Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018 № 3 (33). С. 83-87.
удк 378 т. н. Андрющенко, Е. Я. Городецкая, н. А. Роговая
Из опыта формирования навыков самоконтроля аспирантов на практических занятиях по английскому языку
Рассматривается проблема формирования навыков самоконтроля как средства активизации учебной деятельности при подготовке аспирантов к сдаче кандидатского минимума по иностранному языку (английскому). Особое внимание уделяется способам, приемам и навыкам формирования самоконтроля и взаимоконтроля в процессе аудиторных занятий по английскому языку. Овладение формами самоконтроля развивает грамотность планирования учебной деятельности, углублению внимания, памяти, и является одним из основных факторов развития познавательной способности. Рассматривается значение педагогического контроля за выполнением всех видов самостоятельной работы и взаимоконтроля, что способствует повышению ответственности аспирантов за самостоятельную работу и внимательному отношению к работе других. Предложен ряд специфических аудиторных упражнений для оценки качества самостоятельной работы аспирантов. Результатом эксперимента, описанного в статье, стала активная самостоятельная учебно-познавательная деятельность аспирантов, проявленная на занятиях по английскому языку, повышение общего уровня успеваемости и заинтересованности в дальнейшем изучении предмета.
Ключевые слова: самоконтроль, взаимоконтроль, учебная деятельность, аспиранты, учебные задания, приемы, методы, оценка
Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018 No. 3 (33). pp. 83-87.
T. N. Andryushchenko, E. Ya. Gorodetskaya, N. A. Rogovaya
From the experience of developing post-graduates' self-assessment skills on English language lessons
The problem of self-assessment as a means of intensifying postgraduates' learning activity during the preparation to postgraduate exam on English language is considered. An emphasis is put on the system of modes and exercises aimed to form postgraduates' self-assessment skills in the process of English language acquisition. Mastering the forms of self-assessment is one of the main factors in the developing of cognitive ability, literacy of plaining education activities, deeping attention and memory. The article considers the importance of pedagogical control over the implementation of all types of independent work and mutual control, which contributes to the responsibility of postgraduates' students for independent work and attention to the work of others. A number of special classroom's activities to assess the quality of independent work of postgraduates' students are proposed. Postgraduates' dynamic self-assessment revealed in the learning process becomes the result of the experiment described in the article.
Keywords: self-assessment, peer-assessment, learning process, postgraduates, activities and exercises, techniques, evaluation
звестно, что перестройка образования в соответствии с требованиями и задачами ускоренного развития науки, техники многих отраслей экономики нашей страны требует от высших учебных заведений подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих не только знаниями, но и определенными компетенциями, позволяющими самостоятельно решать различные профессиональные, социальные и другие задачи, возникающие в профессиональной и научной деятельности выпускников.
В данной статье речь идет о подготовке аспирантов к сдаче кандидатского минимума по английскому языку в конце первого года обучения. По учебному плану аспирантов, проходящих подготовку на базе Дальневосточного федерального университета г.Владивосток, весь курс (осенний и весенний семестр) состоит из 72 часов аудиторных занятий и 108 часов самостоятельной работы. Согласно требованиям рабочее учебной программы по дисциплине иностранный (английский язык), составленной в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации) инициативной группой преподавателей кафедры профессионально-ориентированных иностранных языков ДВФУ (к.фил.наук, профессор Городецкая Е.Я., к.пед.наук, доцент Норкина П.С., доцент Тараненко О.И., старший препод. Роговая Н.А.), обсужденной на заседании кафедры и утвержденной проректором по науке и инновациям от 01.09.2014 г., аспиранты должны уметь читать (понимать) научную литературу по своей специальности, владеть навыками общения (обмена информацией в устной и письменной формах (доклад, эссе, отчеты и т.д.) по профессионально-ориентированной, политической, социальной, культурной тематике. Такие цели Программы по иностранному языку (английскому) требуют формирования у аспирантов умения самостоятельно контролировать и оценивать результаты своей учебной работы и на этой основе управлять процессом овладения знаниями. «Без умения осуществлять самоконтроль...без сознательной оценки своих действий, без умения регулировать на этой основе свою деятельность наилучшим образом, - подчеркивает В.А. Вадюшин,- невозможно добиться всестороннего развития личности молодого специалиста.» [1, с.10] Самоконтроль является необходимым элементом учебной деятельности аспирантов, прежде всего потому, что он способствует глубокому и прочному овладению знаниями. Именно через самоконтроль происходит так называемое органическое усвоение знаний, о котором в свое время писал П.П. Блонский. Он отмечал, что усвоение без проверки - простая, безотчетно происходящая работа памяти. Усвоение, контро-
лируемое самопроверкой, - память, работающая под контролем мышления. [2, с.178-180] Применение самоконтроля в процессе обучения позволяет аспирантам оценивать эффективность и необходимость применяемых приемов умственного труда, находить в нем допускаемые недостатки и на этой основе производить необходимую его корректировку. При этом аспиранты не только исправляют допущенные ошибки, но и вносят новшества в организацию своей работы, способы ее осуществления. Именно поэтому рационализация является одним из средств самоконтроля и в то же время стимулом к нему. И, наконец, следует отметить большое воспитательное значение самоконтроля как оценочно-результативного компонента учебной деятельности, поскольку самоконтроль ведет «к рефлексии относительно своих возможностей выполнения познавательной деятельности и к самоконтролю на этой основе личности в целом» [3, с.107] Овладение способностью самоконтроля прививает аспирантам грамотность планирования учебной деятельности, способствует углублению их внимания, памяти и выступает как главный фактор развития познавательных способностей.
Описание эксперимента. Рассмотрим, как обстоит дело с использованием самоконтроля в практике учебной работы аспирантов по английскому языку в процессе их подготовки к сдаче кандидатского минимума, то есть, экзамену по английскому языку. Для выяснения этого вопроса в течение пяти лет исследовался учебный труд 250 аспирантов Дальневосточного федерального университета четырех направлений подготовки: гуманитарного, естественно-научного, инженерного, социально-экономического.
По полученным данным, регулярно самоконтроль осуществляют лишь 17, 9% аспирантов; 31,9% используют самоконтроль от случая к случаю; 51% аспирантов качество усвоения материала не контролируют вообще. В результате более детального изучения этого вопроса выяснилось, что использование самоконтроля в учебной работе чаще всего наблюдается у аспирантов, которые были отличниками в студенческие годы обучения в вузе: 85% из них не только систематически используют самоконтроль для самостоятельной проверки качества усвоения изучаемого материала, но и владеют довольно разнообразными его приемами. При этом самыми распространенными приемами самоконтроля понимания прочитанного научного текста являются составление устного или письменного плана заданного материала, продумывание ответов на вопросы, поставленные по содержанию текста или ряда текстов, связанных одной проблематикой. Кроме этого, эффективным приемом самоконтроля, используемым аспирантами, является выделение и воспроизведение основных положений, ключевых проблем изучаемых английских текстов в устной или письменной формах.
При детальном анализе ответов аспирантов на поставленные в анкете вопросы относительно использования самоконтроля в учебной деятельности выяснилось, что даже те из них, кто указал на использование самоконтроля в учебной работе, фактически мало применяют его. Это подтверждают и ответы аспирантов на вопросы, «Какие приемы самоконтроля вы используете в своей учебной работе?». Основными из них были следующие: «Читаю заданный материал (т.е. английские тексты) медленно и вдумчиво, чтобы лучше понять его и запомнить; «Когда выполняю задания и упражнения, стараюсь не отвлекаться». Как показывают приведенные ответы, многие аспиранты, к сожалению, не только не владеют приемами самоконтроля, но и не понимают их сущности и назначения. Все это свидетельствует о том, насколько остро стоит задача формирования у аспирантов стремления к самоконтролю. Выработка умений и навыков самоконтроля имеет два аспекта. Первый из них связан с объективной оценкой аспирантами своих знаний по изучаемым предметам (в данной статье идет речь об английском языке). Поскольку здесь на первом месте стоит констатация степени усвоения знаний, то такой самоконтроль многие авторы называют констатирующим.
Второй аспект формирования самоконтроля, который в психолого-педагогической литературе известен как корректирующий, предполагает оценку и коррекцию используемых приемов умственного труда и познавательной деятельности в целом. Здесь так же имеет место констатация достигаемых результатов, однако они относятся уже к оценке качества учебного труда, к выявлению и устранению допускаемых недостатков. «Функции такого контроля в структуре деятельности, - отмечает Н.Н. Ржецкий, - дать в ходе процесса сигнал о несоответствии требуемого и получаемого результатов работы студента. Это вызывает далее целую последовательность действий, которые, в конечном счете, должны обеспечить необходимую коррекцию в работе обучающегося» [4, с. 40-41].
Следовательно, на первой стадии развития у аспирантов оценочно-результативного компонента познавательной деятельности существенное значение имеет формирование констатирующего самоконтроля. На этой стадии важно вооружить аспирантов системой приемов учебной деятельности по проверке и оценке усвоения изучаемого материала.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить следующие приемы умственного труда, составляющие систему действий констатирующего самоконтроля: повторные чтения информативного текста учебника или конспекта лекций; краткое воспроизведение изучаемого материала вслух или про себя; устное расчленение изучаемого материала на отдельные смысловые части; письменное состав-
ление плана изучаемого материала; устные или письменные ответы на вопросы по изучаемому материалу; составление собственных вопросов по прочитанному материалу в целях проверки правильности его понимания; формулирование выводов по изучаемой теме с последующим обоснованием их; проверка правильности выполнения учебного задания путем сравнения его с заданием образцом; выделение в изучаемом материале тех вопросов, которые служат основой системы знаний и т.д.[5, с. 118], [6, с. 79]
Так, необходимо отметить, что одним из важнейших факторов, стимулирующих самоконтроль, является педагогический контроль за выполнением аспирантами всех видов самостоятельных работ. Многие аспиранты подчеркивают, что проверка и оценка знаний преподавателем заставляет их лучше готовиться к практическим занятиям по английскому языку, искать и использовать более эффективные способы усвоения изучаемого материала, к числу которых они относят и самоконтроль [7, с.213]. Вот почему существенное значение имеет усиление текущего контроля над учебной деятельностью аспирантов, регулярная оценка их знаний по изучаемому предмету, использование на практических занятиях по английскому языку не только индивидуальной, но и фронтальной проверки качества выполнения заданий.
Усиление контроля за учебной деятельностью аспирантов способствует использование на практических занятиях по английскому языку и такой его формы, как взаимоконтроль [8, с.36]. Взаимный контроль позволяет максимально углубить знания и умения аспирантов, способствует развитию внимания и ответственного отношения к делу, формированию навыков самоконтроля. Эффективность взаимного контроля как стимула формирования самоконтроля подтвердилась систематическим использованием его на практических занятиях по английскому языку [9, с. 27]. Взаимный контроль используется наряду с проверкой письменных работ и при проверке умения аспирантов передать содержание прочитанного или прослушанного английского текста [10, с. 246-250]. Для оценки содержания и речевого оформления ответа аспиранты предварительно знакомились с теми требованиями, которые должны соблюдаться при передаче содержания текстов. Ответы аспирантов анализировались по следующим параметрам: раскрытие в изложении основных проблем текста; последовательность и логичность передачи содержания текста; правильное использование речевых средств.
Результаты экспериментального обучения. Четкое отслеживание работы аспирантов, а также беседы с ними показали, что систематическое и длительное использование взаимоконтроля в процессе аудиторных занятий сыграло положительную роль в формировании у них навыков индивидуального самоконтроля. В частности,
многие аспиранты отмечают, что для того, чтобы иметь возможность указать товарищу на допускаемые ошибки и установить их причины, нужно самому глубоко изучить текст. Поэтому в процессе внеаудиторной работы они стремились не только лучше подготовиться к занятиям, но и проверить, насколько хорошо усвоен новый материал. Именно такое желание и побудило многих аспирантов овладеть навыками и приемами самоконтроля.
Обучение аспирантов приемам самоконтроля осуществлялось на практических занятиях по английскому языку. В структуру аудиторных занятий постоянно внедрялись специальные задания, создавались соответствующие ситуации, требующие от аспирантов выполнения контрольных действий. Существенное значение при этом придавалось выбору способов и форм выполнения учебных действий по самоконтролю. Дело в том, что в качестве объектов контроля и самоконтроля на занятиях по иностранному языку выступают разнообразные виды речевой деятельности, требующие адекватных форм проверки. Фактически, не всегда целесообразно бывает проверять один вид речевой деятельности посредством другого. Например, если проверять понимание содержания текста с помощью его пересказа, то аспирант может и не справиться с его воспроизведением, хотя и понял прочитанное, но не знает соответствующей лексики и грамматики. Поэтому важно было определить адекватные приемы самоконтроля различных умений аспирантов. Так, система приемов самоконтроля понимания прослушанного или прочитанного текста была представлена в виде следующих заданий: вычленить и озаглавить основные части текста; найти (выписать) предложения, которые выражают главную мысль его отдельных частей; передать содержание отдельных эпизодов; ответить на вопросы; перевести на русский язык предложения, раскрывающие главную мысль текста; дать краткую аннотацию прочитанного на русском и
английском языках. Выполнение аспирантами таких заданий способствовало более глубокому осмыслению общего содержания текста и его отдельных частей и применению самоконтроля.
Итак, организация практической деятельности аспирантов, направленной на овладение ими приемами самоконтроля, как показал эксперимент, дала положительные результаты. В личных и коллективных беседах подавляющее большинство аспирантов (87%) отметили, что самоконтроль стал важным компонентом их учебного труда. Аспиранты в беседах отмечали, что, приступая к подготовке нового материала, они вначале планируют последовательность выполнения того или иного задания, сопоставляют и оценивают известные им способы учебной работы, продумывают возможные результаты их применения и лишь после этого выполняют задания. Так стали работать около 57% аспирантов, что способствовало повышению эффективности их учебного труда.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы; что побуждение аспирантов к регулярному самоконтролю за качеством усвоения изучаемого материала, путем проведения специальных тематических бесед и анкетирования, заставляет обучающихся задуматься о необходимости самоконтроля при подготовке к аудиторным занятиям по иностранному языку, что позволяет достичь наилучших результатов в учебной деятельности; предложенная система приемов аудиторной работы и форм проверки освоенности изученного материала формирует навыки самоконтроля аспирантов за учебной деятельностью. Зная, что избежать оценки качества, тем или иным способом, не удастся, аспиранты стали использовать методы само и взаимоконтроля при подготовке к практическим занятиям, что значительно повысило интерес к изучаемому материалу и стало важным средством активизации учебной деятельности аспирантов в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вадюшин В.А. Педагогические проблемы самоконтроля в обучении и эффективность применения технических средств для его реализации. Минск, 1976. С.10-16
2. Блонский П.П. Избранные пед. Сочинения. Москва. 1964. 231 с.
3. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. Москва, 2014. С. 106-109
4. Ржецкий Н.Н. Объект контроля - способность студента к деятельности / Организация и контроль самостоятельной учебной работы студентов. Киев, 1975. С. 33-41.
5. Матвиенко Ю.А. Использование самоконтроля учебной деятельности студентов экономических специальностей в процессе психолого-педагогической подготовки с целью повышения качества усвоения знаний // Молодой ученый. 2013. № 5(52). Май. С. 118-127.
6. Городецкая Е.Я., Роговая Н.А. Совершенствование внеаудиторной самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов // 50-я международная научно-практическая конференция «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения». Новосибирск, 2016. С. 79-84.
7. Вох Е.П. Самоконтроль как компонент самостоятельной познавательной деятельности студентов. / Е.П. Вох. // Народное образование. - №2. - 2007. - С. 211-216
8. Бочарова Е.П., Городецкая Е.Я. К вопросу модернизации содержания обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Журнал «Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты». 2014. № 28. Тверь. С. 36-42.
9. Бочарова Е.П., Яшина Т.И. Средства мобильной связи при обучении иностранному языку // Акмеология. 2014. Выпуск
10. Некрасова Т.П. Самообразование - неотъемлеиая часть жизни педагога [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Концепт». 2013. С. 246-250. URL: www.e-concept.ru/2013/5305 (дата обращения 17.09.2017).
1. Vadjushin V.A. Pedagogical problems of self-control in training and the effectiveness of the use of technical means for its implementation. Minsk, 1976. pp.10-16. (in Russian)
2. Blonskiy P.P. Selected ped. compositions. Moscow. 1964. 231 p. (in Russian)
3. Markova A.K. Psychology of learning the language as a means of communication. Moscow, 2014. pp. 106-109. (in Russian)
4. Rzhetsky N.N. The object of control is the student's ability to act / Organize and control the independent educational work of students. Kiev, 1975. P. 33-41. (in Russian)
5. Matvienko Yu.A. Use of self-control of educational activity of students of economic specialties in the process of psychological and pedagogical preparation with the purpose of improving the quality of mastering knowledge. Young Scientist. 2013. no. 5 (52). May. pp. 118-127. (in Russian)
6. Gorodetskaya E.Ya., Rogovaya N.A. Perfection of out-of-class independent educational and cognitive activity of students // 50th international scientific-practical conference "Psychology and pedagogy: methods and problems of practical application". Novosibirsk, 2016. pp. 79-84. (in Russian)
7. Vokh E.P. Self-control as a component of independent cognitive activity of students. Public education. 2017. no. 2. pp. 211-216. (in Russian)
8. Bocharova E.P., Gorodetskaya E.Ya. To the question of the modernization of the content of teaching a foreign language in a non-linguistic university. Journal "Foreign languages: linguistic and methodical aspects". 2014. no. 28. pp. 36-42. (in Russian)
9. Bocharova E.P., Yashina T.I. Means of mobile communication in teaching a foreign language. Akmeologiya. 2014. Issue 23. P.24-27. (in Russian)
10. Nekrasova T.P. Self-education is an inalienable part of the teacher's life. Electronic journal "Concept". 2013. pp. 246-250. Available at: www.e-concept.ru/2013/5305 (accessed 1 May 2018).
23. С.24-27.
REFERENCES
Информация об авторах Андрющенко Таиса Николаевна
(Россия, Владивосток) Ассистент Академического департамента английского языка Дальневосточный федеральный университет E-mail: [email protected]
Information about the authors
Andriushchenko Taisa Nikolaevna
Assistant of Academic Department
Fare Eastern Federal University E-mail: [email protected]
(Russia, Vladivostok)
of English Language
Городецкая Елена Яковлевна
(Россия, Владивосток) Кандидат филологических наук, профессор Академического департамента английского языка Дальневосточный федеральный университет E-mail: [email protected]
Gorodetskay Elena Yakovlevna
(Russia, Vladivostok) PhD in Philology, Professor of Academic Department of English Language Fare Eastern Federal University E-mail: [email protected]
Роговая Наталья Александровна
(Россия, Владивосток) Старший преподаватель Академического департамента английского языка Дальневосточный федеральный университет E-mail: [email protected]
Rogovaya Natalia Alexandrovna
(Russia, Vladivostok)
Senior lecture of Academic department
of English Language
Fare Eastern Federal University E-mail: [email protected]