Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК В ЦКБ МТ "РУБИН" (ПРОДОЛЖЕНИЕ)'

ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК В ЦКБ МТ "РУБИН" (ПРОДОЛЖЕНИЕ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
180
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА / КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО / РАКЕТА / ПОДВОДНАЯ ЛОДКА / ПОКОЛЕНИЕ / ПРОЕКТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ТОРПЕДА / NUCLEAR SUBMARINE / DESIGN DEPARTMENT / ROCKET / SUBMARINE / GENERATION / PROJECT / DESIGN / TORPEDO

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Куличков Валерий Константинович

Рассматривается история Центрального конструкторского бюро морской техники "Рубин" (ЦКБ МТ "Рубин"), которое на протяжении почти 120 лет занимается проектированием боевых подводных лодок и подводных лодок специального назначения для отечественного ВМФ, а также гражданских подводных аппаратов различного назначения. Анализируются приоритетные направления деятельности ЦКБ МТ "Рубин" и перечень разрабатывавшейся продукции: от ракетных подводных крейсеров стратегического назначения до подлодок специального назначения с атомными энергетическими установками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF SUBMARINE DESIGN IN CENTRAL DESIGN BUREAU FOR MARINE ENGINEERING "RUBIN" (CONTINUATION)

The article deals with the history of the Central Design Bureau for Marine Engineering "Rubin", which for almost 120 years has been designing combat submarines and special - purpose submarines for the Russian Navy, as well as civil submarines of various purposes. Priority areas are analyzed of "Rubin" and the list of products under development - from strategic missile submarines to special - purpose submarines with nuclear power plants.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК В ЦКБ МТ "РУБИН" (ПРОДОЛЖЕНИЕ)»

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ УДК 355/359

ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК В ЦКБ МТ "РУБИН" (ПРОДОЛЖЕНИЕ)*

Куличков Валерий Константинович

советник директора ФГУП ОКБ ОТ РАН, доктор экономических наук, кандидат исторических наук, доцент

Аннотация. Рассматривается история Центрального конструкторского бюро морской техники "Рубин" (ЦКБ МТ "Рубин"), которое на протяжении почти 120 лет занимается проектированием боевых подводных лодок и подводных лодок специального назначения для отечественного ВМФ, а также гражданских подводных аппаратов различного назначения. Анализируются приоритетные направления деятельности ЦКБ МТ "Рубин" и перечень разрабатывавшейся продукции: от ракетных подводных крейсеров стратегического назначения до подлодок специального назначения с атомными энергетическими установками.

Ключевые слова: атомная подводная лодка, конструкторское бюро, ракета, подводная лодка, поколение, проект, проектирование, торпеда.

Kulichkov Valery Konstantinovich, Director's Advisor of the FGUP OKB of Oceanographic appliances Russian Academy of Sciences, Doctor of Economic Sciences, Candidate of Historical Sciences, associate Professor, Moscow, Russian Federation.

From the history of submarine design in Central Design Bureau for Marine Engineering "Rubin".

Abstract. The article deals with the history of the Central Design Bureau for Marine

Engineering "Rubin", which for almost 120 years has been designing combat submarines and special-purpose submarines for the Russian Navy, as well as civil submarines of various purposes. Priority areas are analyzed of "Rubin" and the list of products under development -from strategic missile submarines to specialpurpose submarines with nuclear power plants.

Keywords: nuclear submarine, design department, rocket, submarine, generation, project, design, torpedo.

Введение. В декабре 2020 года исполняется 120 лет с начала подводного кораблестроения в России, хотя сама идея создания и использования подводного судна уходит своими корнями в античные времена. У истоков этого события стояла созданная по новому стилю 4 января 1901 г. Строительная комиссия подводных лодок, которую возглавил талантливый инженер-кораблестроитель И.Г. Бубнов. В соавторстве с капитаном 1-го ранга М.Н. Беклемишевым и инженером-механиком И.С. Горюновым он разработал проект первой отечественной боеспособной подводной лодки. Преемником именно этой организации считается ЦКБ МТ "Рубин".

1 октября 1966 г. ЦКБ-18 переименовали в Ленинградское проектно-монтажное бюро "Рубин" (ЛПМБ "Рубин"). Его возглавил П.П. Пустынцев, о котором автор рассказывал в предыдущей части статьи1'

*Автор выражает искреннюю признательность за помощь в написании статьи капитану 1 ранга Владиславу Вадимовичу Калашникову.

- И.Д. Спасский, академик РАН, Герой Социалистического Труда, Герой Российской Федерации, который руководил разработкой многих проектов атомных лодок, за что был удостоен звания Лауреата Ленинской и Государственной премий1.

В.Н. Челомей, П.П. Пустынцев, И.Д. Спасский (слева направо) 1976 г.

В 60-е - 70-е гг. ХХ в ЛПМБ "Рубин" велись работы по проектированию больших торпедных дизель-электрических подводных лодок второго послевоенного поколения, т.к. ПЛ первого поколения уже не соответствовали новым требованиям. Был создан корабль пр.641Б водоизмещением 2770 т. Главным конструктором стал З.А. Де-рибин. Серию из 18 единиц построил Завод "Красное Сормово" имени А.А. Жданова. Кроме того, ЛПМБ "Рубин" в те годы спроектировал подводные лодки специального назначения водоизмещением от 38 до 355 т. Главный конструктор всех глубоководных аппаратов первого поколения был Ю.К. Сапожков. Однако в 1970 г. конструкторское бюро (далее - КБ) передало проекты 1832 "Поиск-2" и 1906 "Поиск-6" в ЦПБ "Волна", а в 1971 г. и 1825 "Север-2", предназначенный для Министерства рыбного хозяйства2.

ЦКБ МТ "Рубин" славен созданием мощных отечественных атомных стратегических подводных ракетоносцев проектов 667А, 667АУ, 667Б, 667БД, 667БДР и 667БДРМ водоизмещением от 7760 до 11740 т в количестве 77 ед. Они строились на Северном машиностроительном предприятии (СМП), Заводе им. Ленинского комсомола (ЗЛК) и стали одной из важных составляющих элементов ракетного щита нашего Отече-

ства*. Жидкостные баллистические ракеты размещались в 16 вертикальных ракетных шахтах в прочном корпусе ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) в два ряда. Исключение составляет пр.667Б - 12 шахт**.

Головной РПКСН пр.667А с баллистическими ракетами Р-27 К-137 (зав. №420) в наливном бассейне. "Севмаш". 1966г.

РПКСН пр.667Б с баллистическими ракетами Р-29, погрузка торпед. Арктика

РПКСН постоянно модернизировались, повышались их тактико-технические элементы и боевые качества3. Так, например, дальность стрельбы баллистическими ракетами ударного ракетного комплекса кораблей второго поколения увеличилась в 4,6 раза: с 2500 км (комплекс Д-5 на пр.667А) до 11550 км (комплекс Д-9РМ на пр.667БДРМ). Стали более совершенными системы управле-

* В ЛПМБ "Рубин" проектировались и дизель-электрические ПЛ с 3-6 баллистическими ракетами, т.к. в 1973 г. Бюро получило от "Волны" документацию по проектам 629, 601, 605 и другим.

** В течение 50 лет значительное количество РПКСН прошли модернизацию (пр.667АУ "Налим", 667АМ "Навага-М", 667АТ "Груша") и переоборудование (пр.667АК "Аксон-1", 667М "Андромеда", 667АН (09774), 09780 "Аксон-2", 09786 "Грунт", 09787 "Грунт-1") по проектам "Рубина".

ния ракетной стрельбой и радиоэлектронное вооружение. Кроме баллистических ракет и торпед, на проекте 667БДРМ в боекомплект включили противолодочные ракеты.

К-92 (зав. №342) пр.667БДс баллистическими ракетами Р-29Д. Арктика

К-223 Подольск (зав. №395) пр.667БДР. Тихий океан

ления, вооруженный ракетным комплексом Д-19 с 20 твердотопливными баллистическими межконтинентальными ракетами Р-39, более простыми в эксплуатации. За несколько лет главный конструктор С.Н. Ковалёв и его заместитель В.П. Семёнов проработали более 200 вариантов проекта, остановившись на нетрадиционном размещении ракетных шахт. Они находятся в носовой части корабля между прочными корпусами, расположенными в горизонтальной плоскости параллельно друг другу. В каждом из этих корпусов по реактору и турбине, которые работают на свой винт. Шесть тяжёлых подводных крейсеров пр.941 построили и испытали на "Севмаш" до 1989 года. Седьмой ТК-210 (зав. №728) достроить так и не удалось.

К-407 Новомосковск (зав. №385) пр.667БДРМ.

Арктика. 2016 г.

В 70-е - 80-е гг. инженерами-конструкторами ЦКБ МТ "Рубин" был спроектирован уникальный тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН) пр.941 водоизмещением 23200 т. Это корабль третьего поко-

Академик Вывод из цеха ТК-202 (зав. 712) С.Н. Ковалев пр.941. Севмаш, 23.09.1982

В конце 80-х гг. коллектив ЛПМБ "Рубин" продолжал плодотворно работать, совершенствуя свою продукцию. 2 сентября 1989 г. предприятие переименовали в Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин" (ЦКБ МТ "Рубин"). В те годы встал вопрос о строительстве новых РПКСН пр.955 "Борей-1" и пр.935 "Борей-2". Они относились к четвёртому поколению и проектировались в ЦКБ МТ "Рубин". Планировалось до 2000 г. сдать флоту три единицы на "Севмашпредприятии", в том числе крейсеры пр.955. Их разработка велась в то время, когда обстановка в мире и у нас в стране изменилась. Возникли трудности с финансированием строительства. Отказались от гигантских размеров пр.941 "Акула" и вернулись к компоновке подводного ракетоносца с одним прочным корпусом и

новыми баллистических ракетами межконтинентальной дальности. Главным констук-тором стал С.Н. Ковалёв. Но сначала возникли проблемы с пр.935. Его собирались вооружить ракетным комплексом Д-35 и использовать для строительства имевшиеся в наличии 4000 т стали от так и недостроенных атомных подводных лодок (АПЛ) пр.957 "Кедр". Но заместитель Главкома ВМФ по кораблестроению 27 июля 1989 г. принял иное решение: технический проект к утверждению не представлять, учитывая тот факт, что использовать на крейсерах пр.935 металл кораблей пр.957 не представлялось возможным из-за несоответствия марки и толщины.

Не удалось реализовать на "Севмаш" и программу строительства 14 РПКСН пр.955 с ракетным комплексом Д-31, боекомплект на подводном крейсере - 12 баллистических ракет. Приняли решение о модернизации ТРПКСН пр.941 по проекту 941У и создании кораблей пр.955 под ракетный комплекс Д-19УТТХ с баллистическими ракетами 3М-91 на твёрдом топливе; боекомплект -20 и 12 ракет соответственно. Предлагалось внедрить новые радиолокационные и гидроакустические комплексы, более совершенные боевые информационно-управляющие системы, паропроизводящие установки и прочее. Принимались меры по улучшению тактико-технических элементов кораблей и уменьшению их шумности. Однако в 1998 г. после ряда неудач при пусках ракет с наземного стенда доводка комплекса Д-19УТТХ была остановлена, а новые ракетоносцы перепроектировали под комплекс Д-30 с баллистическими ракетами Р-30 (3М-30 "Булава"). Боекомплект на подводном крейсере пр.955 увеличили до 16 ракет. В 2004 г. генеральным конструктором ракетных подводных лодок стратегического назначения четвёртого и пятого поколений* стал доктор технических наук, профессор Владимир Анатольевич Здорнов - лауреат премии Ленинского комсомола и премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники. В 2007-2009 гг. он был генеральным дирек-

* В 2007 г. главным конструктором пр.955 стал С.О. Суханов.

ТК-208 "Дмитрий Донской" (зав. №711) пр.941У перед спуском на воду. "Севмаш", июнь 2002 г.

тором ЦКБ МТ "Рубин"1.

Впервые за разработку твёрдотопливных баллистических ракет с подводным стартом взялся Московский институт теплотехники во главе с директором и генеральным конструктором Ю.С. Соломоновым. Броско-вые и летные испытания "Булавы" решили проводить сразу на подводных крейсерах: сначала на ТК-208 "Дмитрий Донской" (капитан 1 ранга А.Ю. Романов), затем на головном корабле пр.955 К-535 "Юрий Долгорукий" (капитан 1 ранга В.В. Ширин).

Большая часть пусков ракет Р-30 за период до 2011 г. оказались удачными или частично удачными. В 2012 г. ВМФ России принял от промышленности атомную подводную лодку К-535 "Юрий Долгорукий", за которым до 2014 г. последовали ещё 2 практически идентичных корабля: К-550 "Александр Невский" и К-551 "Владимир Мономах". Одновременно в 2012-2016 годах на предприятии "Севмаш" заложили 5

К-535 "Юрий Долгорукий" (зав. №201) пр.955 проходит заводские ходовые испытания. Белое море, 12.09.2010

более совершенных подводных ракетоносцев пр.955А "Борей-А", боекомплект остался прежним - 16 ракет. Головной корабль серии К-549 "Князь Владимир" в конце 2018 г. вышел в Белое море на заводские ходовые испытания, а 28 мая 2020 г. Председатель комиссии государственной приёмки кораблей Главного командования ВМФ России А.С. Потешкин уже подписал приёмный акт.

К-549 "Князь Владимир" (зав. №204) пр.955А выходит на испытания, 22.07.2019

В строю отечественного подводного флота ныне находятся и атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Значительная их часть создавалась ЦКБ МТ "Рубин" с начала 70-х годов и относилась к кораблям третьего и четвёртого поколений*. Последние подводные лодки пр.881 "Меркурий" не удалось построить, хотя они должны были стать серийными. А вот атомоходы третьего поколения проектов 949 "Гранит" и 949А "Антей" водоизмещением 12500 - 14700 т заложили на "Севмаш" и с 1980 г. постепенно сдавали ВМФ России. Эти мощные подводные ракетоносцы с крылатыми ракетами (боекомплект - 24 шт.) до сих пор представляют грозную силу в борьбе против авианосцев

* В 70-е годы ХХ века, кроме атомных ПЛ, ЛПМБ "Рубин" вело работы по проектированию больших торпедных дизель-электрических подводных лодок третьего поколения. Начало положил корабль пр.877 водоизмещением 2300 т. Многочисленные модификации этого проекта до сих пор продолжают пополнять боевой состав отечественного флота и строятся на экспорт. Всего насчитывается 70 единиц. Значительная их часть вооружена крылатыми ракетами. В 2010 году был сдан российскому флоту головной корабль пр.677 водоизмещением 1765 т, относящийся к четвёртому поколению, две подводные лодки находятся в постройке. До 2008 года главным конструктором пр.877 и 677 был Ю.Н. Кормилицын.

и других крупных кораблей4. Главный конструктор пр. 949 был П.П. Пустынцев**.

Идея создания подобного ракетоносца, обладающего мощным ракетным оружием в борьбе против авианосцев, принадлежит Главнокомандующему Военно-Морским Флотом, Адмиралу Флота Советского Союза С.Г. Горшкову. Как вспоминает адмирал-инженер П.Г. Котов, длительное время работавший заместителем Главкома ВМФ по вооружению, история создания пр.949 такова: "Однажды, после заседания Военного Совета, обсуждавшего вопросы строительства и развития базирования кораблей на Северном и Тихоокеанском флоте, Главком в беседе со мной говорит: Павел Григорьевич! У нас много атомных ракетных лодок, но у них на борту слишком мало ракет и дистанция поражения целей маленькая. Силы ПЛО авиационной ударной группы не подпустят наш атомоход для удара на это расстояние. Надо бы создать такой ракетоносец, который бы имел на борту штук 20 ракет и дальнобойность их должна быть достаточной. Я понимаю, что это непростая задача, но это дело надо кому-то поручить на проработку. Кому? Я ответил: Поручите это дело мне". Главком засмеялся: Нет, серьёзно, давайте подумаем, с чего начнёте? Я сказал, - рассказывает Котов, - поеду в Ленинград. Там наука, наш институт, конструкторские бюро, посоветуюсь... Главком согласился и дал две недели на проработку.

В Ленинграде мы проработали этот вопрос. Подготовили документы: оперативно-тактическое задание, доклад Министру обороны и в ЦК КПСС. К сожалению, сначала в подготовке документов не мог участвовать главный конструктор крылатых ракет В.Н. Челомей, он болел. Главком С.Г. Горшков рассмотрел наши предложения и заметил: "Надо обязательно эти документы доложить Владимиру Николаевичу Челомею и согласовать с ним". Когда я привёз документы к Челомею, он прочитал их и обрадовано заявил: «Создадим такой комплекс! Это будет гроза для американского авиационного флота!" Все документы

** П.П. Пустынцев был главным конструктором в 1970-1977 гг., с 1977 г. - И.Л. Баранов.

были доложены руководству страны. ЦКБ "Рубин" разработало проект, а северодвинский завод построил более десятка таких замечательных кораблей"3.

Крейсерская АПЛ с крылатыми ракетами К-525 (зав. №605) пр.949. Арктика 26.08.1988

Крейсерская АПЛ с крылатыми ракетами К-186 "Омск" (зав. №651) пр.949А в Авачинской губе, 18.06.2005

Резкое сокращение финансирования в 90-е годы остановило строительство серии на 14-м корабле. Не достроили 6 корпусов: 3 проекта 949А и 3 усовершенствованного проек-та 949У "Атлант". Из них 5 списали, а работы на шестом ("Белгород" пр.949А) неоднократно пытались на возобновить на "Севмаше". Но руководство ВМФ России посчитало, что необходимости в АПЛ с устаревшим противокорабельным ракетным комплексом больше нет. Решено было достроить корабль с переоборудованием в подводную лодку пр.09852 водоизмещением 14700 т. Таким образом, АПЛ "Белгород" перезаложили по новому проекту 20 декабря 2012 г., уже без пусковых установок для крылатых ракет. И 23 апреля 2019 г. ее вывели из эллинга.

Это не единственная большая атомная АПЛ специального назначения, спроектиро-

АПЛ "Белгород" (зав. №664) пр.09852.

Вывод из эллинга. "Севмаш", 23.04.2019

ванная ЛПМБ "Рубин". "Рубин", имеющий огромный опыт в создании подводных лодок этого класса, во второй половине 60-х годов приступил к разработке следующих кораблей с атомными энергетическими установками:

• опытная большая глубоководная торпедная АПЛ с титановым корпусом;

• атомная глубоководная научно-исследовательская подводная лодка (НИПЛ) небольшого водоизмещения с титановым корпусом;

• большая атомная АПЛ специального назначения со стальным корпусом, включая научно-исследовательскую подводную лодку.

В 1966 г. первой начала создаваться опытная глубоководная атомная подводная лодка пр.685 "Плавник" с комплексом торпедного и противолодочного вооружения в составе 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм. Предельная глубина погружения должна была составить 1000 м, что достигалось за счёт изготовления прочного корпуса из титано-вого сплава. Главным конструктором в 1971 г. был утвержден Н.А. Климов, а в 1977 г. на смену ему пришёл Ю.Н. Корми-лицин. Заложили единственную АПЛ этого проекта с тактическим номером К-278 и водоизмещением 5680 т в Северодвинске 22 апреля 1978 г., а 1 августа 1984 г. уже включили в состав Северного флота. Проверили плавание АПЛ на глубине 1027 метров, провели торпедные стрельбы. В течение 4-х лет К-278 (с 31.01.1988 - "Комсомолец") успешно проходил опытную эксплуатацию, после чего 13 сентября 1988 г. был принят на вооружение российского флота.

Опытная большая торпедная АПЛК-278 (зав. №510) пр.685 во время государственных испытаний. Белое море, 1983 г.

В связи с гибелью "Комсомольца" во время третьей боевой службы в Норвежском море 7 апреля 1989 г. с 42 офицерами и матросами возникло много различных кривотолков о ее конструктивных недостатках, якобы приведших к трагическим последствиям. Действительно, конструктивные недостатки имели место, но не они были причиной. Разразившийся внезапный, мощный пожар в электротехническом отсеке, несмотря на самоотверженную борьбу личного состава, не позволил спасти лодку. Вместе с тем создание подводной лодки пр.685 открыло новые возможности в решении научно-технических проблем, связанных с освоением больших глубин погружения подводных лодок.

Проектирование атомных глубоководных научно-исследовательских подводных лодок небольшого водоизмещения с титановым корпусом началось в ЛПМБ "Рубин" с разработки пр.1910. Главным конструктором был назначен Ю.К. Сапожков, а в 1968 г. его сменил И.Б. Михайлов. Однако практически сразу работы были свёрнуты, т.к. в 1970 г. приняли решение о передаче пр.1910 ЦПБ "Волна"5.

В 70-е гг. в ЛПМБ "Рубин" широким фронтом велось проектирование больших атомных подводных лодок специального назначения, которое длится по сегодняшний день. Всё началось с переоборудования ракетоносцев первого поколения пр.658М в опытные корабли КС-19 (б. К-19) пр.658С, предназначенные для проведения испы-

таний опытных и головных образцов различных устройств и систем радиосвязи, и КС-149 (б. К-149), на котором отрабатывалась система обнаружения кильватерного следа (СОКС). Затем продолжилось переоборудование РПКСН пр.667А, 667БДР и 667БДРМ второго поколе-ния в корабли различного назначения. В ЛПМБ тогда трудились О.Я. Марголин и Е.А. Горигледжан - замечательные конструкторы, создатели АПЛ специального назначения.

КС-19 пр.658С, К-3 пр.627 и К-444 пр.667А в Полярном. СРЗ-10. 1980 г.

О.Я. Марголин известен участием в проектировании ракетоносца пр.659 в должности заместителя главного конструктора и в переоборудовании кораблей этого проекта в торпедные АПЛ пр.659Т уже в должности главного конструктора1. В 1966 г. он был назначен главным конструктором проектов модернизации и переоборудования АПЛ первого и второго поколений, включая пр.667АК, 667АМ, 667АТ, 667М*. Из числа последних к большим атомным подводным лодкам специального назначения относились корабли пр.667М "Андромеда" и пр.667АК "Аксон-1".

Проект 667М был разработан ЛПМБ "Рубин" в 1979 г. Бывший генеральный конструктор Ленинградского проектно-монтажного бюро И.Л. Баранов отмечал, что "вновь возникла идея использования крылатых ракет для нанесения ударов по наземным целям.

* На К-140, единственном РПКСН пр.667АМ "Навага-М", в 1977 г. провели модернизацию с установкой нового ракетного комплекса Д-11, который был принят в опытную эксплуатацию. А на трёх РПКСН по пр.667АТ "Груша" в 1986-1991 гг. заменили ракетный комплекс Д-5 с баллистическими ракетами на ракетный комплекс 3К-10 "Гранат" с крылатыми ракетами.

КС-149 (зав. №907). Арктика

В соответствии с постановлением правительства от 9 декабря 1976 г. ракета 3М-25 ("Метеорит") должна была стать универсальной и запускаться с наземных установок, с подводных лодок и со стратегических бомбардировщиков. Дальность полёта ракеты составляла 4500 км при скорости около 3000 км/ч и высоте полёта 22 - 24 км"9. Приняли решение по пр.667М переоборудовать на "Севмаш" ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-420 пр.667А. На корабле, выведенном из состава стратегических сил по договору ОСВ-1, вырезали ракетные отсеки, сформировали новый средний блок корпуса и разместили вне прочного корпуса 12 наклонных пусковых установок. К-420 спустили на воду 15 октября 1982 г., 4 августа 1983 г. завершили швартовные и заводские ходовые испытания, а 1 ноября -Государственные испытания. Первый запуск ракет с борта К-420 состоялся в декабре 1983 г. и оказался неудачным. В 1984 - 1988 гг. было проведено всего лишь 5 пусков, после чего испытания комплекса "Метеорит-М" остановили. Работы по К-420 прекратили, и атомную подводную лодку в 1990 г. сдали флоту в торпедном варианте6.

По пр.667АК переоборудование на машиностроительном предприятии "Звёздочка" проходил ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-403 пр.667А (с 1981 г. - КС-403). На нём демонтировали практически всё из первых шести отсеков, в том числе торпедные аппараты в первом отсеке и ракетные шахты в четвёртом и пятом отсеках. В 1983 г. завершились работы по установке первого опытного образца перспективного гидроакустического комплекса (ГАК) "Скат-3". 21 сентября 1983 г. большая

К-420 (зав. №432) пр.667М в бухте Ягельная

КС-403 (зав. №450) пр.667АКв Оленьей губе, 1988 г

атомная научно-исследовательская подводная лодка КС-403 вышла на заводские ходовые испытания. На корабле провели испытания не только ГАК "Скат-3", но и других опытных образцов акустического и неакустического радиоэлектронного вооружения, включая аппаратуру неакустического обнаружения подводных лодок по кильватерному следу, аппаратуру контроля вибрации виброактивных механизмов и конструкций ПЛ.

После смерти О.Я. Марголина в 1987 г. его пост главного конструктора занял Е.А. Горигледжан. С 1966 г. он являлся заместителем главного конструктора пр.659Т, а затем пр.667АМ, 667АТ. В 1994 г. Е.А. Горигледжана назначили генеральным конструктором АПЛ специального назначе-ния1. В этой должности он активно трудился до 2009 г. За 22 года под его руководством в "Рубин" выполнялись работы по следующим проектам: 09774 (667АН), 09780 ("Аксон-2"), 09781 ("Краб") и другим. Не все их удалось реализовать. Среди сданных Военно-Морскому Флоту больших атомных научно-исследовательских подводных лодок следует выделить НИПЛ пр.09780. Проект

разработали в 1985 г. в соответствии с постановлением №1137-283 ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 ноября 1984 г. под гидроакустический комплекс "Иртыш" со сферической антенной "Амфора", предназначавшийся для атомных подводных лодок четвертого поколения пр.885 "Ясень" и пр.955 "Борей". После долгих дискуссий по предложению бюро решили переоборудовать по пр.09780 большую атомную научно-исследовательскую подводную лодку КС-403 пр.667АК с целью сокращения финансовых затрат и стапельного периода. Технический проект был разработан в 1988 г. и через 2 года корабль направили на МП "Звёздочка" на второе переоборудование. Привлекли "Севмашпредприятие", изготовившее все корпусные конструкции для новой носовой части корабля с объёмным антенным блоком вне прочного корпуса за пластиковым обтекателем. Длина КС-403 при этом увеличилась до 151,8 м. Вооружение - 8 переносных зенитных ракетных комплексов7.

Переоборудование АПЛ по пр.09780 проходило сложно. Распался СССР, возникли проблемы с финансированием, рушилась советская экономика и связи с традиционными поставщиками из ставших независимыми стран. Поэтому строительство продолжалось дольше намеченного срока. Приёмный акт КС-403 был утверждён только в 1996 г.

КС-403 "Казань" (зав. №450) пр.09780 возвращается в Северодвинск на завод "Звёздочка", 28 декабря 2000 г.

Другой НИПЛ, спроектированной в ЦКБ МТ "Рубин", стала КС-411 пр.667АН (09774). До 1982 г. она имела тактический номер К-411 и относилась к ракетным подводным крейсерам стратегического назначения пр.667А. В 1990 г. при главном конструкторе Е.А. Горигледжане завершилось

переоборудование КС-411 в НИПЛ на заводе "Звёздочка" в кооперации с ПО "Сев-маш". Взамен вырезанных ракетных отсеков размещался новый блок, созданный "Севмаш", с различным оборудованием, а также каютами и бытовыми помещениями для личного состава. Учитывая назначение АПЛ, была существенно увеличена автономность плавания, что потребовало не только размещения большего количества запасов, но и создания комфортных условий для жизнедеятельности экипажа и исследо-вателей6. В 1991 г. подводную лодку КС-411 приняли в состав ВМФ, а через 7 лет ей присвоили имя "Оренбург"8. Но в конце 90-х гг. тактико-технические элементы корабля уже не устраивали командование флота, как и возраст атомохода, поэтому в начале 2000-х гг. его исключили из состава ВМФ8.

Вместо большой атомной НИПЛ пр.09774 в 2002 г. флот получил вторую большую атомную научно-исследовательскую подводную лодку КС-129 пр.09786 "Кентавр" ("Грунт"), названную "Оренбург". Корабль пытались также дооборудовать для придания ему спасательных функций, но проект не был реализован.

"Оренбург" (зав. №398) пр.09786 в Оленьей губе, 2011 г.

Сейчас на "Севмаш" ведётся строительство больших атомных НИПЛ "Подмосковье" пр.09787 и "Хабаровск" пр.09851. Официальная закладка последнего корабля водоизмещением 10000 т произошла 27 июля 2014 г. Вывод из цеха запланирован на 2020 г. Это один из интереснейших проектов ЦКБ МТ "Рубин", коллектив которого ныне возглавляет И.В. Вильнит - доктор

технических наук, член-корреспондент Академии инженерных наук им. А.М. Прохорова, заслуженный конструктор Российской Федерации1. Все руководители ЦКБ МТ "Рубин" в период строительства АПЛ, начиная с 1951 г., представлены в Таблице 1.

"Подмосковье" (зав. №381) пр.09787 на испытаниях. Арктика. 2016 г.

ВМФ Советского Союза и России (смотри Таблицу 2). В ближайшие 4 года планируется сдать еще 6 АПЛ.

Большая атомная НИПЛ "Хабаровск"пр.09851

Руководители ЦКБ МТ "Рубин" в период строительства атомных подводных лодок

Заключение. Подводя итоги статьи, хотелось бы отметить, что за 120 лет своей деятельности, начиная с 1900 г., по проектам ЦКБ МТ "Рубин" построено более 950 подводных лодок, в том числе 143 АПЛ различного назначения для подводных сил

1951 - 1974 гг. Пустынцев Павел Петрович

1974 - 2007 гг. Спасский Игорь Дмитриевич

2007 - 2009 гг. Здорнов Владимир Анатольевич

2009 - 2012 гг. Дьячков Андрей Аркадьевич

2012 - наст. время Вильнит Игорь Владимирович

Таблица 2.

Перечень некоторых технических проектов атомных подводных лодок, разрабатывавшихся

в ЦКБ МТ "Рубин"

№ п/п Номер проекта Главный конструктор технического проекта Завод - строитель кораблей Сдача кораблей заказчику (годы) Количество построенных кораблей (ед.)

1. 2. 4. 4. 5. 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ КРЕЙСЕРЫ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ

1. 667А, 667 АУ С.Н. Ковалёв СМП 1967-1972 24

ЗЛК 1969-1974 10

2. 667Б С.Н. Ковалев СМП 1972-1974 10

ЗЛК 1974-1977 8

3. 667БД С.Н. Ковалёв СМП 1975 4

4. 667 БДР С.Н. Ковалёв СМП 1976-1982 14

5. 667БДРМ С.Н. Ковалёв СМП 1984-1990 7

6. 955 С.О. Суханов Севмаш 2012-2014 3

7. 955А С.О. Суханов Севмаш План 2020-2023 1 (в строительстве-4)

ТЯЖЕЛЫЕ АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ КРЕЙСЕРЫ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ

8. 941 С.Н. Ковалев СМП 1981-1989 6 (не достр.-1)

КРЕЙСЕРСКИЕ АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ

9. 949 И.Л. Баранов СМП 1980-1983 2

10. 949А И.Л. Баранов СМП 1986-1996 11 (не достр.-2)*

11. 949У И.Л. Баранов СМП План 1999-2001 0 (не достр. - 3)

БОЛЬШИЕ АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

12. 685 Ю.Н. Кормилицин СМП 1983 1

13. 09851 Севмаш План 2022 0 (в строительстве-1)

14. 09852 Севмаш План 2020 0 (в строительстве-1)

Ещё одна АПЛ пр.949А "Белгород" (зав. №664) ныне достраивается по пр.09852.

Список литературы

1. Судостроительная промышленность России. Государственные деятели. Руководители предприятий. Учёные. Конструкторы. Биографическая энциклопедия / Первов М.А. - М.: Столичная энциклопедия, 2018. - 488 с.

2. Корабли и люди. - СПб.: ОАО СПМБМ "Малахит", 2010. - 476 с.

3. Усенко Н.В., Котов П.Г., Реданский В.Г., Куличков В.К. Как создавался атомный подводный флот Советского Союза. - СПб.: Полигон, 2004. - 544 с.

4. Баранов И.Л. Многоцелевые атомные подводные ракетоносцы типа "Антей" // Судостроение.-2000.- №6.-С. 21-26.

5. Буриличев А. В. Глубоководные технические средства // Подводные технологии и средства освоения Мирового океана. - М.: Оружие и

технологии, 2011.- С. 286 - 295.

6. Горигледжан Е.А. Переоборудование атомных подводных ракетоносцев проекта 667А // Судостроение. -2001.-№2.-С. 37-42.

7. Кравцов И.Ю. Три жизни корабля. Документальная повесть. - СПб.: Судостроение, 2013. - 432 с.

8. Куличков В.К., Куличков Е.Н. Атомные гиганты специального назначения // Объединённая судостроительная корпорация.-2016.-№2.-С. 22-23.

9. Баранов И.Л. История создания и перспективы развития отечественных подводных лодок с крылатыми ракетами // Судостроение. -№2.2001.- С. 29.

10. Куличков В.К. Из истории проектирования подводных лодок в ЦКБ МТ "Рубин" // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России.- 2020.- №2.-С. 85-93.

начало статьи в сборнике "Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России"№ 2, 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.