Научная статья на тему 'Из истории Цахурского султанства'

Из истории Цахурского султанства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
370
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЛТАНСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ / ИСТОЧНИКИ / SULTANATE / EDUCATION / POLITICAL SYSTEM / SOCIAL RELATIONS / GEOGRAPHICAL LOCATION / SOURCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саидов Мажид Сехретович, Султанбеков Рабадан Магомедович

Рассматривается история Цахурского султанства – его географическое расположение, образование, религиозные верования, политическое устройство, социальные отношения – на основе различных источников и литературы. Констатируется, что персидское государство выступало как хозяин всех подвластных Ирану земель. Земли и селения отдавались местным владетелям, которые по отношению к персидскому шаху были вассалами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the History of Tsakhur Sultanate

The history of Tsakhur sultanates its geographical arrangement, the education, religious beliefs, political system, social relations based on various sources and literature is considered. The authors note that the Persian state acted as the master of all lands subordinated to Iran. The lands and settlements were given to the local governors, who in relation to the Shah of Persia were considered as vassals.

Текст научной работы на тему «Из истории Цахурского султанства»

УДК 94(470.67)

ИЗ ИСТОРИИ ЦАХУРСКОГО СУЛТАНСТВА © 2013 г. М.С. Саидов, Р.М. Султанбеков

Саидов Мажид Сехретович -аспирант,

кафедра истории Дагестана, Дагестанский государственный педагогический университет, ул. М. Ярагского, 57, г. Махачкала, 367003. E-mail: rabadan.sultanbekoff@yandex.ru.

Saidov Mazhid Sekhretovich -Post-Graduate,

Department of History of Daghestan,

Dagestan State

Pedagogical University,

M. Yaragskiy St., 57, Makhachkala, 367003.

E-mail: rabadan.sultanbekoff@yandex.ru.

Султанбеков Рабадан Магомедович -кандидат исторических наук, доцент,

кафедра истории Дагестана, Дагестанский государственный педагогический университет, ул. М. Ярагского, 57, г. Махачкала, 367003. E-mail: rabadan.sultanbekoff@yandex.ru.

Sultanbekov Rabadan Magomedovich -

Candidate of Historical Sciences,

Associate Professor,

Department of History of Daghestan,

Dagestan State

Pedagogical University,

M. Yaragskiy St., 57, Makhachkala, 367003.

E-mail: rabadan.sultanbekoff@yandex.ru.

Рассматривается история Цахурского султанства - его географическое расположение, образование, религиозные верования, политическое устройство, социальные отношения - на основе различных источников и литературы. Констатируется, что персидское государство выступало как хозяин всех подвластных Ирану земель. Земли и селения отдавались местным владетелям, которые по отношению к персидскому шаху были вассалами.

Ключевые слова: султанство, образование, политическое устройство, социальные отношения, географическое расположение, источники.

The history of Tsakhur sultanates - its geographical arrangement, the education, religious beliefs, political system, social relations - based on various sources and literature is considered. The authors note that the Persian state acted as the master of all lands subordinated to Iran. The lands and settlements were given to the local governors, who in relation to the Shah of Persia were considered as vassals.

Keywords: sultanate, education, political system, social relations, geographical location, sources.

Цахурское султанство играло важную роль в истории Дагестана и Закавказья. Но вопросы, связанные с возникновением и развитием этого владения, еще не получили должного научного освещения. Отдельные аспекты проблемы изучены в трудах дагестанских историков, этнографов, языковедов, искусствоведов - Х.Х. Рамазанова, А.Р. Шихсаидова, М.Р. Гасанова, Ф.М. Гусейнова, Г.Х. Ибрагимова, Г.М.-С. Мусаева [1 - 5].

Из дореволюционной историографии важным исследованием по истории Илисуй-ского султанства является работа И.П. Ли-невича [6], изданная 1873 г. В ней содер-

жится богатый фактический материал, указаны границы султанства, дана генеалогия султанов, представлена карта Илисуйского султанства.

С укоренением ислама в Южном Дагестане Цахурское султанство становится Центральным пунктом арабской колонизации в Дагестане. Л.И. Лаврову принадлежит заслуга в расшифровке эпиграфических памятников Дагестана, он называет верховья Самура «самым богатым на Кавказе районом распространения куфических надписей» [7].

Важные сведения по вопросам социальных отношений Цахурского султанства содержатся

в работе И.П. Петрушевского [8]. Богаты фактами «Очерки истории Южного Дагестана» [1].

Из дагестанских ученых впервые исследованием истории и этнографии цахуров занялся М.М. Ихилов. Но он ошибочно утверждает, что народность, проживающая в Цахурском султанстве, была позднее отделена от лезгинской народности [9].

М.Р. Гасановым опубликованы сведения о происхождении этнонима «цахи», а также об этническом составе населения Цахурского султанства в раннем средневековье.

Исследования материальной культуры ца-хуров, особенно поселений и жилищ проведены С.О. Хан-Магомедовым [10].

Непосредственно истории и культуре ца-хуров посвящена работа Г.М.-С. Мусаева [5], где на основе полевого этнографического материала, архивных и статистических данных, а также широкого круга литературных источников рассмотрены вопросы истории и этнографии цахуров.

Цахурское султанство - древнее государственное образование в Южном Дагестане занимает ущелье в верховьях реки Самур, так называемый Горный магал. Территория его со всех сторон окружена трудно проходимыми горными хребтами и представляет собой замкнутый горный регион, недоступный извне в течение большей части года.

Цахурское султанство на юго-западе отделено от Азербайджана Главным Кавказским хребтом (вершина Гудур-Даг - 3400 м, перевалы: Диндидагский - 2318 м, Атарийский -2599 м), на северо-востоке от территории ру-тулов - отрогами Дюльтидагского хребта (вершины: Хорай - 3516 м, Чак - 3456 м), на юго-востоке от территории рутулов - отрогами Главного Кавказского хребта (вершина Деав-чай - 4015 м) [11, с. 47]. Территория Цахурско-го султанства - один из самых суровых по климату районов Дагестана. Это зависит от высоты расположения его аулов над уровнем моря и от закрытости ущелья высокими хребтами.

Всего цахурских селений 29. Из них 12 расположены в Дагестане - Курдул, Гельмец, Ми-кик, Хиях, Цахур, Сюгют, Муслах, Корш, Джы-ных, Аттал, Баш-Калял, Баш-Мухах, а 17 - в Азербайджане - Агдим-Калял, Сувагил, Кас, Карнай, Калалу, Сабунчи, Аласкар, Мухах, Мамрух, Гезбарах, Мишлеш, Лякит, Кетюк-лю, Кум, Чинар, Узюмлю, Алибайрамлы [4, с. 3].

Наиболее древними являются селения Ца-хур, Курдул, Гельмец, Хочек, Муслах, Хнах, Калял, Мухах, Мишлеш, Джиных [12, с. 165].

Единой даты образования как Цахура, так и Цахурского султанства нет, но, согласно преданию, «Цахур был основан в 500 г. магометанской эры» [5, с. 47]. Название происходит от главного села горного магала Цахур (Ц1ахи), по-цахурски дословно означает село в огне, горящее село. По одной из легенд, Ца-хур был разрушен и сожжен в древности два раза. Уничтожены почти все населенные пункты, угнан скот, истреблены более половины жителей. Земля опустошалась иноземными войсками. Но после набегов все снова восстанавливалось [3, с. 25].

История султанства тесно связана с Кавказской Албанией [2, с. 101]. В период походов Помпея историк Феофан Митиленский писал об удивительных людях, живущих в южных горах Кавказа. О вхождении султанства в Албанию подтверждают и другие факты: «Пограничная зона по правобережью Куры, - пишет Г.Х. Ибрагимов, - исторически заселенная удинами, арцахами (Е.Ф. Джей-раншивили этимологизирует Арцах как Аран-цах и идентифицирует с зимней резиденцией цахов)» [4, с. 4].

Христианство народы, жившие на территории древней Кавказской Албании, приняли в IV в. нашей эры. По преданию, первым проповедником христианства был святой Елисей (Егише) - ученик Апостола Фаддея. Елисей отправился из Иерусалима и заходил к Мас-кутам.

Он принял венец мученика в долине Зер-гуни. Выражение Моисея Кагантвация, что Елисей заходил и к Маскутам, говорит о том, что христианство распространилось не среди всех дагестанских племен, а именно среди племен Кавказской Албании, проживающих на территории приморской части Южного Дагестана.

В христианскую веру были обращены селения цахуров Лякид, Зарна, Кум, Мамри, Мухах, Аттал, Калял.

Первоначально христианство утверждается среди цахуров Грузии, от них религия переходит к цахурам Азербайджана, о чем свидетельствуют данные археологических исследований П.Д. Барановского и обнаруженные им памятники раннехристианской архитектуры XII - XVIII вв. К ним относится базилика в

селах Кум и Храм, а также в сел. Лякит Ках-ского района в Азербайджане, где проживают цахуры. Место близ сел. Лякит, где был построен этот уникальный памятник - круглый храм византийского стиля, с уцелевшими развалинами носит название «кильсалар», что в переводе означает «храмы». Такие же христианские церкви и культовые сооружения раннего средневековья встречаются в селениях Кахи, Мамрух и Цахур. Дальнейшее усиление Грузинского царства приводит к окончательному вытеснению язычества среди цахуров и утверждению христианства.

Цахуры Дагестана не успели окончательно утвердить у себя христианство, как в VII -IX вв. начинается новый этап в их истории, связанный на этот раз с исламизацией. Арабы насаждали ислам в одних случаях путем активной пропаганды, а в других - силой оружия.

На сегодняшний день в Цахуре сохранились предания, согласно которым жители ца-хурских селений Гелмец, Джиных и Гюллук оказывали упорное сопротивление распространению ислама, за что их прозвали «неверными».

Как говорят цахуры, арабы переименовали первое оказавшее сопротивление село на «Гелмец», что на тюркском языке означает «не покорный», «не идущий». Создавая опору в деле распространения ислама в горах Дагестана, сторонники ислама превратили селение Цахур в своего рода новый центр [3, а 18 - 19].

По сообщению Закарии ал-Казвини, Ца-хурское султанство предстает перед нами как центр религиозной пропаганды в юго-западной части Дагестана - здесь жители все уже мусульмане, здесь есть и проповедник ислама, и знатоки мусульманского законоведения, и мусульманское духовенство. Открыто училище, основанное визиром сельджукских правителей Низам аль-Мульком (1018 -1092). Проповедники заняты ознакомлением местного населения с произведениями Ис-маиля ибн Яхьи ал-Музани - одного из первых и наиболее популярных классиков шафи-итского толка, под названием «Компедий ал-Музанипо отделам шафиитского учения» [13, c. 160]. О широком распространении ислама на территории Цахурского султанства в XII -XIII вв. свидетельствует большое количество надписей, которые обнаружены во многих аулах горного магала.

Одна из них, обнаруженная в сел. Цахур, содержит сведения о нашествии султана Ис-кандара Кара-Коюнлу. Поход его войск на цахур в августе 1432 г. заставляет предполагать, что цахурцы поддерживали ширваншаха Халилаллаха I, в то время как соседние с ними рутульцы стали на сторону Искандара. Нападение на султанство было произведено с двух сторон: один отряд Искандара наносил удар через горные перевалы, соединяющий Цахур с Азербайджаном, а другой - вместе с рутульским войском - со стороны Рутула вдоль по течению р. Самур. Нападение закончилось неудачей: союзники в трех сражениях потеряли 200 человек убитыми и отступили. Однако ца-хурцы учитывали возможность повторного нападения противника и сразу же после описанных событий в срочном порядке приступили к постройке у себя укрепления, которое было готово уже через один или полтора месяца после нападения на Цахур [6, а 204].

В XVI в. Цахур перестает быть главным «городом» и «пальма первенства» переходит к Илису, появляется феодальное владение нового образца - Илисуйское султанство, которое сыграло очень важную роль в Юго-Западном Дагестане и Северо-Восточном Азербайджане. Илисуйский султанат, как явствуют источники, образовался во II половине XVI в. и занимал горную часть Дагестана и предгорную часть Азербайджана.

Перенесение столицы из Цахура в Илису объясняется выгодным экономическим и военно-политическим положением региона. Это -близость торговых путей - Шеки, Грузия; Главный Кавказский хребет защищал султанство от внешних врагов; близость (зимой) к зимним пастбищам, которых много в Ширва-не и Сигнахском уезде Грузии. Феодальные владетели учли это положение, ибо каждый раз пересекать Главный Кавказский хребет из Цахура в Илису было делом нелегким, особенно зимой.

Ирано-турецкий конфликт обострился с 1514 и продолжался до 1632 г. При этом в 1527 - 1589 гг. османы захватили весь Северный и Южный Азербайджан. В 1590 г. сефе-видский шах Аббас I заключил мир с османами, в результате чего значительная часть Азербайджана, включая Тебриз, Нахичевань, Ереван, Генджа, Баку, Шемаха, Дербент, подпала под власть османов [11, а 372]. Упомянутые выше фирманы приводят к отрицатель-

ным для Ирана последствиям, Цахурское владение также вышло из сферы его влияния и хозяином становится Турция. Это видно из того, что очередные фирманы уже шли из Турции [6, с. 204]. С грамотой 1562 г., шах Тахмасп I заявлял, что цахурский владетель Ади-Куркули-бек состоит в числе преданных ему слуг, повелевал, чтоб никто из должностных лиц в грузинском царстве не имел прикосновения к землям, подвластным цахурско-му султану. Спустя 30 лет тот же владетель получил от турецкого султана грамоту на закрепление за ним, Ади-Куркулу-беком, двух селений - Ках и Мешабаш.

В 1609 г. Али-султан Цахурский получает фирман от турецкого султана Осман-хана II, который жалует Али-султану «в наследственное владение деревни Мешебаши, Ках, Зарна, Кум, Лякит, Алагез» [6, с. 7 - 8]. Из фирманов становится ясно, что территория султанства утверждалась фирманами в качестве титула.

В некоторых фирманах султана илисуй-ские владетели называются наследственными. Однако султаны не имели права передавать титул родственнику или сыну по наследству [8, с. 76]. Закрепить ввиду особой милости отцовский титул за сыном, или братом, мог только шах или турецкий султан, с выдачей нового фирмана.

Такой подход сефевидских шахов к или-суйским султанам базировался на преданности. «Ваша усердная служба к нашему престолу вновь соделалась нам известного Хвала и благодать всем - да будет лицо ваше бело» [6, с. 8]. Шах Сефи (1629 - 1642) дважды предлагает цахурским владетелям совершить набег на Грузию и Кахетию.

Таким образом, из анализа ирано-турецких фирманов явствует, что персидское государство выступает как хозяин всех подвластных Ирану земель. Земли и селения отдаются в правление местным владетелям, которые по отношению к персидскому шаху выступают в качестве вассалов. Л.И. Лавров предоставляет нам полный список цахурских правителей согласно фирманам персидских и турецких

Поступила в редакцию

правителей, русским документам и эпиграфическим материалам [7]:

1247 г. Амир Бадал б. Малах;

1563 - 1598 гг. Ади-Куркули-бек;

1607 - 1616 гг. Али-султан;

1632 - 1637 гг. Мухаммад-хан-бек;

1642 - 1670 гг. Халил-султан;

Между 1670 и 1696 г. Мухаммад-султан;

1696 - 1723 гг. Али-султан.

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Соглашение № 14. В37.21.0965 «Народы Кавказа и Юга России: проблемы экономической, политической и культурной интеграции в древности и раннем средневековье».

Литература

1. Очерки истории Южного Дагестана. Махачкала, 1964.

2. Гасанов М.Р. Загадки этнонимов Дагестана. Махачкала, 1997.

3. Гусейнов Ф.М. К истории цахуров. Махачкала, 1998.

4. Ибрагимов Г.Х. Цахурский язык. М., 1990.

5. МусаевГ.М.-С. Цахуры. Махачкала, 2009.

6. Линевич И. Бывшее Елисуйское султанство // ССКГ. Вып. 7. Тифлис, 1873.

7. Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа. М., 1966.

8. Петрушевский И.П. Джаро-Белоканские вольные общества в первой половине XIX в. Махачкала, 1993.

9. Ихилов М.М. Народности лезгинской группы. Махачкала, 1967.

10. Хан-Магомедов С.О. Цахурская архитектура. М., 1999.

11. Султанбеков Р.М. Из истории русско-дагестанских отношений в конце XVI - начале XVII в. // Султан-Махмуд и его наследники в Дагестанском историческом процессе: материалы Междунар. науч. конф., г. Хасавюрт, 20 апреля 2011 г. Махачкала, 2011.

12. Алиев Б.Г. Дагестан в XV - XVII вв.: вопросы исторической географии. Кн. 2. Махачкала, 2001.

13. Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане (VII - XV вв.). Махачкала, 1969.

21 мая 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.