Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ У СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ НАВЫКОВ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С БИСЕНСОРНЫМ ДЕФЕКТОМ В ХОДЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ'

РАЗВИТИЕ У СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ НАВЫКОВ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С БИСЕНСОРНЫМ ДЕФЕКТОМ В ХОДЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИСЕНСОРНЫЙ ДЕФЕКТ / КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / СТУДЕНТЫ-ДЕФЕКТОЛОГИ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щедрина В. С., Скуратовская М. Л., Осиева В. В.

В статье рассматривается проблема формирования у студентов-дефектологов готовности к работе по развитию навыков социального взаимодействия у обучающихся с бисенсорным дефектом. Анализируются имеющиеся в этой области научные и методические исследования. Выделяются условия эффективности профессиональной подготовки дефектологов к работе с детьми с бисенсорным дефектом. Описываются задания практической подготовки, которые были определены в результате экспериментальной работы на базе ресурсного кабинета по сопровождению слепоглухих детей Ростовской специальной школы-интерната №48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щедрина В. С., Скуратовская М. Л., Осиева В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CORRECTIVE TEACHING SKILLS AMONG DEFECTOLOGY STUDENTS WITH STUDENTS WITH BISENSORY DEFECT DURING PRACTICAL TRAINING

The article deals with the problem of formation of students-defectologists readiness to work on the development of social interaction skills in students with a bisensory defect. The article analyzes the available scientific and methodological research in this field. The conditions of the effectiveness of professional training of defectologists to work with children with a bisensory defect are highlighted. The tasks of practical training are described, which were determined as a result of experimental work on the basis of the resource rooms for the support of deafblind children of Rostov special boarding school No. 48.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ У СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ НАВЫКОВ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С БИСЕНСОРНЫМ ДЕФЕКТОМ В ХОДЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

УДК 376.3

Развитие у студентов-дефектологов навыков коррекционно-педагогической работы с обучающимися с бисенсорным дефектом в ходе практической подготовки

В.С. Щедрина1, М.Л. Скуратовская1, В.В. Осиева2

'Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)

2Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург, Российская Федерация)

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования у студентов-дефектологов готовности к работе по развитию навыков социального взаимодействия у обучающихся с бисенсорным дефектом. Анализируются имеющиеся в этой области научные и методические исследования. Выделяются условия эффективности профессиональной подготовки дефектологов к работе с детьми с бисенсорным дефектом. Описываются задания практической подготовки, которые были определены в результате экспериментальной работы на базе ресурсного кабинета по сопровождению слепоглухих детей Ростовской специальной школы--интерната №48.

Ключевые слова: бисенсорный дефект, коррекционно-педагогическая работа, студенты-дефектологи, практическая подготовка

Development of corrective teaching skills among defectology students with students with bisensory defect during practical training

Valentina S. Shchedrina1, Marina L. Skuratovskaya1, Valeriya V. Osieva2

'Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russian Federation)

2The Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russian Federation)

Abstract. The article deals with the problem of formation of students-defectologists readiness to work on the development of social interaction skills in students with a bisensory defect. The article analyzes the available scientific and methodological research in this field. The conditions of the effectiveness of professional training of defectologists to work with children with a bisensory defect are highlighted. The tasks of practical training are described, which were determined as a result of experimental work on the basis of the resource rooms for the support of deafblind children of Rostov special boarding school No. 48.

Keywords: bisensory defect, corrective and pedagogical work, defectology students, practical tasks

Введение. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья выделяется такая категория, как дети с бисенсорным дефектом. У них затруднены способы коммуникации с окружающим миром в связи с тем, что нарушены одновременно зрение и слух. Обучение этой группы учащихся осуществляется в условиях, когда основные источники поступления информации из окружающего мира — слуховой и зрительный каналы — в значительной степени нарушены. Это приводит к появлению специфических трудностей в установлении взаимодействия с окружающими людьми, в том числе, в процессе обучения. Педагог должен обладать специальными компетенциями, позволяющими обеспечить успешность его педагогической деятельности с детьми с нарушением слуха и зрения, развивать у них навыки коммуникации, расширять представления об окружающем, помогать осваивать навыки социального взаимодействия, которые во многом определяют успешность социализации таких детей. Особенно важно наличие таких компетенций у дефектолога, который является ведущим специалистом в решении данной проблемы, объединяющим усилия всех остальных специалистов, работающих с детьми с бисенсорным дефектом.

Важной составляющей в профессиональной сфере дефектолога является его компетентность и опыт. Обладая специальными знаниями в области тифлосурдопедагогики, специалист сможет приступить к решению задач, которые касаются диагностической и коррекционной помощи данной категории обучающихся. Основу такой подготовки составляет компетентностный подход.

Анализ специальных научно-методических исследований в этой области выявил дефицит имеющихся работ, раскрывающих актуальные для практики вопросы обучения, воспитания и развития этой категории детей.

В исследовании Л.М. Шипициной [1] обобщены результаты комплексной диагностики детей с нарушением слуха. На их основе автор классифицировала группы детей с учетом их психологического состояния. Данная монография полезна для изучения студентам-дефектологам, так как в своей работе они будут реализовывать индивидуальный подход к каждому ребенку и изучать структуру межличностных отношений в семьях.

По мнению Л.С. Выготского [2] жест для слепоглухого ребёнка является единственной формой детской речи. После проведения анализа автор приходит к выводу, что обучение и воспитание детей с нарушением зрения и слуха подтверждает необходимость для студентов-дефектологов в формировании жестовой речи.

В некоторых исследованиях рассматриваются вопросы подготовки дефектологов к работе с детьми с нарушениями сенсорных функций. В частности, К.А. Волкова обратила внимание на особую значимость для будущих дефектологов и сурдопедагогов освоения навыков формирования произношения у неслышащих обучающихся [3]. Ею были выделены важные положения для обучения произношению детей, не слышащих устную речь, учёт которых позволяет будущим дефектологам освоить профессиональные навыки в этой области.

В исследовании А.Г. Геранкиной, наряду с теоретическими сведениями, представлены важные для формирования профессиональных компетенций практические задания по невербальной коммуникации [4]. Эти задания помогают овладеть необходимыми профессиональными умениями и навыками для общения с детьми с бисенсорным дефектом, без которых невозможно решение профессиональных задач.

Е.Н. Подколзина на основе проведённых исследований разработала и описала методику диагностического обследования обучающихся с нарушением зрения, с помощью которой учитель-дефектолог (тифлопедагог) имеет возможность выявить отклонения в развитии его познавательной и социальной сфер [5]. Данное исследование позволяет определить направления коррекционно-педагогической работы, конкретное содержание и методические приемы, адекватные для каждого ребенка, возможности педагогической коррекции и компенсации зрительной недостаточности и других нарушений в его развитии. Автор предлагает целый ряд рекомендаций, например, по организации процедуры обследования, подбору диагностических заданий и игрового материала к ним, по определению уровня развития коррекционных видов деятельности, готовые формы для заполнения (индивидуальная тифлопедагогическая карт, а ребенка, таблицы для фиксирования результатов обследования) и т.д.

Основная часть. Решение задачи формирования готовности студентов-дефектологов к работе по развитию навыков социального взаимодействия у обучающихся с бисенсорным дефектом может быть связано, на наш взгляд, с разработкой содержательного модуля, направленного на формирование соответствующих профессиональных компетенций и включения его в основные программы высшего образования и дополнительного профессионального образования.

Результативность формирования профессиональных компетенций студентов-дефектологов в области коррекционно-педагогической работы с обучающимися с бисенсорным дефектом будет зависеть от соблюдения ряда условий, к числу которых можно отнести:

- выделение показателей сформированности профессиональной компетенции по коррекционно-педагогической работе с обучающимися с бисенсорным дефектом;

- параллельно-последовательное формирование знаний, умений и практических навыков в ходе теоретического и практического обучения, включающих содержательный модуль и задания для практической подготовки студентов-дефектологов по развитию навыков социального взаимодействия обучающихся с бисенсорным дефектом.

Проведённый анализ научно-методической литературы по теме исследования, а также изучение практического опыта в этой области позволил выделить некоторые виды работ, которые могут быть эффективными в ходе овладения студентами-дефектологами соответствующих профессиональных компетенций. Такими видами работ, по мнению авторов, могут стать практические задания, формирование папки-портфолио, а также проведение анализа исследований в области обучения, воспитания и социализации лиц с нарушеним слуха и зрения.

К числу практических заданий можно отнести работу с данными аудиологических исследований. Аудиометрия — исследование, направленное на оценку состояния слуха с помощью аудиометра. Результатом является аудиограмма, по которой специалист может диагностировать степень и характер нарушения слуха.

Помимо этого, эффективным практическим заданием может служить знакомство с индивидуальной программой развития ребёнка с бисенсорным дефектом. Анализ индивидуальных программ позволит студенту-дефектологу понять соответствие выявленных в ходе диагностики особенностей развития слепоглухого ребёнка и направлений коррекционной работы, а в дальнейшем — самостоятельно участвовать в разработке таких программ.

Определённую практическую значимость имеет и такое задание, как знакомство с первоначальными жестами слепоглухих детей и практикум по дактильной речи. Такие навыки являются необходимым условием взаимодействия с данной категорией детей, учитывая нарушение возможности восприятия речи на слух или с помощью зрения. Нарушение слуха исключает возможность коммуникации, тем самым уведомляя о необходимости налаживания специфических форм общения. К ним можно отнести коммуникацию при посредстве жестовой и дактильной речи.

Следующий вид работы, обеспечивающий практическую подготовку студентов-дефектологов к работе с детьми с бисенсорным дефектом, — это формирование папки-портфолио. Значимость папки-портфолио заключается в том, что за период теоретической и практической подготовки студентов-дефектологов будут накапливаться все важнейшие методические материалы, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности.

Важной составляющей формирования профессиональных компетенций в этой области является теоретическая подготовка, изучение работ, раскрывающих специфику взаимодействия с детьми с нарушением зрения и слуха. Поэтому, ещё одним видом работ, способствующих формированию профессиональных компетенций у студентов-дефектологов, является проведение анализа исследований в области обучения, воспитания и социализации лиц с нарушением слуха и зрения.

Заключение. Проведенный анализ исследований в области обучения и воспитания лиц с бисенсорным дефектом показал имеющуюся недостаточность работ, раскрывающих специфику образовательного процесса с данной категорией детей. Имеющиеся исследования раскрывают, в основном, вопросы особенностей развития детей с бисенсорным дефектом. Имеются работы, посвящённые методическим аспектам обучения и воспитания детей с монодефектом, а также, немногочисленные работы по тифлосурдопедагогике. Исследования, посвящённые вопросам формирования у студентов-дефектологов профессиональных компетенций, позволяющие решать задачи по обучению, воспитанию и социализации детей с нарушением слуха и зрения, были не найдены. С учётом полученных в результате исследования данных, авторами были выделены виды практических заданий, которые могут помочь формированию необходимых умений и навыков у будущих дефектологов в процессе обучения. К их числу авторы отнесли работу с данными аудиологических исследований, практикум по жестовой и дактильной речи, анализ индивидуальных коррекционно-развивающих программ. Отмечена значимость таких видов работ, как анализ имеющихся научных исследований в этой области и формирование папки-портфолио с научно-методическими материалами. Решение вопросов подготовки квалифицированных кадров в области тифлосурдопедагогики имеет большое практическое значение, учитывая дефицит специалистов в этой области, а также специфику формирования профессиональных компетенций по работе с детьми, имеющими одновременно нарушения зрения и слуха. Включение предлагаемых в данной работе заданий в практическую подготовку студентов-дефектологов поможет частично решить данную проблему.

Список литературы

1. Шипицына Л.М. Ребенок с нарушенным слухом в семье и обществе. Санкт-Петербург: Речь; 2009.203 с.

2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций Москва: Издательство Юрайт, 2023. 336 с.

3. Волкова К.А. Методика обучения глухих звукопроизношению. Москва: ВЛАДОС, 2008.224с.

4. Геранкина А.Г. Практикум по дактильной речи. Пособие для препод. дефектолог. фак-тов. пед. ин-тов. Москва: Просвещение; 1972. 64 с.

5. Подколзина Е.Н. Тифлопедагогическая диагностика школьника с нарушением зрения. Москва: Обруч; 2014. 2 с.

Об авторах

Щедрина Валентина Сергеевна, студент кафедры «Дефектология и инклюзивное образование» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на Дону, пл. Гагарина, 1), shchedrinav@internet.ru

Скуратовская Марина Леонидовна, заведующая кафедрой «Дефектология инклюзивное образование» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на Дону, пл. Гагарина, 1), кандидат педагогических наук, доцент, marinasku@yandex.ru

Осиева Валерия Вячеславовна, студент кафедры «Сурдопедагогика» Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (197046, РФ, г. СанктПетербург, ул. Малая Посадская, 26), kottexet@gmail.com

About the Authors:

Valentina S. Shchedrina, Student of the Defectology and Inclusive Education Department, Don State Technical University (1, Gagarin sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), shchedrinav@internet.ru

Marina L. Skuratovskaya, Head of the Defectology and Inclusive Education Department, Don State Technical University (1, Gagarin sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), marinasku@yandex. ru

Valeriya V. Osieva, Student of the Deaf Education Department, The Herzen State Pedagogical University of Russia (26, Malaya Posadskaya st., St. Petersburg, 197046, RF), kottexet@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.