Секция иностранных языков и культурологии
УДК 372.880.048.16
О.Г. Бондаренко ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА КАТЕГОРИИ ДЕЙКСИСА
Дейксис - необходимое средство коммуникации в любом языке, поэтому его можно признать языковой универсалией. Теоретическое осмысление категории дейксиса относится к началу XX столетия, но и по сей день отсутствует единообразная классификация этого понятия. Многие лингвисты обращали внимание прежде всего на связь местоименного слава с предшествующими или последующими словами в тексте. С именами К. Мюлера и К. Бругманна связано введение термина “дейксис”, вошедшего в лингвистику как наиболее распространенное название второй основной функции местоимений, наряду с анафорической.
В отечественной лингвистике трактовка местоимений как указательных слов была впервые представлена в работах A.A. Котебни и развивается в большинстве современных исследований (Майтинская, 1969; Уфимцева, 1975; Вольф, 1978). Широкое распространение получила трактовка местоимений и вообще дейктических выражений как объекта прагматики (Падучева, 1984; Крылов, 1984; Арутюнова, 1976).
В современной отечественной и зарубежной лингвистике исследование категории дейксиса происходит в нескольких направлениях: 1) рассмотрение дейксиса как явления риторической стилистики в его отношении к анафоре; 2) теоретико-текстовое исследование; 3) рассмотрение языка как системы знаков:
а) функционально-семантический подход,
б) сопоставительно-типологический подход.
Несмотря на то, что дейксис привлекал внимание многих исследователей на протяжении последних лет, целый ряд вопросов не нашел достаточно ясного освещения. К числу нерешенных вопросов относится проблема уровня, к которому следует отнести дейксис.
УДК 372.880.048.16
Е.Д. Чскрмгин
ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ПОИСКА "РУССКОЙ ИДЕИ 'И ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Обращаясь к вопросам русской культуры и желая избежать односторонностей европоцентризма, необходимо поставить вопрос о формировании самостоятельной теории русской культуры.
Поставив таким образом вопрос, нельзя пройти мимо имеющейся в истории русской духовной жизни традиции поиска “русской идеи”, прямо отражающей поставленную проблему целостного осмысления русской истории и судьбы с точки зрения ее сущности и смысла.
Анализ даже частичного обращения к материалам поиска "русской идеи" H.A. Бердяевым, Вл. С. Соловьевым, И. Ильиным и др. позволяет в порядке гипотезы выделить следующие системообразующие сущностные качества русской культуры: