6. Степанская, Т.М. Архитектура Алтая XVШ-XX вв. / Т.М. Степанская. - Барнаул:
А.Р.Т., 2006. - 300 с.
7. Степанская, Т.М. Архитектура городов-заводов Сибири XVIII - первой половины
XIX столетия / Т.М. Степанская. - Барнаул: Алт. гос. ун- т. - 159 с.
Фотографии Ропшинского дворца: http://d-stroz.livejoumal.com/510281.html
Н.М. Васильева, г. Новосибирск Научный руководитель: И.Л. ростовцева, г. Новосибирск архитектурный анализ церкви покрова пресвятой богородицы села шибково искитимского района новосибирской области
В конце XIX в. в связи с началом строительства Великого Сибирского пути волна переселенцев хлынула в Сибирь на пустующие земли. Не только храмов, но и жилья здесь не было. Правительство помогало обустройству на новых местах. Наладив по возможности свой быт, крестьяне начинали испрашивать дозволения и собирать средства на строительство церквей, жизнь без которых была непривычна. Были разработаны типовые проекты каменных и деревянных храмов различной вместимости для строительства в Тобольской и Томской губерниях.
Строительство церкви в старой сибирской деревне Шипковой оказалось возможным, когда население ее увеличилось за счет переселенцев, приехавших на строительство южной ветки Великого Сибирского пути. Линия прошла совсем близко, через деревню Евсино, где была построена железнодорожная станция.
Село Шибково находится в настоящее время на территории Искитимского района Новосибирской области. Прежние названия поселения - деревня шипкова Барнаульского уезда Томской губернии, затем село Шибково Черепановского района Новосибирской области, село Шибковское Черепановского района Новосибирского округа. По преданию, деревня была основана чалдонами9. Датой его основания называют 1457 г. Историками эта дата подвергается сомнению, но местные жители недавно праздновали 500-летие своего села. Наиболее древняя часть поселения находилась в пойме р. Кой-нихи, притока р. Берди, и до сих пор носит название чалдоны.
Между 1914 и 1916 гг. в деревне велось строительство деревянной церкви Покрова Пресвятой Богородицы на 500 человек по типовому проекту №31 из «Атласа планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен...» [1]. По свидетельствам старожилов, церковь строилась на пожертвования прихожан.
Устройство церкви
В своем анализе мы опираемся на следующие источники:
- выполненный в процессе учебной практики 2012 г. обмер фундамента церкви;
- типовой проект;
9 Народная этимология часто определяет слово «чалдон» как сокращение, обозначающее: «человек с Дона» либо «люди, пришедшие на ЧЕЛнах с Дона». Понятие широко использовалось как самоназвание коренных сибиряков, живших на территории Сибири до ее освоения Ермаком. Переселенцев из западных областей Российской империи, пришедших в Сибирь в XIX-XX вв. называли самоходами [2].
- масштабный рисунок-чертеж, выполненный в 1930-х гг. Иваном Ильичом Лизогубом, милиционером с. Шибково (рис. 1);
і і г % ч /; , : ' , и г: л .. а— .
Рис. 1. Рисунок Церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с. Шибковское, выполненный в масштабе милиционером И.И. Лизогубом (1930-е гг.)
- фотографию здания, сделанную в 1970-х гг. по инициативе библиотекаря Зинаиды Григорьевны Бордун;
- фотографию храма Святой Троицы в с. Колбинка Томской губернии, построенного по тому же типовому проекту [3].
Было установлено, что здание церкви Покрова Пресвятой Богородицы имело структуру трапезного храма, вытянутого по оси восток-запад. К центральному, кубическому объему кафоликона (основное помещение храма, размерами 10,75*10,5 м) с востока примыкала прямоугольная алтарная часть (4*1,5 м). В алтарную часть входили помещения жертвенника и дьяконника, и к ней же присоединялась пятигранная абсида. Трапезная имела размеры 3*3,1 м. Подняться в колокольню можно было по лестнице из притвора.
Внешнее оформление фасадов
Кафоликон выделялся в композиции здания по высоте и был перекрыт четырехскатной кровлей, увенчанной пятиглавием. Средняя, самая крупная из глав храма, имела восьмигранный световой барабан формы с четырьмя окнами и ребристый восьмигранный купол. Четыре малые главки, тоже восьмигранные, были глухими и располагались над фронтонами, по осям боковых прясел стен северного и южного фасадов здания.
(В храме с. Колбинка все главки были сделаны глухими, без световых проемов.) Пятая маленькая главка на глухом барабане венчала крышу алтарной абсиды.
На четверик притвора опирался восьмерик двухъярусной колокольни с одним ярусом звона. Сквозные проемы для звона в стенах колокольни располагались с четырех сторон, по сторонам света. Колокольня была перекрыта шатром.
Входы в храм располагались с трех сторон. Главная паперть находилась на оси притвора западного фасада, а боковые - на осях северного и южного фасадов кафоли-кона. На масштабном рисунке милиционера И.И. Лизогуба, изображающем вид южного фасада храма около 1930 г., западный вход сделан в виде закрытых сеней, с боковыми дверями и со ступенями в три стороны. Боковые входы выполнены по проекту - с открытыми крыльцами.
Стены церкви, как предусмотрено проектом, были обшиты рейкой-шалевкой, углы которой закрывали доски, имитировавшие пилястры. При осмотре фундамента церкви по углам здания мы нашли большое количество железных гвоздей, которыми крепились рейки и пилястра к срубу храма.
Интерьер
Центральное пространство храма было двусветным; окна располагались в два ряда, верхний из которых находился над балконом-хорами. Центральные окна над северным и южным входами были сдвоенными. Остальные окна верхнего ряда имели простые наличники прямоугольного очертания с треугольным фронтоном, как в проекте. Конфигурация наличников нижних окон выглядела сложнее. По воспоминаниям старожилов, это были высокопрофессиональные произведения столярного искусства. Верхние углы внутренней части наличников были срезаны, так что издали окна производили впечатление арочных проемов. Эта форма зафиксирована на рисунке И.И. Лизогуба и видна на фотографии здания 1970-х гг. На окнах были установлены кованые решетки из железных прутьев, согнутых в кольца. Из колец был составлен крест. Решетки сохранялись долгое время, но на фотографии 1970-х гг. их уже нет.
О внутреннем убранстве храма остались скупые сведения старожилов. Стены изнутри были обшиты деревянными рейками и не покрашены, от этого они «казались золотистыми». В левом углу от входа стояла Плащаница, над ней находилась икона Богородицы в серебряном окладе, а справа располагалось Распятие. Храм отапливался двумя круглыми железными печами. Певчие в храме поднимались по деревянным лестницам на хоры.
Кресты, купола, иконы
Кресты с куполов храма были обнаружены нами на местном кладбище на могилах сельчан (рис. 2). Установка на кладбище спасла их от уничтожения. Кресты имеют традиционную восьмиконечную форму и трилистные, скругленные очертания завершений ветвей. В перекрестии больших перекладин креста располагался мотив солнца, что тоже традиционно для многих надглавных крестов русских православных храмов. Два больших креста венчали центральный купол церкви и, согласно рисунку И.И. Лизогуба, колокольню. Нам удалось обнаружить, однако, только один крест большого размера. Меньшие по размеру кресты стояли на четырех главках на кровле кафоликона и над апсидой.
По свидетельству старожилов, колокола были сняты с колокольни церкви и увезены казаками из черепаново. Сорванные со стен храма и из иконостаса иконы свалили в ограде и плясали на них. Одну из икон удалось сохранить сторожу и певчему храма Ивану Егорову.
Рис. 2. Церковный крест, установленный на сельском кладбище
И 1- 50
______________________________Выполнила : Кутлнорд Д. 6
Рис. 3. Чертеж-реконструкция западного фасада церкви
Как многие православные храмы, церковь Покрова Пресвятой Богородицы села Шибково была закрыта и превращена в склад зерна, потом в клуб. В итоге здание сгорело. В настоящее время мы продолжаем свое исследование судьбы храма. Подводя промежуточные итоги, отметим, что была выполнена следующая работа:
- изучены публикации и архивные документы, собраны свидетельства очевидцев, раскрывающие историю храма;
- выполнен обмер фундамента храма, сделаны чертежи недостающих фасадов (рис. 3);
- выполнена графическая реконструкция фасадов и виртуальная модель храма (рис. 4), позволяющая представить его фасады и интерьер (автор модели А. Костиков).
Рис. 4. Объемная модель - реконструкция церкви Литература
1. Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях. Издание Святейшего Синода.
- М.: Синодальная типография, 1899. - С. 35.
2. Пиманова, Л.А. Чалдоны и самоходы / Л.А. Пиманова // Краеведческий альманах «Коркина слобода». - 1999. - №1.
3. Фаст, М.В., Фаст, Н.П. Нарымская Голгофа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://providenie.narod.rU/0001070.html#22.
В.В. Гнеушева, Д.С. Шемелина, г. Новосибирск СТАРОСЕЛЕНГИНСКИЙ СПАССКИЙ СОБОР: ЗАБЫТЫЙ ПАМЯТНИК ИСТОРИИ, ДУХОВНОСТИ И НАУКИ
Нашей работой мы бы хотели привлечь внимание к замечательному памятнику каменной культовой архитектуры Забайкалья - Спасскому собору в окрестностях Старого Селенгинска.
Собор описывался в работах историков архитектуры Сергея Николаевича Баландина [2] и Людвига Карловича Минерта [10, 16, 23], краеведа Эдуарда Викторовича Демина [5, 6, 7]. Они высоко оценивали художественные достоинства храма. К сожалению, эта оценка осталась практически не услышанной. Каждый год туристы-автолюбители и участники сплавов по реке Селенге пополняют просторы РуНета фотографиями и рассказами о прекрасном соборе в руинах [3, 14, 18, 19]. Даже сейчас в своем нынешнем плачевном состоянии храм производит сильное впечатление, а местность вокруг собора, богатая артефактами прошлого, не дает покоя кладоискателям [3, 12].
Старый Селенгинск. Спасский собор расположен на территории Селенгинского острога, основанного в 1665 г., а в 1685 г. превращенного в рубленый город. Долгое