Научная статья на тему 'Историческая традиция поиска "русской идеи"и проблема формирования теории русской культуры'

Историческая традиция поиска "русской идеи"и проблема формирования теории русской культуры Текст научной статьи по специальности «Языкознание»

73
8
Поделиться

Текст научной работы на тему «Историческая традиция поиска "русской идеи"и проблема формирования теории русской культуры»

Секция иностранных языков и культурологии

УДК 372.880.048.16

О.Г. Бондаренко ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА КАТЕГОРИИ ДЕЙКСИСА

Дейксис - необходимое средство коммуникации в любом языке, поэтому его можно признать языковой универсалией. Теоретическое осмысление категории дейксиса относится к началу XX столетия, но и по сей день отсутствует единообразная классификация этого понятия. Многие лингвисты обращали внимание прежде всего на связь местоименного слава с предшествующими или последующими словами в тексте. С именами К. Мюлера и К. Бругманна связано введение термина “дейксис”, вошедшего в лингвистику как наиболее распространенное название второй основной функции местоимений, наряду с анафорической.

В отечественной лингвистике трактовка местоимений как указательных слов была впервые представлена в работах А.А. Котебни и развивается в большинстве современных исследований (Майтинская, 1969; Уфимцева, 1975; Вольф, 1978). Широкое распространение получила трактовка местоимений и вообще дейктических выражений как объекта прагматики (Падучева, 1984; Крылов, 1984; Арутюнова, 1976).

В современной отечественной и зарубежной лингвистике исследование категории дейксиса происходит в нескольких направлениях: 1) рассмотрение дейксиса как явления риторической стилистики в его отношении к анафоре; 2) теоретико-текстовое исследование; 3) рассмотрение языка как системы знаков:

а) функционально-семантический подход,

б) сопоставительно-типологический подход.

Несмотря на то, что дейксис привлекал внимание многих исследователей на протяжении последних лет, целый ряд вопросов не нашел достаточно ясного освещения. К числу нерешенных вопросов относится проблема уровня, к которому следует отнести дейксис.

УДК 372.880.048.16

Е.Д. Чскрмгин

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ПОИСКА "РУССКОЙ ИДЕИ 'И ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Обращаясь к вопросам русской культуры и желая избежать односторонностей европоцентризма, необходимо поставить вопрос о формировании самостоятельной теории русской культуры.

Поставив таким образом вопрос, нельзя пройти мимо имеющейся в истории русской духовной жизни традиции поиска “русской идеи”, прямо отражающей поставленную проблему целостного осмысления русской истории и судьбы с точки зрения ее сущности и смысла.

Анализ даже частичного обращения к материалам поиска "русской идеи" Н.А. Бердяевым, Вл. С. Соловьевым, И. Ильиным и др. позволяет в порядке гипотезы выделить следующие системообразующие сущностные качества русской культуры:

Известия ТРТУ

Специальный выпуск

1. Тенденция ориентации на Идеальное (оно же Универсальное), на Абсолют, как высшую культурную ценность и высший (последний) критерий всех форм жизнедеятельности. Подобная культурная ориентация придает этической составляющей культурного бытия онтологический статус; делает принципиально относительной любую культурную форму, любые земные установления; вводит элемент невозможности компромисса как в вопросах как нравственно должного, так и в вопросах последнего, высшего смысла бытия.

2. Заметная слабость в деле создания новых форм культуры, как новых условий и принципов культурного творчества, при наличии и даже преобладании самобытного их переосмысления и наполнения собственным культурным содержанием. Ментальным основанием для последнего является отмеченная Ф.М. Достоевским способность русской культуры к адекватному творческому освоению чужими культурными формами.

УДК 372.880.048.16

М.Г. Корочкина ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ

В психологические науке утверждается мысль о полифункциональ-ном многообразии качеств личности, проявляющихся в общении, и о важнейшей роли его наряду с другими видами деятельности в формировании личности. Б.Г. Ананьев подчеркивает, что межличностные отношения в общении определяются системой общественных отношений. Внутренняя сторона общения направлена всегда на саморегуляцию поступков человека с учетом полученных им знаний, на преобразование внутреннего мира. В общении всегда есть момент познания человека человеком и одновременно происходит осознание самого себя. Необходимым условием общения являются основные составляющие интеллекта человека - внимание, память, особенности мышления, воображение.

Особое внимание в педагогическом процессе должно быть уделено условиям воспитания в личности умений и навыков повседневного общения. Приобретают практическую значимость психологические знания из теории общения, связанные с практической деятельностью людей, знание ценностных ориентиров людей в данном обществе. В каждый момент развития личности воспитуемость бывает избирательна, что связано с познавательной, эмоциональной и поведенческой сферой деятельности человека.