УДК 376.34
Ведерникова Д.Н.
студентка группы ФОТ 18/2 Забайкальский государственный университет (г. Чита, Россия)
Клименко О.Е.
канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики Забайкальский государственный университет (г. Чита, Россия)
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СКОРЕЙ НА ЛЫЖИ!»
Аннотация: в статье представлены аспекты физического состояния учащихся с бисенсорными нарушениями, и улучшение их качество во время занятий во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: лыжная подготовка, обучение технике способов передвижения, внеурочная деятельность.
Сложными нарушениями нужно называть наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребенка. Нарушения развития, входящие в состав сложного дефекта, связаны с повреждением разных систем организма.
Низкая двигательная активность, связанная со страхом освоения пространства (у детей с депривацией зрения), является одним из факторов, тормозящих развитие физических качеств.
Для учащихся с бисенсорными нарушениями занятия лыжной подготовкой имеют особое место в их развитии. Лыжная подготовка влияет на развитие координационных способностей, ориентацию в пространстве, улучшение эмоциональной сферы, повышение систем организма.
Педагогический эксперимент проводился с целью разработки проекта физкультурно-образовательной деятельности, основой которого является технология обучения способам передвижения на лыжах учащихся с бисенсорными нарушениями, позволяющая корректировать дефекты развития двигательной сферы, способствующая расширению арсенала двигательных умений и навыков, повышению функциональных возможностей организма, тем самым, социализации и интеграции занимающихся в общество нормально слышащих и видящих сверстников.
Мы считаем, что в связи с тем, что группа разновозрастная, занятия по лыжной подготовке будут проводиться после основных уроков, в определенное время. При этом дополнительные занятия будут иметь благоприятный эффект на здоровье учащихся с двойными нарушениями. Занятия на лыжах в отличие от стандартных уроков физической культуры проводятся на открытой местности, в естественных изменяющихся погодных условиях, где происходит совершенствование адаптационных способностей организма, улучшается приспосабливаемость и сопротивляемость организма к естественным, а также неблагоприятным условиям. Занятия лыжной подготовкой способствуют развитию выносливости, скоростно-силовых способностей, гибкости, ловкости, закаляют организм, а также улучшают работу сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, повышают физическую и умственную работоспособность.
В разработанной технологии нами представлено тематическое планирование на третью четверть. Мы планируем проведение двух занятий на одной недели. Тематическое планирование представлено в таблице 1.
Таблица 1. Примерный план занятий по лыжной подготовке для учащихся с бисенсорными нарушениями
№ Количество Содержание Методы
п/п часов
1 1 Вводное занятие. Рассказ о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России и мире. Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь. Групповые
2 4 Обучение стойкам лыжника, Обучения разноименной работе рук и ног. Обучение поворотам на месте. Игровые упражнения Групповой, индивидуальный, поточный
3 4 Обучение ступающему и скользящему шагу. Игровые элементы: «У кого лучше веер?»; «Чья «снежинка» красивее?»; «У кого лучше «гармошка»»; «Покажи аиста». Групповой, индивидуальный, поточный
4 2 Продолжить обучение ступающему и скользящему шагу, приступить к обучению поворотов в движении. Игровые упражнения Групповой, индивидуальный, поточный
5 4 Совершенствовать ступающий и скользящий шаг, приступить к обучению попеременно двухшажного хода. Упражнения без палок, с палками. Игровые элементы: «Кто Групповой, индивидуальный, поточный
дальше проскользит?»; «у кого меньше шагов?»; «эстафета»
6 3 Продолжить обучение попеременно двухшажного хода. Упражнения без палок, с палками. Приступить к обучению преодоления спусков. Игровые упражнения. Групповой, индивидуальный, поточный
7 2 Совершенствовать попеременно двухшажный ход, продолжить обучение преодоления спусков. Игровые элементы. Групповой, индивидуальный, поточный
Для более легкого освоения способов передвижения на лыжах, необходимо использовать имитационные, подводящие упражнения. Все упражнения необходимо выполнять 8-10 раз, возможно увеличение повторения, в связи с особенностями детей. Если учащиеся испытывают трудности в обучении нового вида, необходимо вернуться к ранее изученному способу и повторить снова. Для поддержания эмоционального настроя в группе, необходимо использовать игровые, соревновательные элементы. Ниже мы представляем перечень упражнений для обучения способам передвижений на лыжах.
Разработан проект физкультурно-оздоровительной деятельности «Скорей на лыжи!», в качестве замысла которого выступает технология обучения способам передвижения на лыжах учащихся с бисенсорными нарушениями, основанная на базовой методике с авторской корректировкой, включающая тематическое планирование, имитационные, подводящие и игровые упражнения, способствующие развитию двигательной сферы, координационных способностей и повышению функциональных возможностей организма детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Бедарева, А.С. Особенности формирования пространственных представлений у слабослышащих детей. /А.С. Бедарева. // Молодой ученый. - 2019. - № 46. - С. 255-257
Vedernikova D.N.
student of the group PHOTO 18/2 Trans-Baikal State University (Chita, Russia)
Klimenko O.E.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy Trans-Baikal State University (Chita, Russia)
PROJECT DEVELOPMENT PHYSICAL CULTURE AND RECREATION
ACTIVITIES "HURRY UP TO SKI!"
Abstract: the article presents aspects of the physical condition of students with bisensory disorders, and improving their quality during extracurricular activities.
Keywords: ski training, training in technique of methods of movement, extracurricular activities.