Научная статья на тему 'Из истории развития физической культуры и спорта в Татарстане в 1920 1930 гг'

Из истории развития физической культуры и спорта в Татарстане в 1920 1930 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
113
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ВЫСШИЙ СОВЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ТАССР / САБАНТУЙ / SPORTS / THE SUPREME COUNCIL OF PHYSICAL CULTURE OF THE TATAR ASSR / SABANTUI HOLIDAY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федотова Ольга

Статья о развитии спортивного движения в Татарстане в 1920-1930 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From history of the physical culture and sport development in Tatarstan in 1920-1930

The article tells about the sports movement development in Tatarstan in 1920-1930.

Текст научной работы на тему «Из истории развития физической культуры и спорта в Татарстане в 1920 1930 гг»

Из истории спорта

Из истории развития физической культуры и спорта в Татарстане в 1920-1930 гг.

В преддверии знаменательного события — Всемирной Универсиады 2013 года в Казани тема истории спортивного движения в нашей республике актуальна, как никогда. Предпосылки для развития в крае спортивного движения возникли уже в XIX в. Но только с образованием ТАССР проблемы организации физической культуры и спорта стали решаться на государственном уровне.

В январе 1921 г. в Казани был организован Всетатарский спортивный союз, объединивший все спортивные клубы, кружки и общества в республике. Через два года постановлением СНК ТАССР в его структуре был создан Высший Совет физической культуры «для согласования и объединения научной, учебной и организационной деятельности различных ведомств и организаций Татарской АССР по физическому воспитанию и развитию тру-дящихся»1. В состав Совета вошли: от Всеобуча — Маслов, здравоохранения — Алексеев, комсомола — Кру-чев. Профсоюзы представлял Иванов, от СНК ТАССР был избран Авербух, председателем комиссии был А. Муха-медьяров. Еще через два года Высший Совет физической культуры переходит из структуры СНК ТАССР в ведение

*

Татарского центрального исполнительного комитета2. В городах и кантонах республики создавались местные советы физической культуры.

В конце 1920-х гг. к занятиям физкультурой стала активно привлекаться татарская молодежь. В Казани в октябре 1927 г. прошло специальное совещание ответственных работников физической культуры национальных республик и областей РСФСР. В нем приняли участие представители Вотской, Калмыцкой, Чувашской, Марийской областей, Татарской, Башкирской, Казахской, Крымской и Киргизской рес-публик3. На совещании было принято решение о поддержке национальных праздников и объединении их со спортивными соревнованиями4.

С этого времени проведение ежегодного татарского праздника Сабантуй перешло в ведение Высшего Совета физической культуры Татарской АССР5. Впервые в содержание многовекового народного праздника Сабантуй была включена идеологическая составляющая. Новая власть стремилась «использовать массовое скопление на Сабантуях для популяризации лозунгов индустриализации страны и реконструкции сельского хозяйства»6. Вместе с тем пленум Высшего Совета физиче-

Парад физкультурников. Казань, 1936 г. Татарстан: Вехи истории. 1920-2010. -

Казань, 2010. - С. 45.

ской культуры ТАССР признал Сабантуй праздником физической культуры. В связи с этим встала задача: не меняя национально-бытового характера этого праздника, придать ему спортивный характер. Одной из целей было заявлено: «Путем интересно поставленных физкультурных выступлений, агитировать за втягивание рабоче-крестьянских масс Татарии в ряды советской физ-культуры»7.

Программа праздника Сабантуй строилась на живом сочетании национальных видов борьбы, состязаний и игр с самыми разнообразными физическими упражнениями. Спортивную часть открывал парад физкультурников. На майдане проходили соревнования по боксу, легкой и тяжелой атлетике. А также прыжки с парашюта, упражнения по стрельбе, учебные атаки кавалерии и «уборка раненых»8. Однако никакие нововведения не смогли вытеснить традиционные народные игры и забавы: битье горшков, бег в мешках, лазание на столб и др. «Несмотря на идеологические издержки, Сабан-

туй как календарный праздник, связанный прежде всего с чествованием людей труда, сумел сохранить свое основное свойство — дух народа»9.

Вместе с тем желание партийных и советских органов придать Сабантую исключительно спортивный характер принесли определенные результаты в развитии физкультурного движения в республике. Сабантуй стал ареной массовых спортивных состязаний. Именно с майдана шагнули в большой спорт рекордсмены страны — штангисты Н. Жеребцов и И. Сергеев, борец

Н. Моряшичев и др.10

Большой популярностью в 19201930-е гг. пользовались звездные эстафеты, лыжные походы и пробеги. Во время этих мероприятий спортсмены проводили в селах и деревнях политинформации, пропагандировали занятия спортом, организовывали секции и кружки физической культуры.

15 февраля 1930 г. в здании Большого драматического театра открылся 1-й Всетатарский съезд физкультурников, который определил направление

ИЗ ИСТОРИИ СПОРТА

Парад спортсменов общества «Динамо». Казань, 2б июня 1949 г. НА РТ, оп. 3, д. 21, л. 1.

Выступление гимнастки I разряда Магазовой. Казань, 26 июня 1949 г. НА РТ, оп. 3, д. 21, л. 13.

Национальная борьба. Казань, 26 июня 1949 г. НА РТ, оп. 3, д. 21, л. 23.

всей физкультурно-массовой и спортивной работы в республике на ближайшие годы. Съезд призвал организации в ударном порядке подготовить 160 руководителей физической культуры для сел и деревень Татарии, предлагал начать шефство города над деревней.

Важным событием в физкультурной жизни 1930-х гг. явилось повсеместное введение комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО). Система нормативной оценки физической подготовленности людей от юношеского до зрелого возраста, содержащаяся в ГТО, создала лучший стимул занятий физкультурой и спортом.

В 1930-е гг. все спортивные показатели в республике неуклонно росли. В связи с этим Высший Совет физкультуры РСФСР избрал Казань местом проведения 1-й летней спартакиады Поволжья, по тем временам это было мероприятие всесоюзного масштаба. Спартакиада открылась 16 августа 1934 г. Сборную команду Татарии представляли в основном динамовские спортсме-

ны, они и первенствовали во многих видах программы.

Блестяще проплыла 200 м брассом рекордсменка республики Тамара По-лыганова. Отлично выступили легкоатлеты Крюков, Глейзер, Сулейманов, метатель и многоборец Попов. Спортсменка Ася Червецова повторила всесоюзный рекорд — 12,5 секунд на стометровке11.

В середине 1930-х гг. физкультурное движение получило такой размах, что привело к изменению традиционных форм организации и руководства. Так, начиная с 1935 г., по всей стране учреждаются добровольные спортивные общества (ДСО), которые разрабатывали свой устав, спортивную форму, эмблему, знамя и членский билет.

Первыми спортивными обществами нового типа в республике стали «Спартак» и «Локомотив». В 1936-1937 гг. в Татарии организационно было оформлено еще 10 добровольных спортивных обществ («Буревестник», «Пламя», «Молния», «Старт», «Азот», «Темп»,

ИЗ ИСТОРИИ СПОРТА

Команда общества «Спартак». Казань, 26 июня 1949 г. НА РТ, оп. 3, д. 21, л. 37.

«Медик», «Крылья Советов», «Нефтяник», «Пролетарская победа»), а также спортивное общество «Наука», объединившее коллективы физической культуры студенческой молодежи. Рассредоточенные до этого времени по различным коллективам студенты и преподаватели вузов были объединены в мощное спортивное объединение, которое успешно соперничало с другими ДСО.

Как начиналось и развивалось спортивное движение в Казани и респуб-

лике, рассказывает сборник документов и материалов «Из истории развития физической культуры и спорта в Республике Татарстан», подготовленный Национальным архивом Республики Татарстан совместно с Центральным государственным архивом историко-политической документации РТ. Основная задача сборника — через призму документальных источников представить основные этапы развития физической культуры и спорта в нашей республике с 1920 по 2000 гг.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства Автономной Татарской республики. - Казань, 1923. - № 47. - С. 3.

2. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства Автономной Татарской республики. - Казань, 1925. - № 12. - С. 168.

3. НА РТ, ф. Р-732, оп. 1, д. 1154, л. 1.

4. ЦГА ИПД РТ, ф. 15, оп. 2, д. 273, л. 174.

5. НА РТ, ф. Р-732, оп. 1, д. 1150, л. 52.

6. ЦГА ИПД РТ, ф. 15, оп. 2 д. 714, л. 38.

7. НА РТ, ф. Р-732, оп. 1, д. 1150, л. 52.

8. Там же, л. 54.

9. Шарафутдинов Д. Р. Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа. XIX — начало XXI вв. - Казань, 2004. - С. 227.

10. НА РТ, ф. Р-1273, оп.1 д. 701, л. 9.

11. Там же, л. 11.

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Из примерного положения и программы проведения национального татарского праздника Сабантуй*

5 января 1928 г. г. Казань.

1. Цель праздника.

а) Путем интересно поставленных физкультурных** выступлений, агитировать за втягивание рабоче-крестьянских масс Татарии в ряды советской физкультуры.

Кроме того, посредством тщательно подобранной и классово выдержанной программы зрелищных выступлений и широких массовых действий встать на помощь в деле оздоровления быта трудящихся и скорейшего торжества культурной революции.

б) Путем устройства соревнований по различным национальным видам, иметь возможность наблюдать и изучать все особенности татарских спортразвлечений и игр, чтобы на основании изученного скорее подойти к окончательному, точному и правильному построению советской физической культуры у нас в Татарии на основе ее этнографических, бытовых, расовых и прочих особенностей.

в) Дать возможность путем совместных выступлений, с одной стороны национальных представителей непосредственно из народа, с другой наших физкультурников, взаимно обогатить друг друга в области спорта и игр.

2. Общее положение.

1. Для руководства татарским народным праздником Сабантуй при ВСФК ТР создается организационный комитет из представителей различных ведомств по усмотрению ВСФК (президиум оргкомитета состоит из 3 лиц).

Примечание. Первое заседание оргкомитета должно быть созвано не позднее, чем за месяц до дня открытия Сабантуя.

2. Для более успешной и детальной проработки вопросов, оргкомитет подразделяется на следующие подкомиссии:

а) материально-хозяйственную,

б) спортивно-техническую,

в) агит-художественную,

г) медицинскую,

д) рабочее бюро.

Примечание: в состав подкомиссий могут кооптироваться с правом совещательного голоса различные специалисты, могущие принести своим опытом и знанием пользу какой-либо подкомиссии [...]***

8. Участники праздника.

а) От каждого кантона, района и г. Казани для участия в обязательной части программы должно быть выставлено не менее 3 человек, можно и по несколько человек, но не больше, чем по 3 на каждый номер. В зачет будет браться только по одному лучшему в каждом номере.

б) Все кантоны и районы должны закончить проведение у себя Сабантуев не позднее, чем 15 мая и из победителей составить коллектив для посылки в Казань.

в) Лица, выступающие в обязательной части программы должны проходить медосмотр в обязательном порядке. Для лиц, выступающих в свободной части программы медосмотр является желательным, но не обязательным.

г) Выступать в соревнованиях, как в обязательной части программы, так и в свободной, могут лица обоего пола: мужчины, достигшие 18 лет и женщины, достигшие 17 лет.

д) Исключение из этого правила представляют конские скачки, пляска и различные

* Приняты научно-техническим комитетом Высшего Совета физической культуры ТАССР 3 февраля 1928 г., утверждены секретариатом Высшего Совета физической культуры 7 февраля 1928 г. (подстрочные примечания автора вступительной статьи).

** Здесь и далее выделения чертой соответствуют выделениям в документе.

*** Опущены разделы о видах деятельности материально-хозяйственной, медицинской, художественной комиссиях и рабочего бюро.

ИЗ ИСТОРИИ СПОРТА______________________________________

«ГАСЫРЛАР АВАЗЫ — ЭХО ВЕКОВ», № 3/4, 2012

игры шуточного вида, как, например, картофельный бег, бег с яйцом и прочее.

е) Для всех кантонных и районных коллективов, приехавших выступать в обязательной части программы, оргкомитет представляет бесплатное общежитие.

ж) Соревнования по обязательной части программы должны быть закончены в три первые дня праздника.

з) В состав коллектива для участия в обязательной части программы, могут быть записаны только татары и по возможности из деревенских жителей.

и) В свободных соревнованиях и играх могут принимать участие граждане любой национальности.

к) В соревнованиях по бегу лучше всего устраивать отдельные забеги для физкультурников и для любителей из публики, не состоящих в кружках физкультуры.

9. Программа праздника.

а) Программа праздника разделяется на 2 части: 1-ая часть считается обязательной для всех кантонов и районов ТР и 2-ая часть в форме свободных выступлений в различных спортивных видах, играх, плясках и прочее всех желающих принять участие из публики.

Ко второй части также относится ряд показательных соревнований и выступлений по различным видам спорта между физкультурниками, воинскими частями и прочими.

Обязательная часть.

а) Троеборье: 1). Татарская борьба, 2). Народная пляска, и 3). Бег на 1000 м.

10. Примерная программа по дням (не входящая в обязательную часть для коллективов)

1-й день — открытие праздника.

1-е отделение:

1) Слово о значении Сабантуя — представитель от ВСФК......................10 м[ин.]

2) Объявление программы сегодняшнего дня на татарском и русском языках ..5 м[ин.]

3) Парад физкультурников (по возможности состав их должен быть с преобладаю-

щим количеством татар). В параде также должны принимать участие все кантоные и районные коллективы, участники в конских скачках, велосипедных соревнованиях и проч[их]).....................................................................10 м[ин.]

4) Массовые вольные движения и пирамида (желательно не менее 100 чел[овек]).

Движения должно быть два: одно типично гимнастическое, другое с элементами народного танца. Пирамида должна быть закончена общим революционным лозунгом на татарском языке и затем лозунг повторяется на русском языке....................15 м[ин.]

5) Татарская борьба для подростков.......................................15 м[ин.]

б) Залезание на столб....................................................15 м[ин.]

7) Финиш бега на 1000 м на майдане.

Итого 1 ч[ас] 20 м[ин.].

Антракт — 20 минут.

Во время антракта соревнования по народной гребле на оз[ере] Кабан. Соревнование должно быть устраиваемо на дистанцию не более 500 м, чтобы публика могла видеть старт и финиш и все соревнование должно свободно уложиться в течение антракта.

2-е отделение:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) Борьба татарская для взрослых...........................................40 мин.

2) Демонстрация французской борьбы физкультурниками......................10 [мин.]

3) Шуточные игры и забавы: перетягивание аркана, битье горшков с завязанными

глазами, бег в мешках и проч[ее] ............................................20 [мин.]

4) Фигурная езда на велосипедах..........................................10 [мин.]

5) Выступление кавалеристов: джигитовка, уборка раненых, рубка лозы и проч

[ее] ........................................................................20 [мин.]

Итого 1 час 40 м[ин.]

Антракт — 15 минут.

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

3-е отделение:

1) Проезд по майдану всех участников в конских скачках на 10 верст.....5 мин.

2) Борьба татарская между лучшими шестью борцами сегодняшнего дня (полуфинал) 15 мин.

3) Выступление физкультурников: толкание ядра, прыжок в высоту с разбега, прыжок с шестом ..............................................................20 мин.

4) Массовая инсценировка на революционную тему силами Красной Армии или

физкультурников............................................................15 мин.

5) Песни, пляски и игры на музыкальных инструментах для всех желающих из публики .....................................................................25 мин.

6) Выход организованным порядком из майдана на дорогу к финишу конских скачек всех желающих. Затем, после окончания скачек обратный приход в порядке на свои места в майдан.

7) Раздача призов победителям в 10-ти верстной скачке.

8) Если к этому времени не стемнеет можно продолжить для желающих принять участие в плясках и пении.

9) В заключении должен быть зажжен грандиозный фейерверк, бенгальские огни, ракеты и проч[ее]. [...]*

13. Премирование.

а) Советы физической культуры, коллективы которых займут три первых места, получают наградные дипломы.

б) Все участники первых трех коллективов получают именные личные дипломы, жетоны и призы, и, кроме того, все участники коллектива, занявшего 1-ое место получают бесплатный проезд от г. Казани до своего кантонного или районного центра из расчета по 3-му классу по жел[езной] дороге или на пароходе и 10 коп[еек] с версты на лошадях.

в) Коллективы, занявшие 2-ое и 3-е места, кроме призов дипломов и жетонов, упомянутых в п. «б», получают также проездные деньги в половинном размере действительной стоимости. [...]**

15. Перечень видов, могущих быть включенными в программу Сабантуя.

1) Конские скачки для некованых и не оседланных лошадей. 2) Конские скачки для кованных и оседланных лошадей с участием военных. 3) Татарская борьба. 4) Вольноамериканская борьба. 5) Русско-швейцарская борьба. 6) Русская борьба. 7) Цыганская борьба. 8) Демонстрация бокса. 9) Поднятие тяжестей. 10) Перетягивание каната. 11) Перетягивание аркана. 12) Лазание на столб. 13) Бег на различные дистанции, не превышающие 3-х тысяч метров. 14) Бег эстафетный. 15) Бег в противогазах. 16) Картофельный бег. 17) Бег в мешках. 18) Бег на трех ногах. 19) Бег с яйцом в ложке и проч[ие] шуточные виды бега. 20) Индейский бокс — сшибание друг друга соломенными жгутами с горизонтального бревна. 21) Шуточный бой с пузырями. 22) Искание жгута с завязанными глазами, двух привязанных на лямках к столбу. 23) Попадание палкой с разбега в дыру доски, прикрепленной к качающейся палке, на которой стоит ведро с водой. 24) Выступление плясунов. 25) Выступление гармонистов. 26) Выступление певцов. 27) Джигитовка. 28) Вольтижировка. 29) Уборка раненых. 30) Рубка лозы, змеи. 31) Стрельба снайперов по стеклянным шарикам (стрельба из луков). 32) Демонстрация артиллерии. 33) Демонстрация кружка Осоавиахима, пуск воздушного шара, моделей аэропланов и проч[ее]. 34) Выступление физкультурников в массовых движениях и пирамидах. 35) Велосипедные соревнования на скорость. 36) Фигурная езда на велосипедах. 37) Соревнования по гребле. 38) Соревнования по плаванию. 39) Демонстрация прыжков в воду. 40) Соревнования в нырянии. 41) Раздевание в воде на скорость. 42) Демонстрация плавания с грузом. 43) Демонстрация способов спасания утопающих.

* Опущены разделы о правилах подачи заявок, оценке коллективных соревнований.

** Опущен раздел о судействе.

294

9 ИЗ ИСТОРИИ СПОРТА

44) Демонстрация приведения в чувство мнимо-утопших. 45) Толкание ядра. 46) Толкание камня. 47) Прыжки в высоту с места. 48) Прыжки в высоту с разбега. 49) Прыжки в длину с места. 50) Прыжки в длину с места. 51) Прыжки тройные. 52) Прыжки с шестом. 53) Массовые революционные и физкультурные инсценировки. 54) Могут быть допущены со специального разрешения оргкомитета и профессиональные артисты, номера которых с эстетической и идеологической стороны вполне приемлемы. 55) Прочие виды спорта и всевозможные народные игры и забавы, гигиенически обставленные и не могущие причинить вреда, как самим участникам, так и остальной публике.

16. Общие методические указания по проведению праздника.

Предложенная программа и план проведения праздника (кроме троеборья) не являются чем-то неизменным. Все, конечно, будет зависеть от средств и возможностей на местах.

Остальные дни, примерно, могут быть проведены следующим образом: прежде всего, при составлении программы, нужно учитывать на какой день она придется, т[о] е[сть] праздник или будни. Если день не праздничный, то программу необходимо сократить до 2-х отделений. В основном принцип программы остается тот же, т[о] е[сть] доминировать (преобладать) должны излюбленные татарские виды, как-то борьба на поясах, скачки, пляски и проч[ее]. Кроме того, необходимо включать, по возможности военные выступления почти в каждый действующий день Сабантуя, ознакомляя таким образом, население с работой по обороне страны, нашей Красной Армии. [.] *

Наряду с военными выступлениями необходимо ежедневно вклеплять** и прослаивать программу Сабантуя физкультурными выступлениями: легкая атлетика, велосипедные гонки, гимнастика на снарядах, борьба, плавание и проч[ее]. [...]***

Вот и все те конкретные предложения для проведения Сабантуя, которые я, исходя из своего большого опыта по подготовке и проведению прежних Сабантуев, считаю, пока единственно возможными.

Можно было бы внести много различных предложений, как по линии самой организации праздника, так и по проведению программы, но все они едва ли будут реальны. Не нужно забывать, что Сабантуй до сего времени находится в стихийном состоянии и потому резко подойти к нему или применить чересчур менторский подход в проведении программы, значило бы подорвать доверии со стороны не втянутой в физкультуру татарской массы и тем самым в дальнейшем обречь на гибель это огромной важности дело.

Если в нынешнем году нам удастся разрешить хотя бы выдвинутую мной проблему троеборья, то можно сказать с уверенностью, что мы встанем на правильный путь и в дальнейшем сможем осуществить возложенные на нас правительством Татарии обязанности на все 100 %.

Н. Семенов.

НА РТ, ф. Р-732, оп. 1, д. 1150, л. 52, 54-60.

Публикацию подготовила Ольга Федотова, начальник отдела публикации документов НА РТ

* Опущены описания видов выступлений военных.

** Так в документе.

*** Опушены описания проведения антрактов, программы дня закрытия праздника Сабантуй.

Л

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.