Научная статья на тему 'МОДИФИКАЦИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ: МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ'

МОДИФИКАЦИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ: МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
POINT-RATING SCALE / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / CONTROL AND MEASURING MATERIALS / ELECTRONIC FORMAT / INTERMEDIATE CERTIFICATION / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ШКАЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ФОРМАТ / ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусева Алла Ханафиевна

Публикация посвящена методике разработки оценочных материалов для образовательных программ высшего образования. Проанализированы принципы разработки системы заданий, приведены критерии оценивания знаний в соответствии с балльно-рейтинговой шкалой ECTS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусева Алла Ханафиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДИФИКАЦИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ: МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ»

УДК 80

Филологические науки

Гусева Алла Ханафиевна, канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет» («РГГУ»)

Россия, г. Москва

МОДИФИКАЦИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ: МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация: Публикация посвящена методике разработки оценочных материалов для образовательных программ высшего образования. Проанализированы принципы разработки системы заданий, приведены критерии оценивания знаний в соответствии с балльно-рейтинговой шкалой ECTS.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая шкала, образовательная среда, контрольно-измерительные материалы, электронный формат, промежуточная аттестация.

Abstract: The publication is devoted to the methodology for developing assessment materials for educational programs of higher education. The principles of developing the task system are analyzed, the criteria for assessing knowledge in accordance with the ECTS point-rating scale are given.

Key words: point-rating scale, educational environment, control and measuring materials, electronic format, intermediate certification.

В период информатизации высшего образования система контроля знаний претерпевает существенные изменения, с особой остротой встает вопрос повышения эффективности учебного процесса посредством мотивированного обучения. Следует отметить, что именно университеты являются флагманом в разработке и интеграции в учебный процесс

инновационных методик, преподаватели создают мультимедийные дидактические материалы и электронные образовательные продукты.

В связи с тем, что необходимым требованием информационного общества XXI века является переход от линейной системы представления готовых знаний к развитию навыков самостоятельного творческого познания с применением широкого спектра информационных ресурсов - мультимедийных образовательных продуктов, создание контрольно-измерительных материалов должно коррелироваться с двумя направлениями развития педагогических технологий:

1) Во-первых, необходимо принимать во внимание влияние глобальной сети - одного из наиболее перспективных инструментов обеспечения профессионального и межличностного взаимодействия, сотрудничества и информационного обмена, обусловленного фактором процесса обучения как индивидуального, так и коллективного, аудиторного. Однако, схема познания в Интернете становится циклической и может быть представлена следующими этапами: данные - информация - знания - осмысление - новые (обновленные) знания, в то время как в традиционных же информационных средах (бумажные носители, аудиовизуальные средства обучения и средства массовой информации) процесс усвоения знаний менее интенсивен и более узконаправлен. В сложившихся условиях задача преподавателя состоит в корректной организации познания, верной научно-исследовательской ориентации обучаемых, совершенствовании профессиональных компетенций для работы в многообразном информационном киберпространстве.

2) Во-вторых, следует учитывать модификацию порядка аттестации в связи с переходом системы высшего образования на ФГОС3+, включающую разработку заданий нового поколения и адаптацию данной системы к балльно-рейтинговой шкале.

Рассмотрим основные элементы образовательной среды, которая предполагает способность формирования собственных исследовательских путей, а также поиск других методов постановки задач обучения. Главный

результат деятельности в образовательной среде - это решение исследовательской задачи. Такая задача ставится, как правило, разработчиками. Будет идеально, если задача будет поставлена самим студентом. Типы образовательной среды могут быть различными: коллекции изображений, аудио-, видеофрагменты разных форматов, текстовые базы данных. Такой массив информации, который составляет ОС, можно смонтировать и представить лишь электронный формат. На базе совокупного объема информации следует сформировать систему контрольных и тестовых заданий, которые, в свою очередь, способствуют присвоению и усвоению образовательной информации.

На сегодняшний день отмечается тенденция активной реализации формирования и использования открытых онлайн средств, которые начинаются от конкретных тестов, заданий и до масштабных модулей по созданию соответствующих компетенций; «развитие онлайн обучения показывает увеличение доступности онлайн курсов. В России к 2021 г., по данным, объем рынка онлайн образования увеличится до 53 млрд.руб., это больше почти в два раза, чем в 2016 г.» [3, с. 53].

Следовательно, не столь однозначна ситуация с образовательными мультимедийными модулями, которые предназначены для высшего образования, в случае, если имеются открытые онлайн ресурсы. Одна из причин - желание преподавателей применять МОМ в качестве самостоятельной системы оценивания знаний, которая позволяет рассчитать в автоматическом режиме итоги выполнения студентами заданий на основании стобалльной шкалы оценивания Европейской системы перевода зачетных единиц трудоемкости (ECTS).

Таким образом, мы предлагаем использовать систему КИМ, которая разработана по соответствующей статистической методике и опирающуюся на «Теорию и методику организационно-деятельностных игр» Г.П. Щедровицкого, согласно которой организационно-деятельностная игра является «механизмом деструктурирования, прежде всего, предметных форм и механизмом

выращивания новых типов соорганизации коллективной мыслительной деятельности» [1, с.146]. В случае, если образовательный ресурс снабжен графическими изображениями и мультимедийными объектами, современный студент мотивированно выполнить данные увлекательные задания как самостоятельно, так и в группе, в аудиторном режиме.

В процессе создания систем контрольных заданий необходимо иметь в виду принцип алгоритмизации в качестве необходимого, чтобы стало возможным прописать алгоритм обучения, который определяется как «система четко конкретизированных и осуществляемых однозначно предписаний о методах осуществления процесса обучения, которые обеспечивают достижение цели и выполнение задач» [2, с. 14].

Отметим, что при формировании данной шкалы учитывается критерий посещаемости студентами как лекционных, так и практических занятий, а также качество выполнения итогового проекта с использованием ИКТ. В этой связи новая образовательная парадигма, разработанная в РГГУ в соответствии с переходом на новую систему оценивания ФГОС 3+, интегрировала в образовательные программы ВО профильные дисциплины, направленные на формирование и совершенствование профессиональных компетенций бакалавров в области применения информационных технологий.

Принимая во внимание требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению, преподаватели разрабатывают практические модули рабочих программ дисциплин с учетом наличия программного и аппаратного обеспечения в РГГУ, а также формируют информационно-методический комплекс в соответствии с обновляемыми образовательными программами. Таким образом, «специальные помещения укомплектованы должны быть специальной мебелью и специфическими средствами обучения, которые служат для показа учебной информации аудитории»; «электронная информационно-образовательная среда и электронная библиотека обеспечивать должны одновременно доступ 25% обучающихся, но не менее этого числа» [3, с. 9-10].

Остановимся на примере образовательного модуля «Информационные технологии в филологии» (далее - «ИТФ»), являющегося необходимым звеном для таких направлений подготовки, как «Перевод и переводоведение», «Филология», «Лингвистика», «Иностранные языки»). Сформулируем цели освоения образовательного модуля «ИТФ».

Кратко охарактеризуем основные положения программы образовательного модуля «ИТФ». Основными образовательными технологиями являются интерактивные лекции-презентации (лекции-визуализации), представленные в ПО в Microsoft PowerPoint, MSExcel и Microsoft Publisher, а также демонстрация основных функциональных приемов работы в изучаемом СПО. Электронное конспектирование применяется как коллективная форма работы. Дисциплина является пракоориентированной, что подразумевает также индивидуальную работу студентов на практических занятиях. Во время аудиторных занятий студенты учатся работать со специализированным программным обеспечением и аппаратными средствами, которые необходимы переводчику в его профессиональной практической деятельности.

В соответствии с учебным планом ОП ВО, определяющем виды и формы текущего и промежуточного контроля, и Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов РГГУ, система контроля знаний студентов выстроена следующим образом: 1. текущий контроль: выполнение практических заданий по Блок-схемам и тестов; поэтапная реализация составленного индивидуального плана УИРС в зависимости от темы итоговой проектной работы; 2. промежуточная аттестация: 1. контрольная работа по вариантам на последнем занятии: электронное конспектирование; 2. зачет (защита итогового проекта).

Ввиду практико-ориентированности важным фактором оценивания итогов освоения дисциплины является посещаемость. Знание содержания дисциплины проверяется несколькими способами: 1. прямые вопросы, ответы на которые студент может найти в электронных конспектах лекций, мультимедийных дидактических материалах (блок-схемах), а также

рекомендованных источниках и литературе. Вопросы могут быть заданы в форме открытого вопроса, теста, так и в форме вопроса, требующего развернутого ответа с подробной аргументацией и приведением иллюстративных примеров; 2. задания, выполнение которых требует опоры на полученные на интерактивных лекциях знания (разработка ЛБД и ББД, предредактирование, интерредактирование и постредактирование гипертекста с использованием ЛО и ПО, компаративный анализ текста и языковых пар при статистическом переводе, и проч.); 3. творческие задания, которые связаны с структурой курса, в который входят проектирование и структурирование билингвального Интернет-ресурса филолога и электронного архива, использование функциональных приемов веб-дизайна, редактирование и перевод иноязычного аудио-материала, а также проектирование информационного источника сложной структуры [4, с. 302].

В заключение следует отметить, что при разработке электронных контрольно-измерительных материалов необходимо адаптировать систему оценивания к ECTS, овладение инновационными методиками преподавания позволяет преподавателям разрабатывать разнообразные методические концепции и интерактивные дидактические механизмы. Таким образом, оптимальной будет балльно-рейтинговая система оценивания. Данная система позволяет учитывать учебные достижения студентов, а также объективно оценивать итоговые проекты на основании ранее сформированных критериев.

Библиографический список:

1. Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 947 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата)» // Минобрнауки России, 2014. 10 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.rsuh.ru/upload/accred/svedenia/standart_edu/ 45.03Ш%20%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%BB%D0o/oBEo/oD0o/oB3 %D0%B8%D1%8F.pdf (дата обращения: 02.05.2020).

2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009.

- 448 с.

3. Шваб Д.К. Четвертая промышленная революция [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://mybook.ru/authorMadislava-bondma/chetvertaya-mdustrialnaya-revolyuciya/read/ (дата обращения: 30.04.2020).

4. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов (2). - М.: Наследие ММК, 2005. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.