Научная статья на тему 'О некоторых методологических принципах разработки профессионально- ориентированного учебника английского языка и эффективности его применения в учебном процессе (по результатам экспериментального обучения)'

О некоторых методологических принципах разработки профессионально- ориентированного учебника английского языка и эффективности его применения в учебном процессе (по результатам экспериментального обучения) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / РЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УЧЕБНИК / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕСТ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА ЗАДАНИЙ ПО ЧТЕНИЮ / PROFESSIONAL COMMUNICATION / METHODOLOGICAL PRINCIPLES / SPEECH ACTION / PROFESSIONALLY-ORIENTED TEXT BOOK / EXPERIMENTAL TEACHING / TEST / COGNITIVE ACTIVITY / READING ASSIGNMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Городецкая Елена Яковлевна, Роговая Наталья Александровна

Рассматриваются некоторые методологические принципы составления профессионально-ориентированного учебника английского языка, предназначенного для подготовки аспирантов к сдаче кандидатского минимума по английскому языку. Детально рассматривается структура такого учебника, предназначение каждой его части. Особое внимание уделяется результатам экспериментального обучения, основой которого является профессионально-ориентированный учебник английского языка “Speaking about Politics” для аспирантов, специализирующихся в области политических наук. Описываются динамика развития аспирантов, мотивационный фон, весь спектр коммуникативной деятельности, комплекс упражнений для достижения поставленных целей. Рассматривается гипотеза о том, что профессионально-ориентированный учебник английского языка может стать моделью процесса обучения иностранному языку, так как является главным средством управления деятельностью в цепи преподаватель обучающийся. Уделяется внимание функции преподавателя, при такой системе обучения она смещается в процессе занятия от контроля индивидуального к контролю групповому, с привлечением самоконтроля и взаимоконтроля аспирантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Городецкая Елена Яковлевна, Роговая Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some methodological principles of making up professionally-oriented text book of English language and effective usage of it in the educational process (on the experimental survey)

Some methodological principles of making up professionally-oriented text book of the English language designed for preparing the first-year post-graduates for taking the candidate’s degree examination in the English language are discussed. An emphasis is put on the results of the experimental teaching based on the text book “Speaking about Politics”, intended for the post-graduates majoring in political sciences. Postgraduates students’ dynamic development, motivation context, the entire range of communicative activities and set of exercises to achieve these goals are described. The hypothesis about professionally-oriented text book became an educational model of the foreign language teaching process as a main mean of management activities in a chain teacher student. As for the role of the teacher, it is shifted during the personal and group forms involving self-control and mutual control in such form of education.

Текст научной работы на тему «О некоторых методологических принципах разработки профессионально- ориентированного учебника английского языка и эффективности его применения в учебном процессе (по результатам экспериментального обучения)»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Дата публикации: 1.03.2018 № 1 (31). С. 148-153. УДК 378

Е. я. Городецкая, н. А.роговая

О некоторых методологических принципах разработки профессионально-ориентированного учебника английского языка и эффективности его применения в учебном процессе (по результатам экспериментального обучения)

Рассматриваются некоторые методологические принципы составления профессионально-ориентированного учебника английского языка, предназначенного для подготовки аспирантов к сдаче кандидатского минимума по английскому языку. Детально рассматривается структура такого учебника, предназначение каждой его части. Особое внимание уделяется результатам экспериментального обучения, основой которого является профессионально-ориентированный учебник английского языка "Speaking about Politics" для аспирантов, специализирующихся в области политических наук. Описываются динамика развития аспирантов, мотивационный фон, весь спектр коммуникативной деятельности, комплекс упражнений для достижения поставленных целей. Рассматривается гипотеза о том, что профессионально-ориентированный учебник английского языка может стать моделью процесса обучения иностранному языку, так как является главным средством управления деятельностью в цепи преподаватель - обучающийся. Уделяется внимание функции преподавателя, при такой системе обучения она смещается в процессе занятия от контроля индивидуального к контролю групповому, с привлечением самоконтроля и взаимоконтроля аспирантов.

Ключевые слова: профессиональная коммуникация, методологические принципы, речевое действие, профессионально-ориентированный учебник, экспериментальное обучение, тест, познавательная деятельность, система заданий по чтению

Perspectives of Science & Education. 2018. 1 (31)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Accepted: 28 January 2018 Published: 1 March 2018 No. 1 (31). pp. 148-153.

E. Ya. G o ro d ets kaya, N. A. Rogovaya

Some methodological principles of making up professionally-oriented text book of English language and effective usage of it in the educational process (on the experimental survey)

Some methodological principles of making up professionally-oriented text book of the English language designed for preparing the first-year post-graduates for taking the candidate's degree examination in the English language are discussed. An emphasis is put on the results of the experimental teaching based on the text book "Speaking about Politics", intended for the post-graduates majoring in political sciences. Postgraduates students' dynamic development, motivation context, the entire range of communicative activities and set of exercises to achieve these goals are described. The hypothesis about professionally-oriented text book became an educational model of the foreign language teaching process as a main mean of management activities in a chain teacher - student. As for the role of the teacher, it is shifted during the personal and group forms involving self-control and mutual control in such form of education.

Keywords: professional communication, methodological principles, speech action, professionally-oriented text book, experimental teaching, test, cognitive activity, reading assignment system

Введение

роблема соотношения знаний о языке и знаний самого иностранного языка всегда была важна как для составления учебников иностранного языка, так и для преподавателей-практиков. В большинстве существующих учебников английского языка отбор и организация материала для активного усвоения обучающимися осуществляется по различным принципам, основным из которых является тематический принцип.

Целью профессионально-ориентированного учебника английского языка, предназначенного для развития навыков профессионально-ориентированного общения, должна стать реализация принципа активной коммуникации через различные формы активизации речевой деятельности обучающихся на английском языке. Таким образом центр учебно-педагогической деятельности перемещается с тренировки языковых средств на тренировку речевых действий обучаемых, осуществляемых в наиболее типичных для определенной специальности ситуациях и в различных видах социальных контактов, наиболее значимых для целей профессиональной коммуникации и интересов коммуникантов. Исходя из этого, учебник практического курса профессионально-ориентированного английского языка должен представлять собой комплекс материалов, систему заданий для формирования определенных видов речевой деятельности и содержать самый минимальный объем теоретических сведений об иностранном языке.

Профессионально-ориентированный учебник "Speaking about Politics"

В данной статье речь идет об учебнике английского языка, который предназначен для обучения английскому языку аспирантов, специализирующихся в области политических наук, поэтому предполагается что они уже владеют базовым курсом английского языка, изучаемом на 1-м и 2-ом курсах бакалавриата.

Учебник английского языка, предназначенный для обучения аспирантов, должен быть ориентирован на создание условий для активной речевой деятельности на английском языке, представляющей интерес для обучающихся. Следовательно, такой учебник должен реализовать следующие функции: 1) мотивирующую функцию, которая состоит в компенсации отсутствия языковой среды, в создании мотивации и устойчивого познавательного и профессионального интереса к изучению английского языка; 2) прагматическую функцию, заключающуюся в стимулировании использования английского языка в условиях реальной коммуникативной

деятельности; 3) контролирующую, то есть данный учебник может быть использован в целях коррекции и самокоррекции, контроля и самоконтроля уровня сформированности речевых навыков в различных видах речевой деятельности на английском языке; 4) функцию управления, которая является самой важной, поскольку позволяет управлять общением преподавателя со студентами, а также организовывать и управлять групповым общением, межличностным общением обучающихся на английском языке.

Поскольку основой содержания учебно-педагогической деятельности должно стать речевое действие (речевой поступок), ориентированное на практическую коммуникацию, результатом обучения является реальная коммуникативная деятельность, осуществляемая обучаемыми в результате приобретения ими умений реализации соответствующих коммуникативных намерений. В этой связи в содержание профессионально-ориентированного учебника английского языка должны входить не только тексты, связанные общей тематикой данной специальности, но и различные профессиональные ситуации, проблемные задания, то есть своего рода коммуникативный минимум, требующий определенных речевых поступков на английском языке.

Следует подчеркнуть, что, несмотря на то, что профессионально-ориентированный учебник английского языка должен включать богатое разнообразие текстов различных типов, с которыми придется иметь дело будущим специалистам, тексты учебника должны отвечать некоторым общим требованиям, что обязательно следует учитывать при разработке учебника английского языка, о котором идет речь. Во-первых, тексты, включенные в профессионально-ориентированный учебник, должны быть аутентичными; во-вторых, тексты должны быть актуальными и отвечать общим стандартам речевых произведений, создаваемых нашими и зарубежными современниками; в-третьих, в текстах учебника должны быть представлены слова, словосочетания, клише, которые характерны для различных сфер профессионального общения; в-четвертых, тексты учебника должны содержать монологические и диалогические формы речи, устные и письменные разновидности речевого материала. Поскольку речь идет о профессионально-ориентированном учебнике английского языка, то в содержательном плане текстовый материал следует понятийно и концептуально согласовать с базовыми теоретическими курсами изучаемых специальностей обучаемых.

В профессионально-ориентированном учебнике английского языка "Speaking about Politics", разработанном профессором Городецкой Е.Я. и профессором Меньшениной Н.Н. и предназначенном для обучения будущих специалистов в области политических наук, представлен широкий круг проблем: международные отношения,

политические течения, политический процесс, политические режимы, система выборов, виды власти (законодательная, исполнительная, судебная), предвыборная борьба. Такое разнообразие тематики требует отражения в учебнике стилевой и субъязыковой дифференциации текстов. Именно инвентарь специфических субъязыковых единиц (в первую очередь терминологической лексики и фразеологии) и особенности их организации оказываются наиболее информативными, а владение данным участком языкового кода позволяет коммуникантам вести беседу на достаточно высоком уровне [1].

Итак, в профессионально-ориентированном учебнике английского языка "Speaking about Politics" в качестве единицы обучения выступает тематический связанный блок (Unit), объединяющий 3 текста, которые разделяются по учебным функциям на исходный текст, промежуточный и заключительный. Исходный текст реализует тему учебной программы, содержит фактический языковой материал, подлежащий активному усвоению. Среди коммуникативных намерений такие тексты должны реализовать сообщение, описание, сопоставление, оценку и т.д. Содержание исходных текстов определяет количество и виды учебных действий, направленных на усвоение и автоматизацию речевых навыков. Промежуточные тексты представляют материал для тренировки чтения и устной интерпретации прочитанного. Заключительный текст обобщает изученный языковой материал и позволяет определять степень овладения обучающимися соответствующими умениями и навыками в различных видах иноязычной речевой деятельности.

Учебник "Speaking about Politics", предназначенный для обучения аспирантов, специализирующихся в области политических наук и политологии, состоит из 8- и блоков (Units), каждый из которых представляет определенную тему, разбитую на подтемы, логически связанные между собой. Тематика блоков предусматривает обсуждение таких проблем, как политические партии, политические режимы, структура власти, политический процесс, политическое лидерство, выборы, политическая борьба и т.д.

Каждый блок (Unit) включает 3 текста и разделен на секции, соответствующие подтемам, рассматриваемым в рамках данного блока (Unit). К каждому блоку прилагается список слов и терминологических сочетаний, подлежащих активному усвоению. В каждом блоке (Unit) предусмотрена система упражнений и заданий, направленных на формирование определенных коммуникативных умений и навыков. В конце каждого блока предлагается раздел "Checkups", выполнение заданий которого предназначено для самоконтроля самими обучающимися уровня сформированности своих речевых умений в пределах изучаемой тематики. Раздел "Research

and Projects" включает задания, направленные на формирование навыков критического осмысления прочитанного и развитие общеинтеллектуальных умений, особенно значимых для будущей профессиональной деятельности политологов и специалистов в области политических наук. С этой же целью в учебник включен раздел "Case Study", дающий возможность обучаемым познакомиться с различными аспектами в освещении того или иного политического события, концепции, теории и сформировать свою точку зрения в виде резюме, доклада, реферата или статьи. Эти материалы становятся предметом обсуждения во время проведения научных конференций, конкурсов на лучший научный доклад, круглых столов, диспутов по различным проблемам науки и инновациям.

Наконец, в заключительной части учебника помещены такие материалы и задания к ним, которые обеспечивают проявление интегратив-ных умений иноязычной речевой деятельности в условиях неофициального и официального общения: слушание радио и телепередач (аудио и видеоматериалы), чтение и понимание газет-но-публицестических текстов из различных политических журналов и газет, составление деловых писем, написание эссе, рефератов, аннотаций, подготовка и презентация официальных выступлений на различных научно-теоретических конференциях.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что, если целью обучения иностранным языкам является не иностранный язык как система, а речевая деятельность на иностранном языке, то центр учебно-педагогической деятельности должен максимально переместиться на создание условий для тренировки иноязычной речевой деятельности, в ее продуктивной и рецептивной формах. В этом плане профессионально-ориентированный учебник английского языка мог бы стать моделью процесса обучения иностранному языку, поскольку он является главным средством управления этой деятельностью в цепи преподаватель - обучаемый.

_Описание эксперимента

Для подтверждения данной гипотезы было проведено экспериментальное обучение аспирантов, специализирующихся в области политических наук в течение одного года. Основой такого обучения явился учебник английского языка "Speaking about Politics", разработанный профессором Городецкой Е.Я и профессором Мень-шениной Н.Н. В экспериментальном обучении учувствовали 32 человека, то есть две группы аспирантов по 16 человек.

На первом этапе эксперимента был проведен диагностический тест с целью определения уровня владения лексико-грамматическим минимумом, необходимым для дальнейшего ак-

тивного речевого общения на английском языке. Результаты проведенного теста показали, что обучающиеся должны быть распределены на две группы: первая группа состояла из лиц, перерыв в учении которых был 3 и более лет, вторая включала тех обучающихся, перерыв в учении которых был менее 3 лет. Распределение обучающихся по указанному выше признаку обусловлено тем, что большой перерыв в учении относится к факторам, значительно затрудняющих успешность обучения иностранному языку в вузе. Именно такая ситуация возникает при обучении иностранному языку аспирантов.

В ходе эксперимента проверялась гипотеза, которая состояла в следующем: успешность обучения аспирантов повысится, если основой обучения станет профессионально-ориентированный учебник "Speaking about Politics", который может а) существенно помочь слабой категории обучающихся с большим перерывом в обучении в овладении учебной программой; б) обеспечить необходимые условия для активации самостоятельной работы обучающихся; в) реализовать индивидуально-дифференцированный подход преподавателя к каждому обучаемому.

Эксперимент был проведен на практических занятиях по иностранному языку (английскому), в данном случае, в аспирантских группах Дальневосточного Федерального Университета. В эксперименте учувствовали две академические группы аспирантов (по 16 человек в каждой).

Диагностический тест, проведенный в начале экспериментального обучения, показал, что у обучающихся обеих групп исходный уровень знаний и речевых умений в чтении и переводе предлагаемых в тесте текстов очень низкий. Именно это фактор и потребовал разработки профессионально-ориентированного учебника английского языка, осуществление отбора и организации 3 текстов каждого блока в единую серию: исходный текст, который вводит в изучаемую тему и содержит основную информацию по обсуждаемой теме; дополнительный, сообщающий новую или расширяющий данную в основном тексте информацию и, наконец, целевой текст, в котором описывается конкретная ситуация по теме для обсуждения ее в ходе дискуссии.

Тексты отбирались с учетом характера и объема конкретной информации, а также учета всех функций чтения литературы на иностранном языке: опережающая, открывающая новые возможности приобретения профессиональных знаний; способствующая углублению знаний обучающихся по специальности. Как показывают результаты экспериментального обучения, использование серии тематически связанных текстов позволяет обеспечить необходимую повторяемость лексики и выработать все умения и навыки, необходимые для изучающего, поискового и просмотрового видов чтения. В описываемом учебнике перед чтением серии текстов

предусмотрено формирование у обучающихся общего представления о теме, своей точки зрения на ту или иную проблему, выяснение, из каких общих понятий она состоит, то есть создание структурно-логического эталона, с помощью которого обучающиеся могли бы «обследовать» любой текст по изучаемой теме [2, 4, 7].

Как показал описываемый эксперимент, чтение текстов с опорой на логико-структурную схему текста (ЛССТ) позволяет научить обучающихся понимать основную идею текста, систематизировать его содержание, устанавливать иерархию главного и второстепенного. Структурирование процесса чтения и осмысливание серии тематически связанных текстов с опорой на ЛССТ предполагает, прежде всего, изучение, обсуждение логико-структурной схемы предстоящей темы, в результате чего происходит первоначальное усвоение ключевых слов, составляющих данную схему. ЛССГ позволяет тематически сгруппировать всю основную лексику, что способствует ее произвольному запоминанию, а последующее выполнение проблемных заданий по серии текстов, которые включают эти слова в активную самостоятельную речевую деятельность обучающихся значительно облегчает непроизвольное запоминание определенных лексических единиц. Следует особо подчеркнуть, что именно выполнение системы заданий при чтении текстов с опорой на ЛССТ является очень важным фактором, способствующим достижению успешности в обучении аспирантов английскому языку. Такая система заданий представляет систему информационных заданий, предваряемых формулировками - инструкциями, содержащими указания на тот вид чтения, которые должны осуществить обучающиеся при самостоятельном чтении серии тематически связанных оригинальных (английских) текстов. В нашем эксперименте использовались следующие формулировки: «прочитайте текст, просматривая...», «прочитайте, изучив....», «прочитайте тексты и оставьте только те, в которых сообщается о.....», «прочитайте текст, затем,

опираясь на данные Вам слова, найдите те абзацы в текстах, где освещается проблема..» и так далее.

Очень важное значение в формировании у обучающихся мотивации к чтению профессионально-ориентированной серии текстов, связанных тематически, является указание конечного результата этой деятельности. Он должен быть связан с соответствующей фиксацией необходимой и значимой информации в зависимости от дальнейшей цели ее использования: выписывание цитат, составление плана, конспект, аннотация, реферат, научный доклад, статья. Таким образом материал может в последующем использоваться обучающимися для устного сообщения, доклада, участия в общем обсуждении изучаемой темы, в научно-теоретической конференции, составление обзора по определенной тематике, научной

статьи и работы над будущей диссертацией. Эксперимент показал, что все самостоятельное чтение следует организовать таким образом, чтобы оно вызывало потребность использовать всю новую информацию в последующей коллективной работе. Следует отметить, что очень важно при работе с системой заданий дать каждому обучающемуся незаполненную ЛССТ основного содержания читаемых текстов, которая будет заполняться в процессе групповой работы. При этом задания должны быть различной степени трудности, что позволяет преподавателю организовать активную самостоятельную работу обучаемых в группе с различным уровнем подготовки по иностранному (английскому) языку. Такая работа с системой заданий, включенных в учебник "Speaking about Politics" позволила осуществить индивидуализацию обучения чтению и осмыслению прочитанных текстов. При распределении заданий в экспериментальных группах преподаватель учитывал, что существуют три уровня развития познавательной самостоятельности: копирующий, преобразующий и выборочно - творческий [3, 5].

Результаты экспериментального

обучения

В ходе эксперимента были проведены в I- семестре следующие тесты: 1- промежуточный - в первой декаде ноября и итоговый (зачетный) тест в III- декаде декабря; во 2-ом семестре - 1 промежуточный - в первой декаде апреля и 2-ой тест - итоговый- в последней декаде мая, когда аспиранты получают допуск к сдаче кандидатского минимума по английскому языку, который аспиранты сдают во второй декаде июня.

Результаты экспериментального обучения показали, что только в самом начале аспиранты хорошо справлялись с заданиями соответственно первому уровню развития познавательной самостоятельности, то есть, умеют опознавать объекты, устанавливать их основные признаки, разбивать тексты на логически законченные части и вычленять главное, находить ответы на поставленные вопросы в источнике и, наконец, воспроизводить материал в форме пересказа.

Другие аспиранты с хорошими знаниями по языку в начале эксперимента умели наблюдать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать факты, ставить свои вопросы, что соответствует второму уровню развития познавательной самостоятельности. И только незначительная часть аспирантов (6-7 человек) в группе на начало эксперимента способны были справиться с заданиями 3-его уровня познавательной самостоятельности, то есть, они умеют отобрать, классифицировать и систематизировать материал из многих текстов, творчески решать познавательные задачи, сравнивать и сопоставлять, обобщать.

Однако в конце экспериментального обучения проведенные итоговые тесты показали значительную динамику роста самостоятельной познавательной активности аспирантов. Если на первом этапе экспериментального обучения на I-ом уровне самостоятельной познавательной активности была большая часть аспирантов (23 человека из 32 обучающихся), то к концу обучения на II -уровне были 10 аспирантов, и на III - уровне самостоятельной познавательной активности оказались 22 аспиранта.

Такую динамику роста самостоятельной познавательной активности аспирантов можно объяснить тем, что в процессе работы с серией текстов и системой заданий к ним с опорой на ЛССТ темы удается повысить эффективность учебного занятия путем увеличения времени активной речевой деятельности аспирантов за счет совмещения во времени двух видов деятельности: самостоятельной активной работы всех аспирантов одновременно и индивидуальной активной работы каждого аспиранта в групповых видах деятельности.

Как показал эксперимент, отбор серии текстов, включенных в учебник "Speaking about Politics" с учетом характера и объема их содержания по той или иной теме, а также организация процесса чтения с опорой на логико-структурную схему темы и выполнение системы заданий позволяет увеличить объем читаемого материала в 3 раза, поддерживать постоянную познавательную самостоятельность и познавательный интерес, что особенно важно при обучении самостоятельному чтению оригинальной научной литературы на английском языке.

При такой системе обучения постепенно изменяются и функция преподавателя, она смещается в процессе занятия от контроля индивидуального к контролю групповому. Но в процессе группового контроля преподавателю необходимо привлекать различные средства самоконтроля и взаимоконтроля. Этому способствует, отчасти, сама система заданий, включенных в учебник "Speaking about Politics" которые позволяют осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль самими аспирантами.

Заключение

Итак, проведенное экспериментальное обучение позволяет сделать вывод, что представленная система работы по обучению чтению способствует положительной мотивации при овладении аспирантами иностранным языком, вызывает постоянное удовлетворение результатами деятельности, что, в свою очередь, формирует устойчивый интерес к изучению иностранного языка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вадюшин В.А. Педагогические проблемы самоконтроля в обучении и эффективность применения технических средств для его реализации. Минск. 1976. С.10-16.

2. Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1964. 231 с.

3. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М., 2014. С. 106-109.

4. Ржецкий Н.Н. Объект контроля - способность студента к деятельности // Организация и контроль самостоятельной учебной работы студентов. Киев, 1975. С.33-41.

5. Матвиенко Ю.А. Использование самоконтроля учебной деятельности студентов экономических специальностей в процессе психолого-педагогической подготовки с целью повышения качества усвоения знаний // Молодой ученный.2013. №5(52). Май. С.118-127.

6. Городецкая Е.Я., Роговая Н.А. Совершенствование внеаудиторной самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов // 50-я международная научно-практическая конференция «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения». Новосибирск, 2016. С.79-84.

7. Вох Е.П. Самоконтроль как компонент самостоятельной познавательной деятельности студентов // Народное образование. 2007. № 2. С. 211-216.

8. Бочарова Е.П., Городецкая Е.Я. К вопросу модернизации содержания обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Журнал «Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты». 2014. № 28. С.36-42

9. Бочарова Е.П., Яшина Т.И. Средства мобильной связи при обучении иностранному языку // Акмеология. 2014. Вып. 23. С. 24-27.

10. Некрасова Т.П. Самообразование - неотъемлеиая часть жизни педагога [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Концепт». 2013. С. 246-250. URL: www.e-concept.ru/2013/5305 (дата обращения 17.09.2017).

REFERENCES

1. Vadyushin V.A. Pedagogicheskie problemy samokontrolya v obuchenii i effektivnost' primeneniya tekhnicheskikh sredstv dlya ego realizatsii [Pedagogical problems of self-control in training and the effectiveness of the use of technical means for its implementation]. Minsk. 1976. pp.10-16. (in Russian).

2. Blonskii P.P. Izbrannyepedagogicheskiesochineniya [Selected pedagogical writings]. Moscow, 1964. 231 p.

3. Markova A.K. Psikhologiya usvoeniya yazyka kak sredstva obshcheniya [Psychology of learning the language as a means of communication]. Moscow, 2014. pp. 106-109.

4. Rzhetskii N.N. Ob"ekt kontrolya - sposobnost' studenta k deyatel'nosti // Organizatsiya i kontrol' samostoyatel'noi uchebnoi raboty studentov [The object of control is the student's ability to work // Organize and control the independent educational work of students]. Kiev, 1975. pp.33-41.

5. Matvienko Yu.A. Ispol'zovanie samokontrolya uchebnoi deyatel'nosti studentov ekonomicheskikh spetsial'nostei v protsesse psikhologo-pedagogicheskoi podgotovki s tsel'yu povysheniya kachestva usvoeniya znanii [Use of self-control of educational activity of students of economic specialties in the process of psychological and pedagogical preparation with the purpose of improving the quality of mastering knowledge]. Molodoi uchennyi - Young Scientist, 2013. No. 5(52). May. pp.118-127. (in Russian).

6. Gorodetskaya E.Ya., Rogovaya N.A. Sovershenstvovanie vneauditornoi samostoyatel'noi uchebno-poznavatel'noi deyatel'nosti studentov//50-ya mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya» [Perfection of out-of-class independent educational and cognitive activity of students // 50th international scientific-practical conference "Psychology and pedagogy: methods and problems of practical application"]. Novosibirsk, 2016. S.79-84. (in Russian).

7. Vokh E.P. Samokontrol' kak komponent samostoyatel'noi poznavatel'noi deyatel'nosti studentov [Self-control as a component of independent cognitive activity of students]. Narodnoe obrazovanie - Public education. 2007. no. 2. pp. 211-216. (in Russian).

8. Bocharova E.P., Gorodetskaya E.Ya. Kvoprosu modernizatsiisoderzhaniya obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze [To the question of the modernization of the content of teaching a foreign language in a non-linguistic university]. Inostrannye yazyki: lingvisticheskie i metodicheskie aspekty - Foreign languages: linguistic and methodical aspects. 2014. no. 28. pp.36-42.

9. Bocharova E.P., Yashina T.I. Sredstva mobil'noi svyazi pri obuchenii inostrannomu yazyku [Means of mobile communication in teaching a foreign language]. Akmeologiya, 2014. Issue 23. pp. 24-27.

10. Nekrasova T.P. Samoobrazovanie - neot"emleiaya chast' zhizni pedagoga [Self-education is an inalienable part of the teacher's life]. Elektronnyi zhurnal «Kontsept» - Electronic journal "Concept". 2013. pp. 246-250. Available at: www.e-concept. ru/2013/5305 (accessed 17 September 2017).

Информация об авторах Елена Яковлевна Городецкая

(Россия, Владивосток) Кандидат филологических наук, профессор Академического департамента английского языка, Дальневосточный федеральный университет E-mail: eya.gorodetskaya@gmail.com

Information about the authors

Elena Yakovlevna Gorodetskay

(Russia, Vladivostok) PhD in Philology, Professor of Academic department of English Language Fare Eastern Federal University E-mail: eya.gorodetskaya@gmai.com

Наталья Александровна Роговая

(Россия, Владивосток) Старший преподаватель Академического департамента английского языка Дальневосточный федеральный университет E-mail: na.rogovaya@mail.ru

Natalia Alexandrovna Rogovaya

(Russia, Vladivostok) Senior lecture of Academic department of English Language Fare Eastern Federal University E-mail: na.rogovaya@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.