Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ХОЗРАСЧЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ'

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ХОЗРАСЧЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЗРАСЧЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ / КОЛХОЗЫ / СОВХОЗЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ / ПОЛНЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ / ХОЗРАСЧЕТНАЯ ИНИЦИАТИВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбкина О. С.

В статье рассказывается о развитии производственных отношений, зародившихся после установления Советской власти в 1917 году в первых добровольных объединениях трудящегося крестьянства, основанных на коллективном труде. Говорится об основных мерах, направленных на реализацию ленинских принципов хозяйственного расчета в колхозах и совхозах.Новое развитие хозрасчетные отношения получили после Пленума ЦК КПСС в марте 1965 года, когда перед колхозами и совхозами была поставлена задача вести свою деятельность на принципах полного хозяйственного расчета. В статье описывается период реформирования в СССР, начавшийся в 1965-1966 годах и закончившийся в середине 80-х годов 20-го века,являющийся первымэтапом экономических реформ в сельском хозяйстве СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ХОЗРАСЧЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ»

самостоятельно зарабатывать средства для обеспечения своей семьи, а государство будет выступать лишь посредником, предоставляющим ему возможность занятости.

В настоящее время в рынок труда является механизмом управления занятостью населения, имеющим определенный уровень развития производительной силы общества.

Регуляторами рынка труда могут быть не только макро- и микроэкономические показатели, но и социальные и социально-психологические.

Ориентация государственной политики в области занятости, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития, прежде всего, направлены на применение комплексных мер по смягчению кризисных ситуаций.

Использованные источники:

1.Трудовой кодекс Российской Федерации / Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.

2.Казаков А.А. Формирование рынка труда в современных условиях/Отечественный журнал социальной работы. - 2014. - 20 с.

Рыбкина О.С. старший преподаватель кафедра финансов и кредита ФГБОУ ВПО Чувашская государственная сельскохозяйственная академия Россия, г. Чебоксары ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ХОЗРАСЧЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В

СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ Аннотация. В статье рассказывается о развитии производственных отношений, зародившихся после установления Советской власти в 1917 году в первых добровольных объединениях трудящегося крестьянства, основанных на коллективном труде. Говорится об основных мерах, направленных на реализацию ленинских принципов хозяйственного расчета в колхозах и совхозах.Новое развитие хозрасчетные отношения получили после Пленума ЦК КПСС в марте 1965 года, когда перед колхозами и совхозами была поставлена задача вести свою деятельность на принципах полного хозяйственного расчета. В статье описывается период реформирования в СССР, начавшийся в 1965-1966 годах и закончившийся в середине 80-х годов 20-го века,являющийся первымэтапом экономических реформ в сельском хозяйстве СССР.

Ключевые слова: хозрасчетные отношения, коллективизация, колхозы, совхозы, экономические реформы, полный хозяйственный расчет, хозрасчетная инициатива.

Каждому этапу экономического развития соответствуют не только достижения и успехи, но и назревающие противоречия, приводящие в случае неразрешения к кризисному состоянию. Кризис в сельском хозяйстве сопровождается такими негативными явлениями, как снижение валового производства продукции, изношенностью и устареваниематериально-технической базы, оттоком рабочей силы в другие отрасли. Чтобы остановить такие кризисные проявления, необходим глубокий научный анализ предшествующего периода. Именно на основе изучения богатого опыта развития экономических отношений в прошлом нужно проводить аграрные преобразования в сельском хозяйстве страны в будущем.

С момента перехода к рыночной экономике в России проведены реформы, давшие благотворные плоды. Однакоесть важные проблемы аграрной политики предшествующего этапа, требующие новых подходов и оценок для решения на современном этапе развития. В частности, на современных сельскохозяйственных предприятиях не полностью использован потенциал внутрихозяйственных экономических отношений, основанных на принципах хозяйственного расчета. Положенные в его основу принципы самофинансирования и самоокупаемости, в условиях рыночной экономики нашли свое отражение в таком методе хозяйствования, как коммерческий расчет. Поэтому хозрасчетные отношения являются категорий, требующей изучения в историческом аспекте. Это поможет обобщить опыт развития сельскохозяйственных предприятий в советский и постсоветский период, работающих на принципах хозяйственного и коммерческого расчета.

Таким образом, изучение истории хозяйственного расчета актуально. Оно позволяет глубже понять причины неудач в прошлом, а также оградит от возможных ошибок в будущем.

После установления Советской власти объединения трудящегося крестьянства создавались в форме коммуны, артели и товарищества по совместной обработке земли. Первые артели в 1917-1918 годах создавались на основе самостоятельно разработанных уставов. Согласно устава земледельческой артели 1919 года артельные взносы делались не только денежными суммами, но и мертвым и живым инвентарем. Кулаки, лишенные избирательских прав в артель не допускались.

В 1922 году был утвержден новый Устав сельскохозяйственной артели.Сельскохозяйственная артель - форма добровольного объединения крестьян для ведения коллективным трудом крупного обобществленного хозяйства. Этот устав не требовал от членов артели ликвидации личного хозяйства.

Однако переход к сплошной коллективизации крестьянскиххозяйств потребовал внести в изменения в порядок организации и деятельности артели. И в 1930 году был утвержден «Примерный устав сельскохозяйственной артели», который вводил обобществление полностью всех земельных угодий, в том числе и приусадебных земель, с оставлением

последнихв единоличном пользовании в размерах, утверждаемых общим собранием.

Обобществлялись: весь рабочий скот, сельскохозяйственный инвентарь, весь товарно-продуктивный скот, все семенные запасы, кормовые средства в размерах, необходимых для содержания обобществленного скота, хозяйственные постройки, необходимые для ведения артельного хозяйства и все предприятия по переработке. Не подлежали обобществлению: жилые постройки, мелкий сельскохозяйственный инвентарь, потребный для работ на приусадебных землях, одна корова на двор, мелкий скот и домашняя птица.

Оплата труда членов артели проводилась натурой и деньгами из результатов урожая и других доходов артели, а в основу расчетов клалось количество и качество труда отдельного колхозника или двора. В 1931 году решением У1-го съезда Советов СССРбыл утвержден общий принцип учета труда и распределения доходов по трудодням. По всем видам сельскохозяйственных работ были разработаны нормы выработки и расценки работы в трудоднях.

При переходе к сплошной коллективизации крестьянских хозяйств в 1930 году артели составляли 73,9%, а в 1932 году артели - 95,9 % от общего числа колхозов. Дальнейшее развитие колхозного движения закрепило безраздельное господствующее положение артельной формы в колхозном строе.

В 1935 году был разработан новый «Примерный Устав сельскохозяйственной артели», который точно определял допустимые размеры подсобного личного хозяйства членов артели: размеры приусадебного участка и численность скота в личном владении [5, стр. 11].

Примерный устав 1935 года стал основным государственным законом по колхозному строительству. Он определял правовые основы колхозного сектора сельского хозяйства СССР. Колхозы по своей экономической природе являются хозрасчетными предприятиями. Они в основном за счет собственных доходов расширяют производство, оплачивают труд колхозников и создают другие общественные фонды.

Но до середины 60-х годов хозрасчетные отношения в колхозах были развиты недостаточно и применялись непоследовательно. Устав 1935 года уже не смог охватить все стороны жизни и деятельности колхозов и иногда ограничивал их инициативу в развитии общественного хозяйства, наиболее отвечающего конкретным условиям того или иного колхоза. В 1939 году для каждого трудоспособного колхозника вводился обязательный минимум трудодней в размере от 60 до 100 трудодней в году по разным районам, который был повышен в 1942 году до 100-150 трудодней. Многие элементы производства не имели стоимостного выражения. В системе планирования, учета и оценки итогов деятельности преобладали натуральные показатели. В колхозах не исчислялась себестоимость продукции. Выручка от продажи продукции государству по заготовительным ценам в ряде случаев не

возмещала даже издержек производства. Тем самым затруднялась реализация основных принципов хозрасчета - оперативно-хозяйственная самостоятельность, самоокупаемость и расширение производства за счет собственных средств, поступающих от реализации продукции. Колхозам доводились в директивном порядке планы посевных площадей и урожайности сельскохозяйственных культур, поголовья скота и его продуктивности, объем производства валовой и товарной продукции и т.д. Такой порядок сковывал хозрасчетную инициативу колхозов, не стимулировал лучшее использование резервов производства[2, стр.12].

В 1955 годуосудили практику доведения до колхозов и совхозов планов посевных площадей и урожайности сельскохозяйственных культур, поголовья скота и продуктивности животных. Был введен новый порядок планирования сельского хозяйства. Единственным плановым показателем для колхозов стал план закупок основных видов продукции в натуральном выражении, тогда как отдельные показатели плана разрабатываются непосредственно коллективом каждого колхоза. Такой порядок планирования развивал хозрасчетную инициативу колхозов, стимулировал лучшее использование резервов хозяйства [2, стр. 12].

Уже в 1956 году в Постановлении «Об Уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управления делами артели» подчеркнуто, что сами колхозники должны распоряжаться своим имуществом и продуктами и направлять деятельность хозяйства в соответствии с законами Советской власти, решениями партии и правительства [2, стр. 12,13].Колхозам было рекомендовано исходя из интересов государства, общественных интересов колхозов и личных интересов колхозников, самим дополнять и изменять отдельные положения принятого устава с учетом местных конкретных условий, в частности, размеры приусадебных участков, количество скота в личном владении, минимум трудодней и др.

Совхозы первоначально создавались на месте конфискованных нетрудовых хозяйств - помещичьих имений, хозяйств на церковно-монастырских землях и землях царской фамилии. В конце 1920-х годов в стране насчитывалось 3988 совхозов, которые занимали (по разным оценкам) лишь 2-6% бывших помещичьих земель. Совхозы (сокращенно от слов «советское хозяйство») изначально и до 1990 г. представляли собой крупные государственные сельскохозяйственные предприятия.

В последующие годы совхозы создавались за счет государства на свободных землях. Особую роль в снабжении городского населения продуктами питания, которые было невыгодно возить на дальние расстояния (молоко, картофель, овощи, фрукты), сыграли пригородные совхозы, создаваемые уже с весны 1918 года. В числе первых из них был подмосковный совхоз «Лесные поляны», созданный в 1920 году. Его директором был известный государственный деятель В.Д. Бонч-Бруевич по совместительству с основной работой в Совнаркоме. Широкая организация

совхозов началась в конце 20-х - начале 30-х годов XX в. [5, стр. 10].

Совхозы еще с начала 30-х годов, осуществляя ленинские идеи в практике, являлись хозрасчетными предприятиями [1, стр. 3,4]. Первоначально, согласно положению о социалистическом землеустройстве, совхозы создавались как образцовые хозяйства, управлялись централизованно, финансирование осуществлялось в сметном порядке [2, стр. 51]. Получаемую прибыль они использовали как для увеличения своих фондов и производства необходимой государству продукции, так и для повышения материального и культурного уровня работников [1, стр. 4]. Как отмечают авторы Тонкович В.С. и Мазало Н.С., до 1965 года хозрасчет в совхозах носил в значительной мере формальный характер. Большая часть хозяйств была убыточной, а в рентабельных хозяйствах прибыль в основном изымалась в бюджет, и в то же время основные суммы капитальных вложений на расширение производства безвозмездно финансировались из бюджета.

Этими исследователями отмечено, что действовавшие в период с 1921 по 1928 г. заготовительные цены не обеспечивалисовхозам возможности рентабельной работы. [2, стр. 51]. Сдаточные цены на многие виды совхозной продукции, особенно на зерно, молоко, говядину, свинину, овощи, не только не соответствовали их себестоимости, но и во многих случаях были даже ниже её[1, стр.4].

Поэтому в начале 30-х годов возникла система государственных дотаций из государственного бюджета на покрытие разницы между плановой себестоимостью и выручкой от реализации продукции государству. В период с 1929 по 1953 годы было создано большое количество новых совхозов с низким уровнем развития материальной базы. Им безвозмездно предоставлялись денежные средства - дотации для покрытия их убытков. С 1939 года совхозы полностью перешли на систему государственных дотаций [2, стр. 51,52].

Как отмечает Л.М. Клецкий, системы плановых дотаций побудила отдельных руководителей предприятий на то, что они «... главное внимание направляли не столько на режим экономии, сколько на обоснование получения возможно большей суммы плановых дотаций из бюджета государства». Лишь на отдельные виды совхозной продукции, в том числе на технические культуры, сдаточные цены превышали себестоимость и обеспечивали прибыль [1, стр. 4].

С 1954 года система плановых дотаций была отменена, в связи с чем на некоторые виды продукции несколько повысили сдаточные цены. После этого больше хозяйств стало работать без убытков. Однако уровень прибыли в массе их оказывался невелик. Поэтому капитальные затраты их продолжали финансироваться из государственного бюджета и лишь в незначительных размерах покрывались собственной прибылью. К тому же немало совхозов по многим видам продукции не обеспечивали окупаемости даже текущих производственных затрат. Как отмечает Л.М. Клецкий, все это

указывало на то, что во многих хозяйствах хозрасчет имел лишь формальный характер и в полной мере не применялся. Сила длительно установившихся традиций сохранялась. Иждивенческие тенденции преобладали над хозрасчетными [1, стр. 4]. Как отмечают авторы Тонкович В.С. и Мазало Н.С., в управлении совхозами широко применялись административные методы. Совхозам планировался широкий круг директивных плановых показателей, иногда без учета местных особенностей и реальных условий производства. Такие отношения сужали хозрасчетную самостоятельность совхозов, не развивали инициативу коллективов, не заинтересовывали их в эффективном использовании безвозмездно полученных средств на расширение производства [2, стр. 53].

Новым этапом развития хозяйственного расчета в колхозах явились решения мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС[2, стр. 13]. Пленум осудил проявление валюнтаризма и субъективизма в планировании и организации заготовок сельскохозяйственных продуктов. Исследователи 1965-1966 годы считают началом первый этап общеэкономических реформ, проведенных в сельском хозяйстве СССР. По их мнению продлится он до середины 80-х годов 20 века[5, стр.52]. Он предусматривал переход к использованию экономических методов руководства, к развитию демократического характера управления[2, стр. 13]. Перечислим ряд мер по укреплению хозяйственного расчета на первом этапе:

- решения мартовского Пленума ЦК КПСС в 1965 г. указывают на необходимость колхозам и совхозам вести свою производственную деятельность на основе полного хозяйственного расчета[2, стр.13]. Хозяйства, переведенные на полный хозяйственный расчет, обеспечивают возмещение всех производственных затрат, осуществление дальнейшего расширенного воспроизводства (капитальные вложения производственного назначения, формирование основного стада, прирост собственных оборотных средств и др.), создание фондов экономического стимулирования и других фондов, а также своевременный возврат кредитов банка за счет собственных средств [2, стр. 54].Каждому колхозу и совхозу стали доводить экономически обоснованные твердые планы закупок важнейших сельскохозяйственных продуктов по годам пятилетки. По решению правительства в 1966 году была проведена всеобщая компания по переводу всех колхозов на ежемесячную гарантированную государством денежную оплату труда по тарифным условиям, системам и формам вознаграждения по аналогии с совхозами с участием государственного бюджета (дотаций) [5, стр.52].А в 1969 году принимается Примерный устав колхоза, и с этого момента колхозы, как юридическая категория вошли в жизнь [5, стр. 10].В дальнейшем Коммунистической Партией и правительством СССР применялись меры по усовершенствованию положения о деятельности совхозов на полном хозрасчете (1972, 1973, 1974 годы). К 1976 г. в стране был завершен перевод всех совхозов на полный хозрасчет [2, стр.55].

- на июльском Пленуме ЦК КПСС в 1978 году намечены меры по

укреплению финансового положения колхозов и совхозов, совершенствованию экономических рычагов в управлении сельскохозяйственным производством. Так с 1 января 1979 года значительно повышены закупочные цены на молоко, продукцию овцеводства, картофель и отдельные виды овощей. Повышение закупочных цен произведено без изменения розничных. Освобождены от уплаты подоходного налога колхозы с рентабельностью до 25%.

- с 1981 года Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14.11.1980 г. принято решение о включении в закупочные цены сумм выплачиваемых ранее надбавок за сверхплановую продажу зерна, сахарной свеклы, хлопка-сырца, картофеля, скота и птицы, молока и другой продукции. Связано это было с установлением единых планов закупок, и введено в целях улучшения системы стимулирования хозяйств;

- в централизованном порядке была установлена формула распределения прибыли совхоза: до 15% могло быть направлено по решению трудовых коллективов в фонд материального поощрения, до 10% -в фонд социально-культурных и жилищных мероприятий, остальная прибыль в размере 75% предназначалась для расширенного воспроизводства и составляла фонд укрепления и развития хозяйства. Та же распределительная модель рекомендовалась и колхозам[5, стр. 52,53];

- наделение органов государственного управления кроме государственно-управленческих обязанностей отдельными функциями хозяйствующего субъекта с увязкой оплаты труда в них с результатами подведомственных структур.Так, в сельском хозяйстве на уровне административного сельского района были образованы РАПО (районные агропромышленные объединения), в областях (краях) - соответствующие так называемые производственные объединения (агропромсоюзы), в стране -Госагропром СССР [5, стр.53]. Целесообразность создания единых органов управления АПК была признана после апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС, наметившего курс на перестройку управления народным хозяйством и отдельными его звеньями. [4, стр.11]. Эта система в России просуществовала до 1992 г. (отменена постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 81 «О реформировании системы управления агропромышленным комплексом Российской Федерации»).

Таким образом, начало разработки теории хозяйственного расчета принадлежит В.И. Ленину. Задача организации производства на основе хозяйственного расчета поставлена с первых дней создания нашего государства. (2, стр. 4). Хозрасчетные тресты и их добровольные объединения рассматривались как основные рабочие звенья организационной структуры экономики (3, стр. 14).

Основы хозяйственной деятельности колхозов с начала 1917 года до 1955 годы заключались в следующем:

1) введение артельных взносов денежными суммами, мертвым и живым инвентарем;

2) обобществление полностью всех земельных угодий;

3) определение допустимых размеров подсобного личного хозяйства членов артели: размеров приусадебного участка и численности скота в личном владении;

4) оплата труда членов артели натурой и деньгами из результатов урожая и других доходов артели;

5) принцип оплаты труда по количество и качеству труда отдельного колхозника или двора;

6) установление нормы выработки и расценки работы в трудоднях;

7) доведение до колхозов в директивном порядке планов посевных площадей и урожайности сельскохозяйственных культур, поголовья скота и его продуктивности, объема производства валовой и товарной продукции.

Дальнейшее развитие хозрасчетные отношения в колхозахполучили:

- в 1955 году, когда были отменены планы посевных площадей и урожайности сельскохозяйственных культур, поголовья скота и его продуктивности. Единственным плановым показателем для колхозов стал план закупок основных видов продукции в натуральном выражении;

- в 1956 году, когда колхозникам предоставили право самим дополнять и изменять отдельные положения принятого устава с учетом местных конкретных условий, в частности, размеры приусадебных участков, количество скота в личном владении, минимум трудодней и другие. Сами колхозники должны распоряжаться своим имуществом и продуктами, и направлять деятельность хозяйства в соответствии с законами Советской власти, решениями партии и правительства.

Идея создания крупного государственного сельскохозяйственного предприятия (совхоза) как хозрасчетного, принадлежит В.И. Ленину. Однако еще с начала широкомасштабной организации совхозов в 30-е годы совхозы лишь формально считались хозрасчетными предприятиями. Закупочные цены на многие виды совхозной продукции не обеспечивали окупаемости текущих производственных затрат. Большая часть хозяйств была убыточной, а в рентабельных хозяйствах прибыль в основном изымалась в бюджет и в то же время основные суммы капитальных вложений на расширение производства безвозмездно финансировались из бюджета. Поэтому в начале 30-х годов возникла система государственных дотаций из государственного бюджета. В 1954 году отменяется система плановых дотаций, и повышаются сдаточные цены. В связи с этим повышается размер прибыли в хозяйствах, однако, не на высокий уровень. Поэтому капитальные затраты еще продолжались финансироваться из государственного бюджета и лишь в незначительных размерах покрывались собственной прибылью. В управлении совхозами широко применялись административные методы. Совхозам планировался широкий круг директивных плановых показателей, иногда без учета местных особенностей и реальных условий производства.

Состоявшийся в марте (1965 г.) Пленум ЦК КПСС ознаменовал начало первого этап развития хозяйственного расчета в колхозах и оперативно-

хозяйственной самостоятельности в совхозах.Начатый в 1965-1966 годах он продлился до середины 80-х годов 20-го века.В числе проводимых в государстве мер, были следующие:

- принятие решение о постепенном переводе совхозов на полный хозрасчет. К 1976 г. в стране был завершен перевод всех совхозов на полный хозрасчет;

-доведение до каждого колхоза и совхоза экономически обоснованных твердых планов закупок важнейших сельскохозяйственных продуктов по годам пятилетки;

- перевод всех колхозов на ежемесячную гарантированную государством денежную оплату труда по тарифным условиям, системам и формам вознаграждения по аналогии с совхозами с участием государственного бюджета (дотаций);

- значительное повышениес 1 января 1979 года закупочных цен на молоко, продукцию овцеводства, картофель и отдельные виды овощей;

- включениес 1981 года в закупочные цены сумм выплачиваемых ранее надбавок за сверхплановую продажу зерна, сахарной свеклы, хлопка-сырца, картофеля, скота и птицы, молока и другой продукции.

- установление направлений распределения прибыли совхоза и колхоза: до 15% могло быть направлено по решению трудовых коллективов в фонд материального поощрения, до 10% - в фонд социально-культурных и жилищных мероприятий, остальная прибыль в размере 75% предназначалась для расширенного воспроизводства и составляла фонд укрепления и развития хозяйства;

- наделение органов государственного управления отдельными дополнительными функциями хозяйствующего субъекта с увязкой оплаты труда в них с результатами подведомственных структур.

Основополагающим принципом первого этапа общеэкономических реформ в сельском хозяйстве СССР являлась необходимость ведения производственной деятельности колхозов и совхозов на основе полного хозяйственного расчета.

Второй этап общеэкономических реформирования совхозов и колхозов в рамках СССР охватывает период с 1987 по 1990 год [5, стр. 53]. Происходящие в этот период изменения в экономическом укладе сельского хозяйства страны заслуживают пристального изучения и являются предметом дальнейших исследований.

Использованные источники:

1. Полный хозяйственный расчет в совхозах/ под ред. В.А. Гончаренко [и др.] - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Колос, 1976. - 320 с.

2. Тонкович В.С., Хозяйственный расчет в колхозах и совхозах/ В.С. Тонкович Н.С. Мазало. - Мн.: Ураджай, 1982. - 111 с.

3. Хозрасчет в сельском хозяйстве /В.В. Ефременко, В.Г. Гусаков, И.А. Межуева И.А. и др.; под ред. В.В. Ефременко. - Мн.: Ураджай, 1990. - 271 с.

4. Хозрасчет и самоуправление в трудовых коллективах колхозов и совхозов

/ под ред. И.Г. Ушачева. - М.: Профиздат,- 1988. - 272 с. 5. Боголюбов С.А. Аграрное право: учебник /С.А. Боголюбов С.А., М.М. Бринчук, Н.О. Ведышева. -М.: Проспект, 2010. - 432 с.// Справочно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-сервис». -послед. обновление 15.04.2015.

Рыжкова О.В.

Ловянникова В.В., к.э.н. научный руководитель, доцент ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»

Россия, г. Ставрополь ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЪЮНКТУРЫ НА

ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ

External environment strongly influences the country's economy. This is largely due to the import and export of goods. The Russian economy had a high rate of growth, and therefore developed a strategic plan for long-term economy until 2025. Due to changes in the external economic environment, Russia needed a new plan to help cope with the crisis 2014-2015.

Внешнеэкономическая конъюнктура оказывает значительное влияние на развитие экономики страны. Во многом это связано с импортом и экспортом товаров. В российской экономики были высокие темпы роста, в связи с чем разработали стратегический план долгосрочной экономики до 2025 года, который образно разделили на три основных этапа:

- Первый этап (2006-2010 гг.) Был направлен на преодоление последствий деградации человеческого и основного капитала, кроме того он связан с высокой степенью влияния государства на внешнеэкономические отношения.

- Второй этап. (2011-2015 гг.) Планировалось завершить существенное инновационное обновление машиностроительного комплекса и модернизацию, планировалось увеличение в структуре экспорта доли инновационных продуктов и снижение доли традиционных товаров, а также значительный рост поставок продукции инвестиционной сферы на мировой рынок.

- третий этап ( 2016-2025 гг.) Предполагалась либерализация внешнеэкономических связей и экономики, ограничение дипломатической и кредитной поддержки саморегулируемых организаций государством. [2]

Но будущее часто непредсказуемо. Никто не мог предположить, что политический кризис 2013-2014 годов приведет к внедрению санкций со стороны европейских стран.

При этом следует отметить, что относительно причин кризиса существует масса различных мнений.

Владимир Путин заявил, что около 30% экономических проблем России связанно с влиянием санкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.