Председателю комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Государственного Совета Республики Татарстан
Р. И. Валееву
Об организации евразийских игр по традиционным видам спорта
Являясь исследователями истории традиционной культуры и спорта в контексте культуры мира, мы, как и многие наши земляки, гордимся тем, что наша республика признана спортивной столицей России. Знаменательно и то, что в 2013 г. в Казани будет проходить XXVII Всемирная летняя универсиада, в программу которой включена традиционная татарская спортивная борьба «курэш». Радует, что по борьбе на поясах в последние годы стали проводиться чемпионаты мира, где борцы из Татарстана неизменно завоевывают медали.
Жемчужиной традиционной культуры татарского народа является Сабантуй. В Татарстане он объявлен государственным праздником и стал общим для всего многонационального народа республики. Сабантуй рекомендован для включения в список шедевров устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО, что свидетельствует о выходе древнего татарского обряда на мировую арену.
Исследователи находят в Сабантуе отпечатки героического прошлого1 и сравнивают его с древнегреческими олимпиадами2, отмечая при этом, что Сабантуй — более древний и богатый по содержанию праздник3, играющий важную роль в укреплении физического и нравственного здоровья народа, способствующий развитию народной музыки, песни, танца, поэтического творчества4.
Очевидно, что вошедшие в наследие татарского народа национальные виды спорта и игры должны использоваться эффективно, причем не только в программах локальных праздников, но и в диалоге культур Евразии с конкурсами национального искусства и спорта и приглашением молодежи из многих стран мира. Такой опыт имеется. Например, в начале 1990-х гг. в Калмыкии была организована «Джангариада», в Чувашской республике — игры тюркских народов, в Литве — Всемирные литовские игры (две последние были проведены только по классическим видам спорта).
В отличие от них, программа евразийских игр могла бы полностью состоять из основных компонентов традиционных праздников, включая Сабантуй, на которых звучали саз5, гармонь-тальянка, курай, кубыз, сурнай, думбра, проводились конкурсы чэчэнов-поэтов, конные скачки (гладкие скачки, рысистые соревнования), «пар ат» (на парных упряжках), рысью под седлом. А какой праздник обходился без перетягивания аркана, кросса, бега в мешках, бега в гору, лазания на столб (по времени), джигитовки, прыжков с палкой (шестом), борьбы на руках,
Татар-башкорт милли спорт кераше. Ярыш кагыйдаларе / Тез. Р. А. Азизов, Д. Р. Шарвфетдинов. -Казан, 1971. - 52 б.; Татаро-башкирская национальная спортивная борьба. Правила соревнований / Сост. Р. А. Азизов, Д. Р. Шарафутдинов. - Казань, 1971. - 52 с.
стрельбы из лука, стрельбы из лука на коне6, игр верхом на коне7 (состязаний с пикой и саблей), кулачного боя, боя с мешками на бревне?! До наших дней дошли древние традиционные развлекательные игры: бег с полными ведрами воды на коромысле, «прядение шерсти», битье горшков палками с закрытыми глазами, «возьми барана» («качающееся бревно»), «монета в катыке», бег с яйцом — ложкой во рту, любимая великим татарским поэтом Г. Тукаем игра — «кузна», а также «чурэкэ», «кэшэкэ», «игры в шары», «сбор платков», «игра в ловкачи», «атаман» и др. Сведения об этих соревнованиях и играх, простейшие правила их проведения, проблемы изучения и использования изложены в монографиях8, сборнике «Халык уеннары»9, книгах Э. Х. Галеева и Я. И. Ханбикова10, Н. М. Нигмет-зянова11, Ф. С. Баязитовой12, М. М. Мулланурова, Л. Батыр-Булгари13, Э. Р. Тагирова, Д. Р. Шарафутдинова14, Ф. Ю. Ахметзянова, И. Б. Акишина15, Р. Ф. Ягъфа-рова16, З. М. Кузнецовой17, Н. Т. Колчина18, Р. Г. Кашафутдинова19, М. М. Сахабут-динова20 и др.
Организацию евразийских игр можно было бы возложить на Министерство культуры и его структурное подразделение — Республиканский центр развития традиционной культуры, Министерство по делам молодежи, спорту и туризму; создание единой классификации, простейших правил организации со-
о
УЧ обычаи, традиции и обряды —<306>
«ГАСЫРЛАР АВАЗЫ - ЭХО ВЕКОВ», № 3/4, 2011
САБАНТУИ
* локальном и глобальном цинэпл лЗ£щийннфм пр-рс; грдігство
стязаний по национальным видам спорта — на республиканские федерации по соответствующим видам спорта. К разработке научной концепции и модели евразийских игр с конкурсами по традиционным видам искусства, на наш взгляд, можно было бы привлечь известных специалистов в этой области:
Э. Р. Каюмову — кандидата искусствоведения, старшего научного сотрудника отдела театра и музыки Института языка, литературы и искусств им. Г. Ибрагимова АН РТ; А. Р. Еникееву — кандидата педагогических наук, доцента, заведующую кафедрой этнохудоже-ственного творчества Казанского государственного университета культуры и искусств; Г. М. Макарова — кандидата искусствоведения, доцента Казанской государственной консерватории; Л. И. Сарварову — кандидата искусствоведения, доцента, заведующую кафедрой татарской музыки и этному-зыкологии Казанской государственной консерватории; Ф. Х. Завгарову — кандидата филологических наук, доцента Тагиров Э. Р., Шарафутдинов Д. Р. Сабантуй в
Казанского (Приволжского) федераль- локальном ^юбальшм ^шлшщжнгом пр°-4 г -гГ странстве (Потенциал идей культуры мира в
ного университета, директора Респу- традиционных праздниках народов планеты). -бликанского центра развития традици- Казань, 2004. - 48 с.
онной культуры (РЦРТК); Л. Х. Дав-
летшину — кандидата филологических наук, ведущего научного сотрудника РЦРТК; Л. Ш. Давлетшину — научного сотрудника РЦРТК; профессора, мастера спорта СССР М. М. Сахабутдинова; доцента А. Ш. Шайхутдинова; журналиста И. Г. Ильдарханова; профессора Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева Ф. Ю. Ахметзянова; доктора исторических наук, профессора Г. М. Давлетшина; докторов филологических наук М. И. Ахметзянова и Р. Ф. Исламова; доктора педагогических наук, профессора Р. А. Абзалова; академика И. Р. Тагирова; батыра по «курэшу», доктора медицинских наук, профессора Я. Х. Ибрагимова; кандидата исторических наук Т. Р. Закирова и др.
Евразийские игры по традиционным (национальным) видам спорта можно было бы, на наш взгляд, проводить по принципу Олимпийских игр: один раз в четыре года, приурочив их или к праздникам летнего солнцестояния (джиенам), или осеннего равноденствия (сюнбелю), что также способствовало бы возрождению этих древних обрядов.
Нами не поднимается вопрос о замене чем-то иным праздника Сабантуй, календарных и семейных обрядов татарского народа. Речь идет об использовании, культивировании их древних компонентов21 в масштабах евразийского пространства, обогащения содержания игр элементами национальных культур других народов Евразии.
Несомненно, проведение евразийских игр по традиционным видам спорта будет способствовать дальнейшему расширению культурных и спортивных связей народов Евразии, укоренению традиционной духовной и физической культуры в их образе жизни, укреплению межнационального согласия.
| ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЕВРАЗИЙСКИХ ИГР ПО ТРАДИЦИОННЫМ
ВИДАМ СПОРТА
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Спутник по Казани / Под ред. Н. П. Загоскина. - Казань, 1895. - 619 с.
2. Семенов Н. А. Сабантуй. - Казань, 1929. - С. 13-14.
3. Фаттах Н. С. Язык богов и фараонов. - Казань, 1999. - С. 429.
4. Шарафутдинов Д. Р. Сабантуй — образ жизни народа. Приложение к журналу «Гасырлар ава-зы - Эхо веков». - Казань, 1997. - С. 114; Шарафетдинов Д. Р. Татар барда — Сабан туе бар. «Гасырлар авазы - Эхо веков» журналына кушымта. - Казан, 2003. - 480 б.; Шарафутдинов Д. Р. Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа. Приложение к журналу «Гасырлар авазы - Эхо веков». - Казань, 2004. - С. 127.
5. Шамси С. С. Путешествие Ибн-Фадлана на реку Итиль. - М., 1992. - С. 48.
6. История татар. - Казань, 2002. - Т. 1. - 368 с.
7. Исламов Р. Фарис ниятен ихлас берла Тацре юлына кылсын // Гасырлар авазы - Эхо веков. -2002. - № 1/2. - С. 200-206.
8. Шарафутдинов Д. Р. Сабантуй — образ жизни... - С. 173-310; он же. Исторические корни и развитие... - С. 439-639.
9. Халык уеннары / Тез. И. И. Ганиев, автор-махсус ред. Д. Р. Шарафетдинов. - Казан, 1966. - 88 б.
10. Галеев Э. Х., Ханбиков Я. И. Татарские народные игры и праздники. - Казань, 1975. - С. 44.
11. Нигметзянов М. Н. Татарские народные песни. - Казань, 1984. - 240 с.; он же. Татарская народная музыка. - Казань, 2003. - 255 с.
12. Баязитова Ф. С. Татар халкыньщ байрам Ьам кенкуреш йолалары (Рухи мирасыбыз хазинасеннан). - Казан, 1995. - 158 б.
13. Муллануров М. М., Батыр-Болгари Л. М. Сабантуй байрамен уткару тартибе: сцен. - Казан, 1997. - 76 б.
14. Тагиров Э. Р., Шарафутдинов Д. Р. Сабантуй в локальном и глобальном цивилизационном пространстве (Потенциал идей культуры мира в традиционных праздниках планеты). - Казань, 2004. - 48 с.
15. Ахметзянов Ф. Ю., Акишин Б. А. Армспорт в вузе. - Казань, 2006. - 164 с.
16. Ягъфаров Р. Ф. Уен — куцел байраме: Татар халкыныц уен фольклоры. - Казан, 2009. - 160 б.
17. Кузнецова З. М. История физической культуры и спорта в Республике Татарстан. - Набережные Челны, 1999. - 304 с.
18. Колчин Н. Т. Физическая культура и спорт в Татарии. - Казань, 1969. - 124 с.
19. Кашафутдинов Р. Г. Народные (общественные и семейные) праздники казанских татар. - Казань, 1969. - 24 с.
20. Сахабутдинов М. М. Исследование самобытных средств физического воспитания татар. - Л., 1975. - 22 с.
21. Шарафутдинов Д. Р. Исторические корни и развитие. - С. 234-235; Садыкова Р., Сайфутди-нов К. Свадебные обряды татар // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2008. - № 1. - С. 306-314; Шарафутдинов Д., Садыкова Р. Свадебная обрядность тюркских народов XIX в. // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2009. - № 1. - С. 300-309.
Дамир Шарафутдинов,
член Геральдического совета при Президенте РТ, член Правления Татарстанского отделения Российского общества историков-архивистов
Энгель Тагиров, доктор исторических наук, президент Международной гуманитарной академии «Европа-Азия»
308'
ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ
«ГАСЫРЛАР АВАЗЫ - ЭХО ВЕКОВ», № 3/4, 2011