Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СТУДЕНТЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логачев Никита Вячеславович, Макеева Вера Степановна

Рассматривается проблема профессиональной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как конкурентоспособных специалистов. Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в 12 вузах России и ориентированного на выявление особенностей личностно-профессиональной подготовленности выпускников вузов, имеющих ограниченные возможности здоровья, как конкурентоспособных специалистов. На основании данных этого исследования и теоретических источников проводится сравнительный анализ уровня и типа профессиональной подготовленности выпускников как с ОВЗ, так и без них. Авторы приходят к выводу, что большинство студентов старших курсов с ОВЗ современных вузов обладают недостаточно высокой степенью теоретической и практической подготовленности и низким уровнем выраженности профессионально важных качеств их личности. В статье раскрываются недостатки системы профессиональной подготовки студентов с ОВЗ как конкурентоспособных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логачев Никита Вячеславович, Макеева Вера Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL AND PROFESSIONAL CHARACTERISTICS OF UNIVERSITY GRADUATES WITH DISABILITIES AS COMPETITIVE SPECIALISTS OF ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION

The problem of professional training of students with disabilities as competitive specialists is considered. The article presents the results of an empirical study conducted in 12 Russian universities and focused on identifying the features of personal and professional readiness of university graduates with limited health opportunities as competitive specialists. Based on the data of this study and theoretical sources, a comparative analysis of the level and type of professional readiness of graduates with and without disabilities is carried out. The authors come to conclusion that the majority of senior students with disabilities in modern universities have an insufficiently high degree of theoretical and practical readiness and a low level of expression of professionally important qualities of their personality. The article reveals the shortcomings of the system of professional training of students with disabilities as competitive specialists.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 8. С. 181-185. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 8. P. 181-185.

Научная статья УДК 376.2

https://doi.org/10.24158/spp.2021.8.26

Личностно-профессиональные особенности выпускников вузов с ограниченными возможностями здоровья как конкурентоспособных специалистов

адаптивной физической культуры

Никита Вячеславович Логачев1, Вера Степановна Макеева2

1 Государственный университет управления, Москва, Россия, nikonor2002@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5001-8503

Государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва, Россия, vera_191@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5969-4324

Аннотация. Рассматривается проблема профессиональной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как конкурентоспособных специалистов. Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в 12 вузах России и ориентированного на выявление особенностей личностно-профессиональной подготовленности выпускников вузов, имеющих ограниченные возможности здоровья, как конкурентоспособных специалистов. На основании данных этого исследования и теоретических источников проводится сравнительный анализ уровня и типа профессиональной подготовленности выпускников как с ОВЗ, так и без них. Авторы приходят к выводу, что большинство студентов старших курсов с ОВЗ современных вузов обладают недостаточно высокой степенью теоретической и практической подготовленности и низким уровнем выраженности профессионально важных качеств их личности. В статье раскрываются недостатки системы профессиональной подготовки студентов с ОВЗ как конкурентоспособных специалистов.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, студенты с ограниченными возможностями здоровья, критерии профессиональной подготовленности, качества личности, конкурентоспособные специалисты

Для цитирования: Логачев Н.В., Макеева В.С. Личностно-профессиональные особенности выпускников вузов с ограниченными возможностями здоровья как конкурентоспособных специалистов адаптивной физической культуры // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 8. С. 181-185. https://doi.org/10.24158/spp.2021.8.26.

Original article

Personal and professional characteristics of university graduates with disabilities as competitive specialists of adaptive physical education

Nikita V. Logachev1, Vera S. Makeeva2

''State University of Management, Moscow, Russia,

nikonor2002@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5001-8503

2State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism, Moscow, Russia,

vera_191@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5969-4324

Abstract. The problem of professional training of students with disabilities as competitive specialists is considered. The article presents the results of an empirical study conducted in 12 Russian universities and focused on identifying the features of personal and professional readiness of university graduates with limited health opportunities as competitive specialists. Based on the data of this study and theoretical sources, a comparative analysis of the level and type of professional readiness of graduates with and without disabilities is carried out. The authors come to conclusion that the majority of senior students with disabilities in modern universities have an insufficiently high degree of theoretical and practical readiness and a low level of expression of professionally important qualities of their personality. The article reveals the shortcomings of the system of professional training of students with disabilities as competitive specialists.

Keywords: professional training, students with disabilities, criteria of professional readiness, personality qualities, competitive specialists

For citation: Logachev N.V., Makeeva V.S. Personal and professional features of graduates of universities with restricted health opportunities as competitive specialists of adaptive physical education // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 8. P. 181-185. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.20218.26.

В настоящее время в соответствии с федеральным законодательством, государственными программами и иными нормативно-правовыми актами наметилась устойчивая тенденция к уве-

личению как численности студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающихся в российских вузах, так и количества самих образовательных организаций, осуществляющих их профессиональную подготовку [1]. Поэтому актуальной и приоритетной задачей современного общества является создание условий доступного, полноценного и качественного профессионального образования лиц с ОВЗ [2]. На ее решение направлена государственная социальная политика Российской Федерации. Однако система их подготовки формируется стихийно, что связано с отсутствием в современной педагогике целостной теории, разработанной на основе результатов фундаментальных и прикладных педагогических исследований. Такая схема влечет за собой возникновение и развитие ряда проблем, от преодоления которых зависит эффективность выполнения стратегических государственных программ и реализации гуманистических идей, соответствующих общепризнанным мировым стандартам.

Главными особенностями современного высшего образования считаются ориентация на работодателя и подготовка не только высококвалифицированного специалиста как профессионала, но и специалиста, способного конкурировать на рынке труда, обладающего качествами, обеспечивающими конкурентоспособность личности. В этом направлении проводятся исследования, в которых раскрываются сущностные характеристики конкурентоспособности, ее структура, критерии, показатели, способы оценки и измерения [3].

Сегодня предпринимаются попытки теоретического и практического осмысления необходимости совершенствования профессионального образования спортсменов-инвалидов, обосновывается актуальность этой проблемы, предлагаются пути ее решения в условиях вузовского физкультурного и педагогического образования [4]. Однако до настоящего времени системных исследований вопросов профессиональной подготовки лиц с ОВЗ как конкурентоспособных специалистов по адаптивной физической культуры (АФК) еще не предпринималось.

В Российской Федерации к лицам с ограниченными возможностями здоровья относятся глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, интеллекта (умственно отсталые), опорно-двигательного аппарата, а также инвалиды, дети-инвалиды: это «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» [5]. Предполагается, что разработка специальных исследований по выявлению личностных особенностей людей с ОВЗ в процессе профессиональной подготовки как будущих специалистов адаптивной физической культуры внесет вклад в решение задач по повышению их способности конкурировать на рынке труда со специалистами без ОВЗ.

Целью настоящего исследования выступает выявление особенностей личностно-профес-сиональной подготовленности выпускников вузов, имеющих ограниченные возможности здоровья, как конкурентоспособных специалистов адаптивной физической культуры. Для достижения поставленной цели были определены критерии профессиональной подготовленности лиц с ОВЗ как конкурентоспособных специалистов по АФК, включающие теоретическую, практическую и личностную готовность, отражающие общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции [6].

Теоретическая готовность предполагает наличие у будущих специалистов трех компонентов содержания образования:

- знаниевого: системы естественно-научных, общекультурных, экономических, психолого-педагогических и специальных знаний;

- когнитивного: способности к педагогическому мышлению, в том числе аналитические, проектировочные и прогностические умения;

- креативного: способности критически и логически мыслить, проявлять творческую активность.

Практическая готовность отражает способность выполнять физические упражнения и предвидеть особенности их выполнения лицами разных возрастов и нозологических групп (психофизическая готовность), владение методами и приемами адаптивного физического воспитания (методический компонент), технологиями профилактической медицины, образовательной, кор-рекционной, реабилитационной, воспитательной, развивающей, компенсаторной и организационно-управленческой деятельности (технологический компонент).

Личностная готовность определяется мотивацией к трудовой деятельности; подразумевает педагогическую направленность, мотивы самоактуализации и самосовершенствования (мо-тивационный компонент); адекватное восприятие людей с разными взглядами и потребностями, способность устанавливать с ними контакт, доброжелательность, эмпатию, толерантность (коммуникативно-перцептивный компонент); эмоциональную устойчивость, психическую и физическую выносливость, способность к волевым усилиям, нравственную надежность, ответственность и деловитость (регуляторно-волевой компонент).

В соответствии с выявленными критериями и показателями была разработана методика оценки уровня профессиональной подготовленности конкурентоспособных специалистов по АФК студентов-выпускников с ОВЗ и без ОВЗ. В исследовании приняли участие 42 выпускника с ОВЗ и 132 нормотипичных респондентов, освоивших основную образовательную программу по данному направлению подготовки.

В результате исследования на базе оценки уровня подготовленности установлено, что большинство выпускников, как с ОВЗ, так и без них, обладают средним уровнем теоретической, практической и личностной подготовленности. Однако различия между двумя группами подчеркивает тот факт, что количество студентов с ОВЗ, имеющих низкий уровень профессиональной подготовленности, значимо больше, чем в группе условно здоровых респондентов (рисунок 1).

5248 54,55 53,03 51,52

52,48 сп пп 50,00

27,27

9,0

I

36,36 42,86

952 7,58

1 ■

16,22 16, 9,09

39,40 33,33

7,14 9,85

6,67

I

низкий средний высокий низкий средний высокий низкий средний высокий

теоретическая подготовленность практическая подготовленность личностная

подготовленность

■ выпускники с ОВЗ "выпускники без ОВЗ

Рисунок 1 - Уровень профессиональной подготовленности выпускников

с ОВЗ и без ОВЗ, %

Так, низкий уровень теоретической подготовленности выявлен у 16,22 % опрошенных с ОВЗ, тогда как в контрольной группе такие выпускники составляют всего 9,09 %. Низкой степенью практической подготовленности, включающей психофизическую, методическую и технологическую готовность к осуществлению профессиональной деятельности в области адаптивной физической культуры, характеризуется почти половина всех принявших участие в исследовании респондентов с ОВЗ (42,86 %). В контрольной группе низкий уровень практической подготовленности определен только у 7,58 % выпускников.

Такая же картина наблюдалась и в показателях личностной подготовленности. Профессионально важные качества личности, обеспечивающие конкурентоспособность выпускников вузов - будущих специалистов по АФК, - мотивация к труду, нацеленность на успех в трудоустройстве и профессиональной деятельности - все это в большей степени характерно для респондентов, не имеющих ОВЗ. Причем среди опрошенных с ОВЗ нет ни одного студента, кто бы отличался одновременно высокими уровнями всех трех видов подготовленности.

Таким образом, в процессе исследования установлено, что конкурентоспособный тип профессиональной подготовки выпускников с гармоничным сочетанием и качественной теоретической, практической и личностной готовностью наблюдается у малого количества выпускников обеих групп.

На следующем этапе были изучены особенности развития представителей обеих групп -их когнитивная, мотивационная, эмоционально-волевая сферы личности. В этом плане внимания заслуживают результаты сравнительного анализа показателей преобладающего типа рефлексии, так как рефлексивные способности считаются одними из главных характеристик профессионализма специалистов по АФК (таблица 1).

Таблица 1 - Показатели типа рефлексии респондентов

Показатель Выпускники с ОВЗ Выпускники без ОВЗ 1 Р

Интроспекция (самокопание) 7,92 ± 0,8 4,44 ± 0,5 3,70 <0,001

Системная рефлексия 4,56 ± 0,6 5,72 ± 0,6 1,36 >0,05

Квазирефлексия 6,92 ± 0,8 3,78 ± 0,5 3,34 <0,01

Установлено, что в группе студентов с ОВЗ среднегрупповые показатели интроспекции и квазирефлексии значимо выше, чем в группе опрошенных без ОВЗ. Интроспекция как тип рефлексии заключается в самокопании и самобичевании, что находит подтверждение и в исследованиях других авторов [7]. Самокритика при этом имеет мало общего с рефлексивными способностями как умениями адекватно оценить свои возможности, сильные и слабые стороны, принять их в целях выработки путей и способов их изменения.

Интерес также представляют результаты исследования волевых способностей, поскольку волевые качества личности (целеустремленность, инициативность, активность, дисциплинированность) традиционно считаются одними из главных характеристик конкурентоспособности специалиста (таблица 2).

Таблица 2 - Показатели контроля за действием у выпускников вузов

Показатель контроля за действием Выпускники с ОВЗ Выпускники без ОВЗ t

В ситуации неудачи 2,7 ± 0,5 5,2 ± 0,6 3,21

В ситуации планирования 4,0 ± 0,5 6,9 ± 0,8 3,09

В ситуации реализации действий 3,7 ± 0,5 6,8 ± 0,7 3,60

Примечание: p < 0,01.

Установлено, что в группе, состоящей из выпускников с ОВЗ, среднегрупповые показатели волевых процессов значимо ниже, чем в контрольной группе. Большинство из них по сравнению с условно здоровыми студентами характеризуются склонностью к размышлениям о своем состоянии; стремлением к концентрации внимания на собственных эмоциональных переживаниях, вызванных ситуацией неуспеха; меньшей эффективностью функционирования стратегий волевого контроля при планировании и реализации задуманных действий. Они в большей степени, чем респонденты без ОВЗ, склонны к инициации развития негативных эмоциональных состояний. Их намерения гораздо реже, чем у студентов без ОВЗ, превращаются в действия, что свидетельствует о наличии у них синдрома выученной беспомощности, ощущения внутренней несвободы, отчуждения.

Следовательно, можно констатировать, что существующие практики профессиональной подготовки в вузе лиц с ОВЗ как будущих специалистов по АФК не позволяют им достичь конкурентоспособного уровня на рынке труда наравне со специалистами без ОВЗ. Большинство из них характеризуются трудоспособным уровнем подготовленности, отражающим удовлетворительный объем знаний и умений, при недостаточной сформированности профессионально важных и конкурентообеспечивающих качеств их личности.

Полученные данные позволяют утверждать, что успешность профессиональной подготовки лиц с ОВЗ во многом объясняется следующими личностными факторами:

- отсутствием трудовой мотивации;

- заниженной или компенсаторно завышенной самооценкой;

- низким уровнем волевой регуляции, обусловленным ориентацией лиц с ОВЗ на негативные эмоциональные состояния, склонностью к фиксации своих переживаний, неспособностью осознавать свои намерения, реально воспринимать действительность, собственные сильные и слабые стороны.

Таким образом, в процессе исследования педагогический мониторинг профессиональной подготовленности и разработанный критериально-оценочный аппарат дали возможность выявить особенности лиц с ОВЗ, не позволяющие определять их как конкурентоспособных специалистов по АФК. Результаты показали, что большинство выпускников с ОВЗ не обладают профессиональной направленностью личности, не имеют тех профессионально важных качеств, которые могли бы гарантировать им успех в последующем трудоустройстве и построении профессиональной карьеры как конкурентоспособных специалистов.

Современная система высшего образования по адаптивной физической культуре не в полной мере учитывает особенности студентов с ОВЗ, что негативно отражается в результатах их профессиональной подготовки. Установленный факт позволяет направить усилия авторов на поиск средств и методов увеличения эффективности образовательного процесса по адаптивной физической культуре, обеспечивающих повышение конкурентоспособности студентов с ОВЗ на рынке труда.

Список источников:

1. Арефьев А.А. Комплексное сопровождение инклюзивного образования как фактор повышения конкурентоспособности инвалидов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 2-4. С. 40-42 ; Логачев Н.В. Особенности функционирования современной системы инклюзивного образования // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2019. Т. 8, № 4. С. 49-53. https://doi.org/10.12737/2587-912X-2020-49-53.

2. Алехина С.В., Вачко И.В. Методологические подходы к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса в образовании // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 5. С. 97-103 ; Динамика конкурентоспособности студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в процессе их обучения / Т.И. Бонкало, О.О. Заварзина, С.В. Шмелева и др. // Школа будущего. 2019. № 5. С. 92-103.

3. Гребенникова В.М., Рыбкин А.Д. Анализ сущностных характеристик феномена «конкурентоспособность» в аспекте подготовки современного педагога // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9, № 5-2. С. 178-183. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-5/2-178-183 ; Динамика конкурентоспособности ...

4. Родионова А.Д. Влияние адаптивной физической культуры на жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов // Modern Science. 2021. № 6-1. С. 496-500.

5. Об образовании в РФ : Федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3 : в ред. от 7 марта 2018 г. // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53, ч. 1. Ст. 7598.

6. Логачев Н.В., Шмелева С.В. Критерии и показатели профессиональной подготовленности лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья как конкурентоспособных специалистов по адаптивной физической культуре // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10, № 6-2. С. 97-102. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-6/2-00-00.

7. Динамика конкурентоспособности . ; Особенности профессиональной подготовки лиц с ОВЗ как конкурентоспособных специалистов / Т.И. Бонкало, С.В. Феоктистова, С.В. Шмелева, Н.В. Логачев // Вестник ТвГУ. Сер.: Педагогика и психология. 2020. № 4. С. 168-175 ; Родионова А.Д. Указ. соч.

Информация об авторах Н.В. Логачев - соискатель, Государственный университет управления, Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1060737.

В.С. Макеева - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики баскетбола, Государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=159045.

Information about the authors N.V. Logachev - PhD student, State University of Management, Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1060737.

V.S. Makeeva - D.Phil. in Education Science, Professor of the Department of Theory and Methodology of Basketball, State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism, Moscow, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=159045.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 26.07.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 06.08.2021 Принята к публикации / Accepted for publication 26.08.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.