Научная статья на тему 'Формирование навыков коммуникации у младших школьников с бисенсорными нарушениями с использованием верботонального метода'

Формирование навыков коммуникации у младших школьников с бисенсорными нарушениями с использованием верботонального метода Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
446
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЫКИ КОММУНИКАЦИИ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА И ЗРЕНИЯ / БИСЕНСОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ / ВЕРБОТОНАЛЬНЫЙ МЕТОД / COMMUNICATION SKILLS / HEARING AND VISION IMPAIRED CHILDREN / BISENSORY IMPAIRMENTS / VERBOTONAL METHOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овчинникова Елена Анатольевна, Нигматуллина Ирина Александровна

Цель исследования выявить особенности формирования навыков коммуникации у детей с бисенсорными нарушениями, разработать перспективный план работы по формированию коммуникативных навыков с использованием верботонального метода у данной категории детей. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, медицинской и педагогической документации, сбор анамнестических данных, стандартизированное наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных. Результат. В ходе экспериментального исследования у младших школьников, имеющих бисенсорные нарушения, были выявлены особенности коммуникационной сферы, негативно влияющие на процесс социализации. Вывод. Результаты проведенного исследования позволяют наметить направления дальнейшего изучения данной проблемы и обозначить пути коррекционного воздействия на коммуникативную сферу детей с нарушениями слуха и зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Овчинникова Елена Анатольевна, Нигматуллина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование навыков коммуникации у младших школьников с бисенсорными нарушениями с использованием верботонального метода»

Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159.9

DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-3-26-31

Формирование навыков коммуникации у младших школьников с бисенсорными нарушениями с использованием верботонального метода

© 2018 Овчинникова Е. А., Нигматуллина И. А.

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия; e-mail: [email protected]@mail.m

РЕЗЮМЕ. Цель исследования - выявить особенности формирования навыков коммуникации у детей с бисенсорными нарушениями, разработать перспективный план работы по формированию коммуникативных навыков с использованием верботонального метода у данной категории детей. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, медицинской и педагогической документации, сбор анамнестических данных, стандартизированное наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных. Результат. В ходе экспериментального исследования у младших школьников, имеющих бисенсорные нарушения, были выявлены особенности коммуникационной сферы, негативно влияющие на процесс социализации. Вывод. Результаты проведенного исследования позволяют наметить направления дальнейшего изучения данной проблемы и обозначить пути коррекционного воздействия на коммуникативную сферу детей с нарушениями слуха и зрения.

Ключевые слова: навыки коммуникации, дети с нарушениями слуха и зрения, бисенсорные нарушения, верботональный метод.

Формат цитирования: Овчинникова Е. А., Нигматуллина И. А. Формирование навыков коммуникации у младших школьников с бисенсорными нарушениями с использованием верботонального метода // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 3. С. 26-31. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-3-26-31_

Formation of Communication Skills of the Junior Schoolchildren with Bisensory Impairments

Through the Verbotonal Method

© 2018 Elena A. Ovchinnikova, Irina A. Nigmatullina

Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia; e-mail: [email protected]@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to reveal the features of communication skills formation of the children with bisensory impairments, to develop a long-term plan of work on communication skills formation of such children using the verbotonal method. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature, medical and pedagogical documentation research, anamnestic data collecting, standardized observation, quantitative and qualitative data analysis. Result. As part of experimental study of the junior schoolchildren with bisensory impairments there are determined the aspects of communication sphere, undermining the socialization process. Conclusion. Research results allow to plan the direction of further studying of this issue and to point some ways of correctional impact on the communication sphere of hearing and vision impaired children.

Keywords: communication skills, hearing and vision impaired children, bisensory impairments, verbotonal method.

For citation: Ovchinnikova E. A., Nigmatullina I. A. Formation of Communication Skills of the Junior Schoolchildren with Bisensory Impairments Through the Verbotonal Method. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 3. Pp. 26-31. DOI: 10.31161/1995-06592018-12-3-26-31 (In Russian)

Введение

В исследованиях последних лет отмечается тревожная тенденция роста количества людей, имеющих тяжелые нарушения в развитии, а именно нарушения слуха и зрения. На сегодняшний день психолого-педагогическая помощь обеспечивает условия для развития и обучения данной группы людей. Но стоит помнить, что помимо физических и психических недостатков для лиц со сложным сенсорным дефектом характерны нарушение речи, низкая способность к языковому общению, что ведет к трудностям коммуникации.

Коммуникативные барьеры, характерные для людей с бисенсорными нарушениями, являются следствием физических ограничений,

эмоциональной защитной самоизоляции, выпадения из трудового коллектива, дефицита необходимой информации и мешают их доступу к социально значимой информации, ограничивая поле их социализации и личностной самореализации. Традиционные

методы обучения недостаточно эффективны в коррекционной работе с детьми данной категории и требуют длительного времени. Необходимость использования инновационных

технологий, в основе которых лежит метод обходного пути и опоры на сохранные анализаторные системы, становится очевидной. Это формирует цель исследования: на основе комплексного анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме, выявить уровень

сформированности навыков

коммуникации у младших школьников с бисенсорными нарушениями и разработать перспективный план работы по формированию коммуникативных навыков с использованием

верботонального метода.

Анализ зарубежных исследований по проблеме формирования

коммуникативных навыков у слепоглухих

показал, что существуют различные методы, положительно воздействующие на коммуникативную сферу лиц с нарушениями слуха и зрения. К этим методам относятся: кохлеарная имплантация [9, с. 38]; аффективное участие [12, с. 880]; метод имитации [10, с. 271]; метод ожидания [11, с. 362]; коммуникативная система замещения на основе человеко-машинного интерфейса (вибротактильная перчатка) [8, с. 319].

В настоящее время, наряду с использованием традиционных подходов в обучении детей с нарушениями слуха, сурдопедагоги нашей страны используют опыт хорватских коллег по использованию верботонального метода в социальной реабилитации данной группы детей. Этот метод является эффективным для развития слухового восприятия и формирования устной речи, развития познавательной сферы; способствует формированию мотивации к речевой коммуникации, учению и в результате - формированию коммуникативной функции речи [5, с. 175].

У верботонального метода есть два принципиально важных преимущества перед теми методами, которые используются в отечественной коррекционной педагогике: процесс реабилитации проходит гораздо быстрее; достигнутые результаты хорошо закрепляются, приобретенные навыки сохраняются на протяжении всей жизни [6, с. 13]. Важным моментом является то, что метод позволяет форсировать у глухих детей модулированную, звучную, естественную речь [6, с. 15].

Использование специальной

аппаратуры способствует максимальному расширению слухового поля, развитию остаточного слуха, приближению речи к норме. Дети получают возможность более точно и в большем объёме воспринимать на слух речевой материал и воспроизводить его правильно с соблюдением интонации [5, с. 176].

••• Известия ДГПУ. Т. 12. № 3. 2018

••• йБРи JOURNAL. Уо!. 12. N0. 3. 2018

Таблица

Перспективный план работы на один месяц_

Неделя / занятие Продолжительность занятия, мин Задачи Методы

1 / 1 40-45 Ознакомить с героями и предметами АВК Учить соотносить название предмета и его графическое изображение Обогатить и расширить лексический состав речи Создать мотивацию речевого общения Учить вслушиваться в речь педагога и правильно выполнять его инструкции Первичное восприятие картинок

1 / 2 40-45 Ознакомить с АВК целиком (рассмотреть каждую картинку, глобально воспринимая ситуацию) Учить слухо-зрительно воспринимать каждую картинку Учить соотносить подходящую фразу с картинкой Формировать потребность в речевой коммуникации Уточнение понимания ситуации

2 / 1 40-45 Формировать умение воспринимать на слух предъявляемый речевой материал Учить восстанавливать логическую последовательность картинок на доске Учить проговаривать речевой материал Создать мотивацию речевого общения Работа над содержанием

2 / 2 40-45 Закрепить умение восстанавливать логическую последовательность картинок на доске Закрепить умение соотносить фразу с картинкой Развивать слуховое внимание, мышление, зрительную память Развивать интонационную сторону речи. Восприятие на слух

3 / 1 40-45 Развивать умение на слух воспринимать речевой материал (без зрительной опоры) Развивать слуховое внимание, мышление Развивать интонационную сторону речи Слуховой диктант

3 / 2 40-45 Учить воспроизводить речевой материал по ролям без зрительной опоры Учить отвечать на вопросы Развивать мышление, память Формировать потребность в речевой коммуникации Воспроизведение по ролям

4 / 1 40-45 Развивать умение на слух воспринимать речевой материал (без зрительной опоры) Развивать умение последовательно и выразительно, с учетом интонации, воспроизводить материал АВК Развивать внимание, память Продолжать учить использовать эмоциональные средства в процессе коммуникации Драматизация

4 / 2 40-45 Учить использовать материал занятий в повседневной жизни Формировать диалогическую речь с помощью АВК Формировать и развивать желание вступать в вербальный контакт со взрослыми и сверстниками Учить детей воспроизводить фразы слитно, целиком, с выражением, ударением, с соблюдением грамматических норм. Перенос в другую ситуацию

Методы

Основополагающим методом работы является экспериментальное

исследование навыков коммуникации

младших школьников с нарушениями слуха и зрения.

Первой частью констатирующего эксперимента является наблюдение, цель

которого выявить уровень межличностного общения детей дошкольного возраста. Оценка проводилась по схеме, предложенной М. Я. Басовым.

Для исследования особенностей овладения мимикой использовалась модифицированная нами методика Н. Л. Белопольской «Азбука настроения».

Методика Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой «Картинки» была использована и модифицирована для выявления коммуникативной

компетентности в общении со сверстниками.

Результаты

В ходе проведенного обследования у детей были выявлены: трудности в определении эмоционального состояния собеседника (как следствие - низкий уровень эмпатии; невыразительные мимика и жесты при общении с взрослым, но импульсивные и порывистые при общении со сверстниками; частые проявления агрессии в межличностном общении; низкая продолжительность вербального общения, переход к жестовой речи либо отказ от коммуникации; социальная отстраненность.

Коррекционная работа основана на применении верботонального метода, который предполагает ведение аудиовизуального курса (АВК). Курс включает дидактические приёмы и практические виды работ, которые подразумевают использование картинки как зрительной помощи. Методика проведения АВК включает несколько этапов: первичное восприятие картинок; уточнение понимания ситуации; работа над содержанием; восприятие на слух; слуховой диктант; драматизация; перенос в другую ситуацию.

Аудиовизуальный курс представляет собой иллюстрированные диалоги. Картинки связаны между собой по смыслу,

чтобы воспринимались как целая законченная ситуация. Ученики не заучивают наизусть отдельные слова и предложения, грамматические правила. Занятия на основе АВК всегда направлены на развитие диалогической речи с использованием ситуаций из

повседневной жизни детей [4, с. 2].

С учетом полученных в ходе обследования данных, был разработан перспективный план работы. Изучение одного АВК рассчитано на месяц. В неделю предполагается проведение двух занятий, каждое продолжительностью 40-45 минут. В плане прописаны этапы и задачи курса (табл.).

Заключение

По результатам проведенного исследования было выявлено, что в большей степени у младших школьников с бисенсорными нарушениями нарушена вербальная сторона коммуникации. Такой результат коррелирует с данными как отечественных (К. И. Туджанова [7, с. 142], В. П. Козырева [3, с. 64], М. В. Жигорева [2, с. 153], А. И. Ахметзянова и И. А. Нигматуллина [1, с. 110]), так и зарубежных (Nicole Johnson и Amy T. Parker [11, с. 370], Jesper Dammeyer [9, с. 39], Paul Hart [10, с. 266]) ученых.

Наиболее эффективным является использование верботонального метода, основанного на индивидуальном подходе и создании личностно-ориентированной стратегии формирования речевой коммуникации, поскольку данный метод развивает восприятие звука мозгом при участии сохранившихся органов чувств; способствует формированию слухового образа; способствует быстрому закреплению результатов, так как «формируется слуховая картинка в коре головного мозга», что позволяет сохранить навыки, приобретенные в ходе реабилитации, в течение всей жизни.

Литература

1. Ахметзянова А. И., Нигматуллина И. А. Речевая коммуникация в структуре прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Гуманитарные науки. 2017. № 2(38). С. 105-114.

2. Жигорева М. В. Изучение симптоматики речевых нарушений у слепоглухих детей. Дис. ...канд. пед. наук. М., 1993. 176 с.

3. Козырева В. П. Формирование коммуникативной активности у детей с множественными нарушениями в процессе

коррекционной работы. Дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 183 с.

4. Лосева О. О. Давай поговорим! В картинках: аудиовизуальный курс по развитию обиходно-разговорной речи. М. : Изд-во НКЦО ФМБА, 2014. 20 с.

5. Речицкая Е. Г. Сурдопедагогика: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М. : ВЛАДОС, 2004. 655 с.

6. Руленкова Л. И. Как научить глухого ребёнка слушать и говорить на основе верботонального метода: пособие для педагога-дефектолога. М. : Парадигма, 2011. 191 с.

7. Туджанова К. И. Особенности формирования средств коммуникации у детей с комплексными сенсорными нарушениями (слепоглухих) // Актуальные проблемы социально-гуманитарных знаний. Сборник статей. М., 2015. C. 141-145.

8. Carrera A., Alonso A., Ramón de la Rosa, Evaristo Sensing J. A. Performance of a Vibrotactile Glove for Deaf-Blind People. Applied Sciences. 2017. Vol. 7(4). Pp. 317-326.

1. Ahmetzyanova A. I., Nigmatullina I. A. Speech communication in the structure of prognostic competence of junior schoolchildren with severe speech disorders. Gumanitarnye nauki [Humanitarian Sciences]. 2017. No 2(38). Pp. 105114. (In Russian)

2. Zhigoreva M. V. Izucheniye simptomatiki rechevykh narusheniy u slepoglukhikh detey [Study of symptoms of speech disorders in deaf-blind children]. Diss. ... Ph. D. (Pedagogy). Moscow, 1993. 176 p. (In Russian)

3. Kozyreva V. P. Formirovaniye kommunikativnoy aktivnosti u detey s mnozhestvennymi narusheniyami v protsesse korrektsionnoy raboty [Formation of communicative activity of children with multiple disorders in the process of corrective work]. Diss. ... Ph. D. (Pedagogy). Moscow, 2011. 183 p. (In Russian)

4. Loseva O. O. Davay pogovorim! V kartinkakh: audiovizual'nyy kurs po razvitiyu obikhodno-razgovornoy rechi [Let's talk! In the pictures: audiovisual course on the development of everyday speech]. Moscow, SCCO of FMBA Publ., 2014. 20 p. (In Russian)

5. Rechitskaya E. G. Surdopedagogika: uchebnik dlya studentov vysshikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy [Surdopedagogics: a textbook for students of higher pedagogical educational institutions]. Moscow, VLADOS Publ., 2004. 655 p. (In Russian)

6. Rulenkova L. I. Kak nauchit' glukhogo rebénka slushat' i govorit' na osnove verbotonal'nogo metoda: posobiye dlya pedagoga-defektologa [How to teach a deaf child to listen and speak on the basis of the verbotonal method:

9. Dammeyer J. Deafblindness and dual sensory loss research: Current status and future directions. World Journal of Otorhinolaryngology. 2015. Vol. 5(2). Pp. 37-40.

10. Hart P. Using imitation with congenitally deafblind adults: establishing meaningful communication partnerships. Infant and Child Development. 2006. Vol. 15. Pp. 263-274.

11. Johnson N., Parker A. T. Effects of Wait Time When Communicating with Children Who Have Sensory and Additional Disabilities. Journal of visual impairment and blindness. 2013. Vol. 107(5). Pp. 363-374.

12. Martens M. A. W., Janssen M. J., Ruijssenaars W. A., Huisman M., Riksen-Walraven J. M. Fostering Emotion Expression and Affective Involvement with Communication Partners in People with Congenital Deafblindness and Intellectual Disabilities. Journal of applied Research and Intellectual Disabilities. 2017. Vol. 30(5). Pp. 872-884.

manual for special education teacher]. Moscow, Paradigma Publ., 2011. 191 p. (In Russian)

7. Tudzhanova K. I. Features of communication means formation of children with complex sensory disorders (deafblind). Aktual'nyye problemy sotsial'no-gumanitarnykh znaniy. Sbornik statey [Actual problems of social and humanitarian knowledge. Collection of articles]. Moscow, 2015. Pp. 141-145. (In Russian)

8. Carrera A., Alonso A., Ramón de la Rosa, Evaristo Sensing J. A. Performance of a Vibrotactile Glove for Deaf-Blind People. Applied Sciences. 2017. Vol. 7(4). Pp. 317-326.

9. Dammeyer J. Deafblindness and dual sensory loss research: Current status and future directions. World Journal of Otorhinolaryngology. 2015. Vol. 5(2). Pp. 37-40.

10. Hart P. Using imitation with congenitally deafblind adults: establishing meaningful communication partnerships. Infant and Child Development. 2006. Vol. 15. Pp. 263-274.

11. Johnson N., Parker A. T. Effects of Wait Time When Communicating with Children Who Have Sensory and Additional Disabilities. Journal of visual impairment and blindness. 2013. Vol. 107(5). Pp. 363-374.

12. Martens M. A. W., Janssen M. J., Ruijssenaars W. A., Huisman M., Riksen-Walraven J. M. Fostering Emotion Expression and Affective Involvement with Communication Partners in People with Congenital Deafblindness and Intellectual Disabilities. Journal of applied Research and Intellectual Disabilities. 2017. Vol. 30(5). Pp. 872-884.

References

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Овчинникова Елена Анатольевна,

бакалавр, кафедра ДКП, ИПО, КФУ, Казань, Россия; e-mail: [email protected]

Нигматуллина Ирина

Александровна, кандидат

педагогических наук, доцент, кафедра дефектологии и клинической психологии (ДКП), Институт психологии и образования (ИПО), Казанский (Приволжский) федеральный

университет (КФУ), Казань, Россия; [email protected]

Исследование проводилось в рамках проекта «Наставники и ученики» 20172018 гг. программы «Наука и образование» Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение».

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations

Elena A. Ovchinnikova, bachelor, the chair of DCP, IPE, KFU, Kazan, Russia; email: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Irina A. Nigmatullina, Ph. D.

(Pedagogy), assistant professor, the chair of Defectology and Clinical Psychology (DCP), Institute of Psychology and Education (IPE), Kazan (Volga) Federal University (KFU), Kazan, Russia; e-mail: [email protected]

The study was conducted within the framework of the project "Mentors and students", 2017-2018 of the program "Science and education" of the Fund for Support of Deafblind "So-edinenie" (Co-unity).

Принята в печать 14.08.2018 г.

Received 14.08.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.