Научная статья на тему 'Таможенная политика в России при преемниках Петра великого'

Таможенная политика в России при преемниках Петра великого Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1470
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА / CUSTOMS POLICY / ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / CUSTOMS / ТАРИФ / ПОШЛИНА / ТАМОЖЕННАЯ РЕФОРМА / CUSTOMS REFORM / TARIFFS / DUTIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галикеева Ляля Ахметзакиевна

Одной из актуальных задач в современных условиях является проведение обоснованной экономической политики в условиях, когда западные государства объявили санкции России в сфере внешнеэкономических отношений. Одним из важнейших и приоритетных направлений в этой связи становится задача взвешенной и обоснованной таможенной политики государства. На этом фоне целесообразно проследить особенности реализации указанного направления в прошлом. В статье рассматривается один из этапов развития таможенной политики России период царствования преемников Петра I. На основе историко-правового анализа показано, что важнейшим мероприятием в реализации таможенной деятельности стало торгово-экономическая политика, которая в целом достигала поставленных целей, что, благоприятствовало экономическому развитию страны. Это способствовало закреплению капиталистических отношений в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN CUSTOMS POLICY UNDER PETER THE GREAT`S SUCCESSORS

One of the urgent tasks in modern conditions is to conduct sound economic policies in an environment where the Western countries declared sanctions against Russia in the area of foreign economic relations. One of the most important and priority directions in this regard becomes balanced and reasonable customs policy. Against this background, it is expedient to follow particular realization of this direction in the past. The article describes one of the stages of development of the customs policy of Russia during the reign of the successors of Peter I. Historical and law analysis shows that the most important event in the field of customs policy was trade and economic policy, which was successful, and certainly contributed to the development of Russia. This has contributed to the consolidation of capitalist relations in Russia.

Текст научной работы на тему «Таможенная политика в России при преемниках Петра великого»

5. Исторические хроники российского нотариата / Под ред. А. Тихенко. М., 2003.

6. Кашурин Н.И. Золотые страницы российского нотариата. Ставрополь, 2002.

7. Ляпидевский Н. История нотариата // Нотариальный вестник . 1997. № 8-9.

8. Раянов Ф.М. Гражданское общество и правовое государство: проблемы понимания и соотношения: монография. М.: Юрлитинформ, 2015.

9. Положение о нотариальной части. СПб., 1892. Ст. 42.

10. Сучкова Н.В. Нотариат. М., 2014.

11. Сычев О.М. О времени возникновения нотариата в России: историко-правовой анализ // Нотариальный вестник. 2008. № 7 . С. 45-50.

12. Фемелиди А.М. Русский нотариат. История нотариата и действующее нотариальное Положение 14 апреля 1866 г.: пособие к изучению русского нотариального права. СПб., 1902.

13. Черемных И. Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. М., 1999.

References

1. Belyaev I.D. Istoriya russkogo zakonodatel'stva (History of Russian Legislation). SPb., 1999.

2. Borisova E.A. Pravovye osnovy notarial'noi deyatel'nosti v Rossiiskoi Federatsii. Uchebnik (Legal Basis of Notarial Activities in the Russian Federation. Textbook.). M., 2016.

3. Gasman A.G. Ob"yasnitel'naya zapiska k proektu novoi redaktsii Polozheniya o notarial'noi chasti (Explanatory Note to the Draft New Edition of the Regulation of Notary). SPb., 1904.

4. Zakonodatel'naya letopis'. Svedeniya o khode rabot po vvedeniyu v deistviya Sudebnoi reformy: a) Sudo-proizvodstvo okhranitel'noe; b) Polozhenie o notarial'noi chasti (The Legal Annals. Information on the Progress of Work on the Enactment of the Judicial Reform: a) Protective Proceeding; b) The position of notary), Zhurnal ministerstva yustitsii, 1866, № 5, pp. 278-296.

5. Zakharov V.V., Tokareva S.N. «Pasynki Femidy»: pravovoi status notariusa v Rossiiskoi imperii v kontse XIX - nachale XX v. ("Themis' Stepchildren": Legal Status of Notary in the Russian Empire in the end of XIX- beginning of the XX century), Notarius, 2014, № 4.

6. Istoricheskie khroniki rossiiskogo notariata (Historical Chronicles of Russian Notaries) / pod red. A. Tikhenko. M., 2003.

7. Kashurin N.I. Zolotye stranitsy rossiiskogo notariata (Golden Pages of Russian Notaries). Stavropol', 2002.

8. Lyapidevskii N. Istoriya notariata (History of Notaries), Notarial'nyi Vestnik, 1997. № 8-9.

9. Rayanov F.M. Grazhdanskoe obshchestvo i pravovoe gosudarstvo: problemy ponimaniya i sootnosheniya: mono-grafiya (Civil Society and the Rule of Law State: Problem of understanding and relations: monograph). - M.: Yurlitin-form, 2015.

10. Polozhenie o notarial'noi chasti (Provision of Notary). SPb., 1892. P. 42.

11. Suchkova N.V. Notarial M., 2014.

12. Sychev O.M. O vremeni vozniknoveniya notariata v Rossii: istoriko-pravovoi analiz (On the Time of Occurrence of Notaries in Russia: Historical and Legal Analysis), Notarial'nyi Vestnik, 2008, № 7, p. 45-50.

13. Femelidi A. M. Russkii notarial Istoriya notariata i deistvuyushchee notarial'noe polozhenie 14 aprelya 1866 g. (Russian Notary. History and Current Notary Regulation): Posobie k izucheniyu russkogo notarial'nogo prava. SPb., 1902.

14. Cheremnykh I. G. Rossiiskii notarial proshloe, nastoyashchee, budushchee (Russian Notaries: Past, Present and Future). M., 1999.

Дата поступления: 12.01.2016 Received: 12.01.2016

УДК 342.53

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ ПРИ ПРЕЕМНИКАХ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

ГАЛИКЕЕВА Ляля Ахметзакиевна

старший преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД РФ, г. Уфа, Россия. E-mail: galikeeva. lyalya@ryandex.ru

Одной из актуальных задач в современных условиях является проведение обоснованной экономической политики в условиях, когда западные государства объявили санкции России в сфере внешнеэкономических отношений. Одним из важнейших и приоритетных направлений в этой связи становится задача взвешенной и обоснованной таможенной политики государства. На этом фоне целесообразно проследить особенности реализа-

RUSSIAN CUSTOMS POLICY UNDER PETER THE GREAT S SUCCESSORS

GALIKEEVA Lyalya Ahmetzakievna

Senior lecturer of the Department of Administrative Legal Disciplines of the Ufa Law Institute of the Russian Interior Ministry, Ufa, Russia. E-mail: galikeeva. lyalya@ryandex.ru

One of the urgent tasks in modern conditions is to conduct sound economic policies in an environment where the Western countries declared sanctions against Russia in the area of foreign economic relations. One of the most important and priority directions in this regard becomes balanced and reasonable customs policy. Against this background, it is expedient to follow particular realization of this direction in the past. The arti-

ции указанного направления в прошлом. В статье рассматривается один из этапов развития таможенной политики России - период царствования преемников Петра I. На основе историко-правового анализа показано, что важнейшим мероприятием в реализации таможенной деятельности стало торгово-экономическая политика, которая в целом достигала поставленных целей, что, благоприятствовало экономическому развитию страны. Это способствовало закреплению капиталистических отношений в России.

Ключевые слова: таможенная политика, таможенное дело, тариф, пошлина, таможенная реформа.

cle describes one of the stages of development of the customs policy of Russia - during the reign of the successors of Peter I. Historical and law analysis shows that the most important event in the field of customs policy was trade and economic policy, which was successful, and certainly contributed to the development of Russia. This has contributed to the consolidation of capitalist relations in Russia.

Key words: customs policy, customs, tariffs, duties, customs reform.

Одним из длительных этапов развития таможенной политики, когда происходили значительные изменения правовых и организационных мер, которые и составляют основные параметры административно-правового режима обеспечения таможенного дела, является период царствования ближайших преемников Петра I. Как известно, в годы царствования Петра I получила мощный толчок внутренняя и внешняя торговля. Этому способствовали бурное развитие мануфактурного производства, интенсивное развитие внешней торговли, выход к Балтийскому морю. Своеобразным результатом проделанной работы стал принятый в 1724 г. Покровительственный тариф и регламент, которые по своей направленности и содержанию были направлены на защиту экономических интересов России и регулирование внешней торговли. Этот документ носил исключительно протекционистский характер, что создавало благоприятные условия для развития отечественной промышленности и вносило значительные изменения в таможенные правила.

До принятия указанного документа всякое действие или бездействие купца, направленное к ущербу казенного интереса (например, заниженные цены товара при декларировании, указание неверной массы и т.п.) наказывалось конфискацией товара. Теперь же устанавливается целая система взысканий: за открытую контрабанду, а также сокрытие товара от таможенного контроля следовала его конфискация; за частичное сокрытие изъятию подлежали только необъявленные излишки. Отменялась прежняя система правильности таможенной оценки товара, когда сам голова или его помощники должны были присутствовать при заключении торговой сделки и т.д. Таким образом, указанный документ 1724 года способствовал сдерживанию внешнюю торговлю, увеличению контрабандного ввоза товаров, а также снижению притока таможенных доходов.

После смерти Петра I, проводившаяся им таможенная политика, была серьезным образом пересмотрена. В целом преемники Петра I стремились следовать пути своего великого предшественника, однако последователи Петра Алексеевича пришли к выводу, что внутреннее производство в стране в первой четверти XVIII в. не получило такого объема своего развития, чтобы в протекционистских целях сдерживать ввоз иностранных товаров. Весьма характерным в этом отношении является заключение Комиссии о коммерции - высшего экономического органа страны («к коему Коммерц-коллегия входила с рапортами») о состоянии игольного производства: «Игольная фабрика самая вредительная государству, понеже на оной фабрике ни единой доброй иглы не делают, от чего государство, паче крестьянство, терпят великую нужду: 1) в негодности тех игол; 2) что иностранные иглы продавались тем временем по 10 алтын тысяча, а иглы негодные здешние продаются по 20 алтын и выше» [1].

В этой связи ближайшие преемники Петра I пересматривают цели и координаты экономической политики России. Повышенное обложение западноевропейских товаров и предметов роскоши вызвало сильное недовольство даже среди крупного русского купечества. Как ответ в 1731 году был принят новый тариф, в соответствии с которым на товары, не производившие в стране, вводилась умеренная пошлина (от 4 до 10 %), а на товары производившиеся - повышенная (до 20 %) [1]. Таким образом, Тариф 1731 года исключал в принципе возможность сохранения покровительственной системы, в которой промышленность России, в общем и целом, испытывала потребность.

Следует отметить, что в этом же году был принят Морской пошлинный устав, который уточнял и закреплял отдельные элементы административно-правового режима таможенного дела. Устав изменил и дополнил правила захода иностранных судов в российские порты, включавшую определенную систему разрешений и запретов. Также был закреплен статус таможенников, этот акт, в свою очередь, распространял права морских таможен на сухопутные таможни. На таможенных служащих возлагались дополнительные обязанности по осмотру и опечатыванию люков, мест с товарами, пассажирской кладью, балластом до прибытия судна в таможню.

В послепетровский период дальнейший рост ремесел и мануфактур привел к определенному увеличению численности городского населения, что потребовало от помещиков и крестьянства уве-

личения поставок сельскохозяйственных продуктов в города. Это в свою очередь вызвало оживленную торговлю сельскими продуктами, мануфактурными и ремесленными товарами на многочисленных ярмарках, получивших широкое распространение в России. Очевидно, что развитие внутренней торговли было выгодно не только купечеству, но и дворянству, которое извлекало большие доходы от оброка со своих крестьян-торговцев и крестьян, работавших на мануфактурах.

Определенный ренессанс петровского подхода в развитии таможенной политики пришелся на период царствования Елизаветы Петровны. Императрица Елизавета стремилась вернуться к тем правилам, которые были определены Петром I. В годы ее правления частично возвращается монополизация (сусальные, кружевное, обойное, красочное, мозаичное производства); развитие отечественного производства поощряется высокими таможенными пошлинами, значительное внимание было уделено ввозу из-за границы сырья, ввоз готовой продукции, в свою очередь, запрещается, увеличивается количество внутренних сборов. Важнейшим событием в области таможенной политики явилась ликвидация в середине XVIII в. таможенных ограничений внутри страны. Как известно, в стране взималось 17 различных таможенных сборов, что вместе со сложной процедурой осмотра товаров и записи в книгах серьезно препятствовало расширению торговли.

В этих условиях была необходима реформа таможенной политики. По инициативе графа П.Н. Шувалова, во многом определявшего параметры внутренней политики России в 50-х гг. XVIII в., в 1753-1757 гг. была проведена крупная таможенная реформа.

Указом 1753 г. в европейской части России и Сибири с января 1754 г. отменялись рублевая пошлина и все 17 таможенных сборов с внутренней торговли. Они были заменены единообразной таможенной пошлиной на границах государства, взимавшейся со всех ввозимых и вывозимых товаров в таможнях в размере 13 копеек с 1 рубля стоимости. В 1754 году был издан табель нормативных цен, на основании которого производился расчет нового сбора. В этом же году был учрежден особый корпус войск, охранявший границу - пограничная стража, а позднее - казачья и таможенная стража, состоявшая из таможенных объездчиков. Внутренние таможенные границы были ликвидированы и таможенные операции выносились на линию государственной границы. Портовые и пограничные пошлины стали единственными таможенными пошлинами в государстве. Реформа 1753 г., дополненная протекционистским уставом 1757 г., принесла, в конечном счете, казне значительную прибыль. Таможенный тариф 1757 года носил исключительно протекционистский характер и отвечал стремлению Елизаветы Петровны и ее ближайшего окружения постоянно оказывать покровительство развитию российской промышленности, науке, искусству, всему национальному.

С принятием первого Российского устава, утвержденного Указом Императрицы Елизаветы 1 декабря 1755 г., было положено начало формированию новой таможенной политики. Издание данного документа было прогрессивным шагом в законодательной системе России и имело значительное политическое, экономическое и финансовое значение. В нем были определены задачи и основные принципы таможенной политики Российского государства. В указанном документе были приведены причины, побудившие правительство освободить внутреннюю торговлю от обременительных таможенных пошлин: «Сколь нужно есть установление доброй и порядочной коммерции с окрестными государствами, способом которой надежное бывает государственных доходов приумножение, столь надлежит за главное при том почитать, чтобы сбором внутренних пошлин народ отягощен не был, но установленным к тому порядком пользуясь, мог бы беспрепятственно продолжать к приумножению государственного интереса полезную с иностранными государствами коммерцию, довольствуясь разными выгодами в обращениях внутри государства нашего торгов. Вследствие чего в ... 1753 году Сенат наш через поданный нам доклад всеподданнейше доносил, что изобретенным средством нашим сенатором и кавалером графом Шуваловым, о котором он в предложении своем подробно изъяснил, ко облегчению всенародному надлежит все внутренние таможни уничтожить, и разного звания пошлинные и прочие изнутри нашего государства собираемые сборы, от которых всегдашнее нашим подданным происходит отягощение и немалое разорение, оставить; что мы к немалому нашему удовольствию, видев из оного общенародную пользу и облегчение, всемилостивейше конфирмовали» [2, с. 90].

В период царствования Екатерины II маятник весов внутренней политики в этой сфере начинает движение в противоположном направлении: в сторону либерализации таможенной политики. Отличительной особенностью внутренней и внешней политики в этот период было то, что она получила определенный разворот в сторону учета общественного мнения. Либерализация таможенной политики во второй половине XVIII в. способствовала росту капиталистических отношений в экономике России и в целом отражала общую направленность действий правительства.

Екатерина II была противницей непосредственного государственного вмешательства в сферу экономических отношений. При вступлении на престол она отменила все торгово-промышленные монополии, разрешила вывоз хлеба (при условии его относительной дешевизны внутри страны), узкого холста, соломы и других товаров. В 1763 г. при дворе была учреждена Комиссия о коммерции во гла-

ве с Я.П. Шаховским по составлению Нового таможенного тарифа. Старый тариф 1757 г. привел, в конечном счете, к низкой эффективности таможенной системы (многочисленность и излишняя детализация статей, по которым производилось таможенное оформление, затрудняли его практическую применимость, а его исключительно охранительный характер фактически способствовал росту контрабандного ввоза). В мае 1766 г. результаты работы комиссии Я.П. Шаховского были доложены императрице и получили высочайшее одобрение.

Таможенным тарифом 1766 г. большинство привозных товаров облагалось невысокими пошлинами (от 12 до 30%), а тариф 1782 г. вообще освободил множество привозных и отпускных товаров от пошлин, установив для оставшихся товаров сбор в размере 10% от их стоимости [3, с. 53].

К концу XVIII столетия внешняя торговля России достигает нового уровня в своем развитии. Если в 1749 г. экспорт хлеба оценивался в 2 тыс. руб., то в начале 90-х гг. XVIII в. он уже составил 2,9 млн. руб. До 40% экспорта приходилось на лен, пеньку, паклю. Вывоз железа с 6% в общем объеме экспортных товаров в 1749 г. увеличился к 1796 г. до 13% [3, с. 54]. В Россию ввозились предметы дворянского потребления: сукно, вино, шелк, парфюмерия, пряности.

Охрана границы не была сосредоточена в рамках одного государственного органа. Еще в 1770 г. князь Мещерский, ревизовавший таможенные учреждения, в своем докладе подчеркивал разрозненность и удаленность друг от друга форпостов, плохую караульную службу, отсутствие строгой подчиненности погранчастей таможенной администрации, наличие взяточничества. В 1782 г. Екатерина II создала пограничную таможенную стражу на западной границе посредством учреждения «Особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потайного провоза товаров». Она состояла из таможенных надзирателей по одному на каждые 50 верст границы и таможенных объездчиков под началом надзирателей - по одному на каждые 10 верст, которые несли службу дозоров на своем участке. Если объездчик оказывался не в состоянии самостоятельно задержать контрабандистов, он должен был их преследовать до ближайшего селения, где обращался за помощью к местным властям. Очевидно, что оказание подобной помощи являлось первоочередной обязанностью местных властей. Поиск контрабанды также стимулировался - часть товаров передавалась в пользу лиц, задержавших контрабандистов [4, с. 37-38].

В период 1790-1822 гг. таможенная система испытывает сильное воздействие от амплитуды колебаний в развитии политических отношений России с европейскими державами. Правительство было поставлено в условия, когда оно меняло направление своей таможенной политики согласно требованиям и потребностям тех государств, сближение с которыми представляло для России в тот или иной период первостепенное значение [5, с. 149].

В конце XVIII в. Россия заключает соглашения с Англией, Австрией и Пруссией c целью не поставлять во Францию хлеб и сырье и не ввозить французскую мануфактуру. Последующим манифестом 1793 г. Екатерина II запрещает вывоз во Францию вообще любых российских товаров и соответственно ввоз из Франции всяких товаров. В 1797 г. Павел I разрешил ввоз в Россию некоторых товаров, а в 1800 г. в целях развития отечественного производства был вновь подтвержден запрет ввоза в Россию не только шелковых и бумажных тканей, а также стекла, фарфора, фаянса.

Таким образом, можно отметить, что таможенная политика представляет собой часть внешнеторговой деятельности государства, когда определяются объем, структура и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. Это получило свое отражение в таможенной политике при преемниках Петра Великого.

Определенный поворот в данном направлении внутренней деятельности России произошел в годы царствования Елизаветы Петровны. Важнейшее воздействие в области внешнеторговой деятельности, безусловно, играла торгово-экономическая политика, которая была успешной и, несомненно, благоприятствовала развитию России. Все внутренние таможенные границы были ликвидированы и таможенные операции выносились на линию государственной границы. Несмотря на эти и другие реорганизационные мероприятия эффективность таможенной системы в целом не могла достичь максимально высокого результата. Как и прежде, она не могла положить конец контрабандному ввозу.

Также на направленность таможенной политики в рассматриваемый период оказывали влияние внешнеполитические акции иностранных государств, их стремление затормозить развитие экономики России и препятствовать расширению торговли. Русское правительство было поставлено в необходимость изменить свою таможенную политику сообразно требованиям тех государств, сближение с которыми было желательно для властных структур Империи. Это нашло свое отражение в тарифе 1782 г., который освободил множество товаров от пошлин. В таможенной политике стал все более отчетливо проявляться либерализм. Либерализация таможенной политики во второй половине XVIII в. способствовала закреплению капиталистических отношений в экономике России.

Библиографические ссылки

1. URL http://old.nasledie.ruMast/5_5/gtk/artide.php?art=6 (дата обращения: 29.10.2015).

2. Кисловский Ю.Г. История таможни государства российского 907-1995 гг. М.: Изд-во Автор, 1995.

3. Марков ЛЛ. Очерки по истории таможенной службы. / Л. Н. Марков. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1987.

4. Марголин С. Пограничная служба в России в XVIII веке // Пограничник. 1964. № 5. C. 37-42.

5. Лодыженский К. История русского таможенного тарифа. СПб., 1886.

References

1. URL http://old.nasledie.ru/vlast/5_5/gtk/article.php?art=6 (reference date: 29.10.2015).

2. Kislovskiy Y.G. History of Russian Customs 907-1995 years. M.: Publishing house "Author", 1995.

3. Markov L.N. Essays on the History of Customs Service. / L.N/ Markov. Irkutsk: Publishing House of Irkutsk University, 1987.

4. Margolin S. Border Service of Russia in the XVIII century // Pogranichnik, 1964, No. 5, pp. 37-42.

5. Lodyzhensky K. History of Russian Customs Tariff. SPb., 1886.

Дата поступления: 14.01.2016 Received: 14.01.2016

УДК 351.74

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОМПЛЕКТОВАНИЯ КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РАЖИВИНА Ирина Васильевна

адъюнкт Академии управления МВД России, г. Москва, Россия E-mail: iren8584@mail.ru

Статья посвящена произошедшим изменениям в законодательстве Российской Федерации, связанным с комплектованием кадров органов внутренних дел, их отбором и обучением. Анализируются нормативные правовые акты, регулирующие вопросы отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел. Реализуя функции отбора кадров на службу в органы внутренних дел, сотрудники кадровых подразделений, кроме Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» руководствуются рядом иных нормативных правовых актов, в той или иной степени. Так, названный закон четко определяет, что трудовое законодательство распространяется на сотрудников органов внутренних дел только в той части, в которой эти вопросы не урегулированы специальным законодательством. Законодательные и иные нормативные правовые акты составляют правовую основу отбора кадров и комплектования личным составом органов внутренних дел, которые включают в себя ряд как материальных, так и процессуальных норм, однако, конкретизация законодательно закрепленных правовых норм, организация их исполнения осуществляется путем издания уполномоченными органами исполнительной власти, в первую очередь, федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, каковым в настоящее время является МВД РФ, подзаконных нормативных правовых актов.

Ключевые слова: отбор кадров, органы внутренних дел, сотрудники органов внутренних дел, комплектование.

LEGAL REGULATION OF STAFFING IN INTERNAL AFFAIRS BODIES

RAZHIVINA Irina Vasilyevna

postgraduate of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia E-mail: iren8584@mail.ru

The article is devoted to the changes in the legislation of the Russian Federation relating to the staffing in internal affairs bodies, their selection and training. It analyzes the normative legal acts that regulate the selection of candidates to serve in the bodies of internal affairs. Implementing the functions of personnel selection for the service in internal affairs bodies, personnel officers are guided by the Federal Law "On service in the bodies of internal affairs of the Russian Federation" and a number of other normative legal acts. Thus, the mentioned law clearly states that labor laws apply to officers of internal affairs bodies only to the extent to which these issues are not regulated by the specific legislation. Legislative and other normative legal acts constitute the legal basis for the selection of personnel and manning of internal affairs bodies, which include a number of both substantive and procedural norms, however, the specification of statutory rules of law, the organization of their implementation is carried out through the issuance of subordinate normative legal acts by the authorized bodies of the executive power, first of all, the federal executive authority in the field of internal affairs that currently is the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

Key words: personnel selection, internal affairs bodies, officers of the internal affairs bodies, staffing.

Вопросы отбора и приема кадров на службу в органы внутренних дел составляют одну из важнейших сторон деятельности руководителей и кадровых аппаратов органов внутренних дел.

Центральное место в правом регулировании деятельности кадровых аппаратов по отбору кадров и комплектованию личным составом органов внутренних дел занимает Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.