Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К РАБОТЕ С ЛЮДЬМИ С БИСЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ'

ГОТОВНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К РАБОТЕ С ЛЮДЬМИ С БИСЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТ / ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / БИСЕНСОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ / ГОТОВНОСТЬ / КОРРЕКЦИОННАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клименко Ольга Евгеньевна, Потехина Надежда Владимировна

Авторами исследуется проблема физической культуры для людей с проблемами со здоровьем как специальность и профессиональная область знаний. Анализируются позиции ученых в рамках ключевых понятий и категорий. Авторы аргументированно доказывают актуальность темы исследования. В статье широко представлена современная научная и педагогическая база проблемы исследования. Представлена необходимость профессиональной подготовки специалистов физкультурного профиля к работе с людьми с бисенсорными нарушениями. Авторы преломили тему исследования через современную образовательную политику. Подробно, насколько позволяет формат статьи, представлены этапы эксперимента, методический инструментарий, используемый авторами в ходе эксперимента. Диаграммы, рисунки и таблицы широко иллюстрируют ход эксперимента. Исследователи в статье определяют основные подходы к проблеме дальнейших перспектив обучения студентов спортивного профиля в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Клименко Ольга Евгеньевна, Потехина Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE SPECIALISTS TO WORK WITH PEOPLE WITH BISENSORY DISORDERS

The authors investigate the problem of physical culture for people with health problems as a specialty and professional area of knowledge. The positions of scientists within the framework of key concepts and categories are analyzed. The authors argumentatively prove the relevance of the research topic. The modern scientific and pedagogical base of the research problem is widely presented in the article. The necessity of professional training of physical education specialists to work with people with bisensory disorders is presented. The authors refract the research topic through modern educational policy. The stages of the experiment and the methodological tools used by the authors during the experiment are presented in detail, as far as the format of the article allows. Diagrams, figures and tables broadly illustrate the course of the experiment. The researchers in the article define the main approaches to the problem of further prospects of teaching sports students at the university.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К РАБОТЕ С ЛЮДЬМИ С БИСЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

Педагогика

УДК 378.096

кандидат педагогических наук, доцент Клименко Ольга Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (г. Чита); кандидат педагогических наук, доцент Потехина Надежда Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (г. Чита)

ГОТОВНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К РАБОТЕ С ЛЮДЬМИ С

БИСЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Аннотация. Авторами исследуется проблема физической культуры для людей с проблемами со здоровьем как специальность и профессиональная область знаний. Анализируются позиции ученых в рамках ключевых понятий и категорий. Авторы аргументированно доказывают актуальность темы исследования. В статье широко представлена современная научная и педагогическая база проблемы исследования. Представлена необходимость профессиональной подготовки специалистов физкультурного профиля к работе с людьми с бисенсорными нарушениями. Авторы преломили тему исследования через современную образовательную политику. Подробно, насколько позволяет формат статьи, представлены этапы эксперимента, методический инструментарий, используемый авторами в ходе эксперимента. Диаграммы, рисунки и таблицы широко иллюстрируют ход эксперимента. Исследователи в статье определяют основные подходы к проблеме дальнейших перспектив обучения студентов спортивного профиля в вузе.

Ключевые слова: физическая культура; студент; люди с ограниченными возможностями; бисенсорные нарушения; готовность; коррекционная помощь.

Annotation. The authors investigate the problem of physical culture for people with health problems as a specialty and professional area of knowledge. The positions of scientists within the framework of key concepts and categories are analyzed. The authors argumentatively prove the relevance of the research topic. The modern scientific and pedagogical base of the research problem is widely presented in the article. The necessity of professional training of physical education specialists to work with people with bisensory disorders is presented. The authors refract the research topic through modern educational policy. The stages of the experiment and the methodological tools used by the authors during the experiment are presented in detail, as far as the format of the article allows. Diagrams, figures and tables broadly illustrate the course of the experiment. The researchers in the article define the main approaches to the problem of further prospects of teaching sports students at the university.

Key words: physical education; student; people with disabilities; sensory impairments; readiness; correctional assistance.

Введение. Анализ исследований и практики в области адаптивной физической культуры (АФК) показал, что в России система поддержки людей с ограниченными возможностями все еще находится в зачаточном состоянии, хотя были разработаны определенные методы и технологии.

В трудах С.П. Евсеева [1] указывается, что физическая культура для людей с проблемами со здоровьем (адаптивная физкультура) как специальность и профессиональная область является довольно новой для России. Данная область «представляет собой явление богаче и включает как педагогические, так и медицинские разделы: адаптивный спорт; адаптивная двигательная рекреация; адаптивная физкультура для учащихся специальной медицинской группы; творческие телесно-ориентированные и экстремальные виды двигательной активности» [2].

Актуальность темы обусловлена тем, что количество россиян с показателями бисенсорного расстройства по данным Всероссийской переписи 2017 г. представлено в количестве более 3 600 человек. В целом же количество слепоглухих людей в реальности, по данным разных исследований, значительно превышают данные показатели.

Изложение основного материала статьи. Продуктивной составляющей в спектре развивающей и коррекционной помощи выступает адаптивная физическая культура, которая осуществляется целостно и в соответствии с духовным, моральным, и трудовым воспитанием. При этом учитываются характерологические показатели формирования и развития двигательных навыков у детей со сложными нарушениями.

Физкультура как основное средство улучшения здоровья, поддержания здоровья и улучшения качества жизни полезна и эффективна для всех, особенно для детей с ограниченными возможностями. Поэтому для работы с такой нозологической группой чрезвычайно важна разнообразная подготовка студента со спортивным профилем.

В педагогическом словаре «готовность» определяется как «...готовность к труду...», как «...сложная динамическая система, включающая интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную и волевую стороны психики.» [3]. Большинство исследователей считают установку формой готовности. Например, Г.Ц. Молонов [4] исследует «готовность» в двух векторах: «состояние и качество личности. Состояние представляет собой единство содержательного, нравственно-волевого и духовного начал. В содержательную часть могут входить физическая, образовательная, трудовая, профессиональная, художественная, политическая, гражданско-патриотическая, военная, специальная целенаправленная подготовленность. Готовность как состояние и качество личности актуализируется в определенные периоды времени. В зависимости от объекта или предмета деятельности преобладает какая-то сторона в подготовленности. Готовность как условие и качество личности актуализируется в определенные периоды времени. В зависимости от объекта или предмета деятельности преобладает тот или иной аспект готовности» [4].

М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович определяли понимание готовности как набор характеристик, сочетающих в себе как результат, так и взаимодействующие составляющие специальной подготовки и человека в состоянии активности.

Категория «готовность» в аспекте педагогической науки представляется как определенный вид, качества или формы деятельности, в особенности как готовность к профессиональной деятельности, к самостоятельной деятельности, к самообразованию. Современная научная и педагогическая база исследований представляет категорию «готовность к профессиональной деятельности» в таких аспектах как: личностный, причем готовность в силу характера будущей деятельности рассматривается как выражение индивидуальных личностных качеств (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, И.С. Кон, А.Г. Спиркин, Е.В. Шорохова и др.); функциональный, подразумевающее под собой трудоспособность во временных отрезках, инициирование функций психики в период старта, потенциал мобилизации психических, физических возможностей для реализации деятельности (Е.П. Ильин, Н.Д. Левитов, Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин и др.); личностная активность, которая исследует «готовность» как совокупность всех характеристик личности, которые позволяют ей результативно реализовывать свои функции (А.А. Деркач, Л.А. Кандыбович и др.).

Необходимость профессиональной подготовки специалистов физкультурного профиля к работе с людьми с бисенсорными нарушениями отмечается в современной образовательной политике. Так, Национальная доктрина

образования Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751) отмечает значимость общедоступности специального образования для лиц с ОВЗ. Профессиональный стандарт педагога предъявляет следующие требования к его квалификации в области инклюзивного образования: умение использовать и апробировать специальные подходы к обучению с целью включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями; освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу с детьми; освоение и применение психолого-педагогических технологий, в том числе инклюзивных, по работе с людьми с бисенсосорными нарушениями.

На начальном этапе нашего исследования мы проверяли уровень сформированности когнитивного компонента. А именно какими знаниями обладают студенты о данной нозологической группе. На этом этапе было проведено анкетирование. Благодаря которому мы определили, какими знаниями владеют студенты физкультурного профиля о людях данной нозологической группы.

В ходе эксперимента нами проводилось наблюдение усвоения учебного материала, интересов на новое направление работы. Первоначально мы провели анкетирование, целью которого являлась выявление уровня знаний у студентов о данной нозологической группе, результаты которого приведены на рисунке 1.

процентное соотношение

36%

54%

имеют проблемы в физическом развитии имеют коммуникативные проблемы иные проблемы

не знаю как с такими работать

Рисунок 1. Знания студентов о людях с бисенсорными нарушениями

На рисунке 1 представлены основные ответы студентов, в своих суждениях они делятся первоначальными представлениями о людях данной категорией. При этом мы видим, что суждения их поверхностны. А это говорит о том, что данная категория студентами мало изучена, несмотря на то, что ребята достаточно активно сотрудничают с различными нозологическими группами инвалидов. С одной стороны, это связано с тем, что практически не раскрывается в научной литературе особенностей работы физкультурного профиля. Соответственно это не раскрыто ни теоретически, и не имеет преломления в практической деятельности.

Также было проведено анкетирование, во время которого были опрошены студенты специальности физкультурного профиля, специалисты АФК, имеющие опыт работы с данной нозологической группой, которые определяли необходимые качества, знания, компетенции для работы с людьми с бисенсорными нарушениями. Впоследствии предполагается подобный опрос провести у родителей, имеющих детей данной группы. Благодаря данному анкетированию были выявлены наиболее значимые знания и компетенции (рисунок 2).

Рисунок 2. Сравнительный анализ опроса студентов и специалистов

Как видим из результатов исследования обучающиеся обеспокоены в большей степени проблемами коммуникации здоровых детей и детей с ограниченными возможностями (38%); вопросами овладения навыками общения языком жестов (22%); наличием специальной техники, оборудования и других различных приспособлений для проведения такого рода занятий (21%). И только 19% респондентов тревожит тема овладения методикой обучения детей-инвалидов.

40% 30% 20% 10% 0%

£1% ■ 19%

■ т т

У ^ У /

/ А/ у * у ^ /

& ¿г

У / / /

I Столбец3

ж

Рисунок 3. Страхи студентов при работе с инвалидами, начало эксперимента

Готовность студентов физкультурного профиля к работе людьми с бисенсорными нарушениями, мы представляем, как систему связанных между собой звеньев: поведенческого, аффективного и когнитивного (табл. 1).

Таблица 1

Готовность студентов к работе с людьми с бисенсорными нарушениями

Готовность к заботе с людьми, имеющими бисенсорные нарушения

компонент когнитивный компонент поведенческий компонент эмоциональный

Знания о людях, имеющих бисенсорные нарушения, это может быть некоторые ограничения, индивидуальные особенности и личные качества. Это также особенности взаимодействия с такими людьми, это организации, которые помогут им представить себя специалистами, работающими с данной категории населения в будущем, это знание методов и технологий в области физкультуры при работе с этой категорией. Чувства или эмоциональные реакции, появляющиеся по отношению к людям с бисенсорными расстройствами, т.е. реальное отношение обучающихся. Указанная составляющая занимает особое место в конструкции готовности обучающихся к работе с людьми с бисенсорными расстройствами. Кроме того, она выступает мотиватором и определяет одну из ключевых позиций в поведенческом направлении и методов его функционирования. Определяет стратегию реакции на обьект ил действие заданным образом. Если индивид выражает готовность работать с людьми с бисенсорными нарушениями, в таком случае поведенческим звеном выступает обратная связь и координация специалиста с ними. Таким образом, смеем предположить, что представление о внутреннем мире личности человека с бисенсорными нарушениями и свойствами их здоровья, благоприятные отношения с ними, толерантное взаимодействие способствуют росту профессионализма и выступают одним из ключевых условий.

Основные подходы к проблеме определения дальнейших перспектив обучения студентов спортивного профиля в вузе, на наш взгляд, следующие: целенаправленное формирование престижа специалиста; практическое применение знаний, общение с людьми данной нозологической группы; вовлечение студентов в научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность; создание системы повышения квалификации преподавателей специальных дисциплин в российских вузах.

Наша модель основана на трех компонентах: целенаправленность, содержательность, критериальность. Важным моментом является социальный заказ для спортивных специалистов. Несколько лет назад некоторые практикующие психологи утверждали, что помочь этой категории средствами АФК практически невозможно. В последние годы эта позиция радикально изменилась, и поэтому потребность в специалистах в этой области возросла. При подготовке студента к работе с лицами с бисенсорными нарушениями учитываются научные подходы и принципы.

Предполагается, что студенты физкультурного профиля имеют три уровня готовности к работе с людьми с бисенсорными расстройствами: низкий (критический) уровень, средний (репродуктивный) уровень и высокий (продуктивный) уровень.

Результат готовности просматривается через критерии (когнитивный, мотивационный, деятельностный, рефлексивный) и уровни (критический, допустимый и продвинутый). Средством достижения результата является разработанный нами элективный курс.

Во время работы над моделью, а также при наблюдении и анкетировании нами были выявлены недостатки знаний о данной категории это связано в первую очередь с тем, что практически ни одна дисциплина не раскрывает особенностей работы и взаимодействия с людьми с бисенсорными нарушениями с точки зрения физической культуры.

Целевой компонент

Социальный заказ

Требования к содержанию н результаты подготовки

Цель - сформировать готовность студентов ФФКиС к работе с лицами с бисенсорными нарушениями

Научные подходы: системно-деятельностный, компетентное тный, системности

Принципы: гуманизации, системности, творческой активности, комплектности.

Содержат ельн ый компонент

Уровни готовности студентов физкультурного профиля к работе с лицами бисенсорными нарушениями

Низкий

критический

уровень

Средний (репродуктивный) уровень

Высокий (продуктивный) уровень

Критериально-оценочный компонент

Результат - гоювность студентов ФФКиС к работе с лицами бисенсорными нарушениями

критерии

\ ^

деятельностныи

когнитивный

мотивационный

рефлексивный

уровни /

критический

допустимый

продвинутый

Рисунок 4. Модель формирования готовности студентов физкультурного профиля к работе с людьми с

бисенсорными нарушениями

Более того необходимо отметить, что для большинства специалистов сам термин «люди с бисенсорными нарушениями или слепоглухие» представляется как описание людей с тотальными нарушениями в этих сферах. Стоит отметить, что, проанализировав всю имеющуюся литературу и получив консультацию у специалистов фонда «Со - единение», мы поясняли, что к данной категории относятся все люди имеющие двойственные нарушения в этих сферах не зависимо от степени тяжести, что значительно облегчает работу с некоторыми из них.

Выводы. В своей программе мы попытались учесть недостающие знания о данной категории, которые необходимы будущим специалистам для определения нагрузки, подбора упражнений и в целом для работы. Исходя из собственного опыта, мы попытались уложить необходимые знания, которые частично нами были апробированы на студентах во время проведения профессионально-ориентированных занятий во время секций и при подготовке к соревнованиям. Кроме того, нами учитывался интерес студентов и наиболее значимые вопросы. Безусловно темы, заявленные в данном курсе, не исчерпывают всей информации по работе с данной категорией. Более того непосредственных источников, касающихся АФК по работе с данными лицами очень немного, т.к. данная проблема в науке широко не раскрыта. Существует достаточно большое количество исследований психолого-педагогической направленности, которые практически не затрагивают физкультурный профиль.

Литература:

1. Евсеев, С.П. Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе использования инновационных технологий физического воспитания инвалидов / С.П. Евсеев, А.Г. Комков, О.М. Шилков // Физическая культура: воспитание образование, тренировка. - 2006. - № 2. - 170 с.

2. Загревская, А.И. Модель двигательной деятельности студентов на основе кинезиологического подхода к физкультурно-спортивному образованию / А.И. Загревская // Ученые записки. - 2015. - № 1 (119). - С. 78-83

3. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров -Москва: «МарТ», 2005. - 448 с.

4. Молонов, Г.Ц. Фундаментализация общеобразовательной подготовки школьников / Г.Ц. Молонов - Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2002. - 142 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.