Научная статья на тему 'КРЕДИТНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ'

КРЕДИТНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / TEACHING TECHNOLOGIES / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ / ASSESSMENT SYSTEM OF RESULTS IN THE LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пронина Е. Н.

Интеграция в мировое образовательное пространство требует внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий, позволяющих повысить качество знаний студентов, но система оценивания остается прежней и не всегда отвечает современным требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пронина Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREDIT AND RATING ASSESSMENT SYSTEM OF RESULTS IN THE LEARNING PROCESS AMONG STUDENTS

Integrating into the world education space involves developing modern teaching technologies which enable students to improve their knowledge and skills. Nevertheless, practice shows that the assessment system remains the same and does not always meet new requirements.

Текст научной работы на тему «КРЕДИТНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ»

УДК 378

Е.Н. Пронина, к.ю.н., доцент ФБОУВПО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а

КРЕДИТНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Ключевые слова: педагогические технологии, высшее образование, оценка результатов обучения

Интеграция в мировое образовательное пространство требует внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий, позволяющих повысить качество знаний студентов, но система оценивания остается прежней и не всегда отвечает современным требованиям.

По мнению Е. Коваленко в целях повышения качества профессиональной подготовки студентов вузам необходимо использовать балльно-рейтинговую систему в качестве контроля знаний студентов1.

В связи с этим актуальность исследования внедрения кредитно-рейтинговой си-

2 " стемы2 в качестве контроля знаний в вузе очевидна.

В качестве основных целей внедрения кредитно-рейтинговой системы организации учебного процесса (далее - КРСОУП) выступают:

- повышение качества обучения за счет интенсификации учебного процесса;

- активизации работы профессорско-преподавательского состава и студентов по обновлению и совершенствованию содержания и методов обучения;

- осуществление регулярного контроля и рейтинговой оценки качества обучения студентов при освоении ими основной образовательной программы по направлению подготовки.

К принципам, которые лежат в основе КРСОУП, можно отнести:

- структурирование содержания каждой учебной дисциплины на относительно обособленные части - дисциплинарные модули;

- интенсификацию самостоятельной работы студентов за счет более рациональной организации обучения и постоянного контроля его результатов;

- рейтингование достигнутых результатов обучения для повышения мотивации студентов к освоению учебных курсов, а также для своевременной коррекции содержания и методики преподавания;

- регулярность и объективность оценки результатов работы студентов;

- строгое соблюдение исполнительской дисциплины всеми участниками образовательного процесса (студенты, профессорско-преподавательский состав, учебно-вспомогательный и административно-управленческий персонал вуза).

Основными задачами внедрения КРСОУП в Волжской государственной академии водного транспорта мы видим следующие:

- внедрить гибкую систему организации учебного процесса и непрерывную рейтинговую систему контроля и оценки академической успеваемости студентов с учетом специфики учебной программы;

1 Коваленко Е. Инновационные образовательные технологии и их внедрение в вузе. www universitys.ru/Kovalenko.pdf

2 Кредитно-рейтинговая система и балльно-рейтинговая система как правило используются как тождественные понятия. Однако некоторые авторы полагают, что правильнее вести речь о кредитно-рейтинговой системе.

- внедрить стобалльную шкалу объективной абсолютной и критериальной оценки знаний студентов;

- внедрить агрегированную оценку трудоемкости учебных программ и их отдельных составляющих в виде академических кредитов;

- внедрить систему рейтингов как универсальных усредненных обобщенных показателей академической успеваемости студентов;

- внедрить систему непрерывного контроля качества знаний студентов с присвоением студентам установленных соответствующих академических кредитов по соответствующим учебным дисциплинам на основе результирующих оценок итоговых контролей и др.

Соответственно КРСОУП призвана обеспечить реализацию следующих функций:

- стимулировать творческую работу студентов;

- активизировать их самостоятельную и исследовательскую деятельность;

- повысить эффективность систематической самостоятельной работы студентов;

- повысить ответственность студентов, преподавателей и всех подразделений ВГАВТ в обеспечении высокого качества образовательного процесса;

- повысить и обеспечить высокое качество знаний студентов ВГАВТ, адекватное международным образовательным критериям и современным потребностям;

- обеспечить сопоставимость, равноценность, следовательно, и взаимопризнание обобщенных и усредненных показателей качества знаний студентов ВГАВТ на международном уровне;

- стимулировать профессорско-преподавательский состав ВГАВТ для разработки и/или пересмотра уже разработанных учебных программ по модульному принципу, вести учебный процесс по КРСОУП, а также осуществить непрерывный контроль и обеспечить высокое качество знаний студентов.

Для эффективного функционирования системы необходимо наличие:

1) нормативных и инструктивно-методических документов по применению системы;

2) современного учебно-методического комплекса по каждой из дисциплин. В частности по каждой дисциплине должны быть в наличии: а) тематические программы (указывается трудоемкость в кредитах), в том числе, указываются цели освоения данной дисциплины; б) список общих и специальных компетенций, которые студент должен освоить по данной дисциплине; в) материалы для аудиторной работы: тексты лекций (в том числе и в электронном виде), планы семинарских занятий, мультимедийное сопровождение аудиторных занятий, раздаточный материал; г) материалы для самостоятельной работы студентов: наборы текстов домашних заданий, материалы самоконтроля по каждой дисциплине, типовые модели рефератов, курсовых работ, эссе и критерии их оценивания; д) учебные электронные материалы в электронной библиотеке института; е) материалы для контроля знаний: письменные контрольные задания, письменные и электронные тесты, экзаменационные билеты; ж) материалы для работы на практиках: планы и программы проведения практик, формы отчётной документации;

3) материально-технической базы, обеспечивающей реализацию в учебном процессе современных образовательных технологий и информатизацию всех процессов функционирования системы.

Бально-рейтинговая система оценивания предполагает полную обеспеченность учебного процесса методическими материалами.

Кредино-рейтинговая система (балльно-рейтинговая) - это технология непрерывного (кумулятивного) оценивания знаний студента (рейтинг (от англ. «rating» - оценивать)). Таким образом, рейтинг - это индивидуальный количественный показатель.

Рейтинговая система оценки знаний - система накопления условных единиц (баллов) знаний в течение всего аттестуемого периода, так как в зависимости от количества баллов, полученных за каждый выполненный вид учебной деятельности, студент

по завершении курса получает адекватную совокупную оценку за прилежание, учебную активность и уровень усвоения материала, т. е. рейтинговая система нацелена в первую очередь на повышение мотивации студентов к освоению образовательных программ путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы1.

Кредитно-рейтинговая система оценки знаний в силу своей открытости и гласности - один из способов определения уровня подготовки каждого студента на каждом этапе учебного процесса. Она позволяет усилить мотивацию учебной деятельности путем более четкой дифференциации оценки результатов учебной работы каждого студента, уменьшить влияние субъективных факторов со стороны преподавателя, что способствует повышению качества обучения.

Кредитно-рейтинговую систему следует рассматривать не только как контроль за знаниями, но и как средство управления профессионально-личностным развитием студентов.

Кредитно-рейтинговая система оценки качества учебной работы может распространяться и на студентов, переведенных на индивидуальное обучение.

Анализ практики показывает, что при разработке балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости кафедры и отдельные преподаватели должны учитывать следующие моменты:

- кафедры в зависимости от специфики преподаваемых дисциплин устанавливают виды текущего контроля и их стоимость в баллах;

- стоимость посещения каждого занятия рассчитывается как частное от деления установленной за посещение занятий суммы баллов на количество планируемых учебных занятий;

- по каждому виду учебной работы максимальное количество баллов выставляется при условии выполнения его на «отлично»;

- при неудовлетворительной оценке за выполнение какого-либо вида текущего контроля баллы не начисляются;

- кафедра вправе объявить выполнение каких-либо заданий обязательными. В случае невыполнения или получении неудовлетворительной оценки за выполнение таких обязательных заданий итоговая оценка будет неудовлетворительной независимо от суммы баллов, набранных на других видах текущего контроля.

Максимальный рейтинговый балл доводится до студентов в начале семестра. Одновременно студенты должны быть ознакомлены с реальным рейтинговым баллом, соответствующим каждой из положительных оценок, и минимальным количеством баллов, ниже которого оценка их деятельности становится неудовлетворительной. Преподаватель ведет учет реального рейтингового балла индивидуально и по окончании семестра выставляет итоговую оценку по совокупности проделанной студентом работы.

При этом студенты имеют возможность осуществлять самоконтроль, корректировать свою работу, становясь тем самым активным субъектом. Они должны своевременно информироваться преподавателем об изменении своего рейтинга, что является одним из основных факторов активизации их самостоятельной работы.

Для контроля и оценки качества знаний студентов ВГАВТ, обучающихся по КРСОУП, при всех формах контроля качества знаний студентов может использоваться традиционная система оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «зачтено» и «незачтено». Однако для обеспечения сопоставимости с международной системой оценки знаний студентов наряду с традиционной системой оценки вводится стобалльная система. Результаты всех видов учебной деятельности студентов оцениваются рейтинговыми баллами (см. таблицу 1).

1 Ефремова Ж.Д. Рейтинговая система оценки знаний как фактор повышения эффективности обучения в высшей школе (из опыта работы) www. ostu. га./filial/livny/.. ./index.htm.

Таблица 1

Перевод баллов 100-балльной шкалы в их числовые коэффициенты и буквенные оценки

Оценка в 100-балльной шкале Оценка в традиционной шкале Буквенные эквиваленты оценок в шкале ECTS1 (% успешно аттестованных)

84-100 5 (отлично) А (отлично) В (очень хорошо) С (хорошо) D(удовлетворительно) E (посредственно)

67-83 4 (хорошо)

50-66 3(удовлетворительно)

0-49 2(неудовлетворительно) FX - неудовлетворительно с возможной пересдачей F - неудовлетворительно с повторным изучением дисциплины

Каждая буквенная оценка по шкале БСТ8 означает:

А «Отлично» («Превосходно») - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.

В «Очень хорошо» («Отлично») - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном формированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения большинства из них оценено числом баллов, близким к максимальному.

С «Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.

D «Удовлетворительно» - теоретическое содержание дисциплины освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.

Е «Посредственно». - теоретическое содержание курса освоено частично, некоторые практические навыки работы не сформированы, многие предусмотренные программой обучения учебные задания не выполнены, либо качество выполнения некоторых из них оценено числом баллов, близким к минимальному.

Fx «Условно неудовлетворительно», с правом пересдачи - теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые практические навыки работы не сформированы, большинство предусмотренных программой обучения: учебных заданий не выполнено либо качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимальному; при дополнительной самостоятельной работе над материалом курса возможно повышение качества выполнения учебных заданий.

1 ECTS (англ. European Credit Transfer and Accumulation System - Европейская система перевода и накопления кредитов) - общеевропейская система учёта учебной работы студентов при освоении образовательной программы или курса.

F «Безусловно неудовлетворительно», без права пересдачи - теоретическое содержание курса не освоено. Необходимые практические навыки работы не сформированы, все выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к какому-либо значимому повышению качества выполнения учебных заданий.

Следует отметить, что оценки ставятся в соответствующих ведомостях только целыми числами. Что касается организации учебного процесса при КРСОУП, то можно применять следующие формы контроля качества знаний студентов:

- текущий контроль;

- промежуточный контроль;

- итоговый контроль.

Набранная сумма баллов используется для определения итоговой оценки. В качестве шкалы итоговых оценок предлагается использовать принятую в России пятибалльную шкалу и несколько модифицированную систему ЕСК, принятую в большинстве стран Европы.

Рейтинг по дисциплине и другим видам учебной работы студента служит оценкой академической успеваемости, используемой для расчета рейтинга за соответствующий семестр.

Рейтинг за семестр является оценкой успеваемости студента по всем видам учебной работы, предусмотренной учебным планом.

При изучении одной дисциплины студент может получить не более 100 баллов. При этом большую часть баллов студент получает в течение семестра, около 1/3 -итоговая аттестация.

В рейтинг идут баллы, полученные с первого раза и в установленный срок.

При изучении одной дисциплины студент может получить не более 100 баллов. При этом большую часть баллов студент получает в течение семестра, около 1/3 -итоговая аттестация.

Студент считается аттестованным по дисциплине, если его средневзвешенная оценка за семестр не менее 50 баллов. При этом студенту:

- засчитывается трудоемкость дисциплины по учебному плану в зачетных единицах;

- выставляется семестровая средневзвешенная оценка в 100-балльной шкале, характеризующая качество освоения студентом знаний, умений и компетенций по данной дисциплине и учитывающая оценки текущей успеваемости студента и промежуточной аттестации.

Для успешной аттестации студенту необходимо, кроме того, достичь обязательного минимума уровня освоения учебного материала в виде оценки 50 баллов (удовлетворительно - в традиционной шкале) по итогам сдачи зачета и экзамена по дисциплине.

Кафедра вправе устанавливать другие обязательные требования, например, «выполнение всех практических заданий», «успешное прохождение всех текущих аттестаций» и др., о чем обязана оповестить студента через лист контрольных мероприятий.

В некоторых вузах в рейтинг идут баллы, полученные с первого раза и в установленный срок.

Занятия, пропущенные по уважительной причине, отрабатываются по инициативе студента по направлению учебной части института. Баллы, полученные на отработке, идут в рейтинг.

В некоторых вузах по решению кафедры студенты, имеющие высокий рейтинг по дисциплине (от 90%) могут быть (с их согласия) освобождены от сдачи экзамена. Для получения оценки «отлично» требуется сдача экзамена. В других вузах экзамен является обязательным независимо от количества набранных баллов.

Рейтинг за семестр является оценкой успеваемости студента по всем видам учебной работы, предусмотренной учебным планом.

При наличии у студента, не набравшего, или набравшего мало баллов на завершающем этапе изучения учебной дисциплины, документально подтвержденной уважительной причины (болезнь, отъезд на сборы, соревнования) учебная часть института продлевает ему сроки сдачи пропущенного текущего контроля с обязательным оповещением об этом студента и соответствующего преподавателя (кафедры).

Студент, без уважительной причины не выполнивший текущие контроли и не набравший минимальное количество баллов, требуемых для получения зачета или экзаменационной оценки по окончании изучения дисциплины, только на компенсационной основе может быть допущен к повторному ее изучению. При его отказе от этого или при повторном получении неудовлетворительной оценки его отчисляют из института1.

Для внедрения бально-рейтинговой технологии оценки знаний студентов по модулям программы учебной дисциплины «Российское предпринимательское право» предлагается использовать методику, разработанную В.М. Журавлевым и Я.Ю. Бело-зеровой2.

Переход на новую систему обучения качественно не изменит содержание учебных дисциплин: количество часов, лекционных и семинарских занятий остается прежним.

Введение балльно-рейтинговой системы является первым этапом на пути к полномасштабному переходу на обучение системе зачетных единиц. Кроме того, в перспективе обязательным условием аттестации и аккредитации абсолютно всех вузов будет предоставление результатов по данной системе3.

В заключении отметим, что балльно-рейтинговая технология позволяет студентам: а) понимать систему формирования оценок по дисциплинам и другим видам занятости с целью получения итоговых оценок; б) осознать необходимость систематической работы по выполнению учебного плана на основании знания своей текущей рейтинговой оценки по каждой дисциплине и ее изменение из-за несвоевременного освоение материала; в) своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки до начала экзаменационной сессии; г) в течении семестра вносить коррективы по организации текущей самостоятельной работы.

Дает возможность преподавателям: а) планировать (подробно) учебный процесс по конкретной дисциплине и стимулировать работу студентов за систематическую работу; б) своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего рейтингового контроля; в) объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом систематической работы; г) обеспечить градацию оценки уровня знаний по сравнению с традиционной системой.

Таким образом, использование рейтингового контроля и оценки можно повысить уровень мотивации к изучению предмета. Результаты могут быть засчитаны в качестве итоговой оценки по семестровому зачету и как следствие - в качестве итоговой экзаменационной оценки. И при использовании бально-рейтинговой системы можно следить за динамикой успеваемости и группы в целом и каждого студента, озвучивание результатов рейтинга позволит повысить активность студентов и внести в процесс обучения момент соревнования, выявляя лучших и отстающих студентов.

1 Васильева О.С. Бально-рейтинговая система // Психологический вестник РГУ, 2008. -№3. - С. 45.

2 Планирование и организация учебного процесса с использованием зачетных единиц (кредитов) и балльно-рейтинговой системы: метод. указания / сост.: В.М. Журавлев, Я.Ю. Белозеро-ва; под ред. В.М. Журавлева. - Красноярск : ИПК СФУ, 2009. - 47 с.

3 Бально-рейтинговая система оценивания результатов обучения // http://www.allbest.ru/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принципиальное различие между традиционной системой оценивания учебных достижений и педагогическими измерениями заключается в том, что в первом случае речь идет о качественном оценивании учебных достижений обучающихся, а во втором - о получении количественных показателей уровня учебных достижений. И одна, и другая системы контроля обладают как достоинствами, так и недостатками.

Традиционные методы, как известно, базируются на взаимодействии обучающегося и педагога, и это является достоинством для развития коммуникативных способностей студентов, простоты и оперативности получения результатов. Однако они нацелены исключительно на получение качественных эквивалентов оцениваемых свойств обучающихся, но не на количественное измерение, поэтому результаты такого контроля невозможно сравнить между собой. На фоне возрастания роли педагогических измерений достигается понимание того, что традиционные средства контроля имеют низкий обучающий потенциал, сдерживающий развитие инновационных методов обучения, не обеспечивают условий для самоконтроля и самоуправления. К числу существенных недостатков, несовместимых с современными направлениями модернизации внедрения кредитно-рейтинговой системы обучения, можно отнести следующие: проявление субъективизма преподавателя, недостаточность средств контроля, адекватных компетентностному подходу в обучении, отсутствие единых шкал и критериев оценивания, слабое обеспечение самооценки и самокоррекции результатов учебной деятельности и др. В отличие от традиционных современные технологии оценки качества обучения базируются на квалиметрическом (количественном) подходе, целью которого является получение численных эквивалентов, которые можно отождествить с предметной или межпредметной подготовленностью.

На основании проведенных исследований с учетом условий кредитно -рейтинговой системы обучения (асинхронная схема организации учебного процесса, выбор последовательности изучения дисциплин); возможность за меньший срок освоить образовательную программу; личное участие студента в формировании своего учебного плана; большая свобода в выборе учебных дисциплин; возможность выбора преподавателей, обеспечивающих учебный процесс; вовлечение в учебный процесс академических консультантов (тьюторов), с учетом недостатков в традиционном проведении контроля нами разработан комплекс диагностики учебных достижений.

При модульной системе обучения используется рейтинговая оценка знаний, умений и навыков, при которой учитываются все виды учебной деятельности студента (аудиторной и внеаудиторной), оцениваемые определенным количеством баллов. Рейтинг - индивидуальный кумулятивный индекс студента, формируемый по результатам обучения. Рейтинг постоянно изменяется в зависимости от итогов повседневной работы студента.

Список литературы:

[1] Коваленко Е. Инновационные образовательные технологии и их внедрение в вузе. www universitys.ru/Kovalenko.pdf

[2] Кредитно-рейтинговая система и балльно-рейтинговая система как правило используются как тождественные понятия. Однако некоторые авторы полагают, что правильнее вести речь о кредитно-рейтинговой системе.

[3] Ефремова Ж.Д. Рейтинговая система оценки знаний как фактор повышения эффективности обучения в высшей школе (из опыта работы) www. ostu. ru./filial/livny/.. ,/index.htm.

[4] ECTS (англ. European Credit Transfer and Accumulation System - Европейская система перевода и накопления кредитов) — общеевропейская система учёта учебной работы студентов при освоении образовательной программы или курса.

[5] Васильева О.С. Бально-рейтинговая система // Психологический вестник РГУ, 2008. - № 3. -С. 45.

[6] Планирование и организация учебного процесса с использованием зачетных единиц (кредитов) и бально-рейтинговой системы : метод. указания / сост. : В. М. Журавлев, Я. Ю. Белозерова ; под ред. В. М. Журавлева. - Красноярск : ИПК СФУ, 2009. - 47 с.

[7] Бально-рейтинговая система оценивания результатов обучения // http://www.allbest.ru/

CREDIT AND RATING ASSESSMENT SYSTEM OF RESULTS IN THE LEARNING PROCESS AMONG STUDENTS

E.N. Pronina

Keywords: teaching technologies, higher education, assessment system of results in the learning process

Integrating into the world education space involves developing modern teaching technologies which enable students to improve their knowledge and skills. Nevertheless, practice shows that the assessment system remains the same and does not always meet new requirements.

УДК 378:371

Ф.С. Сосенков, к.ю.н, заведующий кафедрой ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а

О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ И КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

Ключевые слова: патриотическое воспитание, высшее образование, транспорт

Патриотическое воспитание является важной частью воспитательного процесса. Вопросам патриотического воспитания вообще и патриотического воспитания молодежи в частности посвящены многочисленные нормативные правовые акты, неизменным к рассматриваемому процессу остается интерес в педагогической науке. В рамках данной статьи рассматриваются мероприятия, проведение которых могло бы способствовать патриотическому воспитанию студентов и курсантов образовательных учреждений морского и речного транспорта.

Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее актив-но-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.1 Важнейшей составной частью воспитательного процесса является формирование патриотизма, который имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности обучаемого, то есть патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание в специальной литературе определяется как целена-

1 Габдрафикова Л.С., Пантелева Л.А., Муравлева В.В. Политическое воспитание как направление духовно-нравственного воспитания детей и молодежи // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. - №1(1). - 2009. С. 63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.