризису начала XX века, усилению пантеистического мироощущения в христианской «огласке», а также дружбе с Б. Зайцевым [7: с. 10]. У.К. Абишева рассматривает раннюю прозу И.А. Новикова в одном ряду с произведениями Б.К. Зайцева, И.С. Шмелёва, С.Н. Сергее-ва-Ценского: «Идея личности сложной, глубокой, психологически тонкой, пребывающей в неразрывном единстве с Космосом», нашла отражение в ранних произведениях этих художников-неореалистов [2: с. 49].

Термин «неореализм» В.А. Келдыш определяет «как особое течение внутри реалистического направления, больше, чем другие, соприкасавшееся с процессами, протекавшими в модернистском движении, и освобождавшееся от сильного натуралистического веяния, окрасившего широкое реалистическое движение предыдущих лет» [4: с. 262].

УК. Абишева и Т. Т. Давыдова по-разному понимают неореализм начала ХХ века. Так, УК. Абишева разделяет позицию В.А. Келдыша, считая, что неореализм — это «новый этап в развитии реализма» [2: с. 263].

От теории реализма «новой волны» отличается концепция неореализма («синтетизма») Т.Т. Давыдовой: «Неореализм — постсимволистское литературное модернистское стилевое течение 1910-1930-х гг., основанное на неореалистическом художественном методе. В этом методе синтезированы черты реализма и символизма при преобладании последних» [3: с. 28]. Вопросы развития неореализма и истории его изучения рассматриваются в сборнике научных статей «Неореализм в русской литературе конца XIX - первой трети XX века» [9].

Неореализм не имел разработанной теоретической программы, однако анализ исследований на эту тему позволяет выявить репрезентативные признаки, которые выделяют его внутри реалистического направления как самостоятельное течение:

- обращение к идеям и художественным принципам реализма, их специфическое восприятие и преломление;

- использование художественного арсенала модернистской поэтики (импрессионистические и экспрессионистические стилевые приёмы, символы и др.);

- тяготение к многомерному синтезу, жанрово-стилевым экспериментам;

- внимание к философской проблематике, метафизике и «вечным» темам;

- отказ от позитивизма, особое внимание к внутреннему миру героя, к жизни его души;

- опора на лирические принципы организации повествования.

«Из жизни духа» — первый роман И.А. Новикова. Произведение впервые было опубликовано в 1906 году в Санкт-Петербурге, второе издание вышло в 1916 году в Ярославле, и с тех пор роман не переиздавался. Известно, что работу над ним писатель начал в 1903 году, о чём можно судить на основе воспоминаний его современников: «И.А.Новиков в 1903-1904 годах в Гурзуфе писал роман «Из жизни духа» и каждый раз ставил перед собой розу» [8].

Роман «Из жизни духа» посвящён жизни и проблемам учащейся молодёжи, духовным борениям человека. Автор попытался создать художественное исследование внутреннего мира молодого поколения, отобразить настроения студенческой молодёжи в предреволюционные годы. О героях-студентах критика писала, что «это история жизни нежных и хрупких аристократов духа, которые не могут построить жизнь по своему идеалу» [10: с. 660].

Реалистическое начало проявляется в тексте на разных структурных уровнях. Так, в романе постоянно конкретизируется место действия (Ивановский проезд [1: с. 69], Выселки [1: с. 74], Петровка [1: с. 248], Москва [1: с. 253], Крым [1: с. 254]) и время описываемых событий («обаяние наступающей весны» [1: с. 13], «в парке слышали выстрел и нашли тотчас, и уже в восемь утра знали все» [1: с. 184], «дышало предчувствием осени, хотя август едва начался» [1: с. 248], «прощался с Москвой на те же два года» [1: с. 246], «всего три недели, как он из Москвы» [1: с. 253]).

Реалистические принципы повествования получают развитие в обращении к злободневным социальным и политическим проблемам: классового неравенства, морального разложения, революционных брожений, нарастающих в обществе. В романе есть революционеры (Григорий Огнев, Вася Неломов) и сочувствующие им (Безсонов), мученики (Груша, Борис) и грешники (Безсонов, Золотов).

Новиков умело передаёт жизненную конкретику, бытовые мелочи. Описывая обстановку в студенческом общежитии, автор обращает внимание на следующие реалии: «Грязноватые стаканы на столе, полудопитые и пустые, два больших жестяных чайника и меленький для чаю <...> Корочка лимона и огрызки колбасы; корка старого сыра» [1: с. 75]. Эпизод подготовки к экзаменам с упоминанием имён Сенебье, Сальма Горстмара [1: с. 128] позволяет предположить, что обучаются студенты в Сельскохозяйственной академии (студентом которой был сам Новиков).

В центре романа — взаимоотношения полов, освещавшиеся многими модернистами. Трагическая судьба Груши, обесчещенной студентом Золотовым, связь Бориса Игнатова и Лизы, душевные муки студента Безсонова, погрязшего в разврате, помогают раскрыть данную проблему с разных сторон. Развивая идею В.С. Соловьева о мистической сущности мира и любви, Новиков противопоставляет «плоть» и «дух»: «День света и духа и воскресения. И ночь тьмы и плоти и. смерти» [1: с. 181]. По мнению одного из героев, страсть — это «темный порыв», который уродует «простое, великое чувство любви, радости природы, обещание вечной жизни ея» [1: с. 18]. Два полюса человеческого характера — святое и звериное — показаны в произведении. Новиков продемонстрировал новый тип художественного сознания, характерный для писателей начала XX века.

Из многочисленных форм выражения лирического начала в романе И.А. Новикова наиболее глубокой является экспрессивная символика, переводящая содержание произведения из реально-бытового плана в символико-роман-тический. Одним из ключевых образов в произведении предстает образ сада. Впервые он появляется в 10 главе: «тенистый, глухой сад» [1: с. 40], «казалось, что сразу, после шума и света городских людских улиц, попал в старую, глухую усадьбу, где жили из поколения в поколение, любили, страдали и веселились древние помещичьи роды» [1: с. 41]. В саду происходят поворотные события, необходимые для развития любовной коллизии: впервые встречаются наедине Огнев и Зина, приоткрывается тайна чувств Аверьянова к Кире.

У неореалиста М.М. Пришвина «образ рая связывается с садом и с неким местом на границе между небом и землей» [3: с. 114]. Новиковский образ сада также заключает в себе эту коннотацию — сад подобен раю. С одной стороны, это место, где герои могут остаться наедине со своими мыслями, найти умиротворение. С другой, именно в саду Лиза и Борис поддаются зову страсти, здесь происходит их «грехопадение». Символика сада, одновременно реального и символического, рождает философские представления о жизни.

Не менее важную роль в создании лирико-философского плана повествования играет пейзаж. Человеческие чувства в романе проецируются на природу.

Мотивы тишины, темноты, дождя передают боль, одиночество, тоску: «Жуткий это был вечер, ненастный, осенний; ветер окнами завывал, моросил частый дождик. Глухо на улице, вымерло все» [1: с. 42] (вечер, когда умер отец Огнева). Чаще всего в беспросветное время суток герои томятся одиночеством, нуждаются в ком-то, погружаются в размышления. Традиционно с рассветом дня приходит всё благое: «В доме все еще спали, и он был один с распускающимися деревьями, рано и бодро вставший <.. .> И душа, опять молодая, возродившаяся, жаждала новых впечатлений, была открыта навстречу им» [1: с. 85]. Весна связывается с надеждами, осень — со смертью, разочарованием, крушением ожиданий (отец Огнева умирает осенью; Огнев выходит из тюрьмы в начале августа, но автор отмечает, что «бодрящим холодом в наступающий вечер дышало предчувствие осени» [1: с. 248], и через три недели герой узнаёт о смерти Киры). Лирико-символическое значение в произведении приобретает описание грозы в заключительных главах романа: «Все небо в тучах. Черные демоны собрались со всей вселенной и ведут перебранку, и кто-то вторит им из самых недр земли, и дрожат горы» [1: с. 262]; «Грянул гром и налетел, закружил вихрь. Загрохотали тысячи пастей. Это был крик торжества и дикой радости, гимн стремительной и безумной, мировой великой борьбы» [1: с. 266]. В этих описаниях расшифровывается оценка мира как борьбы добра и зла, справедливости и несправедливости, счастья и страдания.

Ницшеанский мотив — «мир, покинутый Богом» [3: с. 113], характерный для модернистской поэтики, звучит неоднократно на страницах романа: «Нет силы, равной смерти, ибо нет Бога, нет бессмертия» [1: с. 173], «В храме просторно, — нет Бога. Но все полно ароматом его дыхания» [1: с. 247]. Герои произведения мучаются вопросами веры. Особенно остро переживает религиозный скептицизм Борис Игнатов: «Что делать? Боже, где правда? Где она? Куда идти душе, изломанной в этом мире земли и плоти? Если ты есть. Молю и рыдаю. И всю душу, всю трепещущую, обнаженную, несу тебе на алтарь. Где же Ты? Где? <.> Но не было отзвука» [1: с. 172].

Мотив смерти — ведущий мотив в творчестве Новикова, свидетельствующий о потребности в философском осмыслении жизни. Смертью героев заканчиваются многие произведения писателя. В романе «Из жизни духа» умирает от чахотки Кира, заканчивают жизнь самоубийством Груша и Борис, перед лицом смерти на дуэли стоят Петр Гагарин и Золотов. Образ смерти амбивалентен. С одной стороны, он вызывает дрожь, тревогу, ужас: «смерть всегда близка» [1: с. 116], «насмешливой, лживой улыбкой смерти» [1: с. 134], «ужасом пахнуло от этого слова» [1: с. 172]. В то же время смерть — это категория не вечная: «Да, смерть сильнее гения, сильней беспокойного духа. Пока! Но придет и ее время. Придет смерть и для самой смерти.» [1: с. 174].

Художественный синтетизм в романе проявляется на разных уровнях: в тексте произведения взаимодействуют фантастическое и мифопоэтиче-ское, лирическое и философское начала, присутствуют элементы агиографии.

Сон Огнева, с которого начинается произведение, ассоциируется с мотивом удаления подвижника в пустынь: герой идет по пустыне навстречу солнцу, песок жжёт его босые ноги, острые камешки вонзаются в кожу, хочется пить. Образы пустыни, океана, огня, Василиска, птиц в контексте произведения приобретают символическое звучание.

Синтез комического и философского реализуется в образе поэта Аверьянова, соседа Игнатовых по деревне. Комичен внешний вид этого человека: он тонок, сух, костляв, «громадна, не по туловищу голова его», «походил он на человека, только что вылезшего из пробирки алхимика» [1: с. 137]. Аверьянов близорук, но его глаза, «казалось, глядели в иной мир и видели там свое» [1: с. 139]. Образ поэта углубляется с помощью мистической детали: на его манжете висит череп, так герой приучает себя к мысли о смерти.

Синтетические представления о жизни и Вселенной нашли отражение в идее русского космизма, признававшего единство мира, целостный характер бытия и причастность человека к космосу. Стержневой принцип философского космизма — положение о единстве Макрокосма и Микрокосма — Вселенной и Человека. Борис Игнатов в разговоре с Петром Гагариным говорит о важности самовосприятия себя частью мироздания: «И пока есть эта вера, пока думаешь, что ты хоть атом в этом великом потоке к свету из глубины, тогда еще можно жить.» [1: с. 116] (курсив мой. — К.К.). На страницах романа прослеживаются многообразные связи изображаемой жизни. Автор высказывает мысль о том, что «ничто не проходит в мире бесследно и природа ревниво хранит все колыбели возможностей» [1: с. 71]. Доказательством этого может служить пересечение судеб Груши и Гагарина. Всего раза три-четыре видел Петя девушку в парке по праздникам, но и её взгляд остался в его памяти. Не понимая почему, Гагарин вспоминает Грушу, катаясь на лодке по пруду, а девушка в это время сидит на берегу и готовится к самоубийству. Эта внутренняя связь героев свидетельствует о взаимовлиянии во Вселенной мыслей, судеб, событий.

Обратимся к проблеме личности и среды в романе. Новиков делает акцент на активности личности, а не на зависимости от социального окружения. Писателя привлекает метафизическое, природное. Название романа «Из жизни духа» настраивает на погружение во внутренний мир человека. Для героев произведения характерны созерцательность, погруженность в собственные раздумья, философские искания, стремление к познанию бытия и желание достигать наивысших ценностей (например, Огнев мечтает о преобразованиях в стране, Борис Игнатов — о целомудренной святости).

«Почти в каждом из произведений Новикова рядом с рефлектирующими интеллигентами есть люди стихийного склада, чаще всего женщины» [6: с. 3]. В романе «Из жизни духа» такой героиней является старшая сестра Бориса Игнатова — Зинаида Петровна. Образ Зины строится с помощью экспрессивных форм выражения и контрастов: «она у нас бурная» [1: с. 44], «сильна она» [1: с. 45],

«сестра, такая резкая и жестокая на словах» [1: с. 58], «что-то неуравновешенное, и сильное, и красивое было в ней» [1: с. 191], «ваш голос — это звон колокольчика из серебра» [1: с. 145], «захохотала совсем истерически, хотела еще выпить вина, но потеряла силы и, опустившись на стул, зарыдала» [1: с. 256]. Основные эпитеты, сопровождающие героиню, — «гордая», «сильная», «красивая», «одинокая».

Необычен авторский стиль повествования. Благодаря причудливой связи различных тропов писатель создаёт особенный язык произведения: «будет отвращение невыразимое смешано с тайной и острой отрадой, с неотразимым влечением страсти» [1: с. 5], «оно смотрит на них тремя рядами глаз, наполовину закрытых и темных, наполовину светящихся» [1: с. 72], «было похоже, что это расцвел пламенно красный, пышный цветок, молодой, полный радости жизни» [1: с. 175] и др. Экспрессивность передаётся с помощью ритмической структуры повествования. Ритмизация достигается за счёт синтаксического параллелизма («Последний поцелуй. Последний взгляд. Последнее рыдание.» [1: с. 178]), обилия восклицательных, вопросительных предложений, многочисленных многоточий. Импрессионистичность стиля автора проявляется во фрагментарности синтаксиса и в структуре описаний, распадающихся на ряд небольших предложений: «Тихая гладь на воде. Упругая свежесть дышит в лицо. Ветер затих. Мягко, бесшумно плывут» [1: с. 25].

Итак, неореализм в романе «Из жизни духа» проявляется как на формальном, так и на мировоззренческом уровне. Своеобразное мировидение Новикова-неореалиста выражается в соединении реалистической достоверности с метафизическим устремлением к надвременному, невозможному. Структурообразующую роль в произведении играют синтетизм и отчётливая лири-ко-философская интонация. Модернистская поэтика реализуется в мотивах, в использовании мистических деталей, образов-символов, импрессионистического пейзажа и экспрессивных форм выражения.

Библиографический список

Источники

1. Новиков И.А. Из жизни духа: роман. 2-е изд. Ярославль: К.Ф. Некрасов, 1916. 269 с.

Литература

2. Абишева У.К. Неореализм в русской литературе 1900-1910-х гг. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. 284 с.

3. Давыдова Т.Т. Русский неореализм: идеология, поэтика, творческая эволюция (Е. Замятин, И. Шмелёв, М. Пришвин, А. Платонов, М. Булгаков и др.): учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2005. 336 с.

4. Келдыш В.А. Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов). Кн. 1. М.: ИМЛИ РАН. Наследие, 2000. 960 с.

5. Колтоновская Е. Возрождение романа // Русская мысль. 1916. № 5. С. 29-34.

6. Колтоновская Е. Преодоление рационализма (Творчество И. Новикова) // Речь. 1916. № 230. С. 2-4.

7. Михайлова М.В. Сборник И.А. Новикова «"Яблочный барин" и другие рассказы»: принципы составления // Орловский текст российской словесности. Творчество И.А. Новикова: мат-лы Междунар. науч. конф. к 135-летию со дня рождения И.А. Новикова / Отв. ред. Л.В. Дмитрюхина. Мценск: Мценск. центр. город. биб-ка им. И.А. Новикова, 2013. 130 с.

8. Полушина Т.В. Коллекция И.А. Новикова в собрании Орловского объединенного государственного литературного музея И.С. Тургенева (Штрихи к портрету писателя) / URL: http://novikov-library.ru/index.php?menu=430413, режим доступа: свободный.

9. Смирнова А.И. Неореализм в русской литературе ХХ века: современные аспекты изучения // Неореализм в русской литературе конца XIX - первой трети XX века: сб. науч. тр. М.: МГПУ, 2011. С. 46-56.

Справочные и информационные издания 10. Грачёва А.М. Новиков И.А. // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: биобиблиографический словарь: в 3 т. / Под ред. Н.Н. Скатова. Т. 2. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. С. 660-661.

References

Source

1. NovikovI.A. Iz zhizni duxa: roman. 2-e izd. Yaroslavl': K.F. Nekrasov, 1916. 269 s.

Literatura

2. Abisheva U.K. Neorealizm v russkoj literature 1900-1910-x gg. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 2005. 284 s.

3. Davy'dova T.T. Russkij neorealizm: ideologiya, poe'tika, tvorcheskaya evolyuciya (E. Zamyatin, I. Shmelyov, M. Prishvin, A. Platonov, M. Bulgakov i dr.): ucheb. posobie. M.: Flinta: Nauka, 2005. 336 s.

4. Keldy'sh VA. Russkaya literatura rubezha vekov (1890-e - nachalo 1920-x godov). Kn. 1. M.: IMLI RAN. Nasledie, 2000. 960 s.

5. Koltonovskaya E. Vozrozhdenie romana // Russkaya my'sl'. 1916. № 5. S. 29-34.

6. Koltonovskaya E. Preodolenie racionalizma (Tvorchestvo I. Novikova) // Rech'. 1916. № 230. S. 2-4.

7. MixajlovaM.V. Sbornik I.A. Novikova «trYablochny'j barin" i drugie rasskazy'»: principy' sostavleniya // Orlovskij tekst rossijskoj slovesnosti. Tvorchestvo I.A. Novikova: mat-ly' Mezhdunar. nauch. konf. k 135-letiyu so dnya rozhdeniya I.A. Novikova. / Otv. red. L.V. Dmitryuxina. Mcensk: Mcensk. centr. gorod. bib-ka im. I.A. Novikova, 2013. 130 s.

8. Polushina T.V. Kollekciya I.A. Novikova v sobranii Orlovskogo ob''edinyonnogo gosudarstvennogo literaturnogo muzeya I.S. Turgeneva (Shtrixi k portretu pisatelya) / URL: http://novikov-library.ru/index.php?menu=430413, rezhim dostupa: svobodny'j.

9. Smirnova A.I. Neorealizm v russkoj literature ХХ veka: sovremenny'e aspekty' izucheniya // Neorealizm v russkoj literature koncza XIX - pervoj treti XX veka: sb. nauch. tr. M.: MGPU, 2011. S. 46-56.

Spravochny'e i informacionny'e izdaniya 10. Grachyova A.M. Novikov I.A. // Russkaya literatura XX veka. Prozaiki, poety', dramaturgi: biobibliograficheskij slovar': v 3 t. / Pod red. N.N. Skatova. T. 2. M.: OLMA-PRESS Invest, 2005. S. 660-661.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.