ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
Ю.А. ГОРЮНОВ, Г.М. МУХИНА, А.Н. МАРТЫНОВ
YU.A. GORYUNOV, G.M. MUKHINA, A.N. MARTYNOV
ИЗ ИСТОРИИ В ГЕОГРАФИЮ И... ОБРАТНО
FROM HISTORY TO GEOGRAPHY AND ... BACK
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИХ И ВОЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
THE FORMATION OF MILITARY-HISTORICAL AND MILITARY-GEOGRAPHICAL KNOWLEDGE
military orientation.
Сведения об авторах: Горюнов Юрий Александрович - руководитель отдельной дисциплины (история, обществознание и география) Оренбургского президентского кадетского училища, кандидат исторических наук(г. Оренбург);
Мухина Галия Мухамятнуровна - преподаватель отдельной дисциплины (история, обществознание и география) Оренбургского президентского кадетского училища (г. Оренбург);
Мартынов Алексей Николаевич - преподаватель отдельной дисциплины (история, обществознание и география) Оренбургского президентского кадетского училища (г. Оренбург).
Аннотация. Данная статья посвящена особенностям практико-ориентированного формирования военно-исторических и военно-географических знаний в Оренбургском президентском кадетском училище.
Ключевые слова: довузовская общеобразовательная организация, проектная деятельность, военное ориентирование.
Information about the authors: Yuriy Goryunov - Head of History, Social Science and Geography Department, Candidate of historic sciences, top-rank History teacher (Orenburg);
Galia Mukhina - top-rank History teacher History, Social Science and Geography Department (Orenburg);
Alexey Martynov - top-rank Geography teacher History, Social Science and Geography Department (Orenburg).
Summary. The article describes practical features of formation of military-historical and military-geographical knowledge in Orenburg Presidential Cadet School.
Keywords: pre-university educational establishments, project activities,
В современной системе довузовских общеобразовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, нацеленных на подготовку граждан к осознанному выбору профессии военного, формированию таких нравственных качеств личности, как патриотизм, гражданская
и культурная идентичность, уделяется самое пристальное внимание. Этот процесс невозможен в полной мере без овладения военно-историческими и военно-географическими знаниями.
В основе процесса лежит си-стемно-деятельностный подход, регламентированный Федераль-
ным государственным образовательным стандартом основного общего и среднего общего образования. Он способствует формированию социальной среды развития обучающихся, активизирует учебно-познавательную деятельность и обеспечивает непрерывную образовательную деятельность с учё-
Природная зона Особенности природы
затрудняющие боевые действия способствующие боевым действиям
том индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Содержание образовательного процесса прописано в Историко-культурном стандарте. В нём изложены базовые исторические понятия, факты, события, процессы, исторические персоналии, а также дискуссионные исторические темы. Историко-культурный стандарт, разработанный группой специалистов-историков под руководством Русского исторического общества, - документ, которым необходимо руководствоваться при обучении истории в обычной общеобразовательной школе. Но этого, на наш взгляд, может быть недостаточно для довузовской общеобразовательной организации Министерства обороны Российской Федерации.
Задания, предлагаемые кадетам в ходе урочной деятельности, созданы с учётом их возрастных особенностей и основаны на материале учебных предметов «География» и «История».
В 5-6 классах основное внимание уделяется знаниям, умениям и навыкам работы с историческими, географическими, в том числе топографическими картами и планами местности, историческими и географическими текстами и иллюстрациями. В это время у кадет одновременно формируются основные представления о процессах, происходящих как в глубинах Земли, так и в человеческих цивилизациях эпохи Древнего мира и Средневековья. Учитывая это обстоятельство, а также склонность воспитанников подросткового возраста к игровым формам обучения, им могут быть предложены следующие задания с военной составляющей:
1. Из пункта А одновременно выехали два связных каравана. Один со средней скоростью 6 км/ч - в пункт В, другой со средней скоростью 7 км/ч - в пункт С. Кто приедет первым, если на карте с масштабом 1:1 000 000 расстоя-
ние между пунктами А и В равно 15 см, а между пунктами А и С -20 см 8 мм?
2. Командир центурии поставил боевую задачу легионерам: двигаясь на северо-восток от Альп, пересечь реку По и выйти к городу Рим. Будет ли выполнена поставленная задача?
3. Военный метеоролог на метеостанции в течение суток снимал показания приборов и заносил их в журнал наблюдений. Среди них были следующие: 1 ч - 745 мм рт. ст. , 7 ч - 750 мм рт. ст. , 13 ч -753 мм рт. ст., 19 ч - 757 мм рт. ст. С какого метеорологического прибора были сняты данные показания? О каком показателе атмосферы они дают информацию?
В 7 классе на уроках истории у кадет формируются знания о Российском государстве периода первых Романовых, а на занятиях по географии они изучают сведения о природе крупных при-родно-территориальных комплексов Земли: материках и океанах. Поэтому задания, предлагаемые воспитанникам, носят комплексный историко-географический характер. В качестве примера можно привести следующее:
«В последние годы Российская Федерация настойчиво расширяет своё политическое, экономическое и даже военное присутствие в самых разных регионах мира, стремясь вернуть себе своё место в международной политике. В этом плане определённый интерес для нашей страны представляет Азия. Найдите в дополнительных исторических источниках информации названия стран Азии, с которыми сегодня планируется военное сотрудничество. Опишите, в каких климатических условиях придётся служить российским военным в данных странах. Дайте оценку
климата: благоприятный или неблагоприятный. Выберите страну с самым благоприятным и самым неблагоприятным климатом (по вашему мнению). Обоснуйте свою точку зрения.
Охарактеризуйте природные условия природных зон Южной Америки для ведения боевых действий.
Соберите боевую выкладку для военнослужащего, которому предстоит операция в пустыне, в джунглях, Иранском нагорье».
Опыт показывает, что знания, полученные таким образом, усваиваются легче и запоминаются прочнее.
Одним из приёмов, формирующих мотивацию кадет, является игра «Картинная галерея». На доске вывешиваются 4-5 картин (фото), которые содержат признаки события или понятия. Это может быть оружие, герои войны, полевые карты. Кадеты должны назвать признаки и само событие. Младшим кадетам нравится такая форма урока, как «взять интервью» у одних из самых значимых участников военных событий - маршала Г.К. Жукова, рядового Александра Матросова, А.В. Суворова или адмирала Ф.Ф. Ушакова.
В ходе интервью разбираются стратегия, тактика сражений. История нашей страны складывается из истории регионов. Казалось бы, кадеты съехались в Оренбург из разных городов России, но история города, который принял их, всегда интересна. Знания о малой родине способствуют формированию любви к Родине большой, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Кадеты с удовольствием пишут исследовательские проекты, в которых одна из глав посвящена истории Оренбуржья. Например:
«Полёты в бессмертие. Подвиги морских лётчиков», «И призван меч, духовно чистый...» (О возрождении военного духовенства в России и Оренбуржье)», «Морской парад как показатель доблести и мощи Российского флота».
Темы исследовательских работ разнообразны, материал включает интеграцию нескольких предметов: «Галлицизмы в военной терминологии Российской армии» (история, французский язык, изо), «Отзвуки революционных потрясений в памяти оренбурж-цев» (история, краеведение, география), «От «Святого Георгия» до ордена Почётного легиона. Необычные награды Маршала Победы Жукова» (история, география, изо).
Курс географии 8-9 классов посвящён изучению природы, населения и экономики России. Поэтому материал данного курса особенно важен для формирования мировоззрения будущего гражданина и патриота. Предлагаемые задания учитывают накопленный багаж географических и исторических знаний (период XVШ-XIX веков), включающих в себя и военную составляющую, поэтому направлены на понимание положительных и отрицательных природных и социально-экономических характеристик страны с военно-географической точки зрения:
А. Внимательно прочитайте отрывок из учебника по военной географии, автором которого был видный российский военный географ и военачальник А.Е. Сне-сарев. Выполните следующие задания:
1. Начертите таблицу, состоящую из двух колонок. Количество строк определите самостоятельно, по ходу выполнения задания. Исходя из текста, запишите в таблицу, в чём состоит положительное и отрицательное влияние размеров государства с военной точки зрения. Подумайте и продолжите список своими примерами.
2. С каким из приведённых утверждений А.Е. Снесарева можно, на ваш взгляд, не согласиться? Почему? (устно).
Б. В котором часу радист погранзаставы архипелага Земля Франца-Иосифа должен отправить радиограмму, чтобы радист пограничного наряда на о. Врангеля получил ее в 15 ч по местному времени?
В. Псковско-Чудская приозёрная низменность расположена на северо-западе Псковской области и охраняется как водно-болотная территория (угодье) международного значения. На ней много обширных низинных, переходных и верховых болот и многочисленных мелких озёр. Они представляют собой огромный источник пресной воды, регулируют водный баланс обширного региона, являются важными местами массового гнездования
птиц. Оцените данную местность с точки зрения благоприятности для ведения боевых действий. Выпишите неблагоприятные качества описанной территории и объясните их происхождение.
Задания, направленные на понимание социально-экономических особенностей:
Г. Россия как государство имеет наибольшее количество соседей - 18 стран. Изучите границы России и назовите участки, которые наиболее неблагоприятны с военной точки зрения. Своё мнение обоснуйте.
Д. В Европейской части России проживает большая часть населения страны, сосредоточен основной экономический и научный потенциал страны. Какие отрицательные последствия это может иметь с военной точки зрения?
Решение заданий военно-географической направленности в ходе учебных занятий (закрепление материала, применение его в новой учебной ситуации) Изучение материала спецкурсов военно-географической и военно-исторической тематики «Мы - народ-победигель!» (5-9 классы) в рамках празднования 75-летия Победы
Работа с военно-историческими картами, заполнение сравнительных таблиц, составление план-конспектов по истории военных сражений Проектная деятельность кадет в рамках изучения тем военно-исторической и военно-географической направленности
Урочная деятельность
Формы деятельности по формированию военно-географических и военно-исторических знаний кадет
Внеурочная деятельность
Конкурс «Эрудит» в рамках ежегодных международных «Кадетских игр» Министерства обороны Российской Федерации (проводится ежегодно)
Всеармейский фестиваль инновационных научных идей «Старт в науку» Министерства обороны Российской Федерации (проводится ежегодно)
Формирование военно-географических и военно-
исторических знаний в рамках военно-спортивной игры «Передовой отряд» (проводится ежегодно)
Формирование военно-географических знаний в рамках курса внеурочной деятельности «Военная картография и метеорология» (11 класс)
Всероссийский географический и Военно-исторический диктант (проводятся ежегодно)
Кибертурнир «Стальная стена» (проводится ежегодно)
В 10-11 классах кадеты изучают социально-экономическую географию мира, углубляются и систематизируют знания о взаимоотношениях современных стран.
К 11 классу кадеты уже полностью освоили курс «История России» и приступили к изучению курса «Россия в мире». Поэтому вопросы и задания могут иметь следующий характер:
- Какие преимущества и недостатки имеет геополитическое положение России по сравнению с ведущими странами мира? Выделите данные критерии и оформите в виде таблицы, указав отдельно природные и социально-экономические показате ли.
- С помощью материалов дополнительных источников информации объясните, почему для США важно военное присутствие в районе Персидского залива, Прибалтики и Чёрного моря?
- Используя различные источники информации, подготовьте сообщение на тему «Основные разногласия между Россией и НАТО».
Мы исходили из соображения, что даже старшим кадетам сегодня достаточно сложно противостоять чуждому влиянию как западных СМИ, так и некоторых отечественных публицистов-«историков», пытающихся опорочить величие подвига советских людей в годы Великой Отечественной войны. А среднее звено школы вообще выпало из систематического изучения военных событий. Школьный курс истории в соответствии с ФГОС ООО и Историко-культурным стандартом изучает Великую Отечественную войну только в 10 классе. Поэтому кадеты 5-8 классов не могут получать систематическую и объективную информацию по данной теме. В условиях ведущейся против России информационной войны решению данной проблемы поможет разработанный нами
спецкурс «Мы - народ-победитель!», рассчитанный на 18 часов.
Целью данного спецкурса является не только формирование гражданско-патриотического восприятия кадетами исторического периода «Великая Отечественная война» и противодействие неоднократным фактам искажения российской истории в средствах массовой информации, но и систематизация знаний по истории Великой Отечественной войны, анализ подлинных целей ведения войн и эволюции российского военного искусства, изучение истории вооружённой борьбы советского народа против иностранных захватчиков, обобщение причин и анализ результатов Второй мировой и Великой Отечественной войн.
Знания, полученные в результате прохождения спецкурса, помогут нашим кадетам не только готовиться к Военно-историческому диктанту, проводимому по поручению Министра обороны Российской Федерации С.К. Шойгу, но и достойно выступать на ежегодных всеармейских конкурсах воспитанников довузовских общеобразовательных учреждений Минобороны РФ.
Ежегодно в мае сборная команда 7 классов Оренбургского президентского кадетского училища в числе других довузовских образовательных учреждений Минобороны РФ участвует в одном из самых киберспортивных соревнований России «Стальная стена». Соревнования проходят на базе Военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооружённых Сил РФ «Патриот», расположенного недалеко от города Кубинка Одинцовского района Московской области.
Кадеты, суворовцы и нахимовцы проходят четыре этапа. На одном из них участники демонстрируют свои знания по вопросам Второй мировой и Великой Отечественной войн в исторической викторине. Наши кадеты неизменно
показывают хорошие результаты именно в этом виде соперничества.
Это же можно сказать и о кадетах 10 классов Оренбургского президентского кадетского училища, которые достойно соревнуются с командами стран СНГ в интеллектуально-историческом конкурсе «Эрудит» в рамках ежегодных международных кадетских игр, а также других исторических конкурсах и состязаниях.
На Всеармейском фестивале инновационных научных идей «Старт в науку» призёрами стали кадеты Оренбургского президентского училища Роман Рябов с работой «Особенности фортификации Оренбургской военной крепости XVШ-XIX вв.», а также Алексей Токарев, Максим Добро-видов, Алексей Бучнев и Роман Притчин, создав географический справочник «Россия - Родина моя» с «военным уклоном».
Наши достижения являются результатами особой системы работы с кадетами в ходе урочной и внеурочной деятельности. Задания по истории, обществознанию и географии зачастую направлены на зону ближайшего развития кадет. Системно-деятельностный подход позволяет не только получать систематические знания по предмету, но и формирует метапредметные умения, необходимые как в повседневной, так и в научно-исследовательской деятельности. "Ф"
ЛИТЕРАТУРА
1. Ващенко, Н.В. Геополитические взгляды А.Е. Снесарева// Военный академический журнал, 2015. №4. С. 35-39.
2. Международные кадетские игры завершены. https://patriotp. ru/novosti/mezhdunarodnye-kadetskie-igry-zaversheny
3. Снесарев, А.Е. Военная география России (Часть общая). Издание второе. - С.-Петер-бург,1910 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.snesarev. ru/voennaya_geografiya.pdf.