УДК 82.085:378.147
М.Н. ЛАВРОВА
Институт международных образовательных программ Санкт-Петербургского государственного политехнического университета
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НАД ПИСЬМЕННОЙ НАУЧНОЙ РЕЧЬЮ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ
Статья посвящена методическим проблемам преподавания русского языка и культуры речи в техническом вузе. Очерчен круг вопросов, связанных с поисками наиболее эффективных приемов организации работы по данной дисциплине. Особое внимание уделено проблемам преподавания письменной научной речи и намечены некоторые пути их решения.
The article studies methodological problems of teaching the Russian language and culture of speech in technical Universities. A number of questions are raised which are connected with the search of the most efficient methods of instruction in this discipline.
A special attention is paid to the problems connected with scientific speech writing teaching. Some ways of tackling these problems are offered.
Курс «Русский язык и культура речи» занимает все более прочное место среди общеобразовательных дисциплин в технических вузах страны. О значении и важности данного курса в системе гуманитарной подготовки и повышения культурного уровня студентов говорить уже не приходится.
В настоящее время встает задача оптимизации обучения, поисков новых методических решений в преподавании русского языка и культуры речи для студентов негуманитарного профиля. Преподаватель-практик должен решить, как за минимум часов, отведенных данной дисциплине в общей сетке часов, добиться максимума эффективности восприятия материала учащимися, как сделать занятия более интересными и полезными, учитывая тот факт, что русский язык и культура речи не являются приоритетными для студентов технических вузов, нацеленных на получение знаний в области точных наук. В связи с этим преподавателям данной дисциплины приходится сталкиваться со многими проблемами и искать пути их решения.
Прежде всего, перед преподавателем встает задача воспитания личности, ответственно и заинтересованно относящейся к по-
вышению уровня своей общей культуры и, в частности, языковой и речевой культуры. Важнейшим фактором, на наш взгляд, в достижениях данной цели является фактор мотивированности обучения, ибо сознательность учебной деятельности может быть достигнута только благодаря опоре на значимый для него мотив.
В связи с этим одним из ведущих аспектов данного курса становится обучение научной речи, главной целью которого является развитие навыков и умений эффективного речевого поведения в научной и в профессиональной сферах общения.
Проблема становления и совершенствования риторической личности не может быть решена без развития письменной речи как одного из путей повышения общего уровня культуры речевого поведения.
В соответствии с реальными потребностями учебного процесса студенты должны уметь составить конспект лекции, написать тезисы, реферат, аннотацию, рецензию, собственное сочинение и другое.
Таким образом, работа над письменной научной речью приобретает наибольшую значимость с первых же занятий по данному аспекту, основной задачей которого являет-
190 -
ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.160. Часть 1
ся формирование умений и навыков в создании семантически целостных текстов (от репродуктивных и репродуктивно-продук-тивных текстов к продуктивным письмен-норечевым произведениям).
Реализация этих задач осложняется и недостаточным количеством часов и отсутствием у студентов I курса базовых знаний по работе с научным текстом.
Анализ письменных работ студентов I курса показывает, что большинство студентов не умеют выделять в тексте микротемы для раскрытия основной темы, объединять предложения в микротекст и правильно пользоваться средствами межфразовой связи; сохранять логику и композицию текста, выделять в тексте абзацы и другое.
Изучение закономерностей построения текста на занятиях практического курса русского языка помогает студентам сознательно усвоить правила формирования связной письменной речи. В силу чего учащимся необходимо показать важность овладения
теорией текста, добиться сознательного использования ими знаний текстообразования.
Организовать методически целесообразно и эффективно занятие по аспекту изучения письменной научной речи в связи с вышеизложенными задачами помогает «Пособие по научному стилю речи», подготовленное авторским коллективом 10 вузов России и выпущенное на базе Санкт-Петербургского горного института (ТУ) в 2002 году.
В пособии, во-первых, представлены упражнения, направленные как на обогащение, так и на активизацию имеющегося словарного фонда учащихся; во-вторых, даны теоретические сведения для анализа научного текста и разработана система практических заданий, направленных на изучение особенностей научного стиля речи (лингвистических, текстовых, жанровых) и стимулирующих осознанное применение знаний построения семантически целостных текстов.
_ 191
Санкт-Петербург. 2005