Научная статья на тему 'История создания в СССР первых титановых торпедных и ракетных атомных подводных лодок'

История создания в СССР первых титановых торпедных и ракетных атомных подводных лодок Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
780
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА / NUCLEAR SUBMARINE / АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА / NUCLEAR POWER PLANT / ЖИДКОМЕТАЛЛИЧЕСКИМ ТЕПЛОНОСИТЕЛЬ / РЕАКТОР С ЖИДКОМЕТАЛЛИЧЕСКИМ ТЕПЛОНОСИТЕЛЕМ / ВОДО-ВОДЯНОЙ РЕАКТОР / REACTOR WITH LIQUID METAL COOLANT / WATER-MODERATED REACTOR / ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ / DISPLACEMENT / ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ / NAVY / ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР / CHIEF DESIGNER / ГЛУБИНА ПОГРУЖЕНИЯ / IMMERSION DEPTH / КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО / DESIGN OFFICE / LIQUID METAL COOLANT / ЗАВОД / FACTORY / КОРАБЛЬ / SHIP / ПАРОПРОИЗВОДИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА / ПОКОЛЕНИЕ / GENERATION / ПРОЕКТ / PROJECT / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ENGINEERING / СТРОИТЕЛЬСТВО / CONSTRUCTION / ТИТАН / TITANIUM / STEAM OUTPUT SETTING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Куличков Валерий Константинович, Усенко Николай Витальевич

Рассматривается история проектирования и строительства первых титановых торпедных и ракетных атомных подводных лодок (АПЛ) на верфях Ленинграда и Северодвинска, установка на АПЛ второго поколения реакторов с жидкометаллическим теплоносителем. Подвергается анализу отечественный опыт в создании титановых сплавов и атомных подводных лодок с прочным корпусом и пр.конструкций из титана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Куличков Валерий Константинович, Усенко Николай Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of creation of the first titanium torpedo and missile nuclear submarines in the USSR

The history of the design and construction of the first titanium torpedo and missile nuclear-powered submarines (NPS) in the shipyards of Leningrad and Severodvinsk, the installation of reactors with liquid metal coolant on submarines of the second generation is considered. Domestic experience in creating titanium alloys and nuclear submarines with a durable housing and other structures made of titanium is analyzed.

Текст научной работы на тему «История создания в СССР первых титановых торпедных и ракетных атомных подводных лодок»

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ В СССР ПЕРВЫХ ТИТАНОВЫХ ТОРПЕДНЫХ И РАКЕТНЫХ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Куличков Валерий Константинович

заведующий кафедрой гуманитарных и социально -экономических дисциплин (ГСЭД) Московского государственного индустриального университета, доктор экономических наук, кандидат исторических наук, доцент, член - корреспондент НП «Международной академии проблем человеческого фактора»

Усенко Николай Витальевич

вице - адмирал в отставке, Герой Советского Союза, кандидат исторических наук

Рассматривается история проектирования и строительства первых титановых торпедных и ракетных атомных подводных лодок (АПЛ) на верфях Ленинграда и Северодвинска, установка на АПЛ второго поколения реакторов с жидкометаллическим теплоносителем. Подвергается анализу отечественный опыт в создании титановых сплавов и атомных подводных лодок с прочным корпусом и пр.конструкций из титана.

Ключевые слова: атомная подводная лодка, атомная энергетическая установка, водо-водяной реактор, водоизмещение, Военно-Морской Флот, главный конструктор, глубина погру-

жения, конструкторское бюро, жидко-металлическим теплоноситель, завод, корабль, паропроизводительная установка, поколение, проект, проектирование, реактор с жидкометаллическим теплоносителем, строительство, титан.

Ph.D. Kulichkov V.K., senior lecturer.

Ph.D. Usenko N.V., Vice Admiral retired

The history of creation of the first titanium torpedo and missile nuclear submarines in the USSR.

The history of the design and construction of the first titanium torpedo and missile nuclear-powered submarines (NPS) in the shipyards of Leningrad and

Severodvinsk, the installation of reactors with liquid metal coolant on submarines of the second generation is considered. Domestic experience in creating titanium alloys and nuclear submarines with a durable housing and other structures made of titanium is analyzed.

Keywords: nuclear submarine, nuclear power plant, water-moderated reactor, the displacement, the Navy, the chief designer, immersion depth, design office, liquid metal coolant, factory, ship, steam output setting, generation, project, engineering, reactor with liquid metal coolant, construction, titanium.

Утверждённой правительством в сентябре 1952 года комплексной программой обеспечения прогресса в подводном кораблестроении было предусмотрено создание атомной титановой крейсерской подводной лодки (проект 661 «Анчар»), которая воплощала в себе научно - технические достижения, обеспечивающие её превосходство в мировом кораблестроении. Впервые в истории кораблестроения этот проект достигался применением титанового сплава для производства корпуса, механизмов и трубопроводов лодки, имеющим значительные преимущества перед традиционным стальным сплавом. Титановый сплав обладал большей прочностью и коррозийной стойкостью и имел в два раза меньший удельный вес, чем сталь. К тому же он позволял снизить водоизмещение корабля на 25%. Созданием металла для данного проекта занимался Центральный научно - исследовательский институт конструкционных материалов «Прометей» (ЦНИИКМ «Прометей») во главе с директором института И. В. Горыниным. Разработчики учитывали, что увеличение глубины погружения атомной подводной лодки (АПЛ) требует повышения прочности, а это, в свою очередь, должно повышать пла-

стичность, прочность и вязкость стойкости металла к облучению потоком нейтронов. При этом он должен легко свариваться. Вместе с тем, имея высокие положительные качества, у титана были и свои недостатки. Прежде всего, он был очень дорог в сравнении со сталью. В то же время на первых порах исследования титана было немало сомнений относительно его перспективности в кораблестроении. Как вспоминает академик И. В. Горынин, «сорок лет назад нельзя было даже представить себе возможность использования титановых сплавов в качестве корпусного материала. Достаточно сказать, что образец из титана в то время при простом падении со стола разваливался на части. Да и масса полуфабрикатов не превышала полутора тонн, что позволяло получить корпус только в виде лоскутного одеяла. И неудивительно, что главным конструктором первого титанового корабля академик Н. Н. Исанин согласился стать только в результате силового нажима со стороны министра Б. Е.Бутомы».

Ленинградским конструкторским бюро под руководством главного конструктора Н. Н.Исанина было разработано 14 вариантов АПЛ проекта 661 с одним или двумя главными турбозубча-тыми агрегатами (ГТЗА) мощностью по 30 - 60 тысяч лошадиных сил с различным составом вооружения. В итоге остановились на атомной энергетической установке (АЭУ) в составе двух водо-водяных реакторов В-5 на тепловых нейтронах номинальной мощностью по 177,4 мвт и двух ГТЗА-618 мощностью по 40000 лошадиных сил (Таблицы №1 и №2). На подводной лодке были размещены противокорабельный ракетный комплекс (ПКРК) «Аметист», включавший 10 пусковых установок (ПУ) для твердотопливных ракет П-70 с подводным стартом и дальностью стрельбы 80

Вооружение торпедное 4/8-533 4/8-533 4/8-533 4/8-533 4/8-533 4/8-533 4/8-533 4/8-533 4/8-533 4/8-533 4/8-533 6/18-533 6/18-533 4/16-533 4/4-650

ракетное оо оо оо оо оо оо оо оо оо оо оо оо оо оо оо оо т 14/14 6/18 ■ ■ ■

Скорость хода, уз о т т т 3 оо" 3 34,6 8, 3 3 6, 3 0, 3 3 3 5, 3 9, 3 9, 3

Главные размещения Ь/Б ос' оо оо" 10,1 оо" о, о о, ос т ос' г-, о, ос ос'

са 12,0 12,0 10,4 5, оо 12,0 12,0 12,0 12,0

105,0 99,0 106,0 7330 103,0 103,0 101,0 81,0 112,0 109,0 5, 9 102,0 102,0

Водоизмещение, т полное 7880 8410 6270 6800 4500 8030 8030 7710 4780 8860 9010 7980 8280 8680

нормальное 4900 6300 4900 5400 4500 5050 5050 4750 3950 5600 5600 4700 5200 5300

Шифр варианта 1-2к-1в (1х60000в) 2-2к-2в (2x40000) 3-1к-1в (01х60000в) 4-1к-2в (2х40000в) 5-2к-1в ((1x60000м) 6-2к-2в (2x40000м) 7-2к-2в (2х30000в) 8-2к-2в (2x30000м) 9-1к-1в (1x40000м) 10-2к-2в (2x40000В) 11-2к-2в (2x40000В) 12-Т2к-1в (1x60000В) 13-Т2к-2в (2x40000В) 14-Т2к-2в (2x40000В)

Таблица № 1. Тактико-технические элементы АПЛ проекта 661 (предэскизный проект)

Вооружение торпедное | запасные торпеды 00 X 6 X X

торпедные аппараты 6 ю 4

ракетное | ракеты «Аметист» о о 0 о о 2 о о

Скорость, уз х К го 36,3 X к 3 3, К 3 4, 7, 3 5, 00 3 36,3

Главные размерения Отношение Ь/Б | Об'б | 10,0 0 9,39 6, 09 5 0, 9,40 0 00

— 1 10,6 I 10,6 1 <ч 6, о" 10,6 | 6, 0, 10,7 | 5, <ч

| 0'£0! 1 106,0 1 0 99,6 | 101,4 | 5, 7, 0 100,7 | 5, 5, о

Нормальное водоизмещение, т с покрытием о X 5012 | 7 4 о 5 3 5 0 5 4795 | X

без покрытия »л г- 0 X ч 4765 7 9 4 6 9 7 4 4561 0 5 X 4

Вариант - И И > > 43 ю

Варианты АПЛ пр. 661 | II 1 5500 | 8'И 801 0 о ^ 37,0 | о г- 2х40000 |

- о о г- О ^Н 0 о 0, оо 3 о г- 2х40000

Показатели | Водоизмещение, м3 Основные размерения (наиб.), м - длина - ширина | Предельная глубина погружения, м | Полная скорость хода в подводном положении, уз | Автономность, сут. | Кол-во и мощность ГТЗА, л.с.

Варианты АПЛ пр.661М | III | 6208 | ^ Ин 7,8 | 0 о ^ т 55000 | 1 06

ИЗ 5910 | со г-" 0 о ^ о 0 0 о 5 5 о с^

5316 | со г-" 0 о ^ 43000 | о г-

АПЛ пр.661 5197 106,9 11,5 8,06 0 о сч 43000 о г-

Показатели "г и и н и 3 и г м и о 4 о В Основные размерения (наиб.), м - длина - ширина | Осадка средняя, м | Предельная глубина погружения, м Полная скорость хода в подводном положении, уз | Дальность плавания, мили | | Автономность, сут. 1

Таблица № 2.

Тактико-технические элементы вариантов ракетной АПЛ пр.661 с АЭУ, включающей два ГТЗА мощностью по 40000 л.с.

Таблица № 3. Тактико - технические элементы АПЛ проекта 661(варианты для серийной постройки)

Таблица № 4.

Тактико - технические элементы АПЛ проекта 661М (варианты для серийной постройки)

км, и четыре 533-мм носовых торпедных аппарата (ТА) с боезапасом из 12 торпед. Благодаря применению титана 48-ОТЗВ, нормальное надводное водоизмещение подводной лодки составило всего 5197 тонн. К сожалению, темпы строительства АПЛ на Северном машиностроительном предприятии (СМП) в Северодвинске первоначально были низкими ввиду недопоставок контрагентского оборудования. Поэтому по состоянию на 1 января 1966 года техническая готовность подводной лодки составила 46 % вместо 63,5 % по плану. Работы ускорило применение технологии автоматической сварки вольфрамовым электродом конструкций толщиной до 32 мм, что было очень важно для повышения качества сварки при изготовлении прочного корпуса. До этого гидравлические испытания первого блока в цехе №42 СМП успешно завершили лишь с третьего раза в связи с разрывом обшивки и сквозных трещин в ней. Они показали, что «титановый сплав оказался очень чувствительным к концентраторам внутренних напряжений». Особенно опасность заключалась в сочетании с пониженной по сравнению со сталью пластичностью.

Опытная АПЛ К-162 (заводской .№501) пр.661 была сдана флоту 31 декабря 1969 года. Приёмный акт утверждён 5 июля 1972 года после опытной эксплуатации, в ходе которой лодка достигла непревзойденной в мире скорости хода в подводном положении - 44,7 узла. Она была способна наносить ракетные удары крылатыми ракетами из подводного положения по авианосцам и другим крупным кораблям противника, используя при этом собственные средства целеуказания.

К сожалению, АПЛ по этому проекту серийно не строились, хотя и были спроектированы (Таблицы №3 и №4). Основная причина - высокая стоимость титана и сложности его производства.

Опытная ракетная АПЛ К-162 (зав. №501) пр.661 Анчар, 26 октября 1983 г.

Опытная ракетная АПЛ (зав. №501) пр.661 в доке, Звёздочка Экономические возможности нашего государства не позволяли выделить необходимы средства. Но проект 661 открыл новые пути сохранения превосходства наших ЭУ над американскими, достигнув мощности 40 тысяч л.с. в одном агрегате. Была проверена работа различных систем вооружения, системы электромеханической регенерации воздуха, другого оборудования, которое работало надежно и стабильно. Но самое главное - данный проект ПЛ позволил убедиться в превосходных качествах титана в строительстве подводного атомохода.

Конструкторы предложили создать дру-

Варианты

I II III IV V

Водоизмещение, м3 1540 1560 1700 2100 1900

Запас плавучести, % 9,3 9,3 10,2 - 40

Скорость полного подводного хода, уз 44 - 47 44 - 47 42 - 44 39 - 41 40 - 42

Кол-во ТА (шт.) и калибр (мм) 6 - 533 6 - 533 6 - 533 4 - 650 6 - 533 6 - 533

Общий боезапас, шт. 18 18 22 18 18

Кол-во шахт для баллистических ракет Д-5Т, шт. - - - 8 -

Предельная глубина погружения, м 500 500 500 500 500

Кол-во валов х мощность на валу, л.с. 1х40 000 1х40 000 1х40 000 1х40 000 1х40 000

Команда, чел. 15 15 21 24 21

Таблица № 5. Тактико - технические элементы АПЛ проекта 705 (предэскизный проект)

гую скоростную титановую подводную лодку малого водоизмещения. По их замыслу, такая лодка представлялась комплексно - автоматизированной, водоизмещением 1200 - 1500 тонн, скоростью подводного хода до 40 узлов, глубиной погружения не менее 400 метров. Она предназначалась для борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника на всех глубинах погружения. Её вооружение составляли шесть носовых 533-мм ТА для стрельбы ударными и противолодочными торпедами, ракетами 81Р противолодочного комплекса (РПК) «Вьюга» с дальностью стрельбы 40 км, подводными ракетами ВА-111 комплекса «Шквал» с дальностью стрельбы 10 км, а также мины и приборы противодействия. Для этой подводной лодки планировалось создание ряда комплексно - автоматизированных систем: гидроакустики, радиолокации, связи, навигации. Управление кораблем и оружием предусматривалось с пульта боевой информационно - управляющей системы «Аккорд». Численность экипажа предполагалась небольшой - не более 20 человек.

Предложения по ПЛ данного типа в 1960 году академик А.П. Александров изложил главнокомандующему ВМФ С.Г. Горшкову и министру судостроительной промышленности Б.Е. Бутоме. При этом Анатолий Петрович сообщил, что он и академики А.И. Лейпунский, В.А. Трапезников и А.Г. Иосифьян готовы стать на-

учными руководителями создания такой лодки. Предложения академиков были хорошо восприняты главкомом ВМФ, и он незамедлительно отдал необходимые распоряжения для начала работы конструкторским бюро, институтам и центральным управлениям Военно-Морского Флота.

Многочисленные проектные и исследовательские проработки показали, что атомную подводную лодку, с предложенными учеными характеристиками, реально создать при водоизмещении 2300 тонн и принятии для неё одновальной однореакторной атомной пароэнергети-ческой установки с жидкометаллическим теплоносителем "свинец-висмут" (Таблица №5). Правда, эксплуатационная пригодность реактора этого типа вызывала тревогу из-за необходимости постоянного поддержания сплава в нагретом состоянии. Вариант атомной водо - водяной установки, которая хорошо была освоена, не мог быть принят, так как уступал по некоторым характеристикам - параметрам пара во втором контуре парогенератора и давлению в реакторе - и требовал увеличения водоизмещения АПЛ до 3000 тонн. Разработку проекта этой лодки (проект 705 «Лира»), осуществляло СКБ-143 в Ленинграде, главный конструктор М.Г. Русанов, а с 1974 года - В.В. Ромин. Ввиду исключительной сложности поставленной задачи разработка и строительство лодок осуществлялись под не-

посредственным научным руководством академиков: А.П. Александрова, А.И. Лейпунского, В.А. Трапезникова, А.Г. Иосифьяна, с участием многих научных и конструкторских коллективов страны.

Большая торпедная АПЛК-123 (зав. №105) пр.705 К, ходовые испытания

Большая торпедная АПЛБ-123 (зав. №105) пр.705 К Лира, 1 июля 2005 г.

К работе над проектом от ВМФ были привлечены корабельные инженеры В.В. Гордеев и К.Н. Мартыненко. В главном управлении кораблестроения ведущим куратором проекта 705 был заместитель начальника ГУК по новой технике, опытный корабел, инженер-контр - адмирал А.К. Усыскин.

Он с помощью специалистов управления новой техники, управления подводных лодок и первого института ВМФ, возглавляемого инженер - вице - адмиралом Л.А. Коршуновым, разрешал многие тормозящие это большое дело вопросы.

Особо это касается титана 48-ОТЗВ, так как работы приостанавливались из-за возникновения трещин длиной 600 -1000 мм на корпусных конструкциях, изготовленных из тонколистового титана (6 - 9 мм), и цистернах главного балласта.

Позже подобные явления наблюдались не только на Ново - Адмиралтейском заводе (НАЗ, бывший завод №196), но и на СМП. Приходилось заваривать трещины и менять дефектные листы. Именно по этой причине задерживалось строительство опытной подводной лодки К-64 (заводской № 900) проекта 705. К концу 1966 года накопилось существенное отставание готовности корабля (52,2%) от запланированной (75,5%). Только 22 апреля 1969 года АПЛ была спущена на воду и в доке переведена из Ленинграда на Север, на завод в Северодвинске. Швартовные и государственные испытания лодка прошла в Белом море под руководством правительственной комиссии, председателем которой был заслуженный подводник, адмирал флота Г.М. Егоров, а его заместителем И.С. Белоусов, заместитель министра судостроительной промышленности, в последующие годы министр и заместитель председателя Совета Министров СССР. Это были очень сложные испытания. На всех режимах работы установки лодкой управляли с пульта всего 20 человек экипажа. Адмирал флота Г.М. Егоров не мог взять на лодку сдаточную команду завода в её полном составе, а также всех членов правительственной комиссии. Многие специалисты заводов, КБ, институтов и научные руководители находились в море на плавбазе «Аксай», которая обеспечивала испытания.

В декабре 1971 года К-64 была принята в состав Северного флота (СФ). Командиром этой подводной лодки, а позже командиром дивизии всех комплексно - автоматизированных подво-

дных лодок проекта 705 был назначен опытный подводник, капитан 1 ранга Александр Сергеевич Пушкин, впоследствии контр - адмирал. Вспоминая командирскую молодость, А.С. Пушкин с восторгом рассказывал авторам о своем «Пароходике 705» - так он любовно называл свою субмарину в кругу друзей-подводников. «Торпедные аппараты с глубиной стрельбы от перископной до предельной, с электрическим вводом данных. Причем в дежурные торпедные аппараты ввод данных осуществлялся за 30 секунд. Стрельба торпедами и ракетами производилась без участия личного состава. На лодке предусматривалось использование новейшего оружия - подводной ракеты комплекса «Шквал», скорость хода ракеты 200 узлов. Получался фактически прямой выстрел. Противолодочная ракета комплекса «Вьюга» - аналог американской «Саброк» с улучшенными тактическо -техническими характеристиками. Для паропроизводительной установки характерна малая нагрузка мощности при скорости хода 20 - 24 узла - 28 - 35%, для паротурбинной установки - всего 12 - 24%. Число оборотов винта при 20 - 24 узлах - 170 - 217 оборотов, в то время как для всех других атомных подводных лодок не менее 220. Переход на глубину 200 метров и обратно занимало всего-навсего 15 секунд. Торможение с использованием реверса турбины с 30 до 5 узлов занимало 10 секунд, дистанция пробега - 850 метров. Разгон с 3 до 30 узлов занимало 60 секунд, длина разгона 500 метров. Магнитное поле на расстоянии 0,7 ширины корпуса составляло всего 2,5 милиэрстеда. Электрическое поле на расстоянии 0,5 метра от корпуса составляло 15 микровольт», - рассказывал Александр Сергеевич.

Таким образом, можно сделать вывод, что по всем параметрам, характеризую-

щим лучшие образцы подводных лодок на тот период, «Пароходик 705» имел показатели, отличающиеся в лучшую сторону на 30 - 100%, а по некоторым показателям - в несколько раз. Для завода, где строилась К-64 это было кульминацией инженерно - технического триумфа. «Жаль, что недолговечной была энергетическая установка. Видимо не зря американцы отказались от жидкометалличе-ского теплоносителя. Более надежными были водо - водяные реакторы», - с грустью вспоминал Александр Сергеевич.

Авторы разделяют точку зрения А.С. Пушкина, учитывая тот факт, что в 1972 году в результате нарушения теплового режима на К-64 произошёл выход из строя ППУ ОК-550. Так как ремонт АПЛ признали нецелесообразным, в 1973 году её вывели из эксплуатации.

Строительство серийных подводных лодок проекта 705 после корректировки и устранения всех дефектов, отмеченных правительственной комиссией на испытаниях и при её опытной эксплуатации, было поручено ленинградскому Ново-Адмиралтейскому заводу (с 1972 года - Ленинградское Адмиралтейское объединение (ЛАО)) и флагману строительства подводных лодок - Северному машиностроительному предприятию. К-123 (заводской №105) - головная лодка серии проекта 705К - была сдана флоту в декабре 1977 года. Приёмный акт утверждён после опытной эксплуатации 26 июня 1980 года. Всего же построено шесть серийных атомных подводных лодок проектов 705 и 705К, отличавшихся лишь типом реактора (ОК-550 и БМ-40А соответственно) и стоившие от 108 до 202 млн. руб. Для сравнения: торпедная АПЛ пр.627 стоила около 15 млн. руб., а пр.671 — 60 млн. руб.

Подводную лодку с заводским №930 пр.705 достраивать на ЛАО не стали, так кака сказались недостатки. Во-пер-

Тактико - технические элементы титановых АПЛ постройки 1969 — 1983 гг.

ТТЭ Пр.661 Пр.705 Пр.705К Пр.685

Кораблестроительные элементы

Водоизмещение, м3

- надводное 5197 2280 2275 5680

Главные размерения: - длина наибольшая, м 106,92 79,60 - 81,40 79,60 110,0

- ширина наружного корпуса, м 11,50 9,50 9,50 12,3

Осадка средняя в надводном положении, м 8,06 6,42 6,24 9,50

Глубина погружения, м: - рабочая 320 320 800

- предельная 400 400 400 1000

Скорость хода в надводном положении, уз 16,0 12,0 12,0 14,1

Скорость хода в подводном положении, уз 44,7 42,8 41,6 30,6

Автономность, сут. 70 50 50 90

Команда, чел. 80 29 29 64

Атомная энергетическая установка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Паропроизводительная установка:

Реакторы:

- число 2 1 1 1

- тип В-5 ОК-550 БМ-40А ОК-650Б-3

- номинальная мощность, мВт 2х177,4 1х155 1х155 1х190

Паротурбинная установка:

Главные турбозубчатые агрегаты (ГТЗА):

- число 2 1 1 1

- тип ГТЗА-618 ОК-7 ОК-7К

- мощность ГТЗА на гребных валах при 100 % мощности ППУ, л.с. 80000 40000 40000 43000

Электроэнергетическая установка:

Автономные турбогенераторы (ТГ):

- число 2 2 2

- тип ОК-3 ОК-1,5 ОК-1,5

- мощность, кВт 2х3000 2х1500 2х1500

Дизель-генератор (ДГ):

- число 1 1 1

- тип ДГ-460/500 ДГ-460/500 ДГ-500

- мощность, кВт 460 460

Гребные электродвигатели: Резервные Резервные

- число 2 2 2 2

- тип ВР-005 ВР-005

- мощность, кВт 2х136 2х136 2х300квт

Аккумуляторная батарея: - тип 424-111 433 433

- кол-во групп х кол-во элементов 2х152 1х112 1х112 1 х 112

Кол-во валов 2 1 1 1

Вооружение

Ракетное вооружение:

Ракетный комплекс ПКРК «Аметист» РПК-2 «Вьюга» и «Шквал» РПК-2 «Вьюга» и «Шквал» РПК-6 «Водопад»

ПУ, шт. 10 ПУ СМ-97 ТА ТА ТА

Кол-во ракет, шт. 10 Вместо части торпед Вместо части торпед Вместо части торпед

Глубина запуска ракет, м 30 50 50

Торпедное вооружение:

Носовые торпедные аппараты калибра 533 мм, шт. 4 6 6 6

Запасные торпеды или ракеты к носовым ТА калибра 533 мм, шт. 8 12 12 16

Общее кол-во торпед или ракеты калибра 533 мм, шт. 12 18 18 22

Система управления торпедной стрельбой (СУС), компл. «Ладога-П-661» «Аккорд» «Аккорд»

Навигационное вооружение: - навигационный комплекс (НК) «Сигма-661» «Сож» «Медведица-685»

Радиолокационное вооружение: - радиолокационный комплекс (РЛК) РЛК-101 «Альбатрос» «Чибис» «Чибис»

Гидроакустическое вооружение: - гидроакустический комплекс (ГАК) МГК-300 «Рубин» МГК-1000 «Океан» «Скат- Плавник»

Перечень титановых АПЛ постройки 1969 — 1983 гг.

№ ПЛ п/п Такт. № Завод-строитель Проект Закладка Спуск Подписан приемный акт Первый командир ПЛ Дополнительные сведения

Завод. № Главный наблюдающий

ОПЫТНЫЙ КОРАБЛЬ ПР.661 ПОСТРОИКИ СМП, СЕВЕРОДВИНСК (1 ЕД.)

1 К-18, с 27.01.65г. - К-162, с 15.01.85г. -К-222 №501 СМП 661 28.12.63 21.12.68 31.12.69 Кап.2 р. Ю.Ф.Голубков К.М.Палкин Кап.2 р. Юрий Гавр. Ильинский, Кап.2 р.Викт. Ник. Марков Вошла в состав СФ. Искл. в 1989г. из состава ВМФ.

ОПЫТНЫЙ КОРАБЛЬ ПР.705 ПОСТРОЙКИ НАЗ, ЛЕНИНГРАД (1 ЕД.)

2 К-64 НАЗ 705 02.06.68 22.04.69 31.12.71 Кап. 1р.А.С.Пушкин Вошла в состав СФ. В 1972г. авария. Искл. в 1978г. из состава ВМФ.

№900 В.С.Харитонов, с 1971 г. -В.Ф.Бабанин Кап. 2 р. В.В.Гордеев

СЕРИЙНЫЕ КОРАБЛИ ПР.705 ПОСТРОЙКИ НАЗ (ЛАО), ЛЕНИНГРАД (3+1 ЕД.)

3 К-316 НАЗ (ЛАО) 705 26.04.69 25.07.74 30.09.78 Кап.1 р. И.А.Страхов Вошла в состав СФ. Искл. в 1990г. из состава ВМФ.

№905 Е.П.Мельников Кап. 2 р. В.В.Гордеев

4 К-373 ЛАО 705 26.06.72 19.04.78 30.12.79 Кал. 1 р. Н.Г.Боков Вошла в состав СФ. В 1989г. поставлена на СМП в кап.ремонт. Искл. в 1990г. из состава ВМФ.

№910 Б.Г.Чистяков Кал. 2 р. В.В.Гордеев

5 К-463 ЛАО 705 26.06.75 31.04.81 30.12.81 Кап. 2 р. В.В.Гринкевич Вошла в состав СФ. Искл. в 1990г. из состава ВМФ.

№915 А.А.Юдин Кал. 2 р. В.В.Гордеев

6 ЛАО 705 Не достроена.

№930 Кал 2 р. В.В.Гордеев

СЕРИИНЫЕ КОРАБЛИ ПР.705К ПОСТРОИКИ СМП, СЕВЕРОДВИНСК (3 ЕД.)

7 К-123, с 03.06.92г. -Б-123 СМП 705К 22.12.67 04.04.76 12.12.77 Кап.1.р.А.У.Аббасов Г.М.Грязнухин Вошла в состав СФ. Авария в 1982г. В 1983 - 1992гг. прошла на СМП ремонт с заменой реакторного отсека на новый. Искл. в 1996г. из состава ВМФ.

№105 Кап. 2 р. В.В.Гордеев

8 К-432 СМП 705К 12.11.67 03.11.77 31.12.78 Кап.1 р. П.Л.Климов Вошла в состав СФ. Искл. в 1990г. из состава ВМФ.

№106 Ю.В.Горячев Кап. 2 р. В.В.Гордеев

9 К-493 СМП 705К 21.01.72 21.09.80 30.09.81 Кап. 1 р. Ю.К.Барышев Вошла в состав СФ. Искл. в 1990г. из состава ВМФ.

№107 Г.М.Грязнухин Кап. 2 р. В.В.Гордеев

ОПЫТНЫЙ КОРАБЛЬ ПР.685 ПОСТРОЙКИ СМП, СЕВЕРОДВИНСК (1 ЕД.)

10 К-278, с 31.01.88г. -«Комсомолец» СМП 685 22.04.78 03.06.83 28.12.83 Кап. 2р. Ю.А.Зеленский В.М.Чувакин Вошла в состав СФ. Погибла 07.04.89г.

№510 Кап. 2 р. А.Я.Томчин, кап.2 р. Н.В.Шалонов

Большая торпедная АПЛБ-373 (зав. №910) пр.705 Лира, Западная Лица, 2005 г.

вых, требовался постоянный подогрев 1-го контура ППУ с жидкометалличе-ским теплоносителем до 160°С при стоянке лодки в базе с выведенной главной ЭУ. Во-вторых, затеснённость отсеков из-за плотной компоновки, что усложняло ремонт и замену оборудования. Следует отметить также высокую стоимость лодки в связи с высокой стоимостью различного оборудования.

Однако следует подчеркнуть, что создание подводных лодок проектов 705 и 705К с глубиной погружения 400 м, энергетической установкой мощностью 40 тысяч лошадиных сил и скоростью хода в подводном положении бо-

Большая торпедная АПЛ Б-373 (зав. №910), Западная Лица, 2005 г.

лее 41 узла было настоящим подвигом отечественной науки и промышленности. Подводные лодки стали первыми подводными кораблями, созданными на принципах полной комплексной автоматизации оружия, механизмов и технических средств. Особое место в реализации правительственной программы от 28 августа 1958 года занимало достижение больших глубин погружения ПЛ. Для решения этой задачи постановлением правительства предусматривалось создание титановой атомной подводной лодки, способной плавать и выполнять боевые задачи на глубине 1000 метров.

В 1966 году Военно - Морским Фло-

том было разработано тактико - техническое задание на проектирование опытной глубоководной большой атомной подводной лодки с торпедно - ракетным комплексом (6 носовых 533-мм ТА), предназначенной для поиска, обнаружения, длительного слежения и уничтожения атомных подводных лодок, авианосцев, крупных боевых кораблей и транспортов вероятного противника. Главным конструктором проекта 685 «Плавник» сначала был утверждён Н.А. Климов, затем Ю.Н. Кормилицин. Проектировалась подводная лодка водоизмещением 5680 т в одном из ленинградских конструкторских бюро (ныне ЦКБ МТ «Рубин»).

Заложили АПЛ К-278 (заводской № 510) в Северодвинске 22 апреля 1978 года, сдали флоту в 1983 году, а 1 августа 1984 года включили в состав КСФ. Она успешно в течение четырех лет проходила опытную эксплуатацию, после чего 13 сентября 1988 года была принята на вооружение ВМФ. Проверено её плавание на глубине 1027 метров, на рабочей глубине проведены торпедные стрельбы. Подводная лодка совершала длительные походы, участвовала во флотских учениях.

В связи с гибелью К-278 «Комсомолец» во время третьей боевой службы в Норвежском море 7 апреля 1989 года с 42 офицерами и матросами, возникло много различных кривотолков о её конструктивных недостатках, якобы привед

Опытная большая торпедная АПЛ К-278 (зав. №510) пр.06850 Плавник, Норвежское море, 1987 г.

ших к трагическим последствиям. Действительно, конструктивные недостатки имели место, но не они были причиной. Разразившийся внезапный мощный пожар в электротехническом отсеке, несмотря на самоотверженную борьбу личного состава, не позволил спасти лодку. Многочисленные разбирательства обстоятельств гибели «Комсомольца» вскрыли немало конструктивных недостатков и ошибочных решений как кораблестроителей, так и проектировщиков. И вместе с тем создание подводной лодки проекта 685 открыло новые возможности в решении научно - технических проблем, связанных с освоением больших глубин погружения подводных лодок. Идея освоения таких глубин позволяет совершенствовать тактическую мысль по боевому использованию атомоходов в этих условиях. К великому сожалению, короткий срок нахождения АПЛ в боевом строю не позволил сполна подтвердить её непревзойденные качества и способность успешно решать задачи в борьбе с самым грозным противником.

Литература

1. Адмиралтейские верфи подводному флоту России. - СПб.: Гангут, 2003. - 200с.

2. Григорьев Б.В. Корабль, опередивший время. История проектирования, создания и эксплуатации атомных подводных лодок проекта 705 (705К). - СПб.: «Тайфун», 2003. - 208 с.

3. История Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит». В 4-х томах. Т.2. - СПб.: СПМБМ«Малахит», 1995. - 296 с.

4. «Малахит» - подводным силам России. -СПб.: Гангут, 2006. - 191 с.

5. Осинцев В.В. Атомная подводная лодка пр.705 (705К). - СПб.: Тайфун, 2008. - 72с.

6. Усенко Н.В., Котов П.Г., Реданский В.Г., Куличков В.К. Как создавался атомный подводный флот Советского Союза. - СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2004. - 544 с.

7. Усыскин А.К. Военное кораблестроение и атомная энергия. Записки и размышления. - М.: Российский научный центр «Курчатовский институт» , 1996. - 234 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.