Научная статья на тему 'ИЗ ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (АФК)'

ИЗ ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (АФК) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
готовность / студент физкультурной направленности / люди с бисенсорными нарушениями / инвалид / инклюзивное образование / readiness / physical education student / people with sensory impairments / disabled person / inclusive education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клименко Ольга Евгеньевна, Потехина Надежда Владимировна

Авторами исследуется проблема подготовки специалистов для работы с инвалидами в инклюзивном образовании. Проанализирована литература, показывающая связь между готовностью к деятельности и формированием успешного специалиста. Авторами выделена проблема определения критериев, выявляющих продуктивность субъекта в будущей профессиональной деятельности, доказана необходимость разработки и внедрения в образовательный процесс вуза модели готовности студентов физкультурной направленности для работы с лицами с бисенсорными нарушениями. Авторы в своем исследовании анализируют готовность студентов физкультурной направленности к работе людьми с бисенсорными нарушениями, как состоящую из трех взаимосвязанных компонентов: когнитивного, аффективного и поведенческого. В статье представлена модель содержания формирования готовности студентов физкультурной направленности к работе с людьми с бисенсорными нарушениями, выделены основные уровни готовности студентов физкультурной направленности к работе с людьми с бисерсорными нарушениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клименко Ольга Евгеньевна, Потехина Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors investigate the problem of training specialists to work with people with disabilities in inclusive education. The literature showing the connection between readiness for activity and the formation of a successful specialist is analyzed. The authors highlighted the problem of determining the criteria that identify the productivity of the subject in future professional activity, proved the need to develop and implement in the educational process of the university a model of readiness of students of physical culture orientation to work with persons with bisensory disorders. The authors in their study analyze the readiness of physical education students to work with people with bisensory disorders, as consisting of three interrelated components: cognitive, affective and behavioral. The article presents a model of the content of the formation of readiness of physical education students to work with people with bisensory disorders, highlights the main levels of readiness of physical education students to work with people with bisensory disorders.

Текст научной работы на тему «ИЗ ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (АФК)»

4. Кислова, О.Н. Детский музыкальный фольклор в культуре России: XVIII-XXI вв.: диссертация ... кандидата искусствоведения: 5.10.1. / Кислова Оксана Николаевна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»; Диссовет 24.2.338.03 (24.2.338.03)]. - Саранск, 2022. - 181 с.

5. Кислова, О.Н. Русский детский музыкальный фольклор второй половины XIX века в историческом, теоретическом и педагогическом аспектах / О.Н. Кислова // Музыкальное искусство и образование. - 2021. - Т. 9. - № 3. - С. 139-158. -DOI 10.31862/2309-1428-2021-9-3-139-158. -EDNWNHWHL.

6. Кислова, О.Н. Детский фольклор в системе современного музыкального образования / О.Н. Кислова, Е.А. Гусева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-1. - С. 158-163. - EDN RKIVJB.

7. Кислова, О.Н. Народное творчество и фольклорные традиции: учебно-методическое пособие: [12+] / О.Н. Кислова. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 61 е.: ил. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=594529 (дата обращения: 06.04.2023). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-44991480-4. - DOI 10.23681/594529. - Текст. Музыка: электронные.

8. Лобкова, Г.В. Методы освоения народных певческих традиций в современных условиях (из опыта работы фольклорного ансамбля Санкт-Петербургской государственной консерватории) / Г.В. Лобкова // Фольклорное движение в современном мире: Сборник статей. - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2016. - 232 с.

9. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, A.B. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 1(38). -DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-2

10. Путилов, Б.Н. Фольклор и народная культура / Б.Н. Путилов. - СПб.: Наука, 1994. - 433 с.

Педагогика

УДК 378.096

кандидат педагогических наук, доцент Клименко Ольга Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (г. Чита); кандидат педагогических наук, доцент Потехина Надежда Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (г. Чита)

ИЗ ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (АФК)

Аннотация. Авторами исследуется проблема подготовки специалистов для работы с инвалидами в инклюзивном образовании. Проанализирована литература, показывающая связь между готовностью к деятельности и формированием успешного специалиста. Авторами выделена проблема определения критериев, выявляющих продуктивность субъекта в будущей профессиональной деятельности, доказана необходимость разработки и внедрения в образовательный процесс вуза модели готовности студентов физкультурной направленности для работы с лицами с бисенсорными нарушениями. Авторы в своем исследовании анализируют готовность студентов физкультурной направленности к работе людьми с бисенсорными нарушениями, как состоящую из трех взаимосвязанных компонентов: когнитивного, аффективного и поведенческого. В статье представлена модель содержания формирования готовности студентов физкультурной направленности к работе с людьми с бисенсорными нарушениями, выделены основные уровни готовности студентов физкультурной направленности к работе с людьми с бисерсорными нарушениями.

Ключевые слова: готовность, студент физкультурной направленности, люди с бисенсорными нарушениями, инвалид, инклюзивное образование.

Annotation. The authors investigate the problem of training specialists to work with people with disabilities in inclusive education. The literature showing the connection between readiness for activity and the formation of a successful specialist is analyzed. The authors highlighted the problem of determining the criteria that identify the productivity of the subject in future professional activity, proved the need to develop and implement in the educational process of the university a model of readiness of students of physical culture orientation to work with persons with bisensory disorders. The authors in their study analyze the readiness of physical education students to work with people with bisensory disorders, as consisting of three interrelated components: cognitive, affective and behavioral. The article presents a model of the content of the formation of readiness of physical education students to work with people with bisensory disorders, highlights the main levels of readiness of physical education students to work with people with bisensory disorders.

Key words: readiness, physical education student, people with sensory impairments, disabled person, inclusive education.

Введение. В исследованиях таких авторов как Е.Н. Каленик, Л.В. Шапкова [1,7] и др. мы видим различные аспекты в подготовке специалистов для работы с инвалидами в инклюзивном образовании (в том числе с инвалидами).

Как показывает анализ литературных источников и мнения различных авторов, не в полной мере отражены вопросы подготовки специалистов физкультурной направленности, а по работе с бисенсорными расстройствами практически отсутствуют. Учитывая современные тенденции в современном обществе, нужны специалисты, умеющие быстро и нестандартно решать поставленные задачи, добиваться высокого уровня успеха в своей деятельности и обладающие рядом профессионально значимых качеств, необходимых для осуществления деятельности. Анализ литературы показал связь между готовностью к деятельности и формированием успешного специалиста. В связи с этим возникает проблема определения критериев, выявляющих продуктивность субъекта в будущей профессиональной деятельности. Эту проблему можно решить, целенаправленно формируя готовность студентов физкультурной направленности к работе с людьми со сложными нарушениями развития. Оценка определения готовности необходима на всех этапах обучения.

Изложение основного материала статьи. Существует необходимость разработки и внедрения в образовательный процесс вуза модели готовности студентов физкультурной направленности для работы с лицами с бисенсорными нарушениями, что поможет в формировании профессиональной компетентности и использования собственных потенциальных возможностей на основе специфических особенностей образовательного пространства взаимодействия с людьми с бисенсорными нарушениями.

В настоящее время многие технологии разработаны для подготовки специалистов для работы с слабовидящими и слабослышащими. Однако существует потребность в подготовке спортивных специалистов для реабилитации детей с комбинированными нарушениями, которые имеют отклонения в состоянии двух сенсорных систем-слуха и зрения,

требующих особого индивидуального подхода. Такие специалисты должны обладать специальными знаниями, методами и технологиями.

Состояние сформированной готовности помогает специалисту успешно выполнять свои задачи, правильно использовать знания, навыки, опыт и личные качества, поддерживать самоконтроль и восстанавливать свою работу в случае возникновения препятствий и преград. Г.Ц. Молонов [2] пишет, что «готовность имеет тенденцию быть «напряженной» в определенных ситуациях или, наоборот, ослабевать, угасать, но опыт, привычка быть подготовленным остаются, «сохраняют следы» Г2, С. 11-191. Основываясь на идее Д.И. Фельдштейна Г51 о поуровневом развитии личности, согласно которой «каждый следующий момент снимает и содержит достижения предыдущих периодов, обеспечивая формирование новых образований», выделяем следующие этапы личностно-профессионального развития будущего специалиста: «профессиональное самоопределение; адаптация к новым условиям обучения и воспитания; стабилизация учебной деятельности; приобретение первого педагогического опыта; начальный этап профессионально-творческой деятельности; осознание своей миссии в профессии; готовность к непрерывному личностно-профессиональному развитию» [5].

Готовность студентов физкультурной направленности к работе людьми с бисенсорными нарушениями, мы рассматриваем как состоящую из трех взаимосвязанных компонентов: когнитивного, аффективного и поведенческого.

Мы согласны с позицией В.Д. Шадрикова, который расшифровывает компетенции, присущие выпускнику, освоившему образовательную программу, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Компетенции, присущие выпускнику, освоившему образовательную программу

Компетенции выпускника

Социально-личностные компетенции Общепрофессиональные компетенции Экономические компетенции

Позиция к субъекту как к личности, как к субъекту деятельности и демонстрирующее его контакты с людьми; наличие навыка и умения учиться. Информационный аспект, это аспект, который иллюстрирует поиск и отбор информации; расчетный аспект - это демонстрация навыка решения квалификационных задач при помощи математического аппарата; проектный, организационный, операционный, управленческий аспекты. Характер проявления в условиях рынка труда.

Будущий специалист должен обладать набором специальных узкопрофессиональных компетенций, характерных для того или иного вида трудовой деятельности. Такие компетенции выступают конкретизирующим индикатором так называемых компетенций общепрофессиональных [61.

Модель содержания формирования готовности студентов физкультурной направленности к работе с людьми с бисенсорными нарушениями представлена нами в двух переменных блоках: «вертикальное» обогащение содержания профессиональной подготовки с акцентом на углубление содержания образования в рамках текущей учебной программы (текущий стандарт профессионального высшего образования) в отношении проблем инвалидности детей и вопросов практической работы с детьми в этой категории; «горизонтальное» обогащение содержания профессиональной подготовки путем добавления в учебную программу специальных курсов и профориентированных видов школьной деятельности (за счет региональной составляющей стандарта ФГОС или введения специального факультативного предмета), обеспечивающих эффективную подготовку будущих спортивных специалистов для работы с бисенсорными детьми.

Что мы будем понимать под «степенью готовности»? Под этой категорией мы будем подразумевать взаимосвязь низшей и высшей ступени формирования объектов и процессов. Логика нашего исследования подводит нас к проблеме критериев, которые бы позволили определить уровень готовности. Здесь мы придерживаемся точки зрения исследователей Т.В. Емельяновой и Ю.М. Александрова, которые считают основными критериями такие показатели: «...сопоставление шагов с различными классами сложности...»; «...особенности законов и законов каждого уровня...»; «...подчинение конкретных характеристик и законов более низких уровней характеристикам и законам более высоких уровней...»; «...происхождение каждого последующего уровня из основных структур предыдущего, в то время как образования каждого последующего уровня относятся к образованиям предыдущего уровня как система к его элементам...» [1]. Кроме того, мы вслед за исследователем В.Г. Сухих выделяем основные уровни готовности и показатели, благодаря которым можно определить эти уровни (табл. 2).

Таблица 2

Уровни готовности студентов физкультурного профиля к работе с лицами бисенсорными нарушениями

Низкий (критический) уровень Средний (репродуктивный) уровень Высокий (продуктивный) уровень

Неубедительная демонстрация знаний о процессе взаимодействия с субъектами с бисенсорными нарушениями. Решение профессиональных ситуаций, не соответствующих уровню стандарта профессиональных требований. Демонстрация имеющихся навыков для будущей профессиональной деятельности недостаточного уровня. Нет показателей к рефлексии и формированию своей практики. Убедительная демонстрация знаний о процессе взаимодействия с субъектами с бисенсорными нарушениями. Решение профессиональных ситуаций, соответствующих уровню стандарта профессиональных требований. Демонстрация имеющихся навыков для будущей профессиональной деятельности достаточного уровня. Имеет представление об исследовании своей практики. Демонстрирует наличие знаний, доказывающих высокий творческий потенциал для использования различных методик при работе с людьми с бисенсорными нарушениями. Активно инициирует применение новейших разработок в профессиональной сфере. Склонен к активному контакту в сфере обмена опытом. Способен без посторонней помощи отобрать нужную информацию для подготовки реабилитации. Наличие показателей к рефлексии и формированию своей практики.

Соглашаясь с исследователями Т.В. Емельяновой и Ю.М. Александровым, мы выделяем следующие уровни сформированности готовности студентов физкультурной направленности к работе с людьми с бисерсорными нарушениями [3]: «...низкий (критический) уровень - решение педагогических задач осуществляется интуитивно. Ученик обладает определенными профессиональными знаниями и навыками. В целом он отличается низким знанием концептуального аппарата и особенностями работы с людьми с множественными ограниченными возможностями, их существенными аспектами. Специалист такого уровня почти не разрабатывает, переводит задачи образовательного процесса в практическую деятельность, плохо разбирается в принципах, методах и формах его организации. Как правило, преобладают мотивы избегания проблем и т.д...». Репродуктивный, или, так называемый средний уровень предполагает решение субъектом профессиональных задач на высоком уровне, но, в то же время, следуя строго правилам, указаниям, распоряжениям. А при неординарной, форс мажорной истории, обучающийся теряет самообладание и не готов принять решение самостоятельно. Недостаточно научных знаний, заужен кругозор специальных профессиональный познаний.

Для обучающегося продуктивного (высокого) уровня характерно познание содержательной составляющей деятельности в рамках своего коллектива. Такой субъект адекватно выделяет ценностные установки своей будущей профессии, при этом демонстрирует достаточно высокий уровень знаниевого аспекта в различных направлениях будущей профессиональной сферы. Такого обучающегося отличает инициативность, активностью и ответственность в образовательном процессе, он стремится к получению новых знаний и овладению инновационными технологиями.

Все вышеперечисленное подводит нас к мысли о том, что готовность студента физкультурной направленности к работе с людьми с бисенсорными нарушениями может выступать как активной, так и личной компонентой. В основе этого находится аксиологическая составляющая, которая открывает возможности изучения процесса подготовки учащихся физкультурной направленности при работе с людьми с бисенсорными нарушениями.

Исходя из вышесказанного, рассмотрим готовность как систему, содержащую целевую, содержательную, критериально-оценочную составляющую. При этом критериями выступают: мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивнывй (таб. 3).

Таблица 3

Критерии и параметры готовности студентов физкультурного профиля к работе с лицами бисенсорными

нарушениями

Критерии Параметры

Когнитивный - овладение ключевыми понятиями: адаптация, физическая реабилитация, интеграция, докторская степень и т.д.; - освоение системы составления индивидуальных реабилитационных программ в соответствии с особенностями; - знание теоретических основ и особенностей строительных классов для людей с бисенсорными нарушениями, способность к практической поддержке, систематическое использование форм, средств и методов АФК при работе с лицами с бисенсорными нарушениями.

Мотивационный - положительная мотивация и определенный настрой на с людьми с бисенсорными нарушениями; - углубление профессиональных познаний, расширение возможностей по поиску и отбору информации о физической реабилитации лиц с бисенсорными нарушениями; - эволюция возникшей заинтересованности и созидательной деятельности для рамках профессионального роста.

Деятельностный - овладение различными методиками и техниками физической реабилитации людей с бисенсорными нарушениями, наличие способностей к обучению родителей методам реабилитации в домашних условиях и организация толерантной среды для людей с бисенсорными нарушениями; - задание: разработать индивидуальный маршрут для людей с бисенсорными нарушениями.

Рефлексивный - заинтересованность участия в исследовании; - рефлексия деятельности, способность вычленять сложные ситуации и препятствия; - навык работы с содержанием информации по результатам исследования, умение суммировать ее и формировать свою деятельность.

Кроме того, учитываются различные аспекты готовности, например, профессиональные, личные, мотивационные и другие. В нашем исследовании мы фокусируемся на профессионале. Все эти компоненты раскрываются при подготовке студента физкультурной направленности к работе с людьми с бисенсорными нарушениями. Мы предприняли попытку определить эксплицитность мотивационной точки по отношению к замотивированности субъекта на успех и уклонение от поражения. Воспользовались методикой Т. Элерса [4]. Данные эксперимента продемонстрировали, что у 11% респондентов присутствует высокая мотивация на успех, 27% испытуемых показали наличие мотивационной основы и у 62% респондентов наблюдается страх перед неудачей (рис. 1).

Рисунок 1. Мотивация обучающихся на успех

По результатам эксперимента можно говорить о том, что респонденты с высоким уровнем мотивации на успех, отдают преимущество риску среднего уровня. Наоборот, респонденты, у которых вызывает тревогу поражение, выбирают риск высокого уровня. Можно резюмировать, что, если высока мотивация на высокие достижения, тем самым ниже мотивация на риск. Замотивированные субъекты на успех демонстрируют силу влияния на предполагаемый успех. То есть такие субъекты в поведении менее активные, менее эмоциональные, нежели слабо замотивированные на высокие показатели.

Мы попытались разнообразить занятия в работе под нашим руководством секции «Волейбол сидя». На одном из занятий секции мы апробировали спортивную игру на точность «бочче». Специфичность события состояла в приглашении в качестве участников игры детей с ограниченными возможностями, а студенты выступили в качестве волонтеров.

Необходимо отметить еще один факт, что уже на протяжении ряда лет на площадке факультета физической культуры и спорта проводятся соревнования среди студентов физкультурной направленности и лицами с ограниченными возможностями. Так, в декабре 2019 г., среди групп инвалидов на соревнованиях по волейболу, памяти B.C. Захарцова, принимали участие спортсмены со множественными нарушениями, а студенты выступали в нескольких ролях: как спортсмены, организаторы и судьи. Также в декабре 2019г. были организованы межрегиональные соревнования, в которых принимали участие спортсмены г. Читы и Забайкальского края, а также Республики Саха. С одной стороны, это помогает данной группе населения социализироваться, а с другой стороны студенты апробируют сформированные в ходе занятий лидерские компетенции. Необходимо отметить, что с каждым годом расширяется спектр возможностей у студентов данной специальности, особенно у тех, кто с 1 курса вовлечен в волонтерскую деятельность. Будучи волонтерами, студенты организуют соревнования и мероприятия в государственном общеобразовательном учреждении «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир», где обучаются дети с бисенсорными нарушениями.

Кроме того, были учтены основные методы и принципы работы с этой нозологической группой, которые были продемонстрированы у одного из студентов. При решении ситуационных задач с профессиональной направленностью учащимся не предлагаются готовые решения и методы действий. Вместо этого студенты побуждаются к активному размышлению, что включает в себя самоопределение студентов и эвристический поиск способов выполнения задач. Студенты анализируют профессиональные ситуации и формируют в себе идеи для практической деятельности. В то же время они развивают способность анализировать ситуации, которые могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности, принимать правильные решения.

Для диагностики уровня готовности студентов к профессиональному саморазвитию мы воспользовались методикой Н.П. Фетискина, результаты которой представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Развитие компонентов профессионального саморазвития у студентов до и после проведения

эксперимента

Результаты эксперимента, представленные на рисунке 2 свидетельствуют о том, что большая часть респондентов обладает верхним уровнем готовности к саморазвитию в сфере профессиональной и в сфере педагогической. Возникает вопрос: чем это может быть вызвано? На наш взгляд это является иллюстрацией активной жизненной позиции студента во взаимодействии с субъектами образовательного процесса. В то же время, если будущий специалист на внутреннем уровне владеет готовностью к саморазвитию в сфере профессионализма и идентично оценивает свои возможности, то такой будущий специалист придает особое значение познавательной составляющей, которая может способствовать успешной переоценке своих способностей. Если специалист имеет дело с субъектами, у которых присутствуют бисенсорные нарушения, такой специалист должен обладать навыками повышенной способности в какой-либо неопределенной ситуации социального характера, имея компетенции принятия единственно верного решения, достижения поставленных целей и решения имеющихся задач, быть стрессоустойчивым.

После проведенного исследования, мы приходим к выводу, что 53,2% респондентов находятся на среднем показателе практической готовности, на уровне ниже среднего находятся 21,5 респондентов и на уровне выше среднего располагаются 17,9%, а 7,4% респондентов демонстрируют практическую готовность высокого уровня (рис. 3).

Уровни практической готовности

■ средний

■ н/среднего

■ в/среднего высокий

Рисунок 3. Уровни сформированности практической готовности

Выводы. В нашем исследовании использовались следующие организационные формы обучения: тренировки, массовые спортивные и фитнес-мероприятия, знакомство с нормативно-методической документацией и ее анализом, проведение занятий спортом, педагогический анализ занятий, массовая спортивная работа вне занятий, изучение плановых документов, организация и проведение физической подготовки, а также физкультурно-массовая работа, лекции со студентами, спортивные мероприятия, соревнования, индивидуальные и групповые консультации. В перспективе мы планируем обновить организационные формы нашей работы новыми цифровыми технологиями.

1. Ковальчук, А.К. Построение системы формирования лидерских качеств будущих специалистов по Адаптивной физической культуре / А.К. Ковальчук, O.E. Клименко, И.Ю. Белова // Материалы V Международной научно-практической конференции «Физическая культура и спорт - основы здоровой нации». - Чита. - 2019.

2. Молонов, Г.Ц. Фундаментализация общеобразовательной подготовки школьников / Г.Ц. Молонов. - Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2002. - 142 с.

3. Осипова, Т.П. О роли практики в Формировании готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию / Т.П. Осипова // Вестник КГУ им. H.A. Некрасова. - 2014. - Том 20.

4. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д.Я. Райгородский. -Самара: «БАХРАХ-М». -2001. -672 с.

5. Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д.И. Фельдштейн. -М: МОДЭК, МПСИ -2011.

6. Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. - 2005. - №9,- С. 23.

7. Шипилова, Е.В. Формирование готовности студентов-психологов к профессиональной психологической деятельности: автореф. дисс. ... канд. псих. наук/Е.В. Шипилова. - Москва. -2007. - 16 с.

УДК 378.016:811.161.1

кандидат педагогических наук, доцент Кобелева Елена Павловна

Сибирский государственный университет путей сообщения (г. Новосибирск); старший преподаватель Матвиенко Елена Николаевна

Сибирский государственный университет путей сообщения (г. Новосибирск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМИТАЦИОННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью подготовки студентов вуза, которая в полной мере отвечает требованиям современного рынка труда, а значит, имеет высокую степень профессионализации учебного процесса и его сближения с профессиональным контекстом будущего выпускника. Одним из решений обозначенной проблемы является использование имитационных образовательных технологий, которые понимаются как метод воспроизведения процессов, происходящих в реальной профессиональной деятельности. Целью исследования является изучение практико-ориентированной иноязычной подготовки студентов в вузе на основе имитационных технологий. Обобщен опыт использования имитационных технологий, а также описана практика иноязычной подготовки студентов-экономистов в Сибирском государственном университете путей сообщения. Авторами представлены результаты анализа научных источников, посвященных проблеме использования имитационных технологий в системе высшего профессионального образования, а также в процессе иноязычной подготовки в вузе; предложена деятельностная модель организации профессионально-ориентированной иноязычной подготовки студентов, которая включает три вида деятельности обучающихся: надпредметную, имитационную и квазипрофессиональную. Практическая значимость исследования выражается в разработке соответствующего методического обеспечения, способствующего более эффективной иноязычной подготовке на основе имитационных образовательных технологий, включающее учебно-методическое пособие для организации исследовательских проектов по экономике на иностранном языке, а также практикум для студентов-экономистов, целью которого является формирование навыков эффективного поиска и обработки информации профессионального характера на иностранном языке.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, иноязычная подготовка в вузе, имитационные образовательные технологии, методическое обеспечение, проектная работа.

Annotation. The relevance of the present study is determined by the need to teach university students, whose qualification fully meets the requirements of the modern labour market, and therefore has a high degree of professionalization and its convergence with the professional context of the future graduates. One of the solutions to this problem is the use of simulation educational

Литература:

Педагогика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.