Научная статья на тему 'Из опыта обучения иностранных врачей по программам дополнительного профессионального медицинского образования'

Из опыта обучения иностранных врачей по программам дополнительного профессионального медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ADVANCED TRAINING / ИНОСТРАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / FOREIGN SPECIALISTS / ТРАВМАТОЛОГИЯ И ОРТОПЕДИЯ / TRAUMATOLOGY AND ORTHOPEDICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солдатов Юрий Петрович, Губин А. В.

В отечественной литературе, посвященной особенностям организации обучения иностранных специалистов, в основном описываются процессы их адаптации в медицинских вузах. Целью работы явилось определение рациональной системы организации процесса обучения врачей на основе опыта подготовки иностранных специалистов в НИИ ортопедотравматологического профиля. С применением когортного метода исследования, методов анкетирования и наблюдения в ФГБУ «РНЦ "Восстановительная травматология и ортопедия» им. акад. Г.А. Илизарова"» проанализирован процесс обучения иностранных специалистов в 1979-2015 гг. Для повышения удовлетворенности обучающихся и реализации программ дополнительного профессионального образования была разработана и внедрена концепция образовательной деятельности. Определено, что представленный опыт работы по повышению качества обучения является перспективным и эффективно приближается к опыту зарубежных стран. Проведённые мероприятия по организации образовательной деятельности будут иметь отсроченный результат, а окончательная оценка результативности может быть осуществлена только через 5-10 лет. Определено, что медицинские учреждения РФ могут быть востребованы в плане обучения зарубежных врачей по программам дополнительного профессионального образования при наличии у них собственных оригинальных методик диагностики и лечения, специалистов с высокой публикационной активностью и преподавательскими способностями в реализации комплекса организационных мероприятий. Полноценный образовательный комплекс может быть интересным для иностранных врачей при наличии чёткой программы, включающей разнообразные по времени, глубине изучения тематические разделы и способы преподавания курсов. Современное непрерывное медицинское профессиональное образование невозможно без использования симуляторов, компьютерных технологий и интернета. Обучение на рабочем месте с полноценным погружением в лечебный процесс остаётся не менее важным и востребованным на рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солдатов Юрий Петрович, Губин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM EXPERIENCE OF TRAINING OF FOREIGN PHYSICIANS BY COMPLEMENTARY TRAINING PROGRAMS

The national publications related to characteristics of organization of education of foreign specialists, mainly cover processes of their adaptation in medical universities. The purpose of study was to establish a rational system of organization of process of education of physicians on the basis of education of training of foreign specialists in the research institute of orthopedic traumatological profile. The analysis was applied to process of education of foreign specialists in 1979-2015 in the academician G.A. Ilizarov Russian research center «Restorative traumatology and orthopedics» using cohort analysis and questionnaire survey and observation techniques. The concept of educational activities was developed to increase satisfaction of students and implementation of programs of supplementary professional training. It is determined that the presented experience of activities related to increasing quality of education is a perspective one and is in the process of active approximating experience of foreign countries. The implemented activities related to organization of educational activity will have a delayed result and ultimate estimation of effectiveness can be implemented only in 5-10 years. It is determined that medical institutions of the Russian Federation can be asked-for training of foreign physicians by programs of supplementary professional training in case of availability of one's own original techniques of diagnostic and treatment, specialists with higher publication activity and teaching capacities in implementation of complex of organizational activities. The full value educational complex can interest foreign physicians in case of availability of clear-cut program including various by time-frame and profoundness of learning thematic sections and modes of training courses. The modern continuous medical professional education is impossible without application of simulators, computer technologies and Internet. The education at workplace with full-value immersion into treatment process continues to be nevertheless important and required at the market of educational services.

Текст научной работы на тему «Из опыта обучения иностранных врачей по программам дополнительного профессионального медицинского образования»

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2018; 26(1)

DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0869-866Х-2018-26-1-43-47 43

Из опыта организатора здравоохранения

Из опыта организатора здравоохранения

© Солдатов Ю.П., Губин А.В., 2018 УДК 614.252.2-054.6

Солдатов Ю.П.1, Губин А.В.2

ИЗ ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ВРАЧЕЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1ФГБУ «Российский научный центр "Восстановительная травматология и ортопедия» им. акад. Г.А.Илизарова"», 640014, г. Курган; 2ГБОУ ВПО Тюменский государственный медицинский университет Минздрава России, 625023, г. Тюмень

В отечественной литературе, посвященной особенностям организации обучения иностранных специалистов, в основном описываются процессы их адаптации в медицинских вузах. Целью работы явилось определение рациональной системы организации процесса обучения врачей на основе опыта подготовки иностранных специалистов в НИИ ортопедотравматологического профиля. С применением когортного метода исследования, методов анкетирования и наблюдения в ФГБУ «РНЦ "Восстановительная травматология и ортопедия» им. акад. Г.А. Илизарова"» проанализирован процесс обучения иностранных специалистов в 1979-2015 гг. Для повышения удовлетворенности обучающихся и реализации программ дополнительного профессионального образования была разработана и внедрена концепция образовательной деятельности. Определено, что представленный опыт работы по повышению качества обучения является перспективным и эффективно приближается к опыту зарубежных стран. Проведённые мероприятия по организации образовательной деятельности будут иметь отсроченный результат, а окончательная оценка результативности может быть осуществлена только через 5-10 лет.

Определено, что медицинские учреждения РФ могут быть востребованы в плане обучения зарубежных врачей по программам дополнительного профессионального образования при наличии у них собственных оригинальных методик диагностики и лечения, специалистов с высокой публикационной активностью и преподавательскими способностями в реализации комплекса организационных мероприятий. Полноценный образовательный комплекс может быть интересным для иностранных врачей при наличии чёткой программы, включающей разнообразные по времени, глубине изучения тематические разделы и способы преподавания курсов. Современное непрерывное медицинское профессиональное образование невозможно без использования симуляторов, компьютерных технологий и интернета. Обучение на рабочем месте с полноценным погружением в лечебный процесс остаётся не менее важным и востребованным на рынке образовательных услуг. Ключевые слова: повышение квалификации; иностранные специалисты; травматология и ортопедия.

Для цитирования: Солдатов Ю.П., Губин А.В. Опыт обучения иностранных врачей по программам дополнительного профессионального медицинского образования. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2018; 26(1): 43-47. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2018-26-1-43-47

Для корреспонденции: Солдатов Юрий Петрович, д-р медицинских наук, профессор, руководитель учебного отдела, e-mail soldatov-up@mail.ru

Soldatov Yu P.1, Gubin A. V.2 FROM EXPERIENCE OF TRAINING OF FOREIGN PHYSICIANS BY COMPLEMENTARY TRAINING PROGRAMS

'The academician G.A. Ilizarov Russian research center «Restorative traumatology and orthopedics» of Minzdrav of Russia, 640014, Kurgan, Russia

2The Federal state budget educational institution of higher education «The Tyumen state medical university» of Minzdrav of Russia, 625023, Tyumen, Russia

The national publications related to characteristics of organization of education of foreign .specialists, mainly cover processes of their adaptation in medical universities. The purpose of study was to establish a rational system of organization of process of education ofphysicians on the basis of education of training of foreign specialists in the research institute of orthopedic traumatological profile. The analysis was applied to process of education of foreign specialists in 1979-2015 in the academician G.A. Ilizarov Russian research center «Restorative traumatology and orthopedics» using cohort analysis and questionnaire survey and observation techniques.

The concept of educational activities was developed to increase satisfaction of students and implementation of programs of supplementary professional training. It is determined that the presented experience of activities related to increasing quality of education is a perspective one and is in the process of active approximating experience of foreign countries. The implemented activities related to organization of educational activity will have a delayed result and ultimate estimation of effectiveness can be implemented only in 5-10 years.

It is determined that medical institutions of the Russian Federation can be asked-for training of foreign physicians by programs of supplementary professional training in case of availability of one's own original techniques of diagnostic and treatment, specialists with higher publication activity and teaching capacities in implementation of complex of organizational activities. The full value educational complex can interest foreign physicians in case of availability of clear-cut program including various by time-frame and profoundness of learning thematic sections and modes of training courses. The modern continuous medical professional education is impossible without application of simulators, computer technologies and Internet. The education at workplace with full-value immersion into treatment process continues to be nevertheless important and required at the market of educational services. Keywords: advanced training; foreign specialists; traumatology and orthopedics.

For citation: Soldatov Yu.P., Gubin A.V. From experience of training of foreign physicians by complementary training programs. Problemy sotsialnoy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2018; 26(1): 43-47. (In Russ.) DOI: http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2018-26-1-43-47

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2018; 26(1) 44 DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2018-26-1-43-47

Health Care Reforms

For correspondence: Soldatov Yu.P., doctor of medical sciences, professor, the head of education department of the academician G.A. Ilizarov Russian research center «Restorative traumatology and orthopedics». E-mail: soldatov-up@mail.ru

Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support.

Received 05.09.2016 Accepted 14.03.2017

После окончания вуза образование медицинских работников осуществляется в системе непрерывного профессионального развития, которая подразумевает не только повышение квалификации в рамках программ дополнительного образования, но и постоянное совершенствование профессиональных навыков в виде участия в конференциях, семинарах, мастер-классах, стажировках и др. В иностранных государствах эти виды деятельности оцениваются по кредитной системе. Количество кредитов является необходимым требованием для получения сертификата специалиста и подтверждения лицензии на право занятия медицинской деятельностью [1, 2] .

В отечественной литературе, посвященной особенностям организации обучения иностранных специалистов, в основном анализируются процессы их адаптации в медицинских вузах. Также указывается на то, что в процессе обучения иностранных студентов возникают проблемы, связанные с неразвитостью системы предоставления образовательных услуг, соответствующих мировым образовательным стандартам [3].

Для повышения уровня подготовки зарубежных студентов и раскрытия индивидуальных творческих способностей предлагается применять индивидуальные учебные занятия [4]. По заключению Ю.В. Пахомовой и Н.Б. Захаровой (2013) [5], внедрение в учебный процесс подготовки медицинских кадров на всех этапах непрерывного медицинского образования обучающих симуляционных курсов будет способствовать снижению врачебных ошибок, уменьшению осложнений и повышению качества оказания медицинской помощи населению.

Профессиональное образование специалистов, в том числе и иностранных, должно стать одной из самых быстро обновляемых отраслей с точки зрения содержания, а также технологий и методов обучения

[6]. Приоритетом является создание единой методической системы преподавания, заключающейся в единстве всех компонентов учебного процесса: целей, содержания, методов и организации обучения

[7]. Именно поэтому разработка и внедрение рациональной системы обучения врачей является актуальной.

Цель данной работы — определение рациональной системы организации процесса обучения врачей на основе опыта подготовки иностранных специалистов в НИИ ортопедотравматологического профиля.

Материалы и методы

В ФГБУ РНЦ «Восстановительная травматология и ортопедия» им. акад. Г.А. Илизарова» (РНЦ «ВТО») проведен анализ процесса обучения иностранных специалистов в 1979-2015 гг. с применени-

ем когортного метода исследования, а также методов анкетирования и наблюдения.

История применения метода лечения больных ор-топедотравматологического профиля по Илизарову насчитывает более 60 лет. Для более широкого его внедрения в клиническую практику и повышения качества лечения больных Г.А. Илизаров на базе Курганского НИИ экспериментальной и клинической травматологии и ортопедии в 1979 г. основал кафедру усовершенствования врачей. За 36 лет в РНЦ «ВТО» было подготовлено более 10 тыс. врачей, среди которых 2002 иностранных специалиста из 63 стран мира.

С 1979 по 1998 гг. обучение иностранных врачей проводилось в форме лекций и мастер-классов (разбор клинических случаев, демонстрация больных, участие в показательных операциях, практические занятия на муляжах). Продолжительность обучения составляла 10-14 дней. С 1999 г. внедрены курсы типа «феллоушип», длительностью до 1 мес. В 1999-2003 гг. был зарегистрирован пик («=544) количества обучающихся из иностранных государств (рис. 1).

С 2006 г. происходило снижение количества обучающихся иностранных специалистов (рис. 2).

В 2012-2014 гг. проведено анкетирование с участием 115 иностранных врачей. Учитывался рейтинг лекторов и преподавателей, уровень проведения практических занятий, положительные стороны обучения, предложения по улучшению качества обучения (табл. 1).

Положительно оценена возможность участия иностранных врачей в качестве ассистентов в операционных, симуляционные технологии, учебная база, оснащённая наглядными пособиями, мультимедийной техникой, а также наличие в штате высококвалифицированных кадров (преподавателей и врачей). Выявлено, что необходимым является дифференци-

600-,

500400-

зоо-200-

100-

1979- 1989- 1994- 1999- 2004- 2009- 20141988 гг. 1993 гг. 1998 гг. 2003 гг. 2008 гг. 2013 гг. 2015 гг. Рис. 1. Распределение иностранных врачей по периодам обучения в РНЦ «ВТО».

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2018; 26(1) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2018-26-1-43-47

Из опыта организатора здравоохранения

Число врачей 120-

10080604020-

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Рис. 2. Распределение иностранных врачей по годам обучения в РНЦ «ВТО».

рование обучающих программ по уровням образования, продолжительности обучения.

Учитывая данные анкетирования, необходимость улучшения качества образовательных технологий для повышения удовлетворенности обучающихся при реализации программ дополнительного профессионального образования, была разработана и внедрена концепция образовательной деятельности РНЦ «ВТО», целью которой явилась ее модернизация на основе внедрения системы инновационного менеджмента, обеспечивающая интеграцию в международное образовательное пространство и повышение конкурентоспособности.

Реализация этой цели предусматривала решение следующих задач:

♦ создание условий для развития образовательной деятельности РНЦ «ВТО» посредством совершенствования её координации и управления;

♦ повышение эффективности образовательной деятельности путём внедрения системы менеджмента качества;

♦ интеграция науки, практического здравоохранения и профессионального образования;

♦ приближение качества преподавания и образовательного процесса к требованиям международных стандартов.

Для создания условий современного развития образовательной деятельности путём совершенствования её координации и управления были реализованы следующие мероприятия:

♦ организован учебный отдел и определена его кадровая политика;

Таблица 1

Предложения по улучшению качества обучения иностранных специалистов, по данным анкетирования (2012-2014 гг.)

Предложение

Количество

Доля, %

Обучение в зависимости от начального уровня знаний и умений (базовый, продвинутый, экспертный уровни) Обучение в короткие сроки (до 10 дней) Применение дистанционного обучения Отсутствовали (полная удовлетворенность)

37

38 24 16

32,2

33 20,9 13,9

♦ усовершенствована материально-техническая база процесса образования посредством создания интерактивного класса, симуляционного зала, разработки технической документации и изготовления учебных муляжей, компоновок аппарата Илизарова, приобретения оборудования для проведения учебных занятий с возможностью режима телеконференций, интеграции учебных подразделений в одном блоке, создания электронной библиотеки и удалённого доступа в подразделениях учебного отдела, взаимодействия с отделом информационных технологий РНЦ «ВТО», патентной группой, лабораториями электронных учебных пособий сторонних организаций, малыми предприятиями (ООО «Специализированный центр Илизаровских технологий» и др., фирмами по производству симуляционных объектов). Задача повышения эффективности образовательной деятельности посредством внедрения системы менеджмента качества решается путём развития и внедрения новых технологий образования (отработка практических навыков на симуляторах, обучение с применения учебно-демонстрационных компьютерных программ), организации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий.

Интеграция науки, практического здравоохранения и профессионального образования в РНЦ «ВТО» проводится за счёт разработки и внедрения системы взаимодействия инновационных медицинских технологий с образованием. Немаловажным фактором для привлечения иностранных медиков к обучению является возможность предварительного ознакомления с разработками специалистов РНЦ «ВТО», опубликованными в рейтинговых зарубежных изданиях. Так, за последние годы импакт-фактор публикаций сотрудников РНЦ «ВТО» вырос в 4,3 раза и составил в 2015 г. 106,37.

Решение задачи по приближению качества преподавания и образовательного процесса к требованиям международных стандартов осуществляется за счет обеспечения интеграции образовательных программ РНЦ «ВТО» в международное образовательное пространство (выполнение условий Болонского соглашения, аккредитация в международных организациях, переход на систему накопительных кредитных единиц и т.д.).

Результаты исследования

Результатом внедрения концепции образовательной деятельности явилось увеличение и стабильность количества иностранных врачей, желающих обучаться технологиям чрескостного остеосинтеза в РНЦ «ВТО», высокое среднегодовое число обучавшихся с 1979 по 2015 гг. по сравнению с общим средним значением («=60) (рис. 3).

В результате реализации концепции была укреплена материально-техническая база обучения специалистов, разработаны и тиражированы электронные учебные пособия для слушателей, внедрены учебные симуляторы, повышена квалификация пре-

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2018; 26(1) 46 DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2018-26-1-43-47

Health Care Reforms

120 —i

100-

80-

60-

40-

20-

1979- 1989- 1994- 1999- 2004- 2009- 20141988 гг. 1993 гг. 1998 гг. 2003 гг. 2008 гг. 2013 гг. 2015 гг.

Рис. 3. Среднегодовое число иностранных врачей, обучавшихся в РНЦ «ВТО».

подавателей, успешно осуществлены лицензирование образовательной деятельности и аккредитация образовательных программ высшего образования (аспирантура, ординатура); отработан механизм взаимодействия РНЦ «ВТО» с медицинскими вузами, управлениями здравоохранения регионов, ЛПУ РФ, фирмами, учреждениями здравоохранения зарубежных стран. Повысилась удовлетворённость иностранных слушателей программами и методами обучения и увеличилось количество обучающихся. Так, после внедрения концепции, в последние 5 лет среднегодовое количество обучающихся увеличилось по сравнению с 1989-1993 гг. в 1,8 раза (см. рис. 3). В связи с этим стало возможным проведение на базе РНЦ «ВТО» обучающих международных курсов AOSPINE в 2013 г., международного конгресса AOLF в 2014 г. с системой кредитных единиц, что повысило рейтинг РНЦ «ВТО».

Обсуждение

На становление системы медицинского постдипломного обучения за рубежом серьёзно повлияли классические работы John Carrol и Benjamin Bloom по «обучению мастерству» (Learning for Mastery или в более современной литературе — Mastery Learning) [8]. Ключевой идеей «learning mastery» является разнообразие образовательных методик и программ, проводимых в наиболее удобное для обучающегося время до достижения стабильно хорошего результата (90% положительных ответов на экзамене или тестировании).

Система балльной оценки по результатам участия в обучающих и научных мероприятиях, которые посещает врач, требует значимо больших вложений с точки зрения организации, транспортных расходов, контроля качества проведения и общих временных затрат. Эти риски хорошо описаны иностранными исследователями и являются факторами постоянной работы по улучшению системы с применением новых подходов и технологий в условиях жесткой конкуренции [9].

Больших успехов в преодолении данных проблем добились национальные медицинские ассоциации (SOFCOT, AAOS), международные общества, специализирующиеся не просто на субспециальностях, а

даже на отдельных вопросах, заболеваниях или методиках (SRS, CSRS, ASAMI), а также профессиональные научно-образовательные проекты, успешно развивающиеся в течение десятилетий (АО, SICOT) [10].

Особая роль в расширении возможностей и повышении качества образовательной деятельности принадлежит внедрению в образовательный процесс компьютерной техники, интернет-семинаров, си-муляционных технологий, тренингов [11]. Возможность участия в «феллоушип», что является узаконенным обучением на рабочем месте, наиболее эффективна и важна для карьерного роста как вариант обучения врачей всего мира. Главное в выборе места для «феллоушип» является известность медицинского учреждения как центра компетенции в интересующих врача направлениях, высокий профессиональный уровень работающих там специалистов, в том числе их педагогические способности и публикационная активность [12].

Учитывая данные иностранных литературных источников, результаты анкетирования иностранных врачей, положительную динамику количества обучающихся иностранных врачей, можно заключить, что представленный опыт работы в РНЦ «ВТО» по повышению качества обучения является перспективным и приближается к опыту зарубежных стран. Проведённые мероприятия по организации образовательной деятельности рассчитаны на отсроченный результат, окончательная оценка результативности может быть осуществлена только через 5-10 лет.

Выводы

1. Медицинские учреждения Российской Федерации могут быть востребованы в плане обучения зарубежных врачей по узким специальностям по программам дополнительного профессионального образования при наличии у них собственных оригинальных методик диагностики и лечения, специалистов с высокой публикационной активностью, преподавательскими способностями и в условиях реализации комплекса организационных мероприятий.

2. Многолетний опыт обучения иностранных специалистов является важным для создания системы непрерывного обучения отечественных врачей.

3. Полноценный образовательный комплекс может быть интересен для иностранных врачей при наличии чёткой программы, включающей разнообразные по времени и глубине изучения тематические разделы и способы преподавания курсов.

4. Современное непрерывное медицинское профессиональное образование невозможно без использования симуляторов, компьютерных технологий и интернета. При этом обучение на рабочем месте с полноценным погружением в лечебный процесс остаётся не менее важным и востребованным на рынке образовательных услуг.

Исследование не имело спонсорской поддержки.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2018; 26(1) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2018-26-1-43-47

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из опыта организатора здравоохранения

ЛИТЕРАТУРА

1. Weinberger S.E., Pereira A.G., lobst W.F., Mechaber A.J., Bronze M.S. Alliance for Academic Internal Medicine Education Redesign Task Force II. Competency-based education and training in internal medicine. Ann Intern Med. 2010; 153: 751-6.

2. ACGME program requirements for Graduate Medical Education in Orthopaedic Surgery. Available at: http://www.dconnect.acgme. org/acWebsite/downloads/RRC_progReq/260orthopaedicsurge ry07012007.pdf. Accessed June 1, 2014.

3. Шаповал Г.Н., Камалова О.Н. Оптимизация обучения иностранных студентов медицинских вузов в условиях культурной адаптации в рамках ФГОС третьего поколения. Гуманитарные и социальные науки. 2013; 4: 216-26.

4. Камышный А.М. Особенности организации работы с иностранными студентами на кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии. Медицинское образование и вузовская наука. 2015; 1(7): 17-9.

5. Пахомова Ю.В., Захарова Н.Б. Роль симуляционного обучения в системе непрерывного медицинского профессионального образования. Сетевое издание Медицина и образование в Сибири. 2013; 4; http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=1107 (дата обращения 27.02.2015).

6. Павлов В.Н., Цыглин А.А. Модернизация высшего образования посредством внедрения современных инновационных технологий. Медицинское образование и вузовская наука. 2015;1(7):83-6.

7. Иванов А.Г., Мирзоева В.М., Кузнецова А.А., Сайед К. Об основных тенденциях обучения иностранных учащихся в медицинском вузе. Медицинское образование и вузовская наука. 2013; 2(4): 86-8.

8. Cook D.A., Brydges R., B. Zendejas enjamin, Hamstra S.J., Hatala R.. Mastery Learning for Health Professionals Using Technology-Enhanced Simulation: A Systematic Review and Meta-Analysis. AcademicMedicine. 2013; 88(8): 1178-86.

9. Almansoori K.A., Clark M. Increasing Trends in Orthopedic Fellowships Are Not due to Inadequate Residency Training, Education Research International. 2015, Article ID 191470, 9 pages http://dx.doi.org/10.1155/2015/191470 (open access electronic magazine).

10. Mäkinen T.J., Madanat R., Kallio P., Mineiro J., Kiviranta I. The current state of the fellowship examination of the European Board of Orthopaedics and Traumatology (EBOT). Eur. Orthop. Traumatol. (online). DOI 10.1007/s12570-013-0232-0.

11. Lopez J., Susarla S.M., Swanson E.W., Calotta N., Lifchez S.D. The Association of the H-Index and Academic Rank Among Full-Time Academic Hand Surgeons Affiliated With Fellowship Programs. J. Hand. Surg. Am. 2015;40(7): 1434-41.

Поступила 05.09.2016 Принята в печать 14.03.2017

REFERENCES

1. Weinberger S.E., Pereira A.G., lobst W.F., Mechaber A.J., Bronze M.S. Alliance for Academic Internal Medicine Education Redesign Task Force II. Competency-based education and training in internal medicine. Ann. Intern. Med. 2010; 153:751-6.

2. ACGME program requirements for Graduate Medical Education in Orthopaedic Surgery. Available at: http://www.dconnect.acgme. org/acWebsite/downloads/RRC_progReq/260orthopaedicsurge ry07012007.pdf. Accessed June 1, 2014.

3. Shapoval G.N., Kamalova O.N. Optimization of training of international students of medical institutions of higher education in conditions of cultural adaptation within the framework of FGOS of the third generation. Humanities and social sciences. 2013; 4: 216-26. (in Russian)

4. Kamyshniy A.M. Peculiarities of organization of work with international students at the faculty of microbiology, virology and immunology. Medical education and higher education .science. 2015; 1(7): 17-9. (in Russian)

5. Pakhomova Yu.V., Zakharova N.B. Role of simulation training in the system of continuing medical professional education. Network issue Medicine and education in Siberia. 2013; 4; http://ngmu.ru/cozo/ mos/article/text_full.php?id=1107 (date of contacting 27.02.2015). (in Russian)

6. Pavlov V.N., Zyglin A.A. Modernization of higher education by implementation of modern innovative technologies. Medical education andhigher education science. 2015; 1(7): 83-6. (in Russian)

7. Ivanov A.G., Mirzoyeva V.M., Kuznetsova A.A., Sayed K. About main tendencies of training of international students in medical school. Medical education and higher education science. 2013; 2(4): 86-8. (in Russian)

8. Cook D.A., Brydges R., Zendejas B., Hamstra S.J., Hatala R.. Mastery Learning for Health Professionals Using Technology-Enhanced Simulation: A Systematic Review and Meta-Analysis. Academic Medicine. 2013; 88(8): 1178-86.

9. Almansoori K.A., Clark M. Increasing Trends in Orthopedic Fellowships Are Not due to Inadequate Residency Training, Education Research International. 2015, Article ID 191470, 9 pages http://dx.doi. org/10.1155/2015/191470 (open access electronic magazine).

10. Mäkinen T.J., Madanat R., Kallio P., Mineiro J., Kiviranta I. The current state of the fellowship examination of the European Board of Orthopaedics and Traumatology (EBOT). Eur. Orthop. Traumatol. (online). DOI 10.1007/s12570-013-0232-0.

11. Lopez J., Susarla S.M., Swanson E.W., Calotta N., Lifchez S.D. The Association of the H-Index and Academic Rank Among Full-Time Academic Hand Surgeons Affiliated With Fellowship Programs. J. Hand. Surg. Am. 2015;40(7): 1434-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.