удк 947.084(571.6)
Колхозная торговля в системе продовольственного обеспечения населения Дальнего Востока РСФСР в первые послевоенные годы (1945-1953)
Денис Алексеевич Сафонов,
ведущий научный сотрудник научно- исследовательского отдела современной истории кгБнук, «хабаров -ский краевой музей имени н.И. гродекова», хабаровск. E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы колхозной торговли на Дальнем Востоке РСФСР в послевоенные годы. Показана роль, которую она играла в преодолении послевоенного дефицита и обеспечении населения региона основными продуктами питания.
Ключевые слова: Дальний Восток РСФСР, колхозная торговля, колхозный рынок, налоги, сельскохозяйственная продукция.
Collective-farm trade in the food supply of the population of the Russian Far East in the early post-war years (1945-1953).
Denis Safonov, leading research associate, scientific research department of contempo -rary history of the Khabarovsk Territorial museum after N.i. Grodekov.
In article views the problems of the functioning off arm trading the Russian Far East in the post-war years. Shows the role it play ed in overcoming the post-war short ages and main tenance of the population of the region of basic food stuffs. Key words: Russian Far East, сollective-farmtrade, farmers market, taxes, agricultural output.
В 1945—1953 гг. рыночная торговля колхозов и колхозников была одной из форм советской торговли, посредством которой осуществлялась экономическая связь между городом и деревней, рабочим классом и крестьянством. Социалистический характер колхозной торговли, по мнению политических деятелей, означал, что она обусловлена наличием в СССР государственной и колхозно-кооперативной форм собственности и осуществляется без участия крупных частных собственников.
Определение колхозной торговли в качестве советской не могло нивелировать того факта, что в её основе лежали рыночные законы. Примерный Устав сельскохозяйственной артели 1935 г. разрешал колхозам после выполнения обязательств по государственным поставкам и отчислений
на производственные нужды продавать часть сельскохозяйственной продукции на рынке. Право колхозников продавать продукцию, полученную со своих приусадебных хозяйств или на трудодни, определялось государственными постановлениями.
После Великой Отечественной войны, когда население страны испытывало острый недостаток в продуктах питания, одежде, жилье, а государственная торговая сеть была не в состоянии обеспечить массовый спрос городского и сельского населения на продовольственные и промышленные товары, колхозная торговля стала важным фактором в смягчении остроты дефицита. Значение, которое отводилось колхозной торговле в снабжении населения, подтверждалось включением в план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 гг. положений о необходимости восстановления и расширения сети колхозных рынков.
Материально-техническая база колхозных рынков повсеместно находилась в запущенном состоянии и требовала реконструкции. В 1946 г. на самом крупном рынке г. Хабаровска — Верхнем рынке (р-н современного Центрального рынка) — для колхозной торговли не существовало иной инфраструктуры, кроме нескольких открытых столов и полуразвалившихся сараев, в связи с чем значительная часть товаров, привезённая колхозниками на рынок, продавалась прямо с земли [ГАХК. Ф. 826. Оп. 4. Д. 45. Л. 20—21].
В решении исполнительного комитета Хабаровского краевого совета депутатов от 14 мая 1947 г. отмечалось, что на рынках Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Свободного не было надлежащих условий: не хватало крытых и открытых столов, ледников, камер хранения, мясо-молочных контрольных станций. Рынки городов не обеспечивались необходимым числом измерительных приборов, посудой, спецодеждой [ГАХК. Ф. 826. Оп. 4. Д. 45. Л. 76—77].
Учитывая состояние колхозных рынков в стране, в декабре 1947 г. Совет министров СССР принял решения, направленные на благоустройство и улучшение работы колхозных рынков, планировалось восстановление старых и строительство новых павильонов и других торговых сооружений.
Однако в реальности ситуация почти не изменилась, и из года в год информация о неудовлетворительном состоянии колхозных рынков продолжала поступать в органы власти всех уровней. Данное положение объяснялось не только отношением исполкомов советов депутатов трудящихся к проблеме организации рыночной торговли, но и недостатком бюджетных средств, необходимых для модернизации торговых мест. Так, в Хабаровском крае в течение ряда лет из местного бюджета вовсе не выделялось средств на благоустройство колхозных рынков, а 30% денежных средств от разового сбора, по сообщению заведующего отделом торговли Амурского облисполкома, хватало только на покрытие расходов по оплате рабочей силы и незначительного текущего ремонта [ГААО. Ф. 78. Оп. 4. Д. 9. Л. 11; ГАХК. Ф. 826. Оп. 5. Д. 21. Л. 33].
Постепенно общее количество мест рыночной торговли увеличивалось. В 1950 г. в Хабаровском крае функционировало 50 колхозных рынков, в т.ч. в городах — 24, рабочих посёлках и районных центрах — 26, в Амурской области — 28 рынков, из них 20 — в городах. На 1 января 1953 г. в СССР имелось 8474 рынка, из них 4100 — в городах и 4374 — в сельской местности [ГАХК. Ф. 826. Оп. 4. Д. 120. Л. 1; ГАРФ. Ф. А-374. Оп. 8. Д. 91. Л. 28].
Несмотря на то, что колхозная торговля не была включена в сферу прямого государственного планирования, она находилась в поле активного экономического воздействия государства, в целях контроля над её оборотом принимались специальные меры. Так, в циркулярном письме Министерства торговли СССР от 6 января 1947 г. «О порядке установления планов-заданий по привозу сельскохозяйственных продуктов на колхозные рынки», разосланном министерствам торговли союзных и автономных республик, а также торговым отделам исполкомов разного уровня подчинения, предлагалось ввести планы-задания по привозу сельскохозяйственных продуктов для каждого городского колхозного рынка. В целях реализации планов-заданий на дирекции колхозных рынков возлагалась задача развернуть работу по заключению договоров с колхозами на привоз сельскохозяйственной продукции, что касалось также отдельных колхозников и единоличников [ГАХК. Ф. 826. Оп. 4. Д. 45. Л. 64].
В подобных договорах детально определялись наименование и количество продукции, которые колхоз должен был поставить на рынок. Так, в договоре биробиджанского колхозного рынка с колхозами, заключённом в 1946 г., прописывались наименования 15 видов товаров общей массой более 1,5 т, которые колхозы должны были поставить на рынок в течение года [ГАХК. Ф. 826. Оп. 4. Д. 45. Л. 27].
По своей экономической природе колхозная торговля являлась коммерческой. Ценообразование в ней складывалось по рыночным законам, в зависимости от соотношения спроса и предложения в соответствии с финансово-экономическим положением советского общества. Так, после выхода 27 сентября 1946 г. Постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) «Об экономии в расходовании хлеба», в соответствии с которым существенно сокращался контингент населения, находившийся на карточном снабжении, главным образом, в сельской местности, коммерческие цены на хлеб повсеместно возросли. На рынке Владивостока стоимость буханки хлеба увеличилась с 15 до 40 руб. [11, с. 148].
После проведения денежной реформы 1947 г., отмены карточной системы и снижения государственных розничных цен упали и коммерческие цены на колхозных рынках. Если в декабре 1947 г. цена за 1 кг картофеля на рынке г. Хабаровска составляла 4 руб., 1 л молока — 8 руб., 1 дес. яиц — 40 руб., то в декабре 1950 г. — соответственно 2 руб.,
5 руб. и 30 руб. [ГАХК. Ф. 826. Оп. 4. Д. 120. Л. 2; Ф. 1200. Оп. 1. Д. 12. Л. 4; ГАРФ. Ф. А-374. Оп. 14. Д. 1433. Л. 16 (об), 44 (об), 56 (об)].
На межрегиональном уровне разброс цен колхозных рынков также был большим. Так, в декабре 1947 г. цена за 1 л молока на колхозном рынке Хабаровска составляла 8 руб., Красноуральска — 6 руб., Ирби-та — 6 руб., 1 кг картофеля соответственно 4 руб., 2 руб. 50 коп. и 3 руб., десяток яиц — соответственно 40 руб., 50 руб. и 25 руб. [4, с. 754; ГАХК. Ф. 1200. Оп. 1. Д. 12. Л. 6].
Соотношение цен на колхозных рынках и в государственной торговле было динамичным, в значительной мере зависело от ценовой политики советского государства и мероприятий по снижению государственных розничных цен, проводившихся в послевоенные годы. На ряд продуктов цены на колхозных рынках в различные периоды могли быть ниже, чем в государственной торговле. По сообщению заведующего отделом торговли Амурского облисполкома за 1949 г., цены на мясо и молочные продукты на колхозных рынках области были ниже единых государственных, в связи с чем реализация этих продуктов была значительной. Только за первый квартал 1949 г. на колхозных рынках области реализовано мяса, молочных продуктов и овощей на сумму 2830 тыс. руб. [ГААО. Ф. 78. Оп. 4. Д. 9. Л. 11]. Однако ведущей оставалась тенденция сохранения более высокого уровня цен на колхозных рынках в сравнении с ценами в государственных магазинах. На ценообразование оказывали влияние себестоимость сельскохозяйственного продукта, урожайность в колхозах и личных приусадебных хозяйствах населения, близость колхозных рынков к производителям сельскохозяйственной продукции, уровень цен в государственной и кооперативной торговле отдельных городов, состояние сети общественного питания, размеры налогов и разовых сборов.
Этим объясняются различия в ценах на колхозных рынках внутри отдельных регионов, а также на межрегиональном уровне. Так, на колхозных рынках г. Хабаровска в январе 1950 г. цена за один кг картофеля равнялась 2 руб., Комсомольска-на-Амуре — 1,5 руб., Владивостока — 3 руб., Спасска-Дальнего — 1 руб. 25 коп., Благовещенска — 1 руб., цена 1 л молока — соответственно 5 руб., 8 руб., 8 руб., 4 руб. [ГАРФ. А-374. Оп. 14. Д. 1433. Л. 16 (об), 44 (об)].
Цены на рынках были также подвержены и значительным сезонным колебаниям. Так, в среднем по районам Дальнего Востока в 1950 г. цена за 1 кг муки на начало года составляла 8 руб., к концу года цена упала до 3 руб. за кг, цена за 1 кг пшена упала соответственно с 18 до 12,5 руб. [ГАРФ. Ф. А-374. Оп. 14. Д. 1433. Л. 4 (об), 12 (об)].
На колхозных рынках в роли продавцов и покупателей встречались представители различных социальных групп советского общества. Число торгующих на рынках Дальнего Востока достигало значительных показателей. Так, только на колхозном рынке г. Свободного Амурской области
в 1946 г. ежемесячно торговали около 7 тыс.чел., по данным Всесоюзной торговой переписи за 1949 г., на Верхнем рынке г. Хабаровска — более 25 тыс., на рынке г. Биробиджана — 10 тыс. чел. [ГАХК. Ф. 719. Оп. 24. Д. 10. Л. 28 (об), Л. 117 (об); ГАХК. Ф. 826. Оп. 4. Д. 45. Л. 21].
Колхозники, рабочие, служащие и другие категории лиц, торговавшие на колхозных рынках, подлежали обложению специальным налогом, т.н. разовым сбором (установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1942 г.) [9, с. 336—344]. Сбор взимался за каждый день торговли, и его размеры регулировались местными Советами, он составлял, как правило, не более 3-х руб. с торгующего [ГАХК. Ф. Р-719. Оп. 24. Д. 8. Л. 72].
В послевоенные годы сборы за услуги, подразумевавшие плату за использование инфраструктуры рынков, составляли важный источник пополнения как общегосударственного, так и местных бюджетов. Только в 1946 г. поступления в госбюджет от разового сбора на колхозных рынках СССР составили 2132 млн руб. [2, с. 194]. В соответствии с планом налогообложения колхозного рынка г. Свободный, Амурской области на 1947 г. предполагалось собрать с торгующих на рынке 294 тыс. руб., а по разовым сборам — 600 тыс. руб. [ГАХК. Ф. 826. Оп. 4. Д. 45. Л. 21].
В Амурской области в первом квартале 1949 г. разовый сбор по 18 рынкам составил 177 тыс. руб., по 21 рынку Сахалинской области — 277 тыс. руб. [ГАРФ. Ф. А 374. Оп. 8. Д. 914. Л. 28, 152]. Два крупнейших рынка Хабаровского края — Верхний и Нижний (г. Хабаровск) — в первом квартале 1949 г. дали разовый сбор в сумме 183 595 руб. [1АХК. Ф. 719. Оп. 24. Д. 10. Л. 28 (об), 32 (об)].
В последующие годы размеры сборов регулярно повышались. В 1950 г. планировалось увеличить сумму разового сбора на 6%, а в 1951 г. — на 3%. После внесения поправок в систему подоходного налога с колхозов и установления четырёх ставок налога в 1951 г. продукция колхозов, реализованная на рынке, стала облагаться по самой максимальной из существующих ставок — 15%, а денежные средства, полученные от продажи скота, частично включались в облагаемый доход [5, с. 368]. В частности, с 1948 по 1953 гг. на колхозных рынках Приморского края было собрано 24 738 тыс. руб. разового сбора. Только после изменения аграрного курса страны 12 сентября 1953 г. вышло постановление Министерства финансов РСФСР «О снижении размеров разового сбора на колхозных рынках», в соответствии с которым размеры платежей снижались на 30%, после чего стали увеличиваться объёмы рыночной торговли.
Колхозная торговля осуществлялась на городских и районных рынках, в ларьках и палатках, организовывались ярмарки и базары. Несмотря на то, что местные советские органы власти, дирекции рынков старались поощрять привоз продукции для рыночной реализации, доля колхозов в общих объёмах продаж на колхозных рынках оставалась незначительной. Объяснялось это экономической слабостью большинства
сельскохозяйственных артелей, отсутствием у них товарной продукции после выполнения государственных обязательств и распределения на трудодни. Высокая ставка налога от продаж на рынке (по ставке 6% облагалась продукция, использованная на внутрихозяйственные нужды колхозов, 9% — доходы от продажи в порядке контрактации и госзакупок, 12% — продукция, распределённая среди колхозников, 13% — денежные доходы от продажи продукции на рынке) не стимулировала колхозную торговлю [10, с. 136].
Так, при проверке главным государственным инспектором торговли по Хабаровскому краю было установлено, что в первом полугодии 1946 г. продавали свою продукцию на рынках г. Хабаровска только 8 колхозов, которые реализовали 437 кг мяса, в то время как на рынки поступило от других продавцов около 260 т. Удельный вес продукции, привезённой колхозами на рынки Хабаровска в 1946 г., по отношению к общему количеству проданного продовольствия составлял по мясу 0,8%, молоку 8,3%, в Комсомольске-на-Амуре соответственно 3,7% и 0,1% [ГАХК. Ф. 826. Оп. 4. Д. 98. Л. 22; Ф П-35. Оп. 17. Д. 43. Л. 15].
Тем не менее для колхозов участие в торговле было выгодным благодаря действующему на рынках коммерческому ценообразованию. Так, колхозы Амурской области в 1945 г. выручили от продажи на колхозных рынках 2705 голов скота различных видов 666 652 руб., тогда как за 14 209 голов, сданных государству по мясопоставкам, получили 531 823 руб. [ГААО. Ф. 347. Оп. 1. Д. 80. Л. 3 (об)].
Колхозная торговля занимала важные, а в отдельные периоды — ведущие позиции в системе продовольственного обеспечения населения региона. Из форм, в которых она осуществлялась, — внутридеревен-ской, межколхозной и базарной — основной товарооборот приходился на последнюю. Так, 20 колхозов Амурской области в 1949 г. реализовали свою продукцию на базарах на сумму 429 563 руб., колхозники получили 96 345 руб., другие колхозы — 39 325 руб., учреждения и организации — 29 842 руб., отдельные граждане — 21 495 руб. [ГАРФ. Ф. А-374. Оп. 7. Д. 4198. Л. 10].
По данным Всесоюзной торговой переписи, в 1949 г. на 16 колхозных рынков Хабаровского края было завезено около 265 ц мяса и 917 ц картофеля, более 372 ц овощей [ГАХК. Ф. 719. Оп. 24. Д. 10. Л. 28 (об), 32 (об), 43 (об), 53 (об), 67 (об), 112 (об), 117 (об), 129 (об)]. Только столовые края закупили за первое полугодие 1949 г. на колхозных рынках продовольственных товаров на сумму 2180 руб. [ГАРФ. Ф. А-374. Оп. 8. Д. 1037. Л. 834, 144]. Подобное положение в послевоенные годы было характерным для страны в целом. Так, в 1953 г. удельный вес продажи сельскохозяйственной продукции колхозами в общей продаже на колхозных рынках 264 городов составлял 12,3% [1, с. 72].
Однако договоры, заключённые администрациями рынков с сельскими производителями, часто не выполнялись или выполнялись
не в полном объёме. В 1951 г. администрации колхозных рынков Хабаровского края заключили с 49 колхозами договоры на привоз продукции различных наименований общим весом 4116 т, однако привезено на рынки было только 1384 т [ГАХК. Ф. 826. Оп. 4. Д. 120. Л. 2].
Доходы от продаж колхозной продукции на рынках составляли важный источник поступления денежных средств для сельского населения. В связи с постоянным ростом налогов в послевоенные годы колхозники, нуждаясь в наличных средствах для их оплаты, не имели другого выхода, как продавать на колхозных рынках всё больше продукции по всё более низким ценам. В структуре денежных доходов колхозов Вяземского района Хабаровского края в 1953 г. годовые доходы от продажи сельскохозяйственной продукции на колхозных рынках составили 1 млн 40 тыс. руб., от продажи государству по обязательным поставкам — 253 623 руб., от продажи госзаготовителям и кооперации — 154 965 руб., от других источников — 272 468 руб. [ГАХК. Ф. 1538. Оп. 2. Д. 27. Л. 7, 8]. В ряде районов страны на долю колхозного рынка в рассматриваемое время приходилось более половины всех денежных доходов колхозов [6, с. 44].
Наибольшее число поступлений сельскохозяйственной продукции на рынках приходилось на долю колхозников, которые реализовывали, главным образом, продукцию, полученную из личных приусадебных хозяйств. Это обстоятельство позволяет говорить, что колхозный рынок СССР, в первую очередь, являлся частнопредпринимательским крестьянским рынком, и только затем — «советским», «социалистическим» [7, с. 33].
Колхозники имели возможность получить на рынке за выращенную продукцию доход в несколько раз больше, чем от продажи государству. В частности, в 1949 г. участвующий в торговле на колхозном рынке г. Комсомольска-на-Амуре колхоз «Заря Востока» установил цены на свою продукцию: за 1 кг капусты — 1 руб. 50 коп., помидоров — 5 руб., огурцов — 3 руб., в то время как государственные заготовительные цены по сопоставимому кругу товаров составляли 25 коп., 1 руб. и 1 руб. соответственно [ГАХК. Ф. Р-1710. Оп. 1. Д. 18. Л. 159].
В 1952 г. в целом по стране денежные доходы колхозов и колхозников от продажи сельскохозяйственных продуктов государству составили 31,3 млрд руб., а от продаж на колхозном рынке — 53,7 млрд руб. [3, с. 18].
В условиях преимущественно натурального характера оплаты трудодня в колхозах торговля на колхозном рынке выступала в качестве основного источника доходов для колхозной семьи, позволяя платить денежную часть налогов и покупать промтовары. Участие в колхозной торговле для колхозников имело вынужденный характер. Выборочные обследования бюджетов колхозников, проведённые ЦСУ СССР в 1953 г., показали, что в структуре совокупного денежного дохода среднестатистического колхозного двора наибольшее число поступлений приходилось от продажи продуктов на колхозном рынке, при этом самые высокие денежные
доходы по РСФСР в материалах обследования отмечались у колхозников Дальнего Востока и Северного Кавказа [11, с. 11].
Так, одна колхозная семья в Амурской области в 1953 г. в среднем получала от продаж на колхозном рынке продуктов сельского хозяйства, а также скота и птицы 2861 руб., что составляло 41,8% от её совокупного годового дохода [13].
Колхозники также прибегали к покупкам товаров на колхозных рынках, но их участие в колхозной торговле в качестве покупателей было незначительным. В целом по РСФСР в довоенном 1940 г. колхозники расходовали на покупку продуктов сельского хозяйства на рынке 17,1% от годового дохода. В послевоенное время, несмотря на рост денежных доходов, колхозники тратили в год на покупку продовольствия на рынках не более 15% от всего дохода на семью. В частности, колхозники Приамурья, по данным выборочных бюджетных обследований в 1952 г., в среднем приобрели на колхозных рынках продовольственных товаров на сумму 150 руб., что составляло ок. 11% от всех семейных расходов на покупку продовольствия, в 1953 г. расходы снизились до 128 руб. [13].
Торговля рабочих и служащих на колхозных рынках по своим объёмам уступала торговле колхозов и отдельных колхозников. По данным обследования 129 бюджетов приморских рабочих высокой квалификации за первый квартал 1953 г., доходы от самозаготовок и продажи продукции личных приусадебных хозяйств на рынках на семью за месяц составили в среднем у рабочих угольной промышленности — 41,3 руб. из общего семейного дохода в 2 тыс., у рабочих деревообрабатывающей промышленности — 42,2 руб. из семейного дохода в 1171 руб. [ГАПК. Ф. Р-131. Оп. 1. Д. 101. Л. 5].
Для рабочих колхозный рынок представлял прежде всего потребительский интерес. В целом по РСФСР в 1940 г. рабочие в среднем тратили 834 руб. на покупку продуктов питания через колхозный рынок, что составляло 23% от всех расходов по данной статье и 11% от всех расходов, включая приобретение промтоваров, оплату детских садов и др. В послевоенные годы общие расходы на продовольствие в бюджетах рабочих семей РСФСР выросли почти в два раза. В 1950 г. в среднем одна семья на покупку продуктов питания тратила 6371 руб. в год, в то время как в довоенном 1940 г. — 3619 руб. Из общей суммы расходов на питание в 1950 г. на долю колхозного рынка приходилось уже 24,2% расходов, а в 1954 г. — 25,8%. Расходы рабочих Приморья на приобретение продуктов на колхозных рынках в 1950-е гг. также имели тенденцию к некоторому росту: в 1952 г. они составляли 6% от всех денежных расходов семьи, в 1953 г. — 6,1%, в 1954 г. — 6,2% . В Хабаровском крае расходы рабочих на покупку товаров через колхозный рынок были несколько выше и составляли в 1952 г. 8,6% от всех денежных расходов, в 1953 г. — 6,9%, в 1954 г. — 7,9% [13].
На фоне пустых прилавков государственных продуктовых магазинов колхозные рынки выделялись большим разнообразием ассортимента предлагаемой продукции. Так, в справке заведующего отделом торговли Амурского облисполкома отмечалось, что ввиду почти полного отсутствия в области теплиц, население могло покупать ранние овощи только на колхозном рынке [ГААО. Ф. 78. Оп. 4. Д. 9. Л. 11]. На колхозных рынках Хабаровска, Комсомольска, Биробиджана, Благовещенска, Владивостока и других городов покупатели могли приобрести растительное и сливочное масло, творог, сметану, варенец, сало, мёд, ягоды и фрукты, крупу — продукты, редко поступавшие в государственную торговую сеть [ГАХК. Ф. 826. Оп. 4. Д. 128. Л. 2, 10; Д. 45. Л. 27].
Однако в физическом выражении основные объёмы продаж на колхозных рынках всё же приходились на картофель и овощи. В 1949 г. 20 колхозов Амурской области продали на колхозных рынках 26 490 кг картофеля и овощей, 13 308 кг зерновых и только 4402 кг семян подсолнуха, 3017 кг мяса, 55 кг фруктов и ягод. Колхозный рынок г. Биробиджана с числом торгующих от 10 тыс. чел. в 1949 г. предлагал покупателям только 11 ц мяса, в то время как картофеля было привезено 215 ц [ГАРФ. Ф. А-310. Оп. 7. Д. 4198. Л. 10; ГАХК. Ф. Р-719. Оп. 24. Д. 10. Л. 117 (об)].
Среди продовольственных товаров, проданных на колхозном рынке г. Хабаровска в 1950 г., картофель занимал первое место — 5,3 т, далее следовали другие овощи — 2,3 т, фрукты и ягоды — 500 кг, мясо и птица — 400 кг. Аналогичная ситуация наблюдалась и на рынке г. Владивостока, в 1950 г. картофель и овощи выходили на первые позиции продаж — 3,3 т, оставляя позади продукцию животноводства [12, с. 95, 97]. В целом большая часть картофеля, реализуемая в послевоенные годы в стране, продавалась на колхозных рынках. В 1950 г. на долю колхозного рынка приходилось 69% от общего количества картофеля, проданного населению через все каналы розничной торговли [12, с. 95, 97].
Подобная картина продаж соответствовала хлебно-картофельному типу питания, преобладавшему в стране на протяжении 1940— 1950-х гг., что дало основание ряду исследователей экономической жизни СССР назвать колхозный рынок применительно к послевоенному десятилетию рынком нищих, голодным рынком [2, с. 50; 8,с. 135]. По замечанию исследователя С. Экштута, картофель на колхозных рынках выполнял роль всеобщего эквивалента, в соответствии с которым определялась стоимость не только продовольственных, но и промышленных товаров. Так, в 1945 г. в «картофельном» выражении один кусок хозяйственного мыла на колхозных рынках Москвы стоил как 2 кг картофеля, пара ботинок — 8 кг и т.д. [14, с. 80].
Таким образом, на Дальнем Востоке РСФСР, в значительной степени зависевшем от централизованной системы распределения товаров, последствия послевоенного дефицита ощущались особенно остро.
Колхозный рынок вносил весомый вклад в продовольственную безопасность региона, ослаблял остроту товарного дефицита, компенсировал недостатки централизованного распределения продуктов, служил источником пополнения государственного бюджета. Для колхозов и колхозников колхозный рынок являлся важным источником денежных доходов от продажи своей продукции, для рабочих и служащих — источником потребления. Основную ставку власти делали на постепенное снижение удельного веса колхозной торговли в общем товарообороте за счёт развития системы государственной и кооперативной торговли.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. Безнин М.А. Крестьянская базарная торговля в Нечерноземье в 50-е — первой
половине 60-х годов // История СССР. 1991. № 1. С. 69—85.
2. Зима В.Ф. Голод в СССР 1946—1947 гг.: происхождение и последствия. М.: Ин-
ститут Российской истории РАН, 1996. 265 с.
3. Игнатов И.Д. Пути развития колхозной торговли. М.: Экономика, 1959. 124 с.
4. Колхозная жизнь на Урале. 1935—1953 / сост. Х. Кесслер, Г.Е. Корнилов. М.:
РОССПЭН, 2006. 911 с.
5. Мир после войны: дальневосточное общество в 1945—1950-е гг. / под общ. ред.
В. Л. Ларина. Владивосток: Дальнаука, 2009. 696 с.
6. Назаров Р.С. Колхозная торговля. М.: Экономика, 1964. 72 с.
7. Осокина Е.А. За фасадом «сталинского изобилия»: Распределение и рынок
в снабжении населения в годы индустриализации. 1927—1941. М.: РОССПЭН, 2008. 351 с.
8. Попов В.П. Сталин и проблемы экономической политики после Отечественной
войны (1946—1953). М.: Изд-во РАГС, 2002. 157 с.
9. Сборник Законов СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР (1938 —
июль 1956). М.: Гос. изд-во юридич. л-ры, 1956. 499 с.
10. Селезнёва Е.Ю. Налоговая политика советского государства в отношении кре-
стьянства середины 40-х — начала 60-х годов (на материалах Приморского края) // Аграрное развитие Дальнего Востока: история и современность: мат. регион, науч. — практ. конф. 25—26 ноября 2004 г. Благовещенск: Изд-во Даль-ГАУ, 2005. С. 136—140.
11. Советская жизнь. 1945—1953 / сост. Е.Ю. Зубкова. М.: РОССПЭН, 2003. 720 с.
12. Советская торговля в РСФСР. Стат. сб. ЦСУ РСФСР. М.: Государственное ста-
тистическое издательство, 1958. 345 с.
13. Статистический сборник по бюджетам рабочих и колхозников РСФСР. М.,
1955. URL: http://istmat.info/files/uploads/38550/rgae_1562.33.2260_byudzhety_ rabochih_i_kolhoznikov_rsfsr.pdf (дата обращения 23.05.2014).
14. Экштут С.А. Предвестие свободы, или 1000 дней после Победы. М.: Дрофа-
Плюс, 2006. 352 с.
15. ГААО (Государственный архив Амурской области)
16. ГАПК (Государственный архив Приморского края)
17. ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации).
18. ГАХК (Государственный архив Хабаровского края).