Научная статья на тему 'ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИСТОВОК В ГИГИЕНИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ'

ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИСТОВОК В ГИГИЕНИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИСТОВОК В ГИГИЕНИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ»

Из практики

УДК б 14:3741:371

С. К. Кусаинова

ИЗ'ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ листовок в; ГИГИЕНИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

Джамбулский педагогический институт им. 50«летия Октябрьской революции

Республиканские, краевые, областные и городские дома санитарно го просвещения и общества Красного Креста ежегодно выпускают большим тиражом листовки на санитарно-гигиенические темы. К сожалению, они редко попадают в школу и учителя не используют их в гигиеническом воспитании учащихся.

В тесном контакте с республиканским и областным домами санитарного просвещения мы провели работу по систематизации листовок, используем их в целях гигиенического воспитания учащихся 5—8-х классов в процессе обучения биологик (см. таблицу).

Как видно из таблицы, при изучении темы ботаники «Бактерии», рассказав о болезнетворных бактериях и борьбе с ни ми, мы зачитываем листовку «Памятка переболевшему брюшным тифом или бактерионосителю», где говорится о вызванных бактериями заразных болезнях (брюшном тифе и паратифе), и гигиенические правила, которые должны соблюдать бактерионосители.

В листовке «Великая кладовая лекарств» проводятся полезные сведения о лекарственных растениях и правила

их сбора и упаковки. Всем ученикам до изучения темы раздаем листовки. После изучения темы «Цветковые растения и их классификация» с учениками организуется экскурсия на природу для ознакомления с разнообразием растений. Пользуясь материалом листовки, учащиеся собирают лекарственные растения, высушивают и упаковывают лекарственное сырье и сдают в аптеки. При изучении темы зоологии «Тип простейших», говоря о дизентерийной амебе, поручаем одному ученику зачитать всему классу листовку «Берегись дизентерии!» Вот текст этой листовки «Дизентерия — заразная болезнь. Она возникает при попадании в организм здорового человека дизентерийных микробов. Рассадниками дизентерийных микробов в природе являются люди, болеющие дизентерией, и бактерионосители, которые, выделяя с испражнениями микробы, заражают почву, воду, продукты, посуду, белье и др.

Если человек не моет руки перед приемом пищи и после посещения туалета, на его руках всегда можно найти массу микробов, в том числе микробы дизентерии. С гряз-

Систематизация листовок в соответствии с тематикой курса биологии

Тема

Названия листовок

Бактерии

Цветковые растения и их классификация

Тип простейшие

Тип членистоногие Тип хордовые

Органы движения Дыхание

Пищеварение

Обмен веществ . Кожа

Нервная система и органы чувств

Ботаника

«Заслоны против брюшного тифа», «Памятка переболевшему брюшным тифом или бактерионосителю», «Брюшной тиф», «Когда пренебрегают правилами гигиены «Великая кладовая лекарств», «Лекарственные растения и их использование»

Зоололия

«Дизентерия у детей и ее предупреждение», «Берегись дизентерии», «Поносы у детей и их предупреждение», «Знай и помни», «Когда пренебрегают правилами гигиены» «Муха — враг здоровья», «Борьба-с мухами в осенне-зимний период», «Дизентерия у детей и ее предупреждение» «Птицы — друзья, но осторожно — птицы!»

Организм человека

«Осанка ваших детей», «Как начать закаливание?» «Гипп», «За чистоту и порядок в школе», «Зачем нужен карантин?», «Грипп — опасная болезнь», «Родителям о гриппе», «Первая помощь», «Грипп и катары верхних дыхательных путей», «Туберкулез», «Аллергия — что это?»

«О предупреждении кишечных инфекционных заболеваний», «Первая помощь», «Вода, которую мы пьем», «Заслон против брюшного тифа», «Сердце и питание», «Берегите зубы» «Что мы знаем о хлебе», «Сердце и питание»

«Грибковые заболевания кожи», «Осторожно, грибковые заболевания!», «Грибковые заболевания стоп и кистей»

«Нервы», «Здоровье глаза — хорошее зрение», «Профилактика глазного травматизма у детей», «Профилактика глазного травматизма»,

«Зрение и возраст», «Школьнику о зрении», «Режим для школьника», «Экзамены, экзамены, экзамены», «Выход в плоскость (об алкоголизме)», «Гигиена школьника», «Шум — проблема неотложная»

ных рук вместе с хлебом, овощами, папиросой эти микробы легко попадают в рот. Недаром дизентерию называют болезнью грязных рук. Характерным признаком является понос. Заболевший нередко чувствует общую слабость, недомогание, головную боль, иногда боли в животе, повышение температуры. Вначале испражнения бывают с примесью слизи, затем к слизи примешивается кровь. Понос может быть от 2—3 до 20—40 раз в сутки. Больной теряет аппетит и работоспособность.

Во избежание тяжелых осложнений и заражений окружающих каждый заболевший поносом независимо от его характера и частоты должен немедленно обратиться к врачу. Надо помнить, что бессистемное самостоятельное лечение дизентерии никогда не приводит к полному излечению.

В борьбе с дизентерией большое значение имеет содержание в чистоте дворов, кухонь, столовых, туалетов. Своевременная очистка — уничтожение мух ядохимикатами, укрытие посуды и продуктов от мух — все это значительно уменьшает возможность появления очагов и распространения дизентерии. Мытье рук перед каждым приемом пищи и после посещения туалета, безусловно, уменьшает возможность заболевания дизентерией.

Во избежание заражения дизентерией не пейте воду из случайных, не проверенных водоисточников.

Не употребляйте немытых овощей и фруктов.

Для предупреждения появления и распространения дизентерии необходима активная, сознательная помощь всего населения в выполнении вышеперечисленных требований коллективной и личной гигиены. Все на борьбу за высокую санитарную культуру в быту! В этом залог предупреждения заболеваний дизентерией,¿как и многих других болезней».

В ££ме «Тщ членистоногие» изучается комнатная муха, которая слу>ЯГт переносчиком и возбудителем различных болезней. Для более полного и убедительного объяснения используем листовки «Муха — враг здоровья», «Борьба с мухами в осенне-зимний период», раздавая ученикам всех классов для самостоятельного ознакомления.

При изучении темы «Тип хордовые» на обобщающем уроке о классе птиц зачитываем листовку «Птицы — друзья, но осторожно — птицы!». Ученики с удивлением узнают о болезнях, которые распространяют птицы.

Приводим содержание листовки «Богат, разнообразен мир пернатых — нет на земле уголка, где бы не летали, не пели птицы. Десять миллиардов, около девяти тысяч видов — вот сколько их на нашей планете

Изучая жизнь пернатых, ученые заметили, что в местах их наибольшего скопления возникают порой вспышки болезней. Многие дикие птицы играют немаловажную роль в распространении клещевого и японского энцефалита, гриппа, орнитоза, сальмонеллезов; в их организме долго могут сохраняться болезнетворные бактерии, вирусы, паразитические черви, а в пухе и на перьях — кровососущие насекомые, клещи. В циркуляции возбудителей природно-очаговых инфекций наиболее активно участвуют многие виды уток, цапли, кулики, овсянки, синицы, дятлы, чайки и некоторые певчие птицы — соловьи, дрозды, камышовки.

С наступлением тепла армады перелетных устремляются к местам своих гнездований. Шум и свист крыльев, гогот и курлыканье — вот голоса весны. С особым нетерпением охотники ждут этой поры. И как еще часто ослепленные удачей, нагруженные трофеями, забывают они о самых элементарных правилах обращения с битой дичью! Гигиена же диктует при разделке птицы остерегаться попадания крови на ссадины рук и в глаза; хорошо промытую тушку варить или жарить до полной готовности; очень худых, парализованных птиц в пищу не употреблять и домашним животным не скармливать. Иной не слишком удачливый охотник не прочь и подобрать утку или кулика, погибших от неизвестных причин. Очень рискованная затея! Кто сегодня не знает о великой пользе «крылатых санитаров» для лесов, садов, полей? Птицы гораздо лучше, чем даже ядохимикаты, уничтожают вредных насекомых — губителей растительности. За это им вели-

кая благодарность. Но нельзя видеть только одну сторону дела, приближая к себе этих летучих помощников; следует учитывать и ту опасность, которая с этим связана, разумными мерами сводить ее на нет. Скворечники, дуплянки рекомендуется устанавливать не на жилых помещениях, а в 20—30 м от них — в саду, огороде, на шесте; прошлогодние птичьи жилища следует заранее очистить от старых залежей, где могут находиться и заразные насекомые. Нельзя не видеть, что дикие птицы способны заражать домашних уток, гусей, кур, а через них — работников * птицеферм. Словом, нужна разумная осторожность! Во многих домах, в школах, дошкольных учреждениях содержат певчих птиц: попугаев, голубей. Хорошее, полезное дело: наблюдая и ухаживая за пернатыми, дети учатся лучше понимать природу, любить и беречь ее. Однако можно ли забывать, что при определенных нарушениях правил эти милые существа могут заразить туберкулезом, орнитозом, сальмонеллезом. Во избежание этого надо систематически чистить, мыть, дезинфицировать клетки, правильно кормить птиц, включать в рацион зелень и витамины, следить за состоянием их здоровья.

Если птица выглядит больной, взъерошивает перья, ббльшую часть дня дремлет, отказывается от пищи — это повод, не откладывая, показать ее ветеринарному врачу.

Особой любовью у населения пользуются голуби. Легко понять — они принадлежат к тем немногим видам птиц, которые обитают в больших городах. На скверах и площадях всегда можно увидеть взрослых и детей, подкармливающих полюбившихся им сизарей. Но так ли уж безопасны эти «общественные столовые»? Зоологи установили, что перекармливание голубей ведет к тому, что они чрезмерно размножаются. В хлебе, крупах, которыми люди чаще всего потчуют птиц, мало витаминов и иных нуж- т ных их организму веществ — отсюда болезни. В голубином помете находятся вирусы орнитоза, тифа и других инфекций. Вот почему "так нежелателен контакт детей с больными голубями»*

В теме «Дыхание» после изучения вопроса о передаче заразных болезней через воздух и их профилактике ученикам раздаем листовки «Грипп», «Грипп — опасная болезнь», «Родителям о гриппе», «Грипп и катары верхних дыхательных путей», «Туберкулез», «Зачем нужен карантин», чтобы они ознакомили с ними своих родителей и соседей.

В конце урока по теме «Кожа» рассказываем о грибковых заболеваниях кожи и раздаем всем учащимся листовку «Грибковые заболевания кожи», поручая прочесть дома родителям и соседям. В листовке говорится о возбудителях грибковых заболеваний кожи (парше, трихофитии, эпидермофитии и чесотке) и приводятся гигиенические правила, которые должны соблюдать больные, чтобы не « заразить других.

По теме «Органы чувств» до или после изучения вопросов о зрении, строении глаза, гигиене зрения, гигиене умственного труда, режиме дня, режиме труда и отдыха, гигиене сна, влиянии табака и алкоголя на нервную систему ученики получают листовки, указанные в таблице. На каждом уроке проверяем знания учащихся и убеждаемся, что, кроме учебных материалов, они широко используют листовки.

ьф Очень полезно распространение среди школьников, сдающих экзамены, листовки «Экзамены, экзамены, экзамены», в которой популярно рассказывается о гигиене умственного труда в период экзаменов.

«Период экзаменов — наиболее напряженный в жизни школьников. В это время одинаково важны не только систематическая работа, знания, способности и умение, но и физическая и моральная подготовленность и высокая работоспособность. Итак, как лучше организовать подготовку к экзаменам?

Режим дня — самый строгий. Следует придерживаться такого же режима, как и в течение учебного года. Ни в Я коем случае не переходить°на ночные занятия. Начинать утренние занятия не позднее 8 ч. В целом день будет складываться из следующих режимных элементов: завтрак,

занятия, второй завтрак или обед, отдых, занятия, отдых, занятия, ужин, вечерняя прогулка, сон.

Никаких посторонних дел, мыслей, отвлечений во время подготовки. Можно сидеть за учебником 3 ч, одновременно слушая радио и посматривая в телевизор, не) проку от таких занятий будет мало, а усталость появится. Лучше на 2 ч полностью отключиться от всего и позаниматься, а потом час отдохнуть. После каждых 45—50 мин напряженных занятий — 5—10-минутный отдых. Но во время этого короткого отдыха, конечно, не следует читать. Лучше всего походить по комнате, сделать несколько легких гимнастических упражнений, чтобы отдохнули глаза, рекомендуется в течение 30 с посмотреть на небо.

Все свободное от занятий время посвятить прогулкам, лгре в волейбол, лапту. Свести к минимуму или полностью прекратить чтение художественной литературы. В дни подготовки забыть о телевизоре. Зато после сдачи экзамена неплохо сходить в кино или съездить на футбольный матч.

Немаловажное значение имеет и питание. Питаться •следует регулярно, в определенные часы, но неизбыточно, побольше использовать овощей. Очень полезно ежедневно выпивать хотя бы полстакана томатного сока или принимать 1—2 таблетки витамина С.

Готовиться к экзаменам нужно в обычное время н на привычном месте: дома, в библиотеке или школе. Заниматься за письменным сголом, ни в коем случае не лежа на диване!

Некоторые во время экзаменов едут на пляж или в лес, •берут с собой учебники и, конечно, никаких занятий не получается.

Не занимайтесь ночами, особенно в ночь перед экзаменом. Это переутомляет, а утомленный мозг плохо воспринимает и не усваивает материал. На утро в результате бессонной ночи ответы на экзамене будут путанные, сбивчивые.

Избегайте механического заучивания материала («зубрежки»), Работа памяти основывается на понимании заучи-

ваемого. Очень полезно сознательно ставить себе аадачу на прочное, длительное запоминание материала. Как этого достичь? Сначала прочесть, затем, не заглядывая в книгу, вспомнить то, что читал. Третий этап — повторение.

Большое значение имеет внешняя обстановка во время умственных занятий — тишина, удобное рабочее место, правильное и достаточное освещение, свежий воздух».

Листовки используем и при внеклассно-внешкольной работе гигиенического содержания. Например, проводя индивидуальные занятия с учащимися и родителями, рекомендуем зачитывать листовки в зависимости от состояния здоровья и личной гигиены.

Листовки используются при написании лекций, докладов и сообщений для вечеров, оформлении стендов, выпуске газет, фотомонтажей и альбомов на гигиенические темы.

В массовых гигиенических мероприятиях члены кружка «Юный гигиенист» и санитарные активы оформили уголки здоровья для учащихся и родителей, распространяли листовки среди учащихся, родителей и населения. Например, при организации и проведении дня здоровья на тему «За здоровье школьников» мы использовали очень много листовок («Как укрепить здоровье школьника?», «Гигиена школьника», «Личная и общественная гигиена школьников и подростков», «Осанка ваших детей», «Профилактика глазного травматизма у детей», «Режим дня школьника», «Дизентерия у детей и ее предупреждение» и др.).

Как показывает опыт, использование листовок способствует повышению знаний, формированию гигиенических навыков и умения у учащихся. Школьники, посещая больницы, поликлиники и аптеки, сами стали собирать листовки, приносить их на уроки по соответствующим темам, самостоятельно использовать их и распространять среди родителей и населения.

Поступила 4/ХП 1979 г.

УДК <14.3:613.95

Л. И. Буряк, Л. Г. Мажара

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ САНИТАРНО ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Днепропетровский медицинский институт

В процессе текущего санитарного надзора за детскими и подростковыми учреждениями Днепропетровска мы обратили£внимание на недостаточность существующего контроля за выполнением предложений и предписаний •санэпидстанции.

В литературе имеются рекомендации по проведению текущего^ санитарного надзора за учреждениями (В. И. Петров, 1972; К- С. Петровский, 1974; О. И. Са-муйло и соавт., 1975, и др.), однако вопросы практического осуществления рационального контроля за реализацией собственных предложений не освещены. Как правило, результаты выполнения санитарно-оздоровительных мероприятий руководителями организованных коллективов зависят от своевременности внесения предложений и предписаний санэпидстанцией. Существующий контрольна выполнением предложений и предписаний путем регистрации в журналах не дает должного эффекта, поскольку не учитывает возможность повторного учета не полностью выполненных предложений, требует от сотрудников отделения гигиены детей и подростков ведения дополнительной документации.

Нами предложен метод рационального контроля за выполнением предложений по актам обследований и предписаний санэпидстанции. Сущность его в том, что ежегодно'на 12 мес заготавливаются бланки — графики об-

следований объектов, где заранее указаны рабочие дни и сотрудники отделения, которые будут обследовать тот или иной объект (см. таблицу). После обследования объекта в январе с целью текущего санитарного надзора или тематического обследования на первой странице акта справа в верхнем углу проставляется дата (число, месяц, год) последующего контроля по максимальному сроку выполнения одного из предложений. Этот же срок (дата) проставляется в графике обследования в последующие месяцы с условным обозначением «проверка предложений» («п/р»). Для различия условных обозначений проверка предписаний обозначается «п/с». Своевременность проверки предложений заложена в планировании на следующие месяцы. Так, по истечении января при составлении графика обследований объектов на февраль заведующий отделением учитывает, что в незаполненные графы этого графика нужно проставлять плановое обследование объектов. Поскольку возможна внеплановая работа отделения гигиены детей и подростков, необходимо помнить, что при невыполнении графика плановых обследований за прошедший месяц в первую очередь на следующий месяц переносится обследование объектов, которые остались непроконтролированными в предыдущем месяце. После выполнения графика обследований объектов соответствующие сроки зачеркиваются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.