Научная статья на тему 'Из истории заочной подготовки врачей'

Из истории заочной подготовки врачей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
885
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / HISTORY / ВОРОНЕЖСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ / VORONEZHSKII MEDICAL INSTITUTE / ЗАОЧНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАОЧНАЯ ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ / CORRESPONDENCE TRAINING OF PHYSICIANS / HIGHER MEDICAL EDUCATION / CORRESPONDENCE MEDICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Есауленко И.Э., Маркова Светлана Васильевна

В статье освещены недолгий опыт заочного обучения в высшем медицинском образовании СССР и его итоги. На основе изучения архивных документов начала 1930-х годов Воронежского медицинского института становятся очевидными все трудности, с которыми столкнулось революционное внедрение заочного образования в систему подготовки врачей. Критерии набора студентов без учета их подготовки по классовому принципу, учебные и материально-технические возможности вуза, многочисленные эксперименты с программами курсов не способствовали повышению качества образования и выполнению главной задачи заочного обучения увеличению количества врачей. Отсутствие ожидаемого результата привело к скорой отмене «заочного сектора» в медицинских вузах СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM HISTORY OF CORRESPONDENCE TRAINING OF PHYSICIANS

The article covers a brief experience of correspondence training in higher medical education of the USSR and its results. The analysis of archive documents of the Voronezhskii medical institute of early 1930s, become obvious all difficulties encountered by revolutionary implementation of correspondence education into the system of training of physicians. The criteria of selection of students without consideration of their schooling and according class principle the material and technical possibilities of institute multiple experiments with training programs were not conducive to increasing of quality of education and implementation of main purpose of correspondence training increasing number of physicians. The lacking of expected result lead to forthcoming abolition of "correspondence sector" in medical institutes of the USSR.

Текст научной работы на тему «Из истории заочной подготовки врачей»

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2017; 25 (3)

190_DOI http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2017-25-3-190-192

History of medicine

© Коллектив авторов, 2017 УДК 61:93

Есауленко И.Э, Маркова С.В. ИЗ ИСТОРИИ ЗАОЧНОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ

ГБОУ ВПО Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко, 394036, г. Воронеж

В статье освещены недолгий опыт заочного обучения в высшем медицинском образовании СССР и его итоги. На основе изучения архивных документов начала 1930-х годов Воронежского медицинского института становятся очевидными все трудности, с которыми столкнулось революционное внедрение заочного образования в систему подготовки врачей. Критерии набора студентов без учета их подготовки по классовому принципу, учебные и материально-технические возможности вуза, многочисленные эксперименты с программами курсов не способствовали повышению качества образования и выполнению главной задачи заочного обучения — увеличению количества врачей. Отсутствие ожидаемого результата привело к скорой отмене «заочного сектора» в медицинских вузах СССР.

Ключевые слова: история высшего медицинского образования; Воронежский медицинский институт; заочное медицинское образование; заочная подготовка врачей.

Для цитирования: Есауленко И.Э., Маркова С.В. Из истории заочной подготовки врачей. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25 (3): 190—192. DOI 10.18821/0869-866X-2017-25-3-190-192

Для корреспонденции: Маркова Светлана Васильевна, канд. истор. наук, зав. музеем Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко, E-mail: markova_88@inbox.ru

Esaulenko I.E., Markova S. V FROM HISTORY OF CORRESPONDENCE TRAINING OF PHYSICIANS The N.N. Burdenko Voronezhskii state medical university, 394036, Voronezh, Russia The article covers a brief experience of correspondence training in higher medical education of the USSR and its results. The analysis of archive documents of the Voronezhskii medical institute of early 1930s, become obvious all difficulties encountered by revolutionary implementation of correspondence education into the system of training of physicians. The criteria of.selection ofstudents without consideration of their schooling and according class principle the material and technical possibilities of institute multiple experiments with training programs were not conducive to increasing of quality of education and implementation of main purpose of correspondence training — increasing number of physicians. The lacking of expected result lead to forthcoming abolition of "correspondence sector" in medical institutes of the USSR.

Keywords: history; higher medical education; Voronezhskii medical institute; correspondence medical

education; correspondence training of physicians For citation: Esaulenko I.E., Markova S.V. From history of correspondence training of physicians. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2017; 25 (3): 190—192. (In Russ.) DOI: 10.18821/0869-866X-2017-25-3-190-192

For correspondence: Markova S.V., candidate of historical sciences, the head of the museum of the N.N. Burdenko Voronezhskii state medical university. e-mail: markova_88@inbox.ru Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support.

Received 16.07.2016 Accepted 15.09.2016

В первые годы существования советской власти необходимость сохранения традиционного медицинского образования не вызывала сомнений. Нарком здравоохранения Н.А. Семашко в 1919 г. в популярной брошюре объяснял это пролетариату так: «...чтобы получить право работать в области лечения врачи по 8 лет просиживали в гимназиях, по 5 лет в университетах, и кроме того путешествовали по России и по заграницам для «усовершенствования». Эту особенность (и, повторяю, ответственность) лечебного дела от всякого другого мы подчеркиваем со всей категоричностью» [1, с.12]. Но революционная эпоха сопровождалась радикальной ломкой традиционных представлений о задачах и содержании высшего образования. В начале 1930-х годов огромная потребность во врачебных кадрах неизменно приводила к поискам дополнительных возможностей для их ускоренной подготовки. ЦК ВКП(б) 1 июня 1931 г. принял постановление «О медицинских кадрах», в котором Наркомздравам предлагалось организовать заочное врачебное обучение. У руководства страны бы-

ла твердая уверенность, что заочник, «не отрываясь от своего производства, может в определенный срок провести изучение всех научных дисциплин, которые составляют содержание медицинского образования»1.

Попытка организации заочного обучения в медицинских вузах прослеживается на примере недолгого существования так называемого заочного сектора в Воронежском медицинском институте (ВМИ).

Согласно постановлению, в ВМИ, еще переживавшем все трудности преобразования из медицинского факультета Воронежского университета в самостоятельный вуз, было организовано отделение вечернего обучения, а также «сектор заочного обучения» (СЗО)2.

Сектор заочного обучения возглавил профессор Н.И. Лепорский. Распоряжение и условия приема были опубликованы в областной газете «Коммуна» в ноябре 1931 г.3

1 Темпы (ВГМИ Воронеж). 1931. 30 сентября.

2 Государственный архив Воронежской области (ГАВО) Ф. 2726. Оп. 1. Д. 1. Л. 1, 3.

3 Коммуна (Воронеж). 1931. 17, 22 ноября.

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25 (3)

РР! http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2017-25-3-190-192_191

История медицины

Уже через месяц, в декабре 1931 г., прием заявлений был прекращен. Заявления о приеме на СЗО написали 446 человек. Приемная комиссия заявления рассмотрела и направила на лечебный факультет 99 человек, на санитарный 129, на факультет охраны младенчества и материнства (ОММ) 60 человек. Всего поступили 228 человек, что составило 88,6% плана Наркомздрава для ВМИ, поэтому план приема на заочный сектор для санитарного факультета и ОММ был продлен еще на 1 мес. Как было принято в те годы, план приема перевыполнен на 10%4.

Для того чтобы самостоятельные занятия в высшей школе были наиболее продуктивными, они требуют определенного минимума знаний. Анализ документов заочного сектора показывает, что медицинский институт в большей степени был занят реализацией классового подхода, чем знаниями будущих студентов или подготовкой преподавателей к новой форме обучения. «На фронте борьбы за генеральную линию партии» (о преобладании студентов рабоче-крестьянского происхождения) только социальный состав определял выбор заочников. Преимуществом при поступлении пользовались представители пролетариата и крестьянства. Социальный состав принятых на учебу — обязательная строка отчетов вузов первых десятилетий советской власти. В 1931 г. Наркомздрав рекомендовал принять в вузы не менее 60% рабочих и крестьян. В 1931—1932 гг. на заочное обучение в ВМИ принято 354 человека от 114 районов Центрального черноземного округа (ЦЧО). Прием заочников по городам определился следующим образом: 26 из Воронежа, 26 из Курска, 23 из Тамбова, 12 из Орла. Мужчин было принято 34%, женщин — 66%. Возраст от 20 до 40 лет имели 94% принятых. По социальному составу рабочих было 27%, крестьян — 53,8%. ВМИ заключил договор с отделами здравоохранения ЦЧО для «обеспечения правильной работы заочников»: о разверстке командировок в г. Воронеж для лиц младшего и среднего медицинского персонала с обеспечением их месячной стипендией, отпуском, проездом до института. Путевками райздравотделов были обеспечены 222 человека, 2 человека от Юго-Восточной железной дороги5.

Самую большую поддержку своим заочникам оказывала Юго-Восточная железная дорога: для заочника на период конференций (сессий) устанавливалась стипендия 70 руб. и дополнительный отпуск оплачивали в размере 50 руб. студентам-заочникам по направлению райздравотделов ЦЧО. В эти же годы стипендия студента дневного отделения составляла около 60 руб.

К заявлению о зачислении на заочное обучение прилагалась анкета, характеризующая не только происхождение, но и материальный достаток студента. В качестве примера можно привести сложный путь поступления на заочное обучение в ВМИ от Ко-рочанского района ЦЧО фельдшера Коробейникова Ивана Прокопьевича 1896 г. рождения. От Корочан-ского района «на заочные курсы врачей» командиро-

4 ГАВО. Там же. Д. 1. Л. 41.

5 ГАВО. Там же. Л. 16.

ваны были 2 фельдшера и 1 акушерка. Коробейников в 1916 г. окончил школу ротных фельдшеров при 2-м лазарете 40-й пехотной дивизии. Работал фельдшером в селе Бехтеевке-1 Корочанского района ЦЧО6.

В анкете для поступления он указал: детей на иждивении 5, владение избой 1, сарай 1, корова 1, сумма сельхозналога 6 руб., оклад фельдшера 135 рублей, кандидат в члены ВКП(б). Его кандидатура была согласована с Корочанским райкомом ВКП(б). Тем не менее ему было отказано в приеме заявления, и только энергичное ходатайство инспектора Коро-чанского райздравотдела Красовского позволило зачислить фельдшера Коробейникова на 1-й курс заочного сектора ВМИ7.

Нетрудно догадаться, что подавляющее большинство таких студентов нуждалось в начальном или среднем, а не в высшем образовании.

Срок заочного обучения СЗО составлял 4 года. В учебном процессе предусматривалось самостоятельное изучение («проработка») заочниками той или иной дисциплины курса, руководство со стороны института, проведение конференций (аналога современных учебных сессий). В основе самостоятельной проработки дисциплины должно было быть задание, рецензируемое руководителем (преподавателем), «при условии постоянного подкрепления и расширения своих знаний на производстве»8.

Для консультаций студентов-заочников на местах в районах должны были создаваться «опорные пункты», где заочнику оказывалась бы помощь в освоении дисциплины. Это мог быть врач, живущий рядом, или заочнику следовало обратиться в район, где всегда есть врачи. Консультации заочника с местным врачом по обучению и подготовке контрольных заданий предполагали для врача небольшую оплату. Такие опорные пункты появлялись единично в районных больницах9.

Опорный пункт в Воронеже был на базе ВМИ, куда 1 раз в месяц заочник мог обратиться за помощью к преподавателям.

Но реализация программы заочной подготовки врачей немедленно столкнулась с трудностями. Несмотря на то что появился Центральный институт заочного обучения (ЦИЗО) НКЗ и сектор заочного обучения кадров НКЗ РСФСР, отсутствовала программа обязательных дисциплин на 4 года обучения, не было методических указаний, все проблемы организации образования для заочного сектора перекладывались на преподавателей ВМИ. В сентябре 1932 г. появились методические разработки ЦИЗО НКЗ РСФСР. Оказалось, что они не соответствуют учебным программам, которые разработаны вузом. Кроме того, ЦИЗО дважды менял сроки проведения сессий, сначала предполагалась двухмесячная сессия, затем поступило указание на месячный срок10.

6 Сейчас район Белгородской области.

7 ГАВО. Ф. 2726. Оп. 1. Д. 1. Л. 12 (об).

8 Там же. Л. 3.

9 Там же. Л. 26.

10 Там же. Л. 3.

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2017; 25 (3)

192_DOI http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2017-25-3-190-192

History of medicine

Резко обозначился кризис учебной литературы. Мединститут стал самостоятельным в процессе отделения от Воронежского университета. Новый медицинский вуз Воронежа, потерял в университетской реорганизации кафедры, помещения и часть библиотеки [2, с.156]. Учебников в новом ВМИ не хватало даже для студентов дневного отделения (по биологии, гигиене), а специальные учебники для заочников еще не были написаны.

Срывались и переносились сроки конференций (сессий). Задания заочникам не поступали в срок. По плану курс нормальной анатомии человека был рассчитан на 29 часов и закончиться должен был в первые месяцы обучения11.

Планы не выполнялись, хотя «воронежские заочники обязались свою работу проводить методом соцсоревнования и ударничества»12. Еще хуже было с местами в общежитиях. Дирекция ВМИ предоставить заочникам общежития не могла. В результате реорганизации часть общежитий осталась в Воронежском государственном университете, а достаточного количества своих вуз еще не построил.

Самой продуктивной оказалась первая сессия 1932 г. Для сессии заочники были разбиты на 4 группы: 2 на лечебном и ОММ, 2 на санитарно-гигиеническом факультете. Подготовку к сессии СЗО начал в мае 1932 г. На первую сессию в сентябре—октябре 1932 г. был вызван 71 человек из числа выполнивших не менее 50% заданий. Заочники были разделены на подгруппы, с которыми проводились занятия «по лекционно-семинарско-бригадному методу».

Вторая группа заочников лечебного факультета и ОММ была вызвана в декабре 1932—январе 1933 гг.. И из 110 человек приехали только 46. Прибывшим из всех районов ЦЧО заочникам негде было остановиться, возникли трудности с организацией питания в студенческой столовой. Оставшиеся две группы санфака на сессию 1932—1933 гг. не вызывались. В ВМИ не было мест в общежитиях и свободных помещений для проведения семинаров и лекций13.

После первой сессии 26 заочников из Воронежа были переведены на вечернее отделение, на дневное отделение с СЗО перевелись еще 13 человек. В отчетах «сектора заочного обучения» не раз отмечалось, что большая часть заочников очень серьезно относились к занятиям, в итоге были поставлены удовлетворительные оценки. Неудовлетворительные оценки составили 3%.

Профессор Лепорский, директор СЗО Воронежского мединститута, 27 декабря 1932 г. выступил с докладом на совещании СЗО Наркомздрава. Он назвал основные проблемы для СЗО в медицинских институтах: необходимость иметь утвержденный учебный календарный план, всю рассылку заданий и контрольных работ передать на места в вуз, установить 2 сессии в год по 1,5 мес, написать для заочников более подготовленные методички, увеличить

11 Там же. Л. 14.

12 Там же. Л. 26.

13 Там же. Л. 46.

количество лекций по дисциплинам в сессию, проводить индивидуальные, а не бригадные зачеты по изученным дисциплинам14.

Количество заочников в ВМИ неуклонно уменьшалось. По последнему отчету на апрель 1933 г. в CЗO числились 224 человека, фактически работающих было 188, выполнили контрольные задания полностью 20. На летнюю сессию1933 г. заочники не вызывались15.

«Заочные курсы врачей» оказались длительными и затратными. Райздравотделы на местах задерживали стипендию на содержание и проезд, недоброжелательно относились к заочнику, оставлявшему свое рабочее место. На так называемых опорных пунктах занятия с заочником местного врача часто не проводились в связи с большой загруженностью врачебного участка или по малой подготовленности руководителей опорных пунктов по ряду дисциплин, например по физике, химии.

С такими же проблемами заочного образования столкнулись и другие медицинские вузы. 3 сентября 1934 г. ЦИК СССР принял постановление «O подготовке врачей», в котором заочное обучение медицине было отменено [3, с. 131].

Многим реформаторам высшей школы казалось, что, изменив социальный состав студенчества, упростив формы и методику обучения, можно достичь прорыва в увеличении числа студентов, а значит восполнения кадрового дефицита врачей. Этот выбор определился идеологическим характером эпохи, духом времени. Стремительно внедрялась концепция самостоятельного обучения в качестве одного из перспективных направлений образования. Действительно, для многих профессий подготовка специалистов по системе заочного образования подтвердила свою эффективность и право на равноценное существование с другими формами обучения. Но практический образовательный эксперимент с заочной подготовкой врачей в начале 1930-х годов оказался неудачным. Значительно дольше идея подготовки врачей без отрыва от производства реализовывалась в сохранении вечернего отделения.

Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Семашко Н.А. Основы советской медицины. М.: Издание Народного Комиссариата здравоохранения; 1919.

2. Ерегина Н.Т. Высшая медицинская школа России, 1917—1953. Ярославль, Индиго; 2010.

3. Карпачев М.Д. Воронежский университет: вехи истории. 1918— 1923. Воронеж: Изд-во Воронежского университета; 2013.

Поступила 16.07.2016 Принята в печать 15.09.2016

REFERENCES

1. Semashko N.A. Fundamentals of the Soviet medicine. M.: Edition of the National Commissariat of health care; 1919. (in Russian)

2. Eregina N.T. The higher medical school of Russia, 1917—1953. Yaroslavl', Indigo; 2010. (in Russian)

3. Karpachev M.D. Voronezh university: history milestones. 1918— 1923. Voronezh: Publishing house of the Voronezh university; 2013. (in Russian)

14 Там же. Л. 45.

15 Там же. Л. 62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.