Научная статья на тему 'Об организации евразийских игр по традиционным видам спорта'

Об организации евразийских игр по традиционным видам спорта Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
22
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЕ ИГРЫ / ТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ СПОРТА / TRADITIONAL SPORTS’ / THE EURASIAN GAMES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шарафутдинов Дамир, Тагиров Энгель

В письме Д. Шарафутдинова и Э. Тагирова содержится обращение к председателю комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Государственного Совета РТ Р. Валееву по вопросу организации евразийских игр по традиционным видам спорта в Татарстане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об организации евразийских игр по традиционным видам спорта»

Председателю комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Государственного Совета Республики Татарстан

Р. И. Валееву

Об организации евразийских игр по традиционным видам спорта

Являясь исследователями истории традиционной культуры и спорта в контексте культуры мира, мы, как и многие наши земляки, гордимся тем, что наша республика признана спортивной столицей России. Знаменательно и то, что в 2013 г. в Казани будет проходить XXVII Всемирная летняя универсиада, в программу которой включена традиционная татарская спортивная борьба «курэш». Радует, что по борьбе на поясах в последние годы стали проводиться чемпионаты мира, где борцы из Татарстана неизменно завоевывают медали.

Жемчужиной традиционной культуры татарского народа является Сабантуй. В Татарстане он объявлен государственным праздником и стал общим для всего многонационального народа республики. Сабантуй рекомендован для включения в список шедевров устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО, что свидетельствует о выходе древнего татарского обряда на мировую арену.

Исследователи находят в Сабантуе отпечатки героического прошлого1 и сравнивают его с древнегреческими олимпиадами2, отмечая при этом, что Сабантуй — более древний и богатый по содержанию праздник3, играющий важную роль в укреплении физического и нравственного здоровья народа, способствующий развитию народной музыки, песни, танца, поэтического творчества4.

Очевидно, что вошедшие в наследие татарского народа национальные виды спорта и игры должны использоваться эффективно, причем не только в программах локальных праздников, но и в диалоге культур Евразии с конкурсами национального искусства и спорта и приглашением молодежи из многих стран мира. Такой опыт имеется. Например, в начале 1990-х гг. в Калмыкии была организована «Джангариада», в Чувашской республике — игры тюркских народов, в Литве — Всемирные литовские игры (две последние были проведены только по классическим видам спорта).

В отличие от них, программа евразийских игр могла бы полностью состоять из основных компонентов традиционных праздников, включая Сабантуй, на которых звучали саз5, гармонь-тальянка, курай, кубыз, сурнай, думбра, проводились конкурсы чэчэнов-поэтов, конные скачки (гладкие скачки, рысистые соревнования), «пар ат» (на парных упряжках), рысью под седлом. А какой праздник обходился без перетягивания аркана, кросса, бега в мешках, бега в гору, лазания на столб (по времени), джигитовки, прыжков с палкой (шестом), борьбы на руках,

Татар-башкорт милли спорт кераше. Ярыш кагыйдаларе / Тез. Р. А. Азизов, Д. Р. Шарвфетдинов. -Казан, 1971. - 52 б.; Татаро-башкирская национальная спортивная борьба. Правила соревнований / Сост. Р. А. Азизов, Д. Р. Шарафутдинов. - Казань, 1971. - 52 с.

стрельбы из лука, стрельбы из лука на коне6, игр верхом на коне7 (состязаний с пикой и саблей), кулачного боя, боя с мешками на бревне?! До наших дней дошли древние традиционные развлекательные игры: бег с полными ведрами воды на коромысле, «прядение шерсти», битье горшков палками с закрытыми глазами, «возьми барана» («качающееся бревно»), «монета в катыке», бег с яйцом — ложкой во рту, любимая великим татарским поэтом Г. Тукаем игра — «кузна», а также «чурэкэ», «кэшэкэ», «игры в шары», «сбор платков», «игра в ловкачи», «атаман» и др. Сведения об этих соревнованиях и играх, простейшие правила их проведения, проблемы изучения и использования изложены в монографиях8, сборнике «Халык уеннары»9, книгах Э. Х. Галеева и Я. И. Ханбикова10, Н. М. Нигмет-зянова11, Ф. С. Баязитовой12, М. М. Мулланурова, Л. Батыр-Булгари13, Э. Р. Тагирова, Д. Р. Шарафутдинова14, Ф. Ю. Ахметзянова, И. Б. Акишина15, Р. Ф. Ягъфа-рова16, З. М. Кузнецовой17, Н. Т. Колчина18, Р. Г. Кашафутдинова19, М. М. Сахабут-динова20 и др.

Организацию евразийских игр можно было бы возложить на Министерство культуры и его структурное подразделение — Республиканский центр развития традиционной культуры, Министерство по делам молодежи, спорту и туризму; создание единой классификации, простейших правил организации со-

о

УЧ обычаи, традиции и обряды —<306>

«ГАСЫРЛАР АВАЗЫ - ЭХО ВЕКОВ», № 3/4, 2011

САБАНТУИ

* локальном и глобальном цинэпл лЗ£щийннфм пр-рс; грдігство

стязаний по национальным видам спорта — на республиканские федерации по соответствующим видам спорта. К разработке научной концепции и модели евразийских игр с конкурсами по традиционным видам искусства, на наш взгляд, можно было бы привлечь известных специалистов в этой области:

Э. Р. Каюмову — кандидата искусствоведения, старшего научного сотрудника отдела театра и музыки Института языка, литературы и искусств им. Г. Ибрагимова АН РТ; А. Р. Еникееву — кандидата педагогических наук, доцента, заведующую кафедрой этнохудоже-ственного творчества Казанского государственного университета культуры и искусств; Г. М. Макарова — кандидата искусствоведения, доцента Казанской государственной консерватории; Л. И. Сарварову — кандидата искусствоведения, доцента, заведующую кафедрой татарской музыки и этному-зыкологии Казанской государственной консерватории; Ф. Х. Завгарову — кандидата филологических наук, доцента Тагиров Э. Р., Шарафутдинов Д. Р. Сабантуй в

Казанского (Приволжского) федераль- локальном ^юбальшм ^шлшщжнгом пр°-4 г -гГ странстве (Потенциал идей культуры мира в

ного университета, директора Респу- традиционных праздниках народов планеты). -бликанского центра развития традици- Казань, 2004. - 48 с.

онной культуры (РЦРТК); Л. Х. Дав-

летшину — кандидата филологических наук, ведущего научного сотрудника РЦРТК; Л. Ш. Давлетшину — научного сотрудника РЦРТК; профессора, мастера спорта СССР М. М. Сахабутдинова; доцента А. Ш. Шайхутдинова; журналиста И. Г. Ильдарханова; профессора Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева Ф. Ю. Ахметзянова; доктора исторических наук, профессора Г. М. Давлетшина; докторов филологических наук М. И. Ахметзянова и Р. Ф. Исламова; доктора педагогических наук, профессора Р. А. Абзалова; академика И. Р. Тагирова; батыра по «курэшу», доктора медицинских наук, профессора Я. Х. Ибрагимова; кандидата исторических наук Т. Р. Закирова и др.

Евразийские игры по традиционным (национальным) видам спорта можно было бы, на наш взгляд, проводить по принципу Олимпийских игр: один раз в четыре года, приурочив их или к праздникам летнего солнцестояния (джиенам), или осеннего равноденствия (сюнбелю), что также способствовало бы возрождению этих древних обрядов.

Нами не поднимается вопрос о замене чем-то иным праздника Сабантуй, календарных и семейных обрядов татарского народа. Речь идет об использовании, культивировании их древних компонентов21 в масштабах евразийского пространства, обогащения содержания игр элементами национальных культур других народов Евразии.

Несомненно, проведение евразийских игр по традиционным видам спорта будет способствовать дальнейшему расширению культурных и спортивных связей народов Евразии, укоренению традиционной духовной и физической культуры в их образе жизни, укреплению межнационального согласия.

| ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЕВРАЗИЙСКИХ ИГР ПО ТРАДИЦИОННЫМ

ВИДАМ СПОРТА

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Спутник по Казани / Под ред. Н. П. Загоскина. - Казань, 1895. - 619 с.

2. Семенов Н. А. Сабантуй. - Казань, 1929. - С. 13-14.

3. Фаттах Н. С. Язык богов и фараонов. - Казань, 1999. - С. 429.

4. Шарафутдинов Д. Р. Сабантуй — образ жизни народа. Приложение к журналу «Гасырлар ава-зы - Эхо веков». - Казань, 1997. - С. 114; Шарафетдинов Д. Р. Татар барда — Сабан туе бар. «Гасырлар авазы - Эхо веков» журналына кушымта. - Казан, 2003. - 480 б.; Шарафутдинов Д. Р. Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа. Приложение к журналу «Гасырлар авазы - Эхо веков». - Казань, 2004. - С. 127.

5. Шамси С. С. Путешествие Ибн-Фадлана на реку Итиль. - М., 1992. - С. 48.

6. История татар. - Казань, 2002. - Т. 1. - 368 с.

7. Исламов Р. Фарис ниятен ихлас берла Тацре юлына кылсын // Гасырлар авазы - Эхо веков. -2002. - № 1/2. - С. 200-206.

8. Шарафутдинов Д. Р. Сабантуй — образ жизни... - С. 173-310; он же. Исторические корни и развитие... - С. 439-639.

9. Халык уеннары / Тез. И. И. Ганиев, автор-махсус ред. Д. Р. Шарафетдинов. - Казан, 1966. - 88 б.

10. Галеев Э. Х., Ханбиков Я. И. Татарские народные игры и праздники. - Казань, 1975. - С. 44.

11. Нигметзянов М. Н. Татарские народные песни. - Казань, 1984. - 240 с.; он же. Татарская народная музыка. - Казань, 2003. - 255 с.

12. Баязитова Ф. С. Татар халкыньщ байрам Ьам кенкуреш йолалары (Рухи мирасыбыз хазинасеннан). - Казан, 1995. - 158 б.

13. Муллануров М. М., Батыр-Болгари Л. М. Сабантуй байрамен уткару тартибе: сцен. - Казан, 1997. - 76 б.

14. Тагиров Э. Р., Шарафутдинов Д. Р. Сабантуй в локальном и глобальном цивилизационном пространстве (Потенциал идей культуры мира в традиционных праздниках планеты). - Казань, 2004. - 48 с.

15. Ахметзянов Ф. Ю., Акишин Б. А. Армспорт в вузе. - Казань, 2006. - 164 с.

16. Ягъфаров Р. Ф. Уен — куцел байраме: Татар халкыныц уен фольклоры. - Казан, 2009. - 160 б.

17. Кузнецова З. М. История физической культуры и спорта в Республике Татарстан. - Набережные Челны, 1999. - 304 с.

18. Колчин Н. Т. Физическая культура и спорт в Татарии. - Казань, 1969. - 124 с.

19. Кашафутдинов Р. Г. Народные (общественные и семейные) праздники казанских татар. - Казань, 1969. - 24 с.

20. Сахабутдинов М. М. Исследование самобытных средств физического воспитания татар. - Л., 1975. - 22 с.

21. Шарафутдинов Д. Р. Исторические корни и развитие. - С. 234-235; Садыкова Р., Сайфутди-нов К. Свадебные обряды татар // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2008. - № 1. - С. 306-314; Шарафутдинов Д., Садыкова Р. Свадебная обрядность тюркских народов XIX в. // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2009. - № 1. - С. 300-309.

Дамир Шарафутдинов,

член Геральдического совета при Президенте РТ, член Правления Татарстанского отделения Российского общества историков-архивистов

Энгель Тагиров, доктор исторических наук, президент Международной гуманитарной академии «Европа-Азия»

308'

ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ

«ГАСЫРЛАР АВАЗЫ - ЭХО ВЕКОВ», № 3/4, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.