Научная статья на тему 'О мюзикле в учебном театре'

О мюзикле в учебном театре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
744
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЮЗИКЛ / УЧЕБНЫЙ ТЕАТР / РЕЧЕВОЕ НАЧАЛО / СКВОЗНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СЦЕНОГРАФИЯ / MUSICAL / DRAMA SCHOOL THEATRE / SPEECH OF THE CHARACTERS / CONTINUOUS MUSICAL DEVELOPMENT / SET DESIGN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коробейников Сергей Савельевич

Статья посвящена рассмотрению постановок в жанре мюзикла в учебном театре Новосибирского государственного театрального института. Проблема выбора репертуара для воспитания студентов-актеров по-прежнему является достаточно актуальной, и использование новых музыкальных произведений в учебном процессе по разным причинам затруднено. Три рассмотренных спектакля относятся к числу новых сочинений современных авторов и представляют разные типы жанра. Особенности спектаклей раскрываются в комплексном взаимодействии различных компонентов музыки, текстовой основы, сценографии, пластики и актерской игры, в которой речевое и вокальное начала представлены в различных соотношениях. В мюзикле «Кандид» преобладает речевое начало, а музыка имеет вставной характер, что дало возможность использовать его для работы со студентами не вокального профиля. Два других сочинения более активно опираются на ресурсы музыкальной драматургии и требуют актеров с хорошими вокальными данными, поэтому в них были задействованы студенты-вокалисты. В детском мюзикле «Огурцы и другие пирожные» значимость речевого и музыкального начал примерно равнозначна. «А зори здесь тихие» пример сочинения, в котором музыкальное развитие имеет сквозной характер и является ведущим элементом сочинения. Направленность на освоение студентами необходимых профессиональных навыков при работе над мюзиклами была осуществлена с помощью комплексного подхода. Все три спектакля имели долговременный успех у публики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musical in the drama school theatre

The article focuses on the performances in the genre of musical that have been produced in the students’ theatre of Novosibirsk state theatre institute (drama school) for the last several years. The problem of new musical works appropriate for the drama school theatre stays topical, and therefore new titles are normally difficult for presentation by students who are being trained for acting in musicals. The author of the article analyses the three new works by contemporary composers which were produced in the students’ school theatre of Novosibirsk state theatre institute (drama school). The performances were featuring three different genres requiring different types of interplaying of music, text, sets, plasticity and acting. “Candide”, “Cucumbers and other cakes”, and “And the dawns here are quiet” present different proportion and correlation of speech and music in each of the performances. In “Candide” speech of the characters is prevailing over music to make the narrative more distinct for that reason the performance was suitable for the students who study acting in drama theatre. “Cucumbers and other cakes” as well as “And the dawns here are quiet” both use the resources of musical dramatism and thus these two works could only be performed by the students who are mastering vocals. “Cucumbers and other cakes” gives us the example of the musical for children where musical and narrative parts are brought to balance. “And the dawns here are quiet” is an opus where the musical development goes through the story coherently and dominates it. All the three musicals were methodically and artistically adequate to the tasks of complex development of the students’ acting abilities. The performances enjoyed the long-lasting success with the public and media.

Текст научной работы на тему «О мюзикле в учебном театре»

УДК 792.5

С. С. Коробейников МЮЗИКЛ В УЧЕБНОМ ТЕАТРЕ1

реди разнообразных жанров учебных спектаклей Новосибирского государственного театрального института (НГТИ) свое важное место занимает мюзикл. Этот синтетический и очень гибкий жанр крайне полезен в воспитании артистов, ибо требует параллельного использования ими в работе над ролью самых разных актерских навыков. Жанр может быть использован в обучении как театральных вокалистов, так и артистов драматического театра, поскольку в современных мюзиклах чрезвычайно востребованы поющие актеры любого профиля.

В жанре мюзикла молодые актеры встречаются с «особым видом музыкального театра, который включает в себя, с одной стороны, «Фантом оперы», произведение, написанное Э. Л. Уэббером по всем законам оперного искусства, а с другой - «Мама Миа!», которая вся построена на популярных эстрадных шлягерах»» [3, с. 7].

В многолетней работе с мюзиклом институту удалось обратиться к совершенно новым сочинениям этого жанра.

В 2015/16 и 2016/17 учебных годах в НГТИ были поставлены три мюзикла, представляющие разные грани жанра - комедию положений и характеров («Кандид»), детскую сказку («Огурцы») и военную драму («А зори здесь тихие»). Два первых были написаны специально для Новосибирского театрального института по заказу известного российского постановщика Александра Лебедева, который не так давно работал в Новосибирском театре музыкальной комедии (ныне Новосибирский музыкальный театр), а теперь является главным режиссером новосибирского театра «На левом берегу». Загоревшись идеей сделать мюзикл одной из выпускных студенческих работ, Лебедев заразил ею двух московских авторов - композитора Олега Михайлова и либреттиста Льва Яковлева, и этот творческий тандем талантливо реализовал этот посыл, за которым последовал второй проект, аналогичный по составу авторов и постановщиков. Эти два

© С. С. Коробейников, 2018

новых московских мюзикла, переданные институту на безвозмездной основе, обогатили репертуар учебного театра и были высоко оценены публикой.

В основе первой премьеры (март 2016) -философская повесть великого французского писателя и философа XVIII в. Вольтера «Кандид». Многим известно, что эта популярная в свое время книга, в которой глубина спрятана под покровом шаловливо-приключенческой атмосферы повествования и которую Вольтер считал безделушкой и не придавал ей особого значения, в середине XX в. уже привлекла внимание «мю-зиклового сообщества». Я имею в виду творение Леонарда Бернстайна, которое за полстолетия прошло по разным сценическим площадкам мира, не миновав и наш город (бернстайновский «Кандид» не один сезон шел в театре «Красный факел» в 1990-х гг.).

Философская история о молодом восторженном идеалисте Кандиде, неисправимом старом оптимисте-философе Панглосе и многих других персонажах исследует суть человеческой природы, к которой невозможно подойти только с одной меркой и рассматривать только под одним углом зрения. В человеке, как и в творимой им жизни, столь же много прекрасного, доброго, сколь много и ужасного, низкого, порочного — и только понимая это без иллюзий и принимая ТАКОГО несовершенного человека со всеми его достоинствами и недостатками, можно успешно выстроить стратегию своей жизни.

Вольтер не побоялся исследовать пороки, провоцируемые неудержимым Эросом в виде венерических заболеваний, проституции и сексуальных утех сильных мира сего, что делает эту сказочку отнюдь не детским зрелищем. Что ж, назидательная и воспитывающая молодые умы история французского просветителя XVIII столетия звучит актуально и сегодня — во время низвержения идеализма в пользу прагматики и даже цинизма. Писатель призывал: «люди, выращивайте свой сад», т. е. работайте, трудитесь, и тогда ни пороки, ни

С

нужда, ни скука не испортят вашего существования.

В искусстве самые мудрые и верные мысли могут, к сожалению, не выстрелить, не прозвучать в полную силу, если они не поданы в убедительной художественной форме. «В мюзикле все сюжеты трактуются по-новому, приближаются к нашему времени, герои осовремениваются» [4, с. 225]. Думается, что в спектакле НГТИ 2016 г. «Кандид» такая современная форма - остроумная, динамичная, пестрая, как лоскутное одеяло, и одновременно цельная благодаря объединяющей все идее - найдена.

Музыка, написанная Олегом Михайловым, оказалась и талантливой и яркой. Вызвала эмоциональный отклик мелодика, опирающаяся на стилистику мюзикловой песенности и удачно сочетающаяся с нетривиальной гармонией. Подчеркивая атмосферу своеобразной мешанины из стран и материков, в которых волею автора побывал главный герой, композитор предложил такой же жанрово-стилевой коктейль, в котором причудливо смешаны джазовые ритмы, парагвайский регги, классицистские стилизации, сатанинско-манихейский рэп, парижский вальс, мюзикловые баллады то трогательно-лирические, то стебно-сар-кастичные. Фортепианную транскрипцию оркестрового саунда с виртуозным блеском интонировал великолепный пианист Дмитрий Карпов.

Насмешливая притча Вольтера была внятно и ясно донесена до слушателей и благодаря хорошему и остроумному тексту Льва Яковлева, режиссуре Александра Лебедева, умело акцентирующей узловые моменты действия и цепко держащей внимание зрителя, костюмам художника Натальи Калининой и, конечно, актерским работам студентов-выпускников театрального института (художественный руководитель курса - известный в нашем городе режиссер, руководитель театра-студии «Первый театр» Павел Южаков). Почти все студенты этого небольшого курса из 12 человек исполняли несколько ролей, оперативно меняя бесчисленное количество костюмов. Кого здесь только нет - прекрасная, но в финале превращающаяся в уродину возлюбленная главного героя, ее кратковременные поклонники - богатый еврей, архиепископ, сластолюбивый губернатор, ее тщеславный брат, заносчивый отец - барон, легкомысленная служанка-потаскушка,

старая сводня, услужливый индеец, мани-хей-пессимист, жители благословенно-фан-тастического Эльдорадо, золотые бараны (они тоже актерски показаны!) - и т. д. и т. п... И только один студент сконцентрирован на единственной роли, практически не сходя со сцены в течение двух с половиной часов - Сергей Гуревич - Кандид. Ему удалось создать образ и наивно-простодуш-ный, и трогательный, и энергичный, и неунывающий, и сомневающийся, и горюющий, и сумевший в итоге не без труда осознать глубокий и позитивный смысл всего происходящего.

Главной трудностью затеянного предприятия было сочетание игры актеров - не вокалистов с выразительным пением. И здесь студенты в целом были на высоте, хотя справедливости ради нужно отметить, что на этом не музыкальном, а драматическом курсе (он выпустился в 2016 г.) было несколько студентов с явными интонационными проблемами. Они сумели компенсировать отсутствие вокальной природы и дефекты музыкального слуха иными способами и в итоге добиться необходимого эмоционального воздействия. Остальные же своими небольшими голосами передали индивидуальную интонацию каждого из героев. И если вокальная сторона этого «Кандида» была не самым сильным его свойством, то заразительность, темперамент и исполнительский драйв молодых актеров успешно сделали свое дело.

Слагаемые второго мюзикла - «Огурцы и другие пирожные», также написанного московскими авторами, следующие: лихо закрученный сюжет, хорошая музыка, стильная сценография, темпераментные и голосистые студенты-вокалисты.

Сюжет этой детской сказки представляется витиеватым и искусно «заплетенным» — с такими неожиданными зигзагами, что интерес даже искушенного взрослого зрителя к действию не ослабевает до самого конца. Вкратце история сводится к тому, что молодая женщина, муж которой давно куда-то странным образом исчез, решает подарить своим детям нового отца. Но кандидатов оказывается двое. Один состоятельный лысый толстяк и зануда, другой - застенчиво-поэтичный Рыжий Король, любящий шуршать осенними листьями в парке и грустным голосом зовущий свою избранницу в мир грез. Выбор между ними оказывается предрешенным - разуме-

ется, в пользу вознесенного над бытом романтика. Но в сказочной стране Рыжего Короля странные порядки: там едят только винегрет, пьют воду из грибного дождя, а универсальным успокоительным являются соленые огурцы. В финале, когда дети должны вот-вот обрести Отца-Короля, неожиданно появляется новый персонаж, о котором, кажется, все забыли. Это тот самый давно пропавший Папа. В своей драматической балладе он подробно и очень убедительно объяснил зрителям о необычном происшествии, которое с ним приключилось, и ему все охотно верят.

Автор этой причудливой истории - известный современный драматург Ксения Драгунская, написавшая на данный момент более тридцати пьес, идущих и в российских, и зарубежных театрах. Уж кому как не ей, дочери известного детского писателя Виктора Драгунского, «быть в теме» - теме детства. Одной из пьес Драгунской и являются «Огурцы и другие пирожные» 1999 г. -пьеса также была в свое время поставлена. История о том, как обрести потерявшегося Папу, насыщенная юмористическими и сказочными поворотами, трансформировалась - в руках композитора О. Михайлова и поэта Л. Яковлева - в увлекательное музыкальное представление.

Этот замечательный детский мюзикл формата 6+ юные зрители смотрели с большим интересом. Здесь доминировала не словесная, как в «Кандиде», а музыкальная составляющая - центр тяжести находился в вокальных номерах, которые порадовали естественностью обращения с мелодико-рит-мическими формулами современной эстрады. Музыка «Огурцов» насыщена запоминающимися контактными мелодиями, среди которых - финальный ансамбль «Какой нам нужен папа?», мечтательная выходная песня Рыжего Короля, песни Мамы, ее детей, Хулигана, молодящейся Рыжей Королевы, танго Лохматого Чудовища - здесь нет проходных номеров, теряющихся среди более ярких. В партитуре контрастно чередуются элегические и танцевально-жизнерадостные краски. Электронное пианино в чутких руках концертмейстеров Натальи Козевой и Надежды Карповой звучало и акустическим и мягко электрифицированным роялем, и нежно-вибрирующей челестой, и старинным клавесином.

Режиссер А. Лебедев наполнил музыкальный ряд неугомонным, не останавли-

вающимся ни на секунду сценическим движением, что придало всем песням и ансамблям яркий театральный колорит. Уморительны вокально-пластическая дуэль двух женихов, перебрасывающихся шпагой, ремнем и подушками или кошачий квартет, создающий балетный контрапункт к выходной элегии Рыжего короля. Превосходных степеней заслуживает работа художника Натальи Калининой. Это удачный образец «семейного мюзикла», в котором зрители и слушатели разного возраста объединяются друг с другом в общей заразительной атмосфере музыкально-театраль-ного праздника.

Совершенно иные учебные и творческие задачи ставит перед педагогами и студентами Новосибирского театрального института третий из описываемых мюзиклов, премьера которого состоялась в стенах учебного театра НГТИ в феврале 2017 г. В его основе - повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие», вышедшая в свет в 1969 г. и мгновенно обретшая театральный и кинематографический формат своего существования2. Рассказанная писателем история менее многих других сюжетов ассоциируется с жанром мюзикла, основы которого -блеск, искрометность, условность, легкость, эффектность и т. д. - кажутся несовместимыми с реалистической трагедией о гибели пятерых молодых девушек во время одного из эпизодов Великой Отечественной войны. Но природа этого эстрадного жанра уже давно была расширена и обогащена рядом драматических и трагических историй, оказавшихся в «пространстве мюзикла» естественно и органично. Я имею в виду сочинения Л. Берн-стайна («Вестсайдская история»), Э. Л. Уэббера («Иисус Христос - суперзвезда», «Эвита»), К.-М. Шенберга («Отверженные»), многочисленные мюзиклы А. Журбина (среди которых «Доктор Живаго», «Чайка», «Владимирская площадь») и другие примеры. Действительно, «сама природа этого сценического гибрида многолика и неоднозначна» [1, с. 106]. Новосибирский композитор Андрей Кротов, имеющий богатый опыт общения с этим многогранным жанром, создал - вместе с либреттисткой Н. Кротовой — проникновенное и эмоционально объемное повествование, которому безоговорочно веришь и героям которого искренне сострадаешь.

Мюзикл «А зори здесь тихие» А. Крото-ва появился на сцене в 2010 г. по заказу Новосибирского театра музыкальной комедии (как он тогда назывался3) и продолжает и сегодня быть востребованными благодарными зрителями. Мюзикл поставлен в театрах разных городов России и оказался даже на другом материке (в Русском музыкальном театре «ПоЕеМ1х» Сиднея!). Студенческий спектакль Новосибирского театрального института является сокращенной одноактной версией оригинальной постановки, более камерной и более романтичной. Идущий третий год подряд со сменяющимся составом, он стал первым долгожителем учебного театра НГТИ.

Сценическое оформление спектакля весьма лаконично и вместе с тем убедительно. В центре сцены — подсвечиваемый белый экран, со всех сторон окруженный черными стенами. Периодически перед зрителями появляются грузные зеленые ящики, используемые достаточно полифункционально - как атрибут военного времени, подмостки для солистов, как разноплановый реквизит и т. д. Оригинальна концепция костюмов молодых героинь. Режиссеры Александр Зубов и Василий Лукьянен-ко, художник Наталья Калинина отказались от реалистичности костюмов в пользу театральной условности: девушки, находящиеся в лесу во время фронтовой операции, одеты в красивые платья, которые они носили в той, прежней жизни. Только пилотки да широкие ремни в костюмах девушек напоминают о военном контексте событий. Но условность эта играет на идею спектакля: как же не сочетается военная бойня с «вечно женственным» началом жизни, источающим красоту, одухотворенность, молодость и стремление к счастью!

Музыка А. Кротова в этом мюзикле первостепенна и несет главную эмоционально-смысловую нагрузку. Композитор опирается на лучшие традиции советской песенной лирики и умело избегает вторичности, то есть повторности давно запавших в душу мелодических оборотов. Музыка жанрово конкретна (вальс, полька, марш, комедийная песенка). «Каждая из героинь-зенит-чиц имеет запоминающийся сольный эпизод, индивидуальную интонационную и жанровую характеристику: горестный рассказ Сони окрашен тонами еврейских народных напевов; образ отчаянной Жень-

ки рисуется не только лирическим эпизодом, но и темпераментной «цыганочкой с выходом»; Лиза, думая о своем внезапно обретенном возлюбленном, исполняет печальную песню в духе русской народной» [5, с. 81]. Одной из музыкальных вершин спектакля является дуэт Федота и Лизы Бричкиной «После войны», насыщенный глубоким лирическим чувством, в котором сплавлены печаль и надежда.

Музыка «Зорь» тяготеет к сквозному развитию, в которое погружаются отдельные сольные номера, становящиеся частью более крупных эпизодов. Вокальный стиль естественно сплавляет воедино песенность, ариозность и речитативность, легко переходящую в разговорный диалог. Перед студентами (а состав спектакля каждый год меняется) ставятся сложные профессиональные задачи - сыграть возраст, выразительно донести прозаический текст, быть убедительными в пластике, и главное - вокальными средствами представить тот или иной характер.

Режиссер спектакля Александр Зубов дополняет композиторскую партитуру словесными вставками из повести Васильева, которые подводят черту под жизнью каждой девушки. Погибшая на наших глазах героиня «отстраняется» выходящей из ее образа актрисой-студенткой, которая, близко подходя к зрителям первого ряда, «от автора» рассказывает о последних мгновениях жизни своей героини. Затем снимает пилотку, ремень и кладет их вместе с вещевым мешком к ногам зрителей. Этот прием условного театра действует чрезвычайно сильно. Видеовставки, демонстрирующие интонационно разнообразные картины природы, органично сочетаются с музыкальными рефренами-лейттемами и отграничивают одну сцену от другой, создавая меняющийся эмоциональный фон.

Важнейшую драматургическую функцию несет ослепительный красный цвет, внезапно возникающий за экраном в момент гибели каждой из героинь - еще один простой, но сильнодействующий прием! Являющаяся необходимым компонентом любого мюзикла пластическая партитура (постановщик Василий Лукьяненко) продуманна и органична. И даже внешний вид программок спектакля, сложенных треугольниками, напоминающими военные письма, работает на общую концепцию - погрузить современного зрителя,

в первую очередь молодого, в атмосферу времени, в котором понятия «честь», «подвиг», «самопожертвование», «смерть» были далеко не отвлеченными символами, а частью жизни современников великоЗ и страшной войны.

Музыкальный руководитель спектакля - лауреат премии «Золотая маска», главный дирижер Новосибирского музыкального театра Александр Новиков добился от исполнителей естественной и выразительной вокальной интонации.

Разумеется, каждый театральный спектакль - это своего рода живой организм, а это значит, что не бывает двух совершенно идентичных представлений одной и той же постановки, и три рассмотренных мюзикла в каждом конкретном показе могли быть более или менее удачными, в них проявлялись и исчезали те или иные недостатки - в зависимости от самочувствия студен-тов-актеров, их эмоциональной настроенности, количества зрителей в зале и их поведения, слаженности светотехнической или аудиовизуальной партитуры и мн. др.

В ряде случаев у того или иного студента проявлялись недостатки сценической речи, качество вокального интонирования, интонационного проживания роли. Впрочем, это совершенно естественное состояние любой учебной работы, в которой на сцене не столько актеры, сколько прежде всего студенты, обучающиеся своему ремеслу.

«Один из парадоксов мюзикла заключается в том, что этот априори музыкальный жанр в ряде фундаментальных вопросов зависит вовсе не от музыки как таковой», -указывает современный исследователь этого жанра [2, с. 96]. Это значит, что успешное функционирование мюзикла на театральных подмостках требует исключительно комплексного подхода.

Для учебного формата работы с жанром принципиально важным представляется следующее: только осмысленное поведение студента-актера на сцене, использующего речевое, вокальное и пластическое начала «под управлением» сценически осмысленной и осознанной сверхзадачи, может привести к успеху.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области в рамках научно-иссле-довательского проекта № 17-14-54001 «Новосибирское сценическое искусство 1980-2000-х годов в фокусе современного театроведения ».

2 Имею в виду спектакль Театра на Таганке (1970, режиссер Ю. Любимов), кинофильм (1972, режиссер С. Ростоцкий) и оперу (1973, композитор К. Молчанов).

3 Возможно, именно спектакли подобного рода, т. е. мюзиклы-драмы, к числу которых можно также отнести «Гадюку» А. Колкера и «Дyбpoffcкoгo» К. Брейтбурга, вызвали необходимость смены названия театра.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коробейников С. С. Музыка в театре. - Новосибирск, 2017. - 118 с.

2. Тушинцева И. Так ли прост мюзикл? К проблематике жанра // Муз. акад. - 2015. -№ 1. - С. 94-101.

3. Швыдкой М. Любая культура воспринимает лишь то, что готова воспринять // Муз. жизнь. - 2011. - № 5. - С. 7-11.

4. Яськевич И. История искусства музыкального театра. Лекции. Материалы: Учеб. пособие. - Новосибирск, 2011. - 306 с.

5. Яськевич И. Музыкальный театр Андрея Кротова // Муз. акад. - 2016. - № 2. -С. 79-82.

REFERENCES

1. Korobejnikov S. S. Muzyka v teatre [Music in a theatre]. Novosibirsk, 2017. 118 p.

2. Tushintseva I. Is it musical so simple? To the problems of the genre. Muzykalnaya

akademiya [Musical Academy], 2015, (1): 94-101.

3. Shvydkoj M. Any culture perceives only what it is ready to perceive. Muzykalnaya zhizn [Musical life], 2011, (5): 7-11.

4. Yaskevich I. Istoriya iskusstva muzykalnogo 5. Yaskevich I. Musical theather by Andrey teatra [Art history of musical theater]. Krotov. Muzykalnaya akademiya [Musical Novosibirsk, 2011. 306 p. Academy], 2016, (2): 79-82.

Мюзикл в учебном театре

Статья посвящена рассмотрению постановок в жанре мюзикла в учебном театре Новосибирского государственного театрального института. Проблема выбора репертуара для воспитания студентов-актеров по-прежнему является достаточно актуальной, и использование новых музыкальных произведений в учебном процессе по разным причинам затруднено. Три рассмотренных спектакля относятся к числу новых сочинений современных авторов и представляют разные типы жанра. Особенности спектаклей раскрываются в комплексном взаимодействии различных компонентов - музыки, текстовой основы, сценографии, пластики и актерской игры, в которой речевое и вокальное начала представлены в различных соотношениях. В мюзикле «Кандид» преобладает речевое начало, а музыка имеет вставной характер, что дало возможность использовать его для работы со студентами не вокального профиля. Два других сочинения более активно опираются на ресурсы музыкальной драматургии и требуют актеров с хорошими вокальными данными, поэтому в них были задействованы студенты-вокалисты. В детском мюзикле «Огурцы и другие пирожные» значимость речевого и музыкального начал примерно равнозначна. «А зори здесь тихие» - пример сочинения, в котором музыкальное развитие имеет сквозной характер и является ведущим элементом сочинения. Направленность на освоение студентами необходимых профессиональных навыков при работе над мюзиклами была осуществлена с помощью комплексного подхода. Все три спектакля имели долговременный успех у публики.

Ключевые слова: мюзикл, учебный театр, речевое начало, сквозное музыкальное развитие, сценография.

Musical in the drama school theatre

The article focuses on the performances in the genre of musical that have been produced in the students' theatre of Novosibirsk state theatre institute (drama school) for the last several years. The problem of new musical works appropriate for the drama school theatre stays topical, and therefore new titles are normally difficult for presentation by students who are being trained for acting in musicals. The author of the article analyses the three new works by contemporary composers which were produced in the students' school theatre of Novosibirsk state theatre institute (drama school). The performances were featuring three different genres requiring different types of interplaying of music, text, sets, plasticity and acting. "Candide", "Cucumbers and other cakes", and "And the dawns here are quiet" present different proportion and correlation of speech and music in each of the performances. In "Candide" speech of the characters is prevailing over music to make the narrative more distinct - for that reason the performance was suitable for the students who study acting in drama theatre. "Cucumbers and other cakes" as well as "And the dawns here are quiet" both use the resources of musical dramatism and thus these two works could only be performed by the students who are mastering vocals. "Cucumbers and other cakes" gives us the example of the musical for children where musical and narrative parts are brought to balance. "And the dawns here are quiet" is an opus where the musical development goes through the story coherently and dominates it. All the three musicals were methodically and artistically adequate to the tasks of complex development of the students' acting abilities. The performances enjoyed the long-lasting success with the public and media.

Keywords: musical, drama school theatre, speech of the characters, continuous musical development, set design.

Коробейников Сергей Савельевич, кандидат искусствоведения, доцент, декан актерс-ко-режиссерского факультета Новосибирского государственного театрального института E-mail: [email protected]

Korobeinikov Sergej Savelievich, Candidate of Art Criticism, Docent, Dean of the faculty of Acting at Novosibirsk State Theatre Institute E-mail: [email protected]

Получено 08.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.