Научная статья на тему 'Проекты преобразования колхозной системы 1950-х гг. В Сибири'

Проекты преобразования колхозной системы 1950-х гг. В Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
555
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛХОЗНАЯ СИСТЕМА / COLLECTIVE FARM SYSTEM / СОВХОЗЫ / STATE FARMS / МАШИННО-ТРАКТОРНЫЕ СТАНЦИИ / MACHINE-TRACTOR STATIONS / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRICULTURE / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / AGRARIAN POLICY / Н.С. ХРУЩЁВ / N.S. KHRUSHCHEV / СИБИРЬ / SIBERIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Андреенков Сергей Николаевич

В статье анализируются проблемы аграрно-хозяйственной истории СССР 1950-х гг., связанные с попытками государства повысить производительность колхозной системы посредством осуществления мероприятий организационно-экономического характера. Автор обосновывает тезис о том, что в данный период реализовывалось несколько проектов развития колхозов. Для изучения их результативности автор использует материалы Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION PROJECTS OF COLLECTIVE-FARM SYSTEM OF THE 1950s IN SIBERIA

The article concerns the problems of the agrarian-economic history of the USSR in 1950s associated with some state attempts to increase the efficiency of the collective farm system through some steps of the organizational-economic nature. The author proves that several development projects of collective farms were implemented. The author uses some special information for studying the effectiveness of the transformation projects.

Текст научной работы на тему «Проекты преобразования колхозной системы 1950-х гг. В Сибири»

ББК 63.3(2Р53)632-2 YAK 94(47).084.8/084.9

С.Н. АНАРЕЕНКОВ

S.N. ANDREENKOV

ПРОЕКТЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ КОЛХОЗНОЙ СИСТЕМЫ 1950-х ГГ. В СИБИРИ

TRANSFORMATION PROJECTS OF COLLECTIVE-FARM SYSTEM OF THE 1950s IN SIBERIA

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 13-31-01215)

В статье анализируются проблемы аграрно-хозяйственной истории СССР 1950-х гг., связанные с попытками государства повысить производительность колхозной системы посредством осуществления мероприятий организационно-экономического характера. Автор обосновывает тезис о том, что в данный период реализовывалось несколько проектов развития колхозов. Для изучения их результативности автор использует материалы Сибири.

The article concerns the problems of the agrarian-economic history of the USSR in 1950s associated with some state attempts to increase the efficiency of the collective farm system through some steps of the organizational-economic nature. The author proves that several development projects of collective farms were implemented. The author uses some special information for studying the effectiveness of the transformation projects.

Ключевые слова: колхозная система, совхозы, машинно-тракторные станции, сельское хозяйство, аграрная политика, Н.С. Хрущёв, Сибирь.

Key words: the collective farm system, the state farms, machine-tractor stations, agriculture, agrarian policy, N.S. Khrushchev, Siberia.

К научно-историческому анализу темы побуждает возросший в настоящее время общественный интерес к советской модели хозяйствования, вызванный широкими обсуждениями в средствах массовой информации недавнего прошлого нашей страны. В настоящее время проблемы реформирования колхозной системы в середине XX века нечасто становятся предметом специального исследования, хотя в 1950-е гг. руководство страны рассматривало ряд проектов её реорганизации, которые ещё не освещены в литературе. В настоящей статье мы попытаемся предметно проанализировать обстоятельства принятия и результаты осуществления в Сибири мероприятий по повышению производительности колхозов в указанный период.

В первые послевоенные годы в правительственных структурах страны вопрос о проведении такого рода преобразований поднимался неоднократно. В конце 1940-х гг. его актуализация обусловливалась пониманием того, что в рамках сложившейся системы аграрно-производственных отношений колхозы не смогут решить новые крупные хозяйственные задачи. Производительность труда колхозников оставалась низкой. Их идейная мотивация к результативной работе в артельном хозяйстве ослабевала, а условия для материальной заинтересованности отсутствовали. Из-за неэквивалентного обмена с государством уровень оплаты труда в сельхозартелях был мизерным. Участие крестьян в работе на общественных полях и фермах достигалось с помощью репрессивных механизмов. Медленно развивалась материально-техническая база колхозов.

В 1950 г. по инициативе секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущёва стало проводиться повсеместное укрупнение колхозов, которое было первым масштабным преобразовательным проектом в сельском хозяйстве после массовой коллективизации. Отталкиваясь от концепции о преимуществах

крупных хозяйственных структур над мелкими, он доказывал, что объединение колхозов, способствовав сокращению расходов на содержание управленческого персонала и улучшению использования техники и кадров, приведёт к понижению себестоимости продукции и росту доходности хозяйств. В связи с этим колхозы смогут наращивать производственные фонды, повышать оплату труда своих работников и развивать социальную инфраструктуру деревни. При сельхозартелях планировалось создавать крупные поселения - так называемые агрогорода.

Укрупнение колхозов осуществлялось принудительно, в ускоренном порядке. За 1950 г. в СССР количество сельхозартелей уменьшилось в 1,5 раза, в Сибири - в 2 раза. В Алтайском крае в этом году из имевшихся на 1 января 4 220 колхозов к 1 января 1951 г. было укрупнено 3 940 (93%). Число сельхозартелей в крае сократилось в 3 раза (до 1 409), в 3 раза увеличилось количество дворов, трудоспособных работников и пахотных угодий, приходящихся на 1 хозяйство [6, с. 271; 9, л. 63]. В большинстве случаев работа по укрупнению колхозов ограничивалась проведением общих собраний колхозников для утверждения решения о слиянии и избрания руководящих органов, а принятие устава вновь организованной сельхозартели, её годового плана и приходно-расходных смет, как правило, затягивалось. Планирование деятельности зачастую представляло собой простое суммирование показателей объединяемых колхозов без внимания к преимуществам крупного производства. Районные власти, как правило, не учитывали увеличение размеров хозяйств и, как и прежде, распределяли государственное плановое задание по всем сельхозартелям равномерно. Медленно шла работа по формированию новых бригад, установлению норм выработки и расценок оплаты труда. Штаты управленческого персонала в укрупнённых хозяйствах нередко увеличивались.

Недостатки в организации производства стали одной из причин нерационального использования значительно расширившихся земельных угодий, нарушения порядка севооборотов, запустения ранее обрабатываемых участков. В результате увеличения земельных фондов колхозов нормы их налогово-податного обложения возросли, одновременно увеличились и затраты на создание и обслуживание хозяйственной инфраструктуры, а это, в свою очередь, привело к росту себестоимости продукции. Итогом данной кампании стало возрастание убыточности колхозного сектора. В связи с этим отсутствовали и условия для создания агрогородов. В 1951 г. с критикой идеи их строительства выступил И.В. Сталин.

Из-за тяжёлых условий жизни в деревне её жители всеми силами стремились перебраться в город. Утечка трудовых ресурсов негативно отражалась на сельхозпроизводстве. В 1950-1953 гг. в Западной Сибири, несмотря на расширение посевов зерновых культур, производство хлеба понизилось. Медленно развивалось животноводство. В 1951-1952 гг. из-за недостатка кормов, скотных помещений и неудовлетворительного ухода за животными численность крупного рогатого скота (далее - КРС) в колхозах региона увеличилась только на 2,8%, овец - на 1,8%, а поголовье свиней уменьшилось на 7,7%. Одной из причин низкой продуктивности колхозных полей и ферм стала сильная засуха [10, с. 136].

После смерти И.В. Сталина пришедшие к власти функционеры главную причину низкой производительности колхозов видели в преимущественном использовании государством внеэкономических механизмов регулирования их деятельности и невнимании к экономическим средствам стимулирования сельхозпроизводства. Верховное руководство полагало, что «десталинизация» колхозной системы - прекращение репрессий, оказание финансовой помощи сельхозартелям, расширение самостоятельности хозяйств и развитие демократических начал в организации их работы - активирует ещё не реализованную трудовую энергию крестьян. В августе 1953 г. правительство повысило заготовительные и закупочные цены на продукцию колхозов. В июне

1954 г. общим колхозным собраниям предоставили право определять минимум выработки трудодней для трудоспособных работников [1, л. 151], в марте

1955 г. - участвовать в разработке и утверждать перспективный план развития общественного производства колхоза, в марте 1956 г. - определять претендентов на получение ежемесячного аванса, а также вносить изменения и дополнения в устав артели, в частности устанавливать размеры приусадебных участков колхозников и численность их личного скота [3, с. 365-371, 603-611].

«Десталинизация» колхозов имела противоречивые последствия. Подъём заготовительных и закупочных цен способствовал росту доходов хозяйств и их работников. Однако в одних регионах этот позитивный результат был весьма заметным, в других ощущался слабо. Уровень доходности сельхозартелей во многом зависел от продуктивности их земледельческого и животноводческого производства. Например, в 1954 г. колхозы Сибири, приступившие к массовому освоению целинных и залежных земель, смогли резко увеличить валовые сборы зерновых культур и, реализовав государству их излишки по закупочным ценам, существенно приумножить денежные поступления и поднять оплату труда. Но большинство сельхозартелей страны не имели излишков и сдавали продукцию в основном по заготовительным ценам, которые были ниже закупочных. Существенная часть вырученных средств шла на погашение задолженностей прошлых лет по обязательным поставкам и натуральной оплате услуг машинно-тракторных станций (далее - МТС).

Расширение прав колхозников в управлении артельным производством не пробудило у них интереса к его развитию. Перспективные планы, как правило, составлялись в авральном режиме узким кругом членов правления хозяйства и, несмотря на формальный характер и явные недостатки, почти безоговорочно утверждались общими собраниями. Эти документы в основном предусматривали умеренные темпы развития колхозного производства, что в целом устраивало колхозников, но не одобрялось региональными властями. Так, газета «Советская Сибирь» от 4 апреля 1955 г. в статье «Планируют формально, без учёта возможностей» раскритиковала план колхоза им. Жданова Чистоозёрного района Новосибирской области, согласно которому хозяйство должно было за период с 1955 по 1960 гг. увеличить годовые удои молока от каждой коровы с 15 ц до 20 ц. По мнению автора статьи, эти показатели являются заниженными, поскольку этот и другие колхозы района располагают всеми возможностями для достижения более высоких результатов. Важным резервом увеличения продуктивности животноводства называлось усиление его кормовой базы за счёт расширения посевов кукурузы. За их недооценку в статье критике подверглись колхозы «Победа», им. Дзержинского и им. Калинина.

Немало неприятных для региональных властей инцидентов возникало при определении колхозниками трудовых норм и корректировке уставов артелей. Газета «Советская Сибирь» от 6 января 1955 г. сообщала о том, что в колхозе «Знамя коммунизма» Чановского района Новосибирской области в 1954 г. согласно решению общего собрания каждому трудоспособному работнику следовало выработать как минимум 130 трудодней, тогда как только в растениеводстве для выполнения всех работ требовалось не менее 200. В сельхозартелях Доволенского и Венгеровского районов, находящихся в одинаковых условиях, были установлены различные объёмы выработки. В колхозах им. Ворошилова и им. Молотова Ояшинского района работники, не выполнившие минимума, пользовались всеми льготами, определёнными для колхозников, выдающих норму. Согласно отчёту группы контролёров Комиссии советского контроля, инспектировавших в 1960 г. хозяйства Омской области, в колхозе им. Свердлова Полтавского района с 1957 по 1960 гг. действовало 4 артельных устава с завышенными нормативами приусадебного землепользования и индивидуального животноводства и различными минимумами трудодней, что породило неразбериху во внутриколхозной жизни [4, л. 20].

В середине 1950-х гг. значительно возрос потенциал личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ) колхозников. В Алтайском крае в 1953-1957 гг. численность КРС в них увеличилась на 47%, свиней - в 7,7 раза, овец и коз -в 2,5 раза, тогда как в колхозах - на 0,1, 21,8 и 4,7%. В 1953-1958 гг. в колхозах и совхозах Западной Сибири производство мяса выросло на 35%, в ЛПХ - на 57%, в Восточной - на 19 и 24%. В Сибири в этот период личные хозяйства граждан производили 54% всего мяса и молока, а также 76% картофеля и 56% овощей [7, с. 65-66; 11, с. 235, 238, 240, 243].

Снижение степени управляемости общественного хозяйства колхозов и низкие темпы его развития заставили правительство скорректировать политику в сфере аграрно-производственных отношений. Со второй половины 1950-х гг. значительное внимания стало уделяться развитию индустриальных форм организации сельскохозяйственного производства, которые реали-зовывались в рамках совхозного хозяйства. Ставка на него делалась под давлением Н.С. Хрущёва, который, проинспектировав работу целинных совхозов Казахстана летом 1954 г., утвердился во мнении о том, что сельхозпредприятиям данного типа удаётся эффективнее использовать технику и кадры, снижать за счёт этого себестоимость продукции, повышать оплату труда работников. В связи с этим в колхозную систему стали имплантировать элементы совхозной формы хозяйствования (централизованное управление, принцип рентабельности, гарантированная регулярная плата за труд, квалифицированный персонал, современные агротехнологии и т. п.).

«Совхозизация» (индустриализация) колхозов началась с попыток заменить старых колхозных председателей-практиков на более образованных и лояльных по отношению к власти управленцев. Корпус руководителей сельхозартелей стали укреплять путём включения в него большого числа коммунистов, в первую очередь имевших опыт организаторской работы в промышленности. В конце марта 1955 г. стартовала кампания по отправке из городов в деревню для работы в качестве колхозных председателей 30 тыс. членов КПСС (движение «тридцатитысячников»). Однако посланцы партии оказались не самыми лучшими организаторами сельхозпроизводства. Значительная их часть была освобождена от руководства хозяйством. Например, из 970 человек, направленных в колхозы Алтайского края, Омской и Новосибирской областей в период с 25 марта 1955 г. по 1 апреля 1957 г., уволено было 457 чел. (53%) [6, с. 283-284].

В августе 1955 г. в целях повышения квалификации управленческого персонала колхозов на их баланс стали переводить агрономов и зоотехников, работавших в МТС. Правда, на новом месте эти кадры закреплялись слабо: в колхозах уровень и условия материального обеспечения были ниже, чем в МТС. В 1956 г. из Алтайского края уехали 183 колхозных агронома и зоотехника, или 11,7% от числа специалистов, перешедших из станций (1 562 человек) [13, л. 126, 126об, 127].

Рассмотренная выше мера была одним из первых шагов на пути ликвидации МТС, которые Н.С. Хрущёв фактически считал излишними административно-хозяйственными структурами. В 1956-1957 гг. ассигнования на строительство в МТС объектов хозяйственной и социальной инфраструктуры уменьшились, станции стали укрупнять и переводить на хозрасчёт. Многие предприятия ликвидировались, а их мощности передавались совхозам. За указанный период в РСФСР число МТС понизилось на 10%, в Западной Сибири - на 24%, в Восточной Сибири - на 11% [11, с. 75].

Уменьшение сети МТС было связано с сокращением численности колхозов из-за их продолжившегося укрупнения и начавшегося прямого преобразования в совхозы. На баланс государства стали переводить в основном безнадёжно слабые хозяйства. Хотя в совхозы реорганизовывали и экономически сильные сельхозартели близь городов в целях увеличения выпуска картофеля и овощей для их жителей. С 1950 по 1964 гг. в СССР из-за укрупнения и перевода в совхозный сектор количество колхозов уменьшилось

в 3,2 раза, в РСФСР - в 3,9, в Сибири - в 5,7 раза. В сибирских сельхозартелях средние размеры сельхозугодий, общественных посевов и поголовья скота возрастали быстрее, чем в стране в целом. При этом колхозы региона имели меньшее число дворов в расчёте на 1 хозяйство [11, с. 50, 62-63; 12, с. 484-485].

В конце 1955 г. Министерство сельского хозяйства СССР разработало план введения новой системы цен, которая позволяла колхозам восполнять все производственные затраты и превращаться в рентабельные сельхозпредприятия. В рамках его реализации в 1956 г. с сельхозартелей списали почти всю задолженность по натуральным повинностям и повысили заготовительные и закупочные цены на картофель и овощи. В 1958 г. обязательные поставки и натуроплата МТС были отменены, долги по ним вновь были списаны. Основным каналом поступления государству колхозной продукции стали госзакупки. Правда, введённые летом того года новые закупочные цены делали рентабельным только растениеводство, животноводство оставалось убыточным.

Параллельно с реформой системы цен и заготовок в соответствии с решениями февральского пленума ЦК КПСС 1958 г. быстрыми темпами осуществлялась продажа колхозам техники упраздняемых МТС. На баланс сельхозартелей передавались механизаторские кадры станций. Многие хозяйства переходили на гарантированную денежную оплату труда без трудодня с ежемесячным авансированием.

Однако для большинства сельхозартелей ускоренный выкуп и рациональная эксплуатация машинного парка, а также предоставление механизаторам достойного заработка оказались непосильными задачами. Экономические возможности колхозов явно переоценивались, значительная часть переданных им ресурсов была потеряна. Из-за низкой оплаты и плохих условий труда многие квалифицированные работники увольнялись. В 1959-1964 гг. в Алтайском крае количество колхозных трактористов, комбайнёров и шофёров уменьшилось на 13% [5, с. 211]. Технический парк использовался неудовлетворительно, многие сельхозмашины разукомплектовывались и расхищались по частям. В 1964 г. в колхозах Алтайского края дневная выработка одного условного трактора была в 2 раза ниже, чем в МТС в 1957 г. [5, с. 215]. В 1963 г. в регионе нерентабельными были 16% сельхозартелей (67 из 400), в Новосибирской области - 21% (39 из 183). Хотя уровень убыточности совхозной сети оказался ещё выше. В 1961 г. убытки понесли 75% алтайских совхозов (136 из 181) [2, л. 23; 13, л. 169-170; 14, л. 1-16].

В первой половине 1960-х гг. колхозно-совхозный сектор страны не удовлетворял потребности населения в продовольствии. В Сибири важной причиной снижения производственных показателей хозяйств был кризис целинного земледелия.

Однако предлагались и альтернативные пути реформирования колхозной системы. В декабре 1955 г. в Президиум ЦК КПСС поступила записка начальника планово-финансового отдела Главного управления МТС Урала К.Д. Карпова, в которой обосновывалась целесообразность объединения хозяйств МТС и колхозов и создания на этой базе хозрасчётных сельхозпредприятий индустриального типа под названием соцхозы (социалистические хозяйства). Их организация позволяла сократить управленческий аппарат, устранить разногласия по производственным вопросам, создать у работников стимулы к труду. Важно, что в рамках соцхозов можно было сохранить, приумножить и с большей отдачей использовать техническую и кадровую базу МТС [8, л. 51-122].

В сельхозотделе ЦК КПСС по РСФСР, куда была перенаправлена записка, идею создания соцхозов назвали неприемлемой. По мнению сотрудников отдела, в образовании данных хозяйств не было необходимости, так как колхозы располагали большими внутренними резервами для самостоятель-

ного развития. Тем не менее Министерству сельского хозяйства РСФСР было указано на необходимость использования некоторых положений записки при разработке мероприятий на последующие годы [8, л. 125-126]. Вероятно, в рамках реализации этого поручения в конце 1957 г. в Новосибирской области было проведено объединение руководства Усть-Луковской МТС и колхоза им. Ленина, Мохнато-Луговской МТС и колхоза «Сибирь» Краснозёрско-го района [6, с. 279]. Но уже в следующем году технику и кадры МТС стали передавать на баланс сельхозартелей. В итоге индустриальный уклад, формировавшийся в деревне в рамках МТС четверть века, был разрушен за несколько лет.

Таким образом, 1950-е гг. стали временем динамичных изменений в аграрном строе страны, обусловленных проведением мероприятий по подъёму сельхозпроизводства. Поиски путей повышения его производительности вылились в осуществление ряда проектов реформирования колхозной системы - массового укрупнения, «десталинизации», «совхозизации» колхозов. Все они, к сожалению, оказались провальными. Достойной альтернативой этим мерам могло стать создание соцхозов.

Литература

1. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО) : сб. постановлений Совета Министров СССР за 1954. - Т. 3.

2. ГАНО. Ф. Р-1406. Оп. 1. Д. 2854.

3. Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам (1917-1957 гг.) [Текст]. - М. : Изд-во политической литературы, 1958. - Т. 4.

4. Исторический архив Омской области (ИАОО). Ф. Р-1699. Оп. 1. Д. 2792.

5. Казанцев, А.В. Реорганизация МТС и формирование механизаторских кадров в колхозах Алтая (1958-1965 гг.) [Текст] / А.В. Казанцев // Проблемы истории советской сибирской деревни. - Новосибирск : Наука, 1977. -С. 204-216.

6. Крестьянство Сибири в период упрочения и развития социализма [Текст] / Н.Я. Гущин, В.Т. Анисков и др. - Новосибирск : Наука, 1985.

7. Народное хозяйство Алтайского края [Текст] : сб. статей. - Барнаул : Край-статиздат, 1958.

8. Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ). Ф. 5. Оп. 46. Д. 66.

9. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 9476. Оп. 1. Д. 2554.

10. Сельское хозяйство Сибири в XX веке: проблемы развития и кризисы [Текст] / В.А. Ильиных, С.Н. Андреенков, В.М. Рынков и др. - Новосибирск : Институт истории СО РАН, 2012.

11. Сельское хозяйство СССР [Текст] : сб. статей. - М. : Госстатиздат, 1960.

12. Сельское хозяйство СССР [Текст] : сб. статей. - М. : Статистика, 1971.

13. Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФАК). Ф. Р-827. Оп. 3. Д. 50.

14. ЦХАФАК. Ф. Р-569. Оп.11. Д. 298.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.