Научная статья на тему 'Учимся играть в шашки'

Учимся играть в шашки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
450
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ШАШКИ / РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козачкова А. Л.

Целью статьи является познакомить читателей с программой дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Шашечная азбука».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учимся играть в шашки»

Учимся играть в шашки

Козачкова А.Л.

2 квалификационная категория воспитатель

МБДОУ№32 «Детский сад комбинированного вида «Снегирек»

г. Норильск, Россия

Аннотация: Целью статьи является познакомить читателей с программой дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Шашечная азбука».

Ключевые слова: обучение, шашки, развитие ребенка.

Большой популярностью во всем мире пользуется игра - шашки. Эта народная игра вошла прочно в нашу жизнь. Ее возраст весьма солидный - не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт они стали признанной частью общечеловеческой культуры.

Шашки - это одновременно и досуг, и спорт, и искусство. Они как известно, объединяют все возрасты и «весовые» категории. (Погрибной В.К. , Юзюк В.Я. 2010, с3).

Велика роль шашек и в эстетическом воспитании. Красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с этой игрой.

Правила игры в шашки просты и общедоступны, поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки - дело далеко не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.

Как и любой вид человеческой деятельности, шашки, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся правила. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов.

Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства мы разработали программу дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Шашечная азбука».

Отбор детей в кружок достигается следующими мероприятиями:

1. Беседа с родителями, анкетирование, с помощью которых удается выяснить любимое занятие ребенка дома. Его увлечения, интересы, какое место в семье занимает игра в шашки.

2. Из определения воспитателя, кого в группе он считает наиболее способным к игре в шашки.

3. Из беседы с ребенком, чем он увлекается, и хотел бы заниматься.

4. Желание родителей и детей.

Наиболее эффективным является разделение детей на две группы, это позволяет использовать индивидуальный подход.

1. Дети, проявляющие интерес к игре в шашки, но не знакомые с правилами

игры.

2. Дети, уже умеющие играть в шашки и знакомые с правилами игры.

Основная цель кружка:

Раскрытие умственного, эстетического, нравственного, волевого потенциала личности воспитанников.

Мы поставили для себя три основные задачи:

образовательная:

• Обучение основам шашечной игры; Воспитательная:

• вырабатывает у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер. (Гришин В.Г.,1991, с.11)

Развивающая:

• Развитие умственных способностей дошкольников: логического образного и аналитического мышления; осуществление всестороннего физического развития воспитанников.

К концу учебного года дети должны знать:

шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, начальное положение, ходы, взятие.

названия шашечных фигур: простая шашка, дамка. правила хода и взятия шашки, дамки. К концу учебного года дети должны уметь: ориентироваться на шахматной доске;

играть шашкой и дамкой без нарушений правил шашечного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять шашки перед игрой;

Для осуществления поставленных целей и задач нами были созданы следующие условия:

1. Подобрали необходимую материальную базу в обучающей, развивающей и воспитывающей среде для самореализации творческого потенциала.

2. Создаем ситуации успеха и положительного принятия результата, а затем его практического применения.

3. Подготовка педагога, компетентность, знание правил игры в шашки. Основные принципы, заложенные в основу нашей работы:

- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

- Принцип научности (детям сообщаются знания об истории появления шашек, разновидность игр в шашки, правила игры в шашки и т.д.)

- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);

- Принцип динамичности (от простого к сложному);

- Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями). Материалы и инструменты, необходимые для работы кружка это:

- Шашечные доски.

- Шашки.

- Цветные карандаши.

- Бумага разного формата.

Программа рассчитана на 1год обучения для детей 6-7лет (подготовительная к школе группа). Содержание программы составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1. 2660-10 (требования к организации режима дня и учебных занятий). Программа рассчитана на 32 занятия в год (16 академических часов). Занятия проводятся 1раз в неделю. Продолжительность занятий - 30минут. Кружок действует в нашем саду три года. Дети посещавшие, кружок «Шашечная азбука» отличались от своих сверстников целеустремленностью, самостоятельностью, находчивостью, усидчивостью, внимательностью умением логически мыслить. Они более внимательны, уверены в себе.

В нашем городе между детскими садами ежегодно проходят соревнования по шашкам и дети, занимающиеся по программе «Шашечная азбука» третий год занимают первые места.

Библиография

1. Гришин В.Г. 1991. Малыши играют в шахматы: Кн. Для воспитателя дет. Сада: из опыта работы. М. 158с.

2. Погрибной В.К. 2010. Шашки для детей/ В.К. Погрибной, В.Я. Юзюк. Изд. 2-е. перераб. И доп. Ростов н/Д. 137с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.