Научная статья на тему 'Из опыта работы по обучению детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи игре в шашки'

Из опыта работы по обучению детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи игре в шашки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / SPEECH DISORDERS / ШАШКИ / CHECKERS / МЕТОДИКА / METHOD / КОРРЕКЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / SPECIAL CORRECTIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьякова Людмила Викторовна

В статье описана методика обучения детей с нарушениями речи игре в шашки. Наш опыт свидетельствует, что дети с единичными нарушениями и осложнённым дефектом при определенных педагогических условиях способны овладеть этой игрой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта работы по обучению детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи игре в шашки»

Литература

1. Окульская Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). Казань: Бук, 2016. С. 62-65.

2. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. СПб.: КАРО, 2010.

3. Башкирова Е. Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт-терапии [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). СПб.: Реноме, 2013. С. 85-90.

4. Исханов С. В. Система диагностико-корррекционной работы с аутичными дошкольниками. Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС». 208 с.

5. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста (1-3года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозайка-Синтез, 2006. 64 с.

6. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М.:ТЦ Сфера, 2011. 128 с.

7. Медведева Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова и др. М. Академия, 2001.

Из опыта работы по обучению детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи игре в шашки Дьякова Л. В.

Дьякова Людмила Викторовна /Diakova Ludmila Viktorovna - воспитатель, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Специальная (коррекционная) школа № 1708, г. Москва

Аннотация: в статье описана методика обучения детей с нарушениями речи игре в шашки. Наш опыт свидетельствует, что дети с единичными нарушениями и осложнённым дефектом при определенных педагогических условиях способны овладеть этой игрой.

Abstract: this article describes a method of teaching children with speech disorders by playing checkers. Our experience shows that children with single disorders and more complicated defect are able to master this game in certain pedagogical conditions.

Ключевые слова: нарушения речи, шашки, методика, коррекционное обучение. Keywords: speech disorders, checkers, method, special correctional education.

Шашки по праву признаны игрой, стимулирующей мыслительную деятельность детей, способствующей развитию логического мышления, развивающей пространственное воображение, память и внимание, подготовке ребенка к обучению в школе. Шашки воспитывают в детях такие важные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать, ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям. Игра в шашки стимулирует совместную деятельность, совершенствует навыки общения, воспитывает доброжелательное отношение детей друг к другу, усидчивость, развивает произвольное внимание [1].

Более пяти лет назад в ГБОУ № 1708 Специальная (коррекционная) школа мы стали обучать детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи игре в шашки. Наш опыт свидетельствует, что дети с единичными нарушениями и осложнённым дефектом при определенных педагогических условиях способны овладеть этой игрой.

В своей деятельности мы руководствуемся практическими рекомендациями обучения детей игре в шашки, разработанными А. И. Куличихиной, А. Я. Вирным, Б. М. Герцензоном, В. А. Звирбулис.

Мы начинаем обучение детей игре в шашки в старшей группе. В этом возрасте внимание дошкольников становится более устойчивым и произвольным, развиваются прогностическая и наглядно-образная функции мышления. Дети способны заниматься одним видом деятельности в течение 20-25 минут.

Обучение детей игре в шашки происходит поэтапно, по принципу: от простого к сложному. При планировании занятий учитывается чередование теоретического, практического, наглядного, игрового материала [3]. Сначала мы знакомим детей с историей возникновения игры, затем продемонстрируем им доску, фишки чёрного и белого цветов. После этого учим правильно расставлять шашки на игровом поле. Мы объясняем детям, что суть игры заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек вперёд, уничтожить шашки соперника или перекрыть им все ходы.

После усвоения детьми общих сведений об игре, мы приступаем к знакомству с основными правилами игры в шашки. При этом используем стихи. Они помогают детям быстро освоить правила [2].

Мы стараемся, чтобы обучение игре в шашки проходило ненавязчиво и интересно. Мы знакомим детей с новым для них материалом в простой и доступной форме. Рассказываем дошкольникам о правилах игры в шашки в виде сказок, стихотворений, театрализованных представлений [4]. Особый интерес вызывает у детей игра в живые шашки. Для этого используется шахматное поле из ткани для шашек больших размеров. Нам его помогли изготовить родители. Шашками на таком поле являются сами дети (живые шашки). Мы практикуем совместные занятия-турниры в живые шашки юных спортсменов параллельных групп. Ход соревнований транслируется на интерактивной доске.

Результатом нашей кропотливой деятельности стало систематическое участие детей с нарушениями речи в районных и окружных соревнованиях. Наши воспитанники на равных играют с ровесниками с нормальным типом развития. Более того, они занимают призовые места.

Литература

1. Волчек А. А. Шашечный практикум. Минск: Харвест, 2004.

2. Гришин В. Г. Малыши играют в шахматы. М.: Просвещение, 2007.

3. Давыдова Т. Г., Атаян Г. М. Обучение детей игре в шашки // Справочник старшего воспитателя. № 8, 2011.

4. Погрибной В. К., Юзюк В. Я. Шашки для детей Изд. 2-е, перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.