Научная статья на тему 'Психологическое состояние личности, способствующее ее вовлечению в тоталитарные неокульты (секты)'

Психологическое состояние личности, способствующее ее вовлечению в тоталитарные неокульты (секты) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2958
407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / НЕОКУЛЬТ / СЕКТА / ТОТАЛИТАРНАЯ СЕКТА / АДЕПТ / PSYCHOLOGY OF A PERSONALITY / NEOCULT / SECT / TOTALITARIAN SECT / ADHERENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Савиченко Инна Анатольевна

В статье рассматриваются основные способы, которые используются сектами для привлечения новых адептов (средства массовой информации, распространение печатной литературы, собрания и др.). Особое внимание уделено причинам, способствующим вовлечению человека в секту. Определены «группы риска» и перечислены основные, часто встречаемые психологические проблемы, которые могут послужить причиной вовлечение в секту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality's psychological state and its conducive inclinations to be involved into totalitarian neocults (sects)

The article shows the main methods, used by sects to win new adherents (mass media, giving out of published literature, meetings and so on). Special attention is paid to the conducive reasons to the involvement of a person to a sect. The "groups of risk" are defined and there listed the main psychological problems, seen as a reason to the involvement into a sect

Текст научной работы на тему «Психологическое состояние личности, способствующее ее вовлечению в тоталитарные неокульты (секты)»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЛИЧНОСТИ, СПОСОБСТВУЮЩЕЕ ЕЕ ВОВЛЕЧЕНИЮ В ТОТАЛИТАРНЫЕ НЕОКУЛЬТЫ (СЕКТЫ)

© Савиченко И. А., 2006

И. А. Савиченко — преподаватель кафедры криминалистики и судебных экспертиз Юридического института ИГУ

Сегодня на территории России действуют многочисленные «духовные» организации, которые вовлекают в свою деятельность множество людей.

Действительно, в конце XX века возникла социальная проблема — бурное распространение культовых новообразований, вовлекших в свою сферу многие миллионы граждан сначала США, Западной Европы, а затем и России. Вскоре обнаружилось, что это явление далеко не безобидно. Повсеместно стали отмечаться негативные последствия деятельности таких новообразований в плане посягательства на интересы личности, семьи, общества и государства. О том, что такое тоталитарная секта, тысячи матерей России узнали на собственном горьком опыте в начале 90-х, когда их дети уходили из семей в «Белое Братство», взяв из дому деньги и ценности, и готовились к объявленному Марией Дэви концу света. Но практика показала, что «Белое Братство» было только «первой ласточкой».

Еще А. Гитлер писал, что в каждой сибирской деревне должна быть своя секта, чтоб не было духовного единства славян1. Сегодня в России существуют и действуют, как крошечные секты, состоящие из нескольких членов, так и огромные по численности, имеющие сотни представительств и международные центры. Одни камуфлируются под христианство, другие не скрывают сатанинского содержания. Но и те, и другие направлены против государства, общества, семьи и личности. Все культовые новообразования противопоставляют свои объединения семье (если семья не разделяет взглядов неофита); имеются данные о разрушении по этой причине более 2500 тысяч семей рос-сиян2, соответственно растет число социальных сирот, представляющих собой группу риска в плане развития, как психической патологии, так и социальной дезадаптации до уровня криминального поведения.

Идеология всех культовых новообразований направлена на деструкцию национальной духовности, ее замену на собственную систему ценностей. В отличие от традиционных религий культовые новообразования противостоят интересам государства в пассивной или активной форме вплоть до использования своих адептов в шпионских и террористических актах. У ряда «респектабельных и знатных» неокультов разработаны планы переустройства мира по своим тоталитарным моделям. Следует подчеркнуть, что современные деструктивные тоталитарные секты — это не только хорошо организованные международные образования, но и мощные финансовые пирамиды, располагающие немалыми средствами, чтобы ангажировать журналистов, юристов, общественных деятелей и политиков для своей защиты3.

Современная секта — это не община, отколовшаяся от Церкви, или какое-либо братство, принявшее собственное учение о вере. Сегодняшние секты ориентированы не на духовный поиск, а на обогащение лидеров. Несмотря на самые разные идеи, которые они пропагандируют, цель у них одна — завербовать как можно больше людей, добиться их полного подчинения и использовать в своих личных, корыстных целях. Особенность современного

сектантства состоит в том, что оно применяет изощренную технологию вовлечения человека в свои ряды, ограничивающую способность человека мыслить независимо.

Для того что бы привлечь новых адептов, члены сект используют средства массовой информации (так, АУМ Синрикё купил и до судебного запрета использовал эфирное время радио «Маяк» и ТВ канала «2х2»), массовыми тиражами издают листовки, брошюры, газеты, книги и рекламные ролики. Они распространяют свою продукцию в больницах, школах, пансионатах и даже просто на улице, а адепты «Сторожевой Башни» ходят от двери к двери.

По данным исследований и опросов, проводимых комиссией по исследованию деятельности религиозных сект, созданной в г. Санкт-Петербурге, осталось мало людей, которые в той или иной форме не сталкивались с сектантской агитацией. И все же только 5—6 % населения России4 оказались активными адептами тоталитарных неокультов. В связи с этим важно определить, почему одни люди проявляют неподатливость к вербовке в секты, другие с легкостью вовлекаются в их деятельность.

Как правило, все новые культовые образования первоначально декларируют общечеловеческие позитивные ценности, в чем и состоит их главная привлекательность. Вот пример: это объявление было опубликовано в Интернете на сайте одной из таких сект: «Интересная система обучения, направленная на развитие и совершенствование практических навыков общения с людьми. Веселая, доверительная атмосфера в группе. Интеллигентные, интересные люди, полезные контакты... Выработка эффективной жизненной философии и отработка практических навыков общения для достижения успеха, интересной жизни, умения строить добрые взаимоотношения в семье и на работе... На каждом занятии — психологические и деловые игры, коммуникативные тренинги, анализ и обсуждения, интересный теоретический материал по самому широкому спектру направлений социальной психологии, практической психологии, методам личностного роста.».

Уже одни названия тоталитарных сект носят завлекающий характер, например: «Международный фонд помощи и дружбы», «Христиане мира за единство и социальные действия», «Фонд Новой Святой

Руси», «Духовное обогащение» и т. п. Уставы новых «конфессий» также выглядят благопристойно. Например, «Богородичный Центр» основными своими задачами определил «возрождение лучших традиций благочестия, основанных на Священном Писании и свидетельствах о явлениях Божией Матери в ХХ веке, благотворительная и просветительская, в том числе издательская деятельность»5. Пока выясняется истинная сущность сект, люди идут туда в надежде избавиться от психотравмирующей ситуации повседневного бытия, получить необходимую им перспективу, обрести смысл жизни, познать истину, уйти от одиночества.

Хотелось бы развеять один миф о том, что в секты попадают только люди с психологическими проблемами, слабые, неспособные устроиться в этой жизни. Это не соответствует действительности, так как состав последователей сектантских движений чрезвычайно пестр и разнообразен: здесь и «новые русские» и малообеспеченные; люди, имеющие ученые степени, и не закончившие даже среднюю школу; руководители предприятий и те, кто не способен организовать даже себя. Людей, которые приходят в секты, можно условно разделить на несколько групп:

1. Люди уязвимые, с повышенной внушаемостью, слабые, пассивные, ведомые — это группа риска. Их вербовка в секту облегчается при невротическом состоянии, в результате психологической травмы, неуверенности в завтрашнем дне, чувстве одиночества и ненужности, непонимания в семье и других психотравмирующих обстоятельств. Здесь необходимо отдельно сказать о проблеме «отцов и детей», когда дети находятся в состоянии постоянного психологического давления по отношению к ним от родителей, которые не способны на эмоциональную и психологическую поддержку своих детей, когда те сталкиваются с трудностями, когда они упустили возможность (или были не способны) сформировать его духовный фундамент. При этих условиях зарождается мотивация к вступлению в контакт со «слушающими и понимающими людьми», способными дать им определенные ориентиры в жизни. Именно у людей из этой группы формируется эмоциональная зависимость от сект.

2. Самостоятельные люди с лидерскими качествами, чересчур самоуверенные. Такие люди представляют собой «лакомый кусо-

чек» для сект. Самомнение — это форма духовной слепоты, человек идет в лапы тигра, считая себя охотником, хотя на самом деле он всего лишь жертва.

3. Люди самостоятельные, но с отсутствующей внутренней честью и порядочностью, амбициозные, властные, авантюристичные, попадая в секту, тоже скоро начинают замечать химеру «религиозного» учения, но при этом также видят и возможную выгоду. Чем выше они поднимаются по иерархической лестнице, чем ближе они подбираются к большим деньгам, тем меньше у них остается даже сектантской «духовности».

4. Искатели «чего-то новенького», необычного, таинственного, загадочного. Они хотят выделиться из однородной массы, быть причастными к высшему духовному движению. На предупреждения об опасности сект они самонадеянно не реагируют и не замечают скрытой, но последовательной психологической обработки и постепенного развития синдрома зависимости.

Также отдельно необходимо сказать о людях с прямой психопатологической мотивацией вступления в неокультовую общину, чаще всего это наблюдается у больных с начинающейся шизофренией. Они идут в секту, чтобы преодолеть нарастающее чувство отгороженности от реального мира, восстановить контроль над своими мыслями и чувствами, найти контакт с людьми, способными их понять.

Любой человек может испытывать неуверенность, у каждого бывают минуты слабости, у каждого есть желания, которые он мечтает воплотить в жизнь, а значит, есть и брешь в психологической обороне, которую можно взломать.

В основном процесс вовлечения в секту во многих случаях осуществляется при помощи направленных психических воздействий со стороны руководителя секты и его помощников с использованием приемов массивного внушения в бодрствующем и гипнотическом состоянии. При этом у людей развиваются бредовые или бредоподобные идеи и представления под видом новой религии.

Сегодня можно определить несколько групп факторов, которые способствуют распространению сектантских религиозных организаций в современном российском обществе. В первую очередь это стремление значительного количества людей найти

идеологические опоры своему чувству веры, которое происходит на фоне деструктивных тенденций в обществе и идеологического вакуума. Психологический анализ личности вовлеченных в секту людей свидетельствует, что практически все они в период вовлечения в секту испытывали затруднения в общении, в личной жизни, находились в состоянии поисков справедливости и социальной гармонии. Первое знакомство с представителями секты создавало для них предпосылки выхода из состояния эмоционального дискомфорта, в котором они находились. На начальном этапе их знакомства с «доктриной» секты, их позитивные ожидания встречали квалифицированную поддержку.

В сети секты чаще всего попадают дети из нерелигиозных семей. Этот путь для них поначалу — бегство от безбожия, нигилизма, потребительского отношения к жизни. В союзниках по культу они на первых порах обретают сердечных друзей, заботливых помощников, братьев и сестер, если можно так выразиться, в более буквальном смысле, чем это бывает натурально.

Рассмотрим технологию сектантской вербовки на примере такой организации, как «Свидетели Иеговы».

Прежде всего, свидетели Иеговы не считают себя сектантами6, себя они считают членами единственной организации, которая истинно служит Богу. Процесс вербовки в секте «Свидетели Иеговы» обычно начинается следующим образом: в Вашей квартире раздается звонок в дверь (впрочем, встреча может произойти и на улице) и перед Вами, согласно предписаниям организации, предстает пара вежливо улыбающихся людей, которые от нейтральных вопросов о тяжелой обстановке в мире плавно переходят к разговору о Библии и Боге. Они живо интересуются, верите ли Вы в Бога, дарят журналы «Сторожевая Башня» и «Пробудитесь!». Они милы, спокойны, обходительны. Называют себя христианами (однако отрицают свою связь с остальным христианством), говорят о Библии, все их высказывания пропитаны уверенностью в истинности своих слов. В общем, они делают все возможное, чтобы произвести на Вас благоприятное впечатление. Это очень важно, так как, только заручившись Вашим расположением, они осуществят свою цель — долговременный контакт с Вами, именно по этой причине обучение основам «психо-

логии общения» входит в программу подготовки вербовщиков.

На первом этапе вербовщики определяют Вашу заинтересованность и податливость, они оценивают, перспективный ли Вы человек для «вести о Царстве». Если Вы отнеслись к вербовщикам благосклонно, тогда Вам предложат «бесплатное домашнее изучение Библии». Это означает, что один раз в неделю к Вам домой будет приходить пара адептов секты для проведения бесед. Подчеркну, что Вас ожидает именно беседа о Библии, но не ее изучение. Когда человек окончательно согласится заниматься, с ним начнут штудировать книгу «Познание, ведущее к вечной жизни». Под изучением Библии на этой ступени вербовки у Свидетелей Иеговы понимается изучение самого «Познания». Таким образом, происходит подмена изучения Библии изучением литературы организации, причем все делается так искусно, что человек, согласившийся изучать Библию, этого, в основном, не замечает. Это очень важный момент манипуляции сознанием человека. Обучаемому говорят, что Библия предлагает людям надежду на бессмертие, если они «приобретут правильные знания о Боге». Естественно, далее добавляют, что кроме них эти знания дать никто не может, то есть новообращенного начинают приучать к тому, что свидетели Иеговы — это избранные люди, предназначенные к спасению, все остальные погибнут. Подобный шаг провоцирует формирование в человеке психологии элитаризма, пробуждает гордыню, чувство превосходства над теми, кто не является членами секты.

Обучаемому говорят, что дьявол может использовать его друзей и родственников, чтобы помешать ему заниматься изучением Библии. Позже, когда человек уже начнет втягиваться в секту, ему станут внушать, что дьявол попытается помешать ему общаться со Свидетелями Иеговы, чтобы воспрепятствовать приобретению знаний, необходимых для вечной жизни. Формирование подобного рода установки необходимо организации для того, чтобы заставить неофита негативно воспринимать предостережения против секты своих друзей и родственников. Близкие, которые активно критикуют секту, могут очень скоро оказаться отвергнутыми: чем больше критики слышит сектант, тем менее он доверяет близким, считая их агентами сатаны. Помимо того

подобный шаг начинает внедрять в сознание адепта страх, присутствие которого необходимо руководству секты для более эффективного контроля над своими последователями. Сектантам активно предоставляются материалы, подрывающие авторитет и учения традиционных церквей, тем самым новичка подталкивают к согласию с идеей, что секта — единственный путь к спасению.

Свидетели Иеговы сознательно обходят спорные вопросы своего учения на начальных этапах общения с потенциальным адептом секты. Например, запрет празднования дней рождения, участия в выборах, запрет службы в армии и т. д.

Огромное влияние на процесс «промывания мозгов» играет методика изучения материалов секты. Возьмем, к примеру, утреннее воскресное изучение «Сторожевой Башни». Каждый свидетель Иеговы заблаговременно получает свой личный экземпляр журнала «Сторожевая Башня» и прочитывает его от корки до корки, уделяя особое внимание главным «статьям для изучения». Затем в пятницу или в субботу вечером сектант присоединяется к своим единомышленникам, чтобы вместе с ними снова изучить статью и подготовиться к воскресной встрече. Во время этой подготовки один человек из группы читает параграф вслух; ведущий задает вопросы к этому параграфу (их можно найти в нижней части страницы); каждый участник вновь просматривает параграф, находит ответ и подчеркивает его; ведущий вызывает желающих пересказать ответ своими словами. Потом в воскресенье утром почти так же проходит встреча в Зале Царства — только группой является целое собрание количеством от 50 до 200 свидетелей. К тому моменту, когда свидетель Иеговы прочел свою «Сторожевую Башню» сам, изучил ее с семьей или друзьями и снова изучает ее на встрече, он уже слышал каждую мысль «статьи для изучения», по меньшей мере, пять раз. Не забудьте еще о том обстоятельстве, что в самих статьях одна и та же мысль повторяется несколько раз, а одна и та же информация вновь и вновь преподносится под видом разных формулировок в последующих публикациях, и Вам станет ясно, что свидетели подвергаются своего рода информационному обстрелу. К тому же следует учесть, что на участников ока-

зывает воздействие эффект группового давления, применяемый всеми сектами.

Человека, начавшего посещать собрания в Зале Царств, постепенно принуждают ограничить отношения с людьми, находящимися вне организации. Обычно это делается косвенно, путем такой временной загрузки, когда у неофита просто не остается времени на дела, не относящиеся к секте. В результате применения сектой методов контроля сознания менталитет человека настолько трансформируется, что все знакомые, не входящие в организацию, становятся чужими, так как исчезают объединяющие людей интересы и ценности. Психологически человек изолируется от внешнего мира, все свое время посвящая организации. С этого момента человека уже можно назвать сектантом в полном смысле этого слова. Месяцы и годы, проведенные в секте, отучают последователя от самостоятельного мышления, он не мыслит своей жизни без нее.

Исходя из всего вышесказанного, можно перечислить основные и часто встречаемые психологические проблемы, которые могут стать причиной вовлечения в секту:

1. Поиск острых ощущений, склонность к мистическим переживаниям.

2. Затруднение в самовыражении, «поиске себя».

3. Желание стать «посвященным», отделиться от «невежественных», т. е. от толпы.

4. Душевная неуравновешенность или сниженная психологическая устойчивость после развода, потери близких, болезни и т. д.

5. Огромное впечатление на новообращенных сектантов производит появление смысла в их жизни.

6. Сильным стимулом при вербовке в секту является обещание немедленного исполнения всех желаний человека.

7. Восприятие субъектом своей жизненной ситуации как трудной.

8. Ощущение одиночества, беззащитности.

9. Некоторые особенности психического развития или психические заболевания.

10. Серьезные проблемы в семейной жизни или профессиональной деятельности.

11. Стремление вырваться из-под родительской опеки (характерно при излишней родительской опеке подростка). Более подвержены влиянию сект дети, воспитанные авторитарными родителями.

Необходимо всегда помнить — для того чтобы предотвратить вовлечение в секты, необходимо учитывать, что большему риску быть обращенным человек подвергается в кризисные периоды своей жизни, и вся работа по вербовке строится, принимая во внимание психологические проблемы, формирующие данные периоды. «Сферы влияния сектантов не знают границ, — говорит Олег Заев, заместитель руководителя Информационно-консультационного центра по вопросам сектантства г. Новосибирска, — их интересуют детские дошкольные учреждения, школы, институты, фабрики, заводы, коммерческие, финансовые, властные и политические структуры. Они открывают любые замки с помощью изощренной или примитивной грубой вербовки тех людей, которые отвечают за систему безопасности. Мы хотим предупредить людей об этой опасности, чтобы они, владея информацией, смогли эффективно противостоять сек-тантам»7.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Секты не менее опасны, чем наркотики: интервью доктора медицинских наук, заслуженного врача РФ Ф. В. Кондратьева // Православная вера. 2006. 13 февр.

2 Режим доступа: www.anticekta.ru

3 Кондратьев Ф. В. Современные культовые новообразования («секты») как психолого-психиатрическая проблема. Белгород, 1999. С. 23.

4 Заключение комиссии под руководством доктора психологических наук, кандидата юридических наук, профессора В. Л. Васильева по результатам исследования деятельности религиозных сектантских организаций «Свидетели Иеговы», «Церковь объединения», «секта Виссариона». М., 2005.

5 Режим доступа: www.anticekta.ru

6 Дэвид А. Рид. За кулисами Сторожевой Башни. СПб., 1998. С. 92-95.

7 Режим доступа: http://www.annews.ru/modules.

php?name=News&file=article&sid=16056

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.