Р.Алиева
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ СОТРУДНИЧЕСТВА
Ключевые слова: внешняя политика, интеграция, содружество, история межгосударственных отношений, мировое сообщество, экономика.
Обретение государственной независимости открыло Таджикистану возможность самостоятельно проводить свою внешнюю политику определять направления и приоритеты межгосударственных отношений. После обретения независимости Республика Таджикистан стала самостоятельным субъектом, что обусловило необходимость определения основных приоритетов внешнеполитического курса страны.
Основы внешней политики суверенного Таджикистана были определены в Заявлении «О государственной независимости Республики Таджикистан». Верховный Совет и правительство Республики Таджикистан, используя разработки министерства иностранных дел, основы которых были заложены решениями исторической ХУ1 сессии Верховного Совета Республики Таджикистан, определили основные позиции и приоритеты её внешней политики. За короткий исторический период независимого развития Таджикистана проведена огромная работа по становлению республики как суверенного государства, также и по его внешней политике. Исследуемый период был ознаменован повышением авторитета Республики Таджикистан на международной арене, развитием многопланового сотрудничества
Таджикистана с зарубежными странами и международными организациями. Внешняя политика Республики Таджикистан основана на установлении и развитии взаимовыгодных равноправных связей и контактов со всеми государствами.
Многовекторность внешней политики Таджикистана, доктрина «открытых дверей» способствовали и способствуют тому что, не меняя стратегическую линию по защите национально-государственных интересов на мировой арене, во главу угла внешней политики Таджикистана, в определение направлений ее осуществления, был положен всемерный учет взаимных интересов. Внешняя политика Республики Таджикистан - это политика дружбы и взаимодействия со странами мира и всестороннего развития межнациональных, экономических и культурных связей с ними.
Выявление наиболее приоритетных направлений внешней политики позволило Таджикистану выработать собственные пути вхождения в мировое сообщество. Государственную независимость Республики Таджикистан официально признали более 130 стран мира, около 90 из них установили с нашей страной дипломатические отношения, а 44 государства имеют в Таджикистане постоянных послов. Сегодня Таджикистан на полноправной основе входит в состав самых влиятельных международных организаций, укрепляет дружеские связи с десятками стран на всех континентах, тесно сотрудничает с крупнейшими банковскими и финансовыми корпорациями. В республике аккредитовано 67 иностранных представительств, 20 межправительственных и 18 неправительственных организаций. В отношениях нашей страны с мировым сообществом находит свое отражение многостороннее сотрудничество в рамках международных и региональных организаций, включая ООН, ЕвроСоюз, ОБСЕ, СНГ, ШОС и ОДКБ. За прошедшие годы республика присоединилась к 170 важнейшим международным конвенциям.
Всестороннее сотрудничество с мировым сообществом полностью соответствует национальным интересам Таджикистана. Сегодня оно развивается во всех сферах, в которых
имеются общие интересы - политика и безопасность, экономика и торговля, наука и техника, культура и образование.
В начале XXI века все человечество становится свидетелем усиления взаимодействия и взаимозависимости государств на всей нашей планете. Этот процесс обозначен в научной литературе как глобализация социальных, культурных, политических и экономических процессов.
Регионы Центральной Азии, долгое время остававшиеся вдалеке от глобальных мировых процессов, неожиданно превратились в геополитический центр, противостояние в котором местных, региональных и глобальных интересов стало одним из факторов мировой политики. Наличие мощного экономического, научно-технического и энергетического потенциала в сочетании с благоприятными природно-климатическими условиями и выгодным геополитическим положением способствует усилению геостратегического значения этого региона.
Таджикистан как молодое независимое государство, избравшее путь построения социально ориентированной рыночной экономики и гражданского общества, в той или иной мере ощущает влияние глобализации на собственном развитии. Это происходит благодаря присутствию иностранного капитала в экономике страны, деятельности международных организаций в республике, развитию глобальной сети Интернет в экономически значимых регионах страны, интеграции финансового рынка страны в мировое финансовое пространство [ 8,40]. Таджикистан, как и другие страны мирового сообщества, остро ощущает на собственном развитии не только влияние мирового экономического, финансового рынка, но и влияние таких глобальных проблем, как, например международный терроризм, сепаратизм, экстремизм, транснациональная организованная преступность и т.д. В этих условиях процесс интеграции, расширения, участия суверенных государств в Международных институтах и организациях необходимо рассматривать не только как историческую неизбежность, но и как важный фактор устойчивого развития, стабилизации, как отдельных регионов, так и в целом в масштабе всей страны.
Таджикистан, несмотря на последствия гражданской войны, активно вошел в современные мировые интеграционные процессы и со своей открытостью и сбалансированностью отношений со всеми странами умело, уверенно и поступательно начал двигаться по пути демократизации общества. Под воздействием процессов глобализации все постсоветские страны, в том числе страны Центральной Азии, будут вынуждены интегрироваться, так как только экономическая и политическая интеграция стран Центральной Азии сможет мимимизировать негативные моменты, которые влечет за собой процесс глобализации. Интеграция с мировым сообществом идет успешно. Расширяется и укрепляется региональное сотрудничество и в рамках международной организации Шанхайской организации сотрудничества.
Как известно, идея создания «Шанхайской пятерки» возникла при урегулировании границ между Китаем, Россией и новыми независимыми государствами Центральной Азии. Начав свое становление с разрешения пограничных проблем, лежащих в области международного публичного права, ШОС оказалась международной организацией нового типа, возникшей не из-за военно-стратегических соображений, а из-за политических, экономических и гуманитарных целей.
За короткое время ШОС удалось сформировать эффективную структуру, правовую базу, привлекательную для потенциальных новых членов, и стать ведущим игроком в Азии и в мировой политике. В этом сказался заложенный мощный потенциал развития Шанхайской организации сотрудничества. Площадь, численность населения и природные ресурсы стран ШОС во много раз превышают аналогичные показатели существующих глобальных и региональных структур безопасности. Общая территория входящих в ШОС государств составляет 61 % от всей территории Евразии. Здесь проживает свыше 3,5 млрд. людей (более половины человечества), производится 55% мирового валового национального продукта, сосредоточено 40% мировой торговли. Экономический потенциал включает в себя мощь Китая, России, Индии и ресурсы других членов и наблюдателей организации.
Следует отметить, что международный вес организации определяется не только совокупным демографическим и территориальным потенциалом стран-участниц, но и протекающим в рамках ШОС стратегическим диалогом двух ядерных держав, постоянных членов Совета Безопасности ООН - России, КНР. Это собственно и определяет ключевую, системнообразующую роль ШОС в обеспечении коллективной безопасности, как в Центральной Азии, так и гораздо шире - в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В декларации, принятой на учредительном саммите ШОС, в качестве основных целей провозглашались поддержание и обеспечение мира, безопасности и стабильности в Центральной Азии, а также сотрудничество в политической, торгово-экономической, образовательной, энергетической, транспортной и других областях. Тогда же была принята Конвенция о борьбе с терроризмом, которая впервые закрепляла на международном уровне определение сепаратизма и экстремизма как насильственных, преследуемых в уголовном порядке деяний. На Московском саммите-2003 были подписаны документы, определяющие порядок работы основных органов Организации, механизм формирования бюджета. Тогда же был избран первый исполнительный секретарь ШОС - Чжан Дэгуан [ 5, с.435].
За время своей деятельности государства-члены ШОС активизировали диалог, сотрудничество, показали взаимопонимание, разработали стратегию и управленческие структуры для реализации намеченных целей. ШОС действует и решает проблемы только в зоне своей ответственности и воинский контингент государств-членов не участвует в военных операциях ни в одной точке земного шара. На периодически проводимых саммитах глав государств-членов ШОС лидеры стран-участниц ШОС детально обсуждают вопросы углубления сотрудничества, а также политического взаимодействия в рамках Организации по ключевым вопросам.
Шанхайская организация сотрудничества является примером плодотворного сотрудничества представителей разных цивилизаций. За время своего существования ШОС зарекомендовала себя как действенный инструмент доверия между народами. Она не только обеспечивает безопасность государств,
но и открывает новые возможности взаимодействия в экономической и культурно-гуманитарной сферах. ШОС оказывает существенное влияние на геополитическую обстановку на континенте, не является противовесом НАТО, поскольку это не военная, а политико-экономическая организация, готовая к диалогу и сотрудничеству со всеми интеграционными объединениями. Важной чертой ШОС является открытость для взаимодействия государств. Об этом говорят постоянное желание в той или иной форме «подключиться к работе ШОС со стороны ряда государств и региональных организаций, разделяющих основные принципы организации.
Так, Монголия в 2004 году получила статус наблюдателя. В июне 2005 в Астане его получили Индия, Пакистан и Исламская Республики Иран, которые стали в ШОС странами-наблюдателями. Пакистан, кстати, уже выразил желание стать полноправным членом организации. Аналогичный интерес отмечается со стороны Турции, Афганистана, Шри-Ланки. Интерес к сотрудничеству проявляет даже Евросоюз. Из этого можно заключить, что географических пределов для такого сотрудничества нет. Страна может находиться где угодно, главное, чтобы она была готова уважительно относиться к ШОС, быть заинтересованной в сотрудничестве с ней в области региональной безопасности. Увеличение числа наблюдателей пойдет на пользу как ШОС, так и странам, получившим этот статус, поскольку проблемы региональной безопасности переплетаются с их интересами. Так, в ближайшее время была создана контактная группа ШОС-Афганистан, для того чтобы содействовать экономическому развитию этой страны, чтобы она уходила от выращивания угрожающего всему человечеству наркотического сырья.
ШОС набирает силу. Об этом свидетельствуют регулярные саммиты, встречи государств-членов ШОС, посвященные глобальным проблемам региона. В целом за десять с небольшим лет новейшей истории таджикско-центрально-азиатских отношений сделано немало. Сегодня эти отношения охватывают все основные области сотрудничества от политического диалога и связей по военной линии до торгово-экономического взаимодействия и культурных обменов. Несмотря на трудности,
возникающие на этом пути, стороны не только не потеряли интерес друг к другу - взаимное притяжение усиливается.
Важно подчеркнуть, что изначально в деятельности ШОС закладывались принципы мирного разрешения разногласий между странами-членами и ненаправленность ШОС против других государств и международных организаций. Устанавливая межцивилизованное согласие и развивая межконфессиональный диалог, ценя и уважая цивилизационные ценности своих партнеров, ШОС является организацией, отстаивающей многообразие культур на своем пространстве. Установившийся дух взаимного доверия, взаимной выгоды, равенства, взаимных консультаций, уважения к многообразию культур и стремления к взаимному развитию, получивший известность как «шанхайский дух», окончательно утвердился как основной объединяющий и консолидирующий фактор ШОС.
Следует отметить, что ШОС из организации, созданной в 1996 г. в первую очередь для обеспечения коллективной безопасности, постепенно превратилась в структуру, охватывающую все функциональные сферы государственной и общественной жизни государств-членов ШОС. Рассматривая вопросы расширения сотрудничества от «Шанхайской пятерки» к ШОС, необходимо отметить тот факт, что до 2000 года шел подготовительный этап по созданию новой организации. Решение о создании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) было принято по итогам встречи 14-15 июня 2001 года в Шанхае, где произошла правовая трансформация организации, учредителями и полноправными участниками которой стали шесть государств - Россия, Казахстан, Китай, Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан. Тем самым впервые в истории были заложены юридические основы системы азиатской безопасности.
Таджикистан как одно из ключевых государств Центральной Азии стоял у самых истоков создания ШОС. Естественно, что для Таджикистана стало выгодно, исходя из своих национальных интересов, развивать свои отношения со всеми геополитическими центрами. Можно заключить, что внешняя политика Таджикистана после событий 11 сентября приобрела другой
вектор. В условиях глобализации и ускорения интеграционных процессов она становится все более гибкой, с учетом не только своих национальных интересов, но и устремлений к соседям по региону, а также всех вовлеченных во внешнеполитические и внешнеэкономические связи государств-членов ШОС. Руководство страны регулярно дает понять, что в её внешней политике сотрудничество в рамках ШОС является одним из приоритетов.
Для таджикской дипломатии ШОС - абсолютно новое начинание. Впервые в своей истории Таджикистан не просто участвует в формировании международной организации, но и играет в ней ведущую роль. Важен не только поворот Таджикистана к многосторонним формам международного общения, к которым он на протяжении десятилетий относился настороженно. Инициировав учреждение ШОС, Таджикистан заявил о себе как о ключевой региональной державе, способной взять на себя ответственность за поддержание (во взаимодействии с другими странами) военно-политической стабильности и развитие экономического сотрудничества в Центральной Азии.
Особо следует выделить, что в рамках ШОС развивалось не только военно-политическое, но и экономическое сотрудничество внутри организации. Так, в рамках ШОС одобрена долгосрочная, на 20-25 лет, программа экономического сотрудничества государств-членов ШОС. В 2004 на саммите глав государств -членов ШОС в Санкт-Петербурге был принят план реализации этой программы, который включает около 130 позиций. В долгосрочной программе записано, что целью экономического сотрудничества является создание благоприятных условий для свободного движения ресурсов, капиталов людей. Это очень сложное дело, поскольку члены «шанхайской шестерки» состоят в различных экономических объединениях, для обеспечения финансирования важнейших проектов по углублению экономического сотрудничества в интересах безопасности региона.Для обеспечения финансирования важнейших проектов по углублению экономического сотрудничества в интересах безопасности региона создана неправительственная негосу-
дарственная структура - Деловой Совет ШОС, а также фонд развития ШОС, способного на задействованные деньги предпринимателей, частных и банковских структур обеспечивать финансирование проектов организации.
Следует отметить, что с приобретением центрально-азиатскими республиками статуса независимых государств Китай первоначально проводил там осторожную политику, сознавая нежелательность и преждевременность демонстрации своих геополитических амбиций в регионе. Новые независимые государства рассматривались Китаем только в плане безопасности своих восточных границ. С конца 90-х годов, в отличие от других, действующих акторов, Китай в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) намного расширил связи со всеми пятью республиками Центральной Азии (Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан). В рамках этой организации, на саммитах государств-членов ШОС (1996,1997,1998) Китай решил все проблемы о спорных участках границы со всеми соседними государствами Центральной Азии, укрепил с ними торговые связи, увеличил объем инвестиций. Растущий китайский интерес замечен, в первую очередь в экономической сфере, он твердо представлен в Казахстане и Кыргызстане.
В настоящее время Китай заинтересован в формировании надежных коммуникационных связей и развитии транспортной инфраструктуры в Центральной Азии. Потенциал «китайского фактора» имеет тенденцию к наращиванию своего влияния. К примеру, договоренности о прокладке газопровода-гиганта из Туркменистана в Китай расширяет возможности Пекина в регионе. Китай в настоящее время прорабатывает проект «железнодорожного шелкового пути» из восточной Азии в Европу, так называемый мост Ляньюган - Роттердам.
За время своей деятельности государства-члены ШОС активизировали диалог, сотрудничество, показали взаимопонимание, разработали стратегию и управленческие структуры для реализации намеченных целей. Определены основные приоритеты, а также были предприняты конкретные
шаги по углублению военно-политического, экономического и политического регионального сотрудничества. ШОС действует и решает проблемы только в зоне своей ответственности и воинский контингент государств-членов не участвует в операциях ни в одной точке земного шара. Важным событием в развитии ШОС стало первое заседание руководителей парламентов стран ШОС, а также Форум Шанхайской организации с участием национальных исследовательских центров. Таджикистан в этом форуме представляет Центр стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан. Таким образом, в сферу действия организации постепенно включаются новые силы и структуры, закладывающие теоретические основы взаимодействия государств-членов и государств-наблюдателей, которые сделают деятельность ШОС понятной и прозрачной.
В дипломатических отношениях Таджикистана с государствами-членами ШОС двусторонние отношения с великим восточным соседом - Китайской Народной Республикой, занимают особое место, являясь приоритетным направлением внешней политики Республики Таджикистан. Отношения с этой страной с начала XXI века развиваются динамично, эволюционизируя в направлении стратегического партнерства. Это обусловлено не только политическим и экономическим весом Китая в мире и Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и глубокими историческими связями, общими культурными и политическими ценностями, схожими экономическими задачами, а также наличием общей границы. Не менее важным является общее видение долгосрочного экономического и политического партнерства в рамках ШОС, обеспечивающее развитие и процветание народов.
За сравнительно небольшой исторический промежуток времени государства в своих возможностях достигли значительных результатов. Между Душанбе и Пекином идет постоянный плодотворный политический диалог, разрабатываются проекты, затрагивающие развитие экономики и других секторов народного хозяйства. На данный исторический период между государствами подписаны десятки межправительственных соглашений, регламентирующие все стороны таджикско-китайских отношений.
Несмотря на негативное воздействие мирового финансового кризиса, между государствами отмечается увеличение роста внешнеторгового оборота. Только за семь месяцев 2009 г., внешнеторговый оборот между ними увеличился более чем на 140 процентов и составил 679,9 млн.долл.по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Если в 2001 г. внешнеторговый оборот между РТ и Китаем составлял всего 7,4 млн.долл., то в 2007 г. он составил 283,6 млн.долл.в год [ 6, 330 ] .Из года в год увеличиваются инвестиции, которые вкладывает Китай в развитие экономики РТ. Так, Китай профинансировал ряд объектов в Таджикистане, в частности, объем инвестиций в табачную фабрику в Душанбе достигает 6,5 млн. долл. США. На севере Таджикистана в дехканских хозяйствах Согдийской области китайские специалисты внедрили систему капельного орошения хлопковых полей, что должно повысить урожайность хлопка в 3-4 раза [7,23] .
КНР внесла существенную лепту в реконструкцию и полную модернизацию государственных телекоммуникационных систем Таджикистана. Устойчивую нишу в телекоммуникационном рынке страны стали занимать такие компании как «ТК Mobile» и «М-Теко», которые являются совместными таджикско-китайскими предприятиями. В республике в настоящее время действует 39 совместных таджикско-китайских предприятий. Реализация кредитных соглашений и проектов, подписанных в июне 2006 года на встрече глав государств-членов Шанхайской Организации Сотрудничества, позволили ввести в действие высоковольтную линию электропередач ЛЭП-220 «Лолазор-Хатлон» [7,31]. В декабре 2009 г. китайскими специалистами была введена в эксплуатацию 500 высоковольтная ЛЭП высокого напряжения «Юг-Север», посредством которой можно будет ежегодно передавать 8 миллионов киловатт-часов электроэнергии с юга республики на север. Ввод в действие ЛЭП-500 приведет к началу крупномасштабного развития малых и средних частных предприятий в Согдийской области, преодолению ныне развивающихся тенденций деиндустриализации и деурбанизации области, будет способствовать быстрому развитию экономики сел, районов и городов, расположенных вдоль этой крупной линии
электропередач. Инфраструктурные объекты, которые сооружаются при финансовом и техническом содействии Китая в Таджикистане, по мнению ученых и специалистов страны, станут основой для существенного ускорения динамики экономического развития, эффективного решения самых серьёзных социальных проблем, в том числе резкого снижения уровня бедности [7, 24]. Сданные объекты, построенные китайскими специалистами, являются ещё одним свидетельством укрепления и расширения экономического сотрудничества между Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой.
В целом, можно заключить, что Китай в рамках ШОС строит долгосрочные стратегические отношения с Республикой Таджикистан. По нашему мнению, роль Пекина в республике и в регионе будет постепенно возрастать пропорционально ослаблению здесь российского влияния. В более отдаленной перспективе укрепление позиции Китая благодаря сотрудничеству с государствами-членами ШОС в Центрально-Азиатском регионе будут иметь далеко идущие последствия для будущего как для Республики Таджикистан, так и для центрально-азиатских государств.
Следует констатировать, что наряду с крупными совместными проектами, уже сейчас растет число китайских компаний и специалистов в республике, в связи с чем продолжается работа по их правовой защищенности, совершенствованию правовой базы инвестиций и хозяйственной деятельности на территории Таджикистана.
XXI век очевидно станет веком глобализации в международных отношениях. В этих условиях процесс интеграции, совершенствование и развитие сотрудничества Республики Таджикистан в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества необходимо рассматривать не только как историческую неизбежность, но и как важный фактор устойчивого развития. Эффективное использование совокупности возможностей внутреннего и внешнего характера, включая взаимовыгодное экономическое сотрудничество в рамках ШОС, открывает перед Республикой Таджикистан реальные перспективы интеграции в
мировое сообщество, динамичного экономического роста и усиления своего влияния на развитие мировой хозяйственной
системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дипломатия Таджикистана: Вчера и сегодня. - Т. 1.-Душанбе: Ирфон,2009
2.Левашов В.К. Общество и глобализация. //« Социс»-2005.-№4(252)
3. Завершение визита Президента Э.Рахмонова. в Китай. //Народная газета.- 2007. -31 янв.
4. Рахмонов на саммите ШОС в Шанхае. ///Народная газета.- 2006. -21 июня.
5. Саидов З.Ш. Внешняя политика Таджикистана в условиях глобализации,- Душанбе: Авасто.-2004
6. Статистический ежегодник Республики Таджикистан (официальное издание). - Душанбе: Госкомстат РТ, 2008
7. Умаров, Х.У. О некоторых проблемах экономических отношений между КНР и РТ на современном этапе / Х.У. Умаров // Таджикистан и современный мир. - 2006. - №3
8. Хайдаров Р.Д. Влияние глобализации на процесс формирования внешней политики РТ // Таджикистан и современный мир,-Душанбе,2006.-№2
Из истории развития внешних связей Республики Таджикистан с Шанхайской Организацией Сотрудничества
Р.Алиева
Ключевые слова: внешняя политика, интеграция, содружество, история межгосударственных отношений, мировое сообщество, экономика В статье раскрывается история формирования внешней политики РТ Освещаются приоритеты в развитии сотрудничества РТ с государствами - членами ШОС. Анализируется эффективность деятельности организации по выполнению принимаемых решений. Рассматриваются вопросы сотрудничества РТ с государствами-членами ШОС в области экономики.
From the History of the Development of Outward Ties Implemented by Tajikistan Republic with Shangh ai Organization of Cooperation
R.Aliyeva
Key words: foreign policy, integration, commonwealth, the history of interstate relations, world community, economy
The article dwells on the history ofRTforeign policy formation. There are elucidated the priorities in the development of RT cooperation with ShOC state-members. The effectiveness of the activity of the organization related to implementation of the resolutions adopted is analyzed. The issues of RT cooperation with ShOC state-members are considered.