Научная статья на тему 'СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-СЦЕНИЧЕСКИХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ'

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-СЦЕНИЧЕСКИХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
198
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / МУЗЫКАЛЬНО-СЦЕНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ / ЖАНРОВЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дылдина О. В.

В статье проанализированы формы организации дополнительного образования детей художественной направленности и введено понятие «музыкально-сценические формы организации дополнительного образования детей». Обоснован жанровый подход для систематизации этих форм, показано его отличие от дидактического подхода. Выделены четыре группы форм: на основе традиций жанра академической (классической) оперы; на основе традиций жанра мюзикла; на основе жанра музыкального кроссовера; на основе музыкально-игровых технологий. Обозначен педагогический потенциал, кратко охарактеризованы и выделены наиболее типичные характеристики каждой группы музыкально-сценических форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIZATION OF MUSICAL AND STAGE FORMS OF THE ORGANIZATION OF ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN

The article analyzes the forms of organization of artistic additional education for children and introduces the concept of musical and stage forms of organization of additional education for children. The genre approach for the systematization of these forms is substantiated, and its difference from the didactic approach is shown. Four groups of forms are distinguished: forms based on the traditions of academic (classical) opera; based on the traditions of musicals; based on crossover music; and based on musical and gaming technologies. The pedagogical potential of these forms is outlined, and the most typical characteristics of each group of musical and stage forms are briefy characterized and highlighted.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-СЦЕНИЧЕСКИХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2023-208-88-102 EDN WPPZUF

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-СЦЕНИЧЕСКИХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

О. В. Дылдина

Аннотация. В статье проанализированы формы организации дополнительного образования детей художественной направленности и введено понятие «музыкально-сценические формы организации дополнительного образования детей». Обоснован жанровый подход для систематизации этих форм, показано его отличие от дидактического подхода. Выделены четыре группы форм: на основе традиций жанра академической (классической) оперы; на основе традиций жанра мюзикла; на основе жанра музыкального кроссовера; на основе музыкально-игровых технологий. Обозначен педагогический потенциал, кратко охарактеризованы и выделены наиболее типичные характеристики каждой группы музыкально-сценических форм.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, музыкально-сценические формы, жанровый подход, систематизация

SYSTEMATIZATION OF MUSICAL AND STAGE FORMS OF THE ORGANIZATION OF ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN

O. V Dyldina

Abstract. The article analyzes the forms of organization of artistic additional education for children and introduces the concept of musical and stage forms of organization of additional education for children. The genre approach for the systematization of these forms is substantiated, and its difference from the didactic approach is shown. Four groups of forms are distinguished: forms based on the traditions of academic (classical) opera; based on the traditions of musicals; based on crossover music; and based on musical and gaming technologies. The pedagogical potential of these forms is outlined, and the most typical characteristics of each group of musical and stage forms are briefly characterized and highlighted.

Keywords: additional education of children, creative education, performing arts, musical and stage forms, genre approach, systematization

Введение

В соответствии с разработанной и утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, направлениями дополнительного образования указаны следующие: социально-гуманитарная, туристско-краевед-ческая, в области физической культуры и спорта; естественно-научная, техническая, художественная [18].

Отечественной системой дополнительного образования накоплен колоссальный опыт художественного обучения и воспитания школьников. При этом достижения педагогов в практической работе с детьми нередко опережают методологию и теорию. Примером тому является понятие формы организации дополнительного образования, которое на практике имеет разнообразные и привлекательные для детей способы реализации, а в теории еще недостаточно изучено. Одним

из единичных примеров является определение этого понятия как «внешнего выражения совместной деятельности педагогов и обучающихся. Организационные формы могут быть массовыми, групповыми и индивидуальными» [12, с. 32]. Однако в приведенном определении форма организации дополнительного образования не учитывается специфика художественной направленности дополнительного образования детей.

На едином национальном портале дополнительного образования детей (далее — ДОД) художественная направленность раскрывается через следующие виды творчества: музыкальное, театральное, хореографическое, изобразительное и декоративно-прикладное, эстрадное и цирковое [38].

В отечественной системе ДОД общеприняты традиционные формы: кружок, ансамбль, оркестр, театр, студия, клуб, секция, лаборатория, школа, мастерская, факультатив [7]. Но не все эти формы могут применяться в ДОД художественной направленности, в том числе с интеграцией разных видов искусства в сценической постановке.

А между тем практика работы с современным поколением детей показывает, что наиболее популярными и востребованными являются формы ДОД, интегрирующие разные виды искусства, художественной деятельности и жанры (например, квест, шоу, фэнтези, интерактивная игра и др.), особенно если это все организовано в целостном музыкально-сценическом действии. Для удовлетворения запросов и интересов современной молодежи педагоги и методисты, руководствуясь собственным профессиональным опытом и интуицией, сами создают сценарии и либретто, основанные на интеграции музыки, театра, хореографии и танца, и экспериментируют с формами и жанрами музыкальных постановок на сцене.

Таким образом, очевидно наличие противоречия между массовым характером работы педагогов по созданию сценариев и методических разработок в области современных форм и жанров ДОД художественной

направленности, с одной стороны, и отсутствием научно-методического обобщения этой работы — с другой.

В обозначенном противоречии кроется целый ряд вопросов, от решения которых, несомненно, зависит повышение эффективности ДОД художественной направленности: какими традициями богат отечественный опыт внешкольного и ДОД детей в области музыкально-сценических форм? Какими формами обогатился этот опыт за последние два-три десятилетия? В чем прослеживается преемственность традиционных и инновационных форм музыкально-сценической деятельности детей? Как влияют современные тенденции способов построения сюжета и линий драматургического развития на жанры и формы молодежных музыкально-сценических постановок? Возможно ли выделение общих оснований для упорядочения по классификационным группам всего многообразия музыкально-сценических форм для организации ДОД в единую систему?

Ответ на эти вопросы подводит к формулировке проблемы: какой научный подход может стать основой для обобщения и систематизации всего многообразия музыкально-сценических форм организации ДОД.

Для решения обозначенной проблемы необходимо достигнуть следующей цели: научно обосновать подход для систематизации всего многообразия музыкально-сценических форм организации ДОД. Задачи конкретизируют этапы научного поиска для достижения поставленной цели: 1) формулировка основного научного понятия — музыкально-сценические формы организации ДОД; 2) обоснование исходной научной категории для разработки единой систематизации музыкально-сценических форм организации ДОД; 3) систематизация групп музыкально-сценических форм организации ДОД и выделение в каждой из них наиболее характерных признаков.

Научная новизна и теоретическая значимость решения заключается в обосновании: нового научного понятия — музыкально-сценические формы ДОД; научно-методической

систематизации всего многообразия музыкально-сценических форм ДОД, в том числе с выявлением преемственности современных и востребованных на практике инноваций с отечественными традициями, накопленными за всю историю отечественной истории детского музыкально-художественного образования.

Решение этой проблемы имеет несомненную практическую значимость для педагогов и методистов системы ДОД, потому что позволит им не только систематизировать и конкретизировать представление обо всем многообразии музыкально-сценических форм организации деятельности детей, но и даст четкое представление о характерных особенностях каждой из этих групп — педагогическом потенциале этих форм; жанрово-стили-стической основе и степени сложности музыкально-художественного материала; особенностях их реализации с разным контингентом обучающихся (по возрасту, способностям, состоянию здоровья и др.); схожих и отличительных чертах этих форм организации ДОД в сравнении с аналогичными формами в традициях академических музыкально-сценических постановок для детей и с детьми и современной индустрии шоу-бизнеса.

Методология

Музыкально-сценические формы организации ДОД основываются на триединстве музыки (при ее доминирующей роли), литературно-поэтической основы и сценическом действии, объединенном замыслом режиссерской постановки, сюжетно-драматургиче-ским развитием, комплексом видов музыкально-художественной деятельности обучающихся и игровых технологий взаимодействия со зрительным залом. Однако доминантой в таких формах является музыка, а доминирующим видом деятельности детей — музыкальная. И поскольку музыкальная деятельность, а также все остальные виды художественной деятельности детей связаны со сценическим действием (литературно-поэтическая основа сценария постановки

и вокально-хоровых номеров; оформление сцены, изготовление сценических костюмов, декораций и атрибутов), то все многообразие сценических постановок такого рода трактуется как музыкально-сценические формы организации дополнительного образования детей.

Подходы к системному упорядочению форм музыкально-сценической деятельности детей предлагаются учеными в разных науках, относящихся к гуманитарному знанию. И. С. Блинкова выполнила философ-ско-культурологический анализ развития детского музыкального театра и видов сценических представлений в нем в разных странах мира — Индии, Китае, Западной Европе, России [5]. А. А. Бахтин выделил несколько типов детских спектаклей на основе искусствоведческого анализа феномена синтеза искусств как эстетической основы мюзиклов [4]. А. А. Ермаков в контексте искусствоведения проанализировал детский любительский оперный театр как специфическую форму творческой деятельности композиторов и художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения [13]. В числе педагогических исследований классификация форм музыкальных занятий в учреждениях дополнительного образования детей выполнена А. Н. Миронюк на основании следующих критериев: «приоритетный вид музыкального творчества; объединение учащихся по количественному признаку; функциональная направленность форм; организационные формы музыкально-образовательного процесса» [23, с. 8].

Новизна описанной в статье систематизации музыкально-сценических форм организации ДОД заключается в жанровом подходе, который опирается на жанровую природу любого вида искусства и еще не исследован для достижения целей и решения задач современной системы ДОД. В связи с этим отправным моментом для систематизации музыкально-сценических форм ДОД было обращение к категории жанр в искусстве.

Жанр определяется как «тип произведения искусства в единстве специфических

свойств его формы и содержания» [28]. Категория жанр является универсальной для разных видов искусства — музыкальные жанры (фольклорные, академические, эстрадно-джазовые и др.), литературные жанры (поэма, роман, повесть, рассказ и т. д.), хореографические жанры (эпические, драматические, лирические и др.), жанры изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и т. д.), жанры театральные (водевиль, буффонада, комедия, драма, трагедия, мелодрама и т. д.).

Музыкально-сценическое искусство — это синтетический жанр, основу которого составляют музыка, театр и хореография. Поскольку музыкально-сценические формы основываются на интеграции разных видов искусства, а каждому виду искусства присущи свои жанры, то для изучения и систематизации самых разных музыкально-сценических форм организации дополнительного образования детей избран жанровый подход.

В отличие от дидактического подхода к систематизации музыкально-сценических форм организации ДОД, в котором указаны массовые, групповые и индивидуальные формы работы, жанровый подход основывается на жанровой дифференциации в разных видах искусства, видах и специфике художественно-исполнительской деятельности детей.

Для изучения музыкально-сценических форм организации ДОД и составления их систематизации было изучено несколько групп источников. В первую очередь — это творческое наследие и труды деятелей театрального искусства по организации и программно-методическому сопровождению театральной работы с детским коллективом: Н. И. Сац, А. П. Ершова, В. М. Букатов, С. В. Клубков, Т. Г. Пеня, И. Г. Яськевич и др. [14; 16; 27; 29; 42].

В анализе музыкальной составляющей сценических форм организации дополнительного образования детей трудно переоценить вклад выдающихся отечественных музыковедов, таких как Б. В. Асафьев, В. В. Ме-

душевский, Е. В. Назайкинский [3; 22; 25], а также педагогов-музыкантов — Э. Б. Аб-дуллин, О. А. Апраксина, Л. В. Горюнова, Л. П. Маслова, Л. В. Школяр [1; 2; 9; 41].

В изучении исторического становления музыкального театра для детей и с их участием, а также функций традиционных и инновационных музыкально-сценических форм организации ДОД несомненный интерес представляют диссертационные исследования последних двух десятилетий, например музыкально-сценическая деятельность как способ обучения, воспитания, развития и социализации детей — М. Н. Разу-мова (формирование культуры речевого общения у младших школьников средствами музыкально-театральной деятельности) [32], С. А. Захарова (хоровая театрализация школьников в условиях проектного обучения, 2011) [15], А. Н. Кузнецов (музыкально-театральная деятельность как фактор развития навыков социальной адаптации у младших школьников, 2014) [21], А. А. Бахтин (синтез искусств в мюзикле для взрослых и детей, 2006) [4], А. А. Ермаков (жанровые особенности детской оперы, 2012) [13], Л. А. Раздобарина (творческое развитие дошкольников и младших школьников в музыкально-сценических представлениях, 2006) [31].

Интересные аспекты этой специфической работы с обучающимися в формате дополнительного образования представлены в монографиях, учебных пособиях, методических рекомендациях и статьях современных авторов — И. С. Блинковой, Л. В. Гавриловой, С. С. Копровой, А. Н. Миронюк, Н. А. Опариной и др. [5; 8; 19; 23; 26].

И наконец, составление систематизации музыкально-сценических форм организации ДОД и выявление специфических особенностей каждой из них невозможно без изучения литературно-поэтической основы, сценариев и нотных партитур музыкально-сценических постановок с детьми и для детей выдающихся русских, советских и российских композиторов — Ц. Кюи, А. Гречанинова, М. Красева, М. Коваля,

М. Иорданского, К. Хачатуряна, В. Шаин-ского, А. Островского, Р. Бойко, С. Горко-венко, М. Минкова, И. Морозова, С. Бодрен-кова, Ж. Металлиди и др.

Результаты

Жанровый подход к анализу музыкально-сценических постановок стал основанием для систематизации разных форм организации музыкально-сценической деятельности детей. В результате все многообразие традиционных и инновационных музыкально-сценических форм организации дополнительного образования детей представлено четырьмя группами:

1) музыкально-сценические формы в академической (классической) традиции жанра оперы — это детская опера, детская опера «малой формы», музыкальная драма;

2) музыкально-сценические формы в традициях жанра мюзикл — это детский мюзикл, автоматный мюзикл для детей, детская оперетта, водевиль;

3) музыкально-сценические формы в традициях инновационного жанра музыкальный кроссовер — это музыкальная сказка, сказка с музыкой, музыкальная фантазия для детского театра, музыкальные картинки, экспромт-мюзик-шоу;

4) музыкально-сценические формы на основе музыкально-игровых технологий, в том числе с интерактивными способами взаимодействия со зрителями, — это игро-спектакль с музыкой, музыкальная игра-сказка, музыкально-сценическая игра, музыкально-игровой спектакль, музыкально-игровое представление, музыкально-игровая программа, интерактивный музыкальный спектакль, музыкально-детективный квест.

Последующий анализ каждой из групп выполнен с осознанием условности границ жанров, стилей и направлений, которые возможно зафиксировать путем абстрактно-логических рассуждений и умозаключений в чисто теоретическом плане, но которые не ограничивают творчество педагога и уче-

ников в процессе занятий, так как музыкально-сценические формы ДОД, как уже ранее указывалось, основываются на интеграции разных видов искусства, среди которых доминирует музыка.

Целью высшего порядка в музыкально-сценических формах организации ДОД является та, которой руководствовался Александр Александрович Брянцев, советский российский актер, театральный режиссер и педагог, внесший огромный вклад в развитие детского театра. Эту цель он выразил словами К. Д. Ушинского: через театр помочь ребенку «полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженную в этом произведении» [37, с. 686].

Первая группа. Музыкально-сценические формы организации ДОД в академической (классической) традиции жанра оперы — это детская опера, детская опера «малой формы», музыкальная драма — имеют самую давнюю историю вовлечения детей в мир музыки и театра. Первые образцы детской «оперы как художественного феномена» прослеживаются в последнем десятилетии XIX века и непрерывно развиваются, и эволюционируют вплоть до настоящего времени. Отличия между жанровыми разновидностями этих музыкально-сценических форм «обусловлены особенностями трактовки музыкальной лексики (связанной, например, с фольклором), спецификой сценического прочтения сюжета, созданием либреттистом и композитором произведений, предназначенных для воплощения силами конкретного коллектива, отличающегося определенной творческой направленностью» [13, с. 5].

Наиболее типичными характеристиками музыкально-сценической формы организации ДОД в академической (классической) традиции жанра опера являются: • ориентация на классическую модель и структуру оперного спектакля — сценарий, принципы музыкальной драматургии, основные элементы музыкальной формы (вступление; собственно действие, как правило, в один акт; заклю-

чительный номер), но адаптированную для возрастных и исполнительских возможностей детского коллектива;

• обращение к выдающимся мировым образцам авторского литературно-поэтического творчества и произведений фольклора (например, сказка, былина, сказание и т. д.) для создания либретто и драматургической линии развития;

• реализация нравственно-этического и художественно-эстетического потенциала;

• формирование академической манеры пения — кантиленное звучание, выразительность музыкальной фразировки и динамической нюансировки, опертое дыхание, владение резонаторами, владение культурой певческой орфоэпии и дикции;

• партитура небольшого объема (общей продолжительностью звучания от получаса до одного часа в зависимости от возраста и возможностей детей-исполнителей); образная яркость и художественная выразительность музыкальных характеристик героев (в вокальной и инструментальной партиях); сохранение лейтмотивного принципа музыкальной драматургии для развития музыкального восприятия и музыкального мышления детей (например, вариационное развитие вокальных и инструментальных характеристик героев в зависимости от сюжетных коллизий); контрастность музыкальных характеристик героев, жанровое и стилистическое разнообразие музыкального материала; преобладание вокализации и минимализация разговорного жанра (только для реплик ведущего, поясняющего связь сюжетной линии между вокально-хоровыми и инструментальными номерами); логичность и доступность музыкальной драматургии для восприятия детьми идеи и содержания постановки;

• наличие партии музыкального сопровождения в виде партитуры для фортепиано или фонограммы-«минус»; возможность создания совместно с детьми

и исполнения ими, дополнительно к партии фортепианного сопровождения, партитуры из музыкальных инструментов без определенной высоты звука и некоторых простейших звуковысотных инструментов (например, ксилофон); • привлечение детей не только к исполнению произведений, но и к их созданию, как, например, в театре «Вокруг рояля» Охтинского центра Санкт-Петербург, когда по инициативе и идее руководителя театра Любови Борухзон была создана детская опера «Про Ерша Ершовича», музыку к которой сочинили участники театра — Лида Календарева, Лена Су-ходрева, Ксения Павлова, Даша Бурав-цова. Опера создана по древнерусской повести «О Ерше Ершовиче. Судное дело, как тягался Лещ с Ершом о Ростовском озере и реках», и в ее мелодии, написанной на нерифмованный текст, сохранен свободный распев и импрови-зационность былинных напевов и наигрышей.

Вторая группа. Музыкально-сценические формы в традициях жанра мюзикл — это детский мюзикл, автоматный мюзикл для детей, детская оперетта, детский водевиль. Эти музыкально-сценические формы организации ДОД объединены в одну группу под названием мюзикл потому, что большое влияние на формирование музыкального жанра мюзикл оказали такие эстрадные жанры, как оперетта, водевиль, бурлеск, шоу варьете, ревю.

Детский мюзикл — это одна из самых популярных и востребованных современных музыкально-сценических форм организации ДОД. Детский мюзикл в отечественной системе ДОД — это явление, насколько популярное на практике, настолько и недостаточно изученное в научно-методическом аспекте. Профессиональное чутье педагогов-энтузиастов откликается на запросы детей и молодежи и способствует практическому освоению этой привлекательной для детей музыкально-сценической формы ДОД. Композиторы нашей страны помогают педагогам

и создают прекрасные произведения для детей, а нотные издательства в изобилии предлагают печатные варианты клавиров и сценариев мюзиклов.

В отличие от нотного, научно-методическое сопровождение подвижнической деятельности педагогов ДОД нуждается в серьезной разработке. И делать это надо в том числе путем педагогического переосмысления выводов научно-исследовательских трудов [6; 17] и содержания научно-популярных работ [24; 30; 33; 36] о жанре мюзикл. В частности, И. С. Блинкова отмечает, что в эстрадном мюзикле «отдельные номера ориентированы на общение с публикой и живую реакцию зала — этот сугубо эстрадный прием является одним из составляющих факторов успеха постановок у публики. Зритель во многих случаях становится как бы соучастником сценического действия. Ему дают возможность понять, что от него ждут активной реакции и сопереживания происходящему в спектакле и что его позиция не безразлична людям, играющим на сцене» [6, с. 27].

Данная мысль может и должна стать одним из приоритетов в работе педагога ДОД, потому что получение юными артистами в режиме онлайн реакции зрительного зала на свое выступление является мощным педагогическим ресурсом для обучения, воспитания, развития и социализации участников коллектива. Помимо того, что поведение зрительного зала является поводом для непосредственной реакции, рефлексии и самооценки каждым участником коллектива, все это должно обсуждаться после спектакля в индивидуальной, мини-групповой или коллективной формах совместно с педагогом.

Примеры музыкального материала для музыкально-сценической формы организации ДОД в жанре мюзикла — это детский репертуар советских композиторов-песенников; известные и доступные для детей мелодии из взрослых мюзиклов; песенный репертуар отечественной и зарубежной массовой музыкальной культуры; песни из мультфильмов и кинофильмов и т. д.

Наиболее типичными характеристиками музыкально-сценической формы организации ДОД в традициях жанра мюзикл являются:

• ориентация на модель и структуру эстрадного спектакля в шоу-бизнесе (мюзикл, оперетта, водевиль, фантазия, шоу и др.), но адаптированную для возрастных и исполнительских возможностей детского коллектива и с приоритетом формирования личности ребенка через приобщение к искусству — воспитание высоких нравственных идеалов детей через идею и сюжет литературной основы; формирование опыта художественно-творческий деятельности в разных видах искусства; развитие внутриличностной сферы (когнитивной, эмоционально-волевой, коммуникативной, рефлексивной и др.);

• владение эстрадной манерой исполнения вокального репертуара: грамотное использование резонаторов в пении, но без присущей академической манере «перекрытия» звука; «близкая» подача текста; использование вокальных «эффектов» (глиссандо, «расщепление» звука и др.), резкие регистровые переходы, скачкообразная смена грудного регистра на фальцет, и наоборот, перепады в динамической нюансировке; опертое дыхание; владение резонаторами; владение культурой певческой орфоэпии и дикции как в академической традиции, так и в манере «близкой» подачи текста;

• главенство музыкальной драматургии; доминирование музыки и сведение разговорных номеров до небольших фраз; синтез музыки, слова, сценического действия и хореографии; преобладание легкого юмористического характера; хоровые номера, небольшие по размерам и количеству; доступность музыкального материала для восприятия и исполнения детьми; музыкальный язык опирается на интонационный словарь массовой музыкальной культуры текущего момента, легко улавливается и запоминается детьми;

• музыкальным материалом может служить не только специально созданное композитором произведение, но профессионально выполненная «подборка» из популярных песен (хитов), которые на слуху у всех и которые легко запоминаются и исполняются детьми;

• включение детей-актеров в общение с публикой и внимание к живой реакции зала как мощный педагогический ресурс для обучения, воспитания, развития и социализации участников коллектива.

Третья группа. Музыкально-сценические формы организации ДОД в традициях инновационного жанра музыкальный кроссовер — это музыкальная сказка, сказка с музыкой, музыкальная фантазия для детского театра, музыкальные картинки, экспромт-мюзик-шоу.

С английского языка слово кроссовер переводится как скрещивание, пересечение. В музыкознании жанр кроссовер определяется как совмещение направлений и стилей двух крупнейших пластов музыкальной культуры — академической и массовой. Д. К. Кирнарская отмечает, что «кроссовер появился, когда возникла необходимость фиксировать "пограничные" стилевые явления, не укладывающиеся в исторически сложившиеся рамки» [10]. Жанр кроссовер в творчестве разных музыкантов объединяет такие стили, как академическая музыка, духовная музыка, поп, рок, джаз, ритм-энд-блюз, соул, хэви-металл, латиноамериканская музыка и др.

Кроссовер как современный научный феномен еще мало изучен. Основные научные сферы его изучения — искусствознание и музыкознание. Среди ученых, занимающихся исследованием его происхождения и бытования в музыкальной жизни современного общества, — Д. В. Дятко, А. В. Еремина, Э. Р. Каюмова, А. С. Кобыскан, А. Е. Кром, Ся Цзыхань, А. М. Цукер, Ф. М. Шак [11; 20; 35; 39; 40]. В качестве хрестоматийных примеров жанра кроссовер в творчестве музыкантов отмечают: исполнение оперным трио в составе Пласидо До-

минго, Хосе Каррераса и Лучано Паваротти «Футбольной песни» по случаю открытия чемпионата мира по футболу в Риме в 1990 г.; творчество оперной певицы Монсеррат Ка-балье, певца и скрипача Дэвида Гарретта, певицы Сары Брайтман, скрипачки Ванессы Мэй и др.

Жанровый подход к систематизации форм организации ДОД позволяет выделить в качестве самостоятельной группу кроссовер. Это обосновано также и тем, что каждому направлению, стилю и жанру в музыке соответствуют разные сценические способы воплощения. Следовательно, как музыкально-сценическая форма организации ДОД кроссовер характеризуется скрещиванием разных стилей не только в музыке, но и в сценической речи, и в сценическом движении, сценографии и атрибутике. Поэтому музыкальный кроссовер определяется как музыкально-сценическая форма организации ДОД, синтезирующая элементы академического и массового искусства — стили и жанры музыки и литературно-поэтической основы сценариев, элементов сценографии, форм взаимодействия артистов со зрительской аудиторией, способов информационно-технологического сопровождения режиссерской постановки.

Одним из основных музыкально-драматургических приемов этой формы является свободная «переработка» музыкального материала, который либо представлен творческим наследием одного композитора (например, детских композиторов-песенников — В. Шаинского, Е. Крылатова, Г. Гладкова, А. Островского, А. Рыбникова, М. Минкова и др.), либо является монтажом мелодий из музыкальных произведений разных композиторов одной или нескольких стран, эпох и стилей.

Рассмотрим наиболее типичные характеристики музыкально-сценической формы организации ДОД в традициях инновационного жанра музыкальный кроссовер: • музыкальный компонент не обязательно должен быть представлен авторской работой одного композитора, специально

выполненной именно для этой музыкально-сценической формы и имеющей целостную и сквозную драматургическую линию развития в соответствии с сюжетом; в музыкальной сказке доминантой является музыка, а не разговорные жанры;

• дети участвуют только в тех разговорных и музыкальных номерах по сценарию, которые соответствуют их исполнительским возможностям;

• музыкальный материал может быть представлен небольшими инструментальными пьесами или фрагментами из музыкальных произведений крупных форм, которые постепенно и естественно вводят детей в мир оперы или балета, оперетты или мюзикла и т. д.;

• допустимо отклонение от общепринятых канонов формообразования и драматургического развития музыкального материала, нарушение предсказуемости в ожиданиях слушателей — музыкальных, драматургических, жанровых и др.;

• характерно импровизационное начало, свободное развертывание и непредсказуемость драматургической линии, сочетание разнообразных жанров и стилей;

• одним из основных музыкально-драматургических приемов этой формы является свободная переработка музыкального материала, который либо представлен творческим наследием одного композитора, либо является «монтажом» мелодий из музыкальных произведений композиторов одной или разных стран, эпох и стилей;

• в практике работы с детьми имеет место сочетание нескольких (от двух до пяти) самостоятельных музыкально-театральных сценок, не связанных между собой единым сюжетом и драматургией; с разнообразными и контрастными сюжетами и образами, музыкальными стилями и жанрами; ритмами и тембровыми ко-лоритами музыкальных инструментов разных групп симфонического и народного оркестров в инструментальном

сопровождении (фонограммы), простотой и доступностью вокально-хоровых партий для исполнения детьми; объединение в музыкально-сценической постановке нескольких небольших (одноактных) представлений (по принципу цикла или сюиты).

Четвертая группа. Музыкально-сценические формы организации ДОД на основе игровых технологий, в том числе с интерактивными способами взаимодействия со зрителями, — это игро-спектакль с музыкой, музыкальная игра-сказка, музыкально-игровой спектакль, музыкально-игровое представление, музыкально-игровая программа, музыкально-сценическая игра, интерактивный музыкальный спектакль, музыкально-детективный квест.

Игровая природа изначально присуща искусству. Музыку можно рассматривать как игру — между звуками: с разной фиксированной высотой; между звуками с фиксированной высотой и без нее; между звуками без фиксированной высоты; между звуками с фиксированной высотой и паузами; между звуками без фиксированной высоты и паузами. Театр — это игра актеров между собой, игра актеров со зрителями, игра актеров со сценической атрибутикой. Хореография — это игровое действо с помощью телодвижений и (или) с предметами. В целом, игровое начало изначально присуще всем музыкально-сценическим формам организации ДОД, потому что они представляют собой разыгрывание сюжета через музыку, театральное действо и хореографию (танец, ритмопластику, пантомиму, мимику). Однако именно в данной выделенной группе игровое начало проявляется в наибольшей степени, становясь одной из важнейших драматургических особенностей.

Введение в музыкально-сценические формы организации ДОД игровых технологий и их элементов обусловлено их многофункциональностью. В дидактике выделяют следующие функции игры: развлекательная, коммуникативная, терапевтическая, диагно-

стическая, коррекции, социализации, самореализации.

Концептуальными основами применения игровых технологий в музыкально-сценических формах организации ДОД являются:

1) психологические механизмы игровой деятельности, которые опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции и самореализации;

2) понимание «игры как формы поведения, внутренне присущей личности от природы» (Д. Н. Узнадзе); 3) определение игры как пространства «внутренней социализации» ребенка, средства усвоения социальных установок (Л. С. Выготский); 4) трактовка игры как свободы личности в воображении, «иллюзорной реализации нереализуемых интересов» (А. Н. Леонтьев) [34]. Игра привлекает людей разного возраста, но особенно важно то, что она является тем видом деятельности, в котором наиболее эффективно осуществляется обучение, воспитание, развитие и социализация взрослеющей личности ребенка. Поэтому она успешно применяется в музыкально-сценических формах ДОД для всех возрастных групп детей — от дошкольников до старших подростков.

Прообразом всего современного многообразия музыкально-сценических форм организации ДОД с ярко выраженным игровым началом для театрально-педагогической общественности является игро-спектакль. Этому сценическому жанру уделяли большое внимание такие выдающиеся деятели театрального искусства, как В. Э. Мейерхольд, Н. И. Сац, А. А. Брянцев и др. «В. Э. Мейерхольд лишь мечтал об устранении рампы и слиянии сцены и зрительской "общины", тогда как в детском музыкальном театре Н. И. Сац эта, казалось бы, несбыточная мечта русского театра начала XX столетия была реализована и закреплена в ряде удачных постановок. Так, в театре Н. Сац юные зрители в игровой форме непосредственно участвовали в спектакле, была создана форма "игро-спектакль", восходящая к театраль-

ным экспериментам В. Э. Мейерхольда по размыванию границ между сценой и публикой, созданию "театральной общины", с помощью которой была бы максимально реализована эстетика игры как особого знакового пространства» [4, с. 28-29].

Наиболее типичными характеристиками музыкально-сценической формы организации ДОД на основе игровых технологий, в том числе с интерактивными способами взаимодействия со зрителями, являются:

• педагогически целенаправленное и организованное в соответствии с театрально-сценическими элементами действо, основанное на игровом сюжете, протекающее в музыкально-игровой деятельности для всестороннего развития личности ребенка — его интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, двигательной активности, опыта межличностной коммуникации, социализации — и сочетающее все формы работы с обучающимися — массовую, групповую и индивидуальную;

• «включение в музыкально-театральное представление детской игры в разных ее проявлениях и вариантах органично и адекватно природе музыкального спектакля» (Л. А. Раздобарина);

• музыка не только сопровождает игры, фокусы, песни, чтение стихов и танцы детей, а также используется для усиления линии драматургического воздействия;

• интеграция музыкального и театрального видов искусства и игровых форм с преднамеренным режиссерско-поста-новочным замыслом по преодолению разграничения на актерский состав и зрительный зал и вовлечению всех в художественно-творческое действо;

• включение в сценарий специально разученных концертных номеров — песен, танцев, гимнастических этюдов, номеров оригинального жанра и т. д.;

• максимально полное включение зрителей в разные виды музыкально-художе-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ственной деятельности (в том числе — через «подпевание» знакомых песен, повтор легко запоминающихся музыкальных фраз, выполнение элементов танцевальных движений, прохлопыва-ние метро-ритма музыки, поиск ответов на загадки и т. д.) способствует погружению в сюжетно-ролевое пространство, выполнение заданий героев, размышлений о способах преодоления возникших трудностей и препятствий для достижения цели, озвучивание подсказок-предостережений для персонажей квеста;

• разыгрывание музыкально-театрального игро-действия на разных сценических площадках — в закрытом помещении или площадке на открытом воздухе.

Вывод. Музыкально-сценические формы организации дополнительного образования детей основываются на триединстве музыки (при ее доминирующей роли), литературно-поэтической основы и сценическом действии, целостно объединенных замыслом режиссерской постановки, сюжетно-драма-тургическим развитием, комплексом видов музыкально-художественной деятельности обучающихся, интерактивных и игровых технологий взаимодействия со зрительным залом. Систематизация этих форм необходима специалистам для того, чтобы сориентироваться в выборе сценария, клавира и партитуры той или иной музыкально-сценической формы в соответствии с запросами, способностями и возможностями участников конкретного детского коллектива.

Поскольку понятие жанр является универсальным для триады видов искусства, на которых основываются эти формы организации ДОД — музыка, театр, хореография, — то жанровый подход является основой для обобщения и систематизации музыкально-сценических форм ДОД. Каждой группе музыкально-сценических форм в этой систематизации свойственны свои характерные признаки, которые в своей со-

вокупности составляют обобщенную характеристику музыкально-сценических форм ДОД.

На протяжении всей истории развития музыкально-сценических форм организации дополнительного образования детей прослеживается преемственность по их жанровой принадлежности, например: опера (оперы М. Красев — «Теремок», 1942 г. и Ж. Металлиди — «Тараканище», 2004 г.), оперетта (А. Никольский — оперетта-балет «Репка», 1912 г. и Б. Тищенко — оперетта «Тараканище», 1968 г.), мюзикл (В. Шаинский — «Площадь картонных часов», 1982 г. и П. Дзюба — «Двенадцать месяцев», 2005 г.).

К современным инновационным тенденциям в музыкально-сценических формах организации ДОД можно отнести следующие: обращение к жанру музыкального кроссовера, привлекательность которого заключается в совместном выборе педагогом и детьми разнообразного по стилистике и жанровости музыкально-художественного материала; разработке сюжета; написании либретто и распределении видов работ в соответствии с интересами, возможностями и способностями детей; интерактивный характер взаимодействия актерского состава и зрителей; обращение к западноевропейским музыкально-сценическим жанрам массовой культуры (мюзикл, мюзик-шоу и др.) и популярному вокальному репертуару в стилях джаз, рок, поп, рок-н-рол, хип-хоп, рэп и др.

Перспективными представляются следующие направления исследования по заявленной проблематике: разработка инновационной модели музыкально-сценических форм организации ДОД; научное обоснование организации музыкально-сценических форм организации ДОД в условиях инклюзии (дети с нормой развития, дети талантливые и художественно-одаренные, дети с ограниченными возможностями здоровья).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллин Э. Б., Николаева, Е. В. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Прометей, 2003. 224 с.

2. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение». М.: Просвещение, 1983. 224 с.

3. Асафьев Б В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. Л.: Музыка, 1973. 144 с.

4. Бахтин А. А. Синтез искусств как основа мюзикла для детей и взрослых: автореф. дис. ... канд. иск. М., 2006. 36 с.

5. Блинкова И. С. История развития детского музыкального театра // Вестник Тамбовского государственного университета. 1998. Т. 3. № 11. С. 42-45.

6. Брейтбург В. В. Художественное воплощение бродвейских мюзиклов первой трети ХХ столетия // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2020. № 2. С. 53-64.

7. Виды объединений в учреждениях дополнительного образования детей // Региональный модельный центр дополнительного образования детей Ульяновской области, 1 июля 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://rmc73.ru/vidy-detskih-obedinenij-v-uchrezhdeniyah-dopolnitelnogo-obrazovaniya/ (дата обращения 11.02.2023).

8. Гаврилова Л. В. История музыкально-театрального искусства. Красноярск: Красноярский государственный институт искусств, 2017. 240 с.

9. Горюнова Л. В., Маслова Л. П. Урок музыки — урок искусства: кн. для учителя. М.: Прометей, 1989. 102 с.

10. Дина Кирнарская о Classical Crossover. GOSH Projects. Часть 1. Радостный знак // YouTube. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=_EtXonw8OMg&list=PLznlmjL3PQVq5 vyvKPYJXrH0BDows8M0i&index=2 (дата обращения 15.02.2023).

11. Дятко Д. В, Еремина А. В, Каюмова Э. Р, Кобыскан А. С, Колоколова Л. П. и др. Лексиграфи-ческие штудии 2014: международная коллективная монография. М.: Директ-Медиа, 2016. 443 с.

12. Евтушенко И. В., Евтушенко Е. А. Методические рекомендации по особенностям организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по направленностям дополнительных общеобразовательных программ (художественная, техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая и социально-педагогическая). М.: РУДН, 2020. 86 с.

13. Ермаков А. А. Жанровые особенности детской оперы для любительского театра (на примере творчества уральских композиторов): автореф. дис. . канд. иск. Магнитогорск, 2012. 26 с.

14. Ершова А. П., Букатов В. М. Актерская грамота — подросткам: программа, советы и разъяснения по четырехлетнему курсу обучения в театральных школах, классах, студиях. Ивантеевка: [б. и.], 1994. 160 с.

15. Захарова С. А. Проектное обучение как условие формирования готовности школьников к художественно-творческой деятельности: дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 239 с.

16. Клубков C. B. Режиссура и педагогика в театре, где играют дети // Театр, где играют дети. М.: Владос, 2001. С. 86-111.

17. Конен В. Д. Пути американской музыки: очерки по истории музыкальной культуры США. 3-е изд., перераб. М.: Советский композитор, 1977. 446 с.

18. Концепция дополнительного образования детей до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/45028/ (дата обращения 10.02.2023).

19. Копрова С. С. Эстетическая мысль практиков о детском музыкальном театре // Университетский научный журнал. 2021. № 62. С. 87-99. https://doi.org/10.25807/22225064 2021 62 87

20. Кром А. Е. Кроссоверы: сущность понятия и опыт его применения в изучении американского минимализма // Ученые записки РАМ им. Гнесиных. 2019. № 3 (30). С. 86-90.

21. Кузнецов А. Н. Музыкально-театральная деятельность как фактор развития навыков социальной адаптации у младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2014. 27 с.

22. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор, 1993. 262 с.

23. Миронюк А. Н. К вопросу о классификации форм музыкальных занятий в учреждениях дополнительного образования // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2007. № 16 (40). С. 456-459.

24. Музыкант // Юнциклопедия. [Электронная ресурс]. URL: https://yunc.org/%D0%A0%D0%B0% D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB %C2%AB%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0% B0%D0%BD%D1%82%C2%BB (дата обращения 15.02.2023).

25. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. 384 с.

26. Опарина H. A. Пьесы и сценарии для детей и юношества. Педагогика театрализованного досуга. М.: Владос, 2008. 424 с.

27. Пеня Т. Г. Космос театра (1-11 классы) // Сборник программ интегрированных курсов «Искусство». М.: Просвещение, 1995. С. 76-149.

28. Пеня Т. Г. На пути к образу (для старших классов) // Сборник программ интегрированных курсов «Искусство». М.: Просвещение, 1995. С. 150-182.

29. Пеня Т. Г. Сказка игры (для подготовительных классов) // Сборник программ интегрированных курсов «Искусство». М.: Просвещение, 1995. С. 182-191.

30. Популярная художественная энциклопедия. В 2-х т. /под ред. В. М. Полевой. М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2006.

31. Раздобарина Л. А. Творческое развитие дошкольников и младших школьников в процессе освоения музыкально-сценических представлений для детей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 22 с.

32. Разумова М. Н. Формирование культуры речевого общения у младших школьников средствами музыкально-театральной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2012. 21 с.

33. Сац Н. И. Дети приходят в театр. Страницы воспоминаний. 2-е изд. СПб.: Планета музыка, 2022. 308 с.

34. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

35. Ся Цзыхань Мюзикл как феномен музыкальной культуры ХХ-ХХ1 века: автореф. дис. ... канд. иск. М., 2022. 28 с.

36. Тэтчелл Д. Детская музыкальная энциклопедия. М.: Астрель; АСТ, 2003. 63 с.

37. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Учпедгиз, 1954. 734 с.

38. Художественная направленность // Единый национальный портал дополнительного образования детей. [Электронная ресурс]. URL: http://dop.edu.ru/article/25/khudozhestvennaya-napravlennost (дата обращения 10.02.2023).

39. Цукер А. М. Массовая музыка и музыкальная критика // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 4 (45). С. 25-33. https://doi.org/10.52469/20764766_2021_04_25

40. Шак Ф. М. Джаз и массовая культура в социокультурных процессах второй половины ХХ — начала ХХ1 в.: автореферат дис. ... д-ра иск. Ростов-на-Дону, 2018. 49 с.

41. Школяр Л. В. Идеи развивающего образования в музыкальной педагогике школы // Теория и методика музыкального образования детей. 2-е изд. М.: Флинта; Наука, 1999. С. 47-80.

42. Яськевич И. Г. История искусства музыкального театра: лекции, материалы. Новосибирск: Новосибирский государственный театральный институт, 2011. 305 с.

REFERENCES

1. Abdullin E. B., Nikolaeva, E. V. Teoriya prepodavaniya muzyki v obshcheobrazovatel'nykh uchrezh-deniyakh: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. M.: Prometej, 2003. 224 s.

2. Apraksina O. A. Metodika muzykal'nogo vospitaniya v shkole: ucheb. posobie dlya studentov ped. in-tov po spets. № 2119 "Muzyka i penie". M.: Prosveshchenie, 1983. 224 s.

3. Asaf'ev B V. Izbrannye stat'i o muzykal'nom prosveshchenii i obrazovanii. 2-e izd. L.: Muzyka, 1973. 144 s.

4. Bakhtin A. A. Sintez iskusstv kak osnova myuzikla dlya detej i vzroslykh: avtoref. dis. ... kand. isk. M., 2006. 36 s.

5. Blinkova I. S. Istoriya razvitiya detskogo muzykal'nogo teatra // Vestnik Tambovskogo gosudarstven-nogo universiteta. 1998. T. 3. № 11. S. 42-45.

6. Brejtburg V. V. Khudozhestvennoe voploshchenie brodvejskikh myuziklov pervoj treti XX stoletiya // Teatr. Zhivopis'. Kino. Muzyka. 2020. № 2. S. 53-64.

7. Vidy ob'edinenij v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya detej // Regional'nyj model'nyj tsentr dopolnitel'nogo obrazovaniya detej Ul'yanovskoj oblasti, 1 iyulya 2022. [Elektronnyj resurs]. URL: https://rmc73.ru/vidy-detskih-obedinenij-v-uchrezhdeniyah-dopolnitelnogo-obrazovaniya/ (data obrashcheniya 11.02.2023).

8. Gavrilova L. V Istoriya muzykal'no-teatral'nogo iskusstva. Krasnoyarsk: Krasnoyarskij gosudarstvennyj institut iskusstv, 2017. 240 s.

9. Goryunova L. V., Maslova L. P. Urok muzyki — urok iskusstva: kn. dlya uchitelya. M.: Prometej, 1989. 102 s.

10. Dina Kirnarskaya o Classical Crossover. GOSH Projects. Chast' 1. Radostnyj znak // YouTube. [Ele-ktronnyj resurs]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=_EtXonw8OMg&list=PLznlmjL3PQVq5vyvKPYJ XrH0BDows8M0i&index=2 (data obrashcheniya 15.02.2023).

11. Dyatko D. V, Eremina A. V, Kayumova E. R, Kobyskan A. S, Kolokolova L. P. i dr. Leksigraficheskie shtudii 2014: mezhdunarodnaya kollektivnaya monografiya. M.: Direkt-Media, 2016. 443 s.

12. Evtushenko I. V., Evtushenko E. A. Metodicheskie rekomendatsii po osobennostyam organizatsii dopol-nitel'nogo obrazovaniya detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i invalidnost'yu po napravlen-nostyam dopolnitel'nykh obshcheobrazovatel'nykh programm (khudozhestvennaya, tekhnicheskaya, estestven-nonauchnaya, fizkul'turno-sportivnaya, turistsko-kraevedcheskaya i sotsial'no-pedagogicheskaya). M.: RUDN, 2020. 86 s.

13. Ermakov A. A. Zhanrovye osobennosti detskoj opery dlya lyubitel'skogo teatra (na primere tvorchest-va ural'skikh kompozitorov): avtoref. dis. ... kand. isk. Magnitogorsk, 2012. 26 s.

14. Ershova A. P., Bukatov V M. Akterskaya gramota — podrostkam: programma, sovety i raz'yasneniya po chetyrekhletnemu kursu obucheniya v teatral'nykh shkolakh, klassakh, studiyakh. Ivanteevka: [b. i.], 1994. 160 s.

15. Zakharova S. A. Proektnoe obuchenie kak uslovie formirovaniya gotovnosti shkol'nikov k khudozhest-venno-tvorcheskoj deyatel'nosti: dis. ... kand. ped. nauk. M., 2011. 239 s.

16. Klubkov S. B. Rezhissura i pedagogika v teatre, gde igrayut deti // Teatr, gde igrayut deti. M.: Vlados, 2001. S. 86-111.

17. Konen V. D. Puti amerikanskoj muzyki: ocherki po istorii muzykal'noj kul'tury SShA. 3-e izd., pererab. M.: Sovetskij kompozitor, 1977. 446 s.

18. Kontseptsiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej do 2030 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijs-koj Federatsii ot 31.03.2022 № 678-r. [Elektronnyj resurs]. URL: http://government.ru/news/45028/ (data obrashcheniya 10.02.2023).

19. Koprova S. S. Esteticheskaya mysl' praktikov o detskom muzykal'nom teatre // Universitetskij nauch-nyj zhurnal. 2021. № 62. S. 87-99. https://doi.org/10.25807/22225064 2021 62 87

20. Krom A. E. Krossovery: sushchnost' ponyatiya i opyt ego primeneniya v izuchenii amerikanskogo minimalizma // Uchenye zapiski RAM im. Gnesinykh. 2019. № 3 (30). S. 86-90.

21. Kuznetsov A. N. Muzykal'no-teatral'naya deyatel'nost' kak faktor razvitiya navykov sotsial'noj adap-tatsii u mladshikh shkol'nikov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2014. 27 s.

22. Medushevskij V. V. Intonatsionnaya forma muzyki: Issledovanie. M.: Kompozitor, 1993. 262 s.

23. MironyukA. N. K voprosu o klassifikatsii form muzykal'nykh zanyatij v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gertsena. 2007. № 16 (40). S. 456-459.

24. Muzykant // Yuntsiklopediya. [Elektronnaya resurs]. URL: https://yunc.org/%D0%A0%D0%B0%D0% B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB_%C2%AB%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D 0%BD%D1%82%C2%BB (data obrashcheniya 15.02.2023).

25. Nazajkinskij E. V. O psikhologii muzykal'nogo vospriyatiya. M.: Muzyka, 1972. 384 s.

26. Oparina H. A. P'esy i stsenarii dlya detej i yunoshestva. Pedagogika teatralizovannogo dosuga. M.: Vlados, 2008. 424 s.

27. Penya T. G. Kosmos teatra (1-11 klassy) // Sbornik programm integrirovannykh kursov "Iskusstvo". M.: Prosveshchenie, 1995. S. 76-149.

28. Penya T. G. Na puti k obrazu (dlya starshikh klassov) // Sbornik programm integrirovannykh kursov "Iskusstvo". M.: Prosveshchenie, 1995. S. 150-182.

29. Penya T. G. Skazka igry (dlya podgotovitel'nykh klassov) // Sbornik programm integrirovannykh kursov "Iskusstvo". M.: Prosveshchenie, 1995. S. 182-191.

30. Populyarnaya khudozhestvennaya entsiklopediya. V 2-kh t. /pod red. V. M. Polevoj. M.: DirektMedia Pablishing, 2006.

31. Razdobarina L. A. Tvorcheskoe razvitie doshkol'nikov i mladshikh shkol'nikov v protsesse osvoeniya muzykal'no-stsenicheskikh predstavlenij dlya detej: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2006. 22 s.

32. Razumova M. N. Formirovanie kul'tury rechevogo obshcheniya u mladshikh shkol'nikov sredstvami muzykal'no-teatral'noj deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Cheboksary, 2012. 21 s.

33. Sats N. I. Deti prikhodyat v teatr. Stranitsy vospominanij. 2-e izd. SPb.: Planeta muzyka, 2022. 308 s.

34. Selevko G. K. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii. M.: Narodnoe obrazovanie, 1998. 256 s.

35. Sya Tszykhan ' Myuzikl kak fenomen muzykal'noj kul'tury XX-XXI veka: avtoref. dis. ... kand. isk. M., 2022. 28 s.

36. Tetchell D. Detskaya muzykal'naya entsiklopediya. M.: Astrel'; AST, 2003. 63 s.

37. Ushinskij K. D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: v 2 t. T. 2. M.: Uchpedgiz, 1954. 734 s.

38. Khudozhestvennaya napravlennost' // Edinyj natsional'nyj portal dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. [Elektronnaya resurs]. URL: http://dop.edu.ru/article/25/khudozhestvennaya-napravlennost (data obrashcheniya 10.02.2023).

39. Tsuker A. M. Massovaya muzyka i muzykal'naya kritika // Yuzhno-Rossijskij muzykal'nyj al'manakh. 2021. № 4 (45). S. 25-33. https://doi.org/10.52469/20764766 2021 04 25

40. Shak F. M. Dzhaz i massovaya kul'tura v sotsiokul'turnykh protsessakh vtoroj poloviny XX — nacha-la XXI v.: avtoreferat dis. ... d-ra isk. Rostov-na-Donu, 2018. 49 s.

41. Shkolyar L. V. Idei razvivayushchego obrazovaniya v muzykal'noj pedagogike shkoly // Teoriya i meto-dika muzykal'nogo obrazovaniya detej. 2-e izd. M.: Flinta; Nauka, 1999. S. 47-80.

42. Yas'kevich I. G. Istoriya iskusstva muzykal'nogo teatra: lektsii, materialy. Novosibirsk: Novosibirskij gosudarstvennyj teatral'nyj institut, 2011. 305 s.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

ДЫЛДИНА Ольга Вениаминовна — Olga V. Dyldina

Центр детского творчества, Екатеринбург, Россия. Center for Children's Creativity, Yekaterinburg, Russia. E-mail: dyldina.o@gmail.com Педагог дополнительного образования.

Поступила в редакцию: 26 февраля 2023. Прошла рецензирование: 3 апреля 2023. Принята к печати: 7 июня 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.