Научная статья на тему 'Проблема статуса нотариата в правовом государстве'

Проблема статуса нотариата в правовом государстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
271
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТУС / STATUS / НОТАРИАТ / NOTARY / НОТАРИАЛЬНАЯ СЛУЖБА / УДОСТОВЕРЕНИЕ / ПРАВО ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / RIGHT TO PRIVATE PROPERTY / ПРАВА И ИНТЕРЕСЫ ГРАЖДАН / RIGHTS AND INTERESTS OF CITIZENS / NOTARY SERVICES / CERTIFICATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галикеева Ирина Гаязовна

Нотариат как государственно-правовое явление появляется на определенном этапе формирования государства и в качестве специфического учреждения начинает способствовать бесконфликтному и гармоничному развитию общественных отношений. В процессе государственно-правового становления страны утверждается и правовой статус нотариата как учреждения, уполномоченного на совершение особого рода действий, направленных на упорядочение взаимоотношений людей между собой, обществом и государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE STATUS OF NOTARY IN THE RULE-OF-LAW STATE

Notary as a legal phenomenon appears at a definite stage of a state's formation and as a specific institution begins to contribute to non-conflict and harmonious development of social relations. In the process of state and legal formation of a country, the legal status of notary as an institute is confirmed; notary is authorized to commit an action of sui generis, aimed at regulation of relations among people, society and state.

Текст научной работы на тему «Проблема статуса нотариата в правовом государстве»

Представляется, что под формами правовой доктрины следует понимать специфику их объективации в окружающую действительность, оформленные результаты её вывода за рамки мышления единичного субъекта. К формам правовой доктрины можно отнести письменную и устную как основные и мнемическую как факультативную, начальную. Отнесение к формам правовой доктрины элементов юридической техники следует признать ошибочным.

Библиографические ссылки

1. Бошно С.В. Форма права: теоретико-правовое исследование : дис. ... д-ра. юрид. наук. М. : РАГС при Президенте РФ, 2005.

2. Вопленко Н.Н. Источники и формы права. Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2004.

3. Гурова Т.В. Актуальные проблемы теории источников права : дис. ... канд. юрид. наук. Самара : Самарская государственная экономическая академия, 2000.

4. Садохина Н.Е. Развитие источников российского права в советский и постсоветский период : дис. ... канд. юрид. наук. Тамбов : ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005.

5. Храмов Д.В. Нетрадиционные источники российского частного права: общетеоретический аспект : дис. ... канд. юрид. наук. Саратов : СГАП, 2010.

References

1. Boshno S.V. Forma prava: teoretiko-pravovoe issledovanie (The form of law: theoretical and legal research), dis. ... d-ra. yurid. nauk. M. RAGS pri Prezidente RF, 2005.

2. Voplenko N.N. Istochniki i formy prava (Sources and forms of law). Volgograd. Izd-vo VolGU, 2004.

3. Gurova T.V. Aktual'nye problemy teorii istochnikov prava (Actual problems of theory of sources of law), dis. ... kand. yurid. nauk. Samara: Samarskaya gosudarstvennaya ekonomicheskaya akademiya, 2000.

4. Sadokhina N.E. Razvitie istochnikov rossiiskogo prava v sovetskii i postsovetskii period (Development of Russian sources of law in the Soviet and post-Soviet period), dis. ... kand. yurid. nauk. Tambov: TGU im. G.R. Derzhavina, 2005.

5. Khramov D.V. Netraditsionnye istochniki rossiiskogo chastnogo prava: obshcheteoreticheskii aspekt (Unconventional sources of Russian private law: general-theoretical aspect), dis. ... kand. yurid. nauk. Saratov: SGAP, 2010 g.

Дата поступления: 15.09.2016 Received: 15.09.2016

УДК 340

ПРОБЛЕМА СТАТУСА НОТАРИАТА В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ

ГАЛИКЕЕВА Ирина Гаязовна

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса Института права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: [email protected]

Нотариат как государственно-правовое явление появляется на определенном этапе формирования государства и в качестве специфического учреждения начинает способствовать бесконфликтному и гармоничному развитию общественных отношений. В процессе государственно-правового становления страны утверждается и правовой ста-

THE PROBLEM OF THE STATUS OF NOTARY IN THE RULE-OF-LAW STATE

GALIKEEVA Irina Gayazovna

Candidate of Sciences (Law), Assistant Professor of the Chair of Civil Procedure of the Institute of Law of the FSBEI HE "Bashkir State University", Ufa, Russia. E-mail: [email protected]

Notary as a legal phenomenon appears at a definite stage of a state's formation and as a specific institution begins to contribute to non-conflict and harmonious development of social relations. In the process of state and legal formation of a country, the legal status of notary as an institute is confirmed; notary is authorized to commit an action of sui gen-

тус нотариата как учреждения, уполномоченного eris, aimed at regulation of relations among people,

на совершение особого рода действий, направлен- society and state. ных на упорядочение взаимоотношений людей между собой, обществом и государством.

Ключевые слова: статус, нотариат, нотариальная Key words: status, notary, notary services, certifi-

служба, удостоверение, право частной собствен- cate, right to private property, rights and interests of

ности, права и интересы граждан. citizens.

Все знают о том, что в каждом государстве есть нотариусы, и при необходимости всегда можно к ним обращаться для решения проблем, связанных с удостоверением документов, оформлением завещания или наследства. Тем не менее, под воздействием глобализационных процессов, которые плотно охватывают все сферы общественно-политической и социально-экономической жизни страны, вопрос о статусе нотариата, пределах его компетенции требует к себе внимания. Все дело в том, что «механизм государства представляет собой систему государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом» [9, с. 107], и предполагает наличие трех взаимосвязанных элементов: государственный аппарата, государственных учреждений и государственных предприятий. Система органов, осуществляющих государственную власть, в общем и целом, называется государственным аппаратом, который наряду с государственными учреждениями и государственными предприятиями представляет собой один из важнейших составляющих государственного механизма. Однако нотариат не имеет отношение к государственному аппарату, так как не обладает государственно-властными полномочиями, несмотря на то, что непосредственно связан с государством и действует от имени государства, при этом вопрос о том, учрежден ли исторически нотариат государством или нет, тоже требует изучения. Решению вопроса могло бы содействовать установление предпосылок и времени появления нотариата в той или иной стране. Например, несмотря на многие исторические факты, доказывающие, что в нашей стране нотариальные действия производились уже в начале существования государства, вопрос о времени появления нотариата в России до сих пор остается открытым [6]. Одновременно с этим, несмотря на наличие множества предположений, исследователи данного вопроса сходятся в одном: возникновение нотариата связано с развитием общественных отношений, а если более конкретно, то с появлением гражданского оборота [16].

На наш взгляд, правовой статус нотариата в правовом государстве обусловливается тем, что среди учреждений, имеющих прямое отношение одновременно и к государству, и к праву, нотариат занимает особое место. И это связано не только с тем, что современный нотариат в нашей стране имеет довольно многосторонний характер. Действительно, сегодня нотариат представлен в виде, во-первых, государственных нотариальных контор, во-вторых, должностных лиц, наделенных правом выполнять нотариальные действия и, в-третьих, нотариусов, занимающихся частной практикой, и все они, независимо от своего статуса выполняют равноценные действия. Специфичность роли нотариата в государстве отражается и в научном определении понятия «нотариат». Поэтому одни исследователи рассматривают нотариат «как один из органов по обеспечению правовой помощи наряду с адвокатурой» [12, с. 322], отмечая, что «совершение нотариальных действий - вид деятельности, которая весьма близко примыкает к правоохранительной в целом и одной из ее функций - оказанию юридической помощи. Об этом говорят, прежде всего, цели и задачи, поставленные законом перед данным видом деятельности» [7, с. 360]. Другие авторы подчеркивают, что «...определяющим правовую природу нотариата признаком следует считать его юрисдикционную и правоохранительную функции. Эти функции устанавливают порядок и структуру нотариата, его компетенцию, методы его деятельности, составляющие основу нотариальной процессуальной формы» [11, с. 449].

В свою очередь, автор одного из учебников «Правоохранительные органы» К.Ф. Гуценко подчеркивает, что «о большом сходстве работы, выполняемой нотариатом, с

правоохранительной деятельностью говорит и содержание нотариальных действий, которые весьма многочисленны и разнообразны», «все нотариальные действия, так или иначе, имеют отношение к осуществлению правоохранительных функций, оказывают или могут оказать содействие органам, осуществляющим функции такого рода» [7, с. 360].

Так или иначе, нотариат может быть определен как один из правоохранительных органов, учитывая, что «правоохранительные органы - это учреждения (или должностные лица), которые согласно закону обязаны и вправе защищать права, законные интересы участников общественных отношений, общества и государства в целом и обеспечивать законность и правопорядок» [8, с. 249-250]. В своем справочнике А.А. Иванов пишет, что «правоохранительная деятельность (общий аспект) - это предусматриваемое нормативно-правовыми актами принятие решений и осуществление уполномоченными на то субъектами действий, направленных на защиту и охрану прав и свобод физических, юридических лиц и государства в целом, а также на обеспечение законности и правопорядка» [8, с. 249-250].

В то же время даже «Большая юридическая энциклопедия» нотариат определяет как «систему защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, осуществляемая путем совершения нотариальных действий: по удостоверению бесспорных прав и фактов, свидетельствованию документов, выполнению иных действий, которые направлены на юридическое подтверждение и закрепление гражданских прав» [1, с. 347], не уточняя при этом, что же представляет собой нотариат как один важнейших государственно-правовых институтов общества: государственный орган или государственное учреждение. По нашему мнению, в определении понятия «нотариат» необходимо воспользоваться словом «государственное учреждение», потому что нотариат учреждается государством и действует от имени государства, находится под контролем государства. «В цивилизованном обществе мерилом свободы труда и свободы договора выступает именно свобода выбора человеком рода и вида деятельности и его возможность по своему усмотрению распоряжаться результатами труда при наименьшем государственном контроле» [13, с. 130]. Тем более в той же «Большой юридической энциклопедии» государственным учреждением обозначено «учреждение, которое создается государством и наделяется им соответствующей компетенцией». К государственным учреждениям энциклопедия относит: 1) вспомогательный и обслуживающий аппарат государственных органов (секретариат, управление делами, канцелярия); 2) учреждения, которые занимаются обслуживанием населения (социально-культурные учреждения, школы, институты, больницы, библиотеки); 3) организации, обслуживающие государство в целом (в некоторых случаях) [1, с. 136].

Поэтому, говоря о нотариате, необходимо акцентировать внимание на его особый двойственный характер, учитывающий, с одной стороны, публичный, а другой стороны, частный интерес, и позволяющий ему выступать в качестве связующего звена между государством и гражданским обществом. Действительно, во-первых, нотариус - это лицо, уполномоченное государством на выполнение государственной функции по защите прав и свобод граждан, который действует от имени государства, а во-вторых, он представитель свободной профессии, выступающий в качестве независимого консультанта субъектов правоотношений. В соответствии с этим, нотариат представляет собой особый институт гражданского общества, которому в соответствии с ч. 1 ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате предоставлены отдельные полномочия государства по осуществлению государственной функции по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Следовательно, хотя нотариат и наделен полномочиями государственно-властного характера и своей деятельностью реализует публичную власть государства, одновременно с этим, при всем при том, что нотариат - представитель государства, он в тоже время не входит в систему органов государства. Одновременно с этим, нотариат является непременной составной частью современной Российской правовой системы, он способствует государству оптимально осуществлять его правоохранительную и иные функции.

Исходя из всего вышесказанного, нотариат можно определить как государственное учреждение, осуществляющее правоохранительную деятельность по обеспечению защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий. «Институты государственной и гражданской жизни вырабатываются и создаются в обществе в соответствии с теми проблемами и задачами, которые предстоит решать в обозримом и необозримом будущем, и с теми условиями, в которых оказываются и государство, и общество в данный момент. В соответствии с этими моментами формулируются и основные принципы функционирования этих институтов государственной и гражданской жизни. Эти принципы становятся основой для достижения поставленных перед государством и обществом целей» [2, с. 159]. Поэтому законодательство, устанавливающее правовой статус нотариата, определяющее функциональные пределы и возможности нотариата претерпевает постоянные изменения и дополнения в соответствии с очередным витком в государственно-правовом развитии общества [5, с. 71].

Безусловно, правовую основу функционирования нотариата в Российской Федерации, отражающую, одновременно, и его правовой статус, составляют Конституция РФ, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и другие нормативные правовые акты.

Текст Основ законодательства Российской Федерации о нотариате впервые был опубликован в "Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации" [10], и на страницах «Российской газеты» после утверждения Верховным Советом Российской Федерации 11.02.1993 N 4462-1. В связи с тем, что Основы законодательства Российской Федерации о нотариате начали действовать еще до принятия в нашей стране Конституции, основополагающих кодексов и иных федеральных законов (всех четырех частей Гражданского кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, Гражданско-процессуального кодекса РФ, Арбитражно-процессуального кодекса РФ, а также Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и других нормативных правовых актов, которые появились и могли появиться только на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, все противоречия между отдельными положениями Основ законодательства о нотариате и некоторыми нормами семейного права, наследственного права, нормами о сделках, о юридических лицах и рядом других норм права постепенно устранялись по мере возникновения необходимости.

Тем не менее, несмотря на то, что законодателем периодически вносятся поправки в текст Основ законодательства о нотариате (с момента своего утверждения и до 15.07.2016 года они были отредактированы 29 раз), необходимость оказания внимания со стороны законодателя к проблемам совершенствования законодательства о нотариате, приведению ряда норм Основ законодательства о нотариате (например, регулирующих определенные нотариальные действия) в соответствие с требованиями сегодняшнего дня еще себя не исчерпала. Это обусловлено тем, что под воздействием стремительно развивающихся современных общественных отношений нормы действующего законодательства находятся в состоянии постоянной динамики. Доказательством этого, например, служит то, что по состоянию на январь 2015 года в часть вторую Налогового кодекса РФ с 2001 года поправки вносились 162 раза, а в Кодекс об административных правонарушениях РФ, действующий с 2002 года - 262 раза.

Нынешняя редакция "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате", принятых Верховным Советом РФ 11.02.1993 N 4462-1, с очередными изменениями и дополнениями действует с 15 июля 2016 года. Современное законодательство Российской Федерации о нотариате представляет собой нормативно-правовую базу, сложившуюся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, которая в ч.1 ст. 48 устанавливает, что «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи». Опираясь на требования действующего законодательства, нотариат оказывает юридическую помощь и защиту прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц. Поэтому при определении основных правовых принципов деятельности нотариата, его правового статуса, цели и задач

необходимо исходить из установок Конституции РФ. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации нотариусы работают в государственных нотариальных конторах или занимаются частной практикой. При этом компетенция нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, за некоторым исключением, одинакова. Правила совершения нотариальных действий, и правовая сила нотариальных актов для них имею одинаковую силу.

В соответствии с этим, правовой статус нотариуса основывается на его полномочиях и обязанностях. Они позволяют нотариусу, с одной стороны, совершать предусмотренные Основами нотариальные действия в интересах физических и юридических ли, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством Российской Федерации или международными договорами; составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий; истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий. С другой стороны, правовой статус нотариуса определяется кругом его обязанностей. Этот круг обязанностей включает в себя, во-первых, оказание физическим и юридическим лицам содействия в осуществлении их прав и защите законных интересов; разъяснение им их прав и обязанностей; предупреждение о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведомлённость не могла быть использована им во вред; хранение в тайне сведений, которые стали известны нотариусу в связи с осуществлением им профессиональной деятельности.

Во-вторых, нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации или международным договорам; обязан предоставить в налоговый орган справки о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимой для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения (в случаях, предусмотренных законодательством актов).

Кроме этого, Основы о нотариате устанавливают дополнительную обязанность нотариуса представлять сведения нотариальной палате. Эта обязанность относится как к частнопрактикующему нотариусу, так и работающему в государственной нотариальной конторе. Таким образом, правовой статус нотариата как института гражданского общества позволяет обеспечивать защиту частной собственности, охрану прав участников гражданского оборота и бесспорность имущественных прав участников правовых отношений. На протяжении всей истории развития государства и права нотариат является составной частью правовой системы любой страны, поскольку осуществляемые нотариусами функции объективно необходимы и востребованы обществом, в особенности в обществе с развитой экономикой и гражданским оборотом. Ценность института нотариата, необходимого как государству, так и обществу, заключается в том, что нотариат позволяет обеспечивать охрану прав и свобод граждан, безопасность, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота, в частности, участников общественных отношений, вообще, за счет их же самих, без каких-либо затрат и вмешательств со стороны государства.

Ф.М. Раянов отмечает, что «последовательный марксизм, который сводился к безальтернативному утверждению о том, что человек, прежде чем заниматься культурой, философией, религией, должен иметь пищу, кров, одежду, не выдержал испытание практикой. Победило другое мировоззрение, которое считает, что человек, прежде чем серьезно заняться добыванием пищи, строительством жилья, должен быть уверен в своей безопасности, свободно передвигаться в поисках удобных для него мест работы и жительства, быть уверенным в сохранности своего имущества» [14, с. 39].

Нотариат способствует созданию уверенности в существовании справедливости, законности и упорядоченности общественных отношений, «формированию и стимулированию интереса индивида, личности, всего общества к праву, правоотношениям, одним словом, ко

всем тем возможностям правового решения житейских проблем, которые обеспечены действующим законодательством» [4, с. 241]. В условиях усиления позиций правового государства «при решении своих насущных жизненных проблем люди все больше и больше обращаются к правовым способам и вариантам решения» [3, с. 137], потому что «путь к оптимальному мировому правопорядку лежит через усвоение и освоение основ подлинной демократии, уважительное отношение к правам и свободам человека во всех государствах, причем все это - не движение по пути к бесцветному единообразию всех людей, а единство в отношении к судьбе человечества, к соблюдению законов природы» [15, с. 163-164].

Учреждения, выполняющие нотариальные действия, имеются во всех цивилизованных государствах мира, и все они оказывают населению различные услуги, которые кроме них никто не имеет право оказывать. Тем не менее, в условиях становления и совершенствования правового государства нотариат способствует не только усилению законности и безопасности складывающихся правовых отношений, но и формированию позитивного правового сознания в современном обществе.

Библиографические ссылки

1. Большая юридическая энциклопедия. М. : Изд-во Эксмо, 2007.

2. Галиев Ф.Х. Правовая культура и регулирование общественных отношений. М. : Международный издательский центр «Этносоциум», 2009.

3. Галиев Ф.Х. Правовая культура и социальные нормы. М. : NOTA BENE, 2010.

4. Галиев Ф.Х. Синкретизм современной правовой культуры : монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011.

5. Галиев Ф.Х. Социальные нормы гражданского общества и правовая культура // Евразийский юридический журнал. 2011. № 5 (36). С. 70-73.

6. Галикеева И.Г. Из истории возникновения нотариата в России // Правовое государство: теория и практика. 2016. № 1 (43). С. 60-65.

7. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы: учебник. 3-е изд., испр. и перераб. М. : КНОРУС, 2014.

8. Иванов А.А. Справочник по теории государства и права: основные категории и понятия. М.: Экзамен, 2006.

9. Комаров С.А. Общая теория государства и права : учебник. 8-изд., испр. и доп. СПб. : Издательство Юридического института, 2012.

10. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 10. Ст. 357. Российская газета. 1993. 13 марта.

11. Правоохранительные органы : учебник / В.Г. Бессарабов, Л.А. Воскобитова, Т.С. Дворянкина [и др.]; отв. ред. Ю.К. Орлов. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2011.

12. Правоохранительные органы России : учебник для бакалавров / под общ. ред. В.П. Божьева, Б.Я. Гаврилова. 5-изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2014.

13. Раянов Ф.М. Трудный путь к правовому государству. Уфа : Издательство «Башкортостан», 1999.

14. Раянов Ф.М. Гражданское общество и правовое государство: проблемы понимания и соотношения: монография. М. : Юрлитинформ, 2015.

15. Раянов Ф.М. Государственно-правовые «болезни»: исторический диагноз. Научно-популярное издание. Уфа : НИИПП, 2005.

16. Сычев О.М. О времени возникновения нотариата в России: историко-правовой анализ // Нотариальный вестник. 2008. № 7 . С. 45-50.

References

1. Bol'shaya yuridicheskaya entsiklopediya (Great Legal Encyclopedia), Moskva. Izd-vo Eksmo, 2007.

2. Galiev F.Kh. Pravovaya kul'tura i regulirovanie obshchestvennykh otnoshenii (Legal culture and regulation of public relations), Moskva. Mezhdunarod-nyi izdatel'skii tsentr «Etnosotsium», 2009.

3. Galiev F.Kh. Pravovaya kul'tura i sotsial'nye normy (Legal culture and social norms), Moskva. NOTA BENE, 2010.

4. Galiev F.Kh. Sinkretizm sovremennoi pravovoi kul'tury: monografiya (Syncretism of modern legal culture: Monograph), Ufa. RITs BashGU, 2011.

5. Galiev F.Kh. Sotsial'nye normy grazhdanskogo obshchestva i pravovaya kul'tura (Social norms of civil society and legal culture), Evraziiskii yuridicheskii zhurnal. 2011. No. 5 (36). Pp. 70-73.

6. Galikeeva I.G. Iz istorii vozniknoveniya notariata v Rossii (From the history of notaries in Russia), Pravovoe gosudarstvo: teoriya ipraktika. 2016. No. 1 (43). Pp. 60-65.

7. Gutsenko K.F. Pravookhranitel'nye organy: uchebnik (Law enforcement agencies: Textbook), 3-e izd., ispr. i pererab. M.: KNORUS, 2014.

8. Ivanov A.A. Spravochnik po teorii gosudarstva i prava: osnovnye kategorii i ponyatiya (Handbook of Theory of State and Law: Main categories and concepts), Moskva. Ekzamen, 2006.

9. Komarov S.A. Obshchaya teoriya gosudarstva i prava: uchebnik (The General Theory of State and Law: Textbook), 8-izd., ispr. i dop. SPb. Izdatel'-stvo Yuridicheskogo instituta, 2012.

10. Osnovy zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii o notariate ot 11 fevralya 1993 g. N 4462-1 (Fundamentals of RF legislation on notaries on February 11, 1993 N 4462-1), Vedomosti S"ezda narodnykh deputatov Rossiiskoi Federatsii i Verkhovnogo Soveta Rossiiskoi Federatsii. 1993. N 10. St. 357. Rossiiskaya gazeta. 1993. 13 marta.

11. Pravookhranitel'nye organy: uchebnik (Law enforcement agencies: Textbook). V.G. Bessarabov, L.A. Vos-kobitova, T.S. Dvoryankina [i dr.]; otv. red. Yu.K. Orlov. 2-e izd., pererab. i dop. Moskva. Prospekt, 2011.

12. Pravookhranitel'nye organy Rossii: uchebnik dlya bakalavrov (Law enforcement agencies: Textbook for bachelor students), Pod obshch. red. V.P. Bozh'eva, B.Ya. Gavrilova. 5-izd., pererab. i dop. Moskva. Iz-datel'stvo Yurait, 2014.

13. Rayanov F.M. Trudnyi put' k pravovomu gosudarstvu (The hard way to the rule-of-law state), Ufa. Iz-datel'stvo «Bashkortostan», 1999.

14. Rayanov F.M. Grazhdanskoe obshchestvo i pravovoe gosudarstvo: problemy ponimaniya i sootno-sheniya: monografiya (Civil society and the rule-of-law state: the problem of understanding and relationship: monograph), Moskva. Yurlitinform, 2015.

15. Rayanov F.M. Gosudarstvenno-pravovye «bolezni»: istoricheskii diagnoz (State-legal "diseases": historical diagnosis), Nauchno-populyarnoe izdanie. Ufa. NIIPP, 2005.

16. Sychev O.M. O vremeni vozniknoveniya notariata v Rossii: istoriko-pravovoi analiz (On the time of occurrence of notaries in Russia: historical and legal analysis), Notarial'nyi vestnik. 2008. No. 7. Pp. 45-50.

Дата поступления: 20.09.2016 Received: 20.09.2016

УДК 342.4

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ П.И. НОВГОРОДЦЕВА: ОТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИДЕАЛОВ К ГУМАНИТАРНЫМ ПРАКТИКАМ (К 150-ЛЕТИЮ МЫСЛИТЕЛЯ)

ГЛУШКОВА Светлана Игоревна

доктор политических наук, профессор, зав. кафедрой прав человека, зам. декана юридического факультета, директор Центра правового просвещения и прав человека АНО ВО «Гуманитарный университет» (Автономная некоммерческая организация высшего образования «Гуманитарный университет»), г. Екатеринбург, Россия. Email: [email protected]

POLITICAL AND LEGAL IDEAS OF PAVEL NOVGORODTCEV: FROM PUBLIC IDEALS TO HUMANITARIAN PRACTICES (TO THE 150 ANNIVERSARY OF THE THINKER)

GLUSHKOVA Svetlana Igorevna

Doctor ofPolitical Sciences, Professor, Head of the Chair of Human Rights, Deputy Dean of the Law Faculty, Director of the Center of Legal Education and Human Rights of the ANO HE "Liberal Arts University " (Autonomous Nonprofit Organization of Higher Education " Liberal Arts University"), Yekaterinburg, Russia. E-mail: [email protected]

В статье представлены основные вехи интеллек- The article gives the main markers of an intellectual туальной биографии и политико-правовые идеи biography and political and legal ideas of P. I. Nov-П.И. Новгородцева, который являлся основателем gorodtcev, who is the founder of the school of "re-

школы «возрожденного естественного права» в vived natural right" in Russia. It is noted that he России. Отмечается, что он был первым, кто вы- was the first to support the juridical registration of ступил за юридическое оформление права на до- rights to dignified human existence and implemen-стойное человеческое существование и проведе- tation of reforms for further realization of this right.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.