Научная статья на тему 'ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ВУЗЕ: ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЦИФРОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ'

ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ВУЗЕ: ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЦИФРОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ADVANCED TRAINING PROGRAM / ICT COMPETENCE / DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCE / MEASUREMENT AND CONTROL MATERIALS / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусева Алла Ханафиевна

В статье рассмотрены концептуальные положения практико-ориентированных программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава; приводятся фрагменты программы, направленной на совершенствование ИКТ-компетентности в области проектирования электронных учебных пособий нового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ВУЗЕ: ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЦИФРОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ»

УДК 37

Педагогические науки

Гусева Алла Ханафиевна, канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет» («РГГУ»)

Россия, г. Москва

ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ВУЗЕ: ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ

И ЦИФРОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Аннотация: В статье рассмотрены концептуальные положения практико-ориентированных программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава; приводятся фрагменты программы, направленной на совершенствование ИКТ-компетентности в области проектирования электронных учебных пособий нового поколения.

Ключевые слова: программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, ИКТ-компетентность, цифровой образовательный ресурс, контрольно-измерительные материалы, информационно-коммуникационные технологии.

Abstract: The article discusses the conceptual provisions of practice-oriented advanced training programs for teaching staff, program fragments aimed at improving ICT competence in the field of designing new-generation e-textbooks are given.

Key words: advanced training program, ICT competence, digital educational resource, measurement and control materials, information and communication technologies.

Обновление системы высшего образования (ВО) в условиях перехода к цифровой дидактике вызвало, в первую очередь, изменение методики

преподавания; модернизируются и формат, и контент дидактических материалов. В процессе проведения аудиторных занятий многие преподаватели активно используют мультимедиа, а также создают контрольно-измерительные материалы (КИМ) для самостоятельной работы студентов (СРС) в электронной форме. В то же время, при ближайшем рассмотрении немалое количество авторских КИМ требует определенной корректировки и доработки как с содержательной, так и с технологической точек зрения. В данном контексте Программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (ППК ППС) системы дополнительного профессионального образования (ДПО) рассматриваются как эффективный инструмент и средство оптимизации образовательного процесса вуза.

В этой связи в Российском государственном гуманитарном университете (ФГБОУ ВО «РГГУ») акцентировано внимание на необходимости совершенствования ИКТ-компетентности преподавателей. В первую очередь, специалистами Института дополнительного образования (ИДО) РГГУ разработаны и реализуются такие дополнительные образовательные программы повышения квалификации (ДОП ПК) преподавателей, как: «Информационная компетентность преподавателя высшей школы в области IT-технологий»; «Использование дистанционных образовательных технологий в учебном процессе: теория, методика, практика»; «Наукометрические и полнотекстовые базы данных (Scopus, Web of Science и др.) в учебном процессе и научной деятельности преподавателя»; «Цифровая дидактика в новой информационно-образовательной среде: проектирование и создание электронного учебного пособия».

Изменилась концепция разработки программ повышения квалификации и их практической реализации: роль авторов ППК 1111С, как правило, усматривается в возможности овладения слушателями новейшими образовательными технологиями, а также методиками преподавания с применением мультимедийных средств обучения и ИКТ.

Указанные ППК ППС способствуют решению задачи создания авторских образовательных ресурсов, т.к. преподавателям в педагогической практике необходимо регулярно дополнять учебные печатные издания по программе дисциплины, которую они преподают разработанным самостоятельно мультимедийным дидактическим. Происходить это должно в процессе разработки КИМ для итоговой аттестации и в процессе подготовки заданий промежуточной и текущей аттестации.

Определим терминологическое пространство данной публикации. Прежде всего, согласно трактовке Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина, под информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) следует понимать «совокупность методов, процессов, программно-технических средств и систем информационного обмена, которые интегрированы, чтобы собирать, обрабатывать, хранить, распространять, отображать и использовать информацию, функционирующую на базе компьютерной техники» [1, с. 90]. В соответствии с классификацией И.А. Нестеровой, ИКТ-компетентность педагога следует определить, как «наличие высокого уровня функциональной грамотности в области ИКТ; понимание ИКТ в качестве основы новой парадигмы в образовательном процессе, которая направлена на развитие учащихся информационного общества; обоснованное и эффективное использование ИКТ в образовании для решения профессиональных задач» [2, с. 2]. Дополним данное определение умением применять технические, аппаратные и программные средства обучения, уточнив, что «ИКТ-компетентность педагога предполагает задействованность оборудования в той мере, в которой возможно извлечь максимальную пользу для обучающихся, а также значительно усовершенствовать учебный процесс и облегчить труд педагогов [2, с. 160].

Безусловно, в контексте совершенствования ИКТ-компетентности важнейшим направлением ППК ППС является разработка слушателями лекций-презентаций, блоков интерактивных заданий, а также мультимедийных учебных пособий, в т. ч. образовательных Интернет-ресурсов, иных средств

глобальной и локальной сетей, являющихся компонентами цифрового образовательного ресурса (ЦОР) - одного из форматов электронного образовательного ресурса.

Преимуществом ЦОР является его вариативность, возможность дополнения и администрирования преподавателем во время проведения занятий с определенной группой студентов. Другими словами - это осуществления принципа уровневого обучения, который предоставляет возможность собрать воедино необходимые задания и источники, распределить грамотно по разделам, модулям и темам учебный материал практических, семинарских и лекционных занятий, а также сформировать систему поэтапного и итогового контроля, являющуюся наиболее результативной для определенного контингента студентов и в соответствии с опытом педагогической практики разработчика.

В качестве примера далее приведем ключевые фрагменты ДОП ПК «Цифровая дидактика в новой информационно-образовательной среде: проектирование и создание электронного учебного пособия» [4], направленной на совершенствование и формирование у слушателей компетенций, необходимых для структурирования и практической разработки электронных учебных пособий (ЭУП) нового поколения с учетом планирования самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов и магистрантов в период перехода на систему оценивания знаний в зачетных единицах; ведения аудиторных занятий в мультимедийных аудиториях РГГУ, а также проектирования интерактивных заданий для самостоятельной (домашней) работы (СРС) в стандартном программном обеспечении пакета MSOffice и различном специализированном программном обеспечении (СПО, БД) по комбинаторной методике.

Задачами обучения по данной ДОП ПК являются следующие: 1. ознакомить с имеющимся на базе РГГУ программно-аппаратным комплексом и определить комплект необходимого для практической работы ПО и АО; 2. обучить функционально-методическим приемам работы в различном ПО с

целью разработки проекта и структуры образовательного модуля по преподаваемой дисциплине формате ЭУП (одна тема и блок контрольных интерактивных заданий); 3. сформировать компетенцию подачи мультимедийного дидактического материала по уровням и степени сложности в условиях ЦД; 4. развить компетенцию составления и внедрения в практическую профессиональную ежедневную деятельность текстовых, графических, аудио- и видео- интерактивных и контрольных заданий с использованием инструментов

ЦД.

Лекционный материал программы представлен в гипертекстовом формате НТМЬ и презентационном пакете (MSPowerPomt, MSPuЫisher, MSExcel). Практические занятия проводятся в текстовом, верстальном либо медийном ПО (MSPublisher, MSExcel, MSFrontPage, MSWord, MSInfoPath) в соответствии с методикой распределения мультимедийного и аудиовизуального дидактического материала в рамках ЦОР сложной структуры. В процессе проведения практических занятий слушатели осваивают СПО, необходимое для создания блоков интерактивных и мотивационных заданий [4].

В результате освоения данной ППК ППС слушатели представляют выпускную аттестационную работу - электронное учебное пособие, разработанное по изученной комбинаторной методике. Защита итогового проекта проводится в форме презентаций, мультимедийного дидактического материала и интерактивных заданий с сопровождением комментированной методической документацией.

В заключение следует отметить, что в процессе составления и утверждения ФГОС ВО по многим дисциплинам гуманитарного цикла и в связи с переходом на двухуровневую систему высшего образования реализация ДОП ПК, направленных на совершенствование ИКТ-компетентности преподавателей, является основополагающей задачей, а разработанные слушателями мультимедийные дидактические материалы и ЭУП как наиболее универсальный формат ЦОР способствуют эффективности образовательного процесса вуза в целом и обеспечивают оптимальное усвоение студентами

материала благодаря активизации зрительной и ассоциативной памяти, а также повышению мотивации при работе с аудиовизуальными форматами.

Библиографический список:

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР,2009. - 448 с.

2. Гусева А.Х. ИКТ-компетентность педагога как результат эффективного освоения практического модуля дополнительной профессиональной программы. // Сб. статей XV Международного научно-практического конкурса «Лучшая научная статья 2018» / МЦНС «Наука и просвещение». Пенза: 2018. -204 с., С.158-163. / [Электронный ресурс] -URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=30619037.

3. Нестерова И.А. ИКТ-компетентность. Образовательная энциклопедия ODiplom.ru. // [Электронный ресурс] - URL:http://odiplom.ru/lab/ikt-kompetentnost.html (дата обращения: 18.04.2020).

4. Повышение квалификации преподавателей и сотрудников РГГУ. // Официальный сайт Института дополнительного образования (ИДО) Российского государственного гуманитарного университета («РГГУ»). [Электронный ресурс] - URL:http://ipk.rggu.m/sectюn.html?id=7752 (дата обращения: 21.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.