Научная статья на тему 'Из истории возникновения нотариата в России'

Из истории возникновения нотариата в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1478
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОТАРИАТ / NOTARY / НОТАРИАЛЬНАЯ СЛУЖБА / NOTARY SERVICE / ПРАВО ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / PRIVATE PROPERTY RIGHTS / ПРАВА И ИНТЕРЕСЫ ГРАЖДАН / CITIZENS' RIGHTS AND INTERESTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галикеева Ирина Гаязовна

Каждый этап в истории развития государства сопровождается возникновением тех или иных организационных структур, государственно-правовых институтов в государственном механизме. Нотариат тоже появляется на определенном этапе развития государства, так как без него становится невозможным дальнейшее гармоничное развитие общественных отношений. Так происходило во всех государствах, не является исключением появление нотариата и в Российском государстве. История становления нотариата в нашей стране, как и во всех других государствах, начиная от единичных случаев составления простейших актов удостоверения личности или принадлежности собственности до современной системы профессиональной нотариальной службы, занял временной промежуток, равный всей истории России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF NOTARY IN RUSSIA

Each stage in the history of state development is accompanied by the emergence of various organizational structures, public-legal institutions in the state mechanism. Notary also appears at some stage of state development, because without it, it is impossible to develop harmonious social relations. This has happened in all states, and the emergence of notaries in the Russian state is not an exception. The history of the formation of notaries in our country, as in all other countries, ranging from individual cases of compiling elementary identity cards or rightfulness of property to a modern system of notary services, took the time period equal to the entire history of Russia.

Текст научной работы на тему «Из истории возникновения нотариата в России»

6. Татаркин А.И., Лаврикова Ю. Г. Программно-проектная модернизация федеративного устройства России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. № 6 (18). C. 17-32.

7. Зубаревич Н.В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация // Независимый институт социальной политики. М., 2010.

8. Морозов С.И., Абубакирова Е. О. Обеспечение федеративного устройства российского государства на современном этапе политической модернизации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2013. № 1. C. 144-147.

9. Файзуллин И.Ф. Модернизация политической системы российского региона: особенности и модель // http://www.gramota.net/materials/3/2013/9-1/48.html.

References

1. Aminov I.R. State National Policy as a Way of Maintaining the Ethno-Political Stability in Modern Russia, State of Law: Theory and Practice. Number, 2014, 4 (38), р. 26-28.

2. Aminov I.R. On the Foundation of National Security of Russia, Bulletin of Bashkir Institute of Social Technologies. Series "Jurisprudence",2015, № 2 (27), р. 56-62.

3. Aminov I.R. Ethnopolitical Basis of Regional Conflicts in Modern Russia: Theoretical - methodological aspect, State of Law: Theory and Practice. Number, 2013, 2 (32), р. 138-143.

4. Bezrukov A.V. Russian Constitution and Federal Laws and Modern Modernization, Constitutional and Municipal Law, 2012, № 6.

5. Tatarkin A.I. Formation of Regional Institutions of Spatial Development of the Russian Federation, Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2012, № 6 (24), р. 42 - 58.

6. Tatarkin A.I., Lavrikova Y.G. Software Modernization Project of the Federal Structure of Russia, Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2011, № 6 (18), р. 17-32.

7. Zubarevich N.V. Regions of Russia: Inequality, Crisis, Modernization, Independent Institute for Social Policy. M., 2010.

8. Morozov S.I., Abubakirova E.O. Ensuring the Federal Structure of the Russian State at the Present Stage of Political Modernization, Herald of Volgograd State University. Episode 4: History. Regional Studies. International relationships, 2013, №1, р.144-147.

9. Faizullin J.F. Modernization of Political System of the Russian Region: Features and Model,

http://www.gramota.net/materials/3/2013/9-1/48.html.

Дата поступления: 17.01.2016 Received: 17.01.2016

УДК 340

ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОТАРИАТА В РОССИИ

ГАЛИКЕЕВА Ирина Гаязовна

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса Института права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия E-mail: galikeeva_notary@mail.ru

Каждый этап в истории развития государства сопровождается возникновением тех или иных организационных структур, государственно-правовых институтов в государственном механизме. Нотариат тоже появляется на определенном этапе развития государства, так как без него становится невозможным дальнейшее гармоничное развитие общественных отношений. Так происходило во всех государствах, не является исключением появление нотариата и в Российском государстве. История становления нотариата в нашей стране, как и во всех других государствах, начиная от единичных случаев составления простейших актов удостоверения личности или принадлежности собственности до современной системы профессиональной нотариальной службы, занял временной промежуток, равный всей истории России.

Ключевые слова: нотариат, нотариальная служба, право частной собственности, права и интересы граждан.

FROM THE HISTORY OF NOTARY IN RUSSIA

GALIKEEVA Irina Gayazovna

Candidate of Sciences (Law), Assistant Professor of the chair of Civil Procedure of the Institute of Law of the FSBEI HE "Bashkir State University", Ufa, Russia E-mail: galikeeva_notary@mail.ru

Each stage in the history of state development is accompanied by the emergence of various organizational structures, public-legal institutions in the state mechanism. Notary also appears at some stage of state development, because without it, it is impossible to develop harmonious social relations. This has happened in all states, and the emergence of notaries in the Russian state is not an exception. The history of the formation of notaries in our country, as in all other countries, ranging from individual cases of compiling elementary identity cards or rightfulness of property to a modern system of notary services, took the time period equal to the entire history of Russia.

Key words: notary, notary service, private property rights, citizens' rights and interests.

Нотариат - как институт является одним из древнейших в мире, история развития которого начинается со времен Республики в Древнем Риме. Именно римское право стало первопричиной необходимости создания специального органа, регулирующего право частной собственности, охраняющего и гарантирующего права и интересы граждан. Уже в это время появляется такой институт должностных лиц как писцы (в переводе с латинского «нотариус» - писец), основной функцией которых было оформление распоряжений, судебных формул, ведение судебных журналов, выдача копий различных документов. Они состояли на государственной службе и получали за свою работу вознаграждение. В то же время, как отмечает Н. Ляпидевский, наряду с ними существовали и частные писцы, состоявшие домашними секретарями по найму у богатых римлян, или рабы, помогавшие хозяину не только стенографированием и записыванием сделок, речей, но и своими юридическими познаниями [8, с. 77]. В их функции входило ведение переписок, оформление юридических сделок.

Одновременно с этим, по мере формирования и развития гражданского оборота возникает необходимость в появлении института табеллионов - третьего разряда лиц, которые составляли судебные документы и другие юридические акты за вознаграждение, не находясь при этом на государственной службе. В эту группу людей, а фактически - особую касту, могли вступать все свободные лица, без всякого ограничения, лишь бы они были знакомы с юриспруденцией, причем ученые предполагают, что для достижения звания табеллиона необходимо было некоторое время состоять в должности его помощника. Обязательность прохождения практики в качестве помощника обусловливалась, видимо, тем, что свои обязанности табеллионы отправляли в особых конторах, находившихся в определенных местах. В состав такой конторы, кроме табеллиона, входил и помощник, заступавший иногда на его место. Кроме самого табеллиона и его помощника, в канторе также могли находиться еще и несколько учеников табеллиона.

Тем не менее, деятельность конторы табеллиона находилась под постоянным контролем государственной власти в лице магистра, наблюдающего за неукоснительным соблюдением табеллионами правительственных предписаний, и, как отмечает Н.И. Кашурин, главным образом, за тем, не заключают ли они какие-нибудь противозаконные договоры [7, с. 10].

Поэтому табеллионов справедливо называют родителями нотариата. При всем этом необходимо отметить, что как средством предохранения документа от подлога уже в средние века римляне пользовались и печатями.

Примечательно, что сам процесс приложения печати представлял довольно сложную процедуру. «Заверенный всеми подписями документ сворачивался в трубку, потом складывался в своеобразный квадрат, затем упаковывался в кусок холста, прошнуровывался суровой ниткой, концы которой скреплялись воском, проштампованным печатью. Чтобы придать документу значение публичного акта, он регистрировался в судебном учреждении и вписывался в специальный протокол этого ведомства. Такой процедуре обязательно подвергались следующие акты: дарение на значительную сумму; распоряжение последней воли; завещание, совершенное вне суда» [6, с. 25]. По нашему мнению, здесь наблюдается огромное сходство с действиями современных нотариусов.

В результате развития нотариальных процедур на основе римских правовых институтов, позволявших нотариусу при исполнении своих государственных функций оставаться лицом свободной профессии, этот вид деятельности получил название латинского нотариата.

Одновременно с этим средневековье ознаменовывается развитием и церковного нотариата. Общеизвестно, что с введения христианства и в Русском государстве все серьезные семейные вопросы были отведены церкви. По мнению И.Д. Беляева, в соответствии с этим, дела по ведению наследства, разделу наследственного имущества, опеке вели определенные лица - владычные тысяцкие и наместники, состоявшие при епископах. Для производства гражданских дел, подчиненных церковному суду при епископском дворе постоянно находились владычные бояре и слуги как судьи и делопроизводители светские. В таком виде зарождается на Руси нотариальное производство, во многом тесно спаянное с церковными уставами, как, впрочем, и вся тогдашняя жизнь [1, с. 102]. Однако, несмотря на такие очевидные исторические факты, вопрос о времени появления нотариата в России до сих пор остается открытым.

Об этом пишет и О.М. Сычев, подчеркивая, что до настоящего времени среди исследователей истории российского нотариата нет единого мнения о времени его появления в нашей стране. Одни авторы полагают, что прообраз нотариата в России можно обнаружить в X веке, вторые утверждают, что история русского пронотариата восходит к периоду федеральной раздробленности XII - XIV вв., третьи -история нотариата в России начинается с конца XV века. При этом и те, и другие исследователи сходятся в одном: возникновение нотариата связано с развитием гражданского оборота [12, с. 45-50].

По нашему мнению, начало нотариальной деятельности в России было положено в период заключения киевским князем Олегом договора с греками в 911 году, этому способствовало также появление «Русской правды», издание законов Ярослава Мудрого. И хотя все эти документы содержат ос-

новные каноны христианской религии, здесь прослеживаются правила наследования, завещания, а также другие механизмы регулирования правовых отношений в Древней Руси. Как известно, сохранились два варианта «Русской Правды» - первый «краткий» и второй «пространный» - более полный. «Русская Правда» создавалась при Ярославе Мудром (978-1054) и дополнялась его внуком - Владимиром Мономахом (1053-1125) гг., и другими князьями. На сегодняшний день сохранились только поздние переписи «Русской правды», куда были внесены изменения согласно времени. Русская Правда - первый правовой документ в Древней Руси, содержащий нормативные акты, законы, княжеские указы, другие документы, которые регулировали экономические, социальные и правовые отношения того времени, одновременно с этим закрепляя межсословные отношения на Руси. Тем не менее, необходимо отметить то, что в период феодальной раздробленности действовали и не могли действовать акты удельных княжеств. Одним из таких документов является Псковская судная грамота 1467 года. «Совершение таких грамот было в руках дьяков о подьячих (по причине неграмотности населения), которые состояли при различных присутственных местах» [2, с. 64].

Анализируя частные грамоты, можно проследить процесс появления различий в понятиях движимого и недвижимого имущества и специфику их правового закрепления. В общей сложности, болезненный процесс объединения отдельных княжеств в единую Русь длился приблизительно два века. В результате всех этих событий основным правовым документом, ставшим единым для всего государства стал Судебник 1497 года, изданный Великим князем Иоанном III. Именно Иоанн III своим Указом закрепил совершение сделок по надлежащей письменной форме и скрепленные печатью с участием подьячих, при этом документы имели бесспорный характер и обязательную силу. «В Московском государстве письменность при совершении юридических сделок окончательно устанавливается лишь со времени Судебника Иоанна III 1497 года, - пишет А.Г. Гасман, - предписывающего уже во многих случаях непременно производить укрепление свободных людей в холопы и освобождение холопов не иначе, как путем составления особых грамот; предписание это превращается в общее правило в Судебнике Иоанна IV 1553 года и в указе царя Федора Иоанновича 1597 года. Кроме того, из целого ряда законов, изданных после Судебника Иоанна IV, можно заключить, что в то время вообще все договоры о переукреплении недвижимых имений совершались на письме, - отмечает также А.Г. Гасман. - ...Во всяком случае следует думать, что в первой половине XVII века явление это сделалось вполне нормальным и, по всей вероятности, обязательным; предположение это подтверждается, между прочим, содержанием указа Михаила Федоровича 1635 года, в силу которого все договора займа, поклажи и ссуды - должны были совершаться непременно письменно под страхом их полной недействительности [3].

Неграмотность населения, отсутствие людей, умеющих читать и писать, и при надобности помогать друг другу составлять хотя бы элементарные письменные обращения обусловили большая необходимость и спрос в возникновении такого вида подъячих, как площадные, которые, как отмечает Н.В. Сучкова, по большинству мнений исследователей имеют сходство с римскими табеллионами и нотариусами. В их обязанность входило составление письменных актов с подписью его составившего, их регистрация в книге соответствующего приказа, предъявление в Печатный приказ, где документ скреплялся государственной печатью, и за это взималась плата. Название «площадные» происходит от места их работы - площади, где назначение они получали по указу царя, который же и осуществлял контроль за их деятельностью через старост, выбираемых из самих же подьячих и назначаемых указом. За совершение актов они брали с лиц, обратившихся к их услугам, плату, называвшуюся «писчее», «пошлина» или «могарыч». Площадные подьячие объединялись в артели с взаимной круговой порукой» [11, с. 17].

Все это нашло законодательное закрепление в Соборном уложении 1649 года, принятым при царе Алексее Михайловиче. На основании Соборного Уложения 1649 года площадные подьячие становятся должностными лицами, осуществляющими деятельность публично-правового характера. В дальнейшем такой институт, как площадные подьячие, претерпевает существенные изменения. Петр I, стремясь укрепить контроль и исключить злоупотребления со стороны площадных подьячих, издает указ от 9 декабря 1699 года, где все полномочия по совершению крепостных актов передаются от площадных подьячих в московские приказы. Однако этот опыт оказался неудачным ввиду бюрократических препон со стороны приказных людей, и поэтому 30 января 1701 года волею императора все полномочия были обратно возвращены площадным подьячим, но, тем не менее, вскоре их деятельность была все же передана крепостным писцам. Безусловно, вся деятельность Петра I была посвящена борьбе с беззаконием, царившим в то время, и этим обусловлена часть его реформ. В частности, для оформления крепостных документов была создана Палата крепостных дел, которая сменилась новыми правовыми органами - Юстиц - Коллегией, при ней же Крепостной конторой. Большое значение уделялось оформлению документов, а именно появление гербовой бумаги, использование при делопроизводстве свидетелей с условием прописывания ими документов, а также появление так

называемого «челобитного писца», используемого в виду неграмотности сторон и подписывающим за них необходимые документы, с дальнейшей их регистрацией в книге записи.

Важнейшим законодательным актом петровского времени является Генеральный регламент или Устав государственной гражданской службы, изданный 28 февраля 1720 года, состоящий из Введения и 56 глав. Документ определил систему делопроизводства, ввел новую систему учреждений - коллегий, взаимоотношений коллегий с Сенатом и другими органами. При этом преследовались две цели: разделение ведомств и совещательный (коллегиальный) метод принятия решения присутствием коллегии, в состав которой входили президент, вице- президент, члены коллегий, секретарь, переводчик, нотариус и др. И логическим продолжением этих реформ стало «назначение 11 сентября 1725 года первого публичного нотариуса - прусского подданного Крестиана Корнилиуса, который по определению Сената был приписан к Коммерц - Коллегии [6, с. 168]. Уже после смерти Петра I в 1729 году был принят Вексельный Устав, где упоминаются нотариусы, совершающие протесты в неплатеже векселей и отсрочки в платеже.

Очередной вехой в истории становления нотариата стали реформы, предпринятые Екатериной II. Как известно, главной ее работой в развитии русского законодательства стал «Наказ императрицы Екатерины II», предназначенный для составителей нового Уложения, сыгравший роль первой попытки внести в основы русского законодательства просветительские мысли западной философии того времени. И хотя Уложением не удалось завершить из-за Русско-турецкой войны 1768-1774 гг., в процессе работы над ним появились избираемые городскими и торговыми сословиями публичные нотариусы и маклеры. Различий между маклером и нотариусов не имелось. Екатерина II упразднила Юстиц-Коллегию и создала палаты гражданского суда, которые стали представлять собой соединенный Департамент Юстиции и Вотчинной коллегии [6, с. 177], предназначенный для составления крепостных актов. Для этих целей создавались отделения крепостных дел при всех палатах гражданских и уездных судов. В случае отсутствия маклеров, нотариусов и отделений крепостных дел, функцию засвидетельствования частных документов могли выполнять публично-правовые органы: магистраты, таможня, становые приставы, волостные правления. Императрица Екатерина II на законодательном уровне выделила разделы документов, направленные конкретным нотариальным частям губерний, областей и войсковым правлениям.

Изменения в формировании нотариальных органов произошли также и при Александре I. Согласно Высочайше утвержденному 7 апреля 1820 года мнению Госсовета избираться в нотариусы могли только чиновники с наилучшей репутацией. Кандидаты были обязаны предоставить аттестаты от своего начальства и формулярные списки о службе [6, с. 183]. Позднее Николай I своим Положением от 7 апреля 1820 года право выбирать нотариусов предоставил Городской думе купеческой управы. Однако, согласно этому положению, утвердить выбранного кандидата могла только городская Распорядительная дума. При Александре II возможностью избирать нотариусов стала пользоваться Общая дума, в которой были представлены все сословия. Позднее, 14 апреля 1866 года было принято Положение о нотариальной части, составленное Вторым отделением собственной его императорского величества канцелярии, что позволяет считать, что именно Александр II заложил основы нотариата Российской империи, которые действовали до 1917 года. Положение имело четыре раздела: 1) об устройстве нотариальной части; 2) о круге и порядке действия нотариусов; 3) о круге и порядке действия старших нотариусов; 4) о нотариальных издержках [4, с. 278-296]. Появились старшие и младшие нотариусы. Старшие нотариусы утверждали крепостные акты, то есть акты об уступке права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество. Они находились при нотариальных архивах окружных судов. В нотариальный архив входили запретительные, разрешительные и крепостные книги. Помимо этого, в нем хранились реестры, печати, подписи, книги, документы и акты нотариусов и лиц их заменяющих [10].

Старшие нотариусы несли ответственность за сохранность данного архива. Младшие нотариусы совершали засвидетельствования и явочные или нотариальные акты. Они могли находиться в столицах, губернских, уездных городах, уездах и иметь свои конторы. Общие правила совершения акта или засвидетельствования требовали от младшего нотариуса: 1) удостоверить (установить) личность обратившихся за совершением акта лиц или их поверенных; 2) проверить их правоспособность; 3) убедиться в отсутствии в акте чего-либо противозаконного, нарушающего общественную нравственность или честь частных данных; 4) совершить акт в присутствии двух (а при совершении купчих на недвижимость - трех) свидетелей - совершеннолетних, грамотных, известных нотариусу лиц [13, с. 105127]. Кроме этого, младшие нотариусы выдавали выписки из актовых книг и копий актов. Они составляли проекты раздела наследства и принимали на хранение документы [10].

Согласно ст. 15 Положения о нотариальной части 1866 года комиссия в составе председателя окружного суда, старшего нотариуса и прокурора проверяла кандидата на должность нотариуса на знание законов и форм нотариального делопроизводства. Кандидат должен был не занимать никакие

государственные и общественные должности. Обязательными условиями были совершеннолетие и российское подданство. Помимо этого, он не должен иметь судимость [14, с. 24]. Старший председатель судебной палаты по представлению председателя окружного суда назначал на должность нотариусов. Нотариусы были государственными служащими, однако их положение серьезно отличалось от других чиновников того времени: нотариусы не имели чинов, не получали пенсий и жалований. Согласно ст. 17 Положения 1866 года нотариусам присваивали за уряд восьмого класса по должности. Термин «за уряд» указывает, что по должности исполняет обязанности, пользуется правами и преимущество такое лицо, которому по общим правилам это не могло бы быть предоставлено [5]. При таких условиях нотариусы были частнопрактикующими. Однако в связи со статусом должностных лиц дисциплинарная ответственность распространялась и на них. Нотариус мог быть работодателем и иметь счета в банке, имущественные и личные неимущественные права и обязанности. Он мог получить государственные награды - ордена Святой Анны и Святого Владимира IV за достойную службу более 35 лет. Согласно ст. 19 Положения о нотариальной части 1866 года нотариусы не могли быть адвокатами и присяжными заседателями в судах. Действия, совершенные нотариусом, признавались недействительными, если были проведены: 1) от своего имения или на свое имя; 2) в интересах своей супруги; 3) в интересах своих родственников по прямой линии без ограничения степени родства; 4) в интересах своих родственников по боковой линии до четвертой степени родства; 5) в интересах своих усыновителей, усыновленных или лиц, находящихся под его опекой; 6) в интересах свояков первых трех степеней [10]. Нотариусы имели собственные печати. Старший председатель судебной палаты по представлению председателя окружного суда отстранял их от исполнения своих функций. Временное отстранение предусматривалось во время следствия и судебного процесса в отношении нотариуса. В тех местах, где нотариусов не было, совершение некоторых актов (исключая акты о недвижимом имуществе) было поручено мировым и городским судьям [2, с. 71].

При Николае II было создано специальное Совещание, разработавшее новую редакцию Положения. Один из его участников - сенатор, тайный советник А.Г. Гасман в своей Объяснительной записке к новому Положению писал: «Исходным пунктом при работах по пересмотру нотариального Положения служило стремление вводить в эту важнейшую законодательную область возможные по современным условиям усовершенствования, не подвергая, однако, самого Положения от 14 апреля 1866 г. - этого драгоценного памятника освободительной и преобразовательной эпохи царствования Императора Александра II - коренной ломке. Поэтому, все, что доказало жизнеспособность и оказалось пригодным в наших бытовых условиях, в жизни нашего народа, оставлено не тронутым, наоборот, всякие лишние формальности и требования, тормозящие и затрудняющие деятельность нотариусов и ложащиеся тяжелым бременем на лиц, прибегающих к их содействию, отменены или смягчены, с соблюдением, при том, крайней осторожности» [3]. Однако данная редакция не была принята.

Подводя итог, можно сделать вывод, что отечественный нотариат развивался уникальным путем до Октябрьской революции 1917 года. На протяжении всей истории он был частным, государственным или смешанным институтом. В разные периоды времени деятельность нотариусов или лиц, выполнявших их функции, была либо регламентирована достаточно жестко, либо никак не регулировалась. Однако нотариусы всех исторических эпох были ответственными перед своими клиентами и являлись гарантом законности и справедливости в государстве, и в меру своих возможностей и полномочий способствовали «наиболее полному обеспечению прав и свобод человека и гражданина, созданию для личности режима правового регулирования» [9, с. 228]. Поэтому исторический опыт нотариальной деятельности должен быть учтен нотариусами XXI века, чтобы быть в состоянии выдержать вызовы сегодняшнего дня. Основные составляющие этого исторического опыта выступают как основополагающие принципы деятельности нотариата: он должен быть независимым и не быть подверженным давлению государственных и муниципальных органов власти, юридических и физических лиц. Тем не менее, нотариус совершает все свои действия на основе закона и требований действующего законодательства, поэтому должен подчиняться существующим в государстве установкам, регламентирующих деятельность нотариусов.

Библиографические ссылки

1. Беляев И.Д. История русского законодательства. СПб., 1999.

2. Борисова Е.А. Правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации: учебник. М., 2016.

3. Гасман А.Г. Объяснительная записка к проекту новой редакции Положения о нотариальной части. СПб., 1904. Законодательная летопись. Сведения о ходе работ по введению в действия Судебной реформы: а) Судопроизводство охранительное; б) Положение о нотариальной части // Журнал министерства юстиции. 1866. № 5. С. 278-296.

4. Захаров В.В., Токарева С.Н. «Пасынки Фемиды»: правовой статус нотариуса в Российской империи в конце XIX- начале XX вв. // Нотариус. 2014. № 4.

5. Исторические хроники российского нотариата / Под ред. А. Тихенко. М., 2003.

6. Кашурин Н.И. Золотые страницы российского нотариата. Ставрополь, 2002.

7. Ляпидевский Н. История нотариата // Нотариальный вестник . 1997. № 8-9.

8. Раянов Ф.М. Гражданское общество и правовое государство: проблемы понимания и соотношения: монография. М.: Юрлитинформ, 2015.

9. Положение о нотариальной части. СПб., 1892. Ст. 42.

10. Сучкова Н.В. Нотариат. М., 2014.

11. Сычев О.М. О времени возникновения нотариата в России: историко-правовой анализ // Нотариальный вестник. 2008. № 7 . С. 45-50.

12. Фемелиди А.М. Русский нотариат. История нотариата и действующее нотариальное Положение 14 апреля 1866 г.: пособие к изучению русского нотариального права. СПб., 1902.

13. Черемных И. Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. М., 1999.

References

1. Belyaev I.D. Istoriya russkogo zakonodatel'stva (History of Russian Legislation). SPb., 1999.

2. Borisova E.A. Pravovye osnovy notarial'noi deyatel'nosti v Rossiiskoi Federatsii. Uchebnik (Legal Basis of Notarial Activities in the Russian Federation. Textbook.). M., 2016.

3. Gasman A.G. Ob"yasnitel'naya zapiska k proektu novoi redaktsii Polozheniya o notarial'noi chasti (Explanatory Note to the Draft New Edition of the Regulation of Notary). SPb., 1904.

4. Zakonodatel'naya letopis'. Svedeniya o khode rabot po vvedeniyu v deistviya Sudebnoi reformy: a) Sudo-proizvodstvo okhranitel'noe; b) Polozhenie o notarial'noi chasti (The Legal Annals. Information on the Progress of Work on the Enactment of the Judicial Reform: a) Protective Proceeding; b) The position of notary), Zhurnal ministerstva yustitsii, 1866, № 5, pp. 278-296.

5. Zakharov V.V., Tokareva S.N. «Pasynki Femidy»: pravovoi status notariusa v Rossiiskoi imperii v kontse XIX - nachale XX v. ("Themis' Stepchildren": Legal Status of Notary in the Russian Empire in the end of XIX- beginning of the XX century), Notarius, 2014, № 4.

6. Istoricheskie khroniki rossiiskogo notariata (Historical Chronicles of Russian Notaries) / pod red. A. Tikhenko. M., 2003.

7. Kashurin N.I. Zolotye stranitsy rossiiskogo notariata (Golden Pages of Russian Notaries). Stavropol', 2002.

8. Lyapidevskii N. Istoriya notariata (History of Notaries), Notarial'nyi Vestnik, 1997. № 8-9.

9. Rayanov F.M. Grazhdanskoe obshchestvo i pravovoe gosudarstvo: problemy ponimaniya i sootnosheniya: mono-grafiya (Civil Society and the Rule of Law State: Problem of understanding and relations: monograph). - M.: Yurlitin-form, 2015.

10. Polozhenie o notarial'noi chasti (Provision of Notary). SPb., 1892. P. 42.

11. Suchkova N.V. Notarial M., 2014.

12. Sychev O.M. O vremeni vozniknoveniya notariata v Rossii: istoriko-pravovoi analiz (On the Time of Occurrence of Notaries in Russia: Historical and Legal Analysis), Notarial'nyi Vestnik, 2008, № 7, p. 45-50.

13. Femelidi A. M. Russkii notarial Istoriya notariata i deistvuyushchee notarial'noe polozhenie 14 aprelya 1866 g. (Russian Notary. History and Current Notary Regulation): Posobie k izucheniyu russkogo notarial'nogo prava. SPb., 1902.

14. Cheremnykh I. G. Rossiiskii notarial proshloe, nastoyashchee, budushchee (Russian Notaries: Past, Present and Future). M., 1999.

Дата поступления: 12.01.2016 Received: 12.01.2016

УДК 342.53

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ ПРИ ПРЕЕМНИКАХ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

ГАЛИКЕЕВА Ляля Ахметзакиевна

старший преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД РФ, г. Уфа, Россия. E-mail: galikeeva. lyalya@ryandex.ru

Одной из актуальных задач в современных условиях является проведение обоснованной экономической политики в условиях, когда западные государства объявили санкции России в сфере внешнеэкономических отношений. Одним из важнейших и приоритетных направлений в этой связи становится задача взвешенной и обоснованной таможенной политики государства. На этом фоне целесообразно проследить особенности реализа-

RUSSIAN CUSTOMS POLICY UNDER PETER THE GREATS SUCCESSORS

GALIKEEVA Lyalya Ahmetzakievna

Senior lecturer of the Department of Administrative Legal Disciplines of the Ufa Law Institute of the Russian Interior Ministry, Ufa, Russia. E-mail: galikeeva. lyalya@ryandex.ru

One of the urgent tasks in modern conditions is to conduct sound economic policies in an environment where the Western countries declared sanctions against Russia in the area of foreign economic relations. One of the most important and priority directions in this regard becomes balanced and reasonable customs policy. Against this background, it is expedient to follow particular realization of this direction in the past. The arti-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.