Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ СОЗДАНИИ ДЕТСКОГО МЮЗИКЛА'

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ СОЗДАНИИ ДЕТСКОГО МЮЗИКЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фольклор / педагогическая деятельность / детский мюзикл / театральная деятельность / вокально-хоровая подготовка / folklore / pedagogical activity / children's musical / theatrical activity / vocal and choral training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кислова Оксана Николаевна, Филимонова Екатерина Александровна

В статье рассматриваются актуальные формы работы с фольклорным материалом в системах дополнительного и общего образования, а именно, создание детских современных мюзиклов. Определены основные этапы педагогической работы в подготовке новой формы сценического воплощения детского фольклора. Отмечено, что работа над мюзиклом является интересной и для детей, и для педагогов, так как все включаются в творческий процесс процесс игры. А игра является основным видом деятельности в детском возрасте. В заключении сформулирован вывод, что работа над спектаклем должна включать в себя вокальную, театральную и хореографическую подготовку. Театр является одной из распространенных и интересных форм творческого взаимодействия педагога, детей-актеров и зрителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кислова Оксана Николаевна, Филимонова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the current forms of work with folklore material in the systems of additional and general education, namely, the creation of children's modern musicals. The main stages of pedagogical work in the preparation of a new form of stage embodiment of children's folklore are determined. It is noted that the work on the musical is interesting for both children and teachers, since everyone is involved in the creative process the process of playing. And the game is the main activity in childhood. In conclusion, the conclusion is formulated that the work on the performance should include vocal, theatrical and choreographic training. Theater is one of the most common and interesting forms of creative interaction between a teacher, child actors and spectators.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ СОЗДАНИИ ДЕТСКОГО МЮЗИКЛА»

Обучение будет организовано в онлайн формате на платформе Центра педагогического мастерства. Обучающиеся будут проходить курс в индивидуальной форме, теоретические занятия представляют собой видео лекции, а контроль знаний осуществляется посредствам выполнения самостоятельных работ, которые проверяются преподавателем курса. Срок освоения материала 28 часов.

Во время прохождения обучения педагоги смогут освоить образовательные онлайн-ресурсы, ознакомиться с различными релевантными литературными источниками и пройти практику по решению олимпиадных заданий.

Выводы. Представленный выше курс повышения квалификации для учителей истории по подготовке обучающихся к предметной олимпиаде может удовлетворить потребность в улучшении подготовки кадров и осуществлять данный процесс эффективно за счет особенностей своего формата.

Онлайн занятия повышают доступность знаний для педагогов из различных субъектов РФ, а также преподаватели в ходе обучения смогут научатся эффективно использовать электронные учебники и различные онлайн-ресурсы для проведения уроков истории, получив соответствующий опыт. Помимо всего прочего курс уделяет большое внимание непосредственно работе с олимпиадными заданиями и эссе и выявлением у учеников способностей к их решению, что позволит продуктивнее проводить тренировочные занятия.

Мы считаем, что опыт подготовки преподавателей к работе со школьниками и, конкретно, к предметным олимпиадам, можно более широко использовать, в том числе и при подготовке студентов магистратуры [11]. Так в НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»» каждый год открываются магистерские программы, в том числе, связанные с дополнительным образованием школьников и транслирование и расширение подобного опыта, безусловно, будет крайне полезным в процессе подготовки будущих преподавателей нового типа, которые должны уметь работать с учащимися разного уровня подготовки, в том числе и одарёнными, которые нередко как раз и представляют свои образовательные учреждения на предметных олимпиадах.

Литература:

1. Афанасьев, М.В. Информационное и кадровое обеспечение деятельности профессиональных образовательных организаций / М.В. Афанасьев, Э.М. Галямова, Е.И. Губин // Управление образованием: теория и практика. - 2021. - № 1 (41). - С. 118-129

2. Екимова, Н.А. Оценка эффективности школьного образования на основе данных общероссийских олимпиад / Н.А. Екимова // Экономика образования. - 2014,№ 1. - С. 33-47

3. Исмагилов, Р.Ф. Деловой климат в России: сегодняшнее состояние и перспективы развития (политико-правовой и экономический анализ) / Р.Ф. Исмагилов // Правовое поле современной экономики. -2013. - № 9. - С. 11-19

4. Кетова, Л.П. Проблемы учебно-методической работы преподавателя истории неисторических направлений подготовки высшего образования / Л.П. Кетова // Материалы всероссийской (национальной) научной и учебно-методической конференции с международным участием (пос. Персиановский, 26-29 июн. 2021 г.). - пос. Персиановский: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Донской государственный аграрный университет", 2021. - С. 434-439

5. Курсы повышения квалификации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn-llafu.xn— plai/проекты/курсы-повышения-квалификации/ (дата обращения: 20.06.2023)

6. Программы повышения квалификации для учителей и преподавателей вузов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/dop-obr/programs/pk/teachers/53401/ (дата обращения: 20.06.2023)

7. Минпросвещения России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/olympiads/ (дата обращения: 20.06.2023)

8. Основные сведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйрз://хп—11аШ.хп~рШ/основные-сведения/ (дата обращения: 20.06.2023)

9. Петькова, Ю.Р. История развития дистанционного образования. Положительные и отрицательные стороны МООС / Ю.Р. Петькова // Успехи современного естествознания. - 2015. - №3. - С. 199-204

10. Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. N 3273-р Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста [Электронный ресурс]. - Peжимдocтyпa:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73284005/#1000 (дата обращения: 20.06.2023)

11. Filimonyuk, L.A. Formation of value-sensitive orientation in the educational space of society competence of magistracy students of psychological-pedagogical course / L.A. Filimonyuk, L.V. Khalyapina, K.A. Chebanov, [etc.] II Journal of Fundamental and Applied Sciences.-2018,-T. 10. -№ 5S.-C. 1007-1019

Педагогика

УДК 378

преподаватель Кислова Оксана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Филимонова Екатерина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ СОЗДАНИИ ДЕТСКОГО МЮЗИКЛА

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные формы работы с фольклорным материалом в системах дополнительного и общего образования, а именно, создание детских современных мюзиклов. Определены основные этапы педагогической работы в подготовке новой формы сценического воплощения детского фольклора. Отмечено, что работа над мюзиклом является интересной и для детей, и для педагогов, так как все включаются в творческий процесс - процесс игры. А игра является основным видом деятельности в детском возрасте. В заключении сформулирован вывод, что работа над спектаклем должна включать в себя вокальную, театральную и хореографическую подготовку. Театр является одной из распространенных и интересных форм творческого взаимодействия педагога, детей-актеров и зрителей.

Ключевые слова: фольклор, педагогическая деятельность, детский мюзикл, театральная деятельность, вокально-хоровая подготовка.

Annotation. The article discusses the current forms of work with folklore material in the systems of additional and general education, namely, the creation of children's modern musicals. The main stages of pedagogical work in the preparation of a new form

of stage embodiment of children's folklore are determined. It is noted that the work on the musical is interesting for both children and teachers, since everyone is involved in the creative process - the process of playing. And the game is the main activity in childhood. In conclusion, the conclusion is formulated that the work on the performance should include vocal, theatrical and choreographic training. Theater is one of the most common and interesting forms of creative interaction between a teacher, child actors and spectators.

Key words: folklore, pedagogical activity, children's musical, theatrical activity, vocal and choral training.

Введение. В современной культуре мюзикл занимает значимое место. Это музыкально-сценическое произведение, содержащее элементы диалога, песен, музыки и хореографии. Для детей музыкальные спектакли представляют собой уникальную возможность проявить все свои творческие способности. Участие в мюзиклах способствует развитию музыкальности, танцевальных навыков, актерского мастерства и чувства эстетики. Ключевым элементом мюзикла является хореография, в которой движения тела совмещаются с музыкой и создают гармоничное целое. Она должна быть соответствующей музыке и сценарию, передавать эмоции персонажей и нести определенный смысл. Вместе с хореографическими элементами неотъемлемую роль играют костюмы, декорации и освещение, которые помогают задать настроение и создать необходимую атмосферу.

Для актеров мюзикл является большим испытанием, так как помимо хорошего вокала и танцевальных навыков необходимо умение играть на сцене и передавать эмоции персонажа. Однако роль актера в мюзикле дает уникальную возможность выразить свои эмоции и таланты перед широкой аудиторией. Для детей игра в мюзикле становится определенным испытанием, умозаключением различных аспектов искусства. Комбинация музыки, танца и актерского мастерства не только способствует развитию творческих способностей, но и вдохновляет на создание новых произведений. Для зрителя же мюзикл остается великолепным образцом искусства с талантливыми актерами и интересным сюжетом.

Изложение основного материала статьи. Реализация проекта по организации детского спектакля предусматривает несколько этапов. Первоначальный этап включает в себя подбор репертуара и знакомство детей со сценарием. Необходима подготовка к работе, определение исполнителей ролей, а также установление контакта с родителями учащихся, подготовка декораций, костюмов и атрибутов, разработка плана украшения музыкального зала.

1. Подбор репертуара. Работа над мюзиклом включает в себя множество этапов. Одним из самых важных является подбор репертуара. Точность и интересность подбора сюжета напрямую влияют на успех проекта и его приемлемость для широкой зрительской аудитории. В качестве основного материала для мюзикла часто выступают сказки. Могут быть использованы как русские народные, так и зарубежные, а также современные сказочные сюжеты. Сильной стороной сказок являются волшебные превращения и сценические игры, которые со стороны детей воспринимаются как захватывающие и занимательные. Жанр мюзикла объединяет в себе музыку, хореографию и театрализацию, что помогает вовлекать зрителей в происходящее на сцене. Правильный выбор сказочной основы и ее эффективная интерпретация являются ключевыми факторами в создании успешного мюзикла.

2. Подготовительный этап работы. В рамках нашего проекта предусмотрен комплекс деятельностей, включающий:

- беседы о постановке;

- посещение или просмотр спектаклей образовательного учреждения;

- игровые виды деятельности;

- работу с детьми вокально-хорового направления;

- отслеживание музыкальных произведений и создание образов, связанных с ними.

Беседы на тему постановки позволяют маленьким зрителям лучше понять происходящее на сцене, разобраться в тонкостях актерской игры и, таким образом, глубже вжиться в спектакль. Посещение или просмотр различных спектаклей в образовательном учреждении позволяет детям расширить свой кругозор, знакомиться с разными жанрами и стилями и накопить опыт, который может пригодиться в будущем. Игровые виды деятельности помогают детям развивать логическое и творческое мышление, расширять кругозор и учиться коммуникации в группе. Работа с вокально-хоровым репертуаром направлена на развитие музыкального слуха, вокальной техники, овладение нотным языком и создание ансамбля из участников. Слушание музыкальных произведений способствует развитию музыкального вкуса, расширению кругозора и восприятию различных стилей и жанров. Создание образа музыкального произведения позволяет развить творческие способности и воображение детей. Все эти виды деятельности взаимодействуют и позволяют создать полноценную образовательную программу, способствующую всестороннему развитию личности ребенка.

3. Выбор исполнителей. В процессе создания музыкального проекта, начальный этап может включать изучение песен и танцев со всеми участниками. Однако, на более поздней стадии работы, становится очевидно, на кого можно положить те или иные роли. Различие между музыкальной сказкой и мюзиклом заключается в том, что в последнем каждый ребенок является солистом. В мюзикле отсутствуют главные и второстепенные роли, поскольку каждый персонаж имеет свою собственную выразительность в музыкальной и театральной линиях. Кроме того, каждый ребенок может проявить свои таланты в рамках музыкального проекта. Важно подходить к детям индивидуально и деликатно, так как они находятся в очень чувствительном возрасте. Необходимо объяснить им, что каждая роль и персонаж являются важными для успешной постановки, и маленьких ролей не бывает.

4. Работа с родителями. Родителям необходимо перенести основную идею о том, что их активное участие в организации мероприятий позволит достичь более полного и успешного результата. Они могут проявить свою заинтересованность в подготовке декораций, пошиве костюмов (допускается использование услуг специализированных магазинов, а также собственноручное шитье), а также покупке атрибутов. Они должны проявлять интерес и постоянную заинтересованность в репетициях, распределении ролей, запоминании текста и могут предложить помощь в проведении домашних репетиций.

5. Подготовка декораций и атрибутов. При подготовке музыкального проекта, особенно для детей, необходимо обратить внимание на важную и интересную часть - создание эскизов масок, костюмов и декораций. Участие детей в этом процессе не только способствует развитию их творческого потенциала и фантазии, но также позволяет им участвовать в создании целого мира, где они могут выразить себя и свои идеи.

Важно давать детям возможность самостоятельности в процессе создания, не ограничивать их инициативу, тем самым помогая им развивать свою личность и творческие навыки. Ведь именно в этом возрасте заложены основы творческого мышления, которое может определить выбор профессии и в будущем. При организации детского мюзикла можно использовать различные виды игровой деятельности, которые не нарушат основную структуру музыкального занятия. Это поможет ребятам не только участвовать в процессе создания, но также улучшить свой музыкальный слух и расширить знания в области музыки.

6. Украшение музыкального зала. На этапе подготовки музыкального представления, имеет значение разработка концепции оформления зала. В подготовительной работе можно привлечь родителей и педагогов для сотрудничества.

Важным аспектом является соответствие эстетики оформления выбранной теме. Однако, здесь есть возможность проявить свою инициативность, творческое мышление и способность к изобретательности, например, создавать необычные вещи своими руками или рисовать плакаты.

7. Работа над сказкой (разучивание сказки). В процессе индивидуальных занятий по музыке дети становятся способными разучивать сольные партии и дуэты. На начальном этапе каждый ребенок учится исполнять свою роль в диалогах с педагогом, который играет роль партнера. Затем дети начинают взаимодействовать между собой, исполняя свои роли. В период групповых занятий часть времени отводится на разучивание хоров, танцев и массовых сцен, что позволяет подготовить музыкальную сказку фрагментарно с нескольких точек. Кроме того, педагог должен работать с детьми над театральным исполнением их ролей, а также включать театрализацию в дуэте, взаимодействуя с другими детьми.

При постановке мюзикла педагог ведет работу с детьми в трех направлениях. Музыкальное направление включает в себя вокально-хоровые занятия, которые направлены на постановку и развитие детского голоса, формирование вокально-исполнительных умений, подготовку вокального репертуара и разучивание вокальных партий. Также в этом направлении работают над формированием певческого дыхания, интонации и дикции.

Театральное направление способствует развитию творческого воображения, фантазии и распределению внимания. Актерское мастерство, в свою очередь, помогает раскрепощению детей и развитию их речевого аппарата, выработке классического произношения звуков, а также образности и эмоциональности подачи текста. Кроме того, на театральных занятиях детей учат культуре поведения на сцене.

Танцевальное направление способствует развитию ритмического навыка, освоению основных хореографических движений и фигур. На занятиях детей обучают правильной постановке корпуса, рук, головы и ног. Хореография в детском творчестве может помочь детям улучшить свою гибкость, координацию, равновесие и общую физическую форму.

Таким образом, вокальное, театральное и танцевальное направления в детском творчестве предоставляют детям возможность развивать свои творческие и физические способности, а также приобретать новые навыки и умения, необходимые для развития личности и успешной социализации в обществе.

8. Музыкальное оформление. Согласно проведенному исследованию, использование различных звуков природы, классической и народной музыки является эффективным способом придания спектаклю выразительности и яркости. Этот метод часто используется в современных театральных постановках. Один из этапов подготовки к спектаклю - разучивание вокальных партий под «минусовку». Это требует тщательной работы и закрепления навыков, но правильное обучение под фортепиано упрощает исполнение под "минус". Слушая музыкального руководителя, актеры повторяют его выступление, до тех пор, пока не достигнут определенного уровня мастерства.

Кроме того, важным элементом тренировки актеров является работа с микрофоном. Детям дают маленькие гирьки, чтобы они могли научиться содержать голос на определенной высоте. Затем они используют настоящие микрофоны, привыкая к ним постепенно. Это позволяет развивать у них уверенность в выступлении перед публикой.

Таким образом, подходящая музыкальная среда и тщательная подготовка актеров являются ключевыми элементами успешного театрального спектакля. Важно не только овладеть навыками, но и постоянно совершенствоваться, чтобы достичь высочайшего уровня исполнения.

9. Объединенные репетиции для всех участников спектакля. В процессе подготовки детского спектакля, после того как освоены все главные партии, включая дуэты, монологи, хоры, танцы, вокальные номера и диалоги, необходимо перейти к построению сцен. Этот этап процесса подготовки является важным и требует особого внимания со стороны педагога.

Для достижения наилучших результатов на этом этапе рекомендуется проводить тематические занятия, целиком посвященные созданию сказки. В этом случае эффективность занятия значительно повышается. Группы для проведения занятий формируются не более чем из 6-8 человек, включая детей, играющих главные роли, участвующих в одной или двух сценах и так далее. Фрагменты сказки необходимо постепенно усложнять, чтобы обеспечить постепенное увеличение уровня сложности вокальной и театральной деятельности участников. На данном этапе дети должны уверенно владеть музыкальными партиями и текстом, что обеспечит стабильность процесса подготовки к спектаклю.

10. Закрепление. В данной фазе, на руководство оставляется решение о дальнейшем планировании мероприятия. На этом этапе повторно детально обсуждаются важные аспекты организации, особое внимание уделяется проверке знаний детьми основ работы с микрофонами, а также проверяется их умение театрализоваться и взаимодействовать друг с другом. Помимо этого, важно обратить внимание на качество звукового и светового оборудования (в случае наличия такового) и тщательную подготовку зала к мероприятию.

11. Генеральная репетиция. В ходе генеральной репетиции рекомендуется создать максимально благоприятную обстановку. Основной задачей данного этапа является исправление крайне грубых ошибок. Необходимо уделить особое внимание началу спектакля, поскольку от его качества зависит успешность всего мероприятия. Если первые минуты пройдут без заметных неудач, то успех станет более вероятным. Кроме того, важно побудить участников репетиции преодолеть сценический страх, чтобы они могли полностью воплотить в жизнь свои музыкальные партии и создать незабываемое впечатление на зрителей. Очень важно уделить внимание деталям и осознать, что от каждого участника зависит успех всего спектакля.

Изначально задачей является обеспечение успеха молодых артистов, поднятия их самооценки и научение их не бояться ничего. Это достигается путем устранения возможного волнения и поддержки перед выходом на сцену. Важно также повторить сценарий и даваемые роли, а также пожелать удачи.

Выводы. Работа над спектаклем должна включать в себя вокальную, театральную и хореографическую подготовку. Важно организовать индивидуальную работу с детьми, а также провести объединенные репетиции для всех участников спектакля. На заключительном этапе проекта необходимо закрепить полученный результат и организовать генеральную репетицию перед премьерой. Театр является одной из распространенных и интересных форм творческого взаимодействия педагога, детей-актеров и зрителей. Итогом реализации проекта станет успешная премьера и полученный опыт организации детского спектакля.

Литература:

1. Бордюг, Н.Д. Детский музыкальный фольклор Нижегородской области в праздниках и обрядах / Н.Д. Бордюг. - Н. Новгород: Нижегород. обл. тип., 1993. - 81 с.

2. Бордюг, Н.Д. Русские народные игры. Игры в обрядах Нижегородской области / Н.Д. Бордюг. - Н. Новгород: ОНМЦ, 1992.-22 с.

3. Бичева, И.Б. Формирование эстетической направленности педагога дошкольного образования / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3(36). - Б01 10.26795/2307-1281-2021-9-3-5. -

ЕБЫ омдыму.

4. Кислова, О.Н. Детский музыкальный фольклор в культуре России: XVIII-XXI вв.: диссертация ... кандидата искусствоведения: 5.10.1. / Кислова Оксана Николаевна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»; Диссовет 24.2.338.03 (24.2.338.03)]. - Саранск, 2022. - 181 с.

5. Кислова, О.Н. Русский детский музыкальный фольклор второй половины XIX века в историческом, теоретическом и педагогическом аспектах / О.Н. Кислова // Музыкальное искусство и образование. - 2021. - Т. 9. - № 3. - С. 139-158. -DOI 10.31862/2309-1428-2021-9-3-139-158. -EDNWNHWHL.

6. Кислова, О.Н. Детский фольклор в системе современного музыкального образования / О.Н. Кислова, Е.А. Гусева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-1. - С. 158-163. - EDN RKIVJB.

7. Кислова, О.Н. Народное творчество и фольклорные традиции: учебно-методическое пособие: [12+] / О.Н. Кислова. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 61 е.: ил. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=594529 (дата обращения: 06.04.2023). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-44991480-4. - DOI 10.23681/594529. - Текст. Музыка: электронные.

8. Лобкова, Г.В. Методы освоения народных певческих традиций в современных условиях (из опыта работы фольклорного ансамбля Санкт-Петербургской государственной консерватории) / Г.В. Лобкова // Фольклорное движение в современном мире: Сборник статей. - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2016. - 232 с.

9. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, A.B. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 1(38). -DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-2

10. Путилов, Б.Н. Фольклор и народная культура / Б.Н. Путилов. - СПб.: Наука, 1994. - 433 с.

Педагогика

УДК 378.096

кандидат педагогических наук, доцент Клименко Ольга Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (г. Чита); кандидат педагогических наук, доцент Потехина Надежда Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (г. Чита)

ИЗ ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (АФК)

Аннотация. Авторами исследуется проблема подготовки специалистов для работы с инвалидами в инклюзивном образовании. Проанализирована литература, показывающая связь между готовностью к деятельности и формированием успешного специалиста. Авторами выделена проблема определения критериев, выявляющих продуктивность субъекта в будущей профессиональной деятельности, доказана необходимость разработки и внедрения в образовательный процесс вуза модели готовности студентов физкультурной направленности для работы с лицами с бисенсорными нарушениями. Авторы в своем исследовании анализируют готовность студентов физкультурной направленности к работе людьми с бисенсорными нарушениями, как состоящую из трех взаимосвязанных компонентов: когнитивного, аффективного и поведенческого. В статье представлена модель содержания формирования готовности студентов физкультурной направленности к работе с людьми с бисенсорными нарушениями, выделены основные уровни готовности студентов физкультурной направленности к работе с людьми с бисерсорными нарушениями.

Ключевые слова: готовность, студент физкультурной направленности, люди с бисенсорными нарушениями, инвалид, инклюзивное образование.

Annotation. The authors investigate the problem of training specialists to work with people with disabilities in inclusive education. The literature showing the connection between readiness for activity and the formation of a successful specialist is analyzed. The authors highlighted the problem of determining the criteria that identify the productivity of the subject in future professional activity, proved the need to develop and implement in the educational process of the university a model of readiness of students of physical culture orientation to work with persons with bisensory disorders. The authors in their study analyze the readiness of physical education students to work with people with bisensory disorders, as consisting of three interrelated components: cognitive, affective and behavioral. The article presents a model of the content of the formation of readiness of physical education students to work with people with bisensory disorders, highlights the main levels of readiness of physical education students to work with people with bisensory disorders.

Key words: readiness, physical education student, people with sensory impairments, disabled person, inclusive education.

Введение. В исследованиях таких авторов как Е.Н. Каленик, Л.В. Шапкова [1,7] и др. мы видим различные аспекты в подготовке специалистов для работы с инвалидами в инклюзивном образовании (в том числе с инвалидами).

Как показывает анализ литературных источников и мнения различных авторов, не в полной мере отражены вопросы подготовки специалистов физкультурной направленности, а по работе с бисенсорными расстройствами практически отсутствуют. Учитывая современные тенденции в современном обществе, нужны специалисты, умеющие быстро и нестандартно решать поставленные задачи, добиваться высокого уровня успеха в своей деятельности и обладающие рядом профессионально значимых качеств, необходимых для осуществления деятельности. Анализ литературы показал связь между готовностью к деятельности и формированием успешного специалиста. В связи с этим возникает проблема определения критериев, выявляющих продуктивность субъекта в будущей профессиональной деятельности. Эту проблему можно решить, целенаправленно формируя готовность студентов физкультурной направленности к работе с людьми со сложными нарушениями развития. Оценка определения готовности необходима на всех этапах обучения.

Изложение основного материала статьи. Существует необходимость разработки и внедрения в образовательный процесс вуза модели готовности студентов физкультурной направленности для работы с лицами с бисенсорными нарушениями, что поможет в формировании профессиональной компетентности и использования собственных потенциальных возможностей на основе специфических особенностей образовательного пространства взаимодействия с людьми с бисенсорными нарушениями.

В настоящее время многие технологии разработаны для подготовки специалистов для работы с слабовидящими и слабослышащими. Однако существует потребность в подготовке спортивных специалистов для реабилитации детей с комбинированными нарушениями, которые имеют отклонения в состоянии двух сенсорных систем-слуха и зрения,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.