ИРПО была создана лаборатория «Педагогика А. С. Макаренко», которая занимается изучением данной проблемы. Достичь результатов и масштабов советского периода в ближайшее время вряд ли удастся, но необходимость совмещения обучения и труда, реанимации трудового воспитания в настоящее непростое время более чем очевидна. Восприняв демократические ценности и расставшись с социалистическим прошлым, современное российское общество отказалось также и от уникальной советской воспитательной системы, имеющей свои ценности, идеалы, цели и задачи. Сегодня гражданин Российской Федерации имеет свободу выбора в религии и политических убеждениях, свободу совести, слова, собраний, союзов и т. д., но при этом у российской воспитательной систе-
Библиографический список:
мы, вынужденной адаптироваться к быстро меняющимся глобальным проблемам и вызовам, нет былой прочной идеологической основы. Поэтому в настоящее время на правительственном уровне создаются условия для возрождения лучших традиций бывшего СССР в области системы обучения и подготовки кадрового потенциала для страны, которые сегодня вновь становятся востребованными. Тем более что именно системная работа в этом направлении позволит решить поставленную президентом В. В. Путиным задачу создания 25 млн модернизированных рабочих мест в России. Ведь трудовое обучение во все времена считалось важнейшим направлением государственной стратегии любой страны, независимо от ее экономической базы или политической ориентации.
1. Энгельгардт, А. Н. Из деревни: 12 писем : 1872-1887 [Текст] / А. Н. Энгельгардт. — СПб. : Наука, 1999. — 714 с.
2. Терехин, М. Н. Ученические производственные бригады в Челябинской области [Текст] / М. Н. Терехин. — Челябинск : Челяб. обл. отд. нар. образования ; Ин-т усовершенствования учителей, 1960. — 54 с.
3. Ахияров, К. Ш. Организация и деятельность ученических производственных бригад [Текст] : учеб. пособие для пед. ин-тов / К. Ш. Ахияров, С. И. Гореславский, А. Д. Сазонов. — М. : Просвещение, 1978. — 151 с.
4. Ученическая производственная бригада — школа, вуз, наука [Текст] / КГСХИ. — Кемерово : АНО ИПЦ «Перспектива», 2003. — С.6-7.
УДК 377 Э. М. Низамтудинов, преп. Златоустовского
индустриального колледжа им. П. П. Аносова (ЗлатИК), Челябинская обл, г. Златоуст, e-mail: [email protected]
ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ «ОСТОРОЖНО: СЕКТЫ!»
В статье раскрывается актуальная проблема противодействия экстремизму средствами образования. Автор обобщает личный опыт организации воспитательной работы в учебном заведении среднего профессионального образования на примере классного часа, посвященного предупреждению вовлечения учащихся в тоталитарные секты. В статье предлагается алгоритм убеждения учащихся в недопустимости каких-либо контактов с представителями тоталитарных сект и иных экстремистских организаций.
Ключевые слова: воспитание, тоталитарные секты, религиозная культура.
Однажды, прогуливаясь по Ки-ровке — пешеходной улице в центре Челябинска, — я встретил странно и не по сезону одетого молодого человека, навязчиво предлагавшего окружающим какие-то брошюры.
Это был кришнаит. Мы поговорили с ним несколько минут. Юноша представился каким-то странным, совершенно невоспроизводимым именем и стал говорить, словно запрограммированный, обо всем том, о чем говорят с ними
его учителя. После общения с этим парнем мне стало грустно: он забыл свое русское имя, свято верит в «космические эры» и тому подобную чушь, раздает непонятно кем написанные брошюры... Будет ли он нормальным отцом, хорошим воином, любящим мужем, наконец, будет ли он полноценным человеком? Или он потерян для общества навсегда и его удел — бездумное служение чуждым идолам чуждой цивилизации?
Современный мир таит много соблазнов и угроз. Молодежи порой сложно разобраться в этом океане рекламных предложений, и если кришнаита распознать не так уж сложно, то как быть с заваливающими гардеробы учебных заведений бесчисленными рекламными листовками, которые призывают на «курсы психотренинга» или «тренинги личного успеха», а в действительности заключают в себе опасность вовлечения в очередную тоталитарную секту?
Многие опасности мы научились преодолевать: мы знаем, куда бежать, если вдруг произойдет авария на ядовитом производстве возле нашего дома, мы учим своих детей не разговаривать с незнакомцами на улицах, правильно вести себя в тех или иных экстремальных ситуациях. Для того, чтобы преодолевать опасности современного мира, вполне разумно и обоснованно был создан предмет ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности). Безусловно, он дает очень ценную информацию подрастающему поколению. И все же одного, по нашему мнению, очень важного раздела в учебниках по ОБЖ нет. Я бы назвал этот раздел «Духовная безопасность», ведь современные угрозы могут быть направлены не только против физического тела юноши или девушки, но и против их души, и еще неизвестно, какие угрозы — душевные или телесные — более для них опасны. Самая страшная опасность тоталитарных сект заключается в том, что они обращают свое острие именно против тех молодых людей, кто задумывается над многими вечными вопросами бытия и не может найти на них ответ. Все эти размышления и подвигли автора данной статьи разработать внеучебное занятие — классный час на тему: «Осторожно: секты!».
В настоящей статье будет описан ход данного мероприятия. Хотелось бы надеяться, что представленный материал поможет всем заинтересованным преподавателям провести аналогичные занятия в своих учебных заведениях, чтобы начать, наконец, решать одну из главных задач современного воспитания — духовную безопасность.
Основной целью классного часа было дать студентам первого курса общее представление об опасности тоталитарных сект и способах избежать попадания под воздействие деструктивных религиозных культов.
Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
- охарактеризовать круг лиц, которые могут стать жертвами деструктивных культов и тоталитарный сект;
- выделить опасность тоталитарных сект для различных сфер жизни общества и человека;
- дать краткую характеристику понятию «тоталитарная секта» и выявить ее основные признаки, отличия от традиционных религиозных культур.
При проведении классного часа было использовано автоматизированное рабочее место преподавателя (АРМ), беседа сопровождалась показом слайдов, выполненных в программе Microsoft PowerPoint, использовались фрагменты фильмов «Религиозные секты: свобода от совести» (Информационный центр «Сектор» при содействии Троицкого собора города Костромы, автор — Александр Егорцев), «Секты» («Совершенно секретно: информация к размышлению»).
В начале классного часа преподаватель повествует о страшном конце секты «Джонстаун». Преподаватель: «В ноябре 1978 г. весь мир был потрясен, узнав о страшном конце возглавлявшейся Джимом Джонсом секты "Народный храм". На жутких кадрах, помещенных в ведущих средствах массовой информации, были запечатлены тела мужчин, женщин и детей, в неестественных позах лежащих на поляне посреди тропического леса. Мертвые тела. Всего 912 человек. Они уверовали в своего лидера и последовали за ним в джунгли Гайаны, где приступили к строительству идеального города, названного по имени руководителя секты Джонстауном, а затем подчинились его приказу совершить самоубийство, выпив яд, или по меньшей мере не слишком сопротивлялись, когда им стреляли в затылок. Мнения детей не спрашивал никто: младенцам раствор впрыскивали в рот пипетками. Дети постарше доверчиво выпивали поднесенный им матерями сладкий напиток в одноразовых бумажных стаканчиках. Выпивали, чтобы через несколько секунд забиться в конвульсиях от страшных болей, раздиравших их внутренности, а затем затихнуть навсегда» [1].
После обозначения темы классного часа и приведенного выше рассказа был поставлен главный вопрос-проблема классного часа: «В чем
опасность тоталитарных сект, как их распознать и, самое главное, как избавиться от их влияния?». Преподаватель должен донести до сознания учащихся главное предостережение от мифа, который бытует в среде педагогов и многих молодых людей. Большинство незнакомых с проблемой людей считают, что они никогда, ни при каких обстоятельствах не попадут ни в какую секту. Однако вследствие несовершенства нормативно-правовой базы в России действует огромное количество тоталитарных сект, каждая из которых разработала уникальную методику для вербовки новых членов.
Любая секта начинает знакомство со своими новыми адептами с обмана. «Люди обычно попадают в секту, потому что они не знают, чем эта группа является на самом деле; вербовщики не говорят им честно и искренне об истинной природе секты; вербовщики не сообщают им о всех требованиях, которые будут предъявляться к члену группы; вербовщик выглядит искренне дружелюбным и откровенным; вербовщик является другом или членом семьи, и вы не верите, что он может обмануть вас» [1]. Секты часто скрываются под вполне невинными названиями: «Изучение Библии» (секты Муна и свидетелей Иеговы), «Изучение английского языка» (мормоны), «Собрание всех, кто обеспокоен судьбой России» (Рериховское движение, секта «Святая Русь»), «Психологический тренинг, разрешение проблем общения» (секта сайентологии), «Воспитание детей, благотворительные концерты» (секта «Семья»), «Семинары по вопросам педагогики и медицины» (секта Акба-шева). В чем же опасность тоталитарных сект? Секты несут опасность на нескольких уровнях.
1. Государственный уровень — каждая секта живет по собственным законам, часто противоречащим государственным, и по своим морально-этическим принципам, которые подчас противоречат традиционным общечеловеческим. Например, свидетели Иеговы проповедуют полный отказ от участия в политике и военном деле, включая участие в делах предприятий, производящих оружие; они не участвуют в выборах и не приветствуют главу государства, считая их частью поклонения «кесарю», в то время как следует служить Иегове; отказываются исполнять государственный гимн, отдавать честь флагу, гербу и другим государственным символам.
2. Общественный уровень. В отличие от традиционных религий, где между церковью и обществом идет постоянный взаимообмен, тоталитарные секты ничего не производят и су-
ществуют исключительно паразитическим образом, оттягивая от общества людские, финансовые и прочие ресурсы. Например, свидетели Иеговы считают, что восхищаться можно только Богом — Иеговой, потому участвовать в патриотических мероприятиях нельзя (так как там воздается честь и хвала человеку), также отвергаются дни рождения, проповедуется полный отказ от общения с представителями других религий. Для свидетелей Иеговы любовь к Отечеству абсурдна, и солдаты, погибшие за Родину, — безумцы. Члены секты Муна («Церковь объединения») совершают три полных земных поклона (лицом до земли) перед алтарем с портретом корейского предпринимателя и повторяют клятву верности Богу, своему «истинному» отцу Муну и своему «истинному» отечеству — Корее.
3. Уровень личности. Секты лишают человека свободы, порабощают его и жестоко эксплуатируют, при этом разрушаются человеческие жизни, ломаются судьбы, наносится тяжелый вред физическому и психическому здоровью. Например, свидетели Иеговы отрицают переливание крови и могут обречь своих детей на смерть, лишь бы не совершать это «постыдное» деяние. Они же выступают против получения своими адептами высшего образования.
4. Уровень семьи. «Каждая тоталитарная секта являет собой некую эрзац-семью, претендующую на то, чтобы заменить собой подлинную, настоящую семью; она вытесняет семейные привязанности и разрушает семейные узы. Согласно Итоговой декларации Международной научно-практической конференции "Тоталитарные секты и демократическое государство", прошедшей в ноябре 2004 г. в Новосибирске, деятельность деструктивных тоталитарных сект не только попирает фундаментальные права человека, но и создает серьезную угрозу целостности семьи. Секта делает все, чтобы вырвать попавшего под ее влияние человека из семьи, лишая его тем самым последней опоры» [2].
Одним из наиболее яростных разрушителей семейных ценностей является «Международное общество сознания Кришны». Это псевдоиндуистская секта была создана в 1966 г. «Привязанность к семье до самого конца жизни — это самая последняя степень деградации человека», — утверждается в священной книге сектантов «Шримад-Бхагаватам» (песнь 1, гл. 13, комм. к т. 24). «Для удовлетворения Господа годится все, потому что это связано с Абсолютной Истиной. Нам также представилась возможность обмануть членов нашей семьи и оставить дом, чтобы заняться служением "Шримад Бхагава-
там". Этот обман необходим во имя великого дела, и от такого трансцендентного мошенничества не проигрывает ни одна сторона» («Шри-мад-Бхагаватам», песнь 1, гл. 13, комм. к т. 37).
Что же такое тоталитарная секта? По мнению А. Л. Дворкина, это авторитарная организация, главный смысл существования которой — власть и деньги для руководства [3].
Распознать тоталитарную секту можно по ряду признаков. Прежде всего, это обман при вербовке. Нет ни одного человека, который сам бы пришел в секту. В секту всегда приводят. Очень часто сектанты, завлекая людей на множественные «семинары», говорят или полуправду (которая, как известно, иногда хуже лжи), или вообще неправду. Это и понятно: если человеку сразу сказать, что в этой «милой организации» он заключит кабальный договор, а потом будет дневать и ночевать в секте, отрабатывая его условия; что его могут заставить совершать преступления и почти наверняка — порвать со своими знакомыми и близкими, которые не будут разделять его взглядов, то он, естественно, откажется даже знакомиться с основными идеями такой религиозной организации. Потому и нужен обман. Как уже говорилось, секты скрываются под разными названиями; вербовщики, ходящие по улицам, никогда не представятся свидетелями Иеговы. А адепты сайентологии вообще будут заявлять, что их организация не имеет никакого отношения к религии.
Если же человек, попавшись на удочку, придет в организацию просто «для интереса», начинается его психологическая обработка. У муни-тов это называется «бомбардировка любовью». Ошарашенному человеку (иногда имеющему проблемы с общением) вдруг начинают говорить: «Неужели никто не говорил Вам, что Вы так умны!»; «Откуда у Вас такое умение одеваться!»; «Такое ощущение, что Вы знаете несравненно больше того, что дают Вам в Вашей школе!». Человека начинают превозносить, ему становится чрезвычайно комфортно в среде новых «друзей». Именно на этом этапе ему могут открыть, куда он попал на самом деле, начинают знакомить с некоторыми принципами данной организации, которые неофит может и не разделять. Когда он задает какой-нибудь «неудобный» вопрос, то «лучшие друзья» сразу становятся хмурыми, резкими, сухими, отворачиваются от него. Чтобы вернуть их расположение, новичок начинает поступать так, как говорят его «друзья», а это уже начало отказа от свободы.
Еще одним очень важным признаком секты является гуруизм. Если религия ставит целью
восстановление связи между человеком и Богом, то в секте все начинается с лидера и на нем же и заканчивается. Для примера приведу фразу основателя кришнаизма Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Если у вас есть проблемы с Богом, помочь вам может только гуру. Если же у вас есть проблемы с гуру, помочь вам уже не может никто» [1].
Естественно, существует много других признаков, но на классном часе можно подробно остановиться только на перечисленных, дабы у студентов сложилось общее представление и определенное мнение о признаках тоталитарной секты. Для контраста можно применить метод сравнения. Допустим, сравнить методы работы организации деструктивного культа и организации традиционной религии, например, православия. В православии никогда не будут ничего навязывать неофиту и тем более обманывать его. Наоборот, если человек, допустим, хочет принять крещение, ему объяснят, в чем суть православной веры, спросят, согласен ли он с ней, и только в этом случае совершится таинство. В православии нет «гу-руизма» и все молитвы направлены непосредственно к Богу.
Как же обезопасить себя от попадания в секту? Прежде всего, нужно знать о сектах необходимую информацию, в том числе ту, которая представлена в данной статье, ведь, как известно, «предупрежден — значит вооружен». Естественно, существует много психологических методик «вытягивания» сектантов из их организаций и вливания в нормальную жизнь. Но классный час, проведенный автором, был адресован представителям молодого поколения, которые могут быть потенциальными жертвами. Как говорит известный специалист по борьбе с сектами А. Дворкин, «единственный способ освободиться от секты — это никогда не вступать в нее» [4].
При проведении классного часа автор внимательно наблюдал за лицами студентов. В начале нашей беседы в глазах большинства было недоверие, в некоторых — скука и лишь в немногих — интерес. Отрадно, что по мере развития нашего диалога апатия сменялась заинтересованностью, равнодушие же уходило. Конечно, автор не строит иллюзий, что после проведения классного часа все представители группы на 100 % оказались вне зоны действия религиозных «ловцов человеков», но если хотя бы один из присутствующих в своей жизни откажется от вступления в секту, то в этом будет толика труда педагогов — истинных наставников молодежи.
Библиографический список
1. Дворкин, А. Л. Сектоведение : Тоталитарные секты [Электронный ресурс] / А. Л. Двор-кин. — Режим доступа: http://pravbeseda.ru/library/?page=book&id=931.
2. Новопашин, А. Тоталитарные секты — угроза семье [Электронный ресурс] / А. Новопа-шин. — Режим доступа: http://www.orthedu.ru/nev/spez-06/10.htm.
3. Дворкин, А. Что такое секта и как ее создать [Электронный ресурс] : [интервью с Александром Дворкиным / записал Н. Кононов]. — Режим доступа: http://www.scorcher.ru/mist/ sects/1.php.
4. Дворкин, А. Л. Единственный способ освободиться от секты — это никогда не вступать в нее [Электронный ресурс] / А. Л. Дворкин // Православная газета. — 1995. — № 13 (26). — Режим доступа: http://orthodox.etel.ru/Best/Sekt/dvorkin.htm.
УДК 377+001 П. И. Чернецов, проф. Челябинского государст-
венного университета (ЧелГУ), д-р пед. наук, г. Челябинск. И. В. Шадчин, зав. лабораторией Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данной статье рассматривается комплекс методов диагностики уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Описываются результаты оценивания уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности с использованием предложенного диагностического инструментария.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студентов, уровень готовности, диагностика, готовность студентов к научно-исследовательской деятельности.
Изменившиеся социально-экономические условия на современном этапе развития общества привели к инновациям в профессиональном образовании. В условиях информатизации, глобализации, технологизации образования, интеграции науки, образования и производства повышаются требования к выпускникам профессиональных образовательных организаций.
В настоящее время перед системой профессионального образования стоит задача подготовки специалиста, обладающего высоким уровнем адаптивности к изменяющимся условиям труда, способного к личностному и профессиональному саморазвитию, готового к осуществлению научно-исследовательской деятельности в той или иной области знаний.
Одним из важных аспектов решения данной задачи является разработка наиболее точного диагностического инструментария для комплексной оценки уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности.
Проведенный анализ научной литературы показывает, что различные стороны проблемы диагностики уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности рассмотрены рядом педагогов и психологов [1, 2 и др.]. Данная проблематика не нова, однако и по сей день не теряет своей актуальности и остроты.
В частности, Е. Ю. Никитина [1] отмечает, что наличие у студентов положительной мотивации к занятию научным исследованием выступает в качестве ведущего критерия их готовности к успешной научно-исследовательской деятельности. В работе А. В Курганова [2] приоритет отдается диагностике деятельностно-го компонента готовности; именно по уровню развития исследовательских умений и навыков, по мнению автора, можно объективно судить о степени сформированности готовности к научно-исследовательской деятельности. На наш взгляд, необходимо в равной степени учитывать уровень сформированности всех выявленных