Научная статья на тему 'Народное образование в Ставропольской губернии в конце XIX века в контексте "стабилизирующих контрреформ"'

Народное образование в Ставропольской губернии в конце XIX века в контексте "стабилизирующих контрреформ" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
552
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГУБЕРНИЯ / КОНТРРЕФОРМЫ / НАРОДНОЕ УЧИЛИЩЕ / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА / ГИМНАЗИЯ / СЕЛЬСКИЕ ОБЩЕСТВА / EDUCATION / RUSSIAN EMPIRE / STAVROPOL PROVINCE / PUBLIC SCHOOL / PAROCHIAL SCHOOL / GYMNASIUMS / RURAL COMMUNITIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Покотилова Татьяна Евгеньевна

Статья посвящена изучению процесса развития системы образования в Ставропольской губернии в конце XIX века в условиях усиления в Российской Империи консервативной политико-образовательной парадигмы. Данная проблема не теряет своей актуальности в связи со сложившейся в дореволюционном отечественном образовании практикой, когда после периода его очередного существенного реформирования неизбежно наступал период стабилизирующих контрреформ. В работе приводятся и анализируются данные о масштабах, темпах и характере школьного строительства на Ставрополье, исследуются его особенности в контексте утверждения в стране курса на модернизационное развитие, но в рамках сохранения стабильности и традиций духовного воспитания. Автор показывает планомерное поступательное движение по развитию всех ступеней образования в Ставропольской губернии и таких его отдельных его направлений, как женское образование, просвещение неславянских этносов, подтверждая, в том числе, существенный рост числа обучающихся, прежде всего, в сфере начального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Покотилова Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL EDUCATION IN STAVROPOL PROVINCE AT THE END OF THE XIX CENTURY IN THE CONTEXT OF "STABILIZING COUNTER-REFORM"

The article deals with development of the education system in Stavropol province at the end of the XIX century in the context of strengthening the conservative political and educational paradigm in the Russian Empire. This problem is currently topical in connection with the practice in Czarist-era Russia where after a period of substantial reform in education sphere, a period of stabilizing counterreforms inevitably came. The paper presents and analyzes data on the scale, pace and nature of school construction in the Stavropol region, examines its features in the context of approving a course on modernization in the country, but it is done within the framework of maintaining stability and traditions of spiritual education. The author shows a systematic progressive movement for the development of all levels of education in the Stavropol province and such of its separate areas as women's education, education of non-Slavic ethnic groups, confirming, among other things, a significant increase in the number of students, primarily in primary education.

Текст научной работы на тему «Народное образование в Ставропольской губернии в конце XIX века в контексте "стабилизирующих контрреформ"»

УДК 94(470.63)083

Т. Е. Покотилова

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТАВРОПОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX ВЕКА В КОНТЕКСТЕ «СТАБИЛИЗИРУЮЩИХ КОНТРРЕФОРМ»

Статья посвящена изучению процесса развития системы образования в Ставропольской губернии в конце XIX века в условиях усиления в Российской Империи консервативной политико-образовательной парадигмы. Данная проблема не теряет своей актуальности в связи со сложившейся в дореволюционном отечественном образовании практикой, когда после периода его очередного существенного реформирования неизбежно наступал период стабилизирующих контрреформ. В работе приводятся и анализируются данные о масштабах, темпах и характере школьного строительства на Ставрополье, исследуются его особенности в контексте утверждения в стране курса на модер-

низационное развитие, но в рамках сохранения стабильности и традиций духовного воспитания. Автор показывает планомерное поступательное движение по развитию всех ступеней образования в Ставропольской губернии и таких его отдельных его направлений, как женское образование, просвещение неславянских этносов, подтверждая, в том числе, существенный рост числа обучающихся, прежде всего, в сфере начального образования.

Ключевые слова: образование, Российская Империя, Ставропольская губерния, контрреформы, народное училище, церковно-приходская школа, гимназия, сельские общества.

Т E. Pokotilova

NATIONAL EDUCATION IN STAVROPOL PROVINCE AT THE END OF THE XIX CENTURY IN THE CONTEXT OF "STABILIZING COUNTER-REFORM"

The article deals with development of the education system in Stavropol province at the end of the XIX century in the context of strengthening the conservative political and educational paradigm in the Russian Empire. This problem is currently topical in connection with the practice in Czarist-era Russia where after a period of substantial reform in education sphere, a period of stabilizing counterreforms inevitably came. The paper presents and analyzes data on the scale, pace and nature of school construction in the Stavropol region, examines its features in the context of approving a course on modernization in the country, but it is done

within the framework of maintaining stability and traditions of spiritual education. The author shows a systematic progressive movement for the development of all levels of education in the Stavropol province and such of its separate areas as women's education, education of non-Slavic ethnic groups, confirming, among other things, a significant increase in the number of students, primarily in primary education.

Key words: education, Russian Empire, Stavropol province, public school, parochial school, gymnasiums, rural communities.

Отмечая «парный характер происходящих в России преобразований», М. В. Богуславский констатирует, что после «каждой реформы, ставящей целью существенную трансформацию всей системы просвещения, в России неизбежно осуществлялась стабилизирующая контрреформа, преследующая цель возвращения к прежним (традиционным) ориентирам, хотя и несколько видоизмененным в соответствии

со спецификой социально-политической ситуации» [4]. В условиях пересмотра большинства прогрессивных достижений, связанных с именем Александра II, образование стало одной из важнейших сфер жизни российского общества, затронутых контрреформами правительства Александра III. Хотя, уже 70-е годы XIX века стали временем первого этапа контрреформы средней школы в части осущест-

вления попытки ее возвращения (после Устава 1864 г.) к сословной системе и жесткому административному контролю всей учебной жизни. Уже тогда, по образному выражению современника, специалиста в истории гимназического образования в России И. Алешинцева, -«... на школу опять была возложена тенденциозно-политическая миссия» [2, с. 281].

Среди самых известных конкретных мероприятий в продолжение курса на совершенствование российской государственной идеологии, нацеленной на укрепление самодержавия и отстаивание его незыблемости, реализовавшихся в системе отечественного образования - издание 18 июня 1887 г. т.н. «указа о кухаркиных детях», кстати, не публиковавшегося в печати. Этим актом гимназиям запрещалось принимать на обучение детей из «низких сословий» и резко повышалась сумма платы за обучение. Ранее, в 1884 г., обнародован новый университетский устав, практически, упразднивший университетскую автономию. Как отмечал А. А. Кизеветтер, «.устав 1884 года. совершенно ниспровергал университетскую автономию, сводил к нулю самостоятельность совета профессоров, уничтожал выборное начало в строе управления университетом, отменял выборы ректора и деканов и превращал ректора и деканов в чиновников назначаемых: ректор - министром народного просвещения, деканы - попечителем учебного округа» [6, с. 101]. Одновременно, 13 июня 1884 г. [10], утверждаются Правила о церковно-приходских школах, стимулировавшие дальнейшее развитие церковно-приходского образования в стране. 4 мая 1891 г. были утверждены Правила о школах грамоты [5, с. 529-533], согласно которым, вне зависимости от статуса учредителя, преподавать в таких школах должны были, прежде всего, «закон Божий (краткая Священная история Ветхого и Нового Завета и краткий Катехизис), церковное пение с голоса, чтение церковно-славянское..», а преподавание должно проводиться «по руководствам, учебным пособиям и вообще книгам, указанным Святейшим Синодом.» [5, с. 531]. Очевидным становилось лидирующее влияние церкви на развитие отечественного образования в изучаемый период в контексте усиления консервативной политико-образовательной парадигмы, ставившей в воспитании во главу угла государственный патриотизм.

Все вышеназванное указывает на продолжение поиска пути, обеспечивающего модер-низационное развитие страны, но в рамках сохранения стабильности и следования устой-

чивым курсом на сохранение традиций духовного воспитания. Эта тенденция очевидна и в плане развития системы образования в Ставропольской губернии в конце XIX века.

В 1892 г. в губернии работали 300 школ: 6 - со средним образовательным курсом, 3 -четырех- и трехклассных, 6 - двухклассных (5 - ведомства Министерства народного просвещения, 1 - ведомства Епархиального училищного Совета), 152 - одноклассных (89 -ведомства Министерства народного просвещения, 63 - церковноприходских), 133 - начальных (65 - ведомства Министерства народного просвещения, 56 - церковноприходских школ грамотности, 4 - благотворительных и воскресных, 8 - частных). Обучались в этих школах 16 808 учащихся. К 1896 г. таких школ уже было 473: 6 - со средним образовательным курсом, 3 - четырех- и трехклассных, 9 - двухклассных (6 - в едомства Министерства народного просвещения, 3 - ведомства Епархиального училищного Совета), 233 - одноклассных (130 -ведомства Министерства народного просвещения, 103 - церковноприходских), 222 - начальных (33 - ведомства Министерства народного просвещения, 97 - церковноприходских школ грамотности, 84 - благотворительных и воскресных, 8 - частных) [9; с. 3^И)]. Очевидно, что основной прирост состоялся за счет открытия одноклассных, особенно, церковно-при-ходских школ, начальных церковно-приходских школ грамотности и воскресных школ, «возникших для воскресных и вечерних занятий со взрослыми при существовавших уже в губернии школах».

Рост количества школ собственно для обучения детей состоялся, в основном, за счет сел, общества которых ежегодно тратили на них более 130 000 рублей. Вкладываясь в образование крестьянских детей, общества, к сожалению, не получали отдачи в виде получения сельскими детьми необходимого им запаса прикладных знаний, связанных с условиями и интересами крестьянской жизнедеятельности. Хотя губернская Дирекция народных училищ предпринимала ряд усилий как по подготовке для этого учителей, так и по введению в ряде школ преподавания специальных, ориентированных на потребности земледелия и животноводства, предметов. Правда, эффективность таких усилий была очень низка, т.к. у Дирекции на это не хватало средств, у учителей - свободного времени на дополнительное, достаточно сложное, самообразование, да и практические занятия проводить было негде.

Неурожаи, неоднократно повторявшиеся в течение пятнадцати лет, серьезно отразились

на возможностях сельских обществ в деле открытия новых и содержания имевшихся начальных школ. Крестьяне и их дети, в этих условиях, все больше нуждались в современных знаниях по плодоводству, шелководству, пчеловодству, огородничеству, что дало бы серьезную дополнительную поддержку их хозяйствам. Дирекция Народных училищ Ставропольской губернии еще в 1891 году представляет мотивированный доклад по этому поводу губернатору, что положило начало процессу наделения училищ большим, чем одна десятина, количеством земли для проведения практических занятий. С решением проблемы поиска лиц, имевших сельскохозяйственное образование и желавших выступить в роли заведующего соответствующим сельским училищем, все было значительно сложнее. И в 1984 г. в губернии начинают работу курсы, на которых руководители школ знакомятся с основами шелководства, плодоводства и пчеловодства: «... Выкормка шелковичных червей демонстрировалась в зале городского шестиклассного училища, здесь же велись беседы по пчеловодству и виноградарству, а в нужных случаях, когда требовалось практическое выполнение тех или иных приемов, участники съезда приглашались на пчельник одного местного садовладельца» [9, с. 22^!!)]. Энтузиазм Дирекции ставропольских народных училищ и прошедших обучение на курсах заведующих училищами дал свои результаты: во многих школах стали появляться садовые питомники, плодовые школы; проводились опыты по выведению шелковичного червя и разведению пчел; население снабжалось черенками кустарников и плодовых деревьев. Но самое важное, - во всех этих работах были задействованы учащиеся, зимой продолжавшие изучать в школах теорию сельскохозяйственного производства. Если в 1883 г. ни одно крестьянское народное училище не практиковало проведения сельскохозяйственных занятий, то к 1897 г. «сады, огороды, пасеки и занятия шелководством существовали при 116 училищах», а школьными огородами и садами было занято 47 десятин земли [9, с. 23^!!)].

Всего же к концу 1897 г. губерния имела 200 начальных народных училищ, подведомственных Министерству народного просвещения. В них обучалось 11 584 учащихся: 9 085 - мальчиков, 2 499 - девочек. Из них 11 045 человек принадлежали к крестьянскому сословию, 480 относились к мещанам и купцам, 12 происходили из «дворян и князей», 47 принадлежали к духовенству. При 56 сельских училищах ра-

ботали воскресные школы, в 24-х проводились также вечерние занятия, в 23-х - т.н. «повторительные курсы» [9, с. 28-29 (V!!)].

Только за 1897 год на Ставрополье было открыто 21 училище. Таким образом, «одна правильно организованная школа» губернии приходилась на «4,09 тыс. душ». В этом плане сравнения не выдерживала даже благополучная Кубанская область. Годовое содержание каждого учащегося обходилось в 10,7 рублей, каждого училища - в 731 рубль, при этом источники финансирования были достаточно диверсифицированы. При общей сумме затрат в 139 034 рубля в 1897 г. значительно больше всех внесли сельские общества - 98 786 рублей; от государства было получено 5 900 рублей, от городских обществ - 14 096 рублей; земские сборы составили 8 320 рублей, плата за обучение - 1 173 рубля; из других источников поступило 10 759 рублей [9, с. 24^!!)].

Среди народных училищ Ставропольской губернии к 1897 г. было семь нехристианских: Ачикулакское, Больше-Дербетовское, Богабу-ров род, Икичинославское, Канглынское, Трух-мено-Александровское (на зимней ставке), Трухмено-Александровское (на летней ставке) [9, с. 18].

Среди церковно-приходских 1 училище (Ставропольское) было католическим, 13 - лютеранскими (в с. Довсунском - Германсбургское, Иоганиисгеймское, Карлруехское; а также -Иогансдорфское, Маринсфельдское, Немец-ко-Хагинское, Ольгинское, Подгорненское, Романовское, Ставропольское, Фридрихсфельд, Фридрихсфельдское, Эсто-Хагинское) [9, с. 21].

Варваринское и Софийское училища открылись и работали на средства Общества для содействия распространению народного образования в г. Ставрополе. 10 училищ были частными: в г. Ставрополе - это училища 2-го разряда Галатузовой и Первушиной, училища 3-го разряда Зубрилиной, Карягиной, Ивановой, Семеновой, Хетта (еврейское); в селах -Воронцово-Александровское (содержалось на средства купцов), Воронцово-Александровское - г-на Захарова, Преображенское - г-жи Ястребцовой-Росляковой [9, с. 21].

С 1872 г. в Ставрополе начало работу Ми-хайловское ремесленное училище, первое на Северном Кавказе [7, с. 19]. В его распоряжении, «в отличие от обычной школы, имелись чертежный класс, столярная, слесарная и кузнечная мастерские» [11, с. 95].

Собственными помещениями на этот момент обладали 172 училища из 200, подведомственных Ставропольской дирекции народных училищ, остальные 28 арендовали здания.

В большинстве своем, школьные помещения были светлыми и достаточно просторными. Хотя, в среднем, из-за наличия и тесных помещений, санитарная норма по воздухообеспече-нию не соблюдалась. Поэтому строительство в 1897 году 23 новых зданий для школ значительно улучшало ситуацию. По свидетельству Р. Г. Прокопенко, «по губернии в 1899 году сельские общества израсходовали на постройку новых зданий для училищ и наем помещений для школ 37 108 рублей. Некоторые вновь построенные здания были покрыты железом, их средняя стоимость составляла от 2 до 6 тысяч рублей» [11, с. 90].

Не менее важной проблемой в обеспечении стабильного развития начального образования в губернии была слабая подготовка действующих преподавателей. Хотя накануне 1 июля 1883 года, даты окончательного прекращения монополии Наместника Кавказа на руководство Кавказским учебным округом и подчинения последнего Министерству народного просвещения [12, с. 608], округ уже имел учительский институт и две учительские семинарии. Обеспокоенное качеством подготовки «учащих», Министерство поддерживает усилия, в частности, Ставропольской дирекции народных училищ, по организации с 1883 года работы временных педагогических курсов как для действующих учителей, так и для потенциальных. Они проводятся в летнее время, число слушателей приближается к сотне. Учебная программа курсов состояла из посещения показательных уроков и их последующего коллективного анализа; изучением нормативных актов из области учебного дела; ознакомления с библиотечным делом в части, связанной с деятельностью учителя, и др.

В последней четверти XIX века классическая гимназия оставалась основой среднего образования в стране. К концу века в Ставропольской губернии действовали Ставропольская мужская гимназия с реальным при ней отделением, Ставропольская женская гимназия Св. Александры, Ольгинская женская гимназия [9, с. 16]. Кроме этого среднее образование давали духовная семинария, епархиальное женское училище и духовное училище.

Обозначившийся курс на ужесточение административного контроля над деятельностью учебных заведений в стране нашел свое воплощение и в издании в 1874 г. новых Правил для гимназий и прогимназий [15, с. 316]. Правилами устанавливалась детальная регламентация учебной жизни гимназистов с целью обеспечения их благонадежности. Директора

гимназий, классные наставники и инспекторы ориентировались Правилами, по-существу, на исполнение полицейских функций. В помощь инспекторам назначались т.н. надзиратели -до пяти на одну гимназию. «В большинстве своем полуграмотные, грубые с учениками и подобострастные по отношению к начальству, они вызывали неприязнь и презрение у гимназистов.», - пишет Н. И. Яковкина [15, с. 317-318].

Устав гимназий и прогимназий Министерства Народного Просвещения от 1871 г. определил гимназию в качестве привилегированного типа среднего учебного заведения и единственного, выпускники которого получали право поступления в университет [5, с. 427]. Учебный план гимназий предусматривал, наряду с обязательными предметами, преподавание древних языков. Но, поскольку у Ставропольской мужской гимназии были еще определенные задачи, связанные с ее работой на Северный Кавказ, гимназисты изучали также основы торговли, архитектуры, аграрного дела, медицины, местные языки и др. К 1878 году гимназия имела 14 классов, тогда как в Кавказском учебном округ их всего было 86 [8, с. 2]. Ставропольскую мужскую гимназию отличало и наличие классов, готовивших учителей для сельских школ. По мнению С. Н. Русак, именно описанная выше специфика не дала реализоваться здесь общероссийской тенденции «закрепления классических подходов к организации процесса образования» [13].

Созданная благотворительными усилиями горожан и ведущая свою историю с 1849 г. ставропольская женская гимназия Св. Александры и в изучаемое время продолжала линию на то, чтобы «по мере средств дать правильное воспитание и необходимое образование дочерям недостаточных родителей и преимущественно сирот из дворян, чиновников всех ведомств, казачьего войска, духовного звания и граждан» [3, с. 71]. В условиях контрреформ благотворительное Общество Св. Александры, создавшее и обеспечивавшее работу гимназии, утверждая свой новый Устав в 1892 г., в соответствии с реалиями конца XIX века в качестве своей основной цели декларирует предоставление основательного, «в христианском духе», образования и воспитания ученицам и основательную подготовку желающих из них к учительской работе [14, с. 1].

Ольгинская женская гимназия стала так называться с 1876 года, хотя создана была как всесословное женское училище в 1861 году. С момента приобретения училищем статуса

гимназии в 1872 г. учебное заведение, открывавшееся благодаря благотворительным и административным усилиям неравнодушных жителей г. Ставрополя, начинает ежегодно получать госсубсидию в размере полутора тысяч рублей. Сначала в гимназии было шесть классов, с 1878 году был открыт седьмой класс, с приоритетом в сторону педагогических дисциплин. С 1879 года открывается восьмой класс, по окончании которого выпускницы получали право работать учительницами. Что, естественно, позволяет постепенно улучшать ситуацию с педагогическими кадрами в начальном образовании, прежде всего, Ставропольской губернии. А появление в начале 1880-х гг. у гимназии собственного здания и, как следствие, - библиотеки и современных естественно-исторического и физического кабинетов, позволило вывести преподавание для почти 400 гимназисток на качественно новый уровень.

В итоге в 1899 году в селах губернии начальное образование в 289-ти образовательных заведениях ведомства Министерства Народного Просвещения и 247-ми заведениях, патрониру-

емых епархиальным начальством,получали 25 347 человек обоего пола. В двух городах губернии - Ставрополе и городе Святого Креста -было 5 615 учащихся, 2 747 из которых получали среднее образование [1, с. 42-45].

Очевидно, что представленный материал об истории развития образовательной системы Ставрополья в конце XIX века свидетельствует о соответствии, в целом, данного процесса общероссийской тенденции этого периода, нашедшей свое выражение в развитии образования с учетом «реального состояния российского, преимущественно традиционно-аграрного, социума» в условиях, когда в «ускоренном развитии широкодоступного образования виделся фактор, угрожающий государственным устоям, сеющий крамолу и нигилизм среди юношества» [4]. При этом налицо - планомерное поступательное движение по развитию всех ступеней образования и таких его отдельных его направлений, как женское образование, просвещение неславянских этносов, и существенный рост числа обучающихся, прежде всего, в сфере начального образования.

Источники и литература

1. Адрес-календарь и торгово-промышленная справочная книга «Ставропольская губерния» на 1901 год. Ставрополь: Типография В. В. Берка «Северного Кавказа», 1901.

2. Алешинцев И. История гимназического образования в России. СПб: Издание О. Богдановой, 1912. 346 с.

3. Бентковский И. В. Обозрение XXVII-летней деятельности Ставропольского женского благотворительного общества по учебному заведению Св. Александры. Ставрополь: Типография Ставропольского губернского правле-ния,1877. 236 с.

4. Богуславский М. В. Реформы российского образования XIX-XX вв. как глобальный проект URL: ecsoman.hse.ru/ data/2011/05/06/1268034291/02bog.pdf. (Дата обращения: 21.09.2017).

5. Григорьев В. В. Исторический очерк русской школы. М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова,1900. 587 с.

6. Кизеветтер А. А. На рубеже двух столетий. Воспоминания 1881-1914 годов. М.: Искусство,1997. 395 с.

7. Неженцева О. Н. Реализация государственной политики Российской империи в сфере образования на Ставрополье во второй половине XIX века: автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Пятигорск: ПГЛУ, 2008. 251 с.

8. Отчет Попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1878 год. Тифлис: Типография Главного Управления Наместника Кавказского, 1878. 172 с.

9. Памятная книжка Ставропольской губернии на 1898 год. Ставрополь: Типография В. В. Берк, 1898. 352 с.

10. Правила и программы для церковно-приходских школ и школ грамоты. СПб.: Синодальная типография, 1898. 112, 20 с.

11. Прокопенко Р. Г. Особенности реализации программы всеобщего начального образования в сельской местности Ставропольской губернии // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. №10. С. 89-96.

12.Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения: 1802-1902. СПб.: Государственная типография, 1902. 840 с.

13. Русак С. Н. Становление и развитие среднего образования на Ставрополье в условиях реформирования системы просвещения в XIX - начале XX века: на примере Ставропольской мужской гимназии: автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Пятигорск: ПГЛУ, 2005. 178 с.

14. Устав женского благотворительного общества Св. Александры. Ставрополь: [б.и.],1892.

15. Яковкина Н. И. История русской культуры: XIX век. СПб.: Лань, 2000. 576 с.

References

1. Adres-kalendar' i torgovo-promyshlennaya spravochnaya kniga «Stavropol'skaya guberniya» na 1901 god (Address-calendar and commercial and industrial reference book «Stavropol province» for 1901). Stavropol': V.V. Berk's printing office, 1901. (In Russian).

2. Aleshintsev I. Istoriya gimnazicheskogo obrazovaniya v Rossii (History of Gymnasium Education in Russia). St.Petersburg: Izdanie O. Bogdanovoi, 1912. 346 p. (In Russian).

3. Bentkovskii I. V. Obozrenie XXVII - letnei deyatel'nosti Stavropol'skogo zhenskogo blagotvoritel'nogo obshchestva po uchebnomu zavedeniyu Sv. Aleksandry (An overview of the XXVII-year-old activity of the Stavropol Women's Charitable Society at St. Alexandra's educational institution). Stavropol': Typography of the Stavropol Gubernia Board,1877. 236 p. (In Russian).

4. Boguslavskii M. V. Reformy rossiiskogo obrazovaniya XIX-XX vv. kak global'nyi proekt (Reforms of Russian education of the XIX-XX centuries as a global project). URL: ecsoman.hse.ru/data/2011/05/06/1268034291/02bog.pdf. (Accessed: 21.09.2017). (In Russian).

5. Grigor'ev V. V. Istoricheskii ocherk russkoi shkoly (Historical essay of the Russian school). Moscow: Tovarishchestvo tipografii A. I. Mamontova,1900. 587 p. (In Russian).

6. Kizevetter A. A. Na rubezhe dvukh stoletii. Vospominaniya 1881-1914 godov (At the turn of two centuries. Memories of 1881-1914). Moscow: Iskusstvo,1997. 395 p. (In Russian).

7. Nezhentseva O. N. Realizatsiya gosudarstvennoi politiki Rossiiskoi imperii v sfere obrazovaniya na Stavropol'e vo vtoroi polovine XIX veka (Realization of the state policy of the Russian Empire in the sphere of education in the Stavropol region in the second half of the XIX century): abstract of thesis. Pyatigorsk: PSLU publ., 2008. 251 p. (In Russian).

8. Otchet Popechitelya Kavkazskogo uchebnogo okruga o sostoyanii uchebnykh zavedenii za 1878 god (Report of the Trustee of the Caucasian Educational District on the status of educational institutions in 1878). Tiflis: Chief Directorate of the Viceroy of the Caucasian, 1878. 172 p. (In Russian).

9. Pamyatnaya knizhka Stavropol'skoi gubernii na 1898 god (Memorable book of Stavropol Gubernia of 1898). Stavropol': V. V. Berk's printing office, 1898. 352 p. (In Russian).

10. Pravila i programmy dlya tserkovno-prikhodskikh shkol i shkol gramoty (Rules and programs for parochial schools and literacy schools). St.Petersburg: Synod printing house, 1898. 112, 20 p. (In Russian).

11. Prokopenko R. G. Osobennosti realizatsii programmy vseobshchego nachal'nogo obrazovaniya v sel'skoi mestnosti Stavropol'skoi gubernii (Features of the implementation of the program of universal primary education in rural areas of Stavropol Gubernia) // Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovanii. 2011. No. 10. P. 89-96. (In Russian).

12. Rozhdestvenskii S. V. Istoricheskii obzor deyatel'nosti Ministerstva narodnogo prosveshcheniya: 1802-1902 (Historical overview of the Ministry of Public Education activities: 1802-1902). St.Petersburg: Gosudarstvennaya tipografiya, 1902. 840 p. (In Russian).

13. Rusak S. N. Stanovlenie i razvitie srednego obrazovaniya na Stavropol'e v usloviyakh reformirovaniya sistemy prosveshcheniya v XIX - nachale XX veka: na primere Stavropol'skoi muzhskoi gimnazii (Formation and development of secondary education in the Stavropol region under the conditions of reforming the educational system in the XIX - early XX century: by the example of the Stavropol Men's Gymnasium): avtoref. diss. ... kand. ist. nauk. Pyatigorsk: PSLU publ., 2005. 178 p. (In Russian).

14. Ustav zhenskogo blagotvoritel'nogo obshchestva Sv. Aleksandry (Charter of the women's charity St. Alexandra society). Stavropol':,1892. (In Russian).

15. Yakovkina N. I. Istoriya russkoi kul'tury: XIX vek (History of Russian culture: XIX century). St.Petersburg: Lan', 2000. 576 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.