УДК 623.8 ; 338.245
ИСТОРИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК (ПРЕДПРИЯТИЕ СПМБМ "МАЛАХИТ") ЧАСТЬ 2*
Куличков Валерий Константинович
советник директора ФГУП ОКБ ОТ РАН, доктор экономических наук, пР/ кандидат исторических наук, доцент
т ж -1-
Автор выражает искреннюю признательность за помощь в написании статьи коллективу АО "СПМБМ "Малахит", главному конструктору АПЛ первого и второго поколения
Радию Анатольевичу Шмакову
Аннотация. Рассматривается история двух конструкторских бюро: ЦКБ-16 (с 1966 г. - Центральное проектное бюро "Волна") и СКБ-143 (с 1966 г. - Союзное проектно-монтажное конструкторское бюро "Малахит"), занимавшихся на протяжении 70 лет проектированием надводных кораблей и судов, различных плавучих сооружений, а также подводных лодок. Анализируются приоритетные направления деятельности СПМБМ "Малахит" после объединения в 1974 г. обоих КБ и номенклатура разрабатываемой продукции.
Ключевые слова: атомная подводная лодка, конструкторское бюро, ракета, подводная лодка, поколение, проект, проектирование, торпеда.
Kulichkov Valery Konstantinovich, Director's Advisor FGUP OKB of Oceanographic appliances of Russian Academy of Sciences, doctor of Economic Sciences, candidate of Historical Sciences, associate Professor, Moscow, Russia.
History of nuclear submarines design (company SPMBM "Malachite"). Part 2.
Abstract. The history of two design bureaus is considered: TSKB-16 (since 1966-Central design Bureau "volna") and SKB-143 (since 1966 - allied design and installation Bureau "malachite"), engaged for 70 years in the design of surface ships and vessels, various floating structures, as well as submarines. The priorities of SPMBM "malachite" after the merger of the two design bureaus in 1974 and the nomenclature of the developed products.
Keywords: nuclear submarine, design office, missiles, submarine, generation, project, design, torpedo.
ЦКБ-16 было создано для проектирования линкоров и тяжёлых крейсеров в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР "Об улучшении проектирования кораблей и о мерах помощи конструкторским бюро и научно-исследовательским институтам военного кораблестроения" от 15 октября 1949 г.*
* Учитывая это, даже после изменения специализации ЦКБ на проектирование подводных лодок, в конструкторском бюро в 50-60-е гг. ХХ в. велись работы по переоборудованию крейсера "Дзержинский"(пр.70Э), проектирование различных надводных кораблей и су-
* Первая часть статьи размещена в сборнике "Научный вестник ОПК России" №2, 2019
Начальником назначили Николая Никитича Исанина, ранее возглавлявшего ЦКБ-17. 23 апреля 1953 г. ЦКБ-16 приказом Министра тяжелого и транспортного машиностроения СССР № 00112 было перепрофилировано на проектирование подводных лодок. В следующем месяце конструкторское бюро получило из ЦКБ-18 материалы по пр. А615 водоизмещением 406 т. Это был проект малой торпедной подводной лодки с единым двигателем. Движение подводной лодки как в надводном, так и в подводном положениях обеспечивали дизели, причём их работа при подводном ходе осуществлялась по замкнутому циклу с использованием жидкого кислорода. Выхлопные газы дизелей пропускались через фильтры, заполненные химическим поглотителем (ХПИ), а затем очищенные и обогащенные кислородом засасывались дизелями для обеспечения очередного рабочего цикла.* Главным конструктором подводной лодки пр. А615 стал Кассациер А.С., которого с группой ведущих специалистов перевели из ЦКБ-18 в ЦКБ-16.**
Подводные лодки пр. А615 построили в 1955 - 1958 гг. на заводах № 196 и № 194 в количестве 23 и 6 единиц соответственно; тридцатая подводная лодка пр. А615 М-361 достраивалась на Заводе № 194 по пр. 637, но работы были остановлены1. Бюро выпускало технологическую документацию для этих заводов в двух вариантах, т.к. технология постройки различалась из-за разной технической оснащенности. На Заводе № 196 был применен поточно-позиционный метод, на Заводе №194 - блочный метод*** .
дов, включая ледокольные паромы пр.722, стоечные причалы пр.746 и др.
* История Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения "Малахит" в 4 т. - СПб.: СПМБМ "Малахит", 1995. -Т.2.-С. 25.
** Через два года, 1 сентября 1955 г., группу конструкторов вместе с Кассациером А.С. и его проектами 95, 615, А615, 630 и 637 возвратили в ЦКБ-18 на основании приказа МСП от 4 августа 1955 г.
*** В марте 1954 г. для подводной лодки пр. А615 в ЦКБ-16 был разработан проект переоборудования морской
самоходной сухогрузной баржи пр.431 в обеспечивающее судно пр.431ПУ Оно предназначалось для выгрузки отработанного и загрузки свежего химического поглотителя (ХПИ), заправки жидким кислоро-
Малая торпедная ПЛ с единым
двигателем М-258 пр.А615. Балтика
Кроме малых дизельных торпедных подводных лодок, предназначенных для борьбы на морских коммуникациях с использованием минно-торпедного оружия, в 50-е гг. по проектам Центрального конструкторского бюро №16 переоборудовали на заводах № 402 и № 202 шесть больших торпедных лодок пр.611 в дизельные ракетные ПЛ пр. В611 (одна опытная) и пр. АВ611 (пять серийных) водоизмещением 1878 - 1890 т с баллистическими ракетами Р-11ФМ. Их главным конструктором был Исанин Н.Н. Надо отметить, что одна лодка - Б-67 - снова прошла переоборудование в 1958 г. Она стала опытным кораблём пр. ПВ611 водоизмещением 1890 т и предназначалась для испытаний ракет С 4.7.****
дом. По этому проекту на Заводе №870 (Выборгский судостроительный завод) в 1955 - 1958 гг. построили четыре судна. В СКБ-143 разрабатывали ещё один проект переоборудования, но уже несамоходной баржи пр.411-бис в обеспечивающее судно пр.216. Оно предназначалось для заправки ПЛ пр. А615 жидким кислородом. В январе 1954 г. проект передали в ЦКБ-16, а в 1956 - 1957 гг. Балтийский завод построил два судна пр. 216. Главным конструктором пр.431ПУ и пр.216 стал Ремпель М.П.
**** Часть ракетных ПЛ в 1969 - 1973 годах также прошла переоборудование по пр. АВ611Е (1969 г.), пр. АВ611С (1969 г.), пр. АВ611К (1970 г.), пр. АВ611Ц
Размещение баллистических ракет на подводных кораблях было сложной задачей. Никто в нашей стране этого раньше не делал. А возможности открывались огромные: нанесение ракетно-ядерных ударов по военно-морским базам, промышленным и административным центрам, расположенным на побережье и в глубине территории вероятного противника. Именно ЦКБ-16 утвердили головной организацией по теме "Волна" и созданию первых ракетных подводных лодок с надводным стартом ракет согласно Постановлению Совета Министров СССР от 26 января 1954 г. Соответствующий приказ министерства вышел 2 февраля 1954 г.
Кроме переоборудования торпедных подводных лодок в ЦКБ-16 спроектировали в 1956 - 1960 гг. ракетные ПЛ специальной постройки. К ним относились 22 дизельных подводных ракетоносца пр.629 водоизмещением 2850 т с баллистическими ракетами Р-11ФМ, а затем с Р-13 и одна опытная ПЛ пр.629Б водоизмещением 2875 т с баллистическими ракетами Р-21. Два завода .№402 и №199 сдали их Военно-Морскому Флоту СССР в 1959-1962 гг.* Их главные конструкторы - Исанин Н.Н. (пр.629) и Евграфов Я.Е. (пр.629Б).
Была оказана помощь и дружественному Китаю. С марта по декабрь согласно Постановлению Совета Министров СССР №61-25 от 9 января 1959 г. конструкторское бюро оформляло в экспортном исполнении рабочие чертежи и техническую документацию проекта 629 для передачи их КНР. В Китай в конце года выехали начальник отдела механиков Мироненко В.А. и начальник сектора электриков Губанов И.С. для оказания технической помощи в освое-
(1970 г.), пр. АВ611Д (1973 г.). Их главные конструкторы - Я.Е. Евграфов и С.Д. Дементьев. * Часть ракетных ДПЛ пр.629 прошла в 1966 -1976 гг. модернизацию по проектам 629А (14 ед.), 605 (1 ед.), 601 (1 ед.) под ракетные комплексы с баллистическими ракетами Р-21, Р-27К, Р-29 соответственно. Ещё три ракетоносца в 1976-1979 гг. прошли переоборудование по пр.629Р (ПЛ-радиоретлянслятор). Кроме "Волны" аналогичные проектные работы вёл "Рубин", которому в 1978 г. была передана документация по пр.629, пр.601, 605 и 701.
нии строительства подводных лодок этого проекта2. Совет Министров СССР тем же постановлением назначил Завод №199 Хабаровского Совнархоза головным заводом-поставщиком в КНР металла, штамповок, поковок, отливок, материала, механизмов, оборудования, вооружения, технологической документации, чертежей наиболее сложной оснастки и плазовой книги и возложил на завод ответственность за своевременные, качественные и комплектные поставки китайским заводам, на которых будут строиться ПЛ проекта 629, и оказание им технической помощи в постройке ПЛ путем командирования туда своих специалистов. Ответственным за отправку грузов в КНР директор завода Волик Г.К. назначил старшего строителя Лескова Н. М.**
В сентябре 1958 г. конструкторское бюро получило приказ ГКС, выпущенный на основании постановления правительства № 980-458 от 28 августа 1958 г. о разработке эскизного проекта модернизации ДПЛ пр.629 путем установки на них специальных малогабаритных энергоустановок ТЭС-3 (0-154). Исполняющим обязанности главного конструктора проекта 629М начальник бюро Исанин Н.Н. назначил Евграфова Я.Е.*** В марте 1959 г. сокращенный эскизный проект был завершён, но дальнейшие работы по пр. 629М с АЭУ признали нецелесообразными.
Кроме вышеуказанных проектов ЦКБ-16 (с 1966 г. ЦПБ "Волна") в 50-х - 60-х гг. занималось проектами переоборудования дизельных подводных лодок для отработки новых образцов вооружения, вновь создаваемых гидроакустических комплексов:
• пр. В613, 613Д4, 613Д5, 613Д7, 613А, 613АД - опытные ПЛ, переоборудованные из средних торпедных подводных лодок пр.613 для испытаний баллистических и крылатых ракет;
• пр.611РУ, 611РА, 611РЭ - опытные ПЛ, переоборудованные из больших торпед-
** Приказ ДЗ №»005 от 25.02.1959 г. об отправке в КНР деталей корпуса ПЛ пр.629 и приказ ДЗ №006 от 02.03.1959 г. об отправке грузов в КНР.
*** Жарков В.И. Подводные лодки проекта 629 // Тайфун. -2002.- №3. -С. 20-21.
ных ПЛ пр.611 для испытаний ГАК.
Среди подводных лодок специального назначения и специальной постройки следует выделить техпроекты сверхмалых электрических ПЛ пр.09070 и пр.09080*, утверждённые в 1969-1970 гг., а также тех-проект 1972 г. подводной базы-лаборатории пр.1840 с дизель-электрической ЭУ. Все они были построены на ЛАО в 1973 - 1985 гг.**
Неудачными оказались попытки создания подводных минных заградителей (минзагов), транспортно-десантных ПЛ и подводных танкеров, в том числе и с атомными энергетическими установками (пр.632, 648, 717, 748, 681, 927, др.)***. Над их проектированием работали довольно интенсивно. Некоторые корабли даже были заложены, однако завершить постройку не удалось по разным причинам.
Так, 1 марта 1960 г. Министром обороны СССР было утверждено тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку пр.6642. АПЛ предназначалась для обеспечения подводных лодок ракетами и торпедами, горюче-смазочными материалами и иными средствами снабжения, транспортировки десантных подразделений, включая раненых, а также для постановки минных заграждений. Боекомплект - 18 торпед и от 112 до 162 мин. Главным конструктором пр.664 стал. Киселёв Н.А.
В 1962 г. постановлениями Совета Министров СССР был утверждён технический проект, и в начале 1965 г. на СМП началось
* Пр.09080 создавался специалистами завода "Гатчинский металлист". Синяков В.И. - главный конструктор. Приказом МСП от 1 августа 1966 г. проект передали в ЦПБ "Волна". Туда же перевели и конструкторов сверхмалой электрической ПЛ.
** Имелся в конструкторском бюро и опыт в создании для Министерства рыбного хозяйства СССР самоходных и буксируемых подводных баз-лабораторий и подводных аппаратов пр.1602, пр.1603 и пр.1605, переданных в 1971 году "Лазуритом" в ЦПБ "Волна". Их главный конструктор - Михайлов И.Б.
*** Работы по проектированию подводных минных заградителей начались в ЦКБ-18 по Постановлению Совета Министров СССР от 25 августа 1956 г. и Постановлению Совета Министров СССР от 6 декабря 1956 г. В апреле 1957 г. эскизный проект первого минзага
(пр.632) в готовности 33% был передан по решению МСП в ЦКБ-16.
изготовление легкого и прочного корпусов АПЛ пр.664 водоизмещением 10150 т (заводской № 305). Но уже в мае директор предприятия Егоров Е.П. обратился в Мин-судпром СССР с предложением о передаче строительства первой в мире АПЛ-минзага ленинградским заводам, обещая взамен "построить две ПЛАРБ пр.667А". И хотя к этому времени данный завод уже выполнил все сварочные работы по формированию 600 т корпусных конструкций и обработал еще около 400 т металла, в июне произошло расторжение договора с поставщиками комплектующего оборудования и материалов для нее, а также с бюро-проектантом. **** Кроме подводных лодок спец. назначения конструкторское бюро в то время начало проектировать ракетные подводные лодки с атомными энергетическими установками. Качественный скачок в их развитии принято связывать с применением подводного старта крылатых ракет. Такой ракетоносец пр.661 "Анчар" с титановым корпусом был создан ЦКБ-16. Он относился к РПЛ второго поколения и предназначался для борьбы с авианосцами и крупными надводными кораблями других классов. Его создание было предусмотрено утвержденной Правительством СССР комплексной программой обеспечения прогресса в подводном кораблестроении от 28 августа 1958 г. Подводная лодка воплощала в себе научно-технические достижения, обеспечивающие ее превосходство в мировом кораблестроении. Это достигалось, прежде всего, применением впервые в истории кораблестроения для производства корпуса, механизмов и трубопроводов лодки титанового сплава, имеющим значительные преимущества перед традиционным стальным сплавом. Титановый сплав с меньшим в два раза удельным весом, чем у стали, обладал большей прочностью и коррозийной стойкостью, позволял снизить водоизмещение корабля на 25%. Созданием металла для проекта занимался ЦНИИ КМ "Прометей" во главе с дирек-
****ЖарковВ.,Тюрин Б. Большаятранспортная ПЛА минзага проекта 664 // Морской сборник.-1997.-№10.- С.68.
тором института Горыниным И.В. "40 лет назад нельзя было даже представить себе возможность использования титановых сплавов в качестве корпусного материала. Достаточно сказать, что образец из титана в то время при простом падении со стола разваливался на части. Да и масса полуфабрикатов не превышала полутора тонн, что позволяло получить корпус только в виде лоскутного одеяла. И неудивительно, что главным конструктором первого титанового корабля академик Н.Н. Исанин согласился стать только в результате силового нажима со стороны министра Б.Е. Буто-мы,"- вспоминает Горынин И.В.***
В конструкторском бюро при участии Антоновича А.П., который до 1965 г. руководил опытными работами, было разработано 14 вариантов АПЛ пр. 661 с одним-двумя главными турбозубчатыми агрегатами мощностью по 30-60 тыс. лошадиных сил с различным составом вооружения. В итоге остановились на энергетической установке в составе двух водоводяных реакторов В-5, двух ГТЗА-618 мощностью по 40000 лошадиных сил, а также на ракетном комплексе "Аметист" с 10 противокорабельными ракетами П-70 и четырёх 533-мм носовых торпедных аппаратах с боезапасом из 12 торпед. Опытная атомная РПЛ К-162 водоизмещением 5197 т была сдана Военно-Морскому Флоту СССР 31 декабря 1969 г.
Опытная ракетная АПЛ К-222 (б.К-162) пр.661 с ракетным комплексом "Аметист"
* Горынин И. В. Металл для корабля//Вестник Российской академии наук. -1996. -Т. 66. -№ 11. -С. 1001.
** Примечание автора: в 1965 году Н.Н. Исанина сменил Н.Ф. Шульженко, а в 1983 году главным конструктором стал Р. А. Шмаков.
Приёмный акт утвержден 5 июля 1972 г. после опытной эксплуатации, в ходе которой лодка достигла непревзойденной в мире скорости хода в подводном положении - 44,7 узла (это свыше 82 км/ч.).
В 60-х - 70-х гг. ЦКБ-16 работало не только над проектами ПЛ с крылатыми ракетами, но и над оснащением атомоходов баллистическими ракетами. Тогда в СССР закладывались подводные крейсеры четырех модификаций, способные наносить удары по объектам, находящимся за 8-9 тыс. км. Они были вооружены ракетным комплексом Д-9 с жидко-топливной баллистической ракетой Р-29 с моноблочной головной частью и термоядерным зарядом, а затем и её модификациями (Р-29Д, Р-29Р, Р-29РЛ, Р-29РК и др.). Планировалось перевооружить новыми Р-29 с подводным стартом и все подводные лодки пр.658 первого поколения. Однако из-за серьёзного отставания работ по Д-9 и подготовки к строительству ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) пр.667Б решили ограничиться одним кораблём - ракетной подводной лодкой К-145. АПЛ К-145 должна была пройти переоборудование по пр.701 и стать опытным кораблём водоизмещением 4971 т, который первоначально предназначался для отработки и лётно-конструкторских испытаний комплекса Д-9. В связи с этим атомную подводную лодку решили удлинить, врезав взамен четвёртого отсека два новых отсека общей длиной 25,5 м с шестью ракетными шахтами в один ряд по диаметральной плоскости корабля. Главным конструктором этого проекта стал Шульженко Н.Ф.
Сам процесс переоборудования К-145, находившийся с декабря 1965 г. в ремонте с заменой парогенераторов, протекал довольно тяжело. Работы на Северном машиностроительном предприятии велись с отставанием из-за задержек с поставками различных систем и оборудования. Поэтому завершить работы и предъявить К-145 к первому этапу государственных испытаний удалось только в 1970 г., да и то без ракет в связи с неготовностью комплекса ракетного оружия. Только весной 1971 г. закончили подготовку к пускам ракет комплекса Д-9 из двух шахт.
Опытная ракетная АПЛ К-145 пр.701 с ракетным комплексом Д-9
В 1971 г. 25 декабря состоялся успешный пуск первой ракеты из надводного положения. Во время пятого испытания (27 мая 1972 г.) случилась авария из-за неполадок в ракете, которая взорвалась при выходе из шахты. Последствия аварии на подводной лодке пр.701 ликвидировали на СМП в ходе среднего ремонта и 28 ноября 1972 г. успешно завершили летные испытания ракет, включая и залповые. Затем АПЛ К-145, всё на том же СМП, дооборудовали в подводную лодку боевого состава и сдали 9 декабря 1976 г. Военно-Морскому Флоту СССР. Таким образом, после привлечения ЦКБ-16 в 40-50-х гг. сначала к разработкам малых торпедных ПЛ с единым двигателем, а затем и атомных ракетных подводных лодок, приоритетными направлениями деятельности конструкторского бюро стали следующие:
• проектирование малых торпедных ПЛ с единым двигателем (ХПИ), а также участие в их строительстве;
• проектирование дизельных ракетных ПЛ, а также участие в их строительстве, модернизации, переоборудовании и ремонте;
• проектирование атомных ракетных ПЛ, а также участие в их строительстве, модернизации, переоборудовании и ремонте;
• проектирование ПЛ специального назначения (ПЛСН), участие в их строительстве, модернизации и ремонте;
• проектирование надводных кораблей и судов, различных плавучих сооружений, участие в их строительстве.
Итак, после объединения в 1974 г. Союзного проектно-монтажного конструкторско-
го бюро "Малахит" и Центрального проектного бюро "Волна" в одно КБ под названием СПМБМ "Малахит" начальником и главным конструктором СПМБМ стал доктор технических наук, лауреат Государственной премии, Герой Социалистического труда Чернышёв Георгий Николаевич.
Конструкторское бюро "Малахит" стало специализироваться на проектировании:
атомных торпедных и ракетно-торпедных ПЛ, а также участвовать в их строительстве, модернизации, переоборудовании и ремонте;
• атомных подводных лодок с крылатыми ракетами, а также участвовать в их строительстве, модернизации и ремонте;
• ПЛ специального назначения, в том числе атомных, участвовать в их строительстве, модернизации, переоборудовании и ремонте.
Инженеры-проектировщики "Малахита" вели энергичный поиск новых нетрадиционных технических решений, способных обеспечить весьма низкий уровень шумности и высокие боевые возможности ракетно-торпедных атомных подводных лодок. В проект 971 новой АПЛ закладывалось всё лучшее, что было достигнуто в отечественном подводном кораблестроении.
В сентябре 1977 г. был утверждён технический проект корабля водоизмещением 8000 т с крылатыми ракетами "Гранат" и аналоговый гидроакустический комплекс (ГАК) "Скат-КС". Главным конструктором был назначен Чернышёв Г.Н. Опытный проектировщик, он разрабатывал ранее проекты 671, 671К, 671РТ, 671РТМ и 945.* В 1996 г. главным конструктором пр.971 стал Фарафонтов Ю.И., в 2016 г. его сменил Антонов А.М.
Серийное строительство АПЛ пр.971 было организовано первоначально на заводе в г. Комсомольск-на-Амуре, а затем в Северодвинске. Едва начали строительство головного атомохода К-284, как возникла необходимость внести изменения в проект: в 1981 г. на корабль решили установить опытный образец нового цифрового ГАК "Скат-3". ГАК разрабатывался с 1979 г. по
* В 1972 г. работы по проекту 945 переданы в ЦКБ-112.
Ракетно-торпедная АПЛК-284 пр.971 с ракетным комплексом "Гранат"
Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР в отсутствии тактико-технического задания (ТТЗ) в сжатые сроки. Через два года необходимо было изготовить один комплекс для опытной подводной лодки КС-403 пр.667АК, а через четыре - ещё один для К-284. ТТЗ появилось только в мае 1980 г., причём для обеспечения безопасности плавания АПЛ сверх тактико-технического задания ввели в состав ГАК "Скат-3" тракт широкополосного шумопеленгования, как в "Скате-КС". Этот тракт стал основным и на КС-403, и на К-284, а позже вошёл в состав ГАК "Скат-3" как штатный и резервный.
Всё это вызвало необходимость изменить обводы носовой оконечности и ограждения рубки. Иначе размещались бортовые антенны и новая аппаратура. Для этого потребовалось увеличить длину прочного корпуса, а одна секция ПК уже находилась на стапеле. Главному конструктору Г.Н. Чернышёву пришлось срочно перепроектировать АПЛ под новый гидроакустический комплекс с существенно большим объёмом аппаратуры, чем у ГАК "Скат-КС". Коллективу завода удалось справиться с огромным объёмом дополнительных работ. В 1984 г. К-284 прибыла на сдаточную базу ЗЛК в г. Большой Камень. Перед этим в бухте Чихачева впервые "был осуществлен ввод ППУ из холодного состояния от аккумуляторных батарей и дизель-генераторов. Режим был нештатный и поэтому от проектанта его обеспечивали заместитель главного конструктора Ю.И. Фарафонтов и ведущие специалисты В.В. Замуков и П.В. Бут.
В дальнейшем этот режим был узаконен в эксплуатационных инструкциях...
Далеко не простой задачей оказалось освоение нового ГАК. Приходилось несколько раз менять начинку аппаратуры и версии математического обеспечения, прежде чем начать государственные испытания комплекса (...) Вдоволь помучились и с отработкой навигационного комплекса, и со стрельбой ракетами (...) Только в 1990 г. "Барс" отправился на свою базу приписки на Камчатке".*
Ракетно-торпедная АПЛ Chakra пр.971И (б.К-152) в Индийском океане
До 1995 г. ЗЛК сдал ещё шесть АПЛ пр.971. Восьмой корабль достраивался для Индии. Завод получил контракт от Минобороны России на достройку К-152 "Нерпа" с глубокой модернизацией по проекту 971И "Ирбис" с восемью 533-мм торпедными аппаратами для торпед и ракет. С 1996 г. главным конструктором назначен Фарафонтов Ю.И. На АПЛ был установлен гидроакустический комплекс МГК-400ЭМ-03. Это была глубокая модернизация ГАК "Скат-3" на базе технических средств и алгоритмов, апробированных в комплексе МГК-400ЭМ. Согласно традиции в 2009 г. К-152 сдали ВМФ России и спустя два года подготовили к передаче в аренду Республике Индия сроком на 10 лет.
В Северодвинске постройка АПЛ пр.971 началась позже, чем в г. Комсомольск-на-
* Алексеев А.П., Самаркин Л.А. "Барсы"ставят проблемы (Сегодня и завтра лучших отечественных многоцелевых ПЛА) //Морской сборник.-1997.- №4. - С. 55.
Амуре, т.к. для создания подводных лодок третьего поколения различных проектов потребовалось техническое перевооружение завода. Строительство первых пяти корпусов развернули в первой половине 80-х гг.. Первая лодка К-480 в г. Северодвинск была сдана Военно-Морскому Флоту СССР 31 декабря 1988 г. и получила имя "Барс". Поэтому все атомоходы этого проекта стали называть "барсами".
Очень серьёзные изменена в проекте наметились к шестому корпусу северодвинской постройки (К-157), хотя на первый взгляд подводная лодка не сильно отличалась от других АПЛ пр.971. "При подготовке решения о модернизации готовность её корпусных конструкций опережала поставки и монтаж оборудования. Поэтому по настоянию завода изменения, касающиеся ограждения рубки и гондолы управления противолодочного вооружения (УПВ), на ней не внедрялись. Весь же комплекс новых механизмов и схемных решений, а также увеличение длины на этой ПЛ были приняты к реализации. Получилась переходная модель, внутреннее насыщение которой почти полностью соответствует ПЛ зав. №835* , а внешне она ещё несёт облик предшествующих серийных ПЛ".**
В конце 2001 г. завод сдал флоту модернизированный многоцелевой подводный атомоход К-335. Конструкторским бюро предполагалось также строительство ракетно-торпедных подводных лодок по пр.09713 с вертикальными пусковыми установками для крылатых ракет. Однако от проекта отказались в пользу новой атомной РПЛ с крылатыми ракетами пр.885, созданной также в СПМБМ "Малахит". Главным конструктором на тот момент стал Москалёв Г.П., с 1985 г. - В.Н. Пялов, с 2016 г. - Антонов А.М.
Торпедные аппараты для торпед, ракет различного назначения и прочее впервые в отечественном атомном флоте вынесены в среднюю часть РПЛ в связи с необходимостью
* Примечание автора: К-335 "Гепард".
** Алексеев А.П., Самаркин Л.А. Лодки типа "Барс" - самые малошумные отечественные атомоходы // Су-
достроение. -1998.- №1. - С. 46.
АПЛ "Северодвинск " пр.885 с крылатыми ракетами
освободить носовую часть корабля для размещения цифрового ГАК "Иртыш" со сферической антенной "Амфора".
Головной атомоход "Северодвинск" заложили на Севмаше 21 декабря 1993 г., но из-за многочисленных проблем в переломный для страны и её экономики период удалось сдать ВМФ России лишь в 2013 г. Последующие корабли приняли решение строить по усовершенствованному пр.885М. Главным конструктором стал Пялов В.Н. В 2018 г. головная атомная подводная лодка"Казань"вышла на испытания.
После неудачного опыта 60-х годов со строительством больших АПЛ спец. назначения (работы по пр.664 так и не завершили в связи с форсированной постройкой серийных РПКСН пр.667А) ЦПБ "Волна"и СПМБМ "Малахит" в 70-х годах вернулись к их проектированию. Тогда была разработана большая атомная подводная лодка освещения подводной обстановки пр.958 водоизмещением 11500 т, которая должна была стать основой мобильного подводного противолодочного комплекса, осуществляя обнаружение, опознавание, наведение и целеуказание для взаимодействующих с ней атомных лодок-истребителей пр.957. *** Кстати, первоначально противолодочную АПЛ пр.957 создавали в СПМБМ (главный конструктор Баранцев В.И.), но с 1976 г. развернули проектирование корабля в ЦКБ "Лазурит". Работы по АПЛ освещения подводной обстановки в 1972 г. возглавил глав-
*** Подводные силы России. - М.: ООО "Военный парад", 2006. -С. 307, 322.
ный конструктор Шульженко Н.Ф. из "Волны". Но в следующем году пр.958 передали в СПМБМ, где эскизным проектированием атомной подводной лодки специального назначения (ПЛАСН) стал руководить главный конструктор Чернышёв Георгий Николаевич. Ему удалось к 1982 г. сформировать архитектурный облик нового по назначению корабля. Затем Чернышёва сменил в 1982 г. Левашов Владимир Данилович.
Решение основных задач должно было обеспечиваться ГАК "Иртыш-Амфора", размещённым в носовой части подводной лодки, и торпедоракетным оружием (боекомплект - 30 торпед и противолодочных ракет). Техпроект был завершён в сентябре 1985 г.3 Корабли пр.958, относящиеся к третьему поколению, предполагалось сдавать Военно-Морскому Флоту СССР одновременно с развёртыванием строительства АПЛ пр.885 четвёртого поколения. Но работы были прекращены по не зависящим от проектантов причинам в соответствии с постановлением правительства от 3 августа 1987 г. на стадии постройки головного корабля (готовность 43%); задел по оборудованию предлагалось использовать на лодке пр.885.3
Кроме больших АПЛ спец. назначения в конце 60-х - начале 70-х гг., ещё до объединения СПМБМ "Малахит" и ЦПБ "Волна" в одно КБ, в Ленинграде велись работы по проектированию атомных научно-исследовательских подводных лодок (НИПЛ) для выполнения различных задач.
"Волна" уже имела большой опыт в создании автономных глубоководных аппаратов
АПЛ"Казань " пр. 885М с крылатыми ракетами впервые вышла на заводские ходовые испытания
(АГА) водоизмещением от 38 до 355 т с глубиной погружения 2000 - 6000 м4. К тому же в 1970 г. Ленинградским проектно-монтажным бюро "Рубин" были переданы в ЦПБ работы по АГА пр.1832 и пр.1906, в 1971 г. - пр.1825.* К сожалению, подводные аппараты того времени с неатомной энергетической установкой (ЭУ) обладали существенным недостатком. Они не имели собственной мощной энергетической установки, обладали малой автономностью, что сильно ограничивало их возможности. Поэтому очень важным событием стало создание к середине 80-х гг. сравнительно небольших по размерам атомных научно-исследовательских подводных лодок пр.1851 и 1910 с большой глубиной погружения, неограниченной дальностью плавания и большой автономностью. Правда, для некоторых из них требовались носители.
Успешному завершению проектирования первых НИПЛ с атомными энергетическими установками способствовал перевод в ЦПБ "Волна" из того же "Рубина" в 1970 г. группы конструкторов по глубоководной тематике, имевших большой опыт работы6.
Эскизный проект атомной научно-исследовательской подводной лодки первого поколения был выполнен под руководством главного конструктора Корсукова Е.С. в соответствии с утвержденным постановлением Правительства СССР, которым определялись основные тактико-технические элементы, сроки создания и кооперация соисполнителей. В 1972 г. на Ленинградском адмиралтейском объединении (ЛАО) началась подготовка к строительству опытной НИПЛ. Из-за множества трудностей, возникших как в заготовительный период, так и в блочный, первую подсекцию изготовили только в августе 1976 г. Закладка корабля
* В дальнейшем в "Малахите" были спроектированы, а на "Адмиралтейских верфях" построены в 2000 - 2011 гг. автономные глубоководные аппараты пр.16810 и пр.16811 водоизмещением 25 т с глубиной погружения 6000 м 5.
Кроме АГА, в СПМБМ по техпроектам, утверждённым в 1977-1978 гг., были построены для ВМФ СССР средние специальные ПЛ пр.633КС и пр.1710, а для Министерства рыбного хозяйства СССР - буксируемые подводные обитаемые камеры пр.16051.
Атомная НИПЛ пр. 1910 в губе Оленья. Апрель 2008 г.
Атомная НИПЛ пр.1851 со сдаточной командой на борту. 1995г. ("Адмиралтейские верфи")
произошла в 1977 г., а через пять лет его спустили на воду и в августе 1983 г. отправили в транспортном доке для продолжения испытаний на сдаточную базу.* Сдали НИПЛ в эксплуатацию в 1986 г.
Эскизный проект научно-
исследовательской подводной лодки второго поколения был выполнен также под руководством главного конструктора Корсукова Е.С. в ЦПБ "Волна". В дальнейшем группа Корсукова Е.С. сконцентрировалась на реализации НИПЛ первого поколения, а Бавилин С.М. в 1972 г. приказом министра судостроительной промышленности был назначен главным конструктором проекта НИПЛ второго поколения.
Вскоре выяснилось, что выбор типа и параметров главной энергетической установки, сделанный на этапе эскизного проекта, не верен и требует радикального пересмотра, т.к. принципы энергоустановки без биологической защиты, эффективные на космических аппаратах, оказались совершенно неприемлемыми для подводных кораблей. Предполагалось в качестве биологической защиты использовать воду к межбортном пространстве, что крайне усложняло базовое обслуживание корабля и практически исключало возможность ремонта энергоустановки после первого пуска. ГЭУ НПО "Красная звезда" пришлось заменить, хотя на её проектирование и выполнение ОКР уже были затрачены десятки миллионов рублей.
Отсутствие наземного прототипа энергетической установки перенесло значительную часть отработки технических средств и, что главное, их совместимости непосредственно на корабль. Особенно много хлопот доставил высокооборотный турбогенератор, основным достоинством которого является отсутствие наиболее уязвимого и ненадежного узла передачи напряжения на обмотки ротора. Его отработка на стендах "Электросилы" и Калужского турбинного завода продолжалась более двух лет.**
В 1972 г. на ЛАО началась подготовка к строительству опытной НИПЛ второго поколения. В феврале 1977 г. был подписан приказ о начале её строительства. Закладка произошла в 1981 г., а спуск на воду - в 1983 г. Но испытания НИПЛ, насыщенной впервые разработанными образцами технических средств, не имеющими аналогов в мировом кораблестроении, были нелегкой задачей. На лодке приходилось непрерывно устранять множество неисправностей, возникавших в работе комплектующего оборудования. Поэтому опытную НИПЛ, которую ещё осенью 1984 г. перевели в г. Северодвинск, сдали только в 1986 г.
* Адмиралтейские верфи. Люди, корабли, годы. 1926 - 1996. - СПб.: Гангут, 1996. -С. 267.
** Дубницкий Д.Н. О Сергее Михайловиче Бавили-не // История бюро "Малахит" в 4 т. Воспоминания ветеранов Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения "Малахит". 1948-1998 годы. - СПб.: СПМБМ "Малахит", 2006. -Т. 4. - С. 669 - 672.
Последующие корпуса атомных научно-исследовательских подводных лодок закладывали по усовершенствованным проектам на ЛАО. Создавались и носители для некоторых НИПЛ. Было решено использовать атомные подводные лодки, переоборудованные из ракетной АПЛ пр.675 и ракетных подводных крейсеров стратегического назначения: КС-86 пр.675Н, КС-411 "Оренбург" пр.09774 и КС-129 пр.09786, опять названную "Оренбург". Они были переданы Военно-Морскому Флоту России в 1980 - 2002 гг. Если оба "Оренбурга" проектировались "Рубином", то пр.675Н с 1970 г. - "Волной" под руководством главного конструктора Корсуко-ва Е.С., а с 1972 г. - Бавилина С.М.
КС-86 пр. 675Н. Оленья губа
Большая атомная ПЛ КС-86 Северного флота постройки 1963 г. до 1985 г. имела тактический номер К-86 и ранее относилась к крейсерским атомным подводным лодкам пр.675, вооружённых крылатыми ракетами. В начале 80-х гг. она прошла переоборудование на судоремонтном заводе "Звёздочка" по пр.675Н и стала носителем опытной НИПЛ пр.1851. Надо отметить, что выбор был не из лучших. Корабли пр.675 к середине 80-х гг. имели морально устаревшее радиоэлектронное вооружение, ненадёжную атомную энергетическую установку первого поколения и обладали высокой шумно-стью. Несмотря на несовершенство первого опытного комплекса и благодаря его наличию в составе ВМФ России удалось в дальнейшем устранить выявленные недостатки в конструкции ПЛ пр.675 и НИПЛ пр.1851,
а также отработать их боевое применение.* Кроме создания вышеуказанных атомных научно-исследовательских подводных лодок пр.1851 и пр. 1910 в СПМБМ "Малахит" разработали под руководством Бавилина С.М. НИПЛ пр.10831.** Её строительство на СМП, испытания и сдача надолго затянулись по различным причинам. В 1991 г. при фактически изготовленных блоках прочного корпуса пришлось по настоянию гензаказчика корректировать технический проект по части размещения в носовой оконечности дополнительного вооружения. В 1992 г. удалось завершить опытно-конструкторские работы по полисферическому прочному корпусу заказа, его изготовление и гидравлические испытания, завершить натурное макетирование. Завод освоил технологию и начал производство моноблоков высокопрочного легковесного заполнителя, успешно велись межведомственные испытания опытного оборудования на стендах поставщиков, начались поставки комплектующих изделий. ***
За создание глубоководных технических средств Бавилину Сергею Михайловичу в 1993 г. было присвоено звание Героя Российской Федерации.
В 2006 г. НИПЛ нового поколения пр. 10831 передали в опытную эксплуатацию, а в 2008 г. приняли на вооружение.****
Пытались наладить строительство серии кораблей данного проекта. Бывший начальник 12-го Главного производственного управления Мурко В.В. пишет о планах строительства подводных лодок следующее: "На основании постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР Минсудпромом
* Куличков В.К., Куличков Е.Н. Атомные гиганты специального назначения //ОСК. -2016.-№2. - С. 22-23.
** Подводные силы России. - М.: ООО "Военный парад", 2006. -С. 313-314..
*** Дубницкий Д.Н. О Сергее Михайловиче Бавили-не // История бюро "Малахит" в 4 т. Воспоминания ветеранов Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения "Малахит". 1948 - 1998 годы. - СПб.: СПМБМ "Малахит", 2006. -Т.4. -С. 674-675.
**** Годовой отчет ОАО "СПМБМ "Малахит" за 2014 г. Утвержден 25.06.2015 Общим собранием акционеров ОАО "СПМБМ "Малахит" (Протокол № 1/2015 от 25.06.2015 г.). - С. 16.
был разработан проект плана строительства и переоборудования подводных лодок и надводных кораблей на 13-ю и 14-ю пятилетки (1991 - 2000 гг.). Мощность судостроительных и судоремонтных предприятий Министерства и предприятий-поставщиков оборудования других Министерств позволяла планировать строительство подводных лодок ... в приводимых ниже количествах ... Глубоководные аппараты:
- Проект 1851с - 2 ед.;
- Проект 1910 - 1 ед.;
- Проект 10831 (АТС)-2 ед. ...V
Таблица 1.
Руководители Бюро
Специальное конструкторское бюро
1947-1949 гг. - Антипин Алексей Александрович
СКБ-143 (п/я 633) ЦКБ-16 (п/я 901)
1949-1953 гг. - Антипин Алексей Александрович 1953-1958 гг. - Перегудов Владимир Николаевич 1958-1962 гг. -Дубовичен-ко Владимир Иванович 1962-1963 гг. - Разлётов Борис Константинович 1963-1974 гг. -Исанин Николай Никитич 1950-1963 гг. - Исанин Николай Никитич 1963-1974 гг. -Шульженко Николай Федосеевич
СПМБМ "Малахит"
1974-1986 гг. - Чернышёв Георгий Николаевич 1986-1992 гг. - Беломорец Виктор Васильевич 1992-1998 гг. - Кутейников Анатолий Валерьевич 1999-2011 гг. - Пялов Владимир Николаевич 2011 - наст. вр. - Дорофеев Владимир Юрьевич
Атомная НИПЛ пр.10831 у г. Северодвинск
Группой главного конструктора Бави-лина С.М. была сделана попытка в 1974 -1976 гг. спроектировать другую титановую АПЛ пр.865 "Пиранья" для решения специальных задач. Но в серию пошёл её дизельный вариант водоизмещением 218 т, разработанный под руководством уже нового главного конструктора Чернопятова Л.В. В 1984 г. его сменил Минеев Ю.К.7
Заключение: Подводя итоги, хотелось бы отметить, что по проектам СПМБМ "Малахит" за 60 лет на отечественных верфях были построены почти 250 кораблей различного назначения, включая 93 АПЛ для подводных сил Военно-Морского Флота СССР и России (см. Таблицу №2). Ещё 6 подводных лодок планируется сдать в ближайшие пять лет. Руководители Бюро представлены в Таблице №1.
* Мурко В.В. Записки директора. - М.: Московская типография, 2008, № 2.- С. 396 - 397.
Список литературы:
1. Баданин В.А., Семёнов В.П., Худяков Л.Ю. Подводные лодки проектов 615 и А615 // Судостроение.-1995.- №4. .- С. 53-58.
2. История Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения "Малахит" в 4 т.- СПб.: СПМБМ "Малахит", 1995.-Т. 2.- С. 72,180- 296 с.
3. Корабли и люди. - СПб.: ОАО "СПМБМ "Малахит", 2010. - С. 63,64.- 476 с.
4. Шанихин Е.Н. СПМБМ "Малахит" -Военно-Морскому Флоту России // Судостроение. -1998.-№1. - С. 105-108.
5. "Малахит" - подводным силам России. -СПб.: Гангут, 2006. - С. 166-168.- 191 с.
6. Буриличев А. В. Глубоководные технические средства // Подводные технологии и средства освоения Мирового океана. - М.: Оружие и технологии, 2011.- С. 286 - 295.
7. Усенко Н.В., Котов П.Г., Реданский В.Г., Куличков В.К. Как создавался атомный подводный флот Советского Союза. - СПб.: Полигон, 2004. -С. 115.- 544 с.
Таб.гииа №2
Перечень некоторых технических проектов, разрабатывавшихся СКБ-143 иЦКБ-16 (СПМБМ "Малахит")
№ Номер Бюро-проектант Главный Утверждение Завод- Сдача кораблей Количество
п/п проекта конструктор технического проекта технического проекта (год) строитель кораблей заказчику (годы) построенных кораблей (ед.)
1 2 3 4 5 6 7 8
АТОМНЫЕ РАКЕТНО-ТОРПЕДНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ
1. 971, СПМБМ "Малахит" Г.Н. Чернышёв, 1977 ЗЖ (АСЗ) 1984-2009 8 (не достр. - 3)
971И Ю.И. Фарафонтов (971И) СМП ("Севмаш") 1988-2001 7 (не достр. - 3)
КРЕНСЕРСКИЕ АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ
2. 661 ЦКБ-16 Н.Н. Исанин 1961 СМП 1969 1
3. 885 СПМБМ "Малахит" В.Н. Пялов 1988 «Севмаш» 2013 1
4. 885М СПМБМ "Малахит" В.Н. Пялов «Севмаш» План-2019-2023 0 (в строительстве - 6)
БОЛЬШИЕ АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
5. 664 ЦКБ-16 Н.А. Киселёв 1962 СМП - 0 (не достр. - 1)
6. 958 СПМБМ «Малахит» В.Д. Левашов 1985 СМП - 0 (не достр. - 1)
АТОМНЫЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ
7. 19100 СПМБМ «Малахит» Е.С. Корсуков ЛАО 1986-1994 3
8. 18510 СПМБМ «Малахит» СМ. Бавилин ЛАО 1986 1
9. 18511 СПМБМ «Малахит» С.М. Бавилин ЛАО 1991-1995 2
10. 10831 СПМБМ «Малахит» С.М. Бавилин 1992 «Севмаш» 2006 1
К о н о ч X