Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ ТАШКЕНТСКИХ МЕЧЕТЕЙ'

ИЗ ИСТОРИИ ТАШКЕНТСКИХ МЕЧЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
392
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мечеть / религия / ислам / толерантность / Ташкент / ренессанс / мавзолей / история / mosque / religion / Islam / tolerance / Great Silk Road / Tashkent / prosperity / renaissance / mausoleum / history
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ ТАШКЕНТСКИХ МЕЧЕТЕЙ»

Одилов А. А.

к.и.н., доцент кафедры «История Узбекистана», Национальный университет Узбекистана

kamola_nuz@rambler.ru

ИЗ ИСТОРИИ ТАШКЕНТСКИХ МЕЧЕТЕЙ

Ключевые слова: мечеть, религия, ислам, толерантность, Ташкент, ренессанс, мавзолей, история.

Keywords: mosque, religion, Islam, tolerance, Great Silk Road, Tashkent, prosperity, renaissance, mausoleum, history.

Столица Узбекистана - Ташкент имеет богатое историческое прошлое. До X-XI веков у Ташкента были разные названия: Ши, Чач, Чачкент, Шаш, Бинкент. Слово Ташкент означает «каменная крепость», «каменный город». С XI века нашей эры именно так начали называть этот город, который в 2009 году отметил свой юбилей: 2200-летие. Город, находящийся на перекрестке Великого Шелкового пути, между земледельческим населением и кочевым миром, играл важную экономическую роль в развитии региона. Город внес большую лепту в развитие исламской цивилизации, культуры, науки и литературы. Признавая роль Ташкента в развитии исламской культуры, в 2007 году Международная организация исламской конференции по образованию, науки и культуры - ISESCO объявила город столицей исламской культуры. Естественно, это дань уважения городу, который многое сделал для развития культуры и просвещения в регионе. В Ташкенте по сей день сохранена его историческая старая часть, которая привлекает многих туристов своими куполами и минаретами, узкими улицами и своеобразными двориками утопающими в цветах. В Ташкенте сохранены и бережно хранятся такие архитектурные памятники как мавзолей Шейха Зайнудина (XIII в.), Шейха Ховенди ат-Тахура (XIV в.), комплексы Зангиата (XIV в.), Сузук-ота (XIII-XIV вв.), Хазрати Имам (XVI-XIX вв), Мавзолей Юнус-хана (XV в.), медресе Кукельдаш (XVI в.), Барак-хана (XVI в.), Абдулкасыма Ишана (XIX в.) и многих других.

Под псевдонимом «Шаши», «Ташканди» в Ташкенте жили и творили многие религиозные деятели, ученые, литераторы и другие1.

В данной статье, исходя из вышесказанного, нами частично освещена история ташкентских мечетей.

Первые мечети на территории Мавераннахра, по описанию историка Наршахи (Х в.) появились в Бухаре и в Самарканде. Так, арабский полководец Кутейба ибн Муслим в 713 году на месте храма огнепоклонников в Бухаре воздвиг мечеть.

Несколько лет позже в Самарканде появилась первая городская мечеть на месте нынешней мечети Хазрати Хизр. Чуть позже арабские историки Истахри, Максиди, Ибн Хаукаль (IX-X вв.) в своих произведениях, описывая оборонительную стену города приводят любопытный факт, что около городского арка существовала пятничная мечеть. Это свидетельствует о том, что уже в IX-X веках в Ташкенте ислам стал общепризнанной религией и пользовался большим уважением и авторитетом. Именно в это время в городе жил и творил ученый-религиовед Каффаль аш-Шаши (ум. в 976 г.), известный не только в Ташкенте, но далеко за пределами региона. В честь его и называется всем известный комплекс Хазрати Имам («святой Имам»), там же находится его гробница.

Следует подчеркнуть тот факт, что в средневековье мечети служили не только местом молитвы, но так же местом общения мусульман. Здесь обсуждались многие вопросы духовно-моральной, повседневной жизни населения.

Монгольское нашествие, как и повсюду, принесло огромные потери и разрушения городу. Несмотря на это, со второй половины XII века город и население в нем начали расти. Джамал Карши, побывавший в Ташкенте во второй половине XIII века сообщает о том, что: «В махаллях Шаша (т.е. Ташкента - О.А.) существует более 4000 мечетей»2. Естественно, здесь допускается некоторое преувеличение. Но, несмотря на это, надо полагать, что мечетей было много. Востоковед А. Зияев, в своем исследовании указывает на то, что в конце XIII-XIV веков в городе существовала пятничная мечеть, а в юго-западной части города, за оборонительной стеной был сооружена мечеть Намазгах3.

По описанию некоторых источников в XIV-XVI веках, т.е. в период правления Тимуридов и Шейбанидов в Ташкенте было сооружено несколько зданий, в том числе и мечетей. Ряд крупных мечетей были построены в комплексе Шейх Ховенди Тахур, на площади Хазрати Имам, рядом с мавзолеями Шейх Зайнудина, Зангиата, Юнус-хана, Каффаля аш-Шаши. Также была воздвигнута грандиозная мечеть Джами, расположенная около базара Чорсу (XV в.) известным ученым-богословом Ходжи Ахраром. В середине XVI в. рядом с медресе Кукельдаш и медресе Баракхана тоже были сооружены мечети. Шейбанидами была восстановлена старинная мечеть Намазгах, в которой молельный

1 Султанов У. Ташкент масжидлари тарихи. (История Ташкентских мечетей). - Т.: Янги аср авлоди, 2010. - С. 3-7; Бинкат. -Ташкент: Энциклопедия Т, 2009. - С. 123.

2 Саидов А. Сведения Джамала Карши о Фергане и Шаше // Позднефеодальный город Средней Азии. Актуальные проблемы исторической науки. - Т., 1990. - С. 30; Султанов У. Указ. соч., с. 17.

3 Зияев А. Базары Ташкента. В прошлом и настоящем. Историко-архитектурный очерк. - Т., 2008. - С. 18.

обряд совершался в основном в дни празднования Ураза, Курбан Хаита. По описанию ташкентского ученого-богослова Мухаммада Олима Саидаки (1564-1633 гг.) в XVI веке его дедом Мухаммадом Дервишем в городе была построена пятничная мечеть1.

В период правления династии Аштарханидов (1601-1753 гг.) в Ташкенте были сооружены ряд пятничных и квартальных (махаллинских) мечетей. Среди дошедших до нас сохранилась мечеть Хайрабад ишана и Муйина Халфа баба (XVIII в.). С оживлением экономической жизни город стал развиваться и расти. Численность населения Ташкента соответственно, стало быстро увеличиваться. Ташкент стал играть большую роль в торговых отношений с Россией и Казахскими жузами. Один их известных торговцев города Нурмухаммад Мулла Амилов, побывавший в 1735 году в Уфе, в своей беседе сообщил, что в Ташкенте существует более 40 пятничных мечетей, а число квартальных мечетей из-за многочисленности ему не известно. Русский посол К. Миллер, побывавший в Ташкенте в 1839-1840-х годах пишет, что в городе существует 150 мечетей2. Во время правления независимого правителя Юнусходжи (1784-1803 гг.) и присоединения Ташкента к Кокандскому ханству (1809 г.) в городе стало уделяться большое внимание строительству и благоустройству. Русские исследователи, путешественники, государственные чиновники и другие приводят разные цифры. Например, В. Вельяминов-Зернов, описывая 1856 год пишет, что в Ташкенте вели своего деятельность 310 мечетей, а П.П. Литвинов в преддверии захвата города царскими войсками в 1865 г. приводит цифру 380. А П.И. Па-шино и А.П. Хорошхин, которые побывали в городе в 1866-1868-х годах указывают цифру 300. Немецкий ученый Ф. Хеллвалд указывает, что в городе существовало 310 мечетей3. В начале ХХ в. в городе существовало около 380400 мечетей, пятничных и квартальных (махаллинских). Известно что, овладев Ташкентом, колониальная имперская власть разделила город на старый и новый (европейский). Естественно, основное внимание было уделено развитию и благоустройству новой части города, где проживали в основном лица европейской национальности. В этой части так же проживали татары, башкиры, ногаи, лица кавказского происхождения и другие, которые исповедовали ислам. Таким образом, и в новой части города постепенно начали появляться мечети. Если число мечетей в 1911 г. было 12, то год спустя их число возросло до 164. По назначению мечети делились на следующие группы: пятничные - т.е. крупные (джами), где по пятницам на проповедь и намаз собиралось большое число верующих, намазгах - праздничная мечеть, предназначенная в основном для совершения молитвы-намаз в праздник, в дни Ураза и Курбан Хаита, махал-линские (квартальные) мечети, мечети в составе медресе, мечети в мазарах (кладбищах) и «святых» местах; мечети, расположенные внутри базаров и торговых рядов. В махаллях, особенно густонаселенных, мечетей было 2-3, но они представляли в основном небольшие здания. При махаллинских мечетях существовали школы (мактабы) для мальчиков. Мечети в основном существовали за счет вакуфов и пожертвований.

Объявленные советской властью в самом начале ее существования принципы свободы совести и веротерпимости по существу имели декларативный характер. Со второй половины 20-х годов советская власть начала ожесточенную борьбу с религией и духовенством с позиций «воинствующего безбожия»5. Соответственно, это пагубно отразилось и на судьбе мечетей по всей стране советов. На протяжении веков мечети в мусульманском мире, среди населения края играли весомую роль, вся сознательная жизнь края была связана с канонами и традициями ислама. Столетиями мечети служили центрами религиозной проповеди, начального религиозного обучения, при которых существовали мактабы. Мечети также служили местом общения населения. При мечетях существовали гузары - своеобразное место для обсуждения религиозных тем и бытовой жизни. Мусульмане, где бы они не проживали, относились к мечетям с огромным уважением, Ташкент, конечно же, не остался в стороне от борьбы с «религиозными пережитками». Со второй половины 20-х, после 1927 года многие мечети стали закрываться. Религиозных деятелей духовенства, а впоследствии и большую часть верующих ждали судьба ссылки, заключения и расстрелы. Начиная с 30-х годов, часть мечетей, особенно пятничных и часть махаллинских были превращены в объекты «социалистического строительства» -клубы, школы, артели, а в дальнейшем - в почты, склады, магазины, и т.д. и т.п. Из-за недосмотра и ненадлежащего ухода многие мечети были заброшены, опустошенны и обветшали. Под лозунгом «борьбы с религией», в впоследствии и под другими предлогами (расширение улиц, создание площадей и скверов, благоустройство территорий, строение новых зданий и др.) часть мечетей была беспощадно снесена и разрушена. Данная практика, к сожалению, продолжалась до 80-х годов ХХ века. Следует привести некоторые примеры данной политики. Например, комплекс Шей-хантаур был излюбленным местом горожан. Здесь и около комплекса находилось более 20 архитектурных сооружений: мавзолеи, мечети, медресе, ханака, мост и другие. Внутри комплекса находился водоем (хауз). Этот комплекс был закрыт еще в 1924 году. После закрытия комплекс пришел к полному опустошению. Водоем зарыли, а памятники старины стали разрушаться. Только мечетей было снесено более 10 (Занджирлик, Аврад, Саидазимбая, Лангар и др.). Разрушения продолжались до начала 70-х годов. К середине 70-х годов здесь сохранились только три мавзолея (Шейха Ховенди Тахура, Калдыргач-бия, Юнус-хана)6. В этом ракурсе можно проследить и судьбу комплекса Хазрати-Имам (Хастимам). В конце 20-х годов были закрыты мечеть Тилля-шейха (середина XIX в.), мечеть Намазгох. (вторая половина XIX в.), Медресе Муйи-Муборак (середина XIX в.). Впоследствии все они были использованы в других це-

1 Султанов У. Ташкент - масжидлари тарихи. (История Ташкентских мечетей). - Т.: Янги аср авлоди, 2010. - С. 18.

2 Там же.

3

Пашино П.И. Туркестанский край в 1866 году. - СПб., 1868. - С. 159; Хорошхин А.П. Очерки Ташкента. - СПб., 1876. -С. 86; Литвинов П.П. Государство и ислам в русском Туркестане (1865-1917 гг.). - Елецк, 1998. - С. 81.

4 Султанов У. Ташкент масжидлари тарихи. (История Ташкентских мечетей). - Т.: Янги аср авлоди, 2010. - С. 21.

5 Обращение Совнаркома России «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» // Ислам и советское государство (1917-1936 гг.) Сборник документов. Вып. 2. - М.: Издательский дом Марджани, 2010. - С. 20-22.

6 Мухаммад Каримов А. Тошкентнома. 1-китоб. - Т.: Мовароуннахр, 2004.

лях. Водоем на площади был закрыт, а мавзолей Шады-бека рядом с водоемом снесен. Известное медресе Барак-хана (XVI в.) после многих экспериментов, было превращено в атеистический музей.

Мавзолей знаменитого Каффаля аш-Шаши (XVI в) тоже стал местом забвения и опустошения. Таким образом, архитектурные памятники, имеющие историческую ценность, постепенно пришли к опустошению и забвению.

После Сталинского периода, особенно в период «оттепели», несмотря на некоторые ослабление и либерализм, антирелигиозная борьба приняла другую окраску. Например, без необходимости на площади была построена школа и кинотеатр.

После разрушительного землетрясения 1966 года, в Ташкенте, под различными предлогами многие махаллин-ские (квартальные) мечети были снесены. Некоторые мечети продолжали свою жизнедеятельность в полузаброшенном виде в другом облике. Например, мечеть Хафиза Кухаки (XVI в) была превращена в мебельный склад, мечеть Коштур (XIX в.) в магазин, мечеть Тухтабая (начало ХХ в.) в склад тары, мечеть на улице Алыча (XIX в.) в артель и т.д.

В 1954 году были снесены знаменитые мечеть и медресе Ходжи Ахрара. В Узбекистане, учитывая историческую ценность данного сооружения, в 1996 было принято Постановление по сооружению мечети в новом облике. 1998 году были закончены строительные работы по сооружению данной мечети. Была воздвигнута большая трехку-польная мечеть, гордо стоящая на площади Чорсу. В последние годы в Узбекистане большое внимание уделяется восстановлению и реставрации архитектурных памятников прошлого. В этом направлении был принят ряд нормативно-правовых документов. Были реконструированы и благоустроены десятки исторических объектов.

В Ташкенте, например, был отреставрирован ряд мечетей, медресе, мавзолеев и др. В 2019 году, по инициативе Президента Ш. Мирзиеева полностью отреставрирован и комплекс Сузук-Ота (XШ-XIV вв.), пришедший к этому времени к полузаброшенному состоянию. Здесь была построена большая мечеть с двумя высокими минаретами, вокруг территория полностью озеленена, около комплекса воздвигнут новый квартал с двухэтажными домами, в которых будут жить местные ремесленники, так как Сузук-Ота являлся наставником и покровителем всех ремесленников.

По указу Президента Узбекистана Ш. Мирзиеева территория старой части города около 500 га будет сохранена как экзотический музей-город, здесь будут предоставлены туристам шоппинг-центры, национальная кухня и т.д.

Центр исламской цивилизации, строящийся рядом с площадью Хазрати Имам, у которого нет аналога во всем мире, бесспорно, будет гармонично сочетаться с памятниками архитектуры средневековья и будет олицетворять удивительное и уникальное историческое прошлое Узбекистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.