Секция иностранных языков и культурологии
УДК 372.880.048.16
О.Г. Бондаренко ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА КАТЕГОРИИ ДЕЙКСИСА
Дейксис - необходимое средство коммуникации в любом языке, поэтому его можно признать языковой универсалией. Теоретическое осмысление категории дейксиса относится к началу XX столетия, но и по сей день отсутствует единообразная классификация этого понятия. Многие лингвисты обращали внимание прежде всего на связь местоименного слава с предшествующими или последующими словами в тексте. С именами К. Мюлера и К. Бругманна связано введение термина “дейксис”, вошедшего в лингвистику как наиболее распространенное название второй основной функции местоимений, наряду с анафорической.
В отечественной лингвистике трактовка местоимений как указательных слов была впервые представлена в работах А.А. Котебни и развивается в большинстве современных исследований (Майтинская, 1969; Уфимцева, 1975; Вольф, 1978). Широкое распространение получила трактовка местоимений и вообще дейктических выражений как объекта прагматики (Падучева, 1984; Крылов, 1984; Арутюнова, 1976).
В современной отечественной и зарубежной лингвистике исследование категории дейксиса происходит в нескольких направлениях: 1) рассмотрение дейксиса как явления риторической стилистики в его отношении к анафоре; 2) теоретико-текстовое исследование; 3) рассмотрение языка как системы знаков:
а) функционально-семантический подход,
б) сопоставительно-типологический подход.
Несмотря на то, что дейксис привлекал внимание многих исследователей на протяжении последних лет, целый ряд вопросов не нашел достаточно ясного освещения. К числу нерешенных вопросов относится проблема уровня, к которому следует отнести дейксис.
УДК 372.880.048.16
Е.Д. Чскрмгин
ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ПОИСКА "РУССКОЙ ИДЕИ 'И ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Обращаясь к вопросам русской культуры и желая избежать односторонностей европоцентризма, необходимо поставить вопрос о формировании самостоятельной теории русской культуры.
Поставив таким образом вопрос, нельзя пройти мимо имеющейся в истории русской духовной жизни традиции поиска “русской идеи”, прямо отражающей поставленную проблему целостного осмысления русской истории и судьбы с точки зрения ее сущности и смысла.
Анализ даже частичного обращения к материалам поиска "русской идеи" Н.А. Бердяевым, Вл. С. Соловьевым, И. Ильиным и др. позволяет в порядке гипотезы выделить следующие системообразующие сущностные качества русской культуры:
Известия ТРТУ
Специальный выпуск
1. Тенденция ориентации на Идеальное (оно же Универсальное), на Абсолют, как высшую культурную ценность и высший (последний) критерий всех форм жизнедеятельности. Подобная культурная ориентация придает этической составляющей культурного бытия онтологический статус; делает принципиально относительной любую культурную форму, любые земные установления; вводит элемент невозможности компромисса как в вопросах как нравственно должного, так и в вопросах последнего, высшего смысла бытия.
2. Заметная слабость в деле создания новых форм культуры, как новых условий и принципов культурного творчества, при наличии и даже преобладании самобытного их переосмысления и наполнения собственным культурным содержанием. Ментальным основанием для последнего является отмеченная Ф.М. Достоевским способность русской культуры к адекватному творческому освоению чужими культурными формами.
УДК 372.880.048.16
М.Г. Корочкина ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ
В психологические науке утверждается мысль о полифункциональ-ном многообразии качеств личности, проявляющихся в общении, и о важнейшей роли его наряду с другими видами деятельности в формировании личности. Б.Г. Ананьев подчеркивает, что межличностные отношения в общении определяются системой общественных отношений. Внутренняя сторона общения направлена всегда на саморегуляцию поступков человека с учетом полученных им знаний, на преобразование внутреннего мира. В общении всегда есть момент познания человека человеком и одновременно происходит осознание самого себя. Необходимым условием общения являются основные составляющие интеллекта человека - внимание, память, особенности мышления, воображение.
Особое внимание в педагогическом процессе должно быть уделено условиям воспитания в личности умений и навыков повседневного общения. Приобретают практическую значимость психологические знания из теории общения, связанные с практической деятельностью людей, знание ценностных ориентиров людей в данном обществе. В каждый момент развития личности воспитуемость бывает избирательна, что связано с познавательной, эмоциональной и поведенческой сферой деятельности человека.