Научная статья на тему 'Из истории церкви Покрова Пресвятой Богородицы С. Шибково Искитимского района Новосибирской области'

Из истории церкви Покрова Пресвятой Богородицы С. Шибково Искитимского района Новосибирской области Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
337
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Капелева Анастасия Сергеевна, Одуд Даниил Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории церкви Покрова Пресвятой Богородицы С. Шибково Искитимского района Новосибирской области»

А.С. Капелева, Д.М. Одуд, г. Новосибирск Научный руководитель: И.Л. Ростовцева, г. Новосибирск

ИЗ ИСТОРИИ ЦЕРКВИ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ С. ШИБКОВО ИСКИТИМСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ

ОБЛАСТИ

Краткая хронология истории церкви Покрова Пресвятой Богородицы с. Шибково,

основанная на данных архивных материалов:

1457 г. Предположительная дата основания деревни Шипкова.

В начале XX в. На деревенском кладбище стояла часовня, в которой отпевали усопших. Около 1905 г. часовня пострадала от паводковых вод и больше не восстанавливалась.

1913-1916 гг. Население Шипковой значительно пополнилось в связи со строительством участка железной дороги Новониколаевск-Бийск, прошедшей через соседнюю деревню Евсино. Новые жители деревни - переселенцы из Смоленской и Тамбовской губерний.

Деревня относилась к приходу Михайло-Архангельской церкви деревни Дорогина-Заимская (в настоящее время село Дорогина-Заимка Черепановского района Новосибирской области).

Одновременно в Шипковой в 1914-1916 гг. велось строительство деревянной церкви на 500 человек по типовому проекту №31 «Атласа планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен...»11. 2 октября 1916 г. В Томских Епархиальных ведомостях №16 за 1916 г на с. 670 сообщалось: «.совершено освящение новосооруженной церкви в деревне Шипковой Барнаульского уезда в честь Покрова Пресвятой Богородицы». С этого момента деревня Шипкова получила статус села.

1917-1918 гг. В Томских Епархиальных ведомостях №17 за 1917 г. на с. 345 сообщалось о назначении старостой Покровской церкви Ивана Хребтова. В марте-сентябре 1917 г. службы в церкви совершал Леонид Горчаков-ский, затем, до конца 1918 г. - Михаил Жерновков, псаломщиком был Михаил Анашкин [1].

1937-1939 гг. По воспоминаниям Раисы Сергеевны Юшковой (1926 г.р.) можно предположить, что богослужения в церкви проводились до середины 1930-х гг. или до ареста батюшки, случившегося, по ее словам, в 1937 г. 23 декабря 1938 г. вышло постановление Облисполкома Новосибирской области о закрытии церкви. В июле 1939 г. церковь числилась недействующей, но и не занятой еще под новые нужды [2]. Кресты с храма после его закрытия были установлены на могилах жителей села на новом кладбище. По словам жителей села, под церковными крестами лежат Варвара Андреевна Дюкова, Николай Трутнев, Дмитрий Жабин.

11 Заметим, что по проекту №31 были построены церковь Святой Живоначальной Троицы в с. Колбинка Молчановского уезда Томской губернии и в 1913 г. Троицкая старообрядческая церковь в г. Томске.

1950-60-е гг. В перечне сведений о церковных зданиях в Черепановском районе за 1950 г. говорится относительно Покровской церкви: «...здание деревянное, прочное. Кресты сняты, купола сохранились. Вся церковная утварь после закрытия ее по решению Облисполкома была отправлена в Москву. Здание используется колхозом как склад зерна» [3]. 30 июля 1957 г. исполком Новосибирского областного Совета депутатов трудящихся принял решение о сломе церковного здания в с. Шибково [4].

В 1964 г. здание церкви было отремонтировано и переделано под клуб.

В ночь с 2-го на 3-е сентября

1982 г. Пожар уничтожил здание храма.

2012 г. Группа студентов НГАХА под руководством старшего преподавателя

И.Л. Ростовцевой выполнили архитектурные обмеры фундамента церкви (рис. 1) и крестов с главок храма, перенесенных на сельское кладбище.

26 июня 2012 г. Благочинный Южного округа иерей Игорь Затолокин совершил водосвятный молебен на месте западной паперти храма Покрова Пресвятой Богородицы, где предполагается установка поклонного креста.

Рис. 1. Расчитка фундамента церкви Покрова Пресвятой Богородицы

История церкви Покрова Пресвятой Богородицы в воспоминаниях жителей села

Вспоминает Раиса Сергеевна Юшкова (в девичестве Фокина).

Предки Раисы Сергеевны по материнской линии приехали в Сибирь, когда ее матери - Федосье Федотовне Фокиной было 3 года. С тех пор семья жила в Шибково. Раиса Сергеевна оказалась единственным человеком в современном селе Шибково, которого в детстве водили на богослужения в Покровской церкви. Церковь запомнилась ей «.высокой, двухэтажной и красивой. Вокруг церкви была ограда на круглых столбах.

На Пасху прямо в ограде, на рушниках раскладывали для освящения пасхальные куличи и разноцветные яйца. Рядом со зданием церкви стояла сторожка, в которой можно было посидеть, дожидаясь начала службы». Во время длинной пасхальной службы маленькая Раиса однажды села на солею, да так там и уснула. Раиса Сергеевна помнит, как совершались крестные ходы на поля во время засухи. С батюшкой, односельчанами и жителями окрестных деревень молились о даровании дождя, и дождь начинался.

В 1919 г. по селу проходили и останавливались войска адмирала Колчака. Сергея Ивановича Фокина, отца Раисы Сергеевны, «колчаковцы» выбрали провожатым, когда покидали село. Он сопровождал их до Ургуна и чудом остался жив.

В 1937 г. батюшку Покровской церкви арестовали вместе с двумя братьями Дура-ниными, эстонцем Либертом, Демкиным, которого взяли прямо с покоса. Дальнейшая судьба этих людей неизвестна. В 1938 г. церковь закрыли и некоторое время здание пустовало, потом был устроен зерносклад, а после войны - клуб. Под куполом кафоликона соорудили перекрытие и получился второй этаж, а на нем разместили избу-читальню.

Вспоминает Галина Ивановна Ежей (1943 г.р.).

Галина Ивановна родилась и выросла в шибково. В Сибирь перебрались ее прадеды- «ходоки». Прадед с материнской стороны, Иван Егоров, был церковным сторожем и пел на клиросе храма Покрова Пресвятой Богородицы. Во время разорения храма ему удалось спасти икону, которая хранится у Галины Ивановны. Мама Галины Ивановны, Матрена Тимофеевна Кузьмина, была глубоко верующей и всегда говорила детям: «Вот увидите, что вера вернется и люди снова будут ходить в храмы!»

Вспоминает Любовь Ивановна Бурьяк (в девичестве Пилюгина).

любовь Ивановна в детстве была крещена в храме села шипуново Сузунского района, где жила с родителями Пилюгиными Иваном Дмитриевичем и Ниной Семеновной (в девичестве Алферовой). По словам любови Ивановны в семье всех «ближе к Богу» был отец - он даже мыл полы в шипуновском храме. Дома в красном углу висели иконы, одну из них, образ Богородицы, любовь Ивановна привезла в шибково, куда переехала после замужества. любовь Ивановна работала в шибково в клубе, располагавшемся в здании бывшей церкви.

любовь Ивановна подробно описала и даже нарисовала план здания после его переделки под клуб. Алтарь с солеей был переделан под сцену, над которой был установлен экран для показа фильмов. Кинобудка размещалась в помещении трапезной, а попасть в нее можно было с лестницы, располагавшейся в бывшей колокольне. В центральной части храма в подкупольном пространстве был устроен второй этаж, освещавшийся окнами, находившимися во втором уровне храма. Для подъема на второй этаж, где разместили библиотеку, к южному фасаду пристроили наружную металлическую лестницу.

Неподалеку от церкви стоял бывший дом священника со школой. В этом доме семье Бурьяк дали две комнаты. В настоящее время дом не сохранился, а на его фундаменте стоит баня, на окне которой находится наличник, снятый со здания бывшей школы (рис. 2).

В 1970-х гг. на практику к сельскому библиотекарю приезжали студентки и жили у любови Ивановны. Девушки сделали фотографию, хранящуюся в школьном музее, на которой видна часть северной стены бывшего храма и фрагмент алтарной части здания. На фотографии можно рассмотреть наличники и переплеты окон, остатки лестницы северной паперти, к которой в период использования здания в качестве зерносклада подъезжали на разгрузку автомобили. В период использования здания под клуб северные двери были закрыты, вход располагался с западной стороны.

Рис. 2. Баня, стоящая на фундаменте бывшего дома священника.

На здании сохранился наличник от дома священника

Пожар в здании церкви начался ночью, когда в клубе не было никого. Из окна своего дома, стоявшего напротив, Любовь Ивановна заметила зарево. Выскочив из дома, она увидела страшную картину: из под обшивки вырывались язычки пламени, постепенно охватывая весь фасад, из окон шел дым и в считанные минуты все здание было объято пламенем. Приехавшие пожарные даже не пытались тушить пожар, считая дело безнадежным. По предположению Любови Ивановны, пожар начался под лестницей, где строители сбрасывали бумажный мусор и куда мог упасть окурок.

Вспоминает Зинаида Григорьевна Бордун.

Зинаида Григорьевна приехала с мужем в с. Шибково в 1974 г. С этого времени и до 1982 г. работала в библиотеке, находившейся в здании церкви. На работу в любую погоду приходилось подниматься на второй этаж по открытой металлической лестнице. Зимой сама долбила лед на ступенях. По словам Зинаиды Григорьевны, благодаря куполу над головой в библиотеке сохранялась атмосфера церкви. Незадолго до пожара в здании, библиотеку для удобства читателей все-таки решено было перевести в отдельное одноэтажное кирпичное здание. Зинаида Григорьевна только успела вынести в новое помещение последние книги, как наступила ночь со 2-го на 3-е сентября, в которую здание церкви сгорело.

Вспоминает Галина Федоровна Торбеева (в девичестве Кузякова).

И.И. Лизогуб говорил, что около церкви был похоронен какой-то святой, и запрещал детям копать там землю.

Вспоминает Нина Ивановна Есауленко (в девичестве Шпакова) (рис. 3).

Дед Нины Ивановны, Семен Кузьмич Кузин, собирал деньги на строительство храма, обходя окрестные деревни с кружкой. Жертвовали - кто сколько мог. Когда церковь строилась, дед столярничал и выполнил рамы и наличники, которые сельчане до сих пор вспоминают как произведение искусства.

Рис. 3. Беседа со старожилами села - сбор информации об истории церкви

Вспоминают Иван Ильич и Елена Федоровна (в девичестве Шелест) Толкачевы. Металлические кованные решетки, стоявшие на окнах храма, долгое время стояли на кочегарке сельсовета.

Литература и источники

1. ГАНО. Ф. Д-156. Оп. 1. № 1001. 52 л.

2. ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Ед. хр. 4. Л. 2.

3. ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Ед. хр. 37. Л. 26.

4. ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Ед. хр. 52. Л. 4.

А.А. Кузеванова, г. Новосибирск Научный руководитель: И.Л. Ростовцева, г. Новосибирск ОТ ЧЕЛЯБИНСКА ДО НОВОСИБИРСКА: СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМОВ ПРИ СТАНЦИЯХ ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ В.

Современное российское общество переживает период возвращения к православным традициям, восстанавливаются разрушенные храмы, строятся новые. Масштаб строительных работ диктует использование типового строительства, поэтому бесценным материалом для изучения и подражания является период массового строительства церквей в конце XIX - начале ХХ в. вдоль линии Великого Сибирского пути. Рассмотрим особенности архитектуры храмов, возведенных при станциях Западно-Сибирской железной дороги.

В начале 1891 г. в Российской империи был создан Комитет по сооружению Сибирской железной дороги. Главным идеологом сооружения грандиозной магистрали был император Александр III. В 1892-1896 гг. возводился западносибирский участок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.