Научная статья на тему 'Цахуры в политике Ирана и Турции в XV-XVIII вв'

Цахуры в политике Ирана и Турции в XV-XVIII вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
811
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦАХУРЫ / ИСТОРИЯ / ДАГЕСТАН / ХИЦ / ЦАХ / ИЛИСУ / АДИ КУРКЛУ / КЕШКЕЛЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мусаев Гамзат Магомедсаидович

Цахуры одна из самых древних упоминаемых в истории Закавказья и Дагестана народностей, о которой много сказано в истории Кавказской Албании, Армении и Грузии. В статье на основе полевого материала архивных и литературных источников прослеживается история цахуров эпохи средневековья и новой истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цахуры в политике Ирана и Турции в XV-XVIII вв»

ЦАХУРЫ В ПОЛИТИКЕ ИРАНА И ТУРЦИИ В XV—XVIII ВВ.

®2010 Мусаев Г.М.

Дагестанский государственный университет

Цахуры - одна из самых древних упоминаемых в истории Закавказья и Дагестана народностей, о которой много сказано в истории Кавказской Албании, Армении и Грузии. В статье на основе полевого материала архивных и литературных источников прослеживается история цахуров эпохи средневековья и новой истории.

The Tsakhurs are one of the most ancient nations mentioned in the history of Transcaucasian and Dagestan peoples and in the history of Caucasian Albania, Armenia and Georgia. The historical origin of the Tsakhurs in the middle ages and modern history is researched on the basis of the fieldwork archives and literary sources in the article.

Ключевые слова: цахуры, история, Дагестан, Хиц, Цах, Илису, Ади Курклу, Кешкель.

Keywords: Tsakhurs, history, Dagestan, Kheets, Tsakh, Eleesoo, Ardee Kourcloo, Keshkel.

Территория, занимаемая

цахурами, известна под общим названием горный магал (горный квартал), что означает часть какой-либо территории, села и т.д., а в средневековой, арабоязычной

исторической и этнографической науке все народности лезгиноязычной группы (цахуры, рутулы, агулы) называются «жителями страны Лакз» [12. С. 49]. Однако авторы в название Лакз вкладывали, прежде всего, территориальное, а не этническое и политическое значение.

Южный Дагестан всегда был этнически очень пестрым регионом, но особо ученые выделяют три народа, вернее, три региона -Дербент, Табасаран, Цахур, где образовались раннефеодальные княжества и формировалась раньше всех арабоязычная культура, обеспечивавшая Дагестан до XIII в. мусульманскими алимами, которые развивали дагестанскую теологию.

Точное время образования как Цахура, так и Цахурского княжества

(далее Цахурия) нам пока неизвестно, но, согласно преданию, «селение Цахур было основано в 500 г. магометанской эры в ущелье, называемом Санбур (Самур), причем Цахур считался в то время самым сильным селением по многолюдству и отваге его обитателей» [11. С. 9].

В устном народном творчестве цахуров часто упоминается селение Хиц, с которого началась история Цахурии. Правда, это село перестало существовать (по каким причинам, ученым еще предстоит выяснить). Известно, что с усилением Цахура Хиц перестал играть главенствующую роль в Цахурии.

Если ученые фиксировали усиление Цахура в начале XII веке и называли его самым многолюдным и сильным селением, то для этого необходим был достаточно долгий срок. Исходя из этого, образование Цахура, по нашим подсчетам, произошло в период походов хазар. Местные хроники свидетельствуют о

борьбе рутулов, цахуров и самурских лезгин с хазарами. В «Ахты-наме» сказано, что хазары, будучи в Ширване, поселили своего военачальника (Самсам) в Микрахе. Хазары сделали попытку захватить Ахты, осаждали село 10 лет, но потерпели поражение от

объединенных войск «эмиров

Тарсы»*, Рутула, Джиныха и Руфука [7. С. 63]. После 15-летнего перерыва хазары напали на Тарсы и перерезали жителей этого города. Наконец мусульманский правитель Ахты обращается к правителю Дербента и с его помощью освобождает город от власти хазар. Впоследствии этот город назвали Микрах. По-видимому, события происходят в VIII веке. В это время ислам распространился до Цахура, и с этого периода происходит усиление и расцвет Цахура, ставшего впоследствии столицей Лакзан.

Царь Лакзана Авиз выступил против арабов. Тогда против Авиза отправился сам Мерван, который решил наказать Авиза. Мерван «двинулся по долине Семера (Самура), перебил жителей, разорил страну и оставался в ней целый год, не будучи в состоянии сломить сопротивление крепости, в которой заперся Авиз» [12. С. 36].

Об усилении и расцвете Цахура в этот период сообщают многие восточные и дагестанские авторы. В частности, А. Р. Шихсаидов [14. С. 45], ссылаясь на Закария ал-Казвини, пишет о строительстве в Цахуре медресе, где имелись учитель и факихи, которые в начале ХІ в. перевели на язык лакзан «Компендий Музани» и книгу имама ал-Шафии.

Однако сообщенные им факты нуждаются в проверке. Тот же Закария ал-Казвини пишет, что в ХІІІ в. Цахур был самым большим городом Лакзана, где имелись 12 000 дворов и 60 000 населения. Это уже вымысел, ибо столько дворов и населения в те времена не было не только в Цахуре, но и во всей Самурской долине.

* По мнению Т. М. Айтберова, Тарсы -аварский населенный пункт, с чем невозможно согласиться.

В ХІІІ—ХV вв. на территории Лакзана еще не сложилось единое государство, но уже существовал ряд мелких политических образований, формировавшихся по этническому принципу. Управляли этими образованиями эмиры [5. С. 63]. Центрами этих княжеств стали Ахты, Рутул, Цахур, Джиных и др.

В XV-XVI вв. Цахур продолжал оставаться главным «городом», но в зависимости от обстоятельств принимал то иранскую сторону, то турецкую позицию. Об этих событиях и о Цахуре ценный материал оставил нам турецкий географ и путешественник Эвлия Челеби в своей книге «Сийяхат-наме»: «Мы пришли в село Захур. В этой местности имеется 150 сел. Местность подчиняется одному из правителей Дагестана, эмиру Юсиф беку, она несколько раз переходила в руки Ирана». О силе Цахура сообщает также Аллаги, проводник Хворостинина в его походе на Дагестан в конце XVI в. [12. С. 99].

В XVI в. Цахур перестает быть главным «городом», и «пальма первенства» переходит к Илису. В XVI в. появляется феодальное владение нового образца - Илисуйское султанство, сыгравшее очень важную роль в Юго-западном Дагестане и Северо-восточном Азербайджане. Илисуйский султанат, как видно из источников, образовался во II половине XVI в. и занимал горную часть Дагестана и предгорную часть Азербайджана.

Цахуры плотно заселили оба склона Главного Кавказского хребта и северную и среднюю (гористую) части султанства. Они образовали четыре вольных общества: Цахурское (на северном склоне Главного

Кавказского хребта), Сувагильское, Карадулакское и Илисуйское (всего 26 селений). Здесь же мы прослеживаем три основные

этнические группы: цахуры -

свободные крестьяне, имевшие собственную землю и не обложенные феодальными повинностями; на юге султаната обитали ингилойцы, омусульманившиеся грузины и мугалы (тюрки), прикрепленные к земле держателями кешкелей,

принадлежавших султану и бекам [3;

2. С. 165-181].

Таким образом, в отличие от джаро-белоканских вольных

обществ, цахурские общества не владели кешкельными крестьянами и имели право групповой сеньерии по отношению к мугальским и ингилейским селениям. В то же время цахурские общества сами оказались в вассальной зависимости от султана Илисуйского [6].

Существует множество преданий и предположений о возникновении Илисуйского султанства. В предании говорится, что илисуйские султаны являются прямыми потомками беков Цахурии [10. С. 74]. «В селении Цахур, - пишет Петрушевский, -действительно уже с половины XVII в. были беки, может быть, выделившиеся из тухумной знати. Они пользовались феодальными правами и над некоторыми грузинскими селениями, по-видимому, в виде бенефиция (за военную службу султану). В 1562 г. персидский шах Тахмасп I закрепил за Ади-Курклу-беком цахурским феодальные права над селениями Кахского региона - Бабако, Шотавар и Кураган на правах иммунитета (неприкосновенности), а чуть позже Ади-Курклу-бек получил от турецкого султана фирман на пожалование ему селений Ках и Мешебаш [10. С. 74].

Цахуры считались в султанстве привилегированным сословием, и никак нельзя предположить, что султаны укрепились на плоскости как преемники грузинских моуравов и лишь позднее подчинили себе нагорные цахурские общества.

Наоборот, авторитет Цахурского

вольного общества был так высок у иранских шахов и турецких султанов, что цахуры смогли с их помощью подчинить моуравов, мугалов и даже джарцев султану.

Акцентируя внимание на характере власти илисуйских

султанов, следует остановиться на том, как происходили выборы.

Султаны выбирались на джамаатах непременно из числа членов

султанской фамилии. Порядок

выборов был установлен адатом. Первоначально джамаат играл

значительную роль в управлении, представлял к султану своих уполномоченных (векилей) и сменял его в предусмотренных адатом случаях, заменяя другим членом султанского рода. Султан был одновременно и наследственным, и выборным. Такое положение было результатом компромисса между султаном и джамаатами Цахура. Характерной особенностью

султанского правления была ориентация самих султанов то на Иран, то на Турцию. Илисуйский султан как авторитетный феодал не подчинялся никому, кроме этих сюзеренов. Что касается джаро-белоканского вольного общества, то оно поддерживало султана и при взаимопомощи решало вопросы, касающиеся взаимоотношений с Ираном и Турцией. Это

подтверждают фирманы

сефевидских шахов на имя

илисуйских султанов, являющиеся

достоверным документальным

источником. С помощью этих документов можно бороться с попытками фальсифицировать

историю Илисуйского султанства.

Из вышеизложенного следует, что родоначальником династии

илисуйских султанов был Ади-

Курклу-бек. Из 35 фирманов, выданных сефевидским двором цахурским владетелям, самый ранний, как было сказано выше, датируется 1562 г. Из этого фирмана мы узнаем: «Сей владетель состоит монаршей нашей к нему емкости повелеваем, чтобы из должностных лиц в царстве грузинском не имел прикосновение к землям,

подведомственным тому владетелю, и остерегались бы его жалоб и неудовольствия на них. Господин Г рузинский владетель Леванд-хан должен иметь бдительное наблюдение за исполнением сего нашего повеления» [3. С. 321]. Текст фирмана доказывает, что территория Илисуйского султанства не была подвластна ни Грузии, ни тем более джаро-белоканскому обществу.

Перенесение столицы из Цахура в Илису объясняется выгодным экономическим и военнополитическим положением

последнего. Это близость путей -Шеки, Грузия; Главный Кавказский хребет защищал султанство от внешних врагов; близость (зимой) к зимним пастбищам, которых много в Ширване и Сигнахском уезде Грузии. Феодальные владетели учли все это, ибо каждый раз пересекать Главный Кавказский хребет по пути из Цахура в Илису было делом нелегким, особенно зимой.

X. X. Рамазанов и А. Р. Шихсаидов [12. С. 99-100] любезно предоставили нам хронологическую таблицу цахурских правителей:

1. Ади-Курклу-бек - 970 (1562-1593);

2. Али Султан Цахурский (I), или Алибек Захурский - 1016 (1616);

3. Мамедхан бек Цахурский - 1042 (1632-1636);

4. Халил бек, сын Мамед-хана Цахурского - 1052 (1642-1670);

5. Юсуф бек;

6. Али Султан Цахурский (II) - 1107 (1695-1747)?

7. Ахмед хан Цахурский - 1116 (1747).

Хотя список правителей Цахура неполный и хронология неточная, но известно одно - власть султана с 1562 г. стала наследственной, как во всех феодальных владениях Дагестана.

Из фирманов становится ясно, что территория султанства утверждалась фирманами в качестве тиула1. Подтверждением этому служит фирман шаха Аббаса на имя Халил-бека Цахурского. «В ознаменование царской нашей милости Халил-беку, сыну Мамед-хана Захурского, владение Захурское на том же основании, как было во владении его отца, жалуем ему тиул и 155 туманов Таврических, производившихся его отцу, назначаем ему жалованье и повелеваем, чтобы ширванские должностные лица признавали Захурское владение его тиулом и не оставляли производить ему означенное содержание» [3. С. 321].

Под тиулом подразумевалось пожалование определенной территории в управление. Тиул султана был присущ исключительно представителям правящей феодальной верхушки.

В некоторых фирманах султаны илисуйские называются наследными владетелями. Однако султаны не имели права передавать тиул родственнику и даже сыну по наследству. Закрепить в виде особой милости отцовский тиул за сыном или братом мог только шах или турецкий султан, выдав новый

фирман.

Взаимоотношения сефевидских шахов с илисуйскими султанами строились на преданности. «Ваша усердная служба к нашему престолу вновь сделалась нам известна.

Хвала и благодать всем - да будет лицо ваше бело» [2. С. 86]. Шах Сефи (1629-1642) дважды предлагает цахурским владетелям совершить набег на Грузию и

Кахетию.

Ирано-турецкие отношения

обострились с 1514 по 1632 гг. При этом в 1527-1589 гг. османы захватили весь северный и южный Азербайджан. В 1590 г. сефевидский шах Аббас I заключил мир с османами, в результате чего значительная часть Азербайджана, включая Тебриз, Нахичевань, Ереван, Генджу, Баку, Шемаху, Дербент, подпали под власть османов. Упомянутые выше фирманы приводят к отрицательным для Ирана последствиям. Цахурское владение также было отобрано у Ирана, и его очередным хозяином становится Турция. Это видно из того, что следующие фирманы уже шли из Турции.

Турецкое влияние продолжалось недолго, в 1607 г. Али Султан Цахурский получает фирман от турецкого султана, который жалует Али Султану «в наследственное владение деревни Мешебаши, Ках, Зарна, Кум, Лэкет, Алагез» [12. С. 102].

Из анализа ирано-турецких фирманов явствует, что Персидское государство выступает как хозяин всех подвластных Ирану земель. Земли и селения отдаются в правление местным владетелям. Владетель Цахура по отношению к персидскому шаху выступает в качестве вассала. Подтверждение тому - шах Аббас II фирманом от

1642 г. передает все земли, принадлежавшие его отцу Сары Алибеку. Шах Хусейн (1694-1722 гг.) пишет цахурскому правителю Али Султану: «Ныне отправляем к вам грамоту и кафтан на владетельское звание» [1O. С. 76].

В дагестанской исторической литературе термин «кешкель» встречается редко. Остановимся на нем подробнее. Земля в зависимых селениях Илисуйского султанства была поделена на кешкели. Слово «кешкель» на персидском языке означает «вода для орошения» или «ячменное поле», «участок

орошаемой земли» [7. С. 39]. Более точно - «участок орошаемой земли». Размеры кешкелей устанавливались в зависимости от соотношения между общей площадью пахотной земли и числом домов [7. С. 39].

Крупными кешкелевладельцами были не только феодалы (в лице султана), но и беки (в основном родственники первого круга). Некоторые беки владели целыми селениями. Так, например, селение Фыстыхлы принадлежало в начале Х!Х в. Гаджи-ага-беку, а некоторые беки владели лишь небольшими кешкелями, в частности, селение Кыпчак принадлежало 9 бекам, Казмаляр - 17 бекам [1O. С. 77].

Внешние связи Илисуйского султанства с соседними народами -наименее исследованный раздел истории султанства. Большой интерес представляют

взаимоотношения Илисуйского

султанства с джарскими

обществами, ибо многие авторы сильно искажают исторические факты. Известно одно - в течение многих веков авары и цахуры составляли единый народ, который грузины именовали леками, армяне -лекзами, а тюрки и персы лезгинами. «Народ этот имел общую историю, общие обычаи, общую культуру и общий язык общения -азербайджанский», - пишет аваро-джарский историк, востоковед Т. М. Айтберов [1. С. 14, 16, 17]. Но далее он неожиданно утверждает, что языком общения между джаро-белоканами и цахурами был аварский язык. Более того, он

считает, что на территории Закатальского округа цахурское калтахское наречие никогда не было языком даже самой маленькой «страны», уезда; языком, употреблявшимся местно, в том числе кахско-елисуйской элитой, считался аварский [1. С. 13] и «для преподавания елисуйским детям наряду с исламскими науками давали аварский язык и аварскую литературу» [1. С. 16].

Представления Т. М. Айтберова далеки от истины, с ним совершенно не согласен не только автор данной работы, но и все цахуры.

Особый интерес для нас представляют взаимоотношения Илисуйского султанства с Ширваном во II половине XVIII вв., ибо в 1539 г. государство ширваншахов перестало существовать и превратилось в один из регионов сефевидского вилайята, куда вошло и Цахурское владение.

Первыми, еще в 17O7 г., выступили против персов Джаро-белоканские общества и цахуры Илисуйского султанства. Они совместно с шекинцами разорили Шемаху и вернулись назад, за что Имам-Кулихан разорил Джары. В 171O-1711 гг. антииранская борьба усиливается, восстали кубинские и дагестанские лезгины. Чтобы направить эту борьбу в нужное русло, во главе ее встал Гаджи Давуд Мюшкюрский.

Восстание первоначально носило антиколониальный и

антифеодальный характер. Потом, после создания антииранской коалиции в составе Гаджи Давуда, Али-султана Цахурского, Чолак Сурхая Казикумухского, Ахмед-хана уцмия Кайтагского, его цели изменились. Коалиция решила прогнать с территории Дагестана и Ширвана персов и восстановить Ширванское ханство.

В 1711 г. илисуйцы, джарцы, лезгины вновь подняли восстание. Во главе восставших стоял Али-султан Цахурский, позже к нему примкнули остальные члены антииранской коалиции. Восставшие напали на Шемаху и блокировали город 2O дней. Наконец, местные сунниты помогли взять и разорить

город, а беглер-бек Гасан-Алихан был убит. Но дагестанские феодалы не довели дело до конца и вернулись домой.

В августе 1721 г. после ожесточенного сражения повстанцы под предводительством Гаджи Давуда, Сурхай-хана и Али-султана повторно взяли Шемаху. По словам Есаи Хасан Джалаляна, «жители

района, называемого Сарыторпаг, ночью открыли ворота и впустили дагестанских феодалов». В результате шемахинской трагедии много персов (800 человек) было истреблено, были разорены и дома русских купцов, у которых было товаров на 4 млн руб. Гаджи Давуд становится правителем Ширвана под протекторатом Турции, обострились отношения между Гаджи Давудом и Сурхай-ханом. В. Н. Левиатов, освещая вышеуказанные восстания, называет Али-султана Цахурского «наиболее известным

предводителем освободительной борьбы» [7. С. 67].

Антииранская коалиция

поставленную задачу решила, и Илусийское султанство оказалось под властью Турции. Об этом событии Аббас Кули-Ага Бакиханов сообщает следующее: «Али-Султан Цахурский был назначен беглербеком шекинским и цахурским с званием двухбунчужного паши», хотя это событие он ошибочно относит к 1717 г.

Фирман султана Ахмеда III на имя Али-султана подтверждает

значимость Али-султана в кругах турецкого султана. «В

ознаменование нашей монаршей благосклонности вам, опытному, храброму и благочестивому дагестанскому эмиру, в настоящем 1135 г. 1 числа Зиль-кадэ назначаем вас беглербеком Шекинского владения с присоединением Захурского санджана, а потому повелеваем по получении сего высочайшего нашего фирмана вступить в управление означенным владением и санджаном» [2].

Следует обратить внимание на титул «дагестанский эмир», что говорит о многом!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На этот шаг турецкий султан пошел неспроста, ибо он был

заинтересован в антииранской ориентации Али-султана и видел в его лице надежного руководителя. Это обстоятельство способствовало усилению влияния Али-султана на дагестанских феодалов и правителя ширванского хана - Гаджи Давуда, которого отозвали в

Константинополь (Стамбул) и сослали в 1727 г. на Кипр, где он и умер в 1734 г.

Обострились взаимоотношения между Вахтангом VI и Мухаммад Кули ханом (на стороне последнего стоял очень авторитетный и влиятельный Али-султан). В мае 1732 г. объединенные силы союзников вступили в Тифлис. Как сообщают источники, «война

джарцев, талайцев и всей области Цахура распространилась по Тифлису до полудня, а утром началось сражение. И заключили с ними мир, согласившись уплатить 60 000 туманов» [8. С. 53]. Сведения о взятии Тифлиса объединенными силами Сурхай-хана, Али-султана и джарцев имеются в исторической литературе XVIII в.

Свой авторитет Али-султан заслужил, по-видимому, благодаря своим предкам. Дело в том, что Али-султан являлся внуком Сары Алибека Цахурского, сына основателя династии цахурских султанов Ади Курклу-бека. Сары Али-бек за особые заслуги был удостоен награды, и ему были пожалованы селения Мешебаш, Ках, Зарна, Кум, Лекит и Алагез [2. С. 86].

Известно, что в 1725 г. под власть илисуйских султанов попал Ареш, пожалованный сыну Али-султана Мухаммаду с условием, что он по требованию турецких властей явится к ним с 300 отборными воинами для несения военной службы.

В 30-х гг. XVIII в.

главнокомандующим иранскими войсками становится Надыр-кули Афшар, который развернул военные действия против турок. Турки потерпели поражение, и был подписан Стамбульский мирный договор, по которому Турция обещала вернуть Ирану Ширванское ханство, главой которого с 1727 г. считался Сурхай Казикумухский

(Чолак). Вот что писал турецкий султан Сурхаю: «...повелеваю

немедленно вернуть Ширван Надиру». На что Сурхай ответил: «Земли, завоеванные лезгинскими львами, никому не отдаю...». Это послужило причиной начала военных действий в местности «Деве батан». Ширванские войска Сурхая, на стороне которого сражались и отряды Али-султана, были атакованы Надиром. Регулярные войска Надира, которые имели большой опыт ведения военных действий с турками победили, и Чолак Сурхай отошел к Кумуху. В 1736 г. Надир становится Надир-шахом. Он решил захватить Индию

и, обогатившись, начать военные действия на Кавказе и даже на части территории России. Он мечтал стать «хозяином мира». Наместником Кавказа был назначен его брат Ибрагим-хан.

К 1737 г. Али-султан пересмотрел свои взгляды и перешел на сторону Надира. Осенью 1737 г. восстали дагестанцы и джарцы. В ответ на это Ибрагим-хан отправился с 30-тысячной группировкой, чтобы подавить эти выступления. Али-султан поддержал Ибрагим-хана, хотя его сын Мухаммад и народ были против персов, за что Али-султан был лишен власти в Илисуйском султанстве, и новым султаном народ избрал сына Али-султана Мухаммед-бека. В 1738 г. Ибрагим-хан был убит у Джаныха. Получив эту весть, Надир-шах поклялся воздвигнуть холм из черепов местного населения там, где был убит его брат.

Сороковые годы XVIII в. были самым страшным периодом в истории народов Дагестана и Азербайджана. Огромная армия Надира (по неуточненным данным -более 37-тысяч воинов) [13. С. 104105] двинулась на охваченные восстанием районы Дагестана, джарские общества и Талу.

В свою очередь Турция решила активизировать свою деятельность на Кавказе. С этой целью турецким султаном были выданы правителям фирманы и определенная сумма денег - «сто мешков сыну Сурхая, шесть мешков самому Сурхаю,

двадцать Джару и Тала, шесть мешков Мухаммед-султану, сыну Али-бека». По сообщениям Гасана эфенди Алкадари, султан Махмуд выдал «цахурцу Мухаммед-беку два бунжука, власть в том владении и некоторое количество денег» [4. С. 150]. А. К.-А. Бакиханов также пишет о пожаловании турецким султаном Мухаммед-беку титула султана и двухбунчужного паши. Деятельность Мухаммед-султана Цахурского

благоприятно сказалось на султанстве. В 1750 г. Илисуйский султан помог заключить мир между ним и представителями джарских обществ.

Возвращаясь к вопросу о взаимоотношениях между

илисуйским и джарским султанами, следует отметить, что Илисуйское султанство никогда не было

вассалом джаро-белоканских

обществ. Некоторые авторы -

Линевич, Петрушевский - считали так из-за того, что в джарских обществах было 30 тыс. населения, а в Илисуйском султанстве - 10 тыс. Это численное превосходство навело ученых на мысль о

«зависимом» положении илисуйцев, а на самом деле влияние султанов было очень заметным, как уже сказано выше.

В пользу того, что Илисуйское султанство не зависело от Джара, говорит и тот факт, что в собраниях старшин в Агдам-Каляле, селении между Илису и Джары, в Мухахском ущелье илисуйские старшины и кевхи участвовали в качестве самостоятельных представителей. Более того, илисуйские султаны имели родственные отношения со многими феодальными владетелями Дагестана и Закавказья, кроме джарцев.

Известный французский писатель А. Дюма встретился в Ширване с внуком двух дедушек - Гусейн-хана Шекинского и Ахмед-хана султана Илисуйского. Кроме того, Муса-султан Илисуйский был женат на дочери Гаджи-хана Шекинского. Фатали-хан Кубинский был женат на дочери Ахмед-хана султана Илисуйского Илесу Бике. Гасан-хан Кубинский, рожденный от этого

брака, являлся кубинским, дербентским и сальянским владетелем. Алхаз-бек, правивший Илисуйским султанством в конце XVIII в., был женат на сестре Сурхай-хана (II) Казикумухского, а Ахмед-хан

Примечания

султан - сын Алхаз-бека, был женат на дочери Сурхай-хана, и от последнего брака родился

последний илисуйский султан

Даниял-бек.

1. Айтберов Т. М. Закавказские аварцы (VIII - начало XVIII вв.). Махачкала, 2000. 2. АКАК. Т. 2. Тифлис, 1868. 3. Алиев Б. Г., Умаханов М.-С. К. Историческая география Южного Дагестана. Кн.

2. Махачкала, 2001. 4. Алкадари Г. Ассари Дагестан. Махачкала, 1929. 5. Бакиханов А. К.-А. Гюлистан и Ирам. Баку, 1991. 6. Коцебу М. А. Сведения о Джарских владениях. 1826. 7. Левиатов В. Н. Очерки из истории Азербайджана в XVIII в. Баку, 1948. 8. Летифова Э. М. Илисуйское султанство - жемчужина из сокровищницы нашей истории. Баку, 1993. 9. Мамедов И. История Азербайджана. Баку, 2009. 10. Петрушевский И. П. Джаро-белоканские вольные общества. Махачкала, 1993. 11. Потто А. Природа и люди. Закатальские округа // ССКГ. Вып. 4. Тифлис, 1870. 12. Рамазанов X. X., Шихсаидов А. Р. Очерки истории Южного Дагестана. 13. Сотавов Н. А. Северный Кавказ в русско-иранских и русско-турецких отношениях в XVIII в. М., 1991. 14. Шихсаидов А. Р. Арабские источники в IX-X вв. //Ученые записки Института ИЯЛим. Г. Цадасы Даг. ФАН СССР. Т. 13. Махачкала, 1966.

Статья поступила в редакцию 11.04.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.