Научная статья на тему 'Из опыта по апробации моделей электронного обучения и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий'

Из опыта по апробации моделей электронного обучения и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косарева И.Е., Киселева М.И., Захарова Е.Н., Городничева О.Ю.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» функционирует с 01 сентября 2011 года. На протяжении двух лет с открытия школы и начала реализации возможностей «цифровой школы» в учреждении ведется работа по развитию и совершенствованию единой информационно-образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косарева И.Е., Киселева М.И., Захарова Е.Н., Городничева О.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта по апробации моделей электронного обучения и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий»

Современные информационные технологии в образовательной деятельности 65

Interaction: Communications, Cooperation and Application Design - Volume 2. -ISBN 0-8058-3392-7, 22. - 26 of August, Munich, Germany. - p. 632-636.

ИЗ ОПЫТА ПО АПРОБАЦИИ МОДЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© Косарева И.Е.*, Киселева М.И.*,

Захарова Е.Н.*, Городничева О.Ю.*

Средняя общеобразовательная школа № 14, г. Кемерово

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» функционирует с 01 сентября 2011 года. На протяжении двух лет с открытия школы и начала реализации возможностей «цифровой школы» в учреждении ведется работа по развитию и совершенствованию единой информационно-образовательной среды. Суть модели «цифровая школа» состоит в том, что на основе оснащенной ИКТ -среды цифровым и компьютерным оборудованием все участники воспитательно-образовательного процесса используют для своей деятельности электронные образовательные ресурсы и технологические средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Наличие в полном объеме компьютерного оборудования, создание в 2011 году локальной сети и обеспечение выхода всех компьютеров в Интернет способствовало освоению и внедрению информационно-коммуникационных технологий, которые ориентированы на повышение эффективности организации и результатов воспитательно-образовательного процесса. В школе была разработана программа информатизации, реализация которой направлена на создание образовательно-информационной среды, которая будет адаптирована к потребностям и особенностям системы образования в школе и будет служить целям развития современного информационного мышления руководителей, специалистов служб сопровождения, педагогов, школьников, родителей ОУ Проект «Программа информатизации» был представлен на выставке-ярмарке «Кузбасский образовательный форум» и был награжден дипломом II степени (февраль, 2013 г.). Следует отметить, что одним из разделов «Программы информатизации» является направление деятельности, связанное с внедре-

* Директор, почетный работник общего образования РФ.

* Заместитель директора по УВР.

* Заместитель директора по УМР.

* Заместитель директора по УВР, почетный работник общего образования РФ.

66

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

нием дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс. Направление деятельности учреждения по развитию информатизации образовательного пространства включено в план работы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14», который утверждается на учебный год на педагогическом совете.

В соответствии с решением коллегии департамента и науки Кемеровской области от 25.09.2012 г. на основании приказа департамента и науки Кемеровской области проекту «Построение индивидуальной образовательной траектории обучающихся на основе использования дистанционных образовательных технологий» присвоен статус областной экспериментальной площадки по направлению «Отработка моделей электронного обучения и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий».

Дистанционное обучение является дополнением к очно-аудиторному. Оно открывает большие возможности для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому и курсовой подготовки и организации методической работы учителей.

Целью эксперимента является разработка и апробация педагогической модели и организационно-педагогических условий обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

Под задачами эксперимента понимается:

1. Разработка и внедрение педагогической модели обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;

2. Разработка и внедрение учебно-методического комплекса дистанционного обучения, позволяющего обеспечить освоение и реализацию образовательной программы;

3. Создание необходимых организационных условий для реализации педагогической модели обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, что включает в себя подготовку педагогических кадров к реализации эксперимента, формирование необходимой материально-технической базы проведения эксперимента, а также диагностику степени потребности обучающихся в данной форме обучения;

4. Выработка критериев сформированное™ универсальных учебных действий (компетенций) у учащихся средствами информационно -коммуникативных технологий в системе дистанционного обучения;

5. Выработка критериев результативности работы учителей с учащимися через мониторинг их профессиональных компетентностей;

6. Разработка методических рекомендаций для педагогов по использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе.

Современные информационные технологии в образовательной деятельности 67

Одним из направлений в реализации данного проекта является предоставление детям-инвалидам возможности получения образования с использованием ДОТ по индивидуальной программе с учетом запросов обучающихся и их родителей, способностей и возможностей детей.

Для организации дистанционного обучения в школе оборудован учебный кабинет площадью 42 кв. м., в котором установлены 7 индивидуальных кабин из пластикового профиля со звукоизоляцией, необходимым комплектом мебели для педагога и отдельным входом. Кроме того, в кабинете установлена сплит-система в соответствии с требованиями СанПИН, проведены необходимые коммуникации и проводной Интернет на 7 рабочих мест педагога Рабочее место педагога включает следующее оборудование: специализированный программно-технический комплекс педагогического работника, наушники, микрофон направленного действия, колонки, веб-камера, сканер, черно-белый лазерный принтер, программное обеспечение для дистанционного управления компьютерами обучающихся. При проведении учебных занятий педагоги используют следующую ресурсную базу: материалы с сайта Центра дистанционного образования Кемеровской области, программы Skype, Team Viewer, учебные программы на электронных носителях Института новых технологий, электронные презентации, самостоятельно разработанные педагогами. Особо хочется отметить ресурс е-КМ-Школы. Данный ресурс предоставляет учителю большие возможности для дистанционного обучения. Педагоги могут использовать как готовые уроки из базы данных, так и разрабатывать свои занятия. Ряд проектов-разработок занятий с использованием дистанционных образовательных технологий учителей школы был включен в школьный сборник, который отпечатан в типографии МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» (сентябрь, 2013 г.).

Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий регламентировано Уставом и следующими нормативными документами:

- «Положение об обучении детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»;

- четырехсторонние договоры о сотрудничестве между Центром дистанционного образования Кемеровской области, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14», образовательным учреждением, в котором обучается ребёнок-инвалид, родителями (законными представителями) ребенка;

- договоры возмездного оказания образовательных услуг с общеобразовательными учреждениями г. Кемерово, в которых обучаются дети-инвалиды.

В целях организации процесса обучения для каждого обучающегося разработаны индивидуальные учебные планы, согласованные с родителями (законными представителями), утвержденные начальником управления образования города Кемерово, составлены календарно-тематические планы, расписание занятий.

68

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Запланированный объем учебной нагрузки на каждого ребенка составляет соответственно: 1-4 классы - 4 часа, 5-8 классы - 6 часов, 9-11 классы -8 часов.

В рамках федерального проекта по обучению детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий в 2011-2012 учебном году в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» обучалось 16 детей-инвалидов из 10 образовательных учреждений города, в 2012-2013 учебном году - 17 обучающихся из 9 образовательных учреждений города. На начало 2013-2014 учебного года списочный состав составляет 18 обучающихся из 13 образовательных учреждений города.

Объём реализованной учебной нагрузки по годам обучения составил (табл. 1):

Таблица 1

Учебный год 1-4 5-9 10-11 ИТОГО

2011-2012 321 188 181 690

2012-2013 366 1023 62 1451

В реализации проекта участвуют 13 педагогов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14». Укомплектованность кадрами позволяет преподавать почти все предметы учебного плана с 1 по 11 класс: начальные классы, русский язык, литература, история, обществознание, математика, информатика и ИКТ, природоведение, биология, география, химия, физика. Все педагоги - участники проекта прошли курсы повышения квалификации в ГС (К) ОУ ОШ «Центр дистанционного образования Кемеровской области» по теме: «Организация учебного процесса и необходимые технические навыки при организации обучения по дистанционным образовательным технологиям» (24 часа), 6 педагогов - курсы специалистов Московского института открытого образования по теме «ИКТ-компетентность учителя-предметника дистанционной школы» (72 часа), «Обучение детей с ограниченными возможностями с использованием Интернет-технологий» (72 часа), 2 педагога - курсы ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по теме «Дистанционное обучение школьников на основе е-КМ-Школы» (144 часа).

Педагоги постоянно совершенствуют свое мастерство. На тематическом межпредметном методическом объединении были изучены нормативные документы по организации дистанционного обучения, утверждены рабочие программы по предметам, обсуждался вопрос психологической поддержки в организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, разработаны требования к компьютерной презентации, осуществляется мониторинг прохождения учебных программ по предметам. Методическая работа не ограничивается только рамками школы.

В 2012-2013 учебном году педагоги школы приняли участие в областном практико-ориентированном семинаре «Реализация обучения детей-ин-

Современные информационные технологии в образовательной деятельности 69

валидов с использованием дистанционных образовательных технологий», ко -торый проходил на базе МАОУ «СОШ № 110» города Новокузнецка 6 ноября 2012 года. Алла Шарифовна Гурская, учитель географии МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14», поделилась с коллегами опытом работы по теме «Методика и технология проведения дистанционного урока географии».

В рамках специализированной выставки-ярмарки «Кузбасский образовательный форум - 2013», которая проходила в Кемерово с 12 по 15 февраля 2013 года проект МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» «Отработка моделей электронного обучения и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий» был отмечен дипломом 2 степени.

В рамках участия в проекте обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий педагоги принимают участие в конкурсах профессионального мастерства: в 2011-2012 учебном году по итогам областного дистанционного конкурса педагогического мастерства «Мое призвание» в номинации «Так выглядит лучший учитель» учителя начальных классов С.В. Ярополова и Е.В. Седова стали победителями, в 20122013 учебном году учитель русского языка и литературы А.Г. Гарифуллина заняла 1 место в номинации: «Один день из жизни учителя» в рамках дистанционного конкурса педагогического мастерства «Ступени к успеху».

Результатом работы в данном направлении для С.В. Ярополовой и Е.В. Седовой стало участие во Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Интернет-технологии в образовании», которая проходила в апреле-мае 2013 г., с публикацией «Дистанционное обучение - специализированная образовательная среда».

Направление проекта по повышению квалификации педагогов широко реализуется через систему организации и проведения различных тематических занятий и семинаров:

1. Организация и проведение выездных тематических занятий для учителей информатики, слушателей факультета повышения квалификации в 2012-2013 учебном году (свидетельство ГОУ ДПО (ПК) С «КРИПКиПРО», 2012 г.);

2. Организация и проведение мастер-класса «Современные образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий» в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Научно-методическое сопровождение введения ФГОС: опыт, проблемы, пути их преодоления»;

3. Организация и проведение городского мастер-класса для классных руководителей «Формы воспитательной работы классного руководителя с детским (юношеским) коллективом. Организация деятельности пресс-центра с использованием ИКТ». Опыт работы прессцентра также был представлен на специализированной выставке-ярмарке «Кузбасский образовательный форум»;

70

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

4. Организация и проведение семинара-практикума «Электронные образовательные ресурсы в преподавании географии»;

5. Организация и проведение городского семинара-практикума «ИКТ в образовательном пространстве» и т.д.

Система работы проекта отображается через сайт образовательного учреждения в разделе Учебная работа, в котором представлены материалы по реализации работы с детьми с ограниченными возможностями и проекту Базовая школа. Отдельно остановимся на проекте базовая школа. Целью деятельности базовой школы является обеспечение для различных категорий обучающихся доступности получения качественного общего образования в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями при рациональном использовании материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов образовательного учреждения.

Деятельность базовой школы по оказанию образовательных услуг строится с учетом социального заказа, интересов обучающихся и их родителей.

Образовательный процесс в базовой школе осуществляется в режиме сетевого взаимодействия на основе плана, разрабатываемого базовой школой самостоятельно в соответствии с базисным учебным планом и регламентируется расписанием занятий.

Режим работы базовой школы определяется ею самостоятельно.

Базовая школа реализует образовательную программу, обеспечивающую дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся основного общего образования по одному или нескольким предметам, либо общеобразовательную программу профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Участниками образовательного процесса в базовой школе являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательных учреждений Заводского района г. Кемерово.

В 2012-2013 учебном году на основании соглашения от 24.04.2012 № 2247 / 10-5 между Коллегией Администрации Кемеровской области и администрацией муниципального образования г. Кемерово, а также планом-графиком мероприятий по реализации использования дистанционных образовательных технологий в ОУ г. Кемерово в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» были проведены следующие организационные мероприятия: определены основные направления работы по проекту «Базовая школа», проведена подготовка дистанционного оборудования к работе, организована техническая поддержка проекта и пуск оборудования, выход с помощью видеоконференцсвязи на прикрепленные ОУ Заводского района г. Кемерово (№ 37, 54, 90, 95, 97, 99), проведено заседание рабочей группы с представителями прикрепленных ОУ по ознакомлению с моделью дистанционных образовательных технологий. Были проведены мероприятия по различным направлениям работы: для учителей истории и обществознания

Современные информационные технологии в образовательной деятельности 71

«Методические рекомендации по подготовке к ГИА-9 выпускников 9 классов по истории (О.И. Зиновьева, учитель истории и обществознания, руководитель МО учителей истории Заводского района, председатель региональной экзаменационной комиссии по истории), Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» для школьников ОУ г. Кемерово (А.Ш. Гурская, учитель географии, руководитель МО учителей географии Заводского района), занятие «Право на образование» элективного курса для профильного класса (Ю.С. Козлова, учитель истории и обществознания). На 2013-2014 учебный год составлен план работы базовой школы с привлечением учителей из прикрепленных школ. Запланированы занятия для 9-11 классов по физике, обществознанию, биологии, химии, русскому языку и математике.

На настоящий момент в данном направлении изучен анализ опыта центров дистанционного образования, формы и технологии ДО, создана нормативно-правовая база, материально-техническая база. Формируется УМК, методическое сопровождение ВОП с применением ДО, кадры и сеть партнеров. Практика показывает, что наиболее удачным является вариант интеграции очных и дистанционных форм обучения, что важно учитывать при внедрении дистанционных образовательных технологий в воспитательнообразовательный процесс.

В качестве эффектов в реализации проекта можно выделить:

1. Образовательные:

- формирование ключевых компетентностей у педагогов и обучающихся;

- создание условий, учитывающих особые образовательные потребности посредством индивидуализации и дифференциации;

- формирование потребности в систематическом повышении интеллектуального потенциала обучающихся.

2. Социальные:

- увеличение возможностей для социализации детей-инвалидов;

- удовлетворение социального заказа на доступные и качественные образовательные услуги;

- развитие коммуникативных связей между участниками воспитательно-образовательного процесса в городе.

3. Инновационные:

- создание интерактивного образовательного пространства за счет современного программного обеспечения и компьютерной техники.

4. Экономические

- привлечение дополнительных источников финансирования труда педагогических работников за счет перечислений образовательных субвенций других ОУ на основании заключенных договоров по обучению детей-инвалидов.

72

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Наряду с этим анализ применения дистанционных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе показывает, что:

- сохраняется дефицит кадровых ресурсов для обеспечения ВОП с использованием ДОТ по всем образовательным областям и ступеням обучения;

- недостаточным является организационно-методическое обеспечение содержательных линий сетевого взаимодействия школ-участ-ников проекта;

- недостаточно опыта по проведению текущего мониторинга процесса, результатов и качества дистанционного образования;

- отмечается недостаточно высокая мотивация к самообразованию и самодисциплине обучающихся, получающих образование с применением дистанционных образовательных технологий.

ЗАЩИТА КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

© Немченко Ю.В.*

Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова,

Украина, г. Киев

В статье рассматриваются проблемы и возможные пути защиты информационных систем образовательных учреждений от потенциальных угроз.

Ключевые слова безопасность, сети, защита, образовательные учреждения, угроза, вредоносный код, вирус, червь, компьютерная гигиена, антивирус, антивирусная утилита, тонкая настройка, доступность.

Стремительное развитие компьютерных технологий, активное их использование в различных сферах жизнедеятельности человека и общества не могло обойти стороной систему образования. Объединенные в единую информационную среду компьютерные системы в образовательных учреждениях способствуют активному использованию уникальных информационных и методических возможностей, как в учебном процессе, так и в управлении. Являясь сложной инженерно-технической системой, такая среда нуждается в квалифицированной инженерной поддержке, которая, к сожалению, в большинстве случаев недоступна образовательным учреждениям. Решением такой проблемы, на наш взгляд, может стать повышение уровня информационно-технической компетенции пользователей. В данной работе проведен анализ, обобщен существующий опыт защиты функционирования

* Доцент кафедры Технической физики и математики, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.