The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2017; 25 (3) DOI http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2017-25-3-172-174
Education and personnel
Образование и кадры
© Зудин А.Б., 2017 УДК 614.2:658.3:378.661
Зудин А.Б.
ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», 117198, г. Москва
Согласно отчету, опубликованному в журнале «The Lancet», на сегодняшний день в мире не хватает около 4 млн медицинских работников. Поэтому многие страны мира, реформируя национальные системы здравоохранения, большое значение придают ее кадровому обеспечению. В целях успешного проведения реформ в здравоохранении страны ОЭСР, например, разработали кадровые программы, позволяющие отслеживать в режиме реального времени формируемые навыки и квалификации медицинского персонала. В 2014 г. органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в рамках реализации региональных кадровых программ осуществлялись мероприятия по повышению качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров. Приоритетным направлением в решении вопросов кадрового обеспечения медицинских организаций остается ориентация на целевую подготовку специалистов с высшим и средним профессиональным образованием.
Ключевые слова: кадры; образование; здравоохранение; реформы; дефицит.
Для цитирования: Зудин А.Б. Проблемы кадрового обеспечения как современная тенденция в развитии национальных систем здравоохранения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25 (3): 172-174. DOI 10.18821/0869-866X-2017-25-3-172-174
Для корреспонденции: Зудин Александр Борисович, канд. мед. наук, zudin@nptemp.ru
Zudin A.B.
THE PROBLEMS OF PERSONNEL SUPPORT AS AN ACTUAL TENDENCY IN DEVELOPMENT OF NATIONAL HEALTH SYSTEMS
The peoples' friendship university of Russia, 117198 Moscow, Russia
According to the report published in "The Lancet", all over the world 4 million of medical workers are lacking. Therefore, many countries reforming national health care system attach importance to its manpower support. The countries-members ofOECD developed manpower programs permitting to monitor in real time mode developing skills and qualification of medical personnel. In 2014, in the Russian Federation, within the framework of implementation of regional manpower programs activities related to increasing of quality of training and level of qualification of medical personnel were implemented. The priority direction in resolving problems of manpower support of medical organizations continue to be orientation to target training of specialists with higher and secondary education. Keywords: manpower; education; reforms; deficiency
For citation: Zudin A.B. The problems of personnel support as an actual tendency in development of national health systems. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2017; 25 (3): 172-174. (In Russ.) DOI: 10.18821/0869-866X-2017-25-3-172-174
For correspondence: Zudin A.B. candidate of medical sciences. e-mail: institute@mail.ru Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support.
Received 30.01.2017 Accepted 14.03.2017
Согласно отчету, опубликованному в журнале «The Lancet», на сегодняшний день в мире не хватает около 4 млн медицинских работников. «Без пополнения рядов врачей, медсестер и акушерок успешная борьба с такими болезнями, как СПИД, малярия и туберкулез, будет невозможна. Здоровье населения всего мира в XXI веке находится под угрозой», — отмечает во введении к отчету один из авторов исследования Линкольн Чен из Гарвардского университета. Причинами такого дефицита медиков авторы исследования считают бедность, политическую нестабильность и неравномерное развитие экономики в мире. Ситуация ухудшается за счет роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией, «утечки мозгов» из бедных стран в богатые и из сельских районов в города, а
также недостаточного финансирования в области обучения медицинских кадров.
В отчете содержится обращение к правительствам развитых и развивающихся стран разработать план увеличения числа медицинских работников и улучшить финансирование медицинского образования. Кроме того, он призывает Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) и Всемирный банк выделять 400 млн долларов ежегодно на обучение, организацию практики для врачей и медсестер, а также на поиск и подбор медицинских кадров [1].
В Докладе о состоянии здравоохранения в мире ВОЗ отмечено: «Кадры системы здравоохранения ... нуждаются в значительных инвестициях для расширения их прав и возможностей, и эти средства необ-
Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25 (3) DOI http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2017-25-3-172-174
Образование и кадры
ходимы для того, чтобы они могли набираться опыта, адаптироваться, учиться работать в коллективе, а также сочетать в своей работе биомедицинские и социальные подходы, понимание значимости достижения равенства в уровне здоровья и ориентацию на интересы пациента. Без инвестиций в их мобилизацию они могут стать постоянным источником противодействия переменам, цепляясь за модели прошлого, которые они считают удобными, вселяющими уверенность, выгодными и доступными их пониманию. Однако если они смогут увидеть и ощутить на практике, что ...это работа, которая стимулирует и доставляет удовлетворение, приносит экономическую и социальную пользу и выгоду, тогда медико-санитарные работники не только останутся на этой работе, но и, возможно, станут боевым авангардом в этой сфере. И здесь опять же благодаря использованию возможностей, которые предоставляются в связи с передачей и обменом опытом в условиях глобализирующегося мира, можно ускорить необходимые преобразования» [2].
В настоящее время кадровая обеспеченность национальных систем здравоохранения стран мира существенно различается. Некоторые цифры, отражающие ситуацию с медицинскими работниками представлены в таблице.
В целях успешного проведения реформ в здравоохранении страны ОЭСР, например, разработали кадровые программы, позволяющие отслеживать в режиме реального времени формируемые навыки и квалификации медицинского персонала. Ключевые изменения коснулись структуры подготовки медицинских работников. Еще на этапе раннего обучения в медицинских образовательных организациях (до момента начала работы в клиниках) в учебные курсы включены дисциплины по формированию навыков решения проблем в составе междисциплинарных групп, управлению ситуацией, формированию социальных установок, ориентированных на непрерывность наблюдения пациента и лечения человека, а не его болезни. В качестве форм обучения активно применяется обучение на местах, без отрыва от медицинской деятельности, наставничество, инструктирование и непрерывное образование. Для разработки таких образовательных программ привлекаются все институциональные партнеры, причем активно используется опыт и зарубежных коллег.
Для повышения производительности труда медицинских работников изменяется и институциональный ландшафт системы. Все активнее применяются принципы создания структур мультицентричного институционального развития, в которых образование, получение первого опыта профессиональной деятельности и оказание медицинской помощи населению тесно взаимосвязаны.
Применение новых технологий и современного оборудования также позитивно сказывается на увеличении производительности труда врачей. Общемировые расходы на медицинское оборудование увеличиваются с каждым годом. За последние 10 лет расходы на приобретение оборудования и прибо-
Численность практикующих врачей в 2014 г. (на 1 тыс. населения) [3]
Страна Количество
Австрия 4,9
Норвегия 4,2
Германия 4,0
Италия 3,9
Чехия 3,7
Россия 3,5
Австралия 3,3
Страны ОЭСР 3,1
Венгрия 3,1
Бельгия 2,9
Новая Зеландия 2,8
Канада 2,5
США 2,5
Япония 2,3
♦
♦
♦
ров выросли более чем на 80 млрд долларов США. Помимо значительного сокращения времени на проведение медицинских манипуляций на современном оборудовании, значительно повышается достоверность результатов. Использование сложного оборудования вынуждает также врачей к постоянному самосовершенствованию.
По мнению Г.Э. Улум-бековой, в российском здравоохранении существуют следующие кадровые проблемы: ♦ дефицит врачей участковой службы составляет 40% от минимального норматива.
более 30% составляют врачи старше пенсионного возраста;
в сельской местности обеспеченность врачами в 3 раза ниже, чем в среднем по стране; за 2 последних года на 8% снизилась обеспеченность врачами участковой службы» [4].
В медицинских организациях Российской Федерации по состоянию на 1 января 2015 г. работают 580 311 врачей и 1 287 659 медицинских работников со средним профессиональным образованием, в том числе в медицинских организациях субъектов Российской Федерации 526 418 врачей и 1 221 669 медицинских работников со средним профессиональным образованием [5].
Обеспеченность населения врачами составила 39,7, медицинскими работниками со средним профессиональным образованием — 88,09 на 10 тыс. населения.
Сохраняется неоднородность показателя обеспеченности населения врачами и медицинскими работниками со средним профессиональным образованием среди субъектов Российской Федерации. Максимально высокие уровни обеспеченности врачами отмечаются в Чукотском автономном округе, в Санкт-Петербурге, Москве, в Республике Северная Осетия-Алания и в Магаданской области. В то же время минимальные уровни обеспеченности врачами сохраняются в Чеченской Республике, во Владимирской, Курганской и Тульской областях, в Еврейской автономной области.
В 90 % регионов отмечен дефицит врачей по специальностям анестезиология-реаниматология, патологическая анатомия, клиническая лабораторная диагностика, рентгенология, фтизиатрия, психиатрия.
Прирост численности врачей отмечается в 53 субъектах, медицинских работников со средним профессиональным образованием — в 19 субъектах, отрицательная динамика в 25 и 62 субъектах Российской Федерации соответственно.
The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2017; 25 (3)
174_DOI http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2017-25-3-172-174
Education and personnel
Оценка данных мониторинга свидетельствует, что в 2014 г. достигнуты показатели обеспеченности врачами, предусмотренные региональными кадровыми программами, в 41 субъекте Российской Федерации.
Отмечается дефицит врачей по отдельным специальностям. Большинство субъектов Российской Федерации отметили дефицит врачей терапевтов участковых, педиатров участковых, хирургов, травматологов-ортопедов, оториноларингологов, офтальмологов, фтизиатров, анестезиологов-реаниматологов, психиатров, неврологов, психиатров-наркологов, патологоанатомов, врачей скорой медицинской помощи, инфекционистов.
В 2014 г. органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в рамках реализации региональных кадровых программ осуществлялись мероприятия по повышению качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров. Циклы повышения квалификации прошли 158 730 врачей и 268 674 медицинских работника со средним профессиональным образованием.
Кадровая политика в части подготовки молодых специалистов базируется на развитии их целевой подготовки, планируемой с учетом реальной потребности в медицинских кадрах. В целях оказания субъектам Российской Федерации методической помощи в планировании врачебных кадров и оценки эффективности их деятельности в медицинских организациях приказом Министерства здравоохранения РФ от 26 июня 2014 г. № 322 «О методике расчета потребности во врачебных кадрах» утверждена методика расчета потребности во врачебных кадрах, которая разработана и направлена в субъекты Российской Федерации для апробации методика расчета потребности в специалистах со средним медицинским образованием.
Учитывая потребность в специалистах со средним медицинским образованием, органы государственной власти в сфере охраны здоровья ряда субъектов Российской Федерации увеличили государственное задание образовательным учреждениям среднего профессионального образования на подготовку специалистов.
В 2014 г. на I курс подведомственных Минздраву России образовательных организаций поступили 35 678 студентов, в том числе за счет средств федерального бюджета 21 544 студента, по программам интернатуры и ординатуры выделено более 21 500 мест. Квота целевого приема составила в среднем 50%, а в ряде образовательных организаций Минздрава России объем целевого приема доходил до 77%.
Кроме этого, 13 088 врачей прошли профессиональную переподготовку и получили вторую и последующие специальности.
В ряде субъектов Российской Федерации (Астраханская, Пензенская, Томская области, Москва, Республика Татарстан) врачи прошли стажировку в
зарубежных клиниках (Израиль, США, Германия, Швейцария, Англия, Греция).
Приоритетным направлением в решении вопросов кадрового обеспечения медицинских организаций остается ориентация на целевую подготовку специалистов с высшим и средним профессиональным образованием.
С целью привлечения врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием для работы в медицинских организациях в 2014 г. в ряде субъектов Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, устанавливающие дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам. Реализованные в 2014 г. программные мероприятия позволили привлечь в медицинские организации субъектов Российской Федерации 6467 врачей и 10 262 работника среднего медицинского персонала. Таким образом, субъектами Российской Федерации в целом достигнуты запланированные индикаторы обеспеченности врачами и объемы повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала.
Исследование не имело спонсорской поддержки. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Официальный сайт статистики Организации экономического сотрудничества и развития. www.stats.oecd.org
2. Качалин А.А. Глобальная нехватка работников здравоохранения и ее последствия. Здравоохранение за рубежом. 2007; (3): 20—7.
3. Доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2014 год. Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации. http://www.rosminzdrav.ru
4. Первичная медико-санитарная помощь. Сегодня актуальнее, чем когда-либо. Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2008 г. Всемирная организация здравоохранения; 2008.
5. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение РФ. Состояние. Проблемы. Развитие. http://www.lvkgmu.ru/files/ulumbekova1.pptx
Поступила 30.01.2017 Принята в печать 14.03.2017
REFERENCES
1. Official website of statistics of the Organization for economic cooperation fnd development. www.stats.oecd.org
2. Kachalin А.А. Global shortage of health workers and its implika-tions. Zdravookhranenie za rubezhom. 2007; (3): 20—7. (in Russian)
3. Report on the health status of the population and organization of health care on basis of activity Executive authorities of constituent entities of the Russian Federation for 2014. Official website of the Ministry of health of the Russian Federation. [Doklad o sostoyanii zdorov'ya naseleniya i organizatsii zdravookhraneniya po itogam deyatel'nosti organov ispolnitel'noy vlasti subektov Rossiyskoy Fed-eratsii za 2014 god. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva zdravookhraneni-ya Rossiyskoy Federatsii] http://www.rosminzdrav.ru. (in Russian)
4. Primare health care. Now more than ever. Report on the state of healthcare in the world 2008 g. [Pervichnaya mediko-sanitarnaya pomoshch'. Segodnya aktual'nee, chem kogda-libo. Doklad o sostoyanii zdravookhraneniya v mire, 2008 g.] Vsemirnaya organizatsiya zdravookhraneniya, 2008 g. (in Russian)
5. Ulumbekova G.Je. Public Health of the Russian Federation. State. Problems. Development. [Zdravookhranenie RF. Sostoyanie. Prob-lemy. Razvitie]. http://www.lvkgmu.ru/files/ulumbekova1.pptx (in Russian)