Научная статья на тему 'Из истории сельскохозяйственного образования крестьян во второй половине XIX в'

Из истории сельскохозяйственного образования крестьян во второй половине XIX в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
686
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочеткова Е. А.

Работа раскрывает особенности развития аграрного образования в конце XIX в. Отражены различные формы сельскохозяйственного образования крестьян: школьные (дополнительные курсы) и внешкольные для взрослого населения. Показана роль Министерства народного просвещения, органов местного самоуправления в развитии этой сферы. Особо выделено сельскохозяйственное самообразование крестьян, изучение ими специальной научной литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the history of agricultural education of peasants in the second half of the 19-th century

The author focuses on the specific trends of agricultural education in the late XX-th century. Various forms of peasantry education are considered: school (special courses for grown-ups) and out-of-school forms of education for adults are described. The role of the ministry of Public Education, local educational authorities is emphasized. Special stress is given to the self-educational form of peasants studies by means of their learning special literature on agricultural science.

Текст научной работы на тему «Из истории сельскохозяйственного образования крестьян во второй половине XIX в»

Из истории сельскохозяйственного образования крестьян во второй половине XIX века

Е. А. Кочеткова, к.и.н, доцент,

Оренбургский ГАУ

В пореформенный период весьма актуальным стал вопрос о путях совершенствования сельскохозяйственного производства как в крупных дворянских, так и небольших крестьянских хозяйствах. В качестве путей улучшения сельскохозяйственного быта одни предлагали поднять доходный бюджет крестьянских хозяйств с помощью введения более культурных приемов земледелия, другие — через реформирование налоговой системы и аграрного законодательства, оказание кредитной поддержки государственного казначейства и банков. Третьи видели выход в поднятии общего культурного уровня крестьянского населения, развития его образования.

Так, на Особом совещании о нуждах сельскохозяйственной промышленности в 1902 г. министр финансов С. Ю. Витте отмечал, что «...улучшение экономического быта нашего крестьянина не только вывело бы его из необходимости прибегать к помощи государства для удовлетворения потребностей первой необходимости, но и дало бы возможность помочь самому себе в удовлетворении духовных нужд — на церковь и школу»[1].

Благодаря деятельности земств, помощи общественных учреждений уровень грамотности крестьян в губерниях Европейской России за тридцать лет (1880—1911 гг.) повысился с 8,7 до 24—25%, при этом 3/4 населения деревни оставались неграмотными. При таких крайне низких показателях общего образовательного уровня крестьянства невозможно говорить о создании самостоятельной сферы сельскохозяйственного обучения. Однако именно конец XIX в. явился тем периодом, когда сама жизнь, активное вовлечение крестьянских хозяйств в торгово-рыночный оборот способствовали появлению новых форм и методов сельскохозяйственного образования крестьян.

Первые элементарные знания по сельскохозяйственному производству дети крестьян получали в начальных народных училищах, в двухклассных и одноклассных сельских училищах Министерства народного просвещения. В соответствии с Положением о начальных училищах от 25 мая 1874 г. к обязательным предметам учебного плана относились: Закон Божий — шесть часов еженедельно, церковно-славянская грамота — три часа, русский язык — восемь часов, чистописание — два часа, арифме-

тика — пять часов[2]. В качестве дополнительных предметов в училищах могли вводиться гимнастика, ремесло, рукоделие и садоводство. Инструкция Министерства народного просвещения о деятельности одноклассных и двухклассных сельских училищ от 4 июня 1875 г. кроме общеобразовательных предметов разрешала в качестве дополнительных вводить занятия по садоводству, огородничеству и пчеловодству на усмотрение самих учебных властей. Таким образом, школа мало внимания уделяла сельскохозяйственному обучению детей и не учитывала потребности самих крестьян.

На необходимость сельскохозяйственного образования крестьянских детей указывали как сами сельские учителя, земские и общественные деятели, так и крупные землевладельцы. По утверждению одного из помещиков Смоленской губернии С. Ф. Шарапова, изложенному им в ходатайстве Департаменту земледелия, «...всякое элементарное образование деревенского мальчика должно носить непременно сельскохозяйственный характер, а потому и каждая сельская школа должна быть, в первую очередь, низшей сельскохозяйственной школой»[3].

Под влиянием общественного мнения в 90-х годах XIX в. в Министерстве народного просвещения стали обсуждаться и подготавливаться проекты учебных программ по сельскохозяйственным предметам. Данная инициатива особо активно поддерживалась министерствами земледелия и государственных имуществ, видевшими в ней безусловную пользу для развития крестьянских хозяйств. При содействии и материальном финансировании этих ведомств были организованы специальные сельскохозяйственные курсы для народных учителей. Только в 1901 г. их было организовано тридцать, с участием 853 слушателей, в 1902 г. таких курсов было устроено уже тридцать три. Наиболее отличившимся учителям были выданы награды и материальная помощь на общую сумму 7750 рублей. Министерства оказывали сельским школам помощь и в форме бесплатного предоставления растений и семян.

В Министерстве народного просвещения вопросами организации сельскохозяйственного обучения в народных школах с 1891 г. занимались отдельные комиссии. Одна из них подготовила проект устройства сельскохозяйственных отделений при двухклассных сельских училищах с преподаванием в них полеводства. Вторая комиссия настаивала на сохранении общеобразовательного характера сельских школ.

Третья считала возможным и необходимым проведение практических занятий по сельскому хозяйству в народных школах за счет устройства на пришкольных земельных участках садов, огородов, пасек. Однако министерская дискуссия по этому вопросу затянулась на несколько лет.

В этих условиях многие сельские народные школы пошли по пути самостоятельной организации сельскохозяйственного обучения крестьянских детей. Так, по собранным в 1896 г. Департаментом народного просвещения сведениям, оказалось, что сельскохозяйственные занятия получили очень широкое распространение в школах из-за «утилитарных целей». Из общего числа сельских начальных училищ — 26674 (двухклассных — 768, одноклассных — 25906) земля имелась при 9760 училищах в количестве 59634 десятин. При этом 8058 училищ (26%) вели собственное школьное сельскохозяйственное производство, сочетая его с процессом обучения и приобретения сельскохозяйственных знаний, навыков работы. Опираясь на эту практику работы сельских школ, Министерство народного просвещения издало в 1897 г. Правила об отводе сельским начальным училищам земельных участков из казны с целью организации на них сельскохозяйственного обучения детей.

В 1896—1898 гг. Государственный Совет неоднократно признавал очень полезным «устройство преподавания сельского хозяйства в низших общеобразовательных учебных заведениях» и рассматривал возможность их финансирования из государственных средств. Но только в 1900 г. было издано Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета о введении преподавания сельского хозяйства в учительских школах с целью создания учительских кадров со специальной сельскохозяйственной подготовкой, а в 1904 г. — Положение о сельскохозяйственном образовании в начальных народных училищах.

Наиболее актуальным являлся вопрос сельскохозяйственного обучения взрослого крестьянского населения. Создание воскресных школ для взрослых и повторительно-дополнительных классов шло очень медленно, только в 1903 г. на всю Россию насчитывалось 749 воскресных школ и 445 повторительно-дополнительных. Учебная программа в них была нацелена на повышение общего уровня грамотности крестьянства, а не на получение специального сельскохозяйственного образования. Сами сельские учителя неоднократно обращались с ходатайствами в Министерство народного просвещения по поводу введения в учебные программы воскресных школ предметов прикладного характера. Особую активность в этом вопросе проявляли Ярославская, Казанская, Москов-

ская, Тверская губернии. В девяти губерниях Европейской России по инициативе земских учреждений при воскресных школах практиковалось устройство кратковременных курсов по разным отраслям сельского хозяйства. Наиболее широкое распространение они получили в Ярославской губернии. Эти курсы предназначались для грамотных крестьян-домохозяев или их сыновей (не моложе 17 лет) с целью дать им более полное представление о рациональном ведении сельского хозяйства. Для слушателей обучение было бесплатным, дополнительно им предоставлялись квартира и питание. На курсы принимались и крестьяне из других губерний.

В условиях отсутствия специальных учебных программ по сельскохозяйственному обучению в сельских училищах, церковно-приходских школах и школах грамотности, хорошо подготовленных в этих вопросах учителей, реальной поддержки со стороны правительства крестьянство изыскивало другие формы для приобретения и расширения сельскохозяйственных знаний. Самообразование в этой связи сыграло решающую роль. Собственное стремление и желание крестьян к улучшению качества сельскохозяйственного производства и экономического благосостояния подталкивали их к изучению новой научно-публицистической литературы по вопросам сельского хозяйства, проведению экспериментов по внедрению новых методов производства, семенного фонда. При отсутствии системы специальной сельскохозяйственной подготовки именно книжные издания стали почти единственным источником пополнения подобных знаний среди крестьянского населения.

Показателен пример ряда крестьянских хозяйств, которые в 1913 г. были удостоены денежных премий в честь 300-летия царствования Дома Романовых[4]. В деревне Кашевской Ялу-товского уезда Тобольской губернии проживал Тихон Иванович Непомнящих. После окончания одноклассной сельской школы он заинтересовался сельскохозяйственной литературой. Сначала он изучал журнал «Сельский Вестник», который бесплатно высылался в волостное правление, а затем стал выписывать из издательства Девриана специальные сельскохозяйственные книги и учебники Котельникова. Всего в собственной сельской библиотеке Непомнящих насчитывалось до 50 книг, среди которых были учебники Костычева — «Обработка чернозема», Широких — «Основные приемы повышения урожаев», Кабештова — «Практические советы по свиноводству», Вебера — «Земледельческие машины и орудия». Значительную поддержку хозяйству Непомнящего оказал Ялутовский отдел Московского общества сельского хозяйства,

который предоставил ему бесплатные сельскохозяйственные издания и фонд семян.

Подобным было и хозяйство крестьянина села Запорожского Артбассарского уезда Акмолинской области Василия Гавриловича Марченко. Читая сельскохозяйственные книги и периодические издания («Сельский Вестник», «Хлебороб»), Марченко внедрял все нововведения в своем хозяйстве, что способствовало значительным улучшениям в сельскохозяйственном производстве.

Интересны факты из жизни крестьянина Сергея Григорьевича Журавлева, проживавшего в деревне Ямъ Тверской губернии. Прочитав еще ребенком все книги в сельской библиотеке, он стал ходить в соседние земские школы за книгами, а позднее по возможности приобретал их самостоятельно. Через несколько лет из своего книжного фонда он создал сельскую библиотеку. Как писал Журавлев в своих воспоминаниях, «...вскоре односельчане научились отличать умные книжки от глупых. Некоторые пожелали улучшить свое хозяйство, и потому все брали книги по земледелию, огородничеству и скотоводству»[5]. Сам Журавлев все новое стремился опробовать в своем подворье и даже научился по книгам самостоятельно лечить животных от некоторых болезней, делал им прививки от оспы. Самыми ценными и полезными для хозяйства он называл издания Рего «Беседы Фомы Максимыча о плодовых деревьях», Бутлерова «Пчела и ее жизнь».

Таким образом, из всех форм сельскохозяйственного обучения крестьянства во второй половине XIX в. основную роль выполняли формы внешкольного просвещения, такие, как народные чтения и сельские библиотеки, и самообразование. Обучение в государственных сельских школах было направлено исключительно на религиозный и общеобразовательный характер. При этом не учитывались реальные потребности крестьянской жизни. Сельскохозяйственные занятия проводились краткосрочно, в качестве дополнительных дисциплин. Не существовало разработанных учебных программ и пособий по преподаванию сельского хозяйства в народных школах. Благодаря земствам в 90-е гг. XIX в. впервые были организованы сельскохозяйственные подготовительные курсы для учителей сельских школ.

Сельскохозяйственному обучению взрослого крестьянского населения вообще не уделялось внимания со стороны правительственных ведомств. В этих условиях книги, периодические издания стали для сельского населения практически единственным источником для пополнения сельскохозяйственных знаний.

Литература

1 РГИА. Ф.1233. Оп.1. Д.1. Л.З.

2 Начальное народное образование в России. Т.З. — СПб., 1902.

- С.1801.

3 Мещерский И. Народная школа и сельское хозяйство: Сб. ст.

- СПб., 1905. - С.45.

4 Крестьянское хозяйство в России. Извлечения из описаний хозяйств, удостоенных премии в память 300-летия царствования Дома Романовых. Т.З. — Пг., 1915. — С.13—98.

5 Рубакин Н. А. Крестьяне-самоучки. Изд. 5-е. — СПб., 1903. — С.9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.