Торубаров Ю.С. *
Аспирант, кафедра истории и социально-культурного сервиса, Юго-западный
государственный университет
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
Аннотация
В статье рассматриваются основные направления налоговой политики СССР в отношении сельского населения в послевоенное время. Автор выявляет значение личных приусадебных хозяйств (ЛПХ) в обеспечении продовольствием сельского населения, а также описывает меры советской власти по борьбе с увеличением ЛПХ. Автор также определяет основные краткие направления развития сельскохозяйственного налога в послевоенные годы.
Ключевые слова: налог, сельское население, колхозники, личное хозяйство колхозника. Keywords: the tax, agricultural population, collective farmer, collective farmer's private production.
Победоносное окончание войны с гитлеровской Германией, а затем с милитаристской Японией и переход к мирному строительству позволили постепенно сократить налоговые тяготы населения.
1 января 1946 г. был отменен военный налог, что сразу внесло существенное облегчение плательщикам.[3,64]. В 1946-1950 гг. налоговые поступления от населения составили 7,7% в общей сумме доходов бюджета против 13,2% в последний год войны. [5,274].
В декабре 1947 г. была проведена денежная реформа, с целью изъять из обращения излишнюю массу денег; одновременно отменяется карточная система и несколько повышаются цены (выше бывших карточных, но ниже коммерческих). [4,354].
Необходимо отметить, что в послевоенные годы деревня находилась в бедственном положении: сказывались огромные потери населения, резкое сокращение технической базы. В районах, где велись военные действия, на полях остались мины, неразорвавшиеся снаряды, многочисленные воронки от снарядов. Кроме того, на сельское население была возложена дополнительная повинность - заготовки строевого леса для восстановительных работ. [4,355].
Политика властей в отношении деревни не претерпела существенных изменений и по-прежнему была направлена на выкачивание из деревни средств на восстановление и перестройку промышленности на производство гражданской продукции. С большими трудностями проходили хлебозаготовки в засушливом 1946 г. Областям, неохваченным засухой, план хлебозаготовок был увеличен. Для его выполнения колхозы вынуждены были сдавать зерно, выделенное на трудодни, в фуражный и страховочный фонды и даже нередко семенное зерно. Часть зерна, выращенного на приусадебном участке, колхозники также вынуждены были сдавать.
Выживали крестьяне благодаря личным приусадебным хозяйствам (ЛПХ), которые за годы войны удалось несколько увеличить. Так, например, продуктивный скот к концу 1948 г. был в основном сосредоточен в приусадебных хозяйствах колхозников и рабочих совхозов. Колхозные и совхозные фермы давали всего 17% молока, 25% мяса, 7% яиц. [4,356]. В такой ситуации ЛПХ не только спасали их хозяев, но и играли значительную роль в обеспечении продовольствием городского населения. На долю ЛПХ приходилось примерно 1,3% земли, закрепленной за колхозами. На 1 января 1950 г. 15,2% хозяйств не имели никакого скота, 47,1% - коров, 61% - свиней, 76,4% - овец и коз. [4, там же]. Тем не менее, в 1950 г. в ЛПХ производилось 48% мяса, 50% молока. Общий объем всей продукции ЛПХ более чем на 1/4 превосходил довоенный уровень.
* Торубаров Ю.С., 2011 г.
19 сентября 1946 г. было издано постановление СМ СССР и ЦК ВКП(б) «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах», в котором предписывалось провести обмеры приусадебных участков и вернуть прирезанные к ним во время войны земли в колхозы. [1]. Увеличение ЛПХ за счет колхозных земель было вызвано тем, что во время войны оплата трудодней сократилась настолько, что крестьяне не могли при прежних масштабах своего хозяйства обеспечить семью необходимым продовольствием.
В постановлении сурово осуждалось «расхищение общественных земель», которое идет «по линии увеличения приусадебных участков колхозников путем самовольных захватов или незаконных прирезок со стороны правлений и председателей колхозов в целях раздувания личного хозяйства в ущерб общественному». [4,357]. Местным органам давался сжатый срок -до 15 ноября провести проверку площадей приусадебных хозяйств и изъять излишки. Конечно, эта мера сама по себе не могла способствовать повышению производительности сельского хозяйства, ибо наиболее важные вопросы о завышенных планах поставок и чрезвычайно заниженных заготовительных ценах остались нерешенными. В 1947 г. в среднем на один двор приходилось 0,39 га против 0,46 га в 1940 г. [4,там же]. Сравнение этих цифр говорит о том, что в 1946 г. у сельского населения отрезали даже те «излишки», которые были у них до войны.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 августа 1948 г. были внесены изменения в порядок взимания подоходного налога с колхозов.[5,276]. До 1941 г. независимо от характера распределения все натуральные доходы колхозов облагались полностью, а продукция оценивалась по заготовительным ценам. В соответствии с новым указом в облагаемый доход не включалась продукция, используемая на прокорм обобществленного скота и на оплату работ МТС. Кроме того, облагаемая продукция оценивалась по-разному: по одной цене та, которая шла на внутрихозяйственные нужды, по другой, более высокой - та, которая распределялась среди колхозников.
В связи с тем, что на колхозных рынках произошло снижение цен на сельскохозяйственные продукты, в 1946, 1947 и 1950 гг. при исчислении сельскохозяйственного налога были понижены нормы доходности по отдельным источникам доходов. Тем не менее, понижение норм доходности не соответствовало фактическому снижению цен на сельскохозяйственную продукцию на колхозных рынках. Обложение сельскохозяйственным налогом доходов колхозников от личного подсобного хозяйства оставалось завышенным. Положение усугублялось еще и повышением в 1951 г. прогрессии шкалы ставок обложения сельскохозяйственным налогом. [5,281].
Кроме того, в 1952 г. к доходу от сельского хозяйства, исчисленному по нормам, делались надбавки от 5 до 10% на прочие неучитываемые доходы (от молодняка скота, домашней птицы и др.). [3,66]. Все это повысило обложение личного подсобного хозяйства колхозников.
В 1952 г. средний размер сельскохозяйственного налога на один колхозный двор по СССР составил 574 руб., средняя сумма налога с доходов, получаемых хозяйством колхозника от одной коровы, достигала 453 руб. [5,281]. Из общей суммы сельскохозяйственного налога 50% падало на доходы от скота в личном пользовании колхозников. Размер уплачиваемого налога все еще был ориентирован на сдерживание накопления в личном подсобном хозяйстве.
Сентябрьский Пленум ЦК КПСС 1953 г. отметил, что «завышенные нормы поставок продуктов с приусадебного хозяйства, имевшиеся у нас недостатки в налоговой политике в отношении личного хозяйства колхозников привели к сокращению поголовья коров, свиней, овец в личной собственности колхозников». [2,215].
Резкое уменьшение количества продуктивного скота, особенно мелкого, в личном хозяйстве колхозников наносило значительный ущерб народному хозяйству, в частности сказывалось на производстве продукции животноводства и на общем объеме заготовок в стране.
Производство всех видов продуктов животноводства, кроме свинины, сократилось за
период с 1950 по 1953 г., причем не только в хозяйствах колхозников, но и в личном хозяйстве рабочих и служащих. [2,216].
Как отметил Пленум ЦК, такое состояние личного подсобного хозяйства колхозников явилось также результатом того, что многие местные органы ослабили внимание к этому делу и мало проявляли заботы о том, чтобы каждый колхозный двор обзавелся скотом в пределах норм, установленных Уставом сельскохозяйственной артели. [2,216].
В заключение хочется отметить, что в отношении сельского населения в политике властей в послевоенное время не произошло кардинальных изменений. В частности, закупочные цены не были пересмотрены в сторону повышения, планы поставок оставались высокими, до половины урожая приходилось платить за услуги МТС, кадров не хватало, у колхозников были урезаны приусадебные участки. Небольшое снижение подоходного налога с колхозов в 1948 г. и понижение норм доходности при исчислении сельскохозяйственного налога не улучшили бедственного положения колхозников. Положение сельского населения улучшилось лишь после коренной перестройки сельскохозяйственного налога, произведенной в 1953 г.
Литература
1. СП СССР. - 1946. - №13. - ст. 254.
2. Марьяхин Г. Л. Очерки истории налогов с населения в СССР. - М., 1964. - 251 с.
3. Налоги с сельского населения в СССР. Правовые вопросы. / Пискотин М.И.; отв. ред.: Халфина Р. О. - М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 191 с.
4. Петухова Н.Е. История налогообложения в России 1Х-ХХ вв. - М.: Вузовский учебник, 2008. - 416 с.
5. Теория и история налогообложения: учебное пособие / Н.В. Ушак. - М.: КНОРУС, 2009. -336 с.