Научная статья на тему 'Из опыта работы над письменной научной речью на практических занятиях курса «Русский язык и культура речи» в технических вузах'

Из опыта работы над письменной научной речью на практических занятиях курса «Русский язык и культура речи» в технических вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М. Н. Лаврова

Статья посвящена методическим проблемам преподавания русского языка и культуры речи в техническом вузе. Очерчен круг вопросов, связанных с поисками наиболее эффективных приемов организации работы по данной дисциплине. Особое внимание уделено проблемам преподавания письменной научной речи и намечены некоторые пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies methodological problems of teaching the Russian language and culture of speech in technical Universities. A number of questions are raised which are connected with the search of the most efficient methods of instruction in this discipline. A special attention is paid to the problems connected with scientific speech writing teaching. Some ways of tackling these problems are offered.

Текст научной работы на тему «Из опыта работы над письменной научной речью на практических занятиях курса «Русский язык и культура речи» в технических вузах»

УДК 82.085:378.147

М.Н. ЛАВРОВА

Институт международных образовательных программ Санкт-Петербургского государственного политехнического университета

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НАД ПИСЬМЕННОЙ НАУЧНОЙ РЕЧЬЮ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ

Статья посвящена методическим проблемам преподавания русского языка и культуры речи в техническом вузе. Очерчен круг вопросов, связанных с поисками наиболее эффективных приемов организации работы по данной дисциплине. Особое внимание уделено проблемам преподавания письменной научной речи и намечены некоторые пути их решения.

The article studies methodological problems of teaching the Russian language and culture of speech in technical Universities. A number of questions are raised which are connected with the search of the most efficient methods of instruction in this discipline.

A special attention is paid to the problems connected with scientific speech writing teaching. Some ways of tackling these problems are offered.

Курс «Русский язык и культура речи» занимает все более прочное место среди общеобразовательных дисциплин в технических вузах страны. О значении и важности данного курса в системе гуманитарной подготовки и повышения культурного уровня студентов говорить уже не приходится.

В настоящее время встает задача оптимизации обучения, поисков новых методических решений в преподавании русского языка и культуры речи для студентов негуманитарного профиля. Преподаватель-практик должен решить, как за минимум часов, отведенных данной дисциплине в общей сетке часов, добиться максимума эффективности восприятия материала учащимися, как сделать занятия более интересными и полезными, учитывая тот факт, что русский язык и культура речи не являются приоритетными для студентов технических вузов, нацеленных на получение знаний в области точных наук. В связи с этим преподавателям данной дисциплины приходится сталкиваться со многими проблемами и искать пути их решения.

Прежде всего, перед преподавателем встает задача воспитания личности, ответственно и заинтересованно относящейся к по-

вышению уровня своей общей культуры и, в частности, языковой и речевой культуры. Важнейшим фактором, на наш взгляд, в достижениях данной цели является фактор мотивированности обучения, ибо сознательность учебной деятельности может быть достигнута только благодаря опоре на значимый для него мотив.

В связи с этим одним из ведущих аспектов данного курса становится обучение научной речи, главной целью которого является развитие навыков и умений эффективного речевого поведения в научной и в профессиональной сферах общения.

Проблема становления и совершенствования риторической личности не может быть решена без развития письменной речи как одного из путей повышения общего уровня культуры речевого поведения.

В соответствии с реальными потребностями учебного процесса студенты должны уметь составить конспект лекции, написать тезисы, реферат, аннотацию, рецензию, собственное сочинение и другое.

Таким образом, работа над письменной научной речью приобретает наибольшую значимость с первых же занятий по данному аспекту, основной задачей которого являет-

190 -

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.160. Часть 1

ся формирование умений и навыков в создании семантически целостных текстов (от репродуктивных и репродуктивно-продук-тивных текстов к продуктивным письмен-норечевым произведениям).

Реализация этих задач осложняется и недостаточным количеством часов и отсутствием у студентов I курса базовых знаний по работе с научным текстом.

Анализ письменных работ студентов I курса показывает, что большинство студентов не умеют выделять в тексте микротемы для раскрытия основной темы, объединять предложения в микротекст и правильно пользоваться средствами межфразовой связи; сохранять логику и композицию текста, выделять в тексте абзацы и другое.

Изучение закономерностей построения текста на занятиях практического курса русского языка помогает студентам сознательно усвоить правила формирования связной письменной речи. В силу чего учащимся необходимо показать важность овладения

теорией текста, добиться сознательного использования ими знаний текстообразования.

Организовать методически целесообразно и эффективно занятие по аспекту изучения письменной научной речи в связи с вышеизложенными задачами помогает «Пособие по научному стилю речи», подготовленное авторским коллективом 10 вузов России и выпущенное на базе Санкт-Петербургского горного института (ТУ) в 2002 году.

В пособии, во-первых, представлены упражнения, направленные как на обогащение, так и на активизацию имеющегося словарного фонда учащихся; во-вторых, даны теоретические сведения для анализа научного текста и разработана система практических заданий, направленных на изучение особенностей научного стиля речи (лингвистических, текстовых, жанровых) и стимулирующих осознанное применение знаний построения семантически целостных текстов.

_ 191

Санкт-Петербург. 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.