Научная статья на тему 'Неореализм в литературе'

Неореализм в литературе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
8053
2291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОРЕАЛИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ / NEOREALISM IN LITERATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Луков Владимир Андреевич

Энциклопедическая статья о неореализме в литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Neorealism in Literature

This is an encyclopedic article on neorealism in literature.

Текст научной работы на тему «Неореализм в литературе»

Неореализм в литературе

Вл. А. Луков (Московский гуманитарный университет)

Неореализм (в литературе): 1. Направление в итальянской литературе 19401950-х годов, стремившееся зафиксировать социальную действительность, повседневность с документальной точностью с позиций антифашизма и антиклерикализма. Истоки эстетики неореализма обнаруживаются в итальянском веризме (Д. Верга и др.), в западноевро-

пейском реализме, есть влияние и русской литературы (Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов,

А. М. Горький).

Непосредственным толчком для возникновения неореализма стало стремление прогрессивных писателей создать литературу Сопротивления — аналог социально-политического движения Сопротивления фашистскому ре-

жиму Муссолини. Об антифашистской борьбе в Италии рассказал Элио Витторини (1908-1966) в романе «Люди и нелюди» (1945), который рассматривается как одно из первых произведений неореализма. Затем появляется роман Васко Пратолини (1913-1991) «Повесть о бедных влюбленных» (1947) — вершина неореализма в литературе 1940-х годов. Тогда же Чезаре Павезе (1908-1950) публикует антифашистский роман «Товарищ» (1947). Позже писатель испытал кризис (поэтический сборник «У смерти твои глаза», опубл. в 1951 г. и др.) и покончил с собой. В том же 1947 г. вышел роман Альберто Моравиа (1907-1990) «Римлянка», а через десять лет — роман «Чочара», экранизация которого в 1960 г. (режиссер В. Де Сика, в ролях С. Лорен, Ж.-П. Бельмондо) принесла автору мировую славу и утвердила позиции литературы неореализма в мировом литературном процессе. Среди заметных писателей неореализма — Карло Леви (1902-1975, роман «Христос остановился в Эболи», опубл. в 1945 г.), Рената Вигано (1900-1976, ее роман «Аньезе идет на смерть», вышедший в 1949 г., был в том же году удостоен одной из главных премий Италии — премии Виареджо, в 1976 г. был экранизирован), Беп-пе Фенольо (1922-1963, известность к этому писателю-антифашисту пришла посмертно). Многие из них были коммунистами, вели активную общественную деятельность как в послевоенные десятилетия, так и позже (например, А. Моравиа в 1984 г. был избран депутатом Европейского парламента как кандидат от итальянской компартии).

Неореализм проявился также в итальянской драматургии, прежде всего в жанре комедии, где была выражена симпатия к простым людям, в комических, парадоксальных диалогах и ситуациях зафиксированы актуальные нравственные коллизии, семейные проблемы. Вершиной комедии неореализма стала драматургия Эдуардо Де Филиппо (1900-1984) — пьесы «Филумена Мартурано» (1947); «Моя семья» (1955); «Суббота, воскресенье, понедельник» (пост. 1960).

С неореализмом связаны особенности сказочных сюжетов для детей в творчестве одного из крупнейших детских писателей XX в.

Джанни Родари (1920-1980), которые в отличие от традиционной литературной сказки пронизаны социальными мотивами, социальным анализом в доступных для детей формах, через посредство сказочных персонажей (повести-сказки «Приключения Чиполлино», 1951; «Джельсомино в стране лжецов», 1959 и др.).

Одна из главных особенностей итальянского неореализма — его связь с итальянским неореалистическим кинематографом, который в 1960-1970-е годы становится лидером мировой кинематографии. Произведения писателей неореализма экранизируются. В искусстве неореализма одну из ведущих ролей начинает играть жанр литературного киносценария, что можно отнести и к области кино, и к области литературы. Среди крупнейших киносценаристов — Чезаре Дзаваттини («Похитители велосипедов», 1948, в соавт.; «Самая красивая», 1951, в соавт.), Джузеппе Де Сантис («Рим, 11 часов», 1952), Федерико Феллини («Дорога», 1954, в соавт.; «Ночи Кабирии», 1957, в соавт., по одноим. роману Марии Мо-линари; «Сладкая жизнь», 1960, в соавт.), Микеланджело Антониони (трилогия «Приключение», «Ночь», «Затмение», 1960-1962, в соавт.), Пьер Паоло Пазолини («Аккаттоне», 1961, по собственному роману «Жестокая жизнь», опубл. 1959; «Мама Рома», 1962). Некоторые деятели искусства выбрали киносценарий как основной жанр своего творчества, создав как в период неореализма, так и в последующие десятилетия выдающиеся образцы жанра. Киносценаристка Сузо Чеки д’Амико (1914-2010) писала сценарии для фильмов «Похитители велосипедов» (1948, в соавт.), в соавторстве с Лукино Висконти — для фильмов «Самая красивая» (1951), «Чувство» (1954), «Белые ночи» (1957), «Рокко и его братья» (1960), «Леопард» (1963). Сценарист Тонино Гуэрра (1920-2012) работал над сценариями трилогии М. Антониони, вместе с Ф. Феллини написал пьесу «Амаркорд», а затем на ее основе и сценарий одноименного фильма (1973), относящегося уже к постнеореализму, но сохраняющего как воспоминание атмосферу неореализма (слово «амаркорд» — диалектное, означающее «я вспоминаю»). Подвергши-

еся трансформации, но узнаваемые мотивы неореализма сохраняются в его сценариях, написанных в соавторстве с великими кинорежиссерами Ф.Феллини («И корабль плывет...», 1983; «Джинджер и Фред», 1985), А. А. Тарковским («Ностальгия», 1983).

Неореализм внес с литературу XX в. простоту и ясность языка в прозе и драматургии, широкое использование народной речи, в области поэзии способствовал постепенному отходу от замкнутости и усложненности герме-тизма (что проявилось даже у представителей герметизма, например у Сальваторе Квазимодо). На смену традиции декадентства и эстетизма Д’Аннунцио, столь ценимого режимом Муссолини, в итальянской культуре утвердилась демократическая и антифашистская линия. На смену героям символизма пришли современники — простые люди, а с ними в литературе сложился реалистический образ итальянской повседневности военных и послевоенных лет. Сближение с кинематографом породило особую черту итальянской литературы — кинематографичность персонажей, событийности, языка. Писатели-неореалисты вернули итальянской литературе всемирное признание и видное место в мировом литературном процессе.

Уже со второй половины 1950-х годов искусство неореализма понемногу утрачивает свои позиции, ему на смену приходит постнеореализм, а затем и сменяющий его постмодернизм. Однако достижения неореализма и его традиции сохраняются как в искусстве, литературе Италии, так и в художественных движениях всего мира.

2. Термин «неореализм» используется также для характеристики некоторых явлений в литературе других народов мира. Например, принципы неореализма обнаруживают в «Плодах земли» (1917) норвежского писателя Кнута Гамсуна (1859-1952). Есть основания проводить параллели (с использованием термина «неореализм») между итальянским неореализмом и схожими в различных отношениях явлениями в послевоенной литературе Западной Европы, США.

3. Неореализм присутствует и в некоторых концепциях русского литературного процес-

са. Еще в 1916 г. В. М. Жирмунский в статье «Преодолевшие символизм» употребил термин «неореализм» по отношению к акмеистам. Писатель Е. И. Замятин применял тот же термин в своих дореволюционных и послереволюционных статьях (например, «О синтетизме», 1922) для обозначения своего стиля — синтетического искусства, сочетающего «влюбленность в жизнь и взрывание жизни», «фантастику с бытом», преодолевающего противопоставленность реализма и символизма. Развивая эту концепцию, некоторые современные отечественные литературоведы, занимающиеся историей русской литературы XX в., применили термин «неореализм» к творчеству большого числа русских писателей 1900-1930-х годов, в той или иной мере противопоставляемых ими как реализму классического типа, так и социалистическому реализму. Неореализм в этом случае трактуется как постсимволистское модернистское течение, синтезирующее в своем методе черты реализма и символизма с упором на последние. Творчество первого поколения неореалистов соотносится с произведениями Ф. К. Сологуба, З. Н. Гиппиус, А. А. Блока, А. Белого, М. Горького, А. Н. Толстого. Наивысшая творческая активность неореализма связывается с периодом, начавшимся в 1917 г. и завершившимся в 1920-х годах. Финальная фаза — 1930-е годы. Выделяются два течения русского неореализма: религиозное (А. Ремизов, М. Пришвин, С. Сергеев-Ценский, И. Шмелев, А. Чапыгин, В. Шишков, К. Тренев, М. Булгаков) и атеистическое (И. Эренбург,

В. Каверин, В. Катаев, Л. Лунц, А. Платонов, А. Толстой, А. Беляев). К этому ряду добавляют также И. Бунина, А. Куприна, В. Зайцева.

Данная концепция не стала общепринятой. Одно из препятствий заключается в том, что термин «неореализм» прочно связан в науке с итальянским кинематографом и литературой 1940-1960-х годов, в которых большую роль играют коммунистические идеи и антиклерикализм (не случайно Ватикан в начале 1950-х годов внес многие произведения неореализма в Индекс запрещенных книг). Не в полной мере может быть доказано и единство художест-

венных принципов названных писателей, позволяющих всех их рассматривать как представителей единого направления неореализма.

Лит.: Потапова З. М. Неореализм в итальянской литературе. М., 1961; Сценарии итальянского кино : пер. с ит. М., 1958-1967. Т. 1-2; Кин Ц. И. Миф, реальность, литература: Итальянские заметки. М., 1968; Келдыш В. А. Реализм и неореализм // Русская литература рубежа веков (1890-е — начало 1920-х годов) : в 2 кн. М., 2000. Кн. 1. С. 259-335; Давыдова Т. Т. Русский неореализм. Идеология, поэтика, творческая эволюция. М., 2005; Salinari C. La questione del realismo. Poeti e narratoti del novecento. Firenze, 1960; Ferretti G. С. Letteratura е ideologia. Roma, 1964; Peterson T. E. Alberto Moravia. N. Y., 1996.

NEOREALISM IN LITERATURE Vl. A. Lukov (Moscow University for the Humanities)

Bibliography (transliteration): Potapova Z. M. Neorealizm v ital’ianskoi literature. M., 1961; Stsenarii ital’ianskogo kino : per. s it. M., 1958-1967. T. 1-2; Kin Ts. I. Mif, real’nost’, literatura: Ital’-ianskie zametki. M., 1968; Keldysh V. A. Realizm i neorealizm // Russkaia literatura rubezha vekov (1890-e — nachalo 1920-kh godov) : v 2 kn. M., 2000. Kn. 1. S. 259-335; Davydova T. T. Russkii neoreal-izm. Ideologiia, poetika, tvorcheskaia evoliutsiia. M., 2005; Salinari C. La questione del realismo. Poeti e narratoti del novecento. Firenze, 1960; Ferretti G. S. Letteratura e ideologia. Roma, 1964; Peterson T. E. Alberto Moravia. N. Y., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.